Закон Германии о бюджете

ЗАКОН ГЕРМАНИИ «ОБ ОСНОВАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
И ЗЕМЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ПРАВА»

ЧАСТЬ І ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ФЕДЕРАЦИИ И ЗЕМЕЛЬ
Параграф 1. Законодательное поручение
Положения этой части отображают основы законодательства федерации и земель. Федерация и земли должны до 1 января 1972 года внести в свое бюджетное законодательство изменения, отвечаю-щие этим основам. Земли Мекленбург-передняя Померания, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Саксония, Тюрингия и земля Берлин, где этот закон до сих пор не был действующим, должны выполнить законодательное поручение, о котором идет речь в предложении 2, до 31 марта 1991 года.
РАЗДЕЛ І ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БЮДЖЕТЕ
Параграф 2. Значение бюджета
Бюджет предназначен для определения и покрытия потребностей в финансовых средствах, необ-ходимых для решения заданий, установленных федерацией или землей, в предварительно намеченное время. Бюджет является основой управления бюджетными средствами и ведения хозяйства. Во время составления и выполнения бюджета нужно учитывать необходимость обеспечения общеэкономическо-го равновесия.
Параграф 3. Последствия бюджета
(1) Государственный бюджет дает возможность административным органам осуществлять рас-ходы и брать на себя обязательства.
(2) Претензии и обязательства не могут ни обосновываться, ни отменяться бюджетом.
Параграф 4. Бюджетный год
Отчетным (бюджетным) годом считается календарный год. Министр, ответственный за финансы, может для некоторых сфер деятельности определять другие положения.
Параграф 5. Необходимые полномочий для осуществления расходов и взятия обязательств
Во время составления и выполнения бюджета нужно принимать во внимание только такие рас-ходы и полномочия на взятие обязательств относительно осуществления расходов в следующем году, которые необходимы для выполнения заданий федерации или земли.
Параграф 6. Расчетливость и экономность
Расчеты эффективности расходов:
(1) Во время составления и выполнения бюджета следует придерживаться основ расчетливости и экономности.
(2) Относительно мероприятий, которые имеют важное финансовое значение, должны прово-диться расчеты эффективности расходов.

Параграф 7. Принцип общего покрытия
Все поступления представляют собой средство покрытия всех видов расходов. Использование поступлений с той или другой целью ограничивается лишь тогда, когда это установлено законом или предусматривается, в виде исключения, в бюджете.
РАЗДЕЛ II СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
Параграф 8. Полнота и унифицированность
Принцип составления бюджета по годам:
(1) Для каждого бюджетного года составляется свой бюджет.
(2) Бюджет на каждый бюджетный год включает в себя сведения о:
1) всех ожидаемых поступлениях,
2) вероятных расходах,
3) вероятных необходимых полномочиях на взятие обязательств.
Параграф 9. Срок действия бюджетов
(1) Бюджет может составляться на два бюджетных года с разбивкой по годам.
(2) Бюджет может разделяться на административно-управленческую часть и собственно финан-совую часть; обе они могут, в свою очередь, разбиваться по годам. Периоды времени, на которые на-значаются ассигнования в обеих частях, могут начинаться с любого момента в течение бюджетных лет, которые идут последовательно один за другим.
Параграф 10. Индивидуальные бюджеты, сведенный бюджет, бюджет с разбивкой на группы
(1) Бюджет состоит из индивидуальных бюджетов и сведенного бюджета.
(2) Индивидуальные бюджеты включают в себя поступления, расходы и полномочия на взятие обязательств отдельной отрасли административного управления или определенные группы поступле-ний, расходов и полномочий на взятие обязательств. Индивидуальные бюджеты делятся на разделы и части. Распределение на части проводится в соответствии с административными предписаниями отно-сительно группировки поступлений и расходов бюджета согласно их типу.
(3) В бюджете с разбивкой на группы для каждой из них отдельно рассчитываются средства:

  1. Относительно поступлений: налоги, административные поступления, поступления от реализации имущества, обратный прилив средств за ссуды, субсидии и дотации, поступления от кредитов (без учета кредитов, направленных на поддержку надлежащего функционирования кассового хозяйства), использование резервов, поступления от чеканки монет.
  2. Относительно расходов: расходы на содержание персонала, значительные административные расходы, расходы на оплату процентов, субсидии юридическим лицам, деятельность которых ограни-чивается определенной территорией, дотации предприятиям, расходы на погашение долгов, ежегодные платежи на погашение долгосрочного (государственного) долга, взносы в резервные фонды, расходы на капиталовложение. Расходами на капиталовложение являются расходы, направленные на:
    а) строительные мероприятия гражданского (невоенного) назначения,
    b) приобретение движимого имущества, если этого не предусматривалось уже административ-ными расходами и если это приобретение нельзя рассматривать как военную поставку,
    с) приобретение недвижимого имущества,
    d) приобретение акций и других основных средств производства, долговых обязательств предприятий и прав на участие в них, ценных бумаг, а также увеличение капитала, вложенного в предприятие,
    е) ссуды,
    f) использование гарантий,
    g) субсидии и дотации на финансирование расходов, направленных на цели, определенные в пунктах а)—g).
    (4) Сведенный бюджет содержит в себе:
  3. Сведенные поступления, расходы и полномочия на взятие обязательств, которые содержатся в индивидуальных бюджетах (бюджетная смета).
  4. Расчет сальдо финансирования (сведенная таблица финансирования). Сальдо финансирования получается путем сравнения поступлений (за исключением поступлений от кредитов на рынке ссудного капитала, использования резервных фондов, поступлений от кассовых излишков и чеканки монет), с одной стороны, и расходов (без расходов на выплату долговых обязательств на рынке ссудного капитала, отчислений в резервные фонды и расходов на покрытие денежного дефицита касс), с другой стороны.
  5. Отображение поступлений от кредитов и расходов в уплату долгов (бюджет кредитного фи-нансирования).
    Параграф 11. Сведенные таблицы бюджета, распределение бюджета по функциям
    (1). Существуют такие дополнения в бюджет:
  6. Изложение поступлений, расходов и полномочий на взятие обязательств:
    а) по группам, созданным по определенным признакам (сведение в группы);
    b) по группам, созданным для решения поставленных заданий, принадлежащих к тем или другим сферам деятельности (сведение в функции);
    с) в сведенном виде от пункта а) к пункту b) (структура государственного бюджета по отдельны-м типам поступлений и расходов);
  7. Сведенная таблица главных статей бюджета по поступлениям и расходам.
  8. Сведенная таблица по штатным должностям чиновников, должностям служащих и рабочих. Дополнения прикладываются к проекту бюджета.
    (2) Сведение по функциям ставит своей целью создание основы для административных предпи-саний относительно распределения бюджетных поступлений и расходов по разным направлениям дея-тельности (бюджет по функциям).

Параграф 12. Предварительная смета в валовом выражении,
индивидуальная предварительная смета, средства самостоятельного ведения хозяйства,
комментарии, штаты
(1) Поступления и расходы должны быть подсчитаны в полном объеме и отдельно друг от друга. Закон может допускать, чтобы предложение 1 о предварительной смете не применялось к поступлени-ям от кредитов на кредитном рынке и связанным с ними расходов. Кроме того, можно делать исключе-ния относительно применения положения 1 к бюджету, в частности к той его части, где идет речь о дополнительных расходах и поступлениях, которые являются результатом соглашений о приобретении или отчуждении. В случаях, предусмотренных положением 3, отчисления запланированных сумм включаются в бюджет в виде дополнения или в объяснения к нему.
(2) Полномочия на взятие обязательств относительно соответствующих расходов должны учиты-ваться отдельно.
(3) Расходы могут быть переданы в собственное ведение, когда это будет способствовать эко-номному ведению хозяйства. Средства самостоятельного ведения хозяйства могут использоваться на протяжении всего бюджетного года. Поступления, полученные за счет такого ведения хозяйства, добавляются к средствам самостоятельного ведения хозяйства. В отчетности как расходы должны учитываться лишь средства, выделяемые учреждениям-участницам.
(4) Поступления должны группироваться по способу их образования, а расходы и полномочия на взятие обязательства – согласно цели, которую необходимо достичь. Если полученные поступления и расходы нуждаются в объяснениях, такие объяснения должны быть предоставлены. В виде исключения, объяснения могут быть объявлены такими, что имеют обязательную силу.
(5) Расходы и полномочия на взятие обязательств, предназначенные для достижения одной цели, не могут предусматриваться бюджетом в разных разделах.
(6) Штатные единицы в бюджете необходимо проводить по разным разрядам тарифной сетки и соответствующим названиям должностей.
Параграф 13. Полномочие на получение кредитов
(1) Закон о бюджете определяет тот уровень, до которого министр финансов может получать кредиты:

  1. На покрытие расходов.
  2. На поддержку в надлежащем состоянии кассового хозяйства (кредиты на укрепление кассово-го хозяйства).
    Если эти кредиты уже возвращены, полномочия на использование таких кредитов могут быть предоставлены вновь. Кредиты на укрепление кассового хозяйства должны оплачиваться не позже, чем через 6 месяцев по завершении бюджетного года, в котором они были получены.
    (2) Полномочия, которые предоставляются в соответствии с пунктом 1 абзаца 1, действительны до конца следующего бюджетного года. Если закон о бюджете не будет принят на второй год, они ос-таются действующими до предания этого закона о бюджете огласке. Полномочия, которые предостав-ляются в соответствии с пунктом 2 абзаца 1, являются действующими до конца текущего года. Если закон о бюджете на следующий финансовый год не будет своевременно обнародован, они остаются действующими до предания этого закона о бюджете огласке.
    (3) Закон может определять, что в бюджете должны быть отмечены расходы, которые оплачива-ются за счет доходов от кредитов.
    Параграф 14. Дотации
    Расходы и полномочия на взятие обязательств относительно выплат учреждениям, которые не принадлежат к федеральной администрации или администрации земли, для достижения определенной цели (дотации) должны учитываться в смете лишь тогда, когда федерация либо земля заинтересованы в достижении этими учреждениями результата, который без ассигнований достичь невозможно либо во-обще, либо в нужных масштабах.
    Параграф 15. Возможность перенесения неиспользованных бюджетных средств на следующий год. Возможность использования его по другим расходным статям
    (1) Расходы на капиталовложение и расходы, которые осуществляются за счет целевых поступ-лений, могут переноситься на следующий период. Другие расходы могут подаваться в бюджете как та-кие, что могут переноситься, тогда, когда они предназначаются для мероприятий, действующих на про-тяжении несколько лет, и при условии, что такое перенесение будет способствовать расчетливому рас-пределению средств.
    (2) Расходы в бюджете могут подаваться как такие, что способны использоваться по другой или другим статьям расходов, когда между статьями существует соответствующая административная или функциональная связь. Расходы, о цели использования которых в бюджете не дается подробных сведе-ний, не могут объявляться такими, что способны использоваться по другим статьям.
    Параграф 16. Строительные работы, закупки в больших объемах
    и масштабные опытно-конструкторские проекты
    (1) Расходы и полномочия на строительные работы должны предусматриваться в бюджете толь-ко после предоставления планов, расчетов, расходов и комментариев к ним, из которых можно полу-чить представление о способе выполнения, стоимости строительства, земельном участке и оборудова-нии, а также о предполагаемых источниках финансирования и календарном графике работ. К этим до-кументам добавляется оценка дополнительной ежегодной нагрузки на бюджет, возникающей по завер-шении работ.
    (2) Расходы и полномочия на взятие обязательств относительно закупок в больших объемах и масштабных исследовательско-конструкторских проектов должны предусматриваться в бюджете толь-ко после предоставления проектной документации, оценки расходов и участия в расходах. В этом слу-чае имеют место положения предложения 2 абзаца 1.
    (3) Исключения из положений абзацев 1 и 2 возможны лишь тогда, когда своевременно подгото-вить документы оказывается невозможным, а несвоевременное включение расходов в бюджет нанесло бы ущерб федерации или земле.
    Параграф 17. Денежный дефицит
    Денежный дефицит может предусматриваться не позднее двух последующих финансовых лет. Он должен быть покрыт поступлениями от кредитов, если не исчерпаны возможности их получения.
    Параграф 18. Предприятия. Имущество особенного назначения
    Если хозяйственная деятельность предприятий, принадлежащих федерации или землям, по по-казателям поступлений и расходов в проекте бюджета оказывается нецелесообразной, такие предпри-ятия должны составить план экономического развития. План экономического развития или обзор этого плана должен прилагаться к проекту бюджета как дополнение или включаться в комментарии к нему. В бюджете должны предусматриваться только отчисления или поставки. Штатные единицы в бюджете должны распределяться по группам, согласно предназначенного для определенных должностей денеж-ного содержания.
    (2) Относительно имущества особенного назначения в бюджете следует предусматривать лишь отчисления или поставки. Поступления, расходы и полномочия на взятие обязательств, которые каса-ются имущества особенного назначения, должны найти отображение в соответствующих обзорах, кото-рые приобщаются к проекту бюджета как дополнения или включаются в комментарии.
    РАЗДЕЛ III ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
    Параграф 19. Сбор поступлений, регуляция распределения расходов
    (1) Поступления должны собираться своевременно и в полном объеме.
    (2) Расходы позволяется делать лишь тогда и не раньше, когда они необходимы для прибыльного и сберегательного управления. Расходные средства должны использоваться таким образом, чтоб их хва-тило на покрытие всех расходов, которые предусмотрено сделать для достижения конкретных целей. Предложения 1 и 2 касаются использования полномочий на взятие обязательства.
    Параграф 20. Всесторонний учет, учет отдельных операций
    (1) Все поступления и расходы в их полном объеме должны быть проведены через бухгалтерские книги в соответственно предусмотренном разделе, если на основании положений предложений 2 и 3 абзаца 1 параграфа 12 не предусмотрено другое.
    (2) Расходы, которые проходят через разные разделы, могут направляться на достижение одной и той же цели лишь в той мере, в которой это допускается бюджетом. Это положение касается также ис-пользования полномочий на взятие обязательств.
    Параграф 21. Расходы, финансируемые за счет кредитов.
    Если в бюджете отмечены расходы, которые должны покрываться за счет поступлений в виде кредитов, то для осуществления этих расходов и учета обязательств по их обеспечению нужно заблаго-временно получить согласие министра, ответственного за финансы. Когда кредитных средств в распо-ряжении нет, министр, ответственный за финансы (то есть министр финансов ФРГ или министр земли, который отвечает за состояние финансов в этой земле), может дать согласие лишь тогда, когда неосу-ществление расходов или их задержка приведет к значительным убыткам для федерации либо земли. Также министр финансов может дать согласие, если он, ввиду хода получения поступлений или осуще-ствления расходов, приходит к выводу, что соответствующие обязательства являются оправданными.
    (2) Для учреждений, которых касается положение, предусмотренное абзацем 1, закон может ус-тановить, что для финансирования расходов на капиталовложение и учета обязательств в уплату этих расходов нужно получить согласие министра финансов.
    Параграф 22. Полномочие на взятие обязательств
    (1) Мероприятия, которые в следующие финансовые годы могут стать причиной расходов со стороны федерации или земли, допустимы лишь тогда, когда они предусматриваются бюджетом. Если возникает непредвиденная и безотлагательная необходимость в совершении расходов, министр финан-сов может сделать соответствующее исключение.
    (2) Мероприятия, о которых идет речь в абзаце 1, нуждаются в одобрении министра финансов. Если же в бюджете были предусмотрены обязательства, распределенные на несколько финансовых лет с приведением данных о ежегодных суммах, и данные расходов не намного отличаются от запланиро-ванных, закон может не требовать получения согласия министра финансов.
    (3) Министр финансов должен сообщать о начале и окончании переговоров относительно меро-приятий, отмеченных в абзаце 1, которые имеют принципиальное или значительное финансовое значе-ние.
    (4) Обязательства по текущим соглашениям могут браться без соблюдения условий, определен-ных в абзацах 1 и 2. Соответствующие подробности регламентируются министром финпнсов.
    (5) Абзацы 1-4 не могут касаться соглашений, о которых идет речь в предложении 1 абзаца 2 ста-тьи 59 Основного закона.
    Параграф 23. Гарантии, кредитные обязательства
    (1) Для взятия на себя поручительства или других типов гарантий, которые могут привести к расходам в следующие финансовые годы, нужно получить соответствующие полномочия на основании закона, который определяет их объемы.
    (2) Кредитные обязательства, как и взятие на себя поручительства и других типов гарантий, нуждаются в согласии министра финансов, который должен участвовать в соответствующих переговорах. На основании полномочий, предоставленных положениями предложений 1 и 2, он может отказаться дать свое согласие.
    (3) Относительно мероприятий, о которых идет речь в абзаце 2, компетентные учреждения должны определить, что они или их уполномоченные имеют право в любое время контролировать сто-роны относительно того, в какой степени необходимость в этих мерах была связана с обязательствами. Министр финансов может, в виде исключения, отказаться от права на контроль.
    Параграф 24. Другие важные финансовые мероприятия.
    Издание административных предписаний, заключение тарифных соглашений и предоставление услуг по повышенным тарифам или услуг, не предусмотренных этими тарифами, а также установление или изменение вознаграждений за управленческую деятельность нуждаются в согласии министра фи-нансов, если это может привести к сокращению поступлений или к увеличению расходов в текущем финансовом году или в следующие финансовые годы. Положение предложения 1 нужно применять также к другим мероприятиям, которые имеют принципиальное или значительное финансовое значе-ние, если они могут привести к сокращению поступлений в текущем финансовом году или в следующие финансовые годы или к увеличению расходов в текущем финансовом году.
    Параграф 25. Запрещение в бюджетном хозяйстве
    Когда этого требуют изменения поступлений или расходов, от согласия министра финансов за-висит вопрос о необходимости взятия обязательств или осуществления расходов.
    Параграф 26. Дотации, контроль над распределением средств или имущественных объектов
    (1) Дотации должны предоставляться только в соответствии с условиями, которые были изложе-ны в параграфе 14. При этом необходимо определить, как следует отчитываться об использовании до-таций. Кроме того, для соответствующего учреждения или его уполномоченного следует установить право контроля.
    (2) В случае, когда средствами и имущественными объектами федерации или земли руководят учреждения, принадлежащие к администрации федерации или земли, нужно применять требования со-гласно абзацу 1.
    Параграф 27. Обоснованность обязательств и временные ограничения их действия
    Распределение расходов и использование полномочий на взятие обязательств осуществляются только для достижения определенной в бюджете цели и только до конца финансового года. Закон до-пускает, что неиспользованные полномочия на взятие обязательств могут действовать до предания за-кона о бюджете на следующий финансовый год огласке.
    (2) Для расходов, которые могут переноситься на следующий финансовый год, можно образовать фонд неиспользованных сметных ассигнований. Этим фондом можно будет пользоваться на протяжении финансового года для достижения тех же целей, а также он может быть перенесен с текущего финансового года на следующий финансовый год до его окончания. Для строительных работ вместо финансового года, на который предоставляются ассигнования, указывают тот финансовый год, в котором здание будет сдано в эксплуатацию. В отдельных случаях министр финансов может делать исключения.
    (3) Министр финансов может в отдельных случаях позволить перенесение расходов, если расхо-ды на мероприятия, на которые уже было получено согласие, должны осуществляться и в будущем го-ду.
    Параграф 28Основы работы персонала
    (1) Должность должна предоставляться только с указанием соответствующей штатной единицы.
    (2) Расходы на персонал, которые основываются не на законе или тарифном соглашении, должны осуществляться лишь тогда, когда существуют специально предусмотренные для этого средства.
    Параграф 29. Строительные работы, закупки в больших объемах
    и масштабные исследовательско-конструкторские проекты
    (1) Строительные работы нужно начинать лишь после выполнения подробных проектных черте-жей и расчетов расходов, кроме тех случаев, когда идет речь о небольших мероприятиях. В чертежах и расчетах от документов, отмеченных в параграфе 16, можно отклоняться лишь тогда, когда это не вы-зывает значительных изменений. Для всех других исключений нужно согласие министра финансов.
    (2) Закупки в больших объемах и широкомасштабные исследовательско-конструкторские рабо-ты должны основываться на документации, разработанной в достаточном объеме. В этом случае приме-няются положения предложения 2 абзаца 1.
    Параграф 30. Публичные торги
    Заключению контрактов на поставку и предоставление услуг должны предшествовать публичные торги, если только характер соглашения или особые обстоятельства не оправдывают исключений.
    Параграф 31. Изменение контрактов, изменение претензий.
    (1) Отмены или изменения контрактов, способные нанести убытки федерации или земле, возможны лишь в исключительных и особым образом обоснованных случаях. Договоренность может достигаться лишь в том случае, когда это целесообразно и экономически выгодно для федерации или земли.
    (2) Претензии могут:
  3. Откладываться лишь в том случае, когда их немедленное удовлетворение будет иметь послед-ствия – возникновение больших трудностей для стороны, против которой эти претензии направлены, а сама претензия останется в силе.
  4. Отклоняться лишь тогда, когда установлено, что их урегулирование невозможно, или когда стоимость их урегулирования не соизмерима с величиной претензий.
  5. Сниматься с обсуждения лишь тогда, когда урегулирование претензий при сложившихся об-стоятельствах в каждом частном случае создает чрезвычайные трудности для противоположной сторо-ны. То же касается возмещения или начисления оплаченных сумм.
    (3) Действия, о которых идет речь в абзацах 1 и 2, нуждаются в одобрении министра финансов, если он не считает возможным отказаться от них.
    (4) Другие положения правовых предписаний остаются неизменными.

РАЗДЕЛ IV ПЛАТЕЖИ, ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТЬ
Параграф 32. Платежи
Платежи могут проводиться или осуществляться только через кассы и специальные места плате-жей и только на основании письменного распоряжения соответствующего министра или уполномочен-ного им служащего. Министр финансов может делать исключения.
Параграф 33. Ведение бухгалтерского учета, обязательность документирования
Платежи всех видов должны проводиться через бухгалтерские книги в хронологической после-довательности и в предусмотренном бюджетом порядке, или в другом отдельно предусмотренном по-рядке. Министр финансов может дать распоряжение вести учет взятых обязательств и денежных требо-ваний. Все бухгалтерские записи должны быть документально подтверждены.

Параграф 34. Занесение в бухгалтерские книги по финансовым годам
(1) Платежи должны заноситься в бухгалтерские книги отдельно для каждого финансового года. Министр финансов может делать исключения как для отдельных платежей, так и для ведения записей в хронологический последовательности.
(2) Все платежи, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 3 и 4, должны заноситься в бухгалтерские книги за тот финансовый год, в котором они поступили или были осуществлены.
(3) Платежи, срок оплаты которых наступил в истекшем финансовом году, но они поступили позже, должны заноситься в книги за истекший финансовый год, если книга не сбалансирована.
(4) Для нового финансового года должны быть занесены в бухгалтерские книги:

  1. Поступления, срок получения которых наступает в новом финансовом году, но которые поступили раньше.
  2. Расходы, срок осуществления которых наступает в новом финансовом году, но которые для своевременного поступления получателю должны перечисляться раньше.
  3. Выплаты по услугам, поставкам, а также выплаты по пенсиям на первый месяц нового финан-сового года, которые нужно выплатить заранее.
    (5) Положения абзаца 3 и пункта 1 абзаца 4 не распространяются на сборы, другие выплаты, де-нежные штрафы, пени и связанные с ними расходы.
    (6) Относительно абзацев 2-4 возможны исключения.
    Параграф 35. Бухгалтерский учет имущества, интегрированный бухгалтерский учет
    Необходимо вести учет имущества и долгов или предъявлять другие оправдательные документы. Бухгалтерский учет имущества и долгов может объединяться с бухгалтерским учетом поступлений и расходов.
    Параграф 36. Сбалансирование бухгалтерских книг
    (1) Бухгалтерские книги должны балансироваться ежегодно. Министр финансов определяет дату сбалансирования книг.
    (2) После сбалансирования бухгалтерских книг вносить в книги поступления и расходы за ис-текший период нельзя.
    Параграф 37. Отчетность
    (1) За каждый финансовый год соответствующие учреждения должны подавать отчет, который основывается на данных сбалансированных бухгалтерских книг. Министр финансов может по согласию Счетной палаты устанавливать другой отчетный период.
    (2) На основе сбалансированных бухгалтерских книг министр финансов составляет статистиче-ский отчет выполнения бюджета за каждый финансовый год.
    (3) Если, согласно предложению 2 параграфа 33, были взяты обязательства и денежные требова-ния подлежат внесению в бухгалтерские книги, о них должен подаваться отчет.

Параграф 38. Структура статистического отчета о выполнении бюджета
(1) В статистическом отчете о выполнении бюджета в соответствии с порядком, определенным положениями параграфа 33, сравниваются поступления и расходы с учетом остатка средств бюджета, которые не поступили в прибыльную часть в текущем бюджетном году, и неиспользованных сметных ассигнований (то есть бюджетных остатков), а также кредитования в счет будущих поступлений.
(2) Для каждой статьи и для итоговых показателей соответственно отдельно приводятся:

  1. Для прибылей:
    а) фактические поступления,
    b) остаток средств бюджета, не поступивших в прибыльную част и подлежащих переносу,
    c) сумма фактических поступлений и сумма остатка средств бюджета, не поступивших в при-быльную часть и подлежащих переносу,
    d) объемы фактических поступлений от имущества, если ведется бухгалтерский учет такого имущества,
    e) предусмотренные бюджетом поступления,
    f) остаток средств бюджета, перенесенных с предыдущего года и не поступивших в прибыльную часть,
    g) сумма предусмотренных бюджетом поступлений и перенесенного остатка средств бюджета, не поступивших в прибыльную часть бюджета,
    h) сумма излишка или недостачи, которые образуются в результате сравнения строки c) со стро-кой g).
  2. Для расходов:
    a) фактические расходы,
    b) неиспользованные ассигнования или кредитные средства, подлежащие переносу,
    c) сумма фактических расходов и неиспользованных ассигнований или кредитных средств, под-лежащих переносу,
    d) объемы фактических расходов на имущество, если ведется бухгалтерский учет такого имущества,
    e) предусмотренные бюджетом расходы,
    f) остаток неизрасходованных ассигнований, перенесенных с предыдущего года, или кредитные средства,
    g) сумма предусмотренных бюджетом расходов и перенесенных неиспользованных ассигнований или кредитных средств,
    h) сумма излишка или нехватки, которые образуются в результате сравнения строки с) со строкой g)
    i) объемы сверхплановых или неплановых расходов или кредитных средств.
  3. Для соответствующих расходов и для итоговых показателей соответственно следует приво-дить объемы взятых обязательств и денежных требований, если эти расходы, в соответствии с предло-жением 2 параграфа 33, подлежат занесению в бухгалтерские книги.

Параграф 39. Подведение баланса наличных средств
Составляя баланс наличных средств, нужно привести такие данные:

  1. а) сумма фактических поступлений,
    b) сумма фактических расходов,
    c) разница между строкой а) и строкой b) (годовое наличное сальдо),
    d) предусмотренные бюджетом еще не подведенные годовые наличные сальдо предыдущих лет,
    е) окончательное наличное сальдо по строке с) и строке d).
  2. а) сумма фактических поступлений за исключением поступлений за счет кредитов кредитного рынка, использования резервов, поступлений от наличных излишков и поступлений в виде монет,
    b) сумма фактических расходов за исключением расходов на долговые обязательства на кредит-ном рынке, отчислений в резервы и расходы на покрытие дефицита наличности,
    c) сальдо финансирования по строке а) и строке b).
    Параграф 40. Балансирование бюджета
    В балансе бюджета следует привести такие данные:
  3. а) годовое наличное сальдо согласно строке с) пункта 1 параграфа 39,
    b) окончательное наличное сальдо согласно строке е) пункта 1 параграфа 39.
  4. а) перенесенный с предыдущего года остаток средств бюджета, не поступивших в прибыльную часть, и остаток неизрасходованных ассигнований,
    b) остаток средств бюджета, не поступивших в прибыльную часть, и остаток неизрасходованных ассигнований, которые подлежат переносу на следующий финансовый год,
    с) разница между показателями строки а) и строки b),
    d) расчетное годовое сальдо показателей строки а) пункта 1 и строки с) пункта 2,
    е) окончательное расчетное сальдо показателей строки b) пункта 1 и строки b) пункта 2.
  5. Объемы взятых обязательств и денежных требований, если они подлежат учету на основании предложения 2 параграфа 33.
    Параграф 41. Итоговое сведение
    Баланс наличных средств и бюджетный баланс должны быть прокомментированы в единой сводке.
    РАЗДЕЛ V РЕВИЗИОННЫЕ ПРОВЕРКИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
    Параграф 42. Задачи Счетной палаты
    (1) Вся хозяйственная деятельность федерации и земель, включая ту, которая связана с имущест-вом и предприятиями особого назначения, контролируется и проверяется Счетной палатой.
    (2) Счетная палата проверяет в частности:
  6. Поступления, расходы и обязательства относительно осуществления расходов.
  7. Мероприятия, которые могут отразиться на финансах.
  8. Имущество и задолженность.
    (3) Счетная палата может по своему усмотрению ограничить масштабы ревизии и оставить фи-нансовые отчеты непроверенными.
    (4) Осуществление ревизионной проверки дел, которые должны храниться в тайне, может, со-гласно закону, регулироваться специальными положениями.
    (5) Опираясь на предыдущей опыт, Счетная палата может давать консультации. Подробнее это положение регулируется законом.
    Параграф 43. Ревизионные проверки учреждений, которые не принадлежат
    к категории административных
    (1) Счетная палата имеет право проводить ревизионные проверки федеральных или земельных учреждений, которые не принадлежат к категории административных, невзирая на возможные после-дующие правовые предписания, основанные на земельном законодательстве, если такие учреждения:
  9. Выполняют часть бюджета или получают от федерации или земли возмещение своих расхо-дов.
  10. Распоряжаются средствами или имущественными объектами федерации или земли.
  11. Получают ассигнование от федерации или земли. Если эти учреждения передают средства третьим лицам, то Счетная палата имеет право проверять и этих третьих лиц.
    (2) Ревизионные проверки распространяются на степень экономичности управления и использо-вание средств по назначению. Если идет речь об ассигновании, то Счетная палата может также прове-рять другие аспекты хозяйственной деятельности их получателя, если будет считать это необходимым.
    (3) Если идет речь о предоставлении кредитов из бюджетных средств, а также взятии на себя по-ручительства, предоставлении гарантий и других типов обеспечений от имени федерации или земли, Счетная палата имеет право проверять стороны на предмет того, приняли ли они надлежащие меры для предотвращения возможных убытков для федерации либо земли, и создали ли они условия, выгодные для федерации или земли.
    Параграф 44. Ревизионные проверки участия государства в управлении
    частноправовыми организациями
    (1) Счетная палата проводит проверки непосредственного или опосредствованного участия фе-дерации или земли в управлении частными предприятиям, действующих в одной из юридических форм частного права, с соблюдением главных коммерческих основ.
    (2) Абзац 1 действует относительно промышленных предприятий и хозяйственных коопера-тивов, в которых федерация или земля берет участие.
    Параграф 45. Общая ревизия
    Если ревизионные проверки находятся в компетенции нескольких Счетных палат, такие провер-ки должны осуществляться совместно. Если конституционным правом не предусмотрено проведение тех или других ревизионных проверок какой-либо определенной Счетной палатой, палаты по взаимной договоренности могут передавать друг другу право на проведение таких проверок.

Параграф 46. Результаты ревизионных проверок
(1) Если это необходимо Правительству для утверждения отчетности, Счетная палата ежегодно обобщает и резюмирует результаты своих проверок в докладе для законодательных органов.
(2) Отчет может также содержать выводы относительно прошлых или следующих финансовых лет.
(3) Счетная палата может в любое время информировать законодательные органы и Правитель-ство о делах, имеющих особо важное значение.
Параграф 47. Утверждение отчетности, отчет Счетной палаты
(1) На основании финансового отчета и ежегодного доклада Счетной палаты законодательные органы выносят решение об утверждении правительственной отчетности.
(2) Отчет Счетной палаты проверяется законодательными органами, которые также утверждают отчетность.
РАЗДЕЛ VI ИМУЩЕСТВО ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ЗЕМЛИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПУБЛІЧ-НО-ПРАВОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ЗЕМЛИ
Параграф 48. Основные положения
(1) Этот закон должен применяться относительно имущества особого назначения, которое при-надлежит федерации или земле, а также публично-правовым юридическим лицам федерации или земли, если этим или другими законами не предусмотрено другое.
(2) Относительно предприятий, которые имеют правовой статус публично-правового юридиче-ского лица, должны применяться параграфы 42-46, независимо от размера участия в них федерации или земли. Закон может допускать неприменение положений параграфов 42-46. Исключения, сделанные на основании предыдущего права, остаются без изменений.
(2) Относительно предприятий, которые имеют статус частноправовых юридических лиц, при-меняются параграфы 53 и 54.
ЧАСТЬ II ПОЛОЖЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ НЕИЗМЕННОЕ
И НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Параграф 49. Основные положения
Положения, о которых идет речь в этой части, имеют неизменное и непосредственное значение для федерации и земель.
Параграф 50. Процесс финансового планирования
(1) В основу бюджетного хозяйства федерации и земель положены пятилетнее финансовое пла-нирование (абзац 1 параграфа 9 и параграф 14 Закона о содействии стабильности и экономическому росту от 8 июня 1967 года).
(2) Первым плановым годом финансового планирования является текущий финансовый год.
(3) Финансовый план (параграф 9, абзац 2, предложение 2 Закона о содействии стабильности и экономическому росту от 8 июня 1967 года) должен подаваться в законодательные органы не позднее чем проект закона о бюджете на следующий финансовый год. Законодательные органы могут требо-вать предоставления альтернативных расчетов.
(4) В финансовом плане должны быть растолкованы и обоснованы основные направления капи-таловложений.
(5) В законодательные органы необходимо подавать переделанные на основе финансового плана многолетние программы капиталовложений (параграф 10 Закона о содействии стабильности и экономическому росту от 8 июня 1967 года).
(6) Планирование на основании предложения 1 параграфа 11 Закона о содействии стабильности и экономическому росту от 8 июня 1967 года должно осуществляться для объектов капитального строи-тельства третьего планового года таким образом, чтобы их выполнение могло начаться в наиболее ко-роткие сроки.
(7) Правительство должно своевременно принимать надлежащие меры, необходимые для финан-сового планирования, для обеспечения нормальной подготовки бюджета с учетом общеэкономического потенциала для каждого из плановых лет.
Параграф 51. Совет финансового планирования
(1) При Федеральном правительстве создается Совет финансового планирования. В состав Сове-та входят:

  1. Федеральный министр финансов и экономики.
  2. Министры финансов земель.
  3. Четыре представителя общин и объединений общин, которые по предложению Главного объе-динения муниципалитетов, назначаются Бундесратом. В обсуждении закона о финансовом планирова-нии может брать участие Немецкий федеральный банк.
    (2) Совет финансового планирования дает рекомендации относительно согласования финансо-вых планов федерации, земель, общин и объединений общин. Для этого следует разработать унифици-рованную номенклатуру финансового планирования, определить единые народнохозяйственные и фи-нансово-экономические предпосылки для финансового планирования и, что самое главное, для надле-жащего выполнения общегосударственных задач и потребностей народного хозяйства. При этом долж-ны быть учтены те меры, проведение которых считается Советом по вопросам экономической конъ-юнктуры необходимым для государства (достижения целей Закона о содействии стабильности и эконо-мическому росту).
    (3) Предметом обсуждений и рекомендаций должны быть ожидаемые поступления и расходы организаций и учреждений, отмеченные в параграфе 52, если они не включены в финансовые планы федерации, земель, общин и объединений общин.
    (4) Председателем Совета финансового планирования является федеральный министр финансов.
    (5) Совет финансового планирования сам разрабатывает свой регламент.
    Параграф 52. Обязательность предоставления информации
    (1) Федерация и земли через своих министров финансов предоставляют Совету финансового планирования информацию, необходимую ему для выполнения своих задач. Предоставленная инфор-мация содержит также предложения, включенные в финансовые планы, разработанные с соблюдением соответствующих сфер компетенции.
    (2) Земли предоставляют также информацию своим общинам и другим муниципальным органам. Это же касается имущества и предприятий особого назначения, принадлежащих землям, общинам и объединениям общин, а также публично-правовым юридическим лицам, чье привлечение в финансовое планирование и обсуждение Совета финансового планирования является необходимым. Этот процесс регулируется землями.
    (3) Имущество и предприятия особого назначения, принадлежащие федерации, а также публич-но-правовые юридические лица федерации предоставляют необходимую информацию федеральному министру финансов, который передает ее в Совет финансового планирование.
    (4) Представители социального страхования вместе со службами помощи пожилым людям, их союзы и другие объединения в отрасли социального страхования, а также Федеральное ведомство по трудоустройству предоставляют федеральному министру финансов необходимую для Совета финансо-вого планирования информацию через федерального министра труда и социального упорядочения. Объединения, которые подчинены непосредственно землям, подают необходимую информацию через высшие земельные административные органы власти, которые руководят вопросами социального страхования.
    Параграф 53. Права частноправовых предприятий
    (1) Если юридическому лицу, деятельность которого была ограничена определенной территори-ей, принадлежит большая часть предприятия, которое имеет частноправовую юридическую форму, или если ему принадлежит по меньшей мере четвертая его часть, а вместе с другими юридическими лицами – большая его часть, юридическое лицо может требовать, чтобы предприятие:
  4. предоставило возможность, в пределах проверки бухгалтерских книг в конце определенного периода, проверять правильность ведение дел,
  5. поручило ревизорам изложить в своем отчете:
    а) изменения в имущественном состоянии и уровне доходов, а также ликвидность и рентабель-ность компании,
    b) убыточные операции и причины убытков, если эти операции и причины повлияли на имуще-ственное состояние и уровень доходов,
    с) причины образования годового дефицита, отмеченного в счете прибылей и убытков.
  6. передало юридическому лицу отчет ревизоров о результатах ревизии, а если предприятие должно составить годовой баланс концерна, то немедленно после его получения и отчет ревизоров о результатах ревизии годового баланса концерна.
    (2) Частями юридического лица, деятельность которого была ограничена определенной террито-рией, считаются также предприятия особого назначения, которые принадлежат такому юридическому лицу. Кроме того, частями такого юридического лица считаются части, которые принадлежат предпри-ятию, права относительно которого определены в абзаце 1.

Параграф 54. Информирование контрольно-ревизионных органов
(1) В случаях, предусмотренных параграфом 53, в уставе (договоре) общества с тремя четверты-ми государственного капитала может быть определено, что контрольно-ревизионные органы, обслужи-вающие юридическое лицо, деятельность которого была ограничена определенной территорией, могут немедленно затребовать разъяснение вопросов, возникающих во время проведения ревизионных проверок на основании параграфа 44, и с этой целью могут ознакомиться с предприятием, бухгалтерскими книгами и документами.
(2) До вступления этого закона в силу право контрольно-ревизионных органов на немедленное информирование остается без изменений.
Параграф 55. Проверки публично-правовых юридических лиц
(1) Если публично-правовое юридическое лицо не является юридическим лицом, деятельность которого была ограничена определенной территорией, союзом общин, объединением юридических лиц, деятельность которых ограничена определенной территорией, союзами ли общинами или религиозной общиной публичного права на основании абзаца 5 статьи 137 5 Немецкой Конституции от 11 августа 1919 года, и если это юридическое лицо получает от федерации или одной из земель дотации, суть и объемы которых имеют законные основания, или если существуют обоснованные законом гарантийные обязательства федерации или одной из земель, то Счетная палата федерации или земли должна осуществлять проверки ведения юридическим лицом хозяйственной деятельности. Такое положение справедливо и в том случае, когда в уставе предусмотрено проведение проверок при согласии Счетной палаты. Другие права на проверку и контроль, которые основываются на положениях параграфа 48, остаются без изменений.
(2) Относительно предприятий, которые имеют правовую форму публично-правового юридиче-ского лица, независимо от размеров участия в них федерации или земли, применяется параграф 53, ес-ли эти предприятия не освобождены от ревизионных проверок отчетности (предложение 2 и 3 абзаца 2 параграфа 48).
Параграф 56. Права контрольно-ревизионных органов. Предварительная проверка
(1) Когда вышестоящие органы юридического лица, деятельность которой ограничена опреде-ленной территорией, издают или разъясняют общие предписания, касающиеся использования бюджет-ных средств другого юридического лица такого же типа, или влияют на его поступления и расходы, то контрольно-ревизионный орган другого юридического лица должен быть немедленно об этом проин-формирован.
(2) До издания учреждениями, которые не входят в состав юридической единицы, деятельность которой была ограничена определенной территорией, но выполняет часть бюджета такого юридического лица, административных предписаний относительно реализации своих частей бюджета или выполнения соответствующего закона, их должен заслушать контрольно-ревизионный орган такой юридического лица.
(3) Если юридическое лицо, деятельность которого была ограничена определенной территорией, выполняет определенную часть бюджета другого подобного юридического лица либо получает от него возмещение за расходы, либо руководит его средствами или имущественными объектами, оно должно придерживаться действующих для него предписаний и осуществлять предварительную предусмотрен-ную законом проверку деятельности второго юридического лица, если с контрольно-ревизионным уч-реждением не согласовано другое.
Параграф 57. Федеральные и земельные кассы
Задания касс относительно принятия и осуществление платежей от имени федерации за все уч-реждения, которые входят или не входят в систему федеральной администрации, выполняются феде-ральными кассами, за исключением тех случаев, когда идет речь о взыскании налогов, которые являют-ся компетенцией земельных налогово-финансовых органов.
(2) Задание касс относительно принятия и осуществления платежей от имени земли за все учре-ждения, которые входят или не входят в систему земельной администрации, выполняются земельными кассами, если не определено другое.
(3) На протяжении восьми лет после вступления в силу этого закона задания касс относительно принятия и осуществления платежей от имени федерации за все учреждения, которые входят или не входят в систему федеральной администрации, могут также выполняться другими кассами вместо фе-деральных касс.
ЧАСТЬ III ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Параграф 58. Публично-правовые служебные или должностные отношения.
Регуляция подведомственности
(1) Положения этого закона относительно государственных служащих должны также применять-ся к другим публично-правовым служебным или должностным отношениям.
(2) Полномочия, которые должны принадлежать министру финансов, могут быть переданы дру-гому учреждению. В свободном городе Гамбурге то, какому учреждению должны принадлежать полно-мочия министра финансов, решает Сенат. Положения Конституции свободного города Гамбурга о том, что для утверждения проекта бюджета, а также для принятия на себя гарантий, действие которых превышает длительность отчетного года, или которые не принадлежат к категории таких, что обеспечивают нормальный ход управленческого процесса, нужно лишь решение парламента, остаются без изменений.
(3) Закон может позволять применение предложения 1 параграфа 17 лишь через четыре года по-сле вступления в силу положения предложения 2 параграфа 1.
Параграф 59. Предостережение относительно Берлина
Этот закон, согласно абзацу 1 параграфа 13 Третьего закона от 4 февраля 1952 года об урегули-ровании вопросов, возникших в связи с капитуляцией Германии, является действующим также для зем-ли Берлин.
Параграф 60. Приобретение действия
Этот закон вступает в силу с 1 января 1970 года.