Закон Литвы о телевидении
ЗАКОН ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ЛИТОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ
РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ
от 8 октября 1996 г. № I-1571
Вильнюс
(С изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 5 декабря 1996 г. № VIII-23, Законом от 12 декабря 1996 г. № VIII-38; Законом от 25 сентября 1997 г. № VIII-428; Законом от 29 июня 2000 г. № VIII-1780, Законом от 31 августа 2000 г. № VIII-1911, Законом от 17 октября 2000 г. № VIII-2070, Законом от 23 декабря 2000 г. № IX-137; Законом от 25 декабря 2001 г. № IX-155, Законом от 21 декабря 2001 г. № IX-695; Законом от 10 декабря 2002 г. № IX-1273; Законом от 11 декабря 2003 г. № IX-1893; Законом от 15 апреля 2004 г. № IX-2136, Законом от 22 декабря 2004 г. № X-63; Законом от 22 декабря 2005 г. № X-469 (новая редакция закона); Законом от 14 ноября 2006 г. № X-899; Законом от 30 сентября 2010 г. № XI-1047)
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение Закона
- Настоящий Закон устанавливает порядок учреждения, управления, деятельности, реорганизации и ликвидации Литовского национального радио и телевидения (сокращение – ЛРТ), обязанности ЛРТ, права и ответственность.
- ЛРТ в своей деятельности основывается на Законе об общественной информации, Законе о публичных учреждениях, других правовых актах, если настоящим Законом не установлено иначе, а также на своем уставе.
Статья 2. Понятие и статус ЛРТ - ЛРТ является публичным учреждением, принадлежащим государству на праве собственности.
- ЛРТ является юридическим лицом, имеет печать и счета в банках в установленном законодательством порядке.
Статья 3. Принципы деятельности ЛРТ - ЛРТ обязано собирать и оглашать информацию о Литве и мире, знакомить общество с разнообразием европейской и мировой культуры, а также основами современной цивилизации, укреплять независимость Литовской Республики и демократию, создавать ценности национальной культуры, бережно к ним относиться и охранять их, прививать терпимость и гуманизм, культуру сотрудничества, мышления и языковую культуру, укреплять общественную мораль и гражданственность, развивать экологическую культуру страны. Содержание, форма и язык подготавливаемых программ должны быть высокого качества. При подготовке и оглашении программ ЛРТ должно руководствоваться принципами объективности, демократии, беспристрастности, обеспечивать свободу слова и творчества, в программах должны находить свое отражение разнообразные взгляды и убеждения, участвовать в них и высказывать свои взгляды вправе люди разных убеждений. В программах должно проявляться уважительное отношение к достоинству человека и его правам, не должны преступаться принципы морали и этики.
- Зона приема транслируемых ЛРТ радио- и телевизионных программ охватывает всю территорию Литовской Республики.
Статья 4. Требования к радио- и телевизионным программам ЛРТ - В радио- и телевизионных программах ЛРТ должно обеспечиваться разнообразие тем и жанров, программы должны быть ориентированы на различные слои общества, на людей разного возраста, разных национальностей и разных убеждений. В радио- и телевизионных программах ЛРТ не допускается преобладание односторонних политических взглядов; представляемая в информационных программах, комментариях ЛРТ информация должна быть обоснованной, отражать разные политические взгляды, а мнения и фактические новости – авторизованными, проверенными и исчерпывающими.
- Приоритет в радио- и телевизионных программах ЛРТ отдается национальной культуре, а также информационным программам, программам о мировой культуре, публицистическим, аналитическим, познавательным, образовательным программам, программам об искусстве. Массовая культура отражается в обзорных, познавательных, аналитических программах.
- В программах телевидения ЛРТ масштабы европейских аудиовизуальных произведений и аудиовизуальных произведений, созданных независимыми авторами, устанавливаются Законом об общественной информации. Демонстрация европейских аудиовизуальных произведений должна соответствовать целенаправленной политике внедрения европейской культуры. ЛРТ должно транслировать программы, раскрывающие разнообразие истории и современности народов Европы.
- Аудиовизуальные произведения, транслируемые не на литовском языке, должны переводиться на литовский язык или демонстрироваться с литовскими субтитрами. Какая часть транслируемых не на литовском языке аудиовизуальных произведений должна переводиться на литовский язык или какая часть должна демонстрируется с литовскими субтитрами, устанавливает Совет ЛРТ.
Статья 5. Права и обязанности ЛРТ - ЛРТ является правопреемником учрежденного Сеймом Литовского радио и телевидения. Не может быть никаких других пайщиков ЛРТ. Функции общего собрания ЛРТ передаются Совету ЛРТ (далее – Совет).
- ЛРТ обладает издательским правом, а также правом на бесплатное осуществление записи и трансляции заседаний Сейма и Правительства, торжественных государственных актов и на распоряжение записями по своему усмотрению.
- ЛРТ вправе предоставлять услуги телетекста, свободно подготавливать и показывать короткие (не более 90 секунд) новостные сообщения о важных для общества политических или иных событиях, культурных, спортивных или других мероприятиях в Литве и других странах, на предоставление информации о которых другие телевизионные вещатели приобрели исключительное право.
- ЛРТ вправе организовывать конкурсы, фестивали, конференции, семинары, создавать художественные коллективы, устанавливать прямые связи с иностранными организациями и компаниями, принимать участие в деятельности международных организаций, организовывать радио- и телевизионные программы или отдельные программы для зарубежной аудитории, на договорной основе ретранслировать зарубежные радио- и телевизионные программы или отдельные программы, учреждать филиалы, корреспондентские пункты, издавать информационные издания о своей деятельности.
- ЛРТ вправе на предусмотренных в Стратегическом плане выделения радиочастот для трансляции и передачи радио- и телевизионных программ (далее – Стратегический план) наземных аналоговых радиочастотах (каналах) транслировать 2 телевизионные и 4 радиопрограммы. В случае, если для трансляции и (или) ретрансляции программ не используются предусмотренные в Стратегическом плане ресурсы электронной связи, число транслируемых и (или) ретранслируемых программ ЛРТ не ограничивается. ЛРТ вправе на предусмотренных в Стратегическом плане наземных цифровых радиочастотах (каналах) транслировать радио- и телевизионные программы, число которых устанавливает Комиссия Литовского радио и телевидения после получения предложения Совета, принятого с учетом выделенных в Законе Литовской Республики об утверждении финансовых показателей государственного бюджета и бюджетов самоуправлений на соответствующий год для ЛРТ средств. Необходимые для осуществления этих положений права для ЛРТ в первоочередном порядке предоставляет Комиссия Литовского радио и телевидения в установленном Законом об общественной информации и Законом об электронной связи порядке.
- ЛРТ предоставляет время Президенту Республики для выступлений по вопросам внутренней и внешней политики в установленном Законом о Президенте порядке. По ходатайству Сейма, Правительства или лидера оппозиции Сейма ЛРТ по возможности как можно быстрее предоставляет время для официальных сообщений Сейма, Правительства или оппозиции.
- ЛРТ предоставляет традиционным и признанным государством религиозным общинам Литвы время для трансляции религиозных обрядов на установленных двусторонними соглашениями условиях и в установленном порядке.
- ЛРТ подготавливает программы, предназначенные для национальных меньшинств, в которых предоставляется возможность распространения культуры национальных меньшинств.
- ЛРТ подготавливает программы для лиц с нарушениями слуха и зрения. Масштабы трансляции таких программ в телевизионных программах устанавливает Совет с учетом финансовых возможностей ЛРТ.
- ЛРТ предоставляет время в период выборов для кандидатов в Президенты Республики, политическим партиям и их кандидатам в Сейм или в члены советов самоуправлений на условиях, установленных Законом о выборах Президента, Законом о выборах Сейма и Законом о выборах советов самоуправлений, и в установленном ими порядке.
- ЛРТ создает условия для повышения квалификации работников.
- На каналах, которые использует ЛРТ, запрещается вещание других радио- и телевизионных станций без разрешения Совета.
- ЛРТ может транслировать свои программы в иностранные государства.
Статья 6. Реклама и коммерческие аудиовизуальные сообщения в радио- и телевизионных программах ЛРТ - Реклама и коммерческие аудиовизуальные сообщения в радио- и телевизионных программах ЛРТ транслируются в установленном настоящим Законом и Законом об общественной информации порядке.
- Реклама и коммерческие аудиовизуальные сообщения в радио- и телевизионных программах ЛРТ запрещаются:
1) в объявленные государством дни траура;
2) при трансляции мероприятий государственного значения;
3) в предназначенных для детей программах. - С увеличением выделяемых ЛРТ ассигнований из государственного бюджета по решению Совета время радио- и телевизионной рекламы постепенно уменьшается до 10 процентов астрономического часа трансляции.
- По второй телевизионной программе ЛРТ телевизионная реклама не транслируется, а культурная, социальная и просветительская информация представляется без взимания платы за ее трансляцию.
- Культурная, социальная и просветительская информация –публично оглашаемая в любой форме и любыми средствами за вознаграждение или другую оплату либо бесплатно информация, с помощью которой преследуется цель пропагандировать культурную, социальную и (или) просветительскую деятельносьи и политику либо инициативы, связанные с такой деятельностью и политикой.
- ЛРТ не транслирует объявления телемагазина.
Статья 7. Спонсорская поддержка радио- и телевизионных программ и (или) отдельных программ ЛРТ
Спонсорская поддержка радио- и телевизионных программ и (или) отдельных программ ЛРТ может осуществляться в установленном Законом об общественной информации порядке.
Статья 8. Требования к деятельности ЛРТ во время забастовок работников или чрезвычайных ситуаций - Во время забастовки работников ЛРТ, радио и телевидение обязано обеспечить слушателям и зрителям установленный Советом информационный минимум.
- В случае стихийных бедствий, эпидемий, чрезвычайного или военного положения ЛРТ обязано оглашать официальные сообщения Президента Республики, Сейма, Правительства, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры.
РАЗДЕЛ II
УПРАВЛЕНИЕ ЛИТОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ
РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
Статья 9. Совет ЛРТ - Органами ЛРТ являются Совет и генеральный директор.
- Совет является высшим органом, представляющим общественные интересы. Он создается на 6 лет из 12 лиц – общественных деятелей, деятелей науки и культуры. На первый срок полномочий Совета, создаваемого в установленном настоящим Законом порядке, 4 членов Совета на 6 лет назначает Президент Республики; 4 членов на 4 года назначает Сейм (2 члена назначаются из предложенных оппозиционными фракциями кандидатов); 4 членов в качестве своих представителей (по одному) на 2 года назначают следующие организации: Ученый совет Литвы, Литовский совет по образованию, Литовская ассоциация работников культуры, Конференция епископов Литвы. По истечении срока полномочий члена Совета, его назначивший или делегировавший орган (организация) нового члена назначает на 6 лет.
- Создание Совета организует Комитет Сейма по образованию, науке и культуре. Он созывает первое заседание Совета, на котором члены Совета простым большинством голосов членов Совета на 3 года избирают председателя Совета.
- Членами Совета не могут являться члены Сейма, Правительства, Комиссии Литовского радио и телевидения, государственные служащие политического (личного) доверия, лица, работающие на основе трудового договора на радио и телевизионных станциях, в том числе на ЛРТ, а также владельцы и совладельцы радио и телевизионных станций.
- Член Совета не может быть отозван с должности, пока не истек срок его полномочий, за исключением случаев, когда:
1) член Совета уходит в отставку;
2) член Совета без уважительной причины более 4 месяцев не принимает участие в работе Совета;
3) в отношении члена Совета вступил в силу обвинительный приговор суда;
4) член Совета лишается гражданства Литовской Республики. - По истечению срока полномочий какого-либо члена Совета этот член Совет может быть повторно назначен в Совет при условии, что вследствие такого назначения не объединяется более двух сроков полномочий подряд.
- При появлении в Совете свободного места, председатель Совета обращается в орган, назначивший или делегировавший недостающего члена Совета, с просьбой о назначении нового члена Совета до истечения срока полномочий, на который был назначен ушедший в отставку или уволенный с должности член Совета.
- Совет имеет право уйти в отставку до окончания срока полномочий. В случае отставки Совета полномочия Совета и всех ее членов прекращаются с момента сбора на первое заседание вновь созданного Совета. В случае отставки Совета положение части 6 настоящей статьи не применяется.
- В случае отставки Совета Комитет Сейма по образованию, науке и культуре не позднее чем в течение 10 дней обращается в органы, назначившие или делегировавшие членов Совета, с просьбой о назначении членов Совета.
- Органы, уполномоченные назначать членов Совета, обязаны их назначить не позднее чем в течение 10 дней со дня обращения Комитета Сейма по образованию, науке и культуре. После назначения всех членов Совета Комитет Сейма по образованию, науке и культуре не позднее чем в течение 10 дней организует выборы председателя Совета. Председатель Совета избирается на 3 года простым большинством голосов всех членов Совета, если не объединяются более двух сроков полномочий подряд. Заместитель председателя Совета избирается в том же порядке по представлению председателя Совета.
11.Заседания Совета не реже чем раз в месяц созывает председатель Совета, а если он не исполняет обязанности, — заместитель председателя по своей инициативе или по требованию трети членов Совета. Постановления принимаются простым большинством голосов всех членов Совета, за исключением указанного в части 4 статьи 12 настоящего Закона случая. - Совет работает по утвержденному им регламенту работы.
- Совет финансируется за счет средств ЛРТ, получаемых из государственного бюджета. Средства, выделенные Совету, должны быть указаны в годовой смете о доходах и расходах ЛРТ и использоваться только для выполнения предусмотренных законами функций Совета.
Статья 10. Функции, права и отчетность Совета - Совет:
1) формирует государственную стратегию радио- и телевизионных программ ЛРТ;
2) устанавливает масштабы и структуру радио- и телевизионных программ ЛРТ, продолжительность трансляции радио- и телевизионных программ ЛРТ, ежегодно утверждает состав радио- и телевизионных программ ЛРТ и его изменения;
3) устанавливает количество и назначение радио- и телевизионных программ;
4) утверждает устав ЛРТ;
5) осуществляет надзор за осуществлением задач ЛРТ и соблюдением требований, выдвигаемых в правовых актах к вещателям;
6) рассматривает и утверждает перспективные и ежегодные планы деятельности ЛРТ;
7) утверждает представляемую администраций ЛРТ годовую смету доходов и расходов ЛРТ, а также отчет об их выполнении;
8) рассматривает и утверждает годовые отчеты о деятельности ЛРТ;
9) утверждает должности творческих работников ЛРТ, работающих по срочным трудовым договорам, а также работников, принимаемых в порядке открытого конкурса;
10) утверждает результаты конкурсов на подготовку программ ЛРТ;
11) учреждает Административную комиссию для решения вопросов хозяйственно-финансовой деятельности ЛРТ;
12) утверждает положение об Административной комиссии;
13) назначает членов Административной комиссии;
14) устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности генерального директора ЛРТ (далее – генеральный директор);
15) не позднее чем в течение 15 дней с момента избрания председателя Совета объявляет конкурс на замещение должности генерального директора;
16) путем открытого конкурса на 5 лет назначает генерального директора, устанавливает его оклад;
17) устанавливает число заместителей генерального директора;
18) по представлению генерального директора назначает и увольняет его заместителей. - Член Совета не может быть генеральным директором, его заместителем или другим работником администрации ЛРТ.
- Постановления Совета являются обязательными для ЛРТ.
- В случае несогласия генерального директора с постановлением Совета он может обратиться в Совет с мотивированным ходатайством о пересмотре постановления, за исключением постановления Совета об отставке Совета. Совет обязан не позднее чем в течение 10 дней рассмотреть ходатайство генерального директора. После повторного голосования за то же постановление более чем половины всех членов Совета, генеральный директор обязан выполнять постановление.
- Совет имеет право послать своих представителей на заседания администрации ЛРТ и Административной комиссии, а также получать информацию из администрации ЛРТ, Административной комиссии, государственных органов и учреждений, а также органов и учреждений самоуправлений, необходимую для выполнения своих функций.
- Деятельность Совета является публичной. В предусмотренных регламентом Совета случаях могут проводиться закрытые заседания Совета. Постановления Совета в установленном уставом ЛРТ порядке оглашаются в программах ЛРТ. Совет ежегодно до 1 июля обнародует годовой отчет о деятельности Совета. В этом отчете представляются отчеты о выполнении смет доходов и расходов в соответствии с указанными в части 1 статьи 15 источниками финансирования. В отчете должны быть представлены детальные данные о количестве источников финансирования и размере всех доходов, которые были получены не от предоставления услуг публичного характера, а также указаны расходы, связанные с предоставлением услуг непубличного характера. Если ресурсы ЛРТ используются и для публичных, и для непубличных услуг, расходы должны быть распределены соответственно как разница между всеми расходами предприятия и всеми расходами на предоставление услуг непубличного характера. Председатель Совета один раз в год на пленарном заседании Сейма отчитывается за деятельность ЛРТ.
Статья 11. Административная комиссия, ее функции, права и отчетность - Административная комиссия состоит из 5 членов. Членов административной комиссии на 4 года назначает Совет. Членами Административной комиссии не могут являться члены Сейма, Правительства, государственные служащие политического (личного) доверия, лица, работающие по трудовому договору на радио и (или) телевизионных станциях, в том числе и ЛРТ. По истечении срока полномочий члена Административной комиссии он может быть назначен повторно с условием, если в связи с таким назначением не объединяются более чем два срока полномочий подряд.
- Членами Административной комиссии должны быть специалисты в области управления и (или) финансов.
- Если по каким-либо причинам член Административной комиссии не может выполнять свои обязанности или не принимает участие в заседаниях Административной комиссии в течение более чем 4 месяцев, Совет вправе отозвать его и на его место назначить другое лицо. Член Административной комиссии имеет право уйти в отставку.
- Административная комиссия действует в соответствии с утвержденным Советом положением.
- Члены Административной комиссии избирают председателя. Председатель не реже чем 2 раза в месяц созывает заседания Административной комиссии. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие более половины членов Административной комиссии. Административная комиссия выносит заключения простым большинством голосов членов Административной комиссии.
- Административная комиссия выполняет следующие функции:
1) представляет заключения в Совет об экономической и финансовой обоснованности перспективных и ежегодных планов деятельности ЛРТ;
2) представляет заключения в Совет относительно сметы годовых доходов и расходов ЛРТ, а также отчета о ее выполнении;
3) представляет заключения в Совет относительно предоставления банковских кредитов, гарантий и выполнения обязательств;
4) представляет заключения в Совет при заключении договоров об инвестициях, если сумма сделки не менее 100 000 литов;
5) представляет заключения относительно финансовой обоснованности представленных на конкурс проектов программ ЛРТ;
6) представляет заключения генеральному директору об использовании средств, которые не предусмотрены в утвержденной смете ЛРТ;
7) представляет заключения генеральному директору об экономической обоснованности проекта договора с профессиональными союзами работников ЛРТ;
8) предоставляет консультации Совету и генеральному директору по финансовым вопросам;
9) может предлагать Совету инициировать аудит хозяйственно-финансовой деятельности ЛРТ или отдельных его подразделений. - Административная комиссия имеет право посылать своего представителя на заседания Администрации ЛРТ, получать информацию от Администрации ЛРТ и Совета, необходимую для выполнения своих функций.
- Административная комиссия финансируется за счет средств ЛРТ, получаемых из государственного бюджета, в установленном положением об Административной комиссии порядке.
- Административная комиссия не реже одного раза в год за свою деятельность отчитывается перед Советом в установленном в уставе ЛРТ порядке.
Статья 12. Генеральный директор - ЛРТ руководит и его представляет генеральный директор. Генеральный директор несет ответственность за деятельность ЛРТ, подготовленные и транслируемые ЛРТ программы, а также за осуществление постановлений Совета.
- Генерального директора путем открытого конкурса на 5 лет назначает большинством голосов более чем половины всех членов Совета. В случае если не набрано такое количество голосов, проводится новый конкурс.
- Если лицо, утвержденное на должность генерального директора, является членом политической партии или политической организации, оно приостанавливает свое членство в этой организации на срок работы в должности генерального директора.
- Генеральный директор в связи с выраженным Советом недоверием может быть освобожден от должности до истечения его срока полномочий, если за это голосуют не менее 2/3 всех членов Совета.
- Генеральный директор может уйти в отставку до истечения срока полномочий. В таком случае уходят в отставку и назначенные по его представлению Советом заместители генерального директора.
- С уходом в отставку Совета генеральный директор и назначенные Советом по его представлению заместители генерального директора увольняются. В случае отставки Совета или генерального директора Совет поручает генеральному директору или другому лицу временно исполнять обязанности генерального директора до назначения нового генерального директора.
Статья 13. Функции, права и отчетность генерального директора - Генеральный директор:
1) руководит деятельностью ЛРТ, представляет ЛРТ в стране, за рубежом и в международных организациях, а также в суде, утверждает структуру, положение об администрации ЛРТ, систему оплаты труда, заключает договоры, оглашает приказы и контролирует их исполнение;
2) по просьбе Совета информирует Совет о выполнении предусмотренных в законах функций ЛРТ, постановлений Совета и заключений Административной комиссии. - Генеральный директор вправе получить постановление Совета, заключения Административной комиссии и другую информацию, необходимую для выполнения его функций, без права голоса принимать участие в заседаниях Совета и Административной комиссии.
- Генеральный директор подготавливает и представляет в Совет на утверждение годовой отчет о деятельности ЛРТ.
РАЗДЕЛ III
ИМУЩЕСТВО, ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЛИТОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Статья 14. Имущество ЛРТ - Имущество ЛРТ является государственной собственностью и не может быть приватизировано.
- ЛРТ управляет, пользуется и распоряжается имуществом на праве доверительного управления.
- Здания и земля ЛРТ не могут быть проданы, осуществлена их уступка или заклад.
- Долговременное имущество, остаточная стоимость каждого объекта которого составляет не менее 100 000 литов, ЛРТ может продать, осуществить его уступку или списание только с разрешения Правительства.
- Долговременное имущество, остаточная стоимость каждого объекта которого составляет менее 100 000 литов, ЛРТ может продать, осуществить его уступку или списание только с разрешения Совета.
- Долговременное полностью изношенное имущество и кратковременное имущество, начальная стоимость приобретения или индексированная стоимость которого менее 1000 литов, ЛРТ может продать, осуществить его уступку или списание по приказу генерального директора ЛРТ.
- Имуществом ЛРТ нельзя обеспечивать выполнение обязательств других лиц.
Статья 15. Финансово-хозяйственная деятельность ЛРТ - ЛРТ финансируется из ассигнований государственного бюджета, доходов, полученных от продажи программ, рекламы, коммерческих аудиовизуальных сообщений, издательской деятельности, а также спонсорской поддержки и доходов, полученных от коммерческо-хозяйственной деятельности.
- ЛРТ в установленном настоящим Законом порядке самостоятельно осуществляет коммерческую, хозяйственную, издательскую деятельность.
- Выделяемые для ЛРТ средства в государственном бюджете Литовской Республики указываются отдельной строкой. Выделяемые для ЛРТ из государственного бюджета средства за передачу радио- и телевизионных программ указываются в отдельной программе.
- В отношении ЛРТ не применяется банкрот.
Статья 16. Реорганизация и ликвидация ЛРТ
Реорганизация или ликвидация ЛРТ осуществляется Законом Литовской Республики.
Обнародую настоящий Закон, принятый Сеймом Литовской Республики.
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ АЛЬГИРДАС БРАЗАУСКАС
Приложение к Закону Литовской Республики о литовском национальном радио и телевидении
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Директива Совета 89/552/ЕЭС от 3 октября 1989 г. о согласовании изложенных в законах и других правовых актах государств-членов положений, связанных с трансляцией телевизионных программ (Специальный выпуск ОИ 2004 г., раздел 6, том 1, с. 224) с последними изменениями, внесенными директивой Европейского Парламента и Совета 2007/65/ЕС (ОИ 2007 L 332, с. 27).