Закон Литвы о безопасности

ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
19 декабря 1996 No VIII-49
(с последними поправками от 12 ноября 2009 – No XI-480)
Вильнюс
Статья 1. Цель Закона
1. Настоящий закон должен закреплять основы национальной безопасности Литвы, перечисленные в Приложении.
2. Обеспечение национальной безопасности Литвы должно означать создание условий для свободного и демократического развития Нации и Государства, защиты и обороны независимости Государства Литвы,территориальной целостности и конституционного порядка.
3. Система национальной безопасности Литвы должна включать совокупность основных нормативно-правовых актов, принципов и направлений деятельности Государства и граждан, одобренных с этой целью, документов о членстве в Европейском Союзе и Трансатлантическом альянсе, законов и других правовых актов, институтов, учрежденных Государством в этих целях, принципов их деятельности и взаимодействия.
Статья 2. Органы, обеспечивающие национальную безопасность
Национальная безопасность Литвы должна обеспечиваться гражданами Республики Литвы, их сообществами и организациями, Президентом Республики, Сеймом, Правительством, вооруженными силами, полицией, Департаментом Государственной Безопасности, другими институтами, учрежденными Государством в этих целях в соответствии с Конституцией и законами, а также посредством выполнения их обязанностей и функций в системе национальной безопасности.
Статья 3. Развитие системы национальной безопасности
1. Сейм, Президент Республики, Правительство и другие государственные институты должны развивать систему национальной безопасности Литвы в соответствии с Основами Национальной безопасности, закрепленными настоящим законом.

  1. В соответствии с Основами Национальной безопасности, закрепленными настоящим законом, Правительство должно, после одобрения Совета Государственной Обороны, предоставлять Сейму для одобрения Стратегию национальной безопасности, определяющую приоритеты, долгосрочные и среднесрочные задачи развития системы национальной безопасности Государства, а также внешней, внутренней и оборонной политики. Совет Государственной Обороны должен рассматривать исполнение Стратегии национальной безопасности и предоставлять рекомендации для ее изменения. При необходимости Стратегия может приспосабливаться с учетом изменения ситуации в сфере безопасности. Статья 4. Правовое регулирование развития системы национальной безопасности
    1. Система национальной безопасности Литвы должна регулироваться законами и другими правовыми актами.
    2. Сейм должен принимать законы, необходимые для развития системы национальной безопасности.
    3. При разработке новых законов и поправок к принятым законам Правительство должно согласовывать их положения с положениями Закона об Основах Национальной безопасности и Стратегии национальной безопасности.
    4. Законодательство, принятое Правительством и другими государственными институтами, должно соответствовать положениями Закона об Основах Национальной безопасности и Стратегии национальной безопасности.
      Статья 5. Долгосрочные государственные программы для укрепления безопасности
    5. Правительство, Президент Республики должны, действуя в соответствии с Основами Национальной безопасности, предоставлять Сейму предложения о плане разработки долгосрочных государственных программ для укрепления безопасности. План должен определять порядок разработки программ и ответственные институты. План должен одобряться резолюцией Сейма.
    6. Проект программ должен предоставляться Правительством Сейму, за исключением его части, которая представляет собой государственную тайну. Предлагаемые программы должны одобряться резолюцией Сейма. Секретные программы или их часть должны рассматриваться Комитетом Сейма по вопросам национальной безопасности и обороны и одобряться Правительством.
    7. Предоставляя долгосрочные государственные программы для укрепления безопасности, Правительство должно предоставлять смету общей суммы средств, выделяемых для их реализации, и сумму средств, которые должны выделяться в течение каждого бюджетного года.
    8. При разработке проекта годового государственного бюджета Правительство должно выделять средства для разработки долгосрочных государственных программ для укрепления безопасности и координации их исполнения.
      Статья 6. Отчеты Правительства о развитии национальной безопасности
      Правительство должно отчитываться о состоянии и развитии системы национальной безопасности в соответствии с утвержденным порядком посредством представления Сейму годового отчета о своей деятельности, составной частью которого должен быть отчет о состоянии и развитии системы национальной безопасности.

Я провозглашаю настоящий закон, принятый Сеймом Республики Литвы.
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ АЛГИРДАС БРАЗАУСКАС

Приложение к Закону Литвы No VIII-49 от 19 декабря 1996 г.

ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИТВЫ
ПРЕАМБУЛА
Закладывая Основы национальной безопасности Литвы, Сейм Республики Литвы должен руководствоваться следующими положениями:
Государство Литвы, созданное много веков назад и опирающееся на этнические культурные ценности Нации и христианскую культурную основу, объединяющую Европу, является неотъемлемой частью сообщества европейских и мировых народов;
Литовский Народ никогда не признавал любую оккупацию и порабощение и сопротивлялся все возможными способами и мыслью для своего освобождения, и настоящая резолюция Народа неизменна;
стремлением Литовского Народа всегда была и продолжает быть охрана его свободы, гарантирование безопасного и свободного развития его этнической земли, почитание его национальной идентичности и осознанности, развитие природной созидательной силы и способствование мировому прогрессу;
независимое демократическое Государство Литвы должно обеспечивать безопасное существование Нации, а также ее индивидуальное и свободное развитие, в то время как созданная эффективная система национальной безопасности является гарантией, обеспечивающей цели и демократическое развитие Нации.
ЧАСТЬ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛ 1
ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью политики национальной безопасности должно быть, посредством совместных усилий Государства и его граждан, развитие и укрепление демократии, обеспечение безопасного существования Нации и внутренней и внешней безопасности Государства, сдерживание любого потенциального агрессора и защита независимости, территориальной целостности и конституционного порядка Государства Литвы.
Система национальной безопасности Литвы должна основываться на деятельности государственных институтов и участия каждого гражданина Литвы, на открытом гражданском обществе, осознающем опасности и свою ответственность, с развитым чувством гражданского долга и готовым защищать свободу Литвы.
Система национальной безопасности Литвы должна развиваться как часть общей европейской системы безопасности и трансатлантической системы обороны.
Литва не должна рассматривать ни одно государство в качестве своего врага, не должна угрожать любой стране и должна стремиться к поддержанию дружественных отношений со всеми странами.
Укрепление национальной безопасности должно быть конечной целью внутренней и внешней политики Литвы.
Политика национальной безопасности Литвы должна состоять из положений государственной внешней, оборонной, экономической, социальной, культурной, образовательной, научной политики, а также политики в сфере общественной безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды и другой политики, нацеленной на укрепление национальной безопасности. Стратегии и доктрины долгосрочного функционирования особых сфер Государства должны основываться на настоящем законе и Стратегии национальной безопасности.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТАТЬЯ I
ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Основными объектами национальной безопасности должны быть:
– права и свободы человека и гражданина, а также личная безопасность;
– ценности, которые дороги нации, ее права и условия для свободного развития;
– независимость Государства;
– конституционный порядок;
– целостность территории Государства;
– окружающая среда и культурное наследие;
– здоровье населения.
СТАТЬЯ II
СУБЪЕКТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Субъектами, обеспечивающие национальную безопасность, должны быть:
– Государство, его институты национальной безопасности и обороны и другие институты;
– граждане, их сообщества и организации.
СТАТЬЯ III
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Национальная безопасность должна обеспечиваться:
a) ГОСУДАРСТВОМ посредством:
– прогнозирования (предсказывания) опасностей для безопасности, рисков и потенциальных угроз;
– реализации внутренней и внешней политики, нацеленной на снижение рисков и угроз;
– осуществления эффективного контроля за государственной территорией и морскими границами, а также за воздушным пространством;
– обеспечения готовности к безусловной обороне и всеобщему гражданскому сопротивлению в случае агрессии;
– укрепления институтов национальной безопасности и обороны и улучшения их деятельности;
– подготовки вооруженных сил и мобилизационного резерва для обороны согласно национальным оборонным планам, а также совместным с НАТО планам;
– разработки и исполнения долгосрочных государственных программ укрепления национальной безопасности;
– интеграции в Европейский Союз (ЕС) и Североатлантический альянс (НАТО) и активного участия в этих организациях в качестве полноценного члена;
b) ГРАЖДАНЕ посредством:
– защиты национальных ценностей и воспитания смелости для защиты свободы Литвы;
– подготовки общенационального гражданского сопротивления;
– развития общественных институтов, деятельности гражданских ассоциаций и обществ.
Институты национальной безопасности должны функционировать и развиваться, а меры, нацеленные на укрепление безопасности, должны разрабатываться и применяться в соответствии с принципами демократического контроля.
Меры национальной безопасности, применяемые государственными институтами, должны определяться настоящим законом, Стратегией национальной безопасности, долгосрочными государственными программами укрепления безопасности, а также другими нормативно-правовыми актами. Для финансирования этих мер должны применяться средства государственного бюджета, кредиты и финансовая поддержка.
РАЗДЕЛ 3
ПРАВОВАЯ БАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Правовая база национальной безопасности Литвы должна состоять из Конституции Республики Литвы, настоящего закона и других законов и международных соглашений.
Ключевыми нормами Конституции, прямо регулирующими вопросы национальной безопасности, являются:
Статья 1 Конституции, которая гласит, что Литва является независимой и демократической республикой;
– Статья 3 Конституции, которая гласит, что никто не может ограничивать суверенитет Народа или претендовать на суверенные полномочиями, принадлежащие всему Народу;
– Статья 8 Конституции, которая гласит, что прекращение силой деятельности государственного правительства или любого из его институтов должна рассматриваться как неконституционные действия;
– Статья 94 Конституции, обязывающая Правительство, охранять нерушимость территории Республики Литвы и обеспечивать государственную безопасность и общественный порядок;
– Статья 135 Конституции, обязывающая Республику Литвы, в ходе реализации внешней политики, соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, стремиться к обеспечению безопасности страны и ее независимости, благосостояния граждан и их основных прав и свобод и способствовать установлению международного порядка, основанного на законе и справедливости;
– Статья 142 Конституции, обязывающая Сейм и Президента Республики, принимать решения об использовании вооруженных сил и прибегать к другим действиям, когда возникает необходимость обороны Родины или выполнения международных обязательств Литвы;
– Статья 144 Конституции, предоставляющая Сейму и Президенту Республики право объявлять чрезвычайное положение, когда возникает угроза конституционной системе или общественному миру;
– положения Конституционного Акта от 8 июня 1992г., которые являются составной частью Конституции, запрещающие никогда и ни в какой форме присоединяться к новым политическим, военным, экономическим или любым другим союзам государств или сообществ, созданным на основе бывшего СССР.
Национальная безопасность также должна основываться на Уставе ООН, документах Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе, Североатлантического альянса, международных соглашениях о защите прав человека и других многосторонних и двусторонних международных соглашений, которые вступили в силу в Республике Литвы, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
РАЗДЕЛ 4
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ЛИТВЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛИТИКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ВНУТРЕННЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Внутренняя политика Республики Литвы должна фокусироваться на укреплении внутренней экономической и социальной стабильности. Внутренняя политика должна основываться на справедливости и законности, укреплять национальную осведомленность, гражданское сознание, уважение Конституции и уверенность в национальных институтах, а также обеспечивать права человека всех граждан страны и других лиц, находящихся в пределах ее полномочий согласно международному праву.
Внутренняя политика Государства должна гарантировать безопасную обстановку и общественный порядок, создавать благоприятные условия для образования граждан, поддержания их социальной и культурной деятельности, всеобщий прогресс общества, а также защиту природной окружающей среды Государства. Государство должно создавать надлежащие условия для экономического роста, как главного условия обеспечения лучших жизненных стандартов населения.
Государственные органы власти должны охранять Литву от подрывной деятельности секретных служб иностранных государств, их групп, работающих под прикрытием, и террористических организаций, а также от террористических актов и препятствовать этим организациям в использовании территории Республики Литвы или использовании Литвы в качестве страны транзита для подрывной деятельности или террористических актов против других государств.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Экономическая политика Литвы должна основываться на принципах открытости, справедливости, согласованности и полезности обществу в рынке открытой конкуренции, обеспечивая экономические свободы и частну. Экономическую инициативу, которая должна служить общему благосостоянию Нации. Экономическая деятельность может ограничиваться только законом, который вводит ограничения, необходимые для охраны национальной безопасности.
Одному инвестору запрещается доминировать в одном или нескольких экономических секторах, стратегически важных для национальной безопасности.
Секторами литовской экономики, которые обладают стратегической важностью для национальной безопасности, должны быть:
– энергия;
– транспорт;
– информационные технологии и телекоммуникации, другие высокие технологии;
– финансы и кредит.
Стремясь обеспечивать защиту интересов национальной безопасности, Правительство должно, в соответствии с требованиями закона Европейского Союза, предоставлять Сейму для одобрения посредством закона объекты стратегической важности для национальной безопасности, которые должны принадлежать Государству по праву владения, и объекты, в которых часть капитала может принадлежать частному национальному или иностранному капиталу с соблюдением критериев европейской и трансатлантической интеграции, а также условия такого владения, при этом сохраняя за Государством полномочие принятия решения, и должно предоставлять для одобрения другие объекты, важные для обеспечения национальной безопасности.
Законы Республики Литвы могут устанавливать дополнительные требования к происхождению частного национального или иностранного капитала, приобретающего во владение или обладающего правом собственности, стремящегося участвовать или участвовать в управлении существующими или новыми объектами стратегической важности для национальной безопасности или другими объектами, важными для обеспечения национальной безопасности, к финансовым индикаторам экономических образований, их надежности или другие требования, необходимые для обеспечения национальной безопасности. Законы Республики Литвы могут также вводить ограничения и обязанности, применяемые к другим предприятиям, действующим в Литве, а также к другим экономическим образованиям в случае войны, чрезвычайного положения или необходимости удовлетворить другие потребности для обеспечения национальной безопасности.
Правительство должно быть во главе развития альтернативных энергетических секторов, включая непрерывность атомной энергии и обеспечение источников топлива и сырья, необходимых для национальной безопасности и независимых от монопольного поставщика, а также обеспечивать накопление запасов горючего, необходимых для охраны интересов национальной безопасности в случае кризиса. Обеспечение источниками энергии не может передаваться под контроль учреждений стран-поставщиков. К иностранным инвестициям, которые соответствуют критериям европейской и трансатлантической интеграции, должен применяться преференциальный режим.
Банк Литвы, Правительство и правоохранительные институты должны, в пределах своей компетенции, обеспечивать безопасность экономической, финансовой и кредитной системы от мошенничества, легализации и инвестирования средств или активов незаконного происхождения (полученных преступным путем).
Железнодорожный сектор Литвы должен быть реконструирован для интеграции с сетью железных дорог Европейского Союза.
ПОЛИТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Борьба с преступностью и обеспечение общественного порядка, а также личная безопасность в пределах Государства должна быть одним из основных приоритетов обеспечения национальной безопасности страны. Государство должно объединять усилия для целенаправленной и эффективной борьбы с преступностью, особенно с организованной преступностью, теневым бизнесом, коррупцией и наркоманией, таким образом, обеспечивая внутреннюю безопасность страны. Необходимо укреплять деятельность правоохранительных институтов в раскрытии и расследовании уголовных действий и создавать новые модели системы контроля и предупреждения уголовных действий. Правительство должно обеспечивать их сотрудничество и координацию деятельности.
Другим приоритетом должен быть надежный контроль и охрана государственных границ с соблюдением требований Европейского Союза, уделяя особое внимание контролю и охране внешних границ ЕС. Должна быть заложена основа управления государственными границами, а организация охраны государственных границ должна регулироваться законом.
Государственные институты должны предпринимать эффективные меры для обеспечения безопасности дорожного движения и гарантировать финансирование реализации этих мер, разработку необходимого законодательства, организацию и координацию деятельности государственных институтов и отдельных лиц, а также комплексные меры, нацеленные на уменьшение количества аварий.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Государственная социальная политика должна поощрять создание социально независимого, единого и стабильного гражданского общества. Государство должно проводить политику благосостояния для всех граждан и других лиц, попадающих в пределы его полномочий, уменьшать риски опасностей возможных социальных кризисов и принимать меры для предотвращения нарушения принципов социального согласия в силу чрезмерной дифференциации доходов и обеднения населения.
Государство должно особенно заботиться о состоянии семьи, как главного и ответственного института общества.
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Обязанностью Государства должна быть охрана и поддержание идентичности национальной культуры посредством обеспечения защиты и преемственности литовского языка, защиты этнической культуры, местных традиций и культурного наследия. Государство должно поддерживать усилий сообществ литовский эмигрантов в сохранении этнической идентичности, заботиться о культуре этнических сообществ Литвы, поддерживать профессиональное искусство и обеспечивать распространение и развитие искусства и культуры.
Государство должно создавать условия для общества к участию в культуре, ее использовании и реализации региональной культурной политики посредством укрепления принципа децентрализации. Поддерживая принципы демократической и открытой культуры, государство должно охранять развитие культуры от деструктивного негуманистического влияния.
Государство должно создавать экономические, технологические и правовые условия для защиты культурного наследия и поощрения его владельцев инвестировать в защиту культурного наследия. Государство должно разрабатывать меры для обеспечения защиты культурного наследия в случае чрезвычайного положения (террористические акты, пожары, наводнения, аварии и т.п.).
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Система образования и воспитания должна воспитывать гражданское сознание, социальную принадлежность, национальное самосознание, этнические и моральные ценности, терпимость и уважение по отношению к другим нациям.
Политика в сфере образования и науки Государства должна обеспечивать высококачественное образование и поддерживать развитие науки и технологий, чтобы Литва смогла стать обществом, основанном на знаниях (информации).
В создании общества, основанного на знаниях, необходимо провести удачную реформу образования, науки и развития литовского языка: а именно, создать современную и высококачественную систему образования, доступную для всех и соответствующую прогрессу, достигнутому информационными технологиями, стремиться к истинной гармонии образовательной системы, выполнять цели Государства по укреплению гражданского общества и обучать наиболее квалифицированных специалистов.
Государство должно поддерживать научный и технологический прогресс во всех сферах жизни и применять инновации во всех социальных и экономических сферах.
ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Государство должно обеспечивать экологическую безопасность для жителей Литвы посредством гарантирования устойчивого экономического развития, участия в усилиях международного сообщества по уменьшению глобальных экологических угроз, быстрого реагирования на экологические чрезвычайные ситуации и уменьшения их последствий.
Государство должно предупреждать загрязнение окружающей среды и другое негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека, стремиться к охране ценностей природного наследия, разнообразия ландшафтов и биологического разнообразия страны, улучшать контроль за качеством окружающей среды, поддерживать введение в экономику лучших средств производства и современных технологий, оказывающих меньшее негативное влияние на окружающую среду, повышать не только экономическую, но и экологическую эффективность предприятий, расходования природных ресурсов и уменьшать негативное влияние на окружающую среду.
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Государство должно обеспечивать благоприятные условия для здоровья жителей, его защиты и укрепления. Политика Государства в сфере здравоохранения должна создавать предпосылки для развития современной системы здравоохранения, которая гарантировала б здоровый образ жизни и окружающую среду, доступное и надлежащее здравоохранение. Важным направлением политики здравоохранения должно быть обеспечение предупреждения болезней посредством направления особого внимания профилактике эпидемий и болезней, связанных с привыканием (наркомания, алкоголизм, склонность к токсическим веществам и т.п.), а также профилактике и контроле вируса иммунодефицита человека и других опасных и особо опасных заразных заболеваний.
Важной задачей Государства должно быть создание, поддержание и развитие системы мониторинга рисков и опасностей общественному здоровью, анализ общественного здоровья, быстрая передача информации о здоровье и реагирование на угрозы общественному здоровью, предотвращение чрезвычайного положения, связанного со здоровьем, и устранение его последствий, улучшение готовности и деятельности литовской национальной системы здравоохранения в случае кризиса и чрезвычайного положения.
Правительство должно предоставлять механизмы разработки и реализации государственной политики и стратегий здравоохранения.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Государство должно обеспечивать защиту долгосрочных жизненных интересов литовской нации путем защиты целостности территории Литвы, языка, этнической культуры, самобытности культуры, традиций и культурного наследия, а также почитания традиционной семьи.
Право граждан, принадлежащих сообществам этнических меньшинств, почитать свои языки, культуру и традиции, должно охраняться законом. Этнические сообщества должны быть неотъемлемой часть литовского гражданского общества.
РАЗДЕЛ 5
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЛИТВЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Внешняя политика Литвы должна разрабатываться на основе солидарности и ответственности политических партий, представленнных в Сейме, и на основе национальных интересов Литвы.
Основной целью литовской внешней политики должно быть усиление интеграции Литвы с европейскими и трансатлантическими институтами и обеспечение гарантий межнациональной безопасности.
Литва должна стремиться к установлению и поддержанию добрососедских отношений со всеми государствами, основанных на принципах справедливости и равенства, а также общепризнанных нормах и принципах международного права.
Основными долгосрочными задачами литовской внешней политики должны быть:
– в качестве члена НАТО и Европейского Союза, обеспечивать безопасность страны и надлежащим образом выполнять обязательства, связанные с членством в этих организациях;
– поддерживать добрососедские отношения, взаимное доверие, экономическое партнерство, торговлю, культурные и взаимовыгодные и равные отношения сотрудничества со всеми государствами своего региона и соседних районов в рамках двусторонних и многосторонних форумов;
– активно участвовать в установлении международного порядка, основанного на международном праве и справедливости, а также в усилиях международного сообщества по укреплению принципов демократии, верховенства закона и уважения прав человека;
– активно участвовать в усилиях международного сообщества в сфере предотвращения терроризма, конфликтов, а также достижения, восстановления и поддержания мира в регионах, затронутых кризисом.
Государство Литвы должно ценить и поощрять содействие литовцев, живущих за границей, в укреплении безопасности и обороны Литвы.
РАЗДЕЛ 6
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБОРОНЫ ЛИТВЫ
Защита суверенитета, территориальной целостности и конституционного порядка Литвы и деятельность оборонных институтов должны основываться на Конституции, регулироваться законами и другими правовыми актами Литвы, а также международными правовыми документами, которые Литва ратифицировала или к которым присоединилась. Литва предусматривает использование других международных правовых актов, принципы и нормы которых она уважает.
Основополагающими нормами Конституции, которые непосредственно регулируют вопросы государственной обороны, должны быть:
– часть 2 Статьи 3 Конституции, которая гласит, что народ и каждый гражданин должен иметь право оказывать сопротивление любому, кто с применением силы нарушает независимость, территориальную целостность или конституционный порядок Государства Литвы;
– Статья 139 Конституции, которая гласит, что оборона Государства Литвы от иностранных вооруженных атак должна быть правом и обязанностью каждого гражданина Республики Литвы и которая вводит обязательную военную службу граждан.

РАЗДЕЛ 7
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИТОВСКОЙ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ
СТАТЬЯ I
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ И БЕЗУСЛОВНОЙ ОБОРОНЫ
Оборона Литвы должна быть всеобщей и безусловной, а также должна координироваться с применением принципов коллективной обороны НАТО.
Всеобщая оборона должна означать, что Литва должна обороняться с помощью оружия вооруженными силами Государства и союзников НАТО, что ресурсы Государства должны применяться для оборонных действий, и что каждый гражданин и Нация должны оказывать сопротивление всеми способами, допустимыми международным правом.
Безусловная оборона должна означать, что оборона Литвы не должна связываться никаким условиями, и никто не может ограничивать право Нации и каждого гражданина оказывать сопротивление агрессору, захватчику и любому, кто нарушает с помощью насилия независимость, территориальную целостность или конституционный порядок Государства Литвы. Стремясь к содействию со стороны союзников НАТО и другому международному содействию в обороне, Литва должна защищаться и оказывать сопротивление самостоятельно, не дожидаясь, пока эта помощь будет предоставлена.
СТАТЬЯ II
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛИТОВСКОЙ ОБОРОНЫ
Оборонная мощь Литвы должна основываться на:
– решительности и стремлении Нации противостоять агрессору;
– содействии и солидарности со стороны союзников НАТО;
– всеобщей обязательной военной службе, установленной законом;
– готовности и обеспечении оружием вооруженных сил и их активного резерва;
– готовности граждан ко всеобщему и невооруженному сопротивлению и гражданской обороне;
– правильном взаимном понимании и сотрудничестве между вооруженными силами и гражданами;
– запасах государства и других ресурсах мобилизационного резерва.
– использовании потенциала институтов страны и научных и исследовательских учреждений.
Вооруженные силы Литвы и другие институты национальной обороны должны создаваться и обучаться для обороны Государства Литвы и совместной деятельности с силами НАТО.
[Версия параграфа до 1 января 2010 г.]:
В мирное время государственные вооруженные силы должны состоять из всех видов войск и их активного резерва. После введения военного положения или во время вооруженной обороны против агрессии (в военное время), вооруженные силы должны включать: Государственную Пограничную Службу, Службу Государственной Безопасности, военных отрядов Пехотного Союза и других военных (партизанских) отрядов граждан вооруженного сопротивления и их организаций, подчиненных командованию вооруженных сил.
[Версия параграфа после 1 января 2010г.]:
В мирное время государственные вооруженные силы должны состоять из всех видов войск и их активного резерва. После введения военного положения или во время вооруженной обороны против агрессии (в военное время), вооруженные силы должны включать: Государственную Пограничную Службу, Службу Государственной Безопасности, военные отряды литовского Пехотного Союза и другие военные (партизанские) отряды граждан вооруженного сопротивления и их организаций, подчиненных командованию вооруженных сил..
Основу оборонной системы Литвы должен составлять принцип всеобщей и безусловной обороны, который должен применяться в соответствии с принципом коллективной обороны НАТО. Этот принцип должен закрепляться в законах, других правовых актах, регулирующих оборону, планах подготовки к обороне войск и их активного резерва и других документах. Обучение и подготовка граждан к обороне и к сопротивлению также должны основываться на этом принципе.
Литва должна стремиться сдерживать любого потенциального противника посредством всеобщей готовности граждан к сопротивлению и готовности вооруженных сил к безусловной обороне против агрессии, которая должна реализовываться независимо и вместе с силами Союзников НАТО.
Литва должна оказывать сопротивление агрессору всеми доступными способами: военная оборона, партизанская война, гражданское неповиновение, несотрудничество и другие способы.
В случае, если Литва чувствует прямую угрозу ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности, она должна немедленно провести консультации с НАТО. В качестве стороны Североатлантического соглашения и других соглашений с европейскими государствами о коллективной обороне, Литва должна, в случае вооруженного нападения, немедленно запросить вооруженное содействие у стран-сторон этих соглашений для оказания сопротивления.
Литва должна готовиться к обороне на основе современной науки о войне и многолетнего опыта Нации поствоенной партизанской борьбы с отрядами и оккупационным режимом Советского Союза.
Литва должна основывать свое определение акта агрессии на нормах международного права. В случае агрессии или другого применения силы против государства Литвы, граждане и их ассоциации должны оказывать сопротивление любому, кто силой посягает на независимость, территориальную целостность или конституционный порядок Литвы. Каждый участник сопротивления должен пользоваться статусом комбатанта согласно международным правовым актам.
Оборона Нации и государства должна управляться государственными институтами, которые действуют свободно и законно, а случаях, когда они не могут действовать – институтами во главе сопротивления, которые были созданы и признаны Нацией.
ПодРАЗДЕЛ ениям вооруженных сил должны предоставляться планы действий для подавления агрессии. В случае агрессии командиры подРАЗДЕЛ ений вооруженных сил должны, на основе этих планов и не дожидаясь специального политического решения, немедленно издать приказы об оказании вооруженного сопротивления агрессору для защиты государства Литвы, его свободы, независимости и территориальной целостности.
В случае агрессии и другого насилия против государства Литвы, ни один государственный институт или должностное лицо не должны иметь право, принимать решение или издавать указ, запрещающий оборону независимости, территориальной целостности или конституционного порядка Литвы. Это решение или приказ должны считаться недействительными, и их несоблюдение не должно влечь за собой никакое наказание.
Если должностное лицо неспособно свободно выполнять свои обязанности по обороне Государства или функции, связанные с обороной, или издавать приказы относительно агрессии или другого насилия против независимости, территориальной целостности или конституционного порядка Государства Литвы, подчиненные должностные лица должны независимо выполнять функции обороны. В этом случае, приказы этих должностных лиц должны считаться обязательными, а сопротивление и боевые действия военных подРАЗДЕЛ ений, граждан или их автономных формирований должны считаться законными.
Оперативное командование национальной обороной должно обеспечивать немедленное издание приказов о необходимых действиях военных сил и Государственной Пограничной Службы и использование дипломатических средств в случае провокации в пограничной области, местного вторжения на территорию Литвы или нарушения литовского воздушного пространства.
СТАТЬЯ III
ВОЕННАЯ ОБОРОНА
Все вооруженные силы должны использоваться в военной обороне Государства. Они должны быть готовы к немедленному ответу, эффективному взаимодействию и быстрой перегруппировке, а также совместным действиям с силами Союзников НАТО. Особое внимание необходимо уделять разведке, информационному анализу и эффективному оперативному командованию вооруженными силами.
Литовские военные силы должны готовиться к оборонным действиям в случае неожиданного вторжения или демонстрации военной силы. Основной задачей военных сил должно быть уничтожение врага и предотвращение его стремлений к борьбе с Литвой.
Литовские вооруженные силы должна защищать государство независимо и совместно с силами союзников. В случае вооруженного вторжения или угрозы его наступления, Литва должна попросить у Союзников НАТО содействия в обороне и другое международное содействие.
На территории, оккупированной врагом, должны также вестись партизанские действия.
СТАТЬЯ IV
ГРАЖДАНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Сила гражданского сопротивления должна определяться волей Нации и решительностью бороться за свою свободу посредством готовности каждого гражданина, независимо от возраста и профессии, оказывать сопротивление агрессору или захватчику всеми возможными способами и содействовать обороне Литвы.
Система участия граждан в гражданском сопротивлением должна быть государственной системой. Ее функционирование должно организовываться Правительством.
Граждане должны обучаться различным способам сопротивления и гражданской обороны. Государство должно предоставлять им необходимые технические средства.
Воспитание патриотизма должно быть составной частью обязательной школьной программы обучения.
Государство должно поддерживать деятельность автономных общественных организаций, которые делают вклад в гражданское сопротивление или укрепление оборонной мощи.
В случае вторжения или нарушения территориальной целостности Литвы или ее конституционного порядка, граждане и их автономные формирования должны осуществлять действия гражданского сопротивления – ненасильственное сопротивление, неповиновение и отказ от сотрудничества с незаконным руководством, а также вооруженное сопротивление.
Способы сотрудничества и ответственность в этой сфере должны определяться законом.
РАЗДЕЛ 8
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВОЕННЫХ СИЛ И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Все решения относительно оборонной политики и вооруженных сил должны приниматься демократически избранным гражданским правительством. Национальная оборонная политика и расходы на оборону должны быть общедоступными сведениями.
Президент Республики должен принимать решения о размещении вооруженных сил в мирное время. Посредством указа Президент должен одобрять постоянное месторасположение всех подРАЗДЕЛ ений военных сил в мирное время и территориальные границы для маневров. В мирное время только Президент Республики должен иметь право, посредством указа, издавать приказы о переводе подРАЗДЕЛ ений вооруженных сил на другое месторасположение. Его также необходимо уведомлять обо всех передвижениях групп вооруженных сил, которые не меньше размера подРАЗДЕЛ ения, за пределами территории для маневров.
Гражданское командование оборонной деятельностью должно осуществляться Президентом Республики и Министром Национальной Обороны. Цепочка оперативного командования военными операциями и другими действиями вооруженных сил должна определяться законными и другими правовыми актами.
В случае отсутствия Президента Республики в стране, Министр Национальной Обороны должен оставаться в Литве, за исключением случаев, определенных законом.
Организация, развитие потребности для обеспечения оружием и задания вооруженных сил должны определяться Сеймом. В соответствии с порядком, закрепленным законом, Сейм должен осуществлять парламентский надзор за вооруженными силами и другими институтами национальной безопасности. Правительство, Министр Национальной Обороны и Командующий Вооруженными силами должны быть подотчетны Сейму в руководстве и управлении вооруженными силами.
Правительство должно принимать решения о снабжении военных сил, закупках оружия и материальных ресурсов.
Решения о мобилизации, введении военного положения, использовании вооруженных сил и обороне против вооруженного вторжения, а также решения об участии групп литовских военных сил в международных военных операциях должны приниматься Президентом Республики и Сеймом в соответствии с порядком, закрепленным Конституцией и законами.
Только гражданские лица могут назначаться в качестве Министра Национальной Обороны, Министра Внутренних Дел, Вице-министра Национальной Обороны, Вице-министра Внутренних Дел и Директора Департамента Государственной Безопасности.
Командующий Вооруженными силами должен подчиняться Министру Национальной Обороны.
ЧАСТЬ II
РИСКИ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИТВЫ.
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
РАЗДЕЛ 9
РИСКИ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИТВЫ
Риски и угрозы безопасности Литвы должны определяться Стратегией Национальной безопасности, одобренной посредством резолюции Сейма.
Решения, принятые государственными и муниципальными институтами, должны анализироваться с точки зрения их вклада в уменьшение рисков, угроз и опасностей для национальной безопасности.
Центр Стратегических Исследований и Анализа, созданный Правительством, должен анализировать и прогнозировать изменения внутренней и внешней обстановки безопасности, отслеживать возникновение и развитие рисков, опасностей и угроз и предоставлять предложения в Сейм, Президенту Республики, Совету Государственной Обороны и другим институтам, обеспечивающим национальную безопасность, относительно мер, необходимых для укрепления национальной безопасности. Совет Государственной Обороны должен определять необходимость в разведывательных данных.
РАЗДЕЛ 10
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТАТЬЯ I
СОВОКУПНОСТЬ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В дополнение к внешней, внутренней и оборонной политике, определенной в Части I настоящих Основ, другими средствами обеспечения национальной безопасности Литвы должны быть:
– участие в организации совместной межнациональной безопасности;
– членство в Организации Североатлантического соглашения и Европейском Союзе;
– стратегическое планирование национальной безопасности, подготовка и реализация долгосрочных государственных программ, нацеленных на укрепление безопасности;
– деятельность институтов, обеспечивающих национальную безопасность;
– законы, регулирующие систему безопасности и обороны.
СТАТЬЯ II
УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Безопасность Литвы должна быть частью европейской и трансатлантической безопасности. Литва должна быть готова к участию в укреплении межнациональной безопасности и выполнять свои обязательства. Литва должна участвовать в деятельности ООН, ОБСЕ, Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), Парламентской Ассамблеи НАТО (ПА НАТО), Совета Европы (СЕ) и других международных институтов и организаций, целью которых является обеспечение мира и укрепление безопасности и стабильности в Европе и трансатлантическом регионе, а также должна участвовать в международных гуманитарных миссиях, миссиях по управлению кризисными ситуациями и поддержанию мира и другой деятельности.
СТАТЬЯ III
ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Членство Литвы в Европейском Союзе и Организации Североатлантического соглашения должно основываться на общности идеалов и ценностей.
Литва должна исполнять законодательство Европейского Союза, участвовать в деятельности его институтов и общей политике безопасности и обороны Европейского Союза.
Литва должна нести ответственность за оборону своего суверенитета и территории, укреплять и поддерживать систему национальной обороны, как части общей системы обороны НАТО.
Членство Литвы в НАТО должно повышать уверенность, стабильность и безопасность в регионе и всей Европе.
Членство Литвы в этой оборонной организации, обеспечивающей стабильность и безопасность, не должно быть агрессивным по отношению к любой стране.
В качестве полноценного члена Организации Североатлантического соглашения, включая ее внутреннюю военную структуру, Литва должна применять меры активной интеграции с НАТО:
– сотрудничать с НАТО в планировании обороны и подготовки своих структур для потребностей общей обороны;
– обучать и готовить военные силы согласно стандартам НАТО и реорганизовывать и готовить свои оборонные структуры для взаимодействия со структурами НАТО;
– готовить военнослужащих к участию в коллективных оборонных операциях, операциях по урегулированию кризиса и других международных военных операциях;
– развивать двустороннее сотрудничество с государствами-членами НАТО в сфере обороны;
– участвовать в совместных с НАТО занятиях и обучении, организовывать их на территории Литвы; приспосабливать основные возможности оборонной инфраструктуры для совместных занятий;
– создавать систему гражданского и военного воздушного контроля посредством ее интеграции в объединенную систему НАТО воздушного контроля и обороны;
– стандартизировать, согласно требованиям НАТО, оборонные структуры, информационные и коммуникационные системы, технические возможности, карты, документацию, правовые акты, регулирующие оборону и деятельность системы национальной обороны, уставы и терминологию;
– участвовать с НАТО и странами-членами НАТО в разработке и исполнении совместных программ научного и технологического развития и промышленных проектов сотрудничества;
– создавать систему защиты информации как составной части системы НАТО;
– вводить обязательные требования для офицеров, владеть, по крайней мере, одним из официальных языков НАТО;
– обучать военных специалистов, офицеров и офицеров сержантского состава не только в литовских, но и в военных школах и оборонных структурах стран НАТО, отправлять их на курсы повышения квалификации; проводить оценку их деятельности согласно требованиям НАТО, особенно их готовности ко взаимодействию с подРАЗДЕЛ ениями НАТО;
– принимать законы и правовые акты, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств будущего членства в НАТО, особенно участие в коллективных оборонных и других международных военных операциях под командованием НАТО или его государств-членов.
СТАТЬЯ IV
(Удалена 1 мая 2003г.)
СТАТЬЯ V
(Удалена 1 мая 2003г.)
РАЗДЕЛ 11
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Основными долгосрочными национальными программами для укрепления национальной безопасности должны быть:
– развитие системы национальной обороны;
– развитие системы охраны государственных границ;
– укрепление экономической безопасности;
– развитие системы урегулирования кризисных ситуаций;
– обеспечение экологической безопасности;
– обеспечение безопасной эксплуатации Игналинской АЭС;
– рациональное использование и защита природных ресурсов;
– поддержание естественного прироста населения;
– предотвращение преступлений и контроль;
– национальная программа борьбы с коррупцией;
– контроль за наркотическими веществами и предотвращение развития наркомании;
– программа борьбы с терроризмом;
– развитие литовской полицейской системы;
– гражданское и этническое образование;
– защита культурного наследия;
– обеспечение безопасного функционирования институтов дипломатической службы.
В случае необходимости должны разрабатываться другие программы.
ЧАСТЬ III
ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗДЕЛ 12
ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УПРАВЛЯЮЩИЕ ИНСТИТУТЫ:
Государственными управляющими институтами, которые стоят во главе обеспечения национальной безопасности, должен быть Президент Республики Литвы и Правительство.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ИНСТИТУТЫ:
– Совет Государственной Обороны;
– Министерство Иностранных Дел;
– Министерство Национальной Обороны и другие институты системы национальной обороны, подчиняющиеся Министру Национальной Обороны;
– военные силы;
– Министерство Внутренних Дел, полиция, Государственная Пограничная Служба и другие органы, попадающие в сферу управления министерства и обеспечивающие общественную безопасность;
– Департамент Государственной Безопасности;
– Специальная Служба Разведки;
– другие министерства, государственные и муниципальные институты в рамках своей компетенции.
РАЗДЕЛ 13
КОМАНДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНОЙ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ
В случае вооруженного нападения на государство или в случае, когда возникает угроза суверенитету или территориальной целостности Государства, Президент Республики должен немедленно принять решение об обороне против вооруженной агрессии, ввести военное положение во всем Государстве или его части, объявить мобилизацию и предоставить свои решения Сейму для одобрения. В срочных случаях Президент Республики также должен принимать решения об участии Литвы в коллективной обороне и других международных военных операциях и предоставить свои решения Сейму для одобрения.
Согласно Конституции, Президент Республики должен быть Главнокомандующим вооруженных сил.
Президент Республики должен, после одобрения Сейма, назначить Командующего Вооруженными силами.
РАЗДЕЛ 14
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТАТЬЯ I
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Правительство Литвы должно обеспечивать неприкосновенность территории Республики Литвы и гарантировать безопасность Государства и общественного порядка. Правительство должно координировать применение мер по укреплению национальной безопасности, деятельность министерств и других государственных органов, выполняющих эти функции, и мобилизовать их для выполнения актуальных и важных задач национальной безопасности.
Правительство должно отвечать за стратегическое планирование национальной безопасности. В соответствии с положениями настоящего закона, Стратегии Национальной безопасности и других документов стратегического планирования, Правительство должно следить и прогнозировать изменения международной и внутренней обстановки безопасности, возникновение и развитие рисков, опасностей и угроз, предпринимать необходимые меры реагирования согласно порядку, заложенному в Конституции и законах, или, согласно требованиям закона, предлагать эти меры для рассмотрения Сейму, Президенту Республики и Совету Государственной Обороны.
Правительство должен отвечать за создание системы, обеспечивающей управление государственной информацией, ее защиту и функционирование.
Правительство должно обеспечивать, чтобы подготовку всех гражданских государственных институтов и инфраструктурных возможностей литовской экономики для обязательных задач обороны и гражданской защиты.
Предоставляя Сейму годовой отчет, Правительство должно, в части условий и развития национальной безопасности, предоставлять информацию об исполнении настоящего закона, Программы Национальной безопасности и долгосрочных государственных программ для укрепления безопасности, а также предоставлять информацию об изменениях международной и внутренней обстановки безопасности, существующих рисках, опасностях и угрозах и информацию об исполнения мер для борьбы с этими рисками, опасностями и угрозами.
СТАТЬЯ II
КРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Система кризисного управления должна создаваться и развиваться для прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций и критических явлений, представляющих угрозу, разработки и исполнения превентивных мер, выявления и управления кризичными явлениями.
Стратегия кризичного управления должна одобряться Правительством. Кризисное управление должно координироваться Комитетом Кризисного Управления, созданным Правительством и возглавляемым Премьер-министром. Комитет Кризичного Управления должен состоять из основных министров, связанных с кризисным управлением, Канцлера Премьер-министра или его Первого Заместителя. При необходимости, Комитет Кризисного Управления должен, с учетом природы кризиса, принимать решение о создании Совместного Координационного Центра, состоящего из представителей соответствующих министерств и других государственных институтов для координации кризисного управления и реагирования. Постановления Совместного Координационного Центра должны одобряться Правительством.
Предотвращение кризиса и готовность кризисного управления должны координироваться ведомством Премьер-министра. Ведомство Премьер-министра должно координировать разработку планов и мер всеобщего предотвращения кризиса и управления; министерства и другие государственные институты должны разрабатывать эти планы и меры в пределах своей компетенции, координируя действия с другими институтами. Правительство должно одобрять всеобщие планы и меры для управления кризисными и чрезвычайными ситуациями.
Кризисное управление должно регулироваться законами и другими правовыми актами.
РАЗДЕЛ 15
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЙМА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТАТЬЯ I
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Сейм должен отвечать за своевременное принятие законов и других правовых актов, а также дополнений и поправок к действующим законам, необходимых для обеспечения национальной безопасности.
Сейм должен, с учетом долгосрочных потребностей обеспечения национальной безопасности, регулировать посредством закона систему национальной обороны, а также ежегодно принимать закон, определяющий основную структуру военных сил: общие лимиты количества профессиональных военных служб, обязательную первоначальную военную службу и активный резерв служащих в системе национальной обороны, уставные служащие системы национальной обороны, количество старших офицеров каждого ранга, генералов и адмиралов, количество постоянных сводных подРАЗДЕЛ ений и военных групп, приравненных к ним.
Сейм должен исполнять положения Основ национальной безопасности посредством создания правовой базы для национальной безопасности и обороны – он должен регулировать посредством законов деятельность институтов, обеспечивающих национальную безопасность.
СТАТЬЯ II
РЕШЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ
Сейм должен объявлять чрезвычайное положение, вводить военное положение, объявлять мобилизацию или демобилизацию и принимать решения об использовании вооруженных сил при необходимости защиты Родины или выполнения международных обязательств Литвы.
В случае вооруженного нападения, когда Президент Республики немедленно принимает решение об обороне против вооруженной агрессии, включая решение об участии в коллективных оборонных операциях, вводит военное положение или объявляет мобилизацию, Сейм должен одобрять эти решения для обеспечения вооруженной обороны и выполнения международных обязательств Литвы согласно коллективным соглашениям. Сейм также должен принимать решения относительно участия Литвы в других международных военных операциях и в экстренных случаях, если это решение принято Президентом Республики, Сейм должен одобрять или отменять решения.
СТАТЬЯ III
ПАРЛАМЕНТСКИЙ НАДЗОР
Сейм должен осуществлять парламентский надзор за деятельностью Правительства и других исполнительных институтов, обеспечивающих национальную безопасность, и за исполнением законов, регулирующих систему национальной безопасности, и долгосрочных государственных программ для укрепления безопасности .
РАЗДЕЛ 16
СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ
Совет Государственной Обороны должен рассматривать и координировать ключевые вопросы государственной обороны, включая деятельность государственных институтов по ключевым вопросам в сфере обеспечения государственной безопасности. Он должен состоять из Премьер-министра, Спикера Сейма, Министра Национальной Обороны и Командующего Вооруженными силами. Совет Государственной Обороны должен возглавляться Президентом Республики. Совет Государственной Обороны обычно должен приглашать на встречи Генерального Директора Департамента Государственной Безопасности, Министра Иностранных Дел, Министра Внутренних Дел, Председателя Комитета Сейма по вопросам Национальной безопасности и Обороны. Формирование, порядок деятельности и полномочия Совета должны определяться законом.
РАЗДЕЛ 17
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
Министерство Иностранных Дел Республики Литвы должно быть исполнительным институтом Республики Литвы, выполняющим задачи внешней политики и политики безопасности Государства Литвы.
В целях исполнения основных положений литовской внешней политики, обеспечивающей национальную безопасность, указанных в РАЗДЕЛ е 5, Министерство Иностранных Дел должно предоставлять Правительству предложения по вопросам развития двусторонних и многосторонних отношений (включая предложения о лучшем использовании возможностей, предоставляемых членством в НАТО и Европейском Союз, для обеспечения интересов национальной безопасности Литвы и участия Литвы в реализации целей этих организаций) и исполнять принятые решения; анализировать международную ситуацию; тенденции трансграничной политики; включая изменения геостратегической обстановки и развитие международных угроз безопасности и рисков; поддерживать дипломатические отношения с иностранными государствами и контакты с международными организациями, включая обеспечение дипломатического представительства в штаб-квартире НАТО и активное участие в политической координации, нацеленной на консенсус между странами-членами НАТО по стратегическим вопросам; управлять деятельностью дипломатических миссий Республики Литвы в иностранных государствах и международных организациях; координировать и контролировать разработку и заключение международных соглашений Республики Литвы с иностранными государствами и международными организациями; исполнять резолюции Правительства Республики Литвы о присоединении к международной организации и многосторонним международным соглашениям; организовывать контроль за исполнением международных соглашений, законов Республики Литвы и других правовых актов, принятых по вопросам международных отношений; и выполнять другие функции, определенные законами и резолюциями Правительства Республики Литвы.
РАЗДЕЛ 18
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ
Система национальной обороны должна состоять из Министерства Национальной Обороны, военных сил (вооруженных сил), Литовской военной академии имени Генерала Йонаса Жямайтиса, школы для сержантского состава и других военных обучающих учреждений, служба разведки и контрразведки (Второй Разведывательный Департамент при Министерстве Национальной Обороны), институтов военной службы и мобилизации и других институтов, подчиненных Министру Национальной Обороны, военных территорий, предусмотренных для потребностей национальной обороны, других инфраструктурных возможностей, предприятий и органов. Министерство Национальной Обороны должно быть ведущим институтом системы национальной обороны. Структура и деятельность Министерства Национальной Обороны и вся система национальной обороны должны регулироваться другими законами и правовыми актами.
Деятельность Министерства Национальной Обороны и вся система национальной обороны должна управляться Министром Национальной Обороны. Он должен отвечать за исполнение оборонной политики, развитие системы национальной обороны и ее подготовку для обороны Государства. Права, обязанности и функции Министра должны определяться законами и другими правовыми актами.
Литовские военные силы должны быть государственным институтом вооруженной обороны, основной частью системы национальной обороны. Военные силы сохранять верность Республике Литвы, ее Конституции, служить государству и обществу и подчиняться государственному правительству, выбранному демократическим способом литовскими гражданами.
Командующий Вооруженными силами должен быть высшим военным должностным лицом Государства, представляющим литовские военные силы в военных вопросах. Главной задачей Министра в мирное время должно быть надлежащее обучение военных сил для вооруженной обороны Государства посредством обеспечения их взаимодействия с вооруженными силами других стран-членов НАТО и участия в международных операциях. В мирное время Командующий Вооруженными силами должен напрямую подчиняться Министру Национальной Обороны и должен реализовывать политику, разработанную для развития военных сил. Порядок назначения и снятия с должности Командующего Вооруженными силами, права, обязанности и функции Командующего должны определяться Конституцией Республики Литвы, законами и другими правовыми актами.
В мирное время, военные силы должны:
– независимо и совместно с институтами НАТО и вооруженными силами других стран-членов НАТО охранять территорию и военные территории Государства и совместно с другим государством, институтами НАТО и вооруженными силами стран-членов НАТО мониторить и контролировать исключительную экономическую зону и континентальный шельф;
– поддерживать военную готовность;
– готовиться к и участвовать в международных военных операциях согласно порядку, определенному Конституцией и законами после решения, принятого Президентом Республики и Сеймом;
– в случаях и согласно порядку, определенному законами, отправляться для содействия другим государственными и муниципальным институтам, а также согласно порядку, определенному законами, организовывать, координировать, руководить и осуществлять поиск и спасение лиц и ликвидировать аварии, связанные с загрязнением окружающей среды.
Военные силы должны обучаться посредством развития личности служашего, гражданской сознательности и патриотизма, профессиональных навыков и военной этики. Командиры должны воспитывать взаимное понимание и доверие между служащими и гражданскими.
Виды и порядок несения военной службы, а также правовой статус служащих должны регулироваться Конституцией Республики Литвы, законами и другими правовыми актами.
Военные силы должны состоять из: сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил и сил особого назначения. Сухопутные войска должны включать Национальные Оборонные Волонтерские Силы, формирующие активный военный резерв. Состав, задачи и функции военных сил должны определяться законами и другими правовыми актами.
Основная структура военных сил должна одобряться Сеймом по рекомендации Министра Национальной Обороны после того, как он получил одобрение Совета Государственной Обороны и разрешение Правительства.
Специальные подРАЗДЕЛ ения литовских правоохранительных институтов и военная полиция должны быть во главе контроля за соблюдением законов военными силами и всей системой национальной обороны согласно порядку, определенному законами и другими правовыми актами. Специальные подРАЗДЕЛ ения и должности военного правопорядка должны устанавливаться в институтах обвинения и досудебного следствия. Дела служащих и офицеров, связанные со службой или нарушениями, должны рассматриваться специализированным судом. Статус, юрисдикция, задачи и функции военной полиции должны определяться законом.
РАЗДЕЛ 19
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПОЛИЦИЯ И ДРУГИЕ ОРГАНЫ, ПОПАДАЮЩИЕ В СФЕРУ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Министерство Внутренних Дел должно, в пределах своих полномочий, быть во главе и контролировать исполнение государственной политики по обеспечению общественной безопасности.
Главной целью полиции, как составной части системы национальной безопасности, должно быть обеспечение личной и общественной безопасности, прав и свобод человека, поддержание общественного порядка и борьба с преступными деяниями. Функции полиции должны определяться законом.
ПодРАЗДЕЛ ения внутренней службы Министерства Внутренних Дел должны быть реорганизованы в Службу Общественной Безопасности, подчиненную Министерству Внутренних Дел. Основа для деятельности Службы Общественной Безопасности должна определяться законом.
Охрана государственной финансовой системы от уголовного влияния должна обеспечиваться Службой Расследования Финансовых Преступлений. Правовой статус и основа для деятельности настоящей службы должны регулироваться законом.
Защита глав и официальных гостей Республики Литвы от террористических актов, насилия и других нарушений, а также охрана защитных сооружений, связанных с реализацией этих задач, должна обеспечиваться VIP Департаментом Безопасности. Основа его деятельности и статус охраняемых лиц должны определяться законом.
Целью Пограничной Службы должна быть реализация охраны государственных границ на земле, в море, в Куршском заливе и пограничных внутренних водах, а также контроль пересечения государственной границы, предотвращение и регулирование пограничных конфликтов. ПодРАЗДЕЛ ения этой службы должны обучаться согласно планам Оборонного Персонала для действий вооруженной обороны в случае государственной обороны (войны). Порядок их обучения для обороны должен регулироваться законом.
В течение военного положения и государственной обороны (войны), Государственная Пограничная Служба и Служба Общественной Безопасности должны быть переведены к вооруженным силам.
Специальный государственный орган, попадающий в сферу управления Министерства Внутренних Дел, должен организовывать и координировать гражданскую защиту, предотвращение пожаров и спасательные работы.
Полиция, Государственная Пограничная Служба и другие органы, попадающие в сферу управления Министерства Внутренних Дел и обеспечивающие общественную безопасность, должны формироваться на основе уставной государственной службы.
РАЗДЕЛ 20
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Департамент Государственной Безопасности должен быть институтом, подотчетным Сейму и Президенту Республики, целью которого должна быть охрана государства, его суверенитета и конституционного порядка от вторжения.
Задачами Департамента Государственной Безопасности должны быть осуществление разведки и контрразведки, расследование, анализ и прогнозирование общественных политических и экономических процессов, связанных с угрозами национальной безопасности; своевременное раскрытие действий, несущих угрозу безопасности, суверенитету, неприкосновенности и целостности территории, конституционному порядку, национальным интересам, оборонной и экономической мощи Государства, предотвращение этих действий и их устранение согласно порядку, определенному законом. Департамент Государственной Безопасности должен координировать борьбу институтов Республики Литвы с терроризмом.
Департамент Государственной Безопасности должен предоставлять информацию разведки и контрразведки, а также другую информацию, важную для национальной безопасности, выводы и рекомендации Президенту, Правительству и, если необходимо, другим государственным институтам. Департамент должен также предоставлять обществу информацию, которая не является государственной тайной.
Деятельность Департамента Государственной Безопасности должна регулироваться законом.
Подробный бюджет, ресурсы Департамента Государственной Безопасности и другая информация, предусмотренная законом, должны считаться государственной тайной.
Сейм должен осуществлять парламентский надзор за деятельностью Департамента Государственной Безопасности. Этот надзор должен осуществляться в соответствии с требованиями защиты государственной тайны и согласно специальному порядку, определенному Сеймом.
РАЗДЕЛ 21
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА И СИСТЕМА СПАСЕНИЯ
Целью гражданской защиты и системы спасения должна быть защита населения от катастроф в период войны и мирное время посредством его активного участия в этой деятельности. Эта система должна обеспечивать готовность всех служб спасения и их превентивные действия и, в случае чрезвычайного положения, природных катастроф, бедствий и вооруженного нападения, предупреждение и информирование населения страны, защиту их жизни и имущества, необходимую помощь в чрезвычайных ситуациях и эвакуацию из регионов зоны риска.
Гражданская защита и система спасения, их структура, правовая основа для деятельности, субординация, функции, обязанности и взаимодействие институтов системы, а также их взаимодействие с другими государственными институтами должно определяться законами и другими правовыми актами.
В случае необходимости, военные силы, специалисты мобилизационного резерва, министерства, другие государственные и муниципальные институты и органы, ресурсы, которые находятся в их распоряжении, добровольцы автономных организаций должны привлекаться для преодоления последствий катастроф и других масштабных бедствий и осуществления аварийно-спасательных операций. Условия и порядок такого привлечения и участия должны определяться законом.
РАЗДЕЛ 22
СПЕЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА РАЗВЕДКИ
Специальная Служба Разведки должна быть институтом, подотчетным Президенту Республики и Сейму, которая должна обнаруживать и расследовать преступления, связанные с коррупцией, и уголовные преступления, разрабатывать и применять меры для предотвращения коррупции.
Деятельность Специальной Службы Разведки должна регулироваться законами и другими правовыми актами.
Сейм должен, в соответствии с требованиями защиты государственной тайны и специальных процедур, предусмотренных для этого, выполнять парламентский надзор деятельности Специальной Службы Разведки.
РАЗДЕЛ 23
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОБОРОНА
Как вид гражданской деятельности на благо обществу, альтернативная национальная служба обороны должна быть вспомогательной национальной службой обороны без оружия вместо срочной службы для тех, кому религиозные верования или пацифисткие убеждения не позволяют служить с оружием. Целью этой службы должно быть образование граждан и предоставление им возможности сделать вклад в национальное благосостояние посредством гражданской деятельности на благо обществу. Назначение на эту службу должно определяться Министерством Национальной Обороны, и служба должна организовываться институтом, уполномоченным Правительством. Продолжительность и порядок несения службы должны определяться законом.
Версия РАЗДЕЛ а 24 до 1 января 2010г.:

РАЗДЕЛ 24
СТРЕЛКОВЫЙ СОЮЗ
Стрелковый союз должен быть добровольной паравоенной организацией, действующей согласно своему уставу. Он должен быть гражданским институтом самообороны, поддерживаемым Государством. Участие Стрелкового союза в национальной оборонной деятельности его сотрудничество с Министерством Национальной Обороны должно регулироваться законом. Министерство Национальной Обороны должно назначать ответственное должностное лицо по делам Стрелкового союза.
Версия РАЗДЕЛ а 24 после 1 января 2010г.:
РАЗДЕЛ 24
ЛИТОВСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ СОЮЗ
Литовский Стрелковый союз должен быть добровольной паравоенной ассоциацией гражданской самообороны, которая поддерживается и получает содействие со стороны Государства, действует согласно специальному закону и своему уставу. Его участие в деятельности национальной оборонной системы и сотрудничество с институтами национальной оборонной системы и другими государственными институтами должны регулироваться законом и соглашениями о сотрудничестве.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ 25
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Литовская система национальной безопасности должна постоянно развиваться в соответствии с основами, закрепленными настоящим законом и Стратегией Национальной безопасности. Основа системы национальной безопасности должна соответствовать и развиваться в законах и других правовых актах в ходе реструктуризации и развития государственных институтов национальной безопасности и улучшения их деятельности.