Проект закона Туниса о правосудии

ПРОЕКТ ОРГАНИЧЕСКОГО ЗАКОНА ТУНИСА
ОБ ОСНОВАХ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
ГЛАВА I: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ПРАВОСУДИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
РАЗДЕЛ I: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Статья 1
Правосудие переходного периода согласно настоящему закону – это комплексный процесс действия механизмов и средств, утвержденный для расследования и разрешения ситуации с прошлыми нарушениями прав человека, выявляя реальные факты, связанные с ними, и привлекая к ответственности ответственных за такие нарушения, возмещая ущерб, нанесенный жертвам, в целях достижения национального согласия, охраняя и документируя коллективную память, создавая гарантии неповторения нарушений и перехода от деспотизма к демократической системе, направленной на защиту прав человека.
РАЗДЕЛ II: ОБНАРОДОВАНИЕ ИСТИНЫ И СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ
Статья 2
Обнародование истины о нарушениях – это право, гарантированное законом всем гражданам, с учетом интересов жертв и их достоинства без нарушения принципов защиты персональных данных.
Статья 3
Нарушение согласно настоящему закону – это серьезное или систематическое нарушение прав человека со стороны государственных органов, групп, отдельных лиц от имени и под эгидой государственных органов, даже если у них нет статуса или прерогатив для этого. Кроме того, это серьезное или систематическое нарушение прав человека со стороны организованных групп.
Статья 4
Обнародование истины включает все средства, процедуры и исследования, направленные на уничтожение системы деспотизма посредством выявления и регистрации всех нарушений, а также выявления их причин, условий, источников, обстоятельств и последствий, а в случае смерти, нанесения ущерба и насильственного исчезновения, выяснение судьбы жертв, их местонахождения и личности преступников, совершивших такие действия и ответственных за них.
При обнародовании истины необходимо учитывать специфику влияния нарушения на пожилых лиц, женщин, детей, инвалидов, лиц с особыми потребностями, больных и незащищенные группы населения.
Статья 5
Сохранение национальной памяти – это право всех последующих поколений тунисцев. Это обязанность государства и всех его институтов учиться на своих ошибках и хранить память о жертвах.
РАЗДЕЛ III: ПОДОТЧЕТНОСТЬ
Статья 6
Подотчетность – это все механизмы, которые препятствуют безнаказанности и использованию привилегий.
Статья 7
Подотчетность находится в рамках компетенции судебных и административных органов согласно действующему закону.
Статья 8
Специализированные судебные округа должны быть установлены на основании указов в судах первой инстанции, созданных в апелляционных судах. Такие судебные округа должны состоять из судей, избранных из числа тех, которые не были вовлечены в политические судебные процессы. Такие судьи должны пройти специальное обучение для отправления правосудия переходного периода.
Такие судебные округа несут ответственность за рассмотрение дел, связанных с серьезными нарушениями прав человека в соответствии с ратифицированными международными конвенциями и настоящим законом. К таким нарушениям относятся:

  • умышленное убийство;
  • изнасилование и любая форма сексуального насилия;
  • пытки;
  • похищение;
  • смертная казнь без справедливого судебного разбирательства.
    Такие округа также рассматривают дела по: фальсификации результатов выборов, коррупции, хищению государственного имущества, вынужденной эмиграции по политическим мотивам; переданные им Комиссией.
    Статья 9
    Судебные процессы, возбужденные в отношении нарушений, указанных в Статье 8 настоящего Закона, не имеют срока давности.
    РАЗДЕЛ IV: КОМПЕНСАЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ПРАВАХ
    Статья 10
    Жертва – это лицо, которому был нанесен вред в результате нарушений, определенных настоящим Законом, совершенных отдельным лицом, группой лиц или организацией.
    Любой член семьи, которому нанесен вред по причине родства с жертвой согласно публичному праву, а также любое лицо, которому нанесен вред в результате его вмешательства с целью оказания помощи жертве или предотвращения нарушения.
    Настоящее определение распространяется на сферы, которые страдают от систематической изоляции.
    Статья 11
    Компенсация жертвам нарушения – это право, гарантированное законом. Государство несет ответственность за предоставление справедливых и эффективных форм компенсации, соразмерной тяжести нарушения и положению каждой жертвы, с учетом ресурсов, доступных государству.
    Компенсация — это система, основанная на материальной и моральной компенсации, восстановлении в правах, извинении, реинтеграции. Она может быть индивидуальной или коллективной и должна учитывать положение пожилых лиц, женщин, детей, инвалидов, лиц с особыми потребностями, больных и незащищенных групп населения.
    Статья 12
    Государство должно предоставить незамедлительную помощь и временную компенсацию жертвам, которые в ней нуждаются, особенно пожилым лицам, женщинам, детям, инвалидам, лицам с особыми потребностями, больным и незащищенным группам населения, без ожидания принятия решений и постановлений относительно компенсации.
    Статья 13
    Государство оплачивает все расходы, связанные с судебными разбирательствами по правам человека, предусмотренными настоящим Законом, в пользу жертв согласно законам о юридической помощи и судебном содействии перед административным судом.
    РАЗДЕЛ V: РЕФОРМА ИНСТИТУТОВ
    Статья 14
    Реформа институтов нацелена на искоренение и борьбу с системой коррупции, угнетения и деспотизма для предотвращения нарушений, уважения прав человека и верховенства закона.
    Реформа институтов требует пересмотра законодательства, смещения с должности в государственных институтов и органов лиц, ответственных за коррупцию и нарушения, модернизации методов и реструктуризации государственных институтов и органов, а также переподготовки их представителей в соответствии с положениями Статьи 43 настоящего Закона.
    РАЗДЕЛ VI: ПРИМИРЕНИЕ
    Статья 15
    Примирение нацелено на поддержание национального единства, достижение социальной справедливости и мира, становление верховенства закона и восстановление уверенности граждан в государственных институтах.
    Примирение не означает использование привилегий и безнаказанность лиц, ответственных за нарушения.
    ГЛАВА II: КОМИССИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИСТИНЫ И ПРИЗНАНИЮ ДОСТОИНСТВА
    РАЗДЕЛ I: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 16
    Должен быть учрежден независимый орган под названием “Комиссия по выявлению истины и признанию достоинства” (далее именуемая “Комиссия”). Комиссия наделяется правоспособностью юридического лица, финансовой и административной независимостью. Ее штаб-квартира расположена в г. Тунис, но она может проводить заседания в любом городе Республики.
    При необходимости, штаб-квартира Комиссии может быть перенесена в любой город Республики.
    Статья 17
    Работа Комиссии должна охватывать период с 1 июля 1955 г. и до принятия настоящего Закона.
    Статья 18
    Срок действия полномочий Комиссии составляет четыре (4) года, начиная с даты назначения членов Комиссии. Срок полномочий может быть продлен один раз на один (1) год обоснованным решением Комиссии, которое должно быть представлено законодательной ассамблее за три (3) месяца до окончания указанного срока.
    РАЗДЕЛ II: СОСТАВ КОМИССИИ
    Статья 19
    Комиссия состоит из пятнадцати (15) членов, при этом члены какого-либо пола должны составлять не менее одной трети. Членов выбирает Законодательная ассамблея из числа лиц, известных своей беспристрастностью, честностью и компетентностью.
    Статья 20
    Комиссия включает:
    • двух представителей ассоциаций по защите прав жертв и двух представителей ассоциаций по защите прав человека, предложенных такими ассоциациями.
    • Остальные члены выбираются из числа лиц, обладающих компетенцией в определенных сферах, связанных с правосудием переходного периода, а именно юриспруденция, социальные и гуманитарные науки, медицина, архивы, информация, коммуникации, и в их состав должны входить судья, адвокат, административный судья, юрисконсульт и специалист по финансам.
    Статья 21
    Кандидаты на место члена Комиссии должны соответствовать следующим требованиям:
    • Гражданство Туниса;
    • Тридцать (30) лет на дату выдвижения кандидатуры;
    • Компетентность, независимость, объективность и честность;
    • Отсутствие судимости за преднамеренное безнравственное преступление;
    • Отсутствие фактов фиктивного банкротства;
    • Отсутствие фактов увольнения за аморальное поведение.
    Статья 22
    Следующие лица не могут быть кандидатами в члены Комиссии:
  • Члены Национального Учредительного Собрания;
  • Должностные лица политический партий;
  • Члены парламента или правительственные чиновники в период после 1 июля 1955 г.;
  • Губернаторы провинций, генеральный секретарь провинции; главный делегат, делегат, мэр или любое исполнительное должностное лицо института, государственного предприятия или местного органа власти в период после 20 марта 1956 г.;
  • Должностное лицо партии на национальном, региональном или местном уровне, на территории страны или за границей, распущенного Конституционного Демократического Собрания;
  • Любое лицо, которое, согласно имеющимся доказательствам, поддерживало на выборах кандидатуру предыдущего Президента;
  • Судьи, вовлеченные в политические судебные процессы.
    Список кандидатов должен быть опубликован на официальном сайте Национального Учредительного Собрания.
    Статья 23
    Должен быть учрежден Специальный Комитет при Национальном Учредительном Собрании под председательствованием Спикера Собрания или Заместителя Спикер. Данный Комитет должен рассматривать заявки на членство в Комиссии по выявлению истины и признанию достоинства.
    Представительство групп или депутатов, не принадлежащих к какой-либо группе, в Специальном Комитете должно быть следующее:
    Один (1) член от каждой группы, состоящей из тридцати (30) депутатов; два (2) члена от групп, в составе которых от тридцати одного (31) до шестидесяти (60) депутатов; и три (3) члена от групп, в составе которых более шестидесяти (60) депутатов.
    Для депутатов, не принадлежащих к какой-либо группе: один (1) член от тридцати (30) депутатов; два (2) члена от депутатов в количестве от тридцати одного (31) до шестидесяти (60); и три (3) члена от депутатов в количестве шестидесяти (60) депутатов.
    Состав Специального Комитета должен быть утвержден в течение десяти (10) дней с момента публикации настоящего Закона. Специальный Комитет должен провести первое собрание в течение одной (1) недели с момента его учреждения.
    Начала приема заявок на членство в Комиссии по выявлению истины и признанию достоинства объявляется открытым по решению Председателя Специального Комитета, опубликованному в Официальном печатном издании Республики Тунис, с указанием сроков для подачи заявок, порядка подачи заявок, законных требований к кандидатам и документов, которые должны прилагаться к заявке согласно настоящему Закону.
    Комитет посредством консенсуса выбирает пятнадцать (15) заявок на членство, поданных в Бюро Собрания, с учетом требований, предусмотренных Статьей 20 настоящего Закона. Он должен представить этот список на утверждение большинством присутствующих членов, которое должно составлять не менее одной трети членов.
    Если Комитет не достигает консенсуса по краткому списку кандидатов в течение десяти (10) дней после просмотра дел кандидатов, соответствующих требованиям, заявки должны быть переданы на пленарное заседание для голосования большинством в три пятых (3/5) голосов членов Собрания в двух турах, а при невозможности достижения такого большинства, то абсолютным большинством. Члены Комиссии выбираются из числа заявителей, получивших наибольшее количество голосов.
    Если два кандидата получают равное количество голосов, то из них выбирается самый старший.
    Статья 24
    Заявка на членство должна подаваться вместе с отчетом о подтверждении информации, предоставленной кандидатом, который будет лишен членства в Комиссии, если предоставит ложную информацию.
    Каждый кандидат должен указать должности, которые он занимал последние пять (5) лет до подачи заявки на членство в Комиссии.

Статья 25
Возражения против одного из кандидатов возможно направить в Комитет, указанный в Статье 23 настоящего Закона, в течение одной недели с момента опубликования списка на официальном сайте Собрания и до передачи списка на пленарное заседание для голосования.
Комитет должен принять решение относительно возражений в течение недели с даты подачи возражений после выслушивания защиты оспариваемого кандидата. В случае принятия возражений оспариваемый кандидат заменяется кем-либо из других кандидатов в члены Комиссии согласно настоящему Закону.
Решения Комитета относительно возражений окончательны и обжалованию и пересмотру не подлежат, даже в случае обвинений в злоупотреблении полномочиями.
Статья 26
Члены Комиссии назначаются указом в течение пятнадцати (15) дней с даты подачи списка в секретариат Премьер-министра. Данный указ предусматривает, что члены должны провести собрание в течение пятнадцати (15) дней с даты указа. Члены должны выбрать посредством консенсуса Председателя Комиссии и двух заместителей, либо, в случае недостижения консенсуса, абсолютным большинством голосов членов на первом собрании под председательствованием самого старшего члена при содействии самого молодого члена из числа тех, кто не является кандидатом на должность председателя Комиссии.
Статья 27
До вступления в должность Председатель и члены Комиссии должны принять следующую присягу:
[перевод с арабского языка]
“Я клянусь Всемогущим Господом, что буду выполнять свои обязанности беспристрастно, честно, добросовестно и достойно, без дискриминации на основании пола, цвета кожи, языка, религии, убеждений или происхождения; и обязуюсь защищать профессиональную тайну и уважать достоинство жертв и цели, ради которых было создана Комиссия. ”
Они должны принять присягу перед Президентом Республики в течение семи (7) дней с момента назначения.
Статья 28
Председатель и члены Комиссии должны выполнять свои обязанности на условиях полной занятости и не имеют права занимать какую-либо должность в другом органе.
Члены Комиссии имеют право на привилегии, предусмотренные указом, опубликованном в Официальном печатном издании Республики Тунис.
Статья 29
В течение срока своих полномочий Председатель и члены Комиссии не имеют права:

  • заниматься какой-либо профессиональной деятельностью;
  • использовать свой статус в рекламе финансовых, промышленных, коммерческих или профессиональных проектов.
    Комиссия должна принять соответствующие меры в случае нарушения положений настоящей Статьи в соответствии с правилами процедуры.
    Статья 30
    Комиссия должна учредить исполнительный орган, находящийся по ее прямым контролем. Организация и порядок работы такого органа определяются правилами процедуры Комиссии и публикуются в Официальном печатном издании Республики Тунис.
    Исполнительный орган наделяется центральными полномочиями для решения административных и финансовых вопросов, а также управления в рамках своей компетенции региональными офисами и специализированными комитетами, учрежденными Комиссией и находящимися по ее прямым контролем.
    Комиссия может привлекать экспертов и специалистов на договорной или временной основе, при этом они должны соответствовать требованиям, предусмотренным в Статьях 22 и 23 настоящего Закона, за исключением возрастного ценза.
    Члены исполнительного органа назначаются решением Комиссии в соответствии с требованиями правил процедуры, опубликованным в Официальном печатном издании Республики Тунис.
    РАЗДЕЛ III: ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ И АГЕНТОВ КОМИССИИ
    Статья 31
    Члены Комиссии обязаны соблюдать профессиональную тайну и границы компетенции и не имеют права раскрывать или публиковать какую-либо информацию о деятельности Комиссии, за исключением отчетов и информации, публикуемой Комиссией.
    Те же положения распространяются на агентов и лиц, взаимодействующих с Комиссией.
    Все члены и агенты Комиссии должны соблюдать конфиденциальность документов, данных, свидетельских показаний, информации и материалов, связанных с аспектами деятельности Комиссии. Эти положения также действуют в отношении ушедшего в отставку члена.
    Доступ к данным и документам Комиссии запрещен, за исключением лиц, которые затрагиваются или обвиняются на их основании. Во всех других случаях такой доступ может предоставить только Комиссия или суд.
    Статья 32
    Все члены Комиссии должны представить Председателю Суда аудиторов заверенную декларацию с перечнем своего имущества и имущества своего супруга и детей до вступления в должность в Комиссии в соответствии с Законом No. 87-17 от 10 апреля 1987 г. о заверенной декларации имущества членов Правительства и определенных категорий государственных должностных лиц.
    Декларация является условием вступления в должность.
    Статья 33
    Члены и агенты Комиссии не имеют права демонстрировать поведение, которое может негативно повлиять на полномочия Комиссии или уважение к ней.

Статья 34
Члены Комиссии, включая Председателя Комиссии, не могут быть привлечены к судебной ответственности за малозначительные и тяжкие преступления, совершенные в ходе или в связи с исполнением их обязанностей, за исключением случаев, когда их неприкосновенность снимается решением большинства в две трети голосов членов Комиссии.
Однако в случае поимки на месте преступления соответствующий член может быть арестован, и Комиссия должна быть проинформирована об этом незамедлительно.
Статья 35
Члены и агенты Комиссии, а также лица, привлекаемые Комиссией для сотрудничества, считаются государственными должностными лицами в соответствии со Статьей 82 Уголовного кодекса. Государство гарантирует им защиту от любых угроз и оскорблений, которым они могут подвергаться в ходе исполнения своих обязанностей в Комиссии либо после прекращения их обязательств перед Комиссией.
Оскорбление кого-либо из перечисленных выше лиц считается оскорблением государственного должностного лица при исполнении своих обязанностей и подлежит наказанию, предусмотренному Уголовным кодексом.
Статья 36
Комиссия привлекает агентов на договорной или временной основе. Агенты, привлеченные на временной основе, получают свое вознаграждение, определенное указом, в дополнение к основной заработной плате.
Статья 37
Председатель и члены Комиссии должны выполнять свои обязанности в процессе работы Комиссии.
Любой член Комиссии вправе подать заявление об отставке в письменном виде Председателю Комиссии.
Любой член Комиссии может быть смещен с должности решением, утвержденным большинством в две трети голосов по причине отсутствия без уважительных причин на трех последовательных сессиях либо на шести сессиях Комиссии в целом за одни (1) год, либо по причине доказанной недееспособности, совершения действия, негативно влияющего на уважение Комиссии, или серьезного нарушения его профессиональных обязанностей согласно настоящему Закону.
В случае ухода в отставку, смещения с должности или смерти члена Комиссии, Законодательная ассамблея должна заменить такого члена другим членом, обладающим аналогичной компетенцией, в порядке, установленном в Статье 23 настоящего Закона.
В случае возникновения вакансии на должности Председателя Комиссии, самый старший из его заместителей становится исполняющим обязанности Председателя до назначения нового Председателя из числа членов Комиссии в порядке, установленном в Статье 26 настоящего Закона.

РАЗДЕЛ IV: ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ
Статья 38
Комиссия должна выполнять свои функции и полномочия, демонстрируя должный уровень объективности и полной независимости в соответствии с положениями и принципами, изложенными в Главе I настоящего Закона.
Никто не имеет права вмешиваться в работу Комиссии или оказывать влияние на ее решения.
Статья 39
Комиссия должна выполнять следующие функции:

  • Проводить открытые и закрытые сессии для рассмотрения дел жертв нарушений либо в иных целях, связанных с ее деятельностью;
  • Расследовать дела похищения лиц, судьба которых неизвестна, на основании ходатайств и жалоб, поданных Комиссии, и выявлять судьбу жертв;
  • Собирать данные и выявлять, расследовать и регистрировать нарушения в целях создания базы и единого реестра жертв нарушений;
  • Определять обязанности государственных ведомств или других сторон нарушений, на которые распространяются положения настоящего Закона; анализировать причины и предлагать меры по устранению последствий правонарушения в целях предотвращения их повторного возникновения в будущем;
  • Разрабатывать комплексные программы индивидуальной и коллективной компенсации жертвам нарушений, основанных на:
  • Признании нарушений, совершенных в отношении жертв, и принятии решений и мер компенсации в пользу жертв, с учетом всех решений и предыдущих административных и судебных действий, предпринятых в пользу жертв;
  • Стандартах компенсации жертвам;
  • Способах распределения компенсационных фондов, с учетом начислений для компенсаций;
  • Временных и срочных мерах информирования и компенсации в пользу жертв.
    Статья 40
    Для исполнения своих обязанностей Комиссия наделена следующими полномочиями:
  • Получать доступ к государственным и частным архивам, несмотря на запреты, предусмотренные действующим законодательством;
  • Принимать жалобы и ходатайства о нарушениях в течение одного года с момента начала деятельности. Комиссия может продлить этот период максимум на шесть месяцев;
  • Расследовать все нарушения, на которые распространяются положения настоящего Закона, с помощью любых средств и механизмов, которые она считает необходимыми для обеспечения прав защиты;
  • Вызывать любое лицо, показания которого считает полезными для рассмотрения дела. Неприкосновенность не освобождает от обязанности давать показания;
  • Совместно со специализированными структурами и подразделениями принять все необходимые меры для защиты свидетелей, жертв, экспертов и всех лиц, выслушанных Комиссией, независимо от их статуса, в отношении нарушения по настоящему Закону, а также принимать меры безопасности и защиты от криминализации и оскорбления, а также соблюдения конфиденциальности;
  • Привлекать государственных агентов для выполнения своих функций в отношении дознания, расследования и защиты;
  • Требовать от административных и судебных органов и государственных институтов, а также от любого юридического или физического лица предоставить какие-либо документы или информацию, которой они располагают;
  • Получать доступ к делам, возбужденным в судебных органах, и принятым в их отношении приговорам или судебным постановлениям;
  • Требовать информацию от иностранных государственных органов и неправительственных организаций в соответствии с международными соглашениями и договорами, заключенными в этих целях, и собирать информацию от жертв, свидетелей, правительственных должностных лиц и других лиц других стран совместно с компетентными органами;
  • Посещать государственные и частные объекты, проводить проверки, изымать документы, движимое имущество и инструменты, используемые в отношении расследуемых нарушений, готовить отчеты о проделанной работе, реализуя при этом исключительные права уголовной полиции и пользуясь необходимыми судебными процессуальными гарантиями;
  • Прибегать к любым механизмам и действиям для раскрытия истины.
    Статья 41
    Должен быть учрежден Фонд защиты достоинства и восстановления в правах жертв деспотизма, организация, порядок управления и финансирования которого определяются указом.
    Статья 42
    Комиссия должна передавать в Прокуратуру установленные случаи серьезных нарушений прав человека и должна быть проинформирована обо всех последующих действиях, предпринятых судебными органами в последующем.
    Переданные дела не могут быть оспорены на основании судебного пересмотра.
    Статья 43
    Комиссия должна выполнять следующее:
  1. разрабатывать рекомендации и предложения в отношении политических, административных, экономических, судебных, образовательных, культурных реформ, а также реформ в сфере безопасности и СМИ, а также в области контроля за управлением в целях предотвращения возврата угнетения, деспотизма, нарушений прав человека и хищения государственных средств;
  2. предлагать меры для поддержания национального примирения и защиты индивидуальных прав, в частности, прав женщин, детей, людей с особыми потребностями и незащищенных слоев населения;
  3. разрабатывать рекомендации, предложения и меры для укрепления построения демократии и установления верховенства закона;
  4. учредить Комитет под названием “Комитет по проведению профессиональных расследований и институциональной реформы”. Правила процедуры Комиссии должны определять его состав и порядок работы. Он должен выполнять следующие задачи:
  • разрабатывать практические рекомендации по реформированию институтов, вовлеченных в коррупцию и нарушения;
  • разрабатывать предложения по контролю за управлением и всеми связанными сферами.
    Комитет должен предоставить соответствующим органам рекомендации по смещению с должности или принудительной отправке на пенсию лица, занимающего высокую правительственную должность, если такое лицо:
    a- предоставило распущенному Конституционному Демократическому Собранию или Тайной полиции отчеты или информацию, которые нанесли вред или привели к нарушениям, предусмотренным настоящим Законом; b- намеренно поддерживало или помогало лицам, указанным в Декрет-законе № 2011-13 о хищении государственных средств; или c- совершило нарушения, предусмотренные настоящим Законом.
    Статья 44
    Комиссия рекомендует принять все меры, которые она считает необходимыми для сохранения национальной памяти жертв нарушений, а также может организовывать деятельность в этом направлении.
    Статья 45
    В рамках Комиссии должен быть утвержден Комитет примирения и арбитража. Он должен рассматривать и принимать решение по делам о нарушениях, предусмотренных настоящим Законом, после получения согласия жертвы и на основании принципов справедливости, равенства и общепринятых международных стандартов, независимо от прекращения судебного разбирательства и недействительности наказания. В случае серьезных нарушений, решение Комитета не может служить препятствием для привлечения к ответственности виновников нарушения, его необходимо принимать во внимание при определении наказания.
    Комитет примирения и арбитража также должен рассматривать запросы об урегулировании дел, связанных с финансовой коррупцией, но такие запросы не отменяют рассмотрение дел, и общественные иски должны прекращаться только в соответствии с применением положений об урегулировании дел.
    Применение положений об урегулировании дел, связанных с финансовой коррупцией, которые были возбуждены перед Комитетом, приводит к прекращению общественного иска, приостановлению судебного процесса или исполнения наказания. Но судебный процесс или исполнение наказания возобновляется, если виновник нарушения преднамеренно скрыл истину либо не сообщил все факты о своих незаконных действиях.
    Государство выступает первоначальной стороной в делах, переданных Комитету примирения и арбитража.
    Статья 46
    Комитет примирения и арбитража должен действовать, исходя из Конвенции по примирению и арбитражу:
  • по требованию жертвы, в том числе ущемленного государства;
  • по требованию предполагаемого виновника нарушения при условии согласия жертвы;
  • по одобрению государства и в делах, связанных с финансовой коррупцией, если вопрос связан с государственными средствами или имуществом институтов, пакет акций которых, прямо или косвенно, принадлежит государству;
  • по обращению Национальной Комиссии по борьбе с коррупцией на основании договора по арбитражу и примирению между затронутыми сторонами.
    Письменное признание лица, которое запрашивает урегулирование совершенных им действий, и его искреннее раскаяние являются требованиями для принятия заявки об урегулировании дела и арбитраже, которые должны быть представлены в формате, установленном решением Комитета. Если заявки об урегулировании дела связана с финансовой коррупцией, она должна содержать факты, которые привели к незаконной выгоде и размер этой выгоды. Заявка должна быть подкреплена доказательствами искренности лица, которые запрашивает урегулирование дела.
    Заявитель должен принять арбитражное решение в качестве окончательного, и оно не подлежит отмене или оспариванию по причине злоупотребления властью.
    Статья 47
    Стороны спора, рассматриваемого в арбитражном порядке, не должны воздерживаться от посещения публичных слушаний, если Комиссия просит их об этом. Процедура урегулирования спора приостанавливается в случае несоблюдения положений настоящей Статьи.
    Статья 48
    Явка перед Комитетом имеет срок давности. Рассмотрение судебными органами споров, переданных им, при одновременной реализации мер по предотвращению уклонения от наказания в течение периода применения процедуры урегулирования, и рассматриваемых Комитетом приостанавливаются до исполнения арбитражного решения, с учетом исключительных случаев, предусмотренных во втором параграфе Статьи 46 о делах, связанных с финансовой коррупцией.
    Комиссия или наиболее настойчивая сторона должны уведомить судебный орган, рассматривающий дело, о передаче данного дела Комитету.
    Статья 49
    Арбитражное решение должно содержать следующие данные:
    ■ детальное изложение фактов, даты их возникновения, правовое описание и законодательство, применяемое к ним;
    ■ заявление о существовании или отсутствии нарушений и доказательства их существования или отсутствия;
    ■ определение серьезности нарушений, если они доказаны, и указание ответственности;
    ■ определение вида ущерба, их размера и способов возмещения.
    Статья 50
    Арбитражное решение вступает в силу с момента его подписания Председателем Апелляционного Суда Туниса в течение трех (3) дней с момента его подачи.
    Арбитражное решение окончательное. Оно не может быть оспорено, отменено либо опротестовано по причине злоупотребления полномочиями.
    Статья 51
    Различные правительственные департаменты, государственные органы, комитеты, местные органы власти, государственные институты и все государственные представители должны предоставить Председателю Комиссии отчеты с указанием всей информации и данных, которые были ими раскрыты в ходе исполнения своих обязанностей и находятся в сфере компетенции Комиссии или могут помочь в эффективном выполнении ее задач.
    Такая информация и данные должны быть предоставлены Комиссии напрямую по инициативе вышеуказанных департаментов или сторон или по требованию Комиссии, в зависимости от ситуации.
    Статья 52
    Любое юридическое или физическое лицо должно предоставить Комиссии документы или отчеты, содержащие информацию, которая находится в их распоряжении и попадает в рамки компетенции Комиссии.
    На все документы, жалобы или информацию, переданные Комиссии, Комиссия выдает расписку о получении.
    Статья 53
    Комиссия должна утвердить процедуру организации слушаний с учетом характеристики жертв, особенно, женщин, детей, лиц с особыми потребностями, незащищенных слоев населения, и нарушителей, а также обеспечить их физическую и моральную неприкосновенность.
    Статья 54
    Запросы Комиссии о предоставлении информации или документов не могут отклоняться на основании соблюдения профессиональной тайны юридического или физического лица, владеющего такой информацией или документами. Лица, которым передана такая конфиденциальная информация, не должны привлекаться к ответственности за ее раскрытие Комиссии.
    Статья 55
    Председатель Комиссии вправе, в случае раскрытия документов и наличия обоснованных опасений относительно возможного их уничтожения, либо если есть серьезные доказательства совершения нарушений, попадающих в рамки компетенции Комиссии, утвердить принятие предупредительных мер, необходимых для защиты таких документов и доказательств и препятствования для виновника нарушений в сокрытии, изменении, передаче или уничтожении активов или имущества, связанного с нарушением.
    РАЗДЕЛ 5: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИССИИ
    Статья 56
    Комиссия должна выполнить следующие подготовительные действия в течение шести (6) месяцев с момента назначения ее членов:
  • разработать Правила процедуры и опубликовать их в Официальном печатном издании;
  • создать Исполнительный Секретариат;
  • разработать план действий на весь срок своих полномочий;
  • разработать программу работы на период не менее одного (1) года;
  • разработать упрощенные принципы процедуры для всех сфер компетенции;
  • разработать комплексный план информирования с привлечением национальных СМИ;
  • создать базу данных; и
  • выполнять все действия, необходимые для выполнения своих задач.
    Статья 57
    Правила процедуры Комиссии должны определять ее оперативные правила, порядок управления, административные, финансовые и технические механизмы, а также процесс принятия решений в соответствии с положениями настоящего Закона.
    Статья 58
    Председатель Комиссии обеспечивает ее надлежащее функционирование, определяет дату и место собраний и утверждает повестку собраний по согласованию с членами Комиссии.
    Председатель возглавляет сессии Комиссии и представляет ее перед третьими лицами. Он вправе делегировать некоторые свои полномочия и право подписи своему заместителю, члену Комиссии или, при необходимости, должностному лицу после его утверждения членами.
    Председатель Комиссии является старшим уполномоченным должностным лицом Комиссии.
    Статья 59
    Комиссия проводит собрание по созыву Председателя либо по требованию одной трети (1/3) своих членов. Заседания Комиссии считаются действительно только в случае присутствия двух третей (2/3) членов.
    Статья 60
    Обсуждения Комиссии проходят в закрытом порядке, а решения принимаются посредством консенсуса, или, в случае его невозможности, абсолютным большинством присутствующих членов. В случае равенства голосов, Председатель имеет решающий голос.
    Комиссия имеет право приглашать членов специальных комитетов или региональных бюро и любое лицо, которое может помочь в проведении сессии Комиссии, при этом такие лица не имеют права голоса.
    Статья 61
    Член Комиссии не имеет права принимать участие в обсуждениях вопросов, связанных с юридическим или физическим лицом, с которым такое лицо связано личной выгодой, семейными отношениями или иным видом обязательство или договорных отношений.
    Председатель и члены Комиссии должны сообщать о любом конфликте интересов в период их членства в Комиссии.

Статья 62
Любое физическое или юридическое лицо, которое заинтересовано в каком-либо вопросе, переданном в Комиссию, вправе объявить любого ее члена ненадежным, направив Председателю Комиссии письменное заявлении с изложением фактов.
Комиссия принимает решение по такому заявлению в течение недели с момента его подачи. Решением принимается большинством присутствующих членов без участия в голосовании оспариваемого члена.
Решение Комиссии не может быть обжаловано даже по причине злоупотребления полномочиями.
Статья 63
Настоящий Закон предоставляет Комиссии полномочие принимать решение об исполнении различных задач и реализации своих полномочий по настоящему Закону.
РАЗДЕЛ 6: БЮДЖЕТ КОМИССИИ
Статья 64
Комиссия должна иметь независимый бюджет, который имеет следующие источники поступлений:
■ ежегодные отчисления из правительственного бюджета;
■ пожертвования, взносы и субсидии, предоставленные Комиссии национальными или международными организациями;
■ любые ресурсы, переданные Комиссии.
Условные пожертвования и взносы не принимаются.
Комиссия разрабатывает свой бюджет и представляет его в соответствующий правительственный орган до передачи законодательному органу для утверждения.
Правила расходования бюджеты и бухгалтерского учета не связаны с Кодексом государственного бухгалтерского учёта.
Комиссия назначает аудитора на невозобновляемый период двух (2) лет из числа присяжных бухгалтеров, аккредитованных Обществом присяжных бухгалтеров Туниса.
Статья 65
Все договора Комиссии должны заключаться и исполняться в соответствии с принципами конкуренции, справедливости и прозрачности.
РАЗДЕЛ 7: УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Статья 66
Любое лицо, которое:

  • совершает перед Комиссией какое-либо действие, которое считалось бы неуважением к суду в случае его совершения в суде,
  • преднамеренно препятствует работе Комиссии,
  • преднамеренно не выполняет повестки для дачи показания Комиссии либо не предоставляет доступ к требуемым документам или информации,
  • раскрывает какую-либо конфиденциальную информацию, которую он получит в ходе выполнения своих обязанностей в Комиссии,
    подлежит наказания в форме тюремного заключения сроком шесть (6) месяцев и штрафу в размере двух тысяч (2,000) динар.
    Положения Уголовного кодекса применяются к лицу, которое дает Комиссии ложные показания, или предоставляет поддельные документы, или уничтожает какой-либо документ или материал, связанный с расследованием и процедурами, предусмотренными настоящим Законом.
    РАЗДЕЛ 8: ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОМИССИИ
    Статья 67
    Комиссия должна готовить следующие отчеты о своей деятельности:
  1. ежегодные отчеты;
  2. Итоговый комплексный отчет с момента учреждения Комиссии до выполнения ее задач, который содержит следующую информацию:
  • Факты, которые она установила после расследований;
  • Распределение обязанностей;
  • Причины совершения преступлений, установленные настоящим Законом, и рекомендации для предотвращения аналогичных преступлений в будущем;
  • Меры, которые необходимо принять для поддержания национального примирения, защиты прав человека, особенно прав женщин, детей, лиц с особыми потребностями и незащищенных слоев населения;
  • Рекомендации, предложения и меры для поддержания построения демократии и верховенства закона; и
  • Рекомендации и предложения по проведению политических, административных, экономических, судебных, образовательных, культурных реформ, а также реформ в сфере безопасности, информации и других реформ, которые Комиссия считает необходимыми для предотвращения возврата к угнетению, деспотизму, нарушению прав человека и хищению государственных средств;
  • Отчеты Комиссии должны быть представлены Президенту Республики, Спикеру Законодательной ассамблеи и Премьер-министру;
  • Отчеты Комиссии должны быть обнародованы и опубликованы в Официальном печатном издании Республики Тунис. Комиссия должна стремиться обнародовать результаты своей работы и распространять среди максимально возможного количества людей всеми способами до завершения своих задач.
    Статья 68
    Работа Комиссии заканчивается по истечению срока полномочий Комиссии, предусмотренного законом. Комиссия должна передать все документы в Национальный Архив или в специализированный институт, учрежденный в целях хранения национальной памяти.
    Статья 69
    Члены и агенты Комиссии, либо любое лицо, которые выполняет задачи по поручению Комиссии, не несут ответственность за содержание отчетов, выводов, заключений или рекомендаций, подготовленных согласно настоящему Закону.
    Статья 70
    В течение одного (1) года с момента публикации комплексного отчета Комиссии Правительство должно разработать план действий и программы работы для исполнения рекомендаций и предложений, подготовленных Комиссией. План действий и программа работы должны быть представлены в законодательную ассамблею за обсуждения.
    Законодательная ассамблея должна контролировать реализацию плана действий и программы работы посредством создания Временного Парламентского Комитета, который может запрашивать содействие соответствующих ассоциаций для реализации рекомендаций и предложений Комиссии.