Закон Польши о приватизации

ПОЛЬША
ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТ 13 ИЮЛЯ 1990 г.
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 1
Приватизация государственного предприятия состоит в предоставлении доступа третьим лицам к акциям или паям в обществах с исключительным участием Государственной казны, которые образуются в результате преобразования предприятий, в предоставлении третьим лицам имущества предприятия или продажи предприятия. С этой целью государственное предприятие может быть преобразовано в общество или ликвидировано в соответствии с принципами, определенными законом.
Статья 2

  1. По представлению Совета Министров Сейм ежегодно определяет основные направления приватизации и определяет направление использования средств, полученных в результате ее осуществления. Такие определения производятся Сеймом при утверждении закона о бюджете.
  2. Совет Министров распоряжением определяет государственные предприятия, имеющие особое значение для экономики страны, приватизация которых требует согласия Совета Министров.
    Статья 3
    Положение закона об уставе, акциях, акционерном капитале, совете наблюдателей и общем собрании применяется соответствующим о6разом к договору, паям, уставному капиталу, совету наблюдателей и собранию компаньонов общества с ограниченной ответственностью.
    Статья 4
    В тех случаях, когда в законе речь идет о:
    1) зарубежных субъектах. Под этим понимаются:
    а) физические лица, проживающие за рубежом,
    6) юридические лица, местоположение которых находится за рубежом,
    в) общества физических или юридических лиц, перечисленных в пунктах а) и б), не имеющих юридической личности,
    2) предоставлении акций. Под этим понимаются, в особенности, продажа акций, отчуждение прав, вытекающих из акций, их обложение или сдача в аренду.
    3) организованной части имущества государственного предприятия. Под этим понимается такой комплекс материальных и нематериальных составляющих, который может являться отдельным предприятием, а в особенности, заводом, магазином и пунктом обслуживания.
    РАЗДЕЛ 2 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЩЕСТВО
    Статья 5
  3. Министр преобразований в сфере собственности может преобразовать государственное предприятие в общество:
    1) по совместному представлению директора предприятия и совета сотрудников, внесенному после выражения мнения общего собрания работников (делегатов), а также мнения учредительского органа.
    2) по представлению учредительского органа, заявленному по согласию директора предприятия и совета сотрудников после учета мнения общего собрания сотрудников (делегатов).
    2 Представление, упомянутое в абзац 1 должно включать в частности: финансово-экономическую оценку преобразуемого предприятия, проект учредительного акта общества, предусматриваемый положениями торгового кодекса, а также намечаемый круг привилегий для работников предприятия при приобретении от Государственной казны акций в обществе.
    З. Министр преобразований в сфере собственности может отказать в преобразовании государственного предприятия в общество в связи с финансово-экономическим положением предприятия или важными государственными интересами.
  4. Об отказе в преобразовании государственного предприятия в общество должно быть сообщено в срок трех месяцев со дня подачи заявки и кроме обоснования в нем должен содержаться перечень условий, удовлетворение которых делает возможным преобразование предприятия, либо срок, в который вопрос о преобразовании может быть повторно рассмотрен. Такой отказ может быть опротестован в порядке, определенном в Статья 61 Закона от 25 сентября 1981 г. о государственных предприятиях (Денник устав 1987 г. N З5, позиция 2О1, 1989 г. N 1О , позиция 57 и 2О, позиция 1О7 , а также 199О г. N 17, позиция 99) .
    Статья 6
  5. Председатель Совета Министров по представлению министра преобразовании в сфере собственности может распорядиться о преобразовании государственного предприятия в общество. В этом случае положения Статья 5 не применяются.
  6. Министр преобразований в сфере собственности вносит представление, упомянутое в абзаце 1, после учета мнения директора и совета сотрудников государственного предприятия, а также учредительного органа. Отсутствие выраженного мнения в течение одного месяца рассматривается как отсутствие возражений.
  7. Действия, связанные с приватизацией, выполняются министром преобразований в сфере собственности.
    Статья 7
    На общество, образовавшееся в результате преобразования государственного предприятия, распространяется положение торгового кодекса, если в законе не дается других предписаний.
    Статья 8
  8. Общество, возникшее в результате преобразования государственного предприятия, рассматривается как общество, акции которого принадлежат одному юридическому лицу, государственной казне, до момента предоставления акций третьим лицам.
  9. Общество, возникшее в результате преобразования государственного предприятия, вступает во все права и обязанности преобразованного предприятия.
  10. К обществу в силу закона переходят правомочия и обязанности преобразованного предприятия, вытекающие из административных решений.
    Статья 9
  11. Сотрудники преобразованного предприятия становятся в силу закона сотрудниками общества, с соблюдением оговорки абзаца 2.
  12. Трудовое отношение сотрудника, занятого на основе определения на должность прекращается в силу закона в день исключения предприятия из реестра государственных предприятий. Прекращение трудового отношения равнозначно по правовым последствиям расторжению трудового отношения по увольнению. Прием на работу в общество такого сотрудника осуществляется на условиях, согласованных сторонами.
  13. Директор преобразуемого предприятия не имеет права на пособие, предусматриваемое законом о государственных предприятиях, если этот директор принимается на работу в качестве члена правления общества, возникшего в результате преобразования предприятий.
  14. За обязательства, вытекающие из трудового отношения, возникшие до преобразования предприятия, отвечает общество.
    Статья 10
    Устав общества, возникшего в результате преобразования государственного предприятия, утверждается за государственную казну министром преобразований в сфере собственности.
    Статья 11
    Баланс закрытия государственного предприятия становится балансом открытия общества, причем сумма учредительного фонда и фонда предприятия становится собственным капиталом общества. Устав общества определяет часть собственного капитала, составляющую акционерный капитал, а также часть собственного капитала, составляющую резервный капитал.
    Статья 12
  15. Правление общества незамедлительно после утверждения устава подает заявку о внесении общества в торговый реестр.
  16. Исключение преобразованного государственного предприятия из реестра государственных предприятий осуществляется официально в момент включения общества в торговый реестр.
    Статья 13
    По отношению к обществам, возникшим в результате преобразования государственных предприятий, всеми акциями которых владеет государственная казна, применяются положения ст.ст. 14-16.
    Статья 14
  17. До времени передачи акций третьим лицам на общество соответствующим образом распространяются положения, касающиеся общих принципов бухгалтерского учета государственных предприятий с учетом положений торгового кодекса.
  18. Министр финансов может распоряжением установить особые принципы бухгалтерского учета обществ с учетом положений торгового кодекса.
    Статья 15
  19. Правление общества объявляет корректированный годовой баланс, а также счет прибылей и затрат в публикуемом пресс-бюллетене в срок двух недель со дня проверки.
  20. В объявлении указывается орган или субъект, который произвел проверку баланса.
    Статья 16
    Общество, возникшее в соответствии с законом, может быть учредителем акционерного общества, представляемым одним юридическим лицом.
    Статья 17
  21. В обществах, возникших в результате преобразования государственного предприятия, создается наблюдательный совет. Сотрудники общества выбирают одну третью часть состава наблюдательного совета.
  22. Положения устава общества о выборе членов наблюдатель в период, когда более половины акций остается в руках Государственной казны, если только согласие на это не выразит большинство членов наблюдательного совета, избранных сотрудниками.
    РАЗДЕЛ 3 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АКЦИЙ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ
    Статья 18
  23. Отчуждение и обложение акций, принадлежащих Государственной казне в обществах, возникших в результате преобразования государственных предприятий, а также вступление во владение акциями в таких обществах, если Государственная казна является единственным акционером, осуществляются в соответствии с принципами торгового кодекса, если только положения настоящего раздела не дают других предписаний.
  24. Безвозмездное отчуждение акций требует согласия Совета Министров.
    Статья 19
  25. Проблему предоставления акций, принадлежащих Государственной казне, решает министр преобразований в сфере собственности. Предоставление всех акций должно произойти в течение двух лет со дня включения общества в торговый реестр, если Совет Министров не установит более длительный срок.
  26. Предоставление акций зарубежным субъектам требует предварительного согласия председателя Агентства по иностранным инвестициям, если номинальная стоимость таких акций превышает 10% акционерного капитала, или такие акции являются привилегированными.
  27. Положение абзаца 2 применяется также при предоставлении акций юридическому лицу, местоположением которого является Польша, которая прямо или косвенно контролируется зарубежным субъектом.
  28. Вопрос об увеличении акционерного капитала посредством эмиссий акций в обществе Государственной казны состоящем из одного юридического лица, решается министром преобразований в сфере собственности. Положения абзацев 2 и З соответственно применяются к вступлению во владение акциями заграничных субъектов.
    Статья 20
  29. Перед предоставлением акций третьим лицам министр пре- образований в сфере собственности организует проведение финансово-экономического анализа предприятия общества с целью определения его стоимости, а также необходимости введения организационных, экономических или технических изменений.
  30. Министр преобразований в сфере собственности может от- казаться от проведения финансово-экономического анализа, упомяну- того в абзаце 1, если денежная оценка стоимости предприятия была произведена до его преобразования, а предоставление акций должно произойти непосредственно после преобразования.
  31. Министр преобразовании в сфере собственности организует осуществление анализа с целью определения юридического состояния имущества предприятий общества с особым учетом претензий третьих лиц на это имущество.
  32. Министр преобразований в сфере собственности распоряжением определяет способ осуществления анализов, их финансирование, а также квалификации, требуемой от лиц, осуществляющих анализ.
    Статья 21
    Министр преобразований в сфере собственности может поста- вить предоставление акций третьим лицам в зависимость от введения на предприятии общества изменений, упомянутых в Статья 20 абз. 1.
    Статья 22
  33. Перед предоставлением акций третьим лицам министр пре- образований в сфере собственности по согласованию с министром финансов может за Государственную казну принять безвозмездно часть или все долги общества.
  34. Министр преобразований в сфере собственности делает соответствующее объявление о намерении принять на себя долги общества способом, предусматривающим порядок публикаций объявлений общества, призывая кредиторов заявить о возможных возражениях в срок не позднее двух месяцев со дня объявления.
  35. Кредиторы, которые в срок, определенный в соответствии с абзацем 2, не выразят согласие на принятие их долгов, должны быть удовлетворены или соответствующим образом защищены от принятия долгов общества. О принятии на себя долгов общества министр преобразования в сфере собственности дает объявление в соответствии с порядком, предусмотренным для объявлений общества.
    Статья 23
  36. С соблюдением оговорок положений Статья 24, акции, принадлежащие Государственной казне, могут отчуждаться в следующем по- рядке:
    1) путем организации торгов,
    2) на основе опубликованного предложения,
    3) в результате переговоров, предпринятых на основе публичного приглашения.
  37. В особых случаях Совет Министров может по представлению министра преобразований в сфере собственности разрешить поря- док отчуждения акций, принадлежащих Государственной казне, в порядке отличном от установленного в абзаце 1.
  38. Отчуждение (уступка) прав, вытекающих из акций, при- надлежащих Государственной казне, в порядке, отличном от определенного в абзаце 1, или без согласия, упомянутого в абзаце 2, является недействительным.
  39. Министр преобразований в сфере собственности совместно с министром финансов распоряжением определяет принципы финансирования предоставления акций Государственной казны в обществах, возникших в результате преобразований государственных предприятий.
    Статья 24
  40. Сотрудникам государственного предприятия, преобразованного в общество, принадлежит право предпочтительной закупки до 2О% от общего числа акций этого общества, принадлежащих Государственной казне. Сотрудники сохраняют право на приобретение и вступление во владение другими акциями на общих основаниях.
  41. Предоставление акций сотрудникам в предпочтительном порядке должно быть произведено не позднее, чем за два месяца с момента предоставления первых акций на общих основаниях.
    З. Права сотрудников на закупку акций в предпочтительном порядке утрачиваются по истечении года с момента предоставления этих акций сотрудникам.
  42. Акции, отчуждаемые в предпочтительном порядке, продаются сотрудникам по цене, сниженной наполовину в сравнении с ценой, установленной для физических лиц, польских граждан, предлагаемой в первый день продажи. Эта цена не подлежит изменению в период, упомянутый в абзаце 3.
  43. Общая стоимость льгот, причитающихся сотрудникам предприятия, преобразованного в общество, не может превысить про- изведение средней стоимости зарплаты в народном хозяйстве на одного занятого за период 12-ти месяцев, предшествующих внесению общества в торговый реестр, а также числа сотрудников, приобретающих акции.
  44. Число акций, продаваемых в предпочтительном порядке отдельным группам сотрудников, а также условия и сроки выплаты причитающихся сумм определяются уставом общества, с учетом представления, упомянутого в статье 5.
  45. Правом предпочтительной закупки акций на условиях, предусмотренных для сотрудников, могут воспользоваться производители сельскохозяйственной продукции, постоянно связанные с предприятием в рамках кооперации или контрактации.
  46. Совет Министров определяет виды предприятий, акции которых могут закупаться на условиях, определенных в абзаце 7.
    Статья 25
  47. Сейм по представлению Совета Министров принимает решение об эмиссии и стоимости приватизационных бон, предназначенных для оплаты за:
    1) приобретение прав, вытекающих из акций, возникающих в результате преобразования государственных предприятий;
    2) приобретение оснований для участия в финансовых учреждениях (обществах совместных инвестиций) , располагающих. акциями возникшими в результате преобразования государственных предприятий;
    3) приобретение предприятий или организованных частей имущества государственных предприятий, упомянутых в статье 37.
  48. Приватизационные боны, выпускаемые на основании абзаца 1, предоставляются безвозмездно в равном количестве всем гражданам Республики Польша, проживающим в стране.
    З. Совет Министров распоряжением определяет сроки действия бон отдельных эмиссий, их форму, принципы их распространения и реализации, а также принципы ограничения и возможного запрещения отчуждения бон.
    Статья 26
    Совет Министров также может принять решение, что некоторые эмиссии бон, упомянутых в статье 25, будут предоставляться на условиях кредита.
    Статья 27
  49. На основании особых предписаний плата за акции, приобретаемые у Государственной казны, может производиться также в ценных бумагах.
  50. Совет Министров по представлению министра преобразовании в сфере собственности распоряжением определяет требуемую форму платы за акции, приобретаемые у Государственной казны.
  51. Министр преобразований в сфере собственности совместно с министром финансов может разрешить покупателям акций, являющимся польскими гражданами, осуществить плату за эти акции в рассрочку.
    Статья 28
  52. Министр преобразований в сфере собственности передает акции банку или другому финансовому учреждению, в соответствии с правилами, определенными в договоре, если права на эти акции не были переданы в течение трех месяцев со дня истечения срока их предоставления, о котором упоминается в статье 19 абз.1.
  53. Банк или другое финансовое учреждение осуществляет с соответствии с договором правомочия, вытекающие из собственности на переданные акции. Получаемые доходы передаются в Государственную казну.
    Статья 29
    Государственные и юридические лица не могут без согласия министра финансов приобретать права, вытекающие из акций, принадлежащих Государственной казне.

Статья 30
Положения настоящего раздела распространяются ,также на передачу прав, вытекающих из акции и вхождение в собственность акций в обществе, единственным акционером которого является общество с исключительным участием Государственной казны.
Статья З1
В пределах регулируемых настоящим разделом не применяется положение статьи 41 закона от 2З декабря 1988 г. о хозяйственной деятельности с участием иностранных субъектов (Денник Устав № 41, позиция 325 и от 1989 г. № 74, позиция 442)
Статья 32

  1. В случае увеличения акционерного капитала общества, возникающего в результате преобразования государственного предприятия, вклад иностранного субъекта в акционерный капитал должен соответствовать условиям, определенным в статье 16 абз.2 закона, упомянутого в статье З1. Это положение соответственно применяется к плате за акции.
  2. Условия, оговоренные в абз. 1, считаются удовлетворенными также, если иностранный субъект направляет весь доход или часть дохода от акций в обществе, возникшем в результате преобразования государственного предприятия, суммы, полученной от продажи или погашения таких акций или сумм, причитающихся иностранному субъекту в случае ликвидации такого общества, на вклад в акционерный капитал или плату за акции.
    Статья 3З
  3. Доход иностранных субъектов от акций, полученных или приобретенных с соблюдением условий, определенных в статье 32, может передаваться за рубеж в соответствии с правилами статьи 19, 20 и 29 закона, упомянутого в статье 31.
  4. Несмотря на невыполнение условий, упомянутых в Статья 32, министр финансов по представлению министра преобразований в сфере собственности может, дать согласие на применение правил, установленных в абз:1,по отношению к передаче за рубеж дохода от акций, полученных или приобретенных иностранным субъектом.
    Статья З4
  5. Суммы, полученные иностранным субъектом от продажи или погашения акций, а также суммы, причитающиеся иностранному субъекту в случае ликвидации общества, могут быть после уплаты необходимых налогов, переданы за рубеж без валютного разрешения.
  6. Принципы передачи сумм, полученных в польской валюте по статьям, перечисленным в абзаце 1, определяются распоряжением министра финансов. Суммы эти должны быть переданы полностью в срок не более 5 лет со дня их получения, если только в международном договоре, стороной которого является Республика Польша, не содержится других предписаний.
    Статья З5
    Предметы, составляющие неденежный вклад иностранного субъекта, освобождаются от ввозной пошлины и других оплат, по своим результатам подобным пошлинам
    Статья З6
    Положения Статья 31-З5 распространяются также на общества, единственным учредителем которых является общество с исключи- тельным участием Государственной казны, а также на вклады, плату за акции, налогообложение и передачу за рубеж доходов иностранных субъектов от акции и сумм от продажи или погашения акций в таких обществах, а также сумм, причитающихся иностранному субъекту в случае ликвидации общества.
    РАЗДЕЛ 4 ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    ПОСРЕДСТВОМ ЛИКВИДАЦИИ