Закон Латвии о выборах в Европейский парламент

В редакции от 01.05.2009
Сейм принял и Президент государства
обнародует следующий Закон:

ЗАКОН О ВЫБОРАХ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Настоящий закон определяет порядок проведения выборов в Европейский Парламент в Латвийской Республике.
Статья 2. (1) В Латвийской Республике правом избирать в Европейский Парламент обладают следующие лица:
1) гражданин Латвии;
2) гражданин Европейского Союза, который не является гражданином Латвии, но проживает в Латвийской Республике.
(2) Право голоса имеет лицо, на день голосования достигшее 18 – летнего возраста – если сведения об этом лице внесены в регистр избирателей в Латвии, и если к этому лицу не относится какое – либо из ограничений, упомянутых в ст. 3 настоящего Закона.
Статья 3. В Латвийской Республике следующие лица не имеют права избирать в Европейский Парламент:
1) лица, в установленном законом порядке признанные недееспособными;
2) (исключен законом от 30.10.2008 г.);
3) лица, не имеющие избирательного права в государстве – члене Европейского Союза, гражданами которого они являются.
(С поправками, внесенными законом от 30.10.2008 г., который вступает в силу с 27.11.2008 г.)
Статья 4. (1) В Латвийской Республике право выдвигать свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент имеют:
1) гражданин Латвии;
2) гражданин Европейского Союза, который не является гражданином Латвии, но который проживает в Латвийской Республике.
(2) Право выдвигать свою кандидатуру имеет лицо, на день выборов достигшее 21 года – если сведения об этом лице внесены в регистр избирателей в Латвии, и если к данному лицу не относится какое – либо из ограничений, упомянутых в Статье 5 настоящего закона.
Статья 5. (1) Кандидатом на выборах в Европейский Парламент не может быть заявлено и в Европейский Парламент не может быть избрано лицо, которое в Латвийской Республике:
1) в установленном законом порядке признано недееспособным;
2) отбывает наказание в месте лишения свободы;
3) имело судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, и судимость которого не погашена или не снята – за исключением случая, когда данное лицо реабилитировано;
4) в момент совершения действий, квалифицируемых Уголовным кодексом как противоправные, находилось в невменяемом или частично невменяемом состоянии, либо после совершения преступных действий заболело психическим заболеванием, что лишило данное лицо возможности осмысливать свои действия или управлять ими, – в связи с чем к данному лицу были применены принудительные меры медицинского характера или же дело было прекращено без применения таких принудительных мер;
5) имело судимость с запрещением выставлять свою кандидатуру на выборах в Сейм, Европейский Парламент, городскую думу, краевую думу и волостной совет, за исключением лиц, которые были реабилитированы или у которых судимость погашена или снята.
(2) Кандидатом на выборах в Европейский Парламент в Латвийской Республике не может быть заявлен и в Европейский Парламент не может быть избран гражданин Европейского Союза, который не имеет право выдвигать свою кандидатуру и быть избранным в том государстве – члене Европейского Союза, гражданином которого он является.
(С поправками, внесенными законом от 06.04.2006 г., который вступает в силу с 09.05.2006 г.)
Статья 6. (1) Если гражданин Европейского Союза голосует либо выдвигает свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент в другом государстве – члене Европейского Союза, то он в Латвийской Республике, соответственно, теряет право голоса на выборах в Европейский Парламент или право выдвигать свою кандидатуру и быть избранным в Европейский Парламент.
(2) Если гражданин Европейского Союза, не являющийся гражданином Латвии, на выборах в Европейский Парламент желает использовать свое право голоса в Латвийской Республике, то он лично или по почте – не позднее чем за 30 дней до выборов – должен представить в Центральную избирательную комиссию заявление о своем желании голосовать в Латвийской Республике и о своем обязательстве не использовать право голоса в другом государстве – члене Европейского Союза.
(3) В заявлении лицо указывает следующие сведения:
1) имя, фамилию;
2) персональный код (если таковой имеется);
3) гражданство (гражданства);
4) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, номер и серия документа, дата выдачи, срок действия, государство и учреждение, выдавшее документ);
5) место проживания в Латвийской Республике;
6) адрес в иностранном государстве, на который должны быть высланы документы для голосования по почте – в случае, если данное лицо изъявило желание голосовать по почте;
7) избирательный округ в государстве – члене Европейского Союза, в котором данное лицо до этого было включено в список избирателей – если такой список существовал;
8) обязательство использовать свое право голоса только в Латвийской Республике.
(4) Центральная избирательная комиссия рассматривает заявление данного лица о его желании голосовать в Латвийской Республике, и извещает данное лицо о принятом решении. Если лицу отказано в участии в голосовании, то такое решение Центральной избирательной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном в Законе об административном процессе.
(5) Центральная избирательная комиссия имеет право проверить принадлежность лица к данному государству или проверить, не ограничено ли право данного лица голосовать на выборах в Европейский Парламент.
(6) Центральная избирательная комиссия предоставляет необходимую информацию о гражданине Латвии соответствующему государству – члену Европейского Союза, в котором данный гражданин желает использовать свое право голоса на выборах в Европейский Парламент – если такую информацию требует соответствующее государство – член Европейского Союза.
Статья 7. Президент государства, депутат Сейма, член Кабинета министров, депутат городской думы, районного совета, краевой думы или волостного совета может быть заявлен кандидатом на выборах в Европейский Парламент, однако в случае избрания соответствующего лица, оно автоматически теряет должность государственного должностного лица, а также соответствующий мандат депутата.
Статья 8. Латвийская Республика является единым избирательным округом.
ЧАСТЬ II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ
Статья 9. (1) Список кандидатов может подать:
1) Политическая организация (партия), зарегистрированная в Латвийской Республике;
2) Объединение политических организаций (партий), зарегистрированное в Латвийской Республике.
(2) Списки кандидатов подаются в Центральную избирательную комиссию. Список кандидатов подается лицом, уполномоченным на это руководящей инстанцией соответствующей политической организации (партии) или объединения политических организаций (партий).
(3) Списки кандидатов можно подавать начиная с восьмидесятого по счету дня перед днем выборов. Последним днем подачи списка кандидатов является шестьдесят пятый день перед датой выборов.
Статья 10. (1) В списке кандидатов указывается имя, фамилия, персональный код (если таковой имеется) каждого кандидата, а также его год рождения, гражданство, место жительства (район или город республиканского значения), образование и место работы.
(2) Число заявленных в списке кандидатов не должно более чем в два раза превышать число избираемых депутатов.
(3) Один и тот же кандидат может быть заявлен в списке кандидатов только одного названия. Если какой – либо кандидат заявлен в списках кандидатов различного названия, то его кандидатура вычеркивается из всех списков кандидатов.
(4) Название списка кандидатов должно соответствовать:
1) названию соответствующей политической организации (партии) – если данный список кандидатов представлен политической организацией (партией);
2) названию объединения соответствующих политических организаций (партий) – если список кандидатов представлен объединением политических организаций (партий).
(5) Списки кандидатов и приложенные к ним документы (Статья 11) должны быть составлены на государственном языке и в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 11. (1) К списку кандидатов прилагаются следующие документы:
1) подписанное уведомление от каждого кандидата, включенного в данный список кандидатов, – о том, что он согласен выставить свою кандидатуру на соответствующих выборах, что он не выставляет свою кандидатуру в другом государстве – члене Европейского Союза и что он согласен с обработкой своих персональных данных, которая проводится согласно требованиям настоящего закона;
2) предвыборная программа, подписанная всеми кандидатами, включенными в список кандидатов, объем которой не превышает 4000 печатных знаков;
3) декларация, подписанная каждым кандидатом, включенным в список кандидатов, – о том, что он соответствует требованиям Статьи 4 настоящего закона и что на него не распространяются ограничения, упомянутые в Статье 5. Что касается граждан Европейского Союза, не являющихся гражданами Латвии, то к списку кандидатов прилагается документ, подтверждающий, что соответствующий кандидат не лишен права выдвигать свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент, проводящихся в данном государстве – члене Европейского Союза, – или что о таком запрете не известно;
4) информация, подписанная каждым кандидатом, включенным в список кандидатов, в которой содержатся следующие сведения о кандидате:
a) имя, фамилия, год рождения, пол,
b) персональный код либо код избирателя,
c) гражданство,
d) место жительства (район или город республиканского значения),
e) место работы,
f) какие учебные заведения закончил кандидат и в каком году, какая ученая степень получена и по какой специальности,
g) является ли он или являлся штатным сотрудником служб государственной безопасности, разведки или контрразведки СССР, Латвийской ССР или иностранных государств,
h) сотрудничал ли он со службами государственной безопасности, разведки или контрразведки СССР или Латвийской ССР в качестве внештатного сотрудника, агента, резидента или держателя конспиративной квартиры,
i) сотрудничал ли он после 13 января 1991 года с КПСС (КПЛ), Интернациональным фронтом трудящихся Латвийской ССР, с Объединенным советом трудовых коллективов, с Организацией ветеранов войны и труда, со Вселатвийским Комитетом общественного спасения или его региональными комитетами.
(2) По желанию кандидата, к списку кандидатов прилагается информация следующего содержания, подписанная кандидатом:
1) занимаемые должности (также должности, занимаемые в обществах, профсоюзах, в политических, религиозных и прочих общественных организациях);
2) семейное положение;
3) оценка собственных знаний латышского языка и других официальных языков Европейского Союза.
Статья 12. (1) Центральная избирательная комиссия регистрирует только те списки кандидатов, податели которых внесли на депозит Центральной избирательной комиссии залоговую сумму в размере 1000 латов.
(2) Лицам, внесшим залоговую сумму, банк выдает документ, в котором указывается название того списка кандидатов, за который внесена залоговая сумма, а также указывается плательщик и время уплаты. Этот документ представляется Центральной избирательной комиссии.
(3) Залоговая сумма, внесенная за список кандидатов, из которого на соответствующих выборах в Европейский Парламент избран по крайней мере один депутат, возвращается плательщику.
(4) Залоговая сумма, внесенная за список кандидатов, из которого на соответствующих выборах в Европейский Парламент не избран ни один депутат, вносится Центральной избирательной комиссией в государственный бюджет.
Статья 13. (1) Не позднее чем за 50 дней до дня выборов Центральная избирательная комиссия высылает компетентным учреждениям других государств – членов Европейского Союза списки тех граждан Европейского Союза, которые зарегистрированы в Латвийской Республике как кандидаты.
(2) Не позднее чем за 19 дней до дня выборов Центральная избирательная комиссия высылает другим государствам – членам Европейского Союза списки тех граждан Европейского Союза, которые в Латвийской республике зарегистрированы как избиратели.
(3) Центральная избирательная комиссия, получив от других государств – членов Европейского Союза списки кандидатов, проверяет, не зарегистрирован ли какой – либо из кандидатов, зарегистрированных в другом государстве – члене Европейского Союза в качестве кандидата, также и в Латвийской республике. Если установлено, что какой-либо из кандидатов, зарегистрированных в другом государстве – члене Европейского Союза в качестве кандидата, зарегистрирован как кандидат также и в Латвийской республике – Центральная избирательная комиссия вычеркивает это лицо из списка кандидатов.
(4) Если Центральная избирательная комиссия получает от другого государства – члена Европейского Союза – информацию о том, что избиратель, зарегистрированный в Латвийской Республике, подал заявку на голосование в другом государстве – члене Европейского Союза, – то об этом делается соответствующая отметка в регистре избирателей.
Статья 14. (1) Центральная избирательная комиссия рассматривает внесенные списки кандидатов и принимает решение о регистрации каждого списка кандидатов. Списки кандидатов, внесенные с соблюдением требований настоящего Закона, регистрируются в Центральной избирательной комиссии, и лица, внесшие эти списки кандидатов, информируются о принятом решении.
(2) Зарегистрированные списки кандидатов не могут быть отозваны, и изменения в них может сделать только Центральная избирательная комиссия каким – либо из следующих способов:
1) вычеркиванием заявленного кандидата, если установлено, что:
a) данное лицо не имеет права выдвигать свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент;
b) одно и то же лицо заявлено в списках кандидатов различных наименований или заявлено в списке кандидатов также и в другой стране – члене Европейского Союза,
c) данный кандидат умер;
2) посредством внесения технических исправлений.
(3) Кандидат вычеркивается из списка кандидатов на основании справки, выданной соответствующим государственным учреждением, или на основании решения суда. Тот факт, что кандидат:
1) не является гражданином Европейского Союза, – подтверждается компетентным учреждением того государства – члена Европейского Союза, за гражданина которого данный кандидат себя выдает (в Латвийской Республике, – подтверждается Управлением по делам гражданства и миграции);
2) заявлен на соответствующие выборы в списке кандидатов другого государства – члена Европейского Союза, – подтверждается компетентным учреждением соответствующего государства – члена Европейского Союза;
3) не правомочен выдвигать свою кандидатуру в государстве – члене Европейского Союза, гражданином которого он является, – подтверждается компетентным учреждением соответствующего государства – члена Европейского Союза;
4) признан недееспособным в порядке, предусмотренном законом, – подтверждается Управлением по делам гражданства и миграции;
5) отбывает наказание в местах лишения свободы или был осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление, причем судимость не погашена или не снята, – подтверждается Центром информации Министерства внутренних дел;
6) в момент совершения действий, квалифицируемых Уголовным кодексом как противоправные, находился в невменяемом или частично невменяемом состоянии, либо после совершения преступных действий заболел психическим заболеванием, лишившим его возможности осмысливать свои действия или управлять ими, – подтверждается Центром информации Министерства внутренних дел;
7) ко дню выборов не достиг возраста 21 года, или сведения о нем не внесены в регистр избирателей, – подтверждается Управлением по делам гражданства и миграции;
8) умер, – подтверждается Управлением по делам гражданства и миграции.
(4) Государственные органы управления Латвийской Республики, упомянутые в третьей части настоящей статьи, должны в письменном виде бесплатно предоставить соответствующие сведения Центральной избирательной комиссии в течение пяти дней после того, как от последней поступило соответствующее требование.
(5) Если информацию о том, что заявленный кандидат не имеет права выдвигать свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент, Центральная избирательная комиссия получает позднее, чем за пятнадцать дней до выборов, причем нет возможности изготовить новые избирательные бюллетени по соответствующему списку кандидатов, то избирателям выдаются бюллетени по соответствующему списку кандидатов, содержащие имя и фамилию этого кандидата. При подсчете голосов и определении результатов выборов голоса, поданные за соответствующее лицо, не учитываются.
Статья 15. (1) Центральная избирательная комиссия нумерует списки кандидатов, определяя их номера в порядке лотереи. Лотерея происходит согласно той последовательности, в которой списки были зарегистрированы.
(2) Центральная избирательная комиссия обеспечивает распечатку списков кандидатов на отдельные формуляры – избирательные бюллетени – и их доставку избирательным комиссиям.
(3) В избирательном бюллетене указывается:
1) номер списка кандидатов;
2) название списка кандидатов;
3) имя и фамилия заявленных кандидатов.
(4) В избирательном бюллетене напротив фамилии каждого кандидата имеется место для проставления отметки избирателя.
Статья 16. Центральная избирательная комиссия обеспечивает, чтобы не позднее чем за 20 дней до выборов в газете «Latvijas Vestnesis» была опубликована следующая информация:
1) предвыборные программы;
2) все списки кандидатов и другие упомянутые в настоящем Законе сведения о кандидатах – за исключением персонального кода кандидатов.
ЧАСТЬ III. ПРОЦЕДУРА ВЫБОРОВ
Статья 17. По меньшей мере за 10 дней до дня выборов на каждом избирательном участке должен быть обеспечен доступ к сведениям, упомянутым в Статье 16 настоящего Закона – за исключением персонального кода кандидатов.
Статья 18. Выборы проводятся раз в пять лет, в первую субботу июня, с 7 часов утра до 10 часов вечера по латвийскому времени.
(С поправками, внесенными законом от 30.10.2008 г., который вступает в силу с 27.11.2008 г.)
Статья 19. Начиная с момента открытия избирательного участка, секретарь участковой избирательной комиссии или – в его отсутствие – другой член комиссии, имеющий соответствующие полномочия от председателя участковой избирательной комиссии ведет протокол хода выборов в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией.
Статья 20. (1) В день выборов, в 7 часов утра, председатель или секретарь участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии убеждается в том, что избирательные урны, в которые предусмотрено опускать избирательные бюллетени, пусты. После этого избирательные урны опечатываются.
(2) За ходом голосования на избирательном участке одновременно могут наблюдать не более двух уполномоченных наблюдателей от каждой политической организации (партии) или объединения политических организаций (партий), представивших списки кандидатов на соответствующие выборы, – не вмешиваясь при этом в работу участковой избирательной комиссии; наблюдать за ходом выборов могут также члены Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий соответствующего района (города республиканского значения) и уполномоченные представители этих комиссий, члены избирательных комиссий соответствующего города, края или волости, представители средств массовой информации. Кандидат в депутаты полномочным наблюдателем быть не может.
Статья 21. Во время выборов за порядком в помещениях для голосования следит председатель участковой избирательной комиссии. Он следит за тем, чтобы в помещениях для голосования и ближе чем за 50 метров от входа в здание, где находится избирательный участок, не происходили нарушения свободы выборов и общественного порядка, а также агитация.
Статья 22. (1) Избиратель, предъявляя документ, удостоверяющий личность, который действителен в Латвийской Республике, голосует на том избирательном участке, в списке избирателей которого он зарегистрирован.
(2) Избиратель может голосовать только лично – за исключением случаев, предусмотренных в Статье 25 настоящего Закона.
Статья 23. (1) Голосование на выборах является тайным.
(2) В помещениях для голосования член участковой избирательной комиссии, предварительно убедившись в том, что сведения о конкретном лице включены в список избирателей и что в этом списке нет отметок, свидетельствующих об участии данного лица в соответствующих выборах, делает в списке избирателей отметку об участии данного избирателя в соответствующих выборах. Избиратель ставит свою подпись в списке избирателей.
(3) Каждый избиратель получает от участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени по всем заявленным спискам кандидатов, а также специальный избирательный конверт, проштампованный печатью соответствующей участковой избирательной комиссии. Избиратель должен вложить в этот конверт бюллетень, соответствующий тому списку кандидатов, за который он голосует. Выдача отдельных бюллетеней запрещена.
(4) Члену участковой избирательной комиссии запрещается агитировать за или против кандидатов или списков кандидатов.
Статья 24. (1) В помещениях для голосования должна быть оборудована отдельная комната или закрытый участок, где избиратель наедине вкладывает в конверт один избирательный бюллетень и заклеивает конверт.
(2) В бюллетене напротив фамилий кандидатов в месте, предусмотренном для отметок, избиратель по своему выбору может проставить отметку «+», не ставить никакой отметки или зачеркнуть имя или фамилию кандидата.
(3) Отметку «+» напротив фамилии какого-либо кандидата избиратель проставляет, если он особо поддерживает избрание этого кандидата. Если избиратель не поддерживает какого-либо из кандидатов, имеющихся в данном избирательном бюллетене, то он зачеркивает имя или фамилию этого кандидата. Избиратель может вложить в конверт и неисправленный (т.е. без изменений) избирательный бюллетень.
(4) Избиратель, в присутствии члена участковой избирательной комиссии, лично опускает заклеенный избирательный конверт в запечатанную урну для голосования.
(5) Если избиратель повредил бюллетень или конверт для голосования до вложения бюллетеня в конверт и его заклеивания – то вместо них ему выдается новый конверт или новые избирательные бюллетени по всем заявленным спискам кандидатов. О повторном получении избирательных бюллетеней или конверта для голосования избиратель подписывается в отдельном списке.
Статья 25. Если избиратель из-за физических недостатков не способен самостоятельно голосовать или расписаться в списке избирателей, то в его присутствии и по его указаниям отметки в избирательном бюллетене делаются или подпись в списке избирателей ставится членом семьи данного избирателя или каким-либо другим лицом, которому избиратель доверяет или которого он на это уполномочил. Об этом в списке избирателей делается соответствующая отметка. Таковым лицом не может быть член соответствующей участковой избирательной комиссии.
Статья 26. В день выборов после 10 часов вечера избирательные бюллетени могут сдать только те избиратели, которые явились в помещения для голосования до 10 часов вечера. После этого помещения для голосования закрываются.
Статья 27. Избиратель может подать председателю участковой избирательной комиссии жалобу по процедуре выборов, и эта жалоба регистрируется в протоколе хода выборов. Любая жалоба по процедуре выборов незамедлительно рассматривается, и на нее дается ответ лицу, подавшему жалобу, а содержание жалобы вносится в протокол хода выборов.
ГЛАВА IV. ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ОБЩЕГО ПОРЯДКА ГОЛОСОВАНИЯ
Статья 28 (1) Если избиратель по состоянию здоровья не может явиться в помещения для голосования, то участковая избирательная комиссия на основании письменного заявления данного избирателя или его уполномоченного лица, зарегистрированного в специальном журнале, организует голосование по месту нахождения избирателя, обеспечив при этом закрытость голосования.
(2) Голосование по месту нахождения избирателя организуется также для опекунов лиц, упомянутых в части первой данной статьи, при условии, что они заранее подали письменное заявление о голосовании по месту своего нахождения.
(3) Голосование по месту нахождения избирателя проводится только в том случае, если избиратель находится на территории избирательного участка, в список которого внесены данные об этом избирателе.
(4) Участковая избирательная комиссия в день выборов продолжает принимать письменные заявления о голосовании по месту нахождения избирателя. Заявления, принятые после 12 часов дня, участковая избирательная комиссия удовлетворяет, если на место нахождения избирателя возможно явиться до 10 часов вечера.
(5) Сведения об избирателях, которые согласно данной статье, голосуют по месту их нахождения, вносятся в отдельный список избирателей, и заклеенные конверты для голосования опускаются в отдельную избирательную урну, скрепленную печатью.
Статья 29. За голосованием по месту нахождения избирателя имеют право наблюдать лица, наделенные соответствующими полномочиями.
Статья 30. (1) Если в день выборов избиратель по состоянию здоровья находится в стационарном лечебном учреждении, то независимо от того, в списке какого избирательного участка он зарегистрирован, организуется голосование по месту нахождения данного избирателя.
(2) Избирательная комиссия соответствующего города, края или волости в установленном Центральной избирательной комиссией порядке обеспечивает организацию выборов в стационарных лечебных учреждениях, имеющихся на территории соответствующего города, края или волости. Сведения об избирателях вносятся в отдельный список избирателей.
(3) Избиратель выбирает избирательный бюллетень, соответствующий тому списку кандидатов, за который он голосует, делает – по желанию – отметки, упомянутые в Статье 24 настоящего Закона, вкладывает избирательный бюллетень в конверт для голосования и заклеивает его. Заклеенный конверт для голосования помещается в регистрационный конверт, на котором указывается имя, фамилия и порядковый номер избирателя, под которым он зарегистрирован в списке избирателей. Регистрационный конверт заклеивается и передается участковой избирательной комиссии.
(4) Регистрационные конверты участковая избирательная комиссия в установленном Центральной избирательной комиссией порядке регистрирует и хранит нераспечатанными до начала подсчета голосов (Глава V).
(5) (Исключена законом от 30.10.2008 г.)
(С поправками, внесенными законом от 30.10.2008 г., который вступает в силу с 27.11.2008 г.)
Статья 31. (1) Если избиратель в день выборов не сможет проголосовать, он может проголосовать предварительно, в течение трех дней до всеобщего дня выборов – на избирательном участке, в списке которого он зарегистрирован. Время работы избирательных участков в дни предварительного голосования: в среду – с 17.00 до 20.00 часов; в четверг – с 9.00 до 12.00 часов; в пятницу – с 10.00 до 16.00 часов. В это время участковая избирательная комиссия работает в составе не менее четырех человек. Объявление о месте нахождения и времени работы участка (участков) размещается у здания самоуправления, а также на всех избирательных участках, созданных на административной территории соответствующего самоуправления. (2) Избиратели, голосующие до всеобщего дня выборов, конверт для голосования опускают в отдельную запечатанную избирательную урну. Избирательная комиссия делает отметку в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал предварительно.
(С поправками, внесенными законом от 23.04.2009 г., который вступает в силу с 01.05.2009 г.)
Статья 32. (1) Избиратели, пребывающие за границей, могут принять участие в выборах, голосуя по почте.
(2) Заявление о голосовании по почте избиратель подает в установленные Центральной избирательной комиссией дипломатические или консульские представительства не позднее чем за 42 дня до дня выборов, явившись лично или отослав заявление по почте. В заявлении избиратель указывает свое имя, фамилию, персональный код, адрес места жительства и зарубежный адрес, на который должны быть высланы материалы для голосования.
(3) Дипломатическое или консульское представительство Латвийской Республики высылает заявления избирателей в избирательный участок голосования по почте.
(4) Заявление можно послать по почте или подать непосредственно на участке голосования по почте.
(5) Комиссия участка голосования по почте рассматривает те заявления, которые она получила не позднее 30 дней до выборов.
(6) Получив заявления, комиссия участка голосования по почте:
1) проверяет, является ли податель заявления избирателем, который еще не зарегистрирован для голосования по почте;
2) вносит в регистр избирателей запись о заявке лица на участие в соответствующих выборах, голосуя по почте;
3) не позднее чем за 24 дня до дня выборов заказным письмом высылает избирателю на указанный в заявлении адрес избирательные бюллетени всех заявленных списков кандидатов, конверт для голосования, скрепленный печатью комиссии участка голосования по почте, регистрационный конверт и информацию о порядке голосования, указывая также порядковый номер, под которым избиратель зарегистрирован в списке избирателей, голосующих по почте, и адрес избирательного участка, на который должен быть выслан конверт для голосования.
(7) Если податель заявления превысил срок, упомянутый в пятой части данной статьи, или не является избирателем, – комиссия избирательного участка, приняв мотивированное решение, отказывает в высылке избирательных документов. Это решение заказным письмом высылается подателю заявления на указанный им адрес.
(С поправками, внесенными законом от 30.10.2008 г., который вступает в силу с 27.11.2008 г.)
Статья 321. (1) Лица, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей или которые отбывают наказание в местах лишения свободы, могут принимать участие в выборах, голосуя по почте.
(2) Заявление о голосовании по почте избиратель высылает комиссии участка голосования по почте не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В заявлении избиратель указывает свое имя, фамилию, персональный код и адрес, на который должны быть высланы материалы для голосования.
(3) Комиссия участка голосования по почте рассматривает те заявления, которые она получила не позднее 15 дней до выборов.
(4) Получив заявления, комиссия участка голосования по почте:
1) проверяет, является ли податель заявления избирателем, который еще не зарегистрирован для голосования по почте;
2) вносит в регистр избирателей запись о заявке лица на участие в соответствующих выборах, голосуя по почте;
3) не позднее чем за 12 дней до дня выборов заказным письмом высылает избирателю на указанный в заявлении адрес избирательные бюллетени всех заявленных списков кандидатов, конверт для голосования, скрепленный печатью комиссии участка голосования по почте, регистрационный конверт и информацию о порядке голосования, указывая также порядковый номер, под которым избиратель зарегистрирован в списке избирателей, голосующих по почте, и адрес избирательного участка, на который должен быть выслан конверт для голосования.
(5) Если податель заявления превысил срок, упомянутый в третьей части данной статьи, или не является избирателем, – комиссия избирательного участка, приняв мотивированное решение, отказывает в высылке избирательных документов. Это решение заказным письмом высылается подателю заявления на указанный им адрес.
(6) Отказ выслать избирательные документы, упомянутый в пятой части данной статьи, податель заявления может обжаловать в Центральной избирательной комиссии. Решение Центральной избирательной комиссии может быть обжаловано в суде.
(С поправками, внесенными законом от 30.10.2008 г., который вступает в силу с 27.11.2008 г.)
Статья 33. (1) Избиратель, который получил документы для голосования по почте, выбирает избирательный бюллетень, соответствующий тому списку кандидатов, за который он голосует, по желанию – делает в нем отметки, упомянутые в Статье 24 настоящего Закона, вкладывает избирательный бюллетень в конверт для голосования и заклеивает конверт.
(2) Заклеенный конверт для голосования избиратель вкладывает в регистрационный конверт, на котором указывается имя, фамилия избирателя, порядковый номер, под которым он зарегистрирован в списке избирателей, и адрес комиссии избирательного участка голосования по почте, – и высылает данный конверт, принимая во внимание, что участковая комиссия вскроет только те конверты, которые будут получены до начала подсчета голосов.
(3) Если в день выборов избиратель является в избирательный участок и отрицает факт своего голосования по почте, он может проголосовать в обычном порядке, и участковая избирательная комиссия в установленном Центральной избирательной комиссией порядке информирует об этом комиссию участка голосования по почте.
ГЛАВА V. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ
Статья 34. (1) Подсчет голосов начинается сразу после закрытия избирательного участка. Подсчет производит участковая комиссия на открытом заседании.
(2) При условии, что не будут созданы помехи работе комиссии, на заседании одновременно могут присутствовать не более двух уполномоченных наблюдателей от каждой политической организации (партии) или от каждого объединения политических организаций (партий), представивших списки кандидатов на соответствующие выборы, а также члены Центральной избирательной комиссии и избирательной комиссии соответствующего района, уполномоченные лица этих комиссий, члены избирательной комиссии соответствующего города, края или волости, журналисты.
Статья 35. Сразу после закрытия избирательного участка участковая избирательная комиссия в установленном Центральной избирательной комиссией порядке опечатывает избирательные урны, закрывает списки избирателей и готовит помещение для подсчета голосов. Избирательные материалы, которые не были использованы в голосовании, упаковываются или размещаются так, чтобы не создавать помех при подсчете голосов.
Статья 36. (1) О подсчете голосов участковая избирательная комиссия ведет протокол подсчета голосов в двух экземплярах. Уполномоченные наблюдатели также имеют право после окончания подсчета голосов ознакомиться с протоколом подсчета голосов. Протокол подсчета голосов состоит из двух частей:
1) предварительный подсчет голосов (далее – первая часть протокола подсчета голосов);
2) окончательные результаты подсчета голосов (далее – вторая часть протокола подсчета голосов).
(2) До вскрытия избирательных урн участковая избирательная комиссия вносит в первую часть протокола подсчета голосов сведения о полученных, использованных и оставшихся в излишке конвертах для голосования, количество избирателей, проголосовавших на участке и по месту нахождения. Неиспользованные при голосовании опечатанные избирательные конверты аннулируются.
(3) После занесения в первую часть протокола подсчета голосов данных, упомянутых во второй части настоящей статьи, и упаковки тех материалов и конвертов для голосования, которые не были использованы в ходе подсчета голосов, – вскрывают избирательные урны. Избирательные урны вскрывают по одной и подсчитывают конверты для голосования.
(4) Конверты для голосования, извлеченные из каждой избирательной урны, не вскрывая их, делят на действительные и недействительные конверты для голосования.
(5) Недействительными признаются порванные конверты для голосования и также конверты для голосования, не скрепленные печатью соответствующей участковой избирательной комиссии.
(6) Недействительные конверты для голосования подсчитываются и запаковываются нераспечатанными, указав при этом, что в упаковке находятся недействительные конверты для голосования, а также указав их количество. Общее число недействительных конвертов заносится в первую часть протокола подсчета голосов.
(7) Количество извлеченных из каждой избирательной урны действительных конвертов для голосования должно равняться соответствующему количеству избирателей, либо быть меньше его.
(8) Если в избирательной урне присутствуют избирательные бюллетени, которые не находятся в конвертах для голосования – они аннулируются и упаковываются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 37. (1) После подсчета действительных конвертов для голосования их вскрывают и одновременно констатируют содержимое:
1) в конверте находится один избирательный бюллетень соответствующего округа;
2) в конверте находится более одного избирательного бюллетеня;
3) в конверте находится избирательный бюллетень другого округа;
4) в конверте находится порванный избирательный бюллетень;
5) в конверте нет избирательного бюллетеня.
(2) Конверты, в которых находилось по одному избирательному бюллетеню соответствующего округа, после изъятия бюллетеня сохранять не нужно. Избирательные бюллетени из этих конвертов помещают отдельно для совместного подсчета.
(3) Пустые конверты для голосования, а также конверты для голосования, в которых находилось более одного избирательного бюллетеня, либо порванный избирательный бюллетень, либо избирательный бюллетень другого округа, – вместе с их содержимым помещаются отдельно.
Статья 38 (1) После вскрытия всех действительных конвертов для голосования, участковая комиссия принимает решение о действительности тех избирательных бюллетеней, которые находились в конвертах для голосования в количестве более одного, о действительности порванных избирательных бюллетеней и избирательных бюллетеней другого округа.
(2) Если в конверте для голосования находятся несколько абсолютно одинаковых избирательных бюллетеней, то действительным и причисленным к подсчету действительных избирательных бюллетеней признается один из них, а остальные признаются недействительными.
(3) Конвертами для голосования без действительных избирательных бюллетеней считаются конверты, которые содержат порванные избирательные бюллетени, а также пустые конверты для голосования.
(4) Если в конверте для голосования находится более одного избирательного бюллетеня, к тому же избирательные бюллетени не одинаковы по содержанию (также и по сделанным отметкам), он признается конвертом без действительной избирательной анкеты.
(5) Разногласия по поводу действительности избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия решает путем большинства голосов. В случае если голоса распределились поровну, решающим является голос председателя комиссии.
(6) Действительные избирательные бюллетени в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией, группируют по названиям списков кандидатов. После этого подсчитывают голоса, отданные за каждый список кандидатов.
(7) Количество голосов, отданных за каждый список кандидатов, записывается в протокол подсчета голосов. Информация о количестве голосов, отданных за каждый список кандидатов, предоставляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 39. (1) После предварительного подсчета голосов участковая комиссия подписывает первую часть протокола подсчета голосов и перед объявлением перерыва упаковывает в один пакет:
1) все поданные действительные избирательные бюллетени;
2) все конверты для голосования с недействительными избирательными бюллетенями;
3) один экземпляр протокола подсчета голосов;
4) списки избирателей.
(2) Пакет скрепляется печатью участковой комиссии. Присутствующие уполномоченные наблюдатели также имеют право скрепить этот пакет своими печатями либо подписаться на нем, о чем делается ссылка в протокол хода выборов.
(3) Хранение и надзор за упакованными избирательными материалами во время перерыва обеспечивается в установленном Центральной избирательной комиссией порядке.
(С поправками, внесенными законом от 23.04.2009 г., который вступает в силу с 01.05.2009 г.)
Статья 40. (1) Возобновив работу после перерыва, участковая комиссия на открытом заседании в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией:
1) повторно подсчитывает действительные избирательные бюллетени;
2) повторно подсчитывает избирательные бюллетени каждого списка;
3) избирательные бюллетени каждого списка делят на две группы – измененные и неизмененные избирательные бюллетени. Измененными считают те избирательные бюллетени, в которых избиратель напротив фамилии какого – либо кандидата в предусмотренном для этого месте сделал отметку «+» или зачеркнул имя или фамилию кандидата. Остальные избирательные бюллетени считаются неизмененными;
4) по отношению к каждому кандидату подсчитывает измененные избирательные бюллетени, в которых:
a) напротив фамилии кандидата в предусмотренном для этого месте сделана отметка «+»,
b) имя или фамилия кандидата зачеркнуты.
(2) Окончательные результаты подсчета голосов участковая комиссия заносит во вторую часть протокола подсчета голосов.
(3) Разногласия по поводу сделанных избирателями отметок в избирательных бюллетенях участковая избирательная комиссия решает путем большинства голосов. В случае если голоса распределились поровну, решающим является голос председателя комиссии.
Статья 41. (1) На избирательном участке голосования по почте и на участках, организующих голосование по месту нахождения избирателя, до начала подсчета голосов определяется действительность полученных регистрационных конвертов.
(2) Действительными считаются те регистрационные конверты, которые были получены от избирателей, внесенных в список избирателей, которые не проголосовали лично на своем избирательном участке. Недействительными считаются регистрационные конверты:
1) которые путем голосования по почте прислали лица, не зарегистрированные в списке избирателей;
2) которые путем голосования по почте прислали избиратели, явившиеся на свой избирательный участок в день голосования или в один из предыдущих дней и отрицавшие свое голосование по почте;
3) на которых не указаны имя, фамилия избирателя и его порядковый номер в списке голосующих по почте;
4) которые были получены после начала подсчета голосов на соответствующем избирательном участке;
5) которые были поданы избирателями, проголосовавшими в день выборов или в один из предыдущих дней на своем избирательном участке.
(3) Если один и тот же избиратель прислал по почте или подал при голосовании по месту своего нахождения несколько регистрационных конвертов, участковая избирательная комиссия не вскрывает ни одного из них.
(4) Упомянутые во второй и третьей части данной статьи регистрационные конверты регистрируются и хранятся в установленном Центральной избирательной комиссией порядке.
Статья 42. После подсчета голосов и завершения протокола подсчета голосов все поданные действительные избирательные бюллетени, а также недействительные избирательные бюллетени вместе с конвертами для голосования, неиспользованные скрепленные печатью и недействительные конверты для голосования и один экземпляр протокола подсчета голосов участковой комиссии упаковывается и опечатывается. Присутствующие уполномоченные наблюдатели также имеют право скрепить данный пакет своими печатями, либо подписаться на нем, о чем делается ссылка в протокол хода выборов. Отдельно упаковываются неиспользованные не скрепленные печатью конверты для голосования. После этого участковая комиссия в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией, отсылает избирательные материалы избирательной комиссии района (города республиканского значения).
Статья 43. Избирательные комиссии районов (городов республиканского значения) получают и сосчитывают результаты подсчета голосов на всех избирательных участках, находящихся на их территории, по протоколам подсчета голосов, и высылают избирательные материалы вместе со своим протоколом подсчета голосов Центральной избирательной комиссии в установленном ею порядке.
Статья 44. (1) Избранных депутатов определяет Центральная избирательная комиссия. В распределении депутатских мест не принимают участия те списки кандидатов, которые набрали менее пяти процентов от общего числа поданных голосов. Общим числом поданных голосов (общим числом избирателей, принявших участие в выборах) считается общее количество действительных конвертов для голосования.
(2) Для того, чтобы распределить депутатские места Европейского Парламента между оставшимися заявленными списками кандидатов, применяют следующий порядок:
1) определяют количество действительных избирательных бюллетеней, поданных за каждый список кандидатов;
2) количество отданных за каждый список кандидатов избирательных бюллетеней последовательно делят на 1, 3, 5, 7 и так далее, пока количество делений не станет равным количеству заявленных кандидатов в списке;
3) все полученные частные по всем спискам кандидатов пронумеровывают в общей убывающей последовательности;
4) депутатские места последовательно получают те списки кандидатов, которым соответствуют наибольшие частные. Если частное, порядковый номер которого равняется количеству избираемых депутатов, равняется при этом одному или нескольким последующим частным, депутатское место получает список кандидатов, который был зарегистрирован первым.
Статья 45. Заявленные из каждого списка кандидаты располагаются последовательно в зависимости от количества полученных голосов. Количество голосов, отданных за кандидата, равняется количеству голосов, отданных за список кандидатов, в котором данный кандидат назван, за вычетом количества тех избирательных бюллетеней, в которых имя или фамилия данного кандидата зачеркнуты, и прибавляя количество тех избирательных бюллетеней, в которых избиратели напротив фамилии данного кандидата сделали отметку «+». Если за двух или нескольких кандидатов из одного списка отдано одинаковое количество голосов, их взаимное расположение определяется согласно последовательности, предусмотренной подателем списка кандидатов. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов, а остальные становятся кандидатами в последовательности, в которой они расположились в соответствии с количеством отданных за них голосов.
Статья 46. Если избранный в Европейский Парламент депутат умер, отказался от мандата или по другим причинам потерял или сдал свой мандат, на его место заступает следующий кандидат из того самого списка кандидатов, из которого был выбран предыдущий депутат.
Статья 47. Если по причинам, упомянутым в Статье 46 настоящего закона, в каком – либо списке не хватает кандидатов, в порядке Статьи 44 настоящего закона определяется, из какого списка кандидатов выбирается следующий депутат.
ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 48. (1) Окончательные результаты выборов, а также результаты о полученных голосах за каждого кандидата из каждого списка кандидатов на каждом избирательном участке в течение шести месяцев обобщаются и публикуются отдельным изданием, которое свободно доступно в государственных библиотеках.
(2) Списки кандидатов и избранных лиц в течение двух месяцев после оглашения результатов выборов обобщаются и отсылаются в Европейский Парламент.
Статья 49. После публикации результатов выборов в порядке, установленном в первой части Статьи 48 настоящего закона, протоколы подсчета голосов избирательных комиссий и списки избирателей сдаются в Латвийский Государственный архив.
Статья 50. Податель списка кандидатов, а также заявленные кандидаты в течение семи дней со дня принятия избирательной комиссией решения имеют право обжаловать данное решение в суде в порядке, предусмотренном Законом об административном процессе.
Статья 51. Лица, которые путем насилия, обмана, угроз, подкупа или других противоправных действий мешали избирателям принимать участие в выборах, либо создавали помехи агитационным кампаниям, либо в ходе одних выборов неоднократно голосовали или выставляли свою кандидатуру, либо осознанно предоставили о себе ложные сведения в документах, упомянутых в Статье 11 настоящего закона или другим образом подделывали избирательные документы, либо осознанно неправильно подсчитывали голоса, либо не соблюдали тайну голосования, либо другим образом нарушили настоящий закон, призываются к ответственности, предусмотренной нормативными актами.
Статья 52. Связанные с подготовкой и процессом выборов расходы покрываются из средств государственного бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии.
УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА
Граждане Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики, Республики Мальта, Польской Республики, Словацкой Республики, Республики Словения и Венгерской Республики могут быть зарегистрированы как избиратели или кандидаты на выборах в Европейский Парламент 2004 года в Латвийской Республике. Если какая – либо из этих стран в день выборов не стала государством – членом Европейского Союза, ее граждане – избиратели – вычеркиваются из списка (регистра) избирателей, а кандидаты – из списка кандидатов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ССЫЛКА НА ДИРЕКТИВУ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА
В закон внесены правовые нормы, вытекающие из директивы 1993/109/ЕС. Закон вступает в силу на следующий день после его обнародования. Закон принят в Сейме 29 января 2004 года.
Президент Государства В. Вике – Фрейберга
Рига, 11 февраля 2004 года