Закон Литвы о страховании

ЗАКОН ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТ 10 ИЮЛЯ 1996 Г. № 1-1456
О СТРАХОВАНИИ
Вильнюс

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение настоящего Закона

  1. Целью настоящего Закона является регламентирование деятельности страховых предприятий и страховых посредников с тем, чтобы система страхования была стабильной, надежной, эффективной и безопасной.
    Настоящим Законом определяются условия и порядок учреждения, лицензирования страховых предприятий, особенности реорганизации и ликвидации их деятельности, а также порядок выдачи разрешений страховым брокерам.
  2. Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в ходе страховой деятельности между страховыми предприятиями, страховыми посредниками и физическими и юридическими лицами, отношения страховых предприятий между собой, а также устанавливаются основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.
  3. Страховые предприятия, страховые брокеры руководствуются
    Законом об акционерных обществах, другими правовыми актами, а также своими уставами, если настоящим Законом не предусматривается иное.
  4. Другие законы Литовской Республики применяются к связанным со страхованием отношениям в пределах, не противоречащих настоящему Закону.
  5. Настоящим Законом не регулируются отношения, регламентируемые Законом об основах системы государственного социального обеспечения.
    Статья 2. Основные понятия, употребляемые в настоящем Законе
    В настоящем Законе:
    1) Страховая деятельность – финансово-хозяйственная деятельность, направленная на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных настоящим Законом или договором страхования событий (страховых случаев) путем использования резервов и страховых технических запасов, образуемых за счет уплачиваемых упомянутыми лицами взносов (страховых взносов) доходов, полученных от их инвестирования в установленном настоящим Законом порядке;
    2) страхователь – лицо, заключившее со страховым предприятием договор страхования или являющееся на основании настоящего Закона страхователем и обязанное уплачивать страховые взносы (премии), а также имеющее право на получение при наступлении страхового случая страховой выплаты;
    3) страховое предприятие 1 (страховщик) – предприятие, осуществляющее страховую, а также связанную со страхованием деятельность и обязующееся по договору страхования или в предусмотренных настоящим Законом страховых случаях выплачивать страхователю страховые выплаты;
    4) застрахованное лицо – указанное страхователем и именуемое в договоре страхования физическое лицо, при наступлении в жизни которого страхового случая страховое предприятие обязано осуществить страховую выплату;
    5) выгодоприобретатель – по волеизъявлению страхователя указанное в договоре страхования лицо, приобретающее право на страховую выплату после смерти застрахованного лица;
    6) третье лицо – лицо, не указанное страхователем в договоре страхования, однако согласно предусмотренным в правилах по виду страхования условиям приобретающее право на страховую выплату;
    7) правила по виду страхования – установленные страховым предприятием по отдельной группе страхования условия вида страхования в соответствии с которыми страховое предприятие при наличии разрешения Государственной службы по надзору за страхованием осуществляет добровольное страхование;
    8) страховой случай – установленное договором страхования или настоящим Законом событие, при наступлении которого страхователь, застрахованное лицо, выгодоприобретатель или третье лицо приобретают право на страховую выплату;
    9) страховая сумма – определенная договором страхования или установленная настоящим Законом сумма, к пределах которой застрахованы имущественные интересы;
    10) страховой взнос (премия)- определенная договором страхования или установленная настоящим Законом обязательная для страхователя плата за страховую охрану;
    11) страховая выплата – предусмотренные соответствующими правилами по виду страхования выплаты, которые страховое предприятие обязано выплатить страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю, третьим лицам при наступлении предусмотренного договором страхования или настоящим Законом страхового случая на основании подтверждающих такое событие официальных документов;
    12) страховое свидетельство (полис) – официальный документ, удостоверяющий заключение договора страхования;
    13) страховой риск – вероятность наступления страхового случая;
    14) перестрахование – передача страховым предприятием части взятого на себя страхового риска другому страховому предприятию или перестраховочному предприятию;
    15) перестрахователь – страховое предприятие, передавшее часть взятого на себя страхового риска другому страховому предприятию или перестраховочному предприятию;
    16) перестраховщик – страховое предприятие или перестраховочное предприятие, принявшее на себя определенную часть риска другого страхового предприятия;
    17) страховой посредник – страховой агент и (или) страховой брокер, услугами которых вправе пользоваться страховые предприятия и страхователи;
    18) страховой агент – лицо, действующее от имени и за счет одного страхового предприятия на основании их договора поручения в рамках предоставленных ему полномочий;
    19) страховой брокер – юридическое лицо (акционерное или закрытое акционерное общество), осуществляющее на основании поручения страхователя функции страхового брокера..
    Статья 3. Объект страхования
    Объектами страхования могут быть имущественные интересы:
    1) связанные с продолжительностью жизни, бракосочетанием, рождением лица, накоплением капитала;
    2) связанные с телесными повреждениями, а также с несчастными случаями и болезнями;
    3) связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом;
    4) связанные с причинением страхователем ущерба имуществу физического лица или этому физическому лицу, а также с вредом, причиненным юридическому лицу.
    Статья 4. Формы страхования
  6. Страхование может быть обязательным и добровольным.
  7. Виды и основные положения обязательного страхования устанавливаются законодательством Литовской Республики.
  8. Добровольное страхование осуществляется на основе соглашения между страхователем и страховым предприятием, удостоверенного договором страхования.
    Статья 5. Отрасли и группы страхования
  9. Отрасли страхования – это страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни.
  10. К отрасли страхования жизни относятся следующие группы страхования:
    1) брачное страхование и страхование по случаю
    2) страхование жизни, когда инвестиционный риск приходится на страхователя;
    3) страхование жизни (в пределах, не предусмотренных в пунктах 1 и 2).
  11. К отрасли страхования иного, чем страхование жизни, относятся следующие группы страхования:
    1) страхование от несчастных случаев;
    2) страхование на случай болезни;
    3) страхование наземных транспортных средств, кроме средств железнодорожного транспорта;
    4) страхование средств железнодорожного транспорта;
    5) страхование летательных аппаратов;
    6) страхование судов (морских, озерных, канально-речных);
    7) страхование перевозимых грузов;
    8) страхование имущества (за исключением пунктов 3, 4, 5, 6, 7) от пожара или явлений природы;
    9) страхование имущества от иного ущерба (за исключением пункта 8);
    10) страхование гражданской ответственности за наземные транспортные средства;
    11) страхование гражданской ответственности за летательные аппараты;
    12) страхование гражданской ответственности за суда (морские, озерные, канально-речные);
    13) страхование общей гражданской ответственности;
    14) страхование кредита;
    15) страхование поручительства;
    16) страхование финансовых убытков;
    17) страхование судебных издержек;
    18) страхование оказания помощи.
  12. Страховое предприятие по страхованию жизни может осуществлять указанное в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи страхование иное, чем страхование жизни.
  13. Риск группы страхования иного, чем страхование жизни, не может быть включен в другую группу этой отрасли, за исключением случая, когда риск:
    1) связан с основным риском;
    2) связан с объектом, охватываемым основным риском.
  14. Риск групп, указанных в пунктах 14, 15 и 17 части 3 настоящей статьи, не может быть включен в качестве дополнительного в другие группы.
    ГЛАВА ВТОРАЯ. ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ
    Статья 6. Договор страхования
  15. Договор страхования заключается на основании правил по виду страхования.
  16. В договоре страхования страхователь обязуется в установленный срок уплачивать страховые взносы (премии), а страховое предприятие обязуется при наступлении страхового случая произвести страховые выплаты страхователю или лицу, приобретающему такое право в соответствии с договором страхования.
    Статья 7. Стороны договора страхования
  17. Сторонами договора страхования являются страховое предприятие и страхователь.
  18. В предусмотренных договором страхования случаях и порядке страхователь вправе назначать и осуществлять замену лиц, обладающих правом на получение страховой выплаты к соответствии с договором страхования.
    Статья 8. Порядок заключения договора страхования
  19. Договор страхования заключается в письменной форме.
  20. До заключения договора страхования страхователь представляет страховому предприятию письменное ходатайство либо иным способом заявляет о своем намерении заключить договор страхования. Страхователь должен представить ходатайство в письменной форме в случае, если это предусматривается правилами по виду страхования.
  21. Форма и содержание письменного ходатайства устанавливаются страховым предприятием. Ответственность за правильность представленных в ходатайстве сведений несет страхователь. По заключении договора страхования представленное в письменной форме ходатайство считается составной частью договора страхования.
    Статья 9. Правила по виду страхования
  22. Государственной службой по надзору за страхованием при Министерстве финансов (в дальнейшем – Служба по надзору) могут устанавливаться общие условия вида страхования, руководствоваться которыми при разработке страховым предприятием правил по виду страхования обязательно. Правила по виду обязательного страхования регламентируются законодательством Литовской Республики.
  23. В правилах по виду страхования должны быть установлены:
    1) форма и содержание ходатайства страхователя о заключении договора страхования;
    2) страховые случаи;
    3) нестраховые случаи, при наступлении которых страховое предприятие не обязано осуществлять страховые выплаты;
    4) объекты страхования;
    5) порядок расчета размера страховых сумм, страховых взносов и основания для их уплаты, а также ответственность и последствия в связи с их несоблюдением;
    6) сроки действия договора страхования;
    7) условия двойного страхования или страхования по повышенным суммам;
    8) преддоговорные права и обязанности страхователя и страхового предприятия;
    9) права и обязанности страхователя и страхового предприятия в период действия договора страхования;
    10) порядок установления ущерба;
    11) порядок и сроки расчета и осуществления страховых выплат;
    12) условия изменения и прекращения договора страхования;
    13) денежная компенсация за прекращение договора страхования в предусмотренных настоящим Законом случаях;
    14) неустойки за нарушения правил по виду страхования; 15) порядок разрешения споров между страхователем и страховым предприятием;
    16) иные условия страхования, предусматриваемые правлением Службы по надзору.
  24. По соглашению между страхователем и страховым предприятием на основании правил по виду страхования могут быть заключены отдельные (индивидуальные) договоры страхования, предусматривающие дополнительные условия, определяемые при заключении договора страхования.
  25. При повторении тех же дополнительных условий более чем три раза страховое предприятие обязано в установленном настоящим Законом порядке изменить правила по определенному виду страхования.
    Статья 10. Страховое свидетельство (полис)
  26. В страховом свидетельстве (полисе) должны быть указаны: 1) номер страхового свидетельства (полиса);
    2) наименование страхового предприятия и адрес его места нахождения;
    3) имя, фамилия или наименование страхователя, застрахованного лица, выгодоприобретателя;
    4) группа страхования, а также наименование и номер правил по виду страхования;
    5) объект страхования;
    6) размер страховой суммы;
    7) размер страхового взноса и сроки его уплаты;
    8) срок действия договора страхования;
    9) подпись страхователя с надписью об ознакомлении страхователя с правилами по виду страхования;
    10) подпись уполномоченного страховым предприятием па заключение договора страхования лица и печать страхового предприятия либо их факсимиле;
    11) подпись страхователя, печать (если страхователем являются предприятие, учреждение или организация);
    12) дата выдачи страхового свидетельства (полиса).
  27. Регистрация и учет страховых свидетельств (полисов) осуществляются каждым страховым предприятием в порядке, установленном Службой по надзору и утвержденном Министерством финансов.
  28. Лица, совершившие похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие, а также подлог или подлог и реализацию либо использование страхового свидетельства (полиса), несут ответственность в установленном законодательством порядке.
    Статья 11. Права и обязанности сторон договора страхования
  29. Страховое предприятие вправе затребовать от лица, заключившего или намеревающегося заключить договор страхования, представления необходимой информации о подлежащем страхованию или застрахованном лице либо объекте в случае, если такая информация связана с договором страхования.
  30. Страховое предприятие обязано:
    1) ознакомить страхователя с правилами по виду страхования и выдать страховое свидетельство (полис);
    2) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в сроки, установленные договором страхования или настоящим Законом;
    3) по требованию страхователя и после внесения им платы выдать дубликат страхового свидетельства (полиса) или другие документы, удостоверяющие заключение договора страхования;
    4) не разглашать информацию о страхователе или других лицах, их имущественном положении, поступившую при осуществлении договоров страхования, за исключением установленных законодательством случаев.
  31. Страхователь обязан:
    1) своевременно уплачивать страховые взносы;
    2) при заключении договора страхования и в период его действия предоставлять страховому предприятию установленную им информацию о подлежащем страхованию или застрахованном лице либо объекте, а также информацию о заключенных договорах или намерении заключить договоры страхования в отношении одного и того же объекта;
    3) представлять страховому предприятию все связанные со страховым случаем документы.
  32. Другие обязанности и права страхового предприятия и страхователя предусматриваются договором страхования и правовыми актами, регулирующими страховую деятельность.
    Статья 12. Ответственность за нарушения договора страхования
  33. Стороны договора страхования, нарушившие условия договора страхования, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
  34. Страхователь или страховое предприятие считаются нарушившими условия договора страхования исключительно по установлении их вины.
  35. Страхователь считается ответственным за нарушения договора страхования и в тех случаях, когда обязанности, возникающие из осуществления договора страхования, нарушаются лицами, состоящими в трудовых отношениях со страхователем или действующими в качестве представителей страхователя, а также совместно со страхователем проживающими лицами.
    Статья 13. Изменение сторон в договоре страхования
  36. Страховое предприятие по получении согласия страхователя (страхователей), а также разрешения правления Службы по надзору вправе все или часть договоров страхования (перестрахования) передать на основании договора одному или нескольким другим страховым предприятиям. К страховому предприятию, перенявшему договоры страхования, одновременно переходят также права и обязанности, возникающие из договора страхования. Страховое предприятие о своем намерении передать договоры страхования (перестрахования) обязано информировать страхователя за 2 месяца. Страхователь, не согласный с намерением страхового предприятия передать договоры страхования (перестрахования), вправе расторгнуть договор страхования на основании положений части 1 статьи 22 настоящего Закона.
  37. В случае изменения владельца застрахованного имущества все права и обязанности, возникающие из договора страхования, переходят к новому владельцу. Об отчуждении застрахованного имущества страхователь или новый владелец обязаны информировать страховое предприятие в письменной форме в течение одного месяца со дня подписания договора отчуждения имущества.
  38. В случае несообщения страховому предприятию в письменной форме в течение одного месяца об изменении владельца застрахованного имущества предприятие освобождается от исполнения обязанностей, предусмотренных в договоре страхования.
    Статья 14. Страховой взнос (премия)
  39. Страховой взнос уплачивается страховому предприятию наличными или с использованием банковских либо почтовых услуг.
  40. Сроки уплаты страховых взносов устанавливаются договором страхования. При наступлении страхового случая после заключения договора страхования, однако еще до уплаты страхового взноса страховое предприятие не обязано производить страховую выплату в случае, если договором страхования не предусмотрено иное.
  41. В случае исчезновения застрахованного объекта страхователь освобождается от обязанности уплачивать страховые взносы. В случае уменьшения страхового риска страхователь вправе требовать уменьшения размера страхового взноса.
  42. В случае увеличения страхового риска страхователь обязан сообщить об этом в письменной форме страховому предприятию, которое по соглашению со страхователем и с учетом вновь открывшихся обстоятельств устанавливает страховой взнос в большем размере. Страховое предприятие вправе не производить страховую выплату или снизить ее размер в случае, если ему не было сообщено об увеличении страхового риска.
  43. Страховое предприятие при заключении со страхователем договора страхования обязано информировать страхователя о случаях увеличения страхового риска.
    Статья 15. Страховая выплата
  44. При наступлении страхового случая и установлении факта заключения страхователем относительно одних и тех же рисков договоров страхования более чем с одним страховым предприятием каждым страховым предприятием страховая выплата выплачивается пропорционально без превышения общего размера ущерба.
  45. Страховое предприятие, осуществившее страховую выплату, сравнявшуюся со стоимостью застрахованного имущества, приобретает права владельца этого имущества.
  46. Страховое предприятие, возместившее страхователю причиненный другим лицом вред, имеет право регресса к лицу, ответственному за причиненный ущерб, в пределах страховой выплаты.
  47. В договоре страхования допускается предусмотрение случаев возмещения страховым предприятием имевших место у страхователя расходов, непосредственно связанных со страховым случаем.
  48. В случае смерти застрахованного лица подлежащие выплате страховые выплаты не включаются в состав наследственного имущества и по отношению к ним не применяются нормы права наследования при назначении страхователем получателя этих выплат. Эти страховые выплаты выплачиваются без учета сумм, установленных Законом об основах системы государственного социального обеспечения, если иное не предусмотрено договором страхования.
  49. Неуплаченные взносы по обязательному страхованию и пени взыскиваются со страхователей в судебном порядке.
    7.Размер выплаты по страхованию иному, чем страхование жизни, не может превышать установленной договором страхования страховой суммы.
    Статья 16. Страхование по повышенным суммам
  50. Страхование по повышенным суммам возможно лишь в целях избежания обесценения денег и в случае предстоящего увеличения стоимости страхуемого объекта, если это предусмотрено договором страхования.
  51. При выявлении превышения указанной в договоре страхования страховой суммы стоимости страхуемого объекта стороны договора страхования вправе потребовать уменьшения страховой суммы. В таком случае соответственно уменьшается также и страховой взнос.
  52. Договор страхования считается недействительным, если страхователь при заключении договора путем обмана ввел в заблуждение страховое предприятие, указав стоимость страхуемого объекта, превышающую действительную его стоимость, и тем самым безосновательно увеличив страховую сумму.
    Статья 17. Уменьшение размера страховой выплаты
    и основания для отказа в страховой выплате
  53. Страховое предприятие имеет право на уменьшение размера страховой выплаты или отказ произвести страховую выплату в случаях, если:
    1) страховой случай наступил по вине страхователя, застрахованного лица, кроме действий, связанных с исполнением гражданского долга или защитой жизни, здоровья, чести и достоинства;
    2) страхователь при заключении договора страхования представил страховому предприятию заведомо ложные, необходимые для расчета страховых взносов или страховых сумм, имеющие важное значение сведения об объекте страхования или утаил их;
    3) страхователь получил полное или частичное возмещение ущерба от третьего лица, виновного в причинении этого вреда застрахованному имуществу;
    4) страховой случай наступил вследствие военных действий, введения военного или чрезвычайного положения, массовых беспорядков, воздействия ядерной энергии и если правилами по виду страхования не предусмотрено иное;
    5) в других предусмотренных договором страхования или настоящим Законом случаях.
  54. Договор страхования, не отвечающий требованиям настоящего Закона, заключенный путем обмана, даже после наступления страхового случая может быть в судебном порядке признай недействительным. Страховое предприятие в таком случае вправе не производить страховых выплат, а при осуществлении их – выплаты вернуть, если обман способствовал заключению договора страхования или наступлению страхового случая либо обусловил размер страховой выплаты.
  55. Относительно отказа в выплате или уменьшения размера страховой выплаты страховым предприятием принимается решение с мотивированным указанием причин, о чем в письменной форме извещаются лица, обладающие в соответствии с договором страхования правом на страховые выплаты.
  56. Лица, обладающие в соответствии с договором страхования правом на страховые выплаты и не согласные с решением страхового предприятия об отказе в выплате или уменьшении размера страховых выплат, вправе обжаловать такое решение в суд.
    Статья 18. Страховой случай
  57. Страхователь обязан известить страховое предприятие о страховом случае и представить полную и достоверную информацию, а также документы.
  58. Страхователь при наступлении страхового случая обязан соблюдать указания страхового предприятия и своими действиями стремиться к уменьшению ущерба или пытаться избежать его. Если страхователем эта обязанность не выполняется, страховое предприятие вправе не возмещать часть ущерба, возникшего вследствие невыполнения обязанностей. Убытки, возникшие вследствие стремления страхователя уменьшить ущерб или избежать его, возмещаются страховым предприятием в размере страховой суммы.
  59. По пожеланию страхователя страховое предприятие обязано произвести страховую выплату в виде аванса в пределах 30 процентов страховой суммы, если установление точного размера ущерба вследствие страхового случая длится свыше трех месяцев.
  60. Страховой случай должен быть обоснован страхователем удостоверяющими этот случай документами: составленными страховым предприятием или уполномоченными им лицами актами о страховом случае, документами правоохранительных органов, заключениями экспертов (если это предусмотрено договором страхования), иными имеющими юридическую силу документами.
  61. При наступлении страхового случая страховое предприятие вправе обращаться также к независимым экспертам зарубежных стран относительно причины страхового случая и установления размера ущерба, а также руководствоваться их заключениями при определении размера страховой выплаты.
  62. Институты государственного управления, правоохранительные органы, предприятия, учреждения и организации по просьбе страхового предприятия обязаны представлять информацию, связанную со страховыми случаями. Страховые предприятия вправе самостоятельно выяснять обстоятельства страховых случаев или обращаться за помощью в правоохранительные органы.
    Статья 19. Сострахование
  63. По обоюдному соглашению страховых предприятий может быть заключен договор сострахования одного и того же объекта от одних и тех же рисков. В таком случае каждое из страховых предприятий берет на себя соответствующую долю ответственности по одному договору страхования. По договоренности между страховыми предприятиями назначается страховое предприятие, которое уполномочивается действовать от имени других страховых предприятий. В общем страховом свидетельстве (полисе) должно содержаться:
    1) номер страхового свидетельства (полиса);
    2) наименование основного страхового предприятия и адрес его места нахождения;
    3) наименования страховых предприятий, участвующих в состраховании, и адреса их мест нахождения (кроме основного страхового предприятия);
    4) имя, фамилия или наименование страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя;
    5) группа страхования, а также наименование и номер правил по виду страхования;
    6) объект страхования;
    7) размер страховой суммы;
    8) доля солидарной ответственности страховых предприятий, выраженная в процентах;
    9) размер страхового взноса и сроки его уплаты;
    10) срок действия договора страхования;
    11) подпись страхователя с надписью об ознакомлении страхователя с правилами по виду страхования;
    12) подписи уполномоченных страховыми предприятиями на заключение договора страхования лиц и печати страховых предприятий либо их факсимиле;
    13) подпись страхователя, печать (если страхователем является предприятие, учреждение или организация);
    14) дата выдачи страхового свидетельства (полиса).
  64. Страховая выплата выплачивается страхователю участвующими в состраховании страховыми предприятиями пропорционально в соответствии с долей своей ответственности, однако все вместе – в размере, не превышающем размера нанесенного ущерба.
  65. Вид ответственности по своим обязательствам участвующими в состраховании страховыми предприятиями предусматривается в договоре страхования.
    Статья 20. Перестрахование
  66. Лицензия па осуществление страховой деятельности предоставляет право страховому предприятию осуществлять перестрахование.
  67. Зарегистрированные в Литовской Республике страховые предприятия могут перестраховать риск той группы страхования, которое осуществляется ими в предусмотренном настоящим Законом порядке.
  68. Зарегистрированные в Литовской Республике страховые предприятия могут передать часть взятого па себя риска страховым или перестраховочным предприятиям других стран, признанным на международном страховом рынке надежными в финансовом отношении.
  69. Перечень надежных в финансовом отношении страховых или перестраховочных предприятий других стран устанавливается Службой по надзору.

Статья 21. Сроки договора страхования

  1. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем страхового взноса (премии) в полном объеме или уплаты им первого страхового взноса. В договоре страхования может быть предусмотрено вступление в силу договора страхования по истечении определенного срока после или до уплаты страхового взноса в полном объеме или уплаты первого страхового взноса.
  2. Договор страхования жизни заключается сроком на один год, а договор страхования жизни, в котором предусмотрена выплата страховой суммы по истечении срока договора страхования, – на три года.
    Статья 22. Сроки расторжения и прекращения договора страхования
  3. Сторона договора страхования после письменного уведомления другой стороны не позднее чем за один месяц до предусмотренной даты расторжения договора страхования вправе расторгнуть договор страхования.
  4. Если договор страхования расторгается по инициативе страхового предприятия, страхователю подлежат возврату:
    1) в случае страхования иного, чем страхование жизни, – страховые взносы за неистекший срок действия договора страхования за вычетом согласно этому договору страхования выплаченных сумм;
    2) в случае страхования жизни – все предусмотренные договором страхования выплаты и денежная компенсация.
  5. Если договор страхования расторгается по инициативе страхователя, страхователю подлежат возврату:
    1) в случае страхования иного, чем страхование жизни, – страховые взносы за неистекший срок действия договора страхования за вычетом понесенных расходов по заключению и исполнению договора страхования, а также выплаченных в соответствии с этим договором страхования сумм;
    2) в случае страхования жизни – уплаченные страхователем страховые взносы, иные выплаты, если это предусмотрено договором страхования, за вычетом понесенных расходов по заключению и исполнению договора страхования.
  6. Стороны договора страхования после того, как им стало известно о нарушении договора страхования, вправе в течение одного месяца расторгнуть договор страхования.
  7. Если договор страхования расторгается по требованию страхователя в связи с нарушением страховым предприятием (при установлении его вины) условий договора страхования, страхователю подлежат возврату:
    1) в случае страхования иного, чем страхование жизни, – страховые взносы за неистекший срок действия договора страхования;
    2) в случае страхования жизни – уплаченные страхователем страховые взносы, предусмотренные договором страхования выплаты и денежная компенсация.
  8. Если договор страхования расторгается по требованию страхового предприятия в связи с нарушением страхователем (при установлении его вины) условий договора страхования, страхователю:
    1) в случае страхования иного, чем страхование жизни, страховые взносы не возвращаются;
    2) в случае страхования жизни возвращаются все уплаченные страхователем страховые взносы за вычетом понесенных расходов но заключению и исполнению договора страхования.
  9. Договор страхования прекращается в случаях:
    1) неуплаты страхователем страховому предприятию страховых взносов в установленный договором страхования или настоящим Законом срок (если договором страхования не предусмотрено иное);
    2) неуплаты страхователем в установленный договором страхования срок страховому предприятию дополнительных страховых взносов, па которые страховое предприятие приобрело право в связи с увеличением масштаба страхования после заключения договора страхования (если договором страхования не предусмотрено иное);
    3) выплаты страховым предприятием предусмотренных договором страхования страховых выплат в полном объеме;
    4) ликвидации страхователя – юридического лица или страхователя – предприятия, не имеющего статуса юридического липа, и при отсутствии у них преемников их прав и обязанностей;
    5) смерти застрахованного лица;
    6) истечения установленного договором страхования срока действия договора страхования;
    7) наличия других установленных Гражданским кодексом оснований для прекращения обязательств.
  10. После выплаты страховым предприятием части страховой выплаты его обязательство согласно тому же договору страхования остается в силе в отношении оставшейся части страховой суммы.
    Статья 23. Недействительность договора страхования
    Договор страхования является недействительным в случаях:
    1) если он заключен после страхового случая;
    2) если он заключен со страховым предприятием другой страны или зарегистрированным в Литовской Республике хозяйственным субъектом, не имеющим лицензию на занятие страховой деятельностью в Литовской Республике, кроме указанных в части 1 статьи 25 настоящего Закона исключений;
    3) при наличии других оснований для недействительности сделок, установленных Гражданским кодексом.
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ. УЧРЕЖДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ СТРАХОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    Статья 24. Деятельность страховых предприятий
  11. Страховой деятельностью в Литовской Республике вправе заниматься учрежденные в предусмотренном законодательством Литовской Республики порядке страховые предприятия: акционерные общества и закрытые акционерные общества.
  12. Страховые предприятия не могут заниматься никакой другой хозяйственно-коммерческой деятельностью, за исключением страховой и связанной с ней деятельностью. Деятельностью, непосредственно связанной со страховой деятельностью, является перестрахование, ликвидация, а также администрирование страховых случаев, посредническая деятельность при заключении договоров страхования, консультирование по вопросам страхования и перестрахования, обучение специалистов в области страхования и перестрахования, повышение квалификации, а также аренда недвижимого имущества и оценка страхуемого имущества.
  13. Страховое предприятие, осуществляющее страхование иное, чем страхование жизни, не может осуществлять страхование жизни.
    Страховое предприятие, осуществляющее страхование жизни, не может осуществлять страхование иное, чем страхование жизни, кроме указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона групп страхования иного, чем страхование жизни.
    Страховое предприятие, осуществляющее страхование кредита, не может заниматься страхованием иных предусмотренных в статье 5 настоящего Закона групп, причисленных к отраслям страхования жизни или страхования иного, чем страхование жизни.
    Страховые предприятия обязаны руководствоваться регламентирующими страховую деятельность правовыми актами и постановлениями Службы по надзору.
    Статья 25. Страховая деятельность страховых предприятий
    других стран в Литовской Республике
  14. Страховым предприятиям других стран, не зарегистрированным в Литовской Республике, запрещается непосредственно или через страховых посредников заключать договоры страхования с физическими и юридическими лицами Литовской Республики, кроме случаев, когда страховые предприятия Литовской Республики не имеют аналогичных или подобных правил по виду страхования либо их финансовые возможности не позволяют им заключать желательные договоры страхования. Выбор таких страховых предприятий осуществляется в конкурсном порядке.
  15. В таких случаях страховые предприятия других стран обязаны получить разрешение правления Службы по надзору на непосредственное заключение договора страхования или через посредников.
    Статья 26. Страховые посредники
  16. Деятельностью страхового брокера могут заниматься акционерные и закрытые акционерные общества, имеющие выданное правлением Службы по надзору разрешение на занятие этой деятельностью. Порядок выдачи разрешений устанавливается правлением Службы по надзору.
  17. Страховые брокеры обязаны руководствоваться регламентирующими страховую деятельность правовыми актами и постановлениями правления Службы по надзору.
  18. Иностранным страховым посредникам, не зарегистрированным в Литовской Республике, запрещено осуществлять в Литовской Республике посредническую деятельность в области страхования.

Статья 27. Учредители страхового предприятия

  1. Учредителями страхового предприятия, за исключением учреждаемого дочернего страхового предприятия или филиала иностранного страхового предприятия, являются физические и юридические лица, а также не имеющие прав юридического лица предприятия Литовской Республики, заключившие в установленном статьей 3 Закона об акционерных обществах порядке договор об учреждении. Этим договором устанавливаются права и обязанности учредителей при создании страхового предприятия, а также ответственность за неисполнение обязательств. Каждый учредитель страхового предприятия должен быть его акционером. Если один или несколько учредителей страхового предприятия до получения лицензии па осуществление страховой деятельности отказываются от приобретения акций страхового предприятия или совершают уступку этих акций другим лицам, правление Службы по надзору может отказать в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности.
  2. Иностранное страховое предприятие может быть учредителем страхового предприятия или филиала в Литовской Республике в случаях, если:
    1) обладает выданной иностранным государством, в юрисдикции которого оно находится, лицензией на осуществление страховой деятельности;
    2) имеет разрешение осуществляющей надзор за страховыми предприятиями институции иностранного государства, в юрисдикции которого оно находится, на учреждение страхового предприятия в Литовской Республике, а также справку о том, что страховые предприятия Литовской Республики могут заниматься страховой деятельностью в стране места нахождения иностранного страхового предприятия.
  3. Учредителем страхового предприятия не может быть лицо с непогашенной судимостью за нарушения против собственности, порядка хозяйствования и финансовые нарушения.
  4. Учредители страхового предприятия обязаны представить правлению Службы по надзору документы о происхождении средств, использованных в целях формирования уставного капитала и организационного фонда страхового предприятия, а также о финансовом состоянии учредителей.
    Статья 28. Организационный фонд
  5. Организационный фонд предназначается для покрытия расходов на учреждение страхового предприятия и расходов начального периода (с момента учреждения до осуществления регистрации).
  6. Формирование организационного фонда осуществляется учредителями страхового предприятия за счет денежных взносов.
  7. Размер организационного фонда должен составлять не менее 1000000 литов.
  8. После осуществления регистрации страхового предприятия остаток организационного фонда причисляется к имуществу страхового предприятия, который не влияет на результаты деятельности страхового предприятия и не подлежит налогообложению.
    Статья 29. Учреждение страховых предприятий
  9. Страховые предприятия учреждаются на основании Закона об акционерных обществах, если настоящим Законом не предусматривается иное.
  10. Учредители страхового предприятия по получении от правления Службы по надзору лицензии на осуществление страховой деятельности производят регистрацию страхового предприятия в предусмотренном Законом о реестре предприятий порядке.
  11. В отношении действующего общества, общим собранием акционеров которого принято решение о его реорганизации в страховое предприятие, применяются части первая, шестая-десятая и двенадцатая статьи 10 Закона об акционерных обществах и оно может обратиться в правление Службы по надзору с ходатайством о выдаче ему лицензии на осуществление страховой деятельности.
  12. После получения в установленном настоящим Законом порядке лицензии па осуществление страховой деятельности страховое предприятие приобретает право на занятие страховой деятельностью, а также деятельностью, связанной со страхованием.
    Статья 30. Открытие филиалов страховых предприятий
    Открытие филиалов зарегистрированных в Литовской Республике страховых предприятий осуществляется по получении от правления Службы по надзору разрешения и их регистрация производится в установленном законодательством Литовской Республики порядке. Разрешение на открытие филиала страхового предприятия выдается и отзывается в установленном Службой по надзору порядке. Другие подразделения страхового предприятия учреждаются в предусмотренном уставом страхового предприятия порядке. Филиалы страховых предприятий действуют в пределах предоставленных им страховым предприятием полномочий в соответствии с уставом страхового предприятия.
    Статья 31. Ходатайство о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности
  13. Учредители страхового предприятия или действующее общество, общим собранием акционеров которого принято решение о его реорганизации в страховое предприятие, обращаются в правление Службы по надзору с ходатайством о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности.
  14. В ходатайстве о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности должны указываться основные направления деятельности учреждаемого страхового предприятия или действующего общества, общим собранием акционеров которого принято решение о его реорганизации в страховое предприятие, а также адрес его места нахождения.
  15. Наряду с ходатайством представляются следующие документы и информация:
    1) проект устава;
    2) учредительные документы (договор об учреждении, договор подписки на акции, протокол учредительного собрания, постановление об учреждении страхового предприятия, решение общего собрания акционеров действующего общества о его реорганизации в страховое предприятие);
    3) наименование страхового предприятия;
    4) обоснование экономической деятельности учреждаемого страхового предприятия (бизнес-план), содержание и форма которого устанавливаются правлением Службы по надзору. Представляется также описание планируемой структуры страхового предприятия и (оказываемых им услуг;
    5) правила по указанным в обосновании экономической деятельности (бизнес-плане) видам страхования, ставки страховых взносов, а также образец страхового свидетельства (полиса);
    6) разрешение осуществляющей надзор за страховыми предприятиями институции иностранного государства, в юрисдикции которого находится иностранное страховое предприятие, на учреждение страхового предприятия в Литовской Республике;
    7) справка осуществляющей надзор за страховыми предприятиями в юрисдикции которого находится иностранное страховое предприятие, о том, что страховые предприятия Литовской Республики могут заниматься страховой деятельностью в стране места нахождения иностранного страхового предприятия;
    8) список учредителей страхового предприятия по установленной правлением Службы по надзору форме;
    9) сведения о председателе правления страхового предприятия, членах правления, руководителе администрации и главном бухгалтере (финансисте), а если предусматривается осуществление страхования жизни, – также и об актуариусах (математиках в страховании);
    10) документы, подтверждающие наличие сформированного организационного фонда учреждаемого страхового предприятия.
  16. Если учредитель является юридическим лицом, дополнительно должны быть представлены:
    1) копия регистрационного удостоверения предприятия-учредителя;
    2) финансовые отчеты предприятия-учредителя за последний и текущий годы наряду с заключениями независимых аудиторов.
  17. Действующее общество, принявшее решение о своей реорганизации в страховое предприятие, дополнительно должно представить:
    1) проект реорганизации;
    2) описание прежней деятельности, финансовые отчеты за последний и текущий годы наряду с заключениями независимых аудиторов, сведения о составе акционерного капитала, а также о владельцах пакетов акций;
    3) документы, подтверждающие наличие в его распоряжении необходимого для деятельности страхового предприятия организационного фонда;
    4) данные об уплате налогов и долгах кредиторам.
  18. Правление Службы по надзору вправе потребовать представления дополнительных документов и информации в течение 30 календарных дней со дня получения ходатайства о выдаче лицензии па осуществление страховой деятельности и документов.
  19. Учредители несут ответственность за достоверность информации, указанной в ходатайстве и представленных документах.

Статья 32. Решение о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности

  1. В течение 4 месяцев со дня представления ходатайства о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности правлением Службы по надзору принимается решение о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности, о чем заявитель извещается в письменном виде.
  2. В случае требования со стороны правления Службы по надзору в установленном настоящим Законом порядке дополнительных документов начало отсчета четырехмесячного срока производится со дня поступления всех необходимых для принятия решения документов и информации.
  3. Правлением Службы по надзору выдастся лицензия на осуществление страховой деятельности лишь в случае, если представленными документами и имеющейся информацией удостоверяется наличие у учреждаемого страхового предприятия:
    1) полностью оплаченного уставного капитала;
    2) членов правления безупречной репутации, квалифицированных и имеющих опыт работы на страховых предприятиях руководителя администрации и главного бухгалтера (финансиста), а если предусматривается осуществление страхования жизни, – также и актуариуса (математика в страховании);
    3) помещений;
    4) им уплачен гербовый сбор;
    5) им представлены сведения об использовании организационного фонда и его остатке.
  4. Лицензия на осуществление страховой деятельности выдается на неограниченный срок и не может осуществляться ее уступка.
  5. За выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности уплачивается установленный законодательством гербовый сбор.
  6. В случае сообщения заявителю правлением Службы по надзору о решении относительно невыдачи лицензии на осуществление страховой деятельности им в письменной форме представляются мотивы такого решения, а также информируется об этом распорядитель реестра.
  7. Решение о невыдаче лицензии на осуществление страховой деятельности может быть обжаловано в суд в предусмотренном законодательством порядке.
    Статья 33. Реквизиты лицензии на осуществление страховой деятельности
    В лицензии на осуществление страховой деятельности должны быть следующие реквизиты:
    1) наименование, адрес места нахождения страхового предприятия;
    2) вид деятельности;
    3) территория, па которой будет проводиться эта деятельность;
    4) дата и номер выдачи лицензии;
    5) отрасль страхования;
    6) подпись руководителя (его заместителя) Службы по надзору и гербовая печать.

Статья 34. Разрешение на вид страхования

  1. Вновь зарегистрированному страховому предприятию разрешение на вид страхования, правила по виду страхования, ставки страховых взносов и образец страхового свидетельства (полиса) которого были представлены одновременно с ходатайством о выдаче лицензии па осуществление страховой деятельности, выдается одновременно с лицензией на осуществление страховой деятельности.
  2. В случае намерения действующего страхового предприятия осуществлять вид страхования, па который не получено разрешение правления Службы по надзору, им представляются следующие документы:
    1) правила по виду страхования, ставки страховых взносов и образец страхового свидетельства (полиса);
    2) обоснование экономической деятельности (бизнес-план по виду страхования) установленной правлением Службы по надзору формы;
    3) агентный договор при пожелании осуществлять распространение страховых свидетельств (полисов) иностранных страховых предприятий.
  3. Правление Службы по надзору вправе потребовать представления дополнительных документов и информации в течение 30 календарных дней со дня поступления документов на получение разрешения на вид страхования.
  4. В течение месяца со дня представления документов правлением Службы по надзору принимается решение о выдаче разрешения на вид страхования, о чем в письменной форме сообщается заявителю.
  5. В случае требования со стороны правления Службы по надзору в установленном настоящим Законом порядке дополнительных документов начало отсчета месячного срока производится со дня поступления всех необходимых для принятия решения документов и информации.
  6. Разрешение па вид страховании выдается па неограниченный срок и не может осуществляться его уступка.
  7. В случае сообщения заявителю правлением Службы по надзору о решении относительно невыдачи разрешения на вид страхования им в письменной форме представляются мотивы такого решения.
  8. Решение о невыдаче разрешения на вид страхования может быть обжаловано в суд в предусмотренном законодательством порядке.
  9. Разрешение на изменение правил по виду страхования, ставок страховых взносов или страхового свидетельства (полиса) выдается в порядке, установленном правлением Службы по надзору.
    Статья 35. Внесение изменений в уставы страховых предприятий
    Измененный устав действующего страхового предприятия до его перерегистрации должен быть согласован с правлением Службы по надзору.

Статья 36. Реорганизация страховых предприятий

  1. Реорганизация страховых предприятий осуществляется в предусмотренном законодательством порядке.
  2. Для реорганизации страховых предприятий необходимо разрешение правления Службы по надзору.
    Статья 37. Ликвидация страховых предприятий
  3. Ликвидация страхового предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и Законом об акционерных обществах.
  4. Ликвидация страхового предприятия может осуществляться на добровольных началах и в принудительном порядке.
  5. Страховое предприятие может прекратить свою деятельность на добровольных началах в предусмотренном его уставом порядке в случае принятия такого решения его высшим органом управления большинством 2/3 голосов.
  6. Страховое предприятие, совершившее уступку договоров страхования (перестрахования) другому страховому предприятию, приступить к самоликвидации па добровольных началах может лишь в установленном настоящим Законом порядке.
  7. Принятое решение о самоликвидации и назначении ликвидатора страховым предприятием в течение 3 рабочих дней в письменной форме доводится до сведения правления Службы по надзору и распорядителя реестра. Правление Службы по надзору вправе заменить ликвидатора.
  8. Страховое предприятие подлежит ликвидации в принудительном порядке решением правления Службы по надзору путем аннулирования лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке. Принявшим решение о ликвидации страхового предприятия правлением Службы по надзору назначается его ликвидатор.
  9. Если страховое предприятие подлежит ликвидации в принудительном порядке по другим предусмотренным законодательством случаям, принявший решение о ликвидации страхового предприятия орган должен в течение 3 рабочих дней сообщить об этом в письменной форме правлению Службы по надзору и ликвидатору.
  10. Ликвидатор в установленном Законом о реестре предприятий порядке сообщает осуществлявшему регистрацию страхового предприятия распорядителю реестра о принятом решении относительно ликвидации страхового предприятия и сведения о ликвидаторе. В случае, когда страховое предприятие приобретает статус подлежащего ликвидации предприятия, перед его наименованием вписывается слово «ликвидируемое».
  11. Ликвидатором принимаются платежи, осуществляется передача другим страховым предприятиям имеющих силу договоров страхования (перестрахования), исполняются обязательства и реализуется имущество.
  12. В случае выявления неплатежеспособности подлежащего ликвидации страхового предприятия ликвидатор обязан незамедлительно уведомить в письменной форме правление Службы по надзору.
  13. При ликвидации страхового предприятия средства страховых технических запасов, резервов и другие средства используются прежде всего на удовлетворение требований страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, третьих лиц, а затем других кредиторов. Прежде всего подлежат удовлетворению требования по возмещению вреда, связанного с причинением увечья или иного повреждения здоровья, а также со смертью.
  14. Отчет о ликвидации, проверенный независимым аудитором, представляется ликвидатором правлению Службы по надзору.
  15. Страховое предприятие снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Законом о реестре предприятий.
    Статья 38. Банкротство страхового предприятия
  16. Дело о банкротстве страхового предприятия рассматривается в установленном Законом о банкротстве предприятий порядке, если настоящим Законом не предусмотрено иное.
  17. Дело о банкротстве страхового предприятия рассматривается исключительно в судебном порядке. Дело о банкротстве страхового предприятия возбуждается судом по заявлению правления Службы по надзору о его неплатежеспособности.
  18. Кандидатура администратора представляется суду правлением Службы по надзору.
  19. Администратор отчитывается перед правлением Службы по надзору о ходе и результатах администрирования в порядке, установленном этой Службой.
  20. В ходе рассмотрения дела о банкротстве страхового предприятия собрания страхователей и других кредиторов не созываются. Их интересы представляет образованный правлением Службы по надзору комитет. В состав этого комитета, образованного не более чем из 15 членов, включаются страхователи (застрахованные лица), другие кредиторы и представители Службы по надзору.
  21. При отсутствии возможности осуществить передачу договоров страхования (перестрахования) другим страховым предприятиям комитет информирует об этом суд, который может эти договоры объявить расторгнутыми со дня принятия решения о ликвидации обанкротившегося страхового предприятия.
  22. К удовлетворению финансовых требований страхователей, передача договоров которых другим страховым предприятиям не производится, а также иных кредиторов приступают лишь по принятии судом решения о ликвидации обанкротившегося страхового предприятия.
  23. Прежде всего удовлетворяются гарантированные залогом требования кредиторов, требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования о возмещении вреда, связанного с причинением увечья или иного повреждения здоровья, а также со смертью. Страхователям, заключившим договоры страхования жизни, прежде всего выплачиваются утвержденные судом суммы за счет резервов страхового предприятия и средств страховых технических запасов, а также за счет других средств.
  24. Затем подлежат удовлетворению судебные и административные издержки, а также финансовые требования, основание для выражения которых возникло после дня возбуждения дела о банкротстве.
  25. Требования других кредиторов удовлетворяются после полного удовлетворения первых и вторых требований.
    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ФИНАНСЫ СТРАХОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    Статья 39. Собственный капитал
    Состав собственного капитала страховых предприятий определяется статьей 30 Закона об акционерных обществах.
    Статья 40. Уставный капитал
  26. Уставный капитал страхового предприятия составляет указанный в уставе предприятия, полностью оплаченный и в предусмотренном законодательством порядке зарегистрированный капитал.
  27. Размер уставного капитала страхового предприятия должен быть не менее:
    1) 4000000 литов – на предприятиях, осуществляющих страхование жизни;
    2) 2000000 литов – на предприятиях, осуществляющих страхование иное, чем страхование жизни, за исключением страхования кредита;
    3) 7000000 литов – на предприятиях, осуществляющих страхование кредита.
    Регистрация уставного капитала осуществляется лишь после его оплаты в полном размере.
    Уставный капитал должен быть оплачен в денежной форме.
    Уставный капитал не может быть оплачен ссудными деньгами.
    Статья 41. Ссудный капитал
    Ссудный капитал составляют:
    1) страховые технические запасы;
    2) депозиты перестраховщиков;
    3) иные обязательства;
    4) накопленные затраты и доходы будущих периодов.
    Статья 42. Страховые технические запасы
  28. Страховые предприятия образуют характерные только для них страховые технические запасы, предназначенные для своевременного выполнения обязательств. При образовании страховых технических запасов увеличиваются затраты страхового предприятия (за исключением технического запаса для возврата страховых взносов), уменьшающие подлежащую налогообложению прибыль.
  29. Страховыми предприятиями образуются следующие страховые технические запасы:
    1) перенесенных взносов;
    2) для покрытия ущерба (математически);
    3) для предстоящих выплат;
    4) для возврата страховых взносов;
    5) для выравнивания колебания убытков;
    6) для страхования жизни, когда инвестиционный риск приходится на страхователя;
    7) другие страховые технические запасы.
  30. Методика образования страховых технических запасов и их размеры устанавливаются Службой по надзору.
    Статья 43. Технический запас перенесенных взносов
    Указанный технический запас охватывает часть брутто-взносов, относящихся к другим отчетным периодам.
    Статья 44. Технический запас для покрытия ущерба (математически)
    Указанный технический запас охватывает математически рассчитанную сумму обязательств страхового предприятия, которую составляют возможные страховые выплаты.
    Статья 45. Технический запас для предстоящих выплат
    Указанный технический запас охватывает оцененные общие предстоящие расходы страхового предприятия в другие отчетные периоды по завершению совершившихся страховых случаев, о которых было или будет сообщено в течение отчетного периода.
    Статья 46. Технический запас для возврата страховых взносов
    Указанный технический запас охватывает образованные за счет прибыли предприятия или отдельных видов деятельности суммы, которые будут выплачены (или отложены к выплате) страхователям, застрахованным лицам или выгодоприобретателям в последующие отчетные периоды с включением сумм, за счет которых будут увеличены технические запасы или исправлены ошибки при расчете будущих взносов.
    Статья 47. Технический запас для выравнивания колебания убытков
    Указанный технический запас охватывает суммы, благодаря которым вследствие изменения правовых или управленческих указаний можно будет избежать потери в период урегулирования ущерба или особого риска.
    Статья 48. Технический запас для страхования жизни,
    когда инвестиционный риск приходится на страхователя
    Указанный технический запас охватывает обязательства предприятия, осуществляющего страхование жизни, когда объект инвестирования указывается страхователем. В таком случае инвестиционный риск приходится па самого страхователя.
    Статья 49. Другие страховые технические запасы
    Другие страховые технические запасы (для покрытия возможных убытков и др.) и цели их образования устанавливаются правлением Службы по надзору.
    Статья 50. Депозиты перестраховщиков
    Депозиты перестраховщиков составляют средства, оставляемые перестрахователем па своем предприятии в качестве гаранта либо оставляемые ему перестраховщиком.
    Статья 51. Другие обязательства
    Другие обязательства охватываются долгами страхового предприятия, связанными:
    1) с осуществлением страховых операций;
    2) с осуществлением операций по перестрахованию;
    3) с полученными ссудами;
    4) с обязательствами в отношении кредитных институций;
    5) с другими обязательствами- в отношении государственного бюджета, социального страхования, работников и др.
    Статья 52. Накопленные затраты и доходы будущих периодов
    Накопленные затраты и доходы будущих периодов охватывают равномерно увеличивающиеся доходы, полученные за отчетный период, однако подлежащие причислению к результатам будущих отчетных периодов, а также равномерно увеличивающиеся затраты, оказывающие влияние па результаты за отчетный период, которые однако будут оплачены в будущих отчетных периодах.
    Статья 53. Платежеспособность
  31. Страховыми предприятиями должно обеспечиваться постоянное исполнение финансовых обязательств, а также образование достаточных страховых технических запасов и резервов, необходимых для исполнения страховых (перестраховочных) обязательств.
  32. В целях обеспечения платежеспособности каждое страховое предприятие должно образовать достаточный запас платежеспособности, размер которого не может быть меньше установленного правлением Службы по надзору.
  33. Пределы запаса платежеспособности и методика расчета устанавливаются правлением Службы по надзору.
    Статья 54. Инвестирование средств уставного капитала
  34. Инвестирование страховым предприятием всех средств уставного капитала допускается только лишь:
    1) в государственные облигации и облигации институций самоуправления;
    2) в недвижимое имущество;
    3) в срочные вклады в банках.
  35. Средства уставного капитала могут быть инвестированы в зарубежных странах в предусмотренные частью 1 настоящей статьи объекты по получении разрешения правления Службы по надзору.
  36. Правление Службы по надзору вправе не выдавать разрешение или ограничить инвестиции, способные причинить вред финансовой стабильности страхового предприятия.
  37. Страховые предприятия вправе инвестировать средства уставного капитала, размер которых устанавливается министром финансов.

Статья 55. Инвестирование страховых технических запасов

  1. Инвестирование страховыми предприятиями средств страховых технических запасов должно быть надежным и безопасным.
  2. Инвестирование страховым предприятием всех средств страховых технических запасов допускается только лишь:
    1) в государственные облигации и облигации институций самоуправления;
    2) в облигации предприятий;
    3) в ипотечные ссуды;
    4) в недвижимое имущество;
    5) в акции, которые котируются на Бирже ценных бумаг;
    6) в акции, которые не котируются на Бирже ценных бумаг, по получении разрешения правления Службы по надзору;
    7) в срочные вклады в банках.
  3. Средства страховых технических запасов могут быть инвестированы в зарубежных странах в предусмотренные частью 2 настоящей статьи объекты по получении разрешения правления Службы по надзору.
  4. Правление Службы по надзору вправе не выдавать разрешение или ограничивать инвестиции, способные причинить вред финансовой стабильности страхового предприятия, а также в случаях, когда член правления страхового предприятия или руководитель администрации одновременно является членом правления одного из предприятий, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если инвестирование может оказать отрицательное воздействие на деятельность страхового предприятия.
  5. Страховые предприятия вправе инвестировать средства страховых технических запасов, размер которых устанавливается министром финансов.
    Статья 56. Учет, отчетность и аудит
  6. Страховые предприятия, их подразделения и страховые брокеры ведут учет и отчетность на основании Закона об основах бухгалтерского учета, а также постановлений Правительства.
  7. Финансовая отчетность страхового предприятия должна быть проверена независимым аудитором и в течение 3 месяцев со дня истечения финансового года утверждена на общем собрании акционеров, а также представлена в правление Службы по надзору.
  8. Страховые предприятия обязаны в срок до 1 мая довести до всеобщего сведения финансовый отчет в порядке, установленном правлением Службы по надзору.
  9. Ответственность за достоверность представленной в годовом отчете информации песет страховое предприятие в установленном законодательством порядке.
  10. Аудиторами должны быть представлены правлению Службы по надзору разъяснения по финансовым отчетам.

Статья 57. Нетто- и брутто-взносы (премии)

  1. Нетто- износом (премией) является среднематематическое выражение возможного убытка страхового предприятия, связанного с определенным договором страхования.
  2. Брутто-взносом (премией) является сумма нетто-премии и расходов, связанных с разработкой, ведением и исполнением определенного договора страхования.
    Статья 58. Налогообложение страховых взносов (премий)
  3. Уплаченные физическим лицом страховые взносы (премии) по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и страхованию по случаю болезни уменьшают на соответствующую величину подлежащие налогообложению доходы физического лица, связанные с трудовыми отношениями, если годовые страховые взносы (премии) не превышают установленной Правительством имевшей силу на начало отчетного квартала суммы одного минимального месячного жалования и четырехкратном размере, а также если срок договора страхования жизни не короче 10 лет.
  4. Уплаченные предприятиями, осуществляющими страхование занятых на этом предприятии согласно трудовому договору своих работников, страховые взносы (премии) по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и страхованию по случаю болезни на соответствующую величину уменьшают подлежащие налогообложению прибыль или доходы этого предприятия, если годовые страховые взносы (премии) по страхованию отдельного работника не превышают установленной Правительством имевшей силу на начало отчетного квартала суммы одного минимального месячного жалования в четырехкратном размере, а также если срок договора страхования жизни не короче 10 лет.
  5. Если страховые взносы (премии) уплачиваются за период свыше одного года с учетом периода, за который эти взносы (премии) уплачиваются, в их отношении применяются те же льготы по налогообложению.
  6. Часть страховых взносов, превышающая указанный в частях 1 и 2 настоящей статьи размер, подлежит обложению налогом в установленном законодательством порядке.
  7. Уплаченные предприятием страховые взносы (премии) по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением страхования от несчастных случаев и страхования по случаю болезни, на соответствующий размер уменьшают его подлежащие налогообложению прибыль или доходы.
  8. В случае расторжения договора страхования иного, чем страхование жизни, за исключением страхования от несчастных случаев и по случаю болезни, с возвращаемой предприятию части страхового взноса (премии), указанной в статье 22 настоящего Закона, предприятие обязано уплатить предусмотренные законодательством налоги.
  9. В случае расторжения договора страхования от несчастных случаев или страхования по случаю болезни либо в случае расторжения договора страхования жизни в течение первых 10 лет действия договора с части возвращаемой физическому лицу или предприятию страхового взноса (премии), указанной и статье 22 настоящего Закона, физическое лицо или предприятие обязаны уплатить предусмотренные законодательством налоги.
  10. В таком случае налоги отчисляются пропорционально части страховых взносов, в отношении которой применялись льготы по налогообложению.
  11. Полученные страховые выплаты не подлежат налогообложению.
    ГЛАВА ПЯТАЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    Статья 59. Институция надзора за страхованием и ее цели
  12. Надзор за страховой деятельностью в Литовской Республике осуществляется Государственной службой по надзору за страхованием при Министерстве финансов. Положение о Службе по надзору утверждается Правительством.
  13. Целью Службы по надзору является обеспечение защиты интересов и прав страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и третьих лиц в ходе осуществления страховой деятельности, а также надзора за занимающимися связанной со страхованием деятельностью страховыми предприятиями и за страховыми посредниками.
    Статья 60. Структура Службы по надзору
  14. Служба по надзору состоит из:
    1) руководителя;
    2) правления;
    3) работников,
  15. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя Службы по надзору осуществляются министром финансов. Руководителем может назначаться только дееспособный гражданин Литовской Республики, имеющий высшее образование и опыт работы в области страхования. Руководство Службой но надзору осуществляет руководитель Службы по надзору.
  16. По представлению руководителя Службы по надзору назначение и роспуск правления Службы по надзору, а также его утверждение осуществляются министром финансов. Правление Службы по надзору состоит не менее чем из 5 лиц. Руководство правлением Службы по надзору осуществляется руководителем Службы по надзору.
  17. Руководитель, правление и работники Службы по надзору могут состоять только па этой службе, кроме научно-педагогической работы и работы в сфере культуры по получении согласия министра финансов.
  18. Руководитель, правление и работники Службы по надзору не могут быть членами совета и правления страхового предприятия или страхового брокера либо их акционерами.
    Статья 61. Охрана тайн Службы по надзору
  19. Перечень сведений, составляющих тайну Службы по надзору, устанавливается правлением Службы по надзору.
  20. Руководитель, правление и работники Службы по надзору обязаны сохранять в тайне сведения, связанные с надзором за деятельностью страховых предприятий или страховых посредников.
    Представление сведений, составляющих тайну Службы по надзору, осуществляется только установленными законодательством институциями и в предусмотренном законодательством порядке. Раскрытие тайн Службы по надзору соответствующим институциям по надзору зарубежных стран может осуществляться лишь в случае гарантирования законами этих стран секретности такой информации.
    Ответственность за разглашение сведений, составляющих тайну Службы по надзору, в предусмотренном законодательством порядке несут руководитель, правление и работники Службы по надзору.
    Статья 62. Содержание Службы по надзору
    Служба по надзору за страховыми предприятиями содержится за счет поступающих от страховых предприятий брутто-взносов в порядке и размерах, установленных Правительством.
    Статья 63. Функции правления Службы по надзору
    Правлением Службы по надзору в ходе осуществления положений настоящего Закона выполняются следующие функции:
    1) рассматриваются документы, необходимые для учреждения страховых предприятий;
    2) рассматриваются документы, необходимые для выдачи лицензий страховых предприятий и разрешений страховых брокеров;
    3) выдаются лицензии на осуществление страховой деятельности;
    4) выдаются разрешения на виды страхования;
    5) выдаются разрешения на занятие деятельностью страховых брокеров;
    6) выдаются разрешения на открытие филиалов страховых предприятий;
    7) выдаются разрешения страховым предприятиям на распространение страховых свидетельств (полисов) страховых предприятий иностранных государств;
    8) выдаются разрешения страховым предприятиям на изменение правил по виду страхования, ставок страховых взносов или страхового свидетельства (полиса);
    9) выдаются разрешения на изменение уставов страховых предприятий и страховых брокеров;
    10) выдаются разрешения на инвестирование за рубежом уставного капитала, средств страховых технических запасов, а также разрешения на инвестирование в акции, которые не котируются на Бирже ценных бумаг;
    11) выдаются разрешения на реорганизацию страховых предприятий;
    12) выдаются разрешения страховым предприятиям на передачу всех или части договоров страхования (перестрахования) другим страховым предприятиям;
    13) осуществляется контроль за соблюдением страховыми предприятиями и страховыми посредниками законов и других правовых актов;
    14) осуществляется контроль за соблюдением страховыми предприятиями при заключении договора страхования правил по виду страхования и ставок страховых взносов;
    15) осуществляется проверка финансового состояния страховых предприятий;
    16) устанавливается порядок регистрации и учета страховых свидетельств (полислв);
    17) осуществляется контроль за образованием на страховых предприятиях страховых технических запасов;
    18) обращение в суд по поводу возбуждения дела о банкротстве в отношении неплатежеспособных страховых предприятий или страховых брокеров;
    19) осуществляется проверка квалификации руководителей администрации страховых предприятий;
    20) издание правовых актов в пределах установленной настоящим Законом компетенции.
    Статья 64. Права правления Службы по надзору
    Правление Службы по надзору в ходе осуществления поставленных перед ним целей имеет право:
    1) на получение информации, необходимой для исполнения функций по надзору;
    2) на инспектирование страховых предприятий, их подразделений и страховых брокеров, осуществление проверок их финансовой деятельности, договоров перестрахования, ставок страховых взносов, соблюдения правил по виду страхования;
    3) на установление форм и Пpaвил периодической статистической отчетности о страховой деятельности;
    4) на установление общих условий вида страхования;
    5) на применение предусмотренных настоящим и другими законами мер воздействия в отношении страховых предприятий и страховых брокеров, нарушивших законодательство и правовые акты Службы по надзору, и (или) в случае, если их рискованная деятельность может причинить вред интересам страхователей, застрахованных лиц, третьих лиц и выгодоприобретателей;
    6) на осуществление проверок счетов, бухгалтерских и других хозяйственного субъекта, занимающегося, по имеющимся у Службы по надзору сведениям, страховой деятельностью без лицензии Службы по надзору;
    7) на участие в международных институциях по надзору за страховыми предприятиями и другими финансовыми институциями;
    8) на заключение договоров с учреждениями по надзору за страховыми предприятиями или иными институциями других государств относительно сотрудничества, а также на обмен информацией с обеспечением конфиденциальности этой информации.
    Статья 65. Меры воздействия
  21. Руководитель Службы по надзору на основании постановления правления вправе применять в отношении страхового предприятия, страхового брокера или их руководителей следующие меры воздействия:
    1) предупреждать страховые предприятия или страховых брокеров о недостатках и нарушениях в их деятельности, а также устанавливать сроки устранения этих нарушений;
    2) в установленном законодательством порядке налагать административные взыскания на руководителей администрации страховых предприятий или страховых брокеров;
    3) временно приостанавливать или навсегда отзывать разрешения на осуществление одного, нескольких или всех осуществляемых страховыми предприятиями видов страхования или связанной со страхованием деятельности;
    4) временно или навсегда приостанавливать деятельность филиалов страховых предприятий;
    5) временно приостанавливать или навсегда отзывать разрешения па деятельность страховых брокеров;
    6) требовать устранения членов правления страховых предприятий или страховых брокеров либо руководителей их администрации;
    7) требовать приостановления полномочий членов совета страховых предприятий или страховых брокеров;
    8) приостанавливать полномочия совета страховых предприятий или страховых посредников, отстранять правление, руководителя администрации и назначать временного администратора страхового предприятия и страхового брокера;
    9) ограничивать диспонирование банковскими счетами и иным имуществом;
    10) временно приостанавливать лицензии на осуществление страховыми предприятиями страховой деятельности;
    11) отзывать лицензии па осуществление страховыми предприятиями страховой деятельности.
  22. Правлением Службы по надзору выбирается мера воздействия с учетом содержания нарушения, относительно которого применяется эта мера, последствий этого нарушения и применяемой меры в отношении страхового предприятия или страхового брокера, а также безопасности, стабильности и надежности страховой системы.
  23. Такое постановление о применении меры воздействия в отношении страхового предприятия, страхового брокера или их руководителей может быть обжаловано в суд в установленном законодательством порядке в течение месяца со дня принятия постановления. Обжалование не приостанавливает исполнение упомянутого постановления.
    Статья 66. Основания для применения мер воздействия
  24. Основанием для применения правлением Службы по надзору указанных в статье 65 настоящего Закона мер воздействия является хотя бы одно из следующих оснований:
    1) представление в Службу по надзору недостоверной информации;
    2) непредставление в Службу по надзору необходимой для осуществления надзора за страховыми предприятиями или страховыми брокерами информации и документов;
    3) несоблюдение установленных правлением Службы по надзору нормативов;
    4) нарушение законов Литовской Республики или других правовых актов;
    5) неиспользование в течение свыше 12 месяцев лицензии на осуществление страховой деятельности или лицензии на занятие деятельностью страхового брокера;
    6) в случае приостановления страховым предприятием страховой деятельности на срок свыше 6 месяцев;
    7) несоблюдение требований, имевших место при учреждении страхового предприятия или страхового брокера.
  25. Обсуждение вопроса о применении меры воздействия в отношении страхового предприятия, страхового брокера или их руководителей осуществляется при участии представителей страхового предприятия страхового брокера.
  26. В случае неприбытия представителей страхового предприятия или страхового брокера па обсуждение вопроса или непредставления ими разъяснений решение о применении меры воздействия принимается без них.
  27. Постановление о применении меры воздействия, кроме указанного в пункте 2 части 1 статьи 65 настоящего Закона, должно быть принято в течение 3 месяцев со дня установления нарушения. В отношении нарушений, со дня совершения которых прошло свыше 2 лет, меры воздействия не могут применяться.
    Статья 67. Временный администратор
  28. Временный администратор – это руководитель страхового предприятия или страхового брокера, назначаемый правлением Службы по надзору на период приостановления полномочий совета страхового предприятия или страхового брокера, а также отстранения правления и руководителя администрации страхового предприятия или страхового брокера.
  29. Все полномочия совета, правления и руководителя администрации страхового предприятия или страхового брокера со дня назначения временного администратора переходят к временному администратору, а принятые после этого назначения их решения являются незаконными и не подлежат исполнению.
  30. Временный администратор вправе расторгнуть трудовой договор с членами правления страхового предприятия или страхового брокера, а также с руководителем администрации страхового предприятия или страхового брокера.
  31. Постановления общего собрания акционеров не обязательны для исполнения временным администратором в случае их противоречия целям назначения временного администратора либо их принятие касается вопросов, не относящихся в соответствии с настоящим Законом к совету и правлению страхового предприятия или страхового брокера.
  32. Временным администратором без предоставленных ему общим собранием акционеров полномочий или без согласия этого собрания не могут быть осуществлены продажа или иная уступка, отдача под залог недвижимого имущества страхового предприятия или страхового брокера, реорганизация или ликвидация страхового предприятия или страхового брокера, приниматься решения по иным относящимся к компетенции общего собрания акционеров вопросам.
  33. О ходе и результатах администрирования временный администратор обязан информировать Службу по надзору и общее собрание акционеров в установленные ими сроки и порядке.
  34. Временный администратор обязан назначить проведение всесторонней ревизии страхового предприятия или страхового брокера, которая должна быть осуществлена в течение 3 месяцев со дня его назначения. Кандидатуры ревизоров должны утверждаться правлением Службы по надзору. В акте ревизии должно указываться фактическое состояние активов и пассивов страхового предприятия или страхового брокера.
  35. В случае установления в ходе ревизии неплатежеспособности страхового предприятия или страхового брокера и невозможности избежания ими банкротства администратор обращается в правление Службы по надзору относительно возбуждения дела о банкротстве.
  36. В случае подачи в отставку временного администратора правлением Службы по надзору решается вопрос о назначении другого временного администратора или возбуждении дела о банкротстве в отношении страхового предприятия или страхового брокера. Компенсация расходов на временного администратора и ревизора осуществляется страховым предприятием или страховым брокером.
    Статья 68. Отзыв временного администратора
    Досрочный отзыв временного администратора осуществляется в случаях:
    1) установления правлением Службы по надзору возможности страхового предприятия или страхового брокера надежно и стабильно заниматься деятельностью;
    2) возбуждения в установленном законодательством порядке в отношении страхового предприятия или страхового брокера дела о банкротстве;
    3) неудовлетворительного исполнения им своих функций.
    ГЛАВА ШЕСТАЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 69. Заключительные положения
  37. Действующие страховые предприятия, осуществляющие личное страхование и страхование имущества, обязаны в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона реорганизовать свою деятельность в соответствии с положениями, кроме части 2 статьи 40, настоящего Закона, а также изменить свои уставы и зарегистрировать их в установленном Законом о реестре предприятий порядке.
  38. Страховые предприятия в предусмотренном настоящим Законом порядке обязаны зарегистрировать минимальный размер уставного капитала:
    1) на предприятиях, осуществляющих страхование иное, чем страхование жизни, кроме страхования кредита, – 2000000 литов, не позднее чем в течение 1,5 лет со дня введения в действие настоящего Закона;
    2) на предприятиях, осуществляющих страхование жизни, – 4000000 литов, не позднее чем в течение 2 лет со дня введения в действие настоящего Закона;
    3) на предприятиях, осуществляющих страхование кредита, – 7000000 литов, не позднее чем в течение 3 лет со дня введения в действие настоящего Закона.
  39. Общества самострахования в течение 6 месяцев со дня введения в действие настоящего Закона должны принять решение о самореорганизации в соответствии с настоящим Законом путем учреждения новых страховых предприятий. В случае непринятия обществом самострахования такого решения они подлежат ликвидации в установленном статьей 37 настоящего Закона порядке.
  40. Страховые предприятия, которым до дня введения в действие настоящего Закона были выданы соответствующие разрешения Совета по делам страхования при Министерстве финансов Литовской Республики, вправе осуществлять страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни, заключать новые договоры страхования до дня перерегистрации в соответствии с настоящим Законом устава страхового предприятия.
  41. Исполнение своих обязательств и осуществление своих прав в соответствии с заключенными страховыми предприятиями договорами страхования производится ими до прекращения таких договоров.
  42. В отношении страховых предприятий, не выполнивших указанных частями 1 и 2 настоящей статьи требований, правлением Государственной службы по надзору за страхованием применяются установленные настоящим Законом меры воздействия.
  43. Установить, что остаток фонда средств на превентивные меры направляется на учреждение Государственной службы по надзору за страхованием.
  44. Признать утратившими силу со дня введения в действие настоящего Закона:
    1)Закон о страховании, принятый Верховным Советом Литовской
    Республики от 20 сентября 1990 года (Вед. 1990 г., № 28-674);
    2) постановление Верховного Совета Литовской Республики «О введении в действие Закона Литовской Республики о страховании» от 21 сентября 1990 года (Вед. 1990 г., № 28-675).
  45. Предложить Правительству:
    1) в срок до 1 октября 1996 года утвердить Положение о Государственной службе по надзору за страхованием;
    2) пересмотреть регламентирующие страхование правовые акты.
    Оглашаю настоящий Закон, принятый Сеймом Литовской Республики.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ АЛЬГИРДАС БРАЗАУСКАС