Положение об инвестиционных фондах Сауд Аравии

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ
И КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СХЕМАХ
ЦИРКУЛЯР
Июнь 1993

От : Монетарное Агентство Саудовской Аравии — Г.О. Эр-Рияд
Кому : Всем Банкам
Для : Исполнительных Директоров и Управляющим
Предмет: Положение об Инвестиционных Фондах и Коллективных Инвестиционных Схемах
В последние несколько лет, со стороны мелких и средних инвесторов Саудовской Аравии наблюдался повышенный спрос на взаимные и инвестиционные фонды, осуществляющие инвестиции на внутреннем и международном рынках. С помощью Монетарного Агентства Саудовской Аравии, Саудовские банки конкурируют с региональными и международными финансовыми институтами, развивая и предлагая инвесторам много открытых и закрытых фондов.
В свете этих улучшений, Министр Финансов в своем решении № 3/2052 от 24 Раджаб 1413 H одобрил Положение об Инвестиционных Фондах и Коллективных Инвестиционных Схемах, которые предлагают Саудовские банки. Это Положение решает ряд вопросов относительно основания, осуществления деятельности и маркетинга открытых и закрытых взаимных фондов. Целями Министра Финансов и Агентства в издании настоящего Положения являются:

  1. Защитить всех инвесторов.
  2. Обеспечить то, чтобы только хорошо организованные учреждения с хорошей репутаций и адекватным капиталом предлагали эти услуги.
  3. Обеспечить повышение качества услуг и эффективности рынка, а также усиление его надежности.
  4. Поддержать развитие стандартов надзора в регионе Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC region).
    Настоящее положение обязательно и не требует объяснений. Тем не менее, оно должно пониматься и применяться в соответствии с порядком, изложенным настоящим меморандумом.
  5. Роль Саудовских Банков:
    Политика Агентства состоит в том, чтобы разрешить только Саудовским банкам предлагать такие продукты и услуги народу Саудовской Аравии. От Саудовских банков требуется исполнять роль Управляющего Фондом. Банки могут также действовать в качестве доверительного хранителя, администратора и маркетолога, либо могут делегировать некоторые свои функции другим финансовым институтам. Несмотря на это, они должны нести полную ответственность за управление своими Инвестиционными Фондами и постоянно оставаться подотчетными народу и органам власти в Королевстве.
  6. Принятие решений о Выдаче Разрешений:
    A. Организационные Возможности
    Рассматривая вопрос о предоставлении Саудовскому Банку разрешения на основание и развитие таких фондов, Агентство делает оценку его организационных возможностей и управленческий потенциал. Банки, планирующие предлагать такие продукты, должны иметь организационную структуру, операционную систему и систему бухгалтерского учета, а также процедуры принятия решений и контроля, которые необходимы для предоставления эффективного, рентабельного и прибыльного обслуживания. Банки должны также иметь соответствующий управленческий талант и потенциал в этой сфере.
    B. Достаточность Капитала
    Саудовские Банки, желающие предлагать эти услуги, должны быть хорошо капитализированными и соответствовать всем обязательным и правовым требованиям к капиталу. В то время как такие услуги имеют доверительный характер и не требуют размещения капитала для кредитного риска, на практике, сильная капитальная база помогает инвесторам и регулирующим органам чувствовать себя спокойно относительно любых убытков, которые могут возникнуть в результате халатности управления или мошенничества.
    C. Управленческие Способности
    Важным фактором в предоставлении разрешения Саудовскому банку является компетентность и честность его руководства, которые оцениваются по следующим критериям:
    • Лица, занимающие руководящие должности, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения своих обязанностей, включая соответствующие технические знания и навыки.
    • Лица, занимающие руководящие должности, должны иметь соответствующий профессиональный опыт.
    • Эти лица должны иметь честность и здравость суждения соразмерно с их должностью.
    • От этих лиц ожидается прилежное выполнение их обязанностей для защиты инвесторов.
    Более того, ожидается, что лицо, управляющее такими фондами:
    • Не совершало преступлений, связанных с мошенничеством и обманом.
    • Не противоречило и не нарушало никакие законы и положения любой юрисдикции, которые нацелены на защиту инвесторов и вкладчиков.
    • Не занималось никакой коммерческой деятельностью, которая представляется Агентству мошеннической, направленной на притеснение или которая отражает сомнение в его методах ведения бизнеса.
  7. Фонды, Постоянно Находящиеся в рамках Иностранной Юрисдикции:
    Время от времени, по операционным или другим причинам, Саудовский Банк может пожелать основать инвестиционный фонд за пределами Саудовской Аравии. В ряде случаев, это может быть в форме отдельного юридического лица. В этих случаях, Саудовский Банк должен получить Разрешение Агентства до создания такого фонда. Банк также должен соответствовать законам и постановления Саудовской Аравии, а также подобным актам иностранной юрисдикции.
  8. Заимствование Фонда:
    В общем, заимствование фондами должно быть ограничено процентным отношение к чистой стоимости его активов, согласованным с Агентством на момент создания фонда. Этот заем у банка или из другого источника должны быть по лучшим рыночным процентным ставкам. Фонды, возникшие из соглашений об обратном выкупе, должны считаться заемными. При определении разрешенного уровня заимствования, МАСА будет рассматривать природу фонда, т.е. открытый или закрытый; природу базовых активов; и будет ли привлечение заемных средств важным элементов инвестиционного механизма. Ссуды для основания фонда (срок таких ссуд не должен превышать двенадцати месяцев с даты основания) и краткосрочные займы для преодоления временной нехватки ликвидности должны быть разрешены.
  9. Ограничение Инвестиционных Полномочий:
    Как указано в разделе 6 Положения, Агентство должно издать руководство для Банков о следующих ограничениях их инвестиционных полномочий. Они должны периодически обновляться для отражения изменений в условиях рынка. На текущий момент, он должны быть следующими:
    a. Фонду не разрешается инвестировать более 10% чистой стоимости его активов в другой взаимный или инвестиционный фонд. Более того, такие инвестиции не должны превышать 15% чистой стоимости активов приобретенного взаимного или инвестиционного фонда.
    b. Фонд не должен инвестировать более 1% акционерного капитала Саудовской компании, находящегося в обращении на рынках ценных бумаг.
    c. Сумма обязательств фонда перед одним участником или группой связанных участников не должна превышать 15% чистой стоимости его активов.
    d. Инвестиции фонда в один акционерный капитал или выданную ссуду не должны превышать 10% чистой стоимости его активов.
    Настоящее Положение и ограничения должны вступить в силу с даты настоящего Циркуляра. Любой существующий инвестиционный или взаимный фонд, противоречащий данным нормам и любые их нарушения должны быть исправлены или немедленно рассмотрены Отделом Агентства по вопросам Банковского Надзора.
    С уважением. ХАМАД АЛЬ-САЯРИ РУКОВОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ NO.2052
ОТ 24.7.1413 H.
Министр Финансов и Национальной Экономики согласно полномочию, переданному ему в соответствии со Статьей 16 Закона о Банковском Надзоре, изданного Королевским Указом No. M/5 от 22.2.1386H, устанавливающую: (Монетарное Агентство, по одобрению Министра Финансов и Национальной Экономики, может издать общие правила относительно следующих вопросов: 3- Установление сроков и условий, которые банки должны принимать во внимание во время осуществления определенных видов операций для своих клиентов).
В связи со значительной деятельностью банков в поиске новых каналов инвестирования иных, чем депозиты, для удовлетворения интересов различных инвесторов; и для использования инвестиционных инноваций на международном уровне, путем основания инвестиционных фондов и управления ими, как нового инвестиционного механизма, и
В связи с увеличением интереса народа и для предоставления банкам возможности привлечь народные сбережения и создать различные инвестиционные механизмы, и ссылаясь на письмо Руководителя МАСА, в государственных интересах,
Решает следующее:
Одобрить Нормы для регулирования инвестиционных фондов, основанных местными банками, согласно следующему порядку:

  1. Определения:
    a. Инвестиционный фонд: Это коллективная инвестиционная схема, установленная местным банком по предварительному одобрению МАСА, для предоставления инвесторам возможности коллективно участвовать в доходах от инвестиционной схемы, которая управляется банком за ранее оговоренные комиссионные за управление.
    b. Слово Управляющий означает банк, которые основал инвестиционный фонд.
    c. Агентство означает Монетарное Агентство Саудовской Аравии.
    d. Королевство означает Королевство Саудовской Аравии.
  2. Система надзора и Организационная Структура:
    2.1. Надзор:
    МАСА должно осуществлять надзор за всеми видами деятельности местных банков в Королевстве, включая деятельность их инвестиционных фондов. Следовательно, все местные банки, у которых есть инвестиционные фонды, должны четко соблюдать настоящие нормы и должны изменить условия существующих фондов для удовлетворения требований настоящий норм в течение периода, не превышающего одного месяца с даты принятия этих норм.
    2.2. Организационная Структура
    a. Банк должен создать инвестиционный отдел, ответственный за управление отношений с клиентами инвестиционного фонда на доверительной основе. Этот отдел должен быть независимым от других отделов банка, которые отвечают за управление своими собственными фондами.
    b. Основной деятельностью инвестиционного отдела должна быть организация и осуществление операций, связанных с внесением взносов в фонд, выкупом взносов и с оценкой стоимости чистых активов инвестиционных фондов. Кроме этого, этот отдел должен быть ответственным за распределение денежных средств инвесторов между различными типами активов и за управление активами в интересах инвесторов.
    2.3. Административная Структура
    МАСА должно быть официально уведомлено о должностных лицах, ответственных за управление фондом. Эти должностные лица должны обладать необходимой квалификации и доказанной честностью.
  3. Виды Фондов и Взносы в Них:
    3.1 Виды Фондов:
    a. Открытые фонды с изменяющимся капиталом, паи в котором увеличиваются с внесением новых паев и уменьшаются с выкупом инвесторами нескольких или всех своих паев. Паи непрерывно продаются неограниченному кругу лиц путем объявления о подписке. Инвесторы имеют право выкупать свои паи по их чистой стоимости после наступления даты выкупа, установленной в договоре фонда.
    b. Закрытые фонды с установленным количеством неоплаченных паев после первоначальной подписки.
    c. МАСА может устанавливать новые виды инвестиционных фондов.
    3.2. Участники Фондов:
    a. Вложения в паи каждого фонда должны предлагаться как Саудовцам, так и не-Саудовцам, будь то физическое или юридическое лицо, за исключением случаев, когда нормы устанавливают иное, в отношении только Саудовцев.
    b. Осуществление взносов в фонд должно основываться на контракте, подписанной между инвестором и управляющим.
    c. МАСА, согласно настоящим нормам, решит, в каких фондах не могут участвовать не-Саудовцы.
    d. Банк, основывающий фонды, должен вести специальные записи для регистрацию имен, адресов и количество паев, полученных от клиентов.
    3.3. Одобрение Агентства на Основание Новых Фондов
    a. Существующие фонды по одобрению Агентства должны продолжить изменять свои правила в течение ограниченного периода, на который ссылается параграф 2.1. МАСА имеет право обновить это одобрение на дополнительный подобный период в зависимости от обстоятельств.
    b. Каждый банк, желающий установить взаимный фонд, должен подать письменное заявление в Агентство, содержащее следующую информацию:
  4. Копия проекта сроков и условий, которые будут составлять основу контракта между управляющим и инвесторами.
  5. Управляющий Фонда должен определить целевой рыночный сегмент фонда. Сумма должна быть указана, как минимальное требование для первого взноса.
  6. Брошюра и рекламный материал, выпущенный банком, и контракт о доверительном хранении или любые другие контракты, которые может изучить МАСА. Банки должны понимать, что они должны иметь письменное разрешение МАСА, если они хотят изменить правила и порядок или любые другие соглашения, одобренные ранее.
  7. Должна быть указана назначенная дата «запуска». Если минимальная сумма должна быть поднята до даты «запуска», это должно быть четко указано. Должно быть принято обязательство вернуть любую сумму, внесенную до установленной даты в случае преждевременного прекращения работы фонда.
  8. Природа фонда, виды активов и принципы торговли должны быть детально изложены.
  9. На риски инвесторов необходимо обратить особое внимание, насколько это возможно.
  10. Детали инвестиционной политики фонда.
  11. Детали относительно управляющего фонда, заместителя управляющего, доверительного хранителя, аудиторов и т.д. МАСА необходимо сообщать о любых последующих изменениях.
  12. Детали о всех комиссионных, выплачиваемых Управляющему за управление фондом и методы их вычисления.
    3.4. Сроки и Условия:
    Они должны формировать основу соглашения между управляющим и инвесторами. Как минимум, они должны включать следующее:
  13. Описание природы фонда и его характеристик, включая указание, является ли фонд открытым или закрытым.
  14. Информация о спонсорах, управляющих и доверительных хранителях.
  15. Инвестиционные цели фонда, включая виды и состав активов, а также инструменты, предельные условия и ограничения, если они имеются.
  16. Риски, связанные с инвестициями в фонд, должны быть четко указаны.
  17. Заявление, указывающее, что Банк не гарантирует основную сумму вклада или любой её возврат.
  18. Минимальный вступительный уровень для участия инвестора должен быть четко указан. Минимальная сумма для выкупа пая или другие ограничения должны быть четко определены.
  19. Дата оценки, а также дата приема взносов и выкупа паев должны быть четко определены. Должна быть указана дата, когда средства инвестора начинают приносить доход (убыток), и дата, когда он может забрать фонд выкупа.
  20. Должны быть указаны природа и частота отчета перед клиентами. Отчеты должны отправляться клиентам по их требованию.
  21. Все комиссионные, выплаты и затраты, подлежащие оплате фонду, должны быть указаны в цифрах. Все другие расходы, которые необходимо вычесть из чистой стоимости активов фонда -юридические, аудиторские, доверительного хранения, комиссионные, совместное управление и т.д. – должны быть определены. Затраты, которые должен оплачивать управляющий фонда, должны быть определены.
  22. Условия и порядок ликвидации, если какие-либо необходимо указать.
  23. Соглашение должна соответствовать законам и юрисдикции Саудовской Аравии.
  24. Оперативные Требования и Ограничения
    4.1. Ответственное Хранение Активов Фонда
  25. Поддерживающий банк должен нести ответственность за содержание активов фонда в интересах фонда и может назначить другое учреждение для выполнения этой функции в качестве доверительного хранителя.
  26. Взаимные фонды должны понимать, что активы портфеля принадлежат инвесторам, и управляющий управляет портфелем без претензии на право владения активами. Следовательно, им должна владеть сторона, одобренная МАСА.
  27. Если управляющий сам является доверительным хранителем, он должен законно отделить активы фонда от его других активов в случае любой претензии к управляющему: Доверительный хранитель или управляющий должны гарантировать, что они не могут использовать активы фонда, как обеспечение своих собственных операций.
  28. Управляющий должен привести в соответствие оценку, предоставленную доверительным хранителем против его и/или оценок других управляющих, но должен использовать оценку доверительного хранителя для расчета цены пая.
  29. Чистая стоимость активов должна закрепляться за один пай фонда путем вычета суммарных обязательств фонда из суммарных активов, и остаток должен распределяться на паи фонда.
  30. Управляющий, после одобрения МАСА, может задерживать определение стоимости чистых активов фонда в любом из следующих случаев:
    a. Закрытия или приостановка деятельности на любом из финансовых рынков.
    b. Сложность определения стоимости чистых активов из участвующих паев по любой причине.
    c. Ошибка оборудования, использованного управляющим для оценки вложений фонда.
    d. Другие случае, предоставленные на рассмотрение МАСА.
  31. Все инвесторы имеют право на чистую стоимость активов фонда и их владение на коллективной основе. В случае ликвидации ликвидатор, после вычета соответствующих расходов, должен распределить активы на пропорциональной основе между инвесторами.
    4.2. Маркетинг:
    Банк должен выбрать обоснованный способ продвижения созданного им фонда. Потенциальным клиентам должна вручаться брошюра или проспект, содержащую полную и актуальную информацию о фонде.

4.3. Требования Ликвидности:
Банк, создающий фонд, должен постоянно поддерживать необходимый уровень ликвидности для удовлетворения требования выкупа паев.
4.4. Валюта фонда:
Валюты, которая должна использовать фондом, должна быть установлена для оценки активов, а также для операций приема взносов и выкупа паев. Для фондов, активы которых выражены в валютах иных, чем Риал Саудовской Аравии, особое внимание в предлагаемых проспектах и сроках и условиях должно быть уделено валютному риску.
4.5. Комиссионные и другие выплаты:
Банк, создающий фонд, может взимать определенные комиссионные за основание и управление фондом в пределах, принятых МАСА. Тем не менее, банк должен показать – в клиентском соглашении – метод расчета всех комиссионных, выплат, расходов и взносов, которые должен выплачивать клиент и сумма которых должна вычитаться из активов фонда до определения чистой стоимости активов. Это должно быть, насколько это возможно, указано в цифрах. Если есть переменные и непредвиденные расходы, должны быть внесено положение об их объявлении. Все указанные выплаты должны быть максимальными, и банк не должен взимать любые комиссионные и выплаты свыше указанных в соглашении.
4.6. Определение Стоимости Паев
Стоимость паев должна определяться путем деления чистой стоимости активов на количество паев фонда. Для всех публичных сообщений, раскрытии информации и общей рекламы, когда необходимо представить данные о стоимости паев и связанную с этим информацию, необходимо использовать следующие правила:

  1. Стоимость всех паев должна определяться за вычетом всех расходов. Если котируются цены покупателя и продавца, они должны быть показаны отдельно. Цены покупателя и продавца должны быть четко отмечены как таковые.
  2. Сравнительный анализ стоимости паев должен быть представлен таким образом, что цена покупателя сравнивается с ценой покупателя, а цена продавца — с ценой продавца.
  3. Как минимум 2 десятичных знака должно использоваться для всех расчетов и анализов стоимости паев.
  4. Если необходимо показать процентное изменение стоимости пая, тогда последняя стоимость пая должна сравниваться со стоимостью пая, которая была самой недавней по отношению к текущей стоимости пая. Должна быть указана дата самой недавней цены.
  5. Если к вышеуказанному использованы какие-либо изменения, то сопроводительная записка должна четко объяснить используемую основу.
  6. Все фонды должны, по крайней мере раз в квартал, опубликовывать стоимость паев после согласования с МАСА.
  7. Опубликованная стоимость пая должна быть актуальной ценой, которая применяется к неограниченному кругу лиц.
  8. Реклама и объявления о деятельности фонда должны осуществляться на постоянной основе с использованием календарного года.
    4.7. Дата Оценки Паев
    Банк должен указать дату оценки паев фонда и даты, когда инвесторы могут приобрести или выкупить паи. Выкуп паев должен основываться на чистой стоимости активов фонда на дату после даты получения заявления о выкупе.
    4.8. Денежные средства Спонсора
    Для создания первоначального капитала открытых взаимных фондов может потребоваться спонсор. Эти суммы должны объявляться и управляться таким же образом, что и денежные средства инвесторов. Ожидается, что после первоначальной стадии, продолжительность которой одобряется Агентством, первоначальный капитал будет отозван спонсором. В последующем, никакие инвестиции со стороны спонсора не будут разрешены. Приобретение и выкуп первоначального капитала должны осуществляться на тех же условиях и сроках и по тем же ценам, которые применимы к другим инвесторам.
    4.9. Правовая Основа
    Фонд, созданный в Саудовской Аравии, не должен рассматриваться, как независимое юридическое лицо, а только как договорное соглашение между инвестиционным отделом банка и клиентами об управлении фондом, в который сделаны коллективные взносы.
    4.10. Злоупотребление Служебным Положением и Операции между Взаимозависимыми Сторонами
    Каждый управляющий фонда, предлагающий взаимные фонды неограниченному кругу лиц, должен развивать политику и порядок управления персоналом с целью предотвращения операций, основанных на конфиденциальной информации, злоупотребления служебным положением, операций между взаимозависимыми и взаимосвязанными сторонами и других ситуаций конфликта интересов. Это должно быть задокументировано в кодексе поведения работников и должно быть основой для оценки соответствия.
    4.11. Управляющий Фонда Должен Применять Следующие Правила:
  9. Управляющий фонда может предложить фонду брокерские и другие посреднические услуги. Эти услуги должны быть оценены на конкурентной основе и должны быть предложены по рыночным ставкам.
  10. Вложения в фонд: Кроме инвестиций в фонд в виде первоначального капитала, никакие другие инвестиции не разрешены.
  11. Инвестиции в акции Управляющего Фонда: Инвестиционному фонду запрещено приобретать любые ценные бумаги, акции или долговые обязательства – выпущенные спонсирующим его управляющим фонда.
  12. Операции с зависимыми и связанными сторонами: Любые операции Управляющего Фонда с зависимыми и связанными сторонами должны осуществляться по рыночным ставкам и должны освещаться. Управляющие фонда и доверительные хранители ответственны перед инвесторами за охрану их интересов. Все операции, проводимые управляющим фонда, должны отражать интересы инвесторов и должную благонадежность.
  13. Бухгалтерский Учет, Аудит и другие вопросы Надзора
    5.1 Ведение Бухгалтерского Учета:
    Банк, создающий фонд, должен надлежащим образом вести систему бухгалтерского учета, книги и записи относительно фонда. Он также должен хранить все брошюры, инвойсы, соглашения и документы для регистрации всех операции относительно фонда.
    5.2. Годовые Финансовые Отчеты:
    Банк, создающий фонд, должен подавать Агентству годовой отчет, включающий финансовые отчеты, подготовленные в соответствии с Саудовскими законами и постановлениями, а также общепринятыми принципами бухгалтерского учета. Они должны пройти надлежащую аудиторскую проверку и должны быть заверены внешними аудиторами. Эти отчеты должны быть опубликованы и изданы в течение 12 дней со дня окончания года фонда.
    5.3. Банк, создающий фонд, должен издавать раз в полгода краткий не проходящий аудиторскую проверку финансовый отчет для представления клиентам фонда и Агентству. Эти отчеты должны издаваться в течение 60 дней с окончания периода..
    5.4. Клиентам должен предоставляться квартальный отчет, показывающий операции их счетов, включая изменения в количестве паев, которыми они владеют, и их стоимости, вместе с любыми комиссионными или расходами, оплаченными клиентами. Такой отчет также должен показываться активы фонда и их стоимость.
  14. Прочие Положения
    6.1. Агентство должно издать руководство для банкам относительно следующих ограничений их инвестиционных полномочий. Оно будет иметь форму циркуляров, которые должны периодически обновляться для отражения изменения рыночных условий:
    a. Инвестиции фонда в другие инвестиционные фонда.
    b. Инвестиции фонда в акционерный капитал Саудовской компании, акции которой предлагаются на фондовой бирже.
    c. Сумма обязательств фонда перед одним участником или группой связанных участников.
    d. Инвестиции фонда в один акционерный капитал или выданную ссуду.
    6.2. Обязательства фонда не должны подлежать обязательному резервному депозиту.
    6.3. Депозиты фонда в банках должны подлежать требованиям обязательных депозитов.
    6.4. Паи фонда, которые банк хранит на своих счетах, не должны рассматриваться как часть ликвидных резервов банка в рамках Статьи 7 Закона о Банковском Надзоре.
    6.5. Банк должен предоставлять Агентству (МАСА) отчеты о фонде в соответствии с формами, определенными Агентством. Агентство может также потребовать дополнительные статистические отчеты в силу занимаемого положения.
    6.6. Банк должен установить порядок разрешения жалоб клиентов, инвестирующих во взаимный фонд. Банк должен вести записи характера жалоб и способа их разрешения. Неразрешенные споры между банком и клиентом должны относиться к юрисдикции Комитета по вопросам Банковских Споров, и могут быть переданы ему либо банком, либо клиентом.
  15. Настоящее Министерское решение должно быть разослано для его исполнения со дня принятия.

Подпись Министра Финансов
и Национальной Экономики