Закон Польши об обороте ценных бумаг

ПОЛЬША
ЗАКОН ОТ 22 МАРТА 1991 Г.
ОБ ОТКРЫТОМ ОБОРОТЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ТРАСТ-ФОНДАХ
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Глава 1.
Открытый оборот ценных бумаг представляет собой предложение покупки, покупку или передачу прав на выпускаемые сериями ценные бумаги посредством предложения или приглашения на переговоры с использованием средств массовой информации или других видов действий, если такое предложение или приглашение на переговоры адресуются более чем 300 лицам или направлены по не- определенному адресу.
Глава 2
Открытый оборот ценных бумаг может осуществляться исключительно при посредничестве субъектов, ведущих маклерское предприятие, если в законе не содержится других предписаний.
Статья 2
Во всех случаях, когда в законе идет речь о:
1) ценной бумаге — под этим понимается документ, который должен удостоверять или удостове-ряет наличие определенного имущественного права, составленный в такой редакции и таким образом, что он может составлять самостоятельный предмет открытого оборота.
2) эмитент — под ним понимается субъект, выпускающий ценную бумагу от собственного имени.
3) ценных бумагах, выпускаемых в серии — под этим понимаются ценные бумаги, представляю-щие имущественные права, разделенные на заранее определенное число равных единиц,
4) первичном открытом обороте — под этим понимается предложение покупки прав, вытекаю-щих из выпускаемых в серии ценных бумаг, делаемое эмитентом, или приобретение таких прав,
5) вторичном открытом обороте — под этим понимается предложение лицами, не являющимися эмитентами продажи прав, вытекающих из выпускаемых в серии ценных бумаг, или продажа таких прав, если ценные бумаги были допущены к открытому обороту, или предложение имеет открытый характер.
6) бирже ценных бумаг — под этим понимается группа лиц, совокупность оборудования и техни-ческих средств, организованных таким образом, что при сопоставлении предложений продажи и покупки ценных бумаг все участники рынка ценных бумаг получают одинаковый доступ к информации рынка одновременно, с соблюдением равных условий сбыта и приобретения прав.
7) траст-фонд — под этим понимается выделенная в финансовом отношении общая имуществен-ная масса участников с изменяющейся стоимостью и постоянным хозяйственным назначением, управ-ляемая товариществом траст-фондов.
8) групповом помещении — под этим понимается приобретение и сбыт ценных бумаг в интересах и за счет участников траст-фондов,
9) доминирующем субъекте — под этим понимается такая ситуация субъекта, при которой:
а) он располагает большинством голосов в органе другого субъекта (зависимого) , в том числе на основании соглашений с другими уполномоченными,
б) он уполномочен назначать или отзывать большую часть членов органов управления другого субъекта (зависимого) ,
в) более чем половина членов правления другого субъекта (зависимого) одновременно являются членами правления или лицами, осуществляющими руководящие функции первого субъекта или другого субъекта, находящегося с первым в отношениях зависимости.
Статья 3
Положения закона не распространяются на:
1) открытый оборот ценных бумаг, выпускаемых Государственной Казной или Национальным Польским Банком, или бумаг, из которых вытекают денежные обязательства, по которым дали поручи-тельство эти субъекты,
2) вексельный и чековый оборот,
3) открытый оборот ценных бумаг, при котором срок реализации прав составляет менее года со дня выпуска.
Статья 4
Глава 1.
Выпуск ценных бумаг зависимым субъектом рассматривается в понимании настоящего закона как осуществляемый доминирующим субъектом.
Глава 2.
При определении доминирования принимается во внимание право голосования и право назначения и снятия членов органов управления, которые можно осуществлять через другого зависимого субъекта или лицо, действующего в пользу уполномоченного или осуществляющего посредничество.
Статья 5
Глава 1
В открытом обороте ценными бумагами оформляются депозитные сертификаты, подтверждаю-щие сдачу в депозит ценных бумаг, указанных в тексте сертификата. Оформителем сертификата (свиде-тельства) может быть банк или другое учреждение, уполномоченное на это законом.
Глава 2
В тексте сертификата (свидетельства) должны быть указаны:
1) фирма, место нахождения и адрес оформителя сертификата, а также номер сертификата,
2) число сдаваемых в депозит ценных бумаг,
3) вид и серия ценной бумаги, а также дата выпуска,
4) фирма, место нахождения и адрес эмитента,
5) номинальная стоимость ценной бумаги,
б) имя и фамилия, или фирма и адрес , либо место нахождения владельца ценной бумаги,
7) информация о ограничениях, касающихся передачи прав, вытекающих из ценных бумаг, и об обложениях по этим правам,
8) дата и место оформления сертификата (свидетельства) .
Глава 3
Эмитент или лицо, вводящее ценные бумаги в оборот, обязано обеспечить выдачу субъектам, упомянутым в п. 1, именного депозитного сертификата (свидетельства) владельцу ценных бумаг.
Глава 4
Лицо, названное в депозитном сертификате , уполномочено осуществлять все права, вытекаю-щие из указанных в содержании сертификата ценных бумаг. гл. 5 В открытом обороте ценными бума-гами передача прав, вытекающих из ценных бумаг, сданных в депозит, производится с момента за-ключения договора.
РАЗДЕЛ 2 КОМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья 6
Глава 1
Создается Комиссия ценных бумаг, являющаяся центральным органом правительственной адми-нистрации по вопросам открытого оборота ценными бумагами, в дальнейшем именуемая «Комиссией».
Глава 2
Надзор над Комиссией осуществляет Председатель Совета Министров. Ст. 7. гл. 1. В задачи Ко-миссии входит:
1) осуществление надзора за соблюдением правил оборота и честной конкуренции при откры-том обороте ценных бумаг,
2) организации и осуществление мер по обеспечению эффективного функционирования рынка ценных бумаг и защите инвесторов,
З) взаимодействие с органами правительственной администрации. Национальным польским банком и учреждениями и участниками открытого оборота ценных бумаг при формировании экономической политики государства, обеспечивающее развитие рынка ценных бумаг,
4) распространение знаний о принципах функционирования рынка ценных бумаг,
5) осуществление других мер, предусматриваемых положениями настоящего закона.
Глава 2
Совет Министров может определить рамки деятельности Комиссии, издав соответствующее рас-поряжение .
Статья 8
Глава 1
В состав Комиссии входят Председатель два заместителя и 6 членов.

Глава 2
Председатель Комиссии назначается и отзывается председателем Совета министров по совмест-ному представлению министра финансов и председателя Национального польского банка после полу-чения мнения соответствующих комиссий Сейма.
Глава 4
Членами Комиссии являются представители министра финансов, министра преобразований в сфере собственности, председателя Национального польского банка, а также председателя антимоно-польного управления, которые назначаются ими. Одного члена Комиссии назначает совет маклеров из членов самоуправления маклеров и еще одного члена назначают биржи.
Статья 9.
Глава 1
Председатель Комиссии представляет Комиссию и руководит ее работой.
Глава 2
Председатель Комиссии издает распоряжения в случаях, указанных в настоящем Законе.
Глава 3
Комиссия издает Официальный бюллетень Комиссии ценных бумаг в соответствии с принципа-ми, определенными в особых положениях.
Статья 10
Комиссия и председатель Комиссии осуществляют свои задачи при помощи управления Комис-сии ценных бумаг, в дальнейшем именуемого «управлением».
Статья 11
Организация Комиссии и Управления определяются в Уставе, утверждаемым председателем Со-вета министров.
Статья 12
Процедура в рынках Комиссии осуществляется в соответствии с положениями административ-но-процессуального кодекса, если Закон не предусматривает иное.
Статья 13.
По гражданским делам, связанным с оборотом ценных бумаг, права прокурора, вытекающие из соответствующих положений Гражданско-процессуального кодекса, принадлежат также и председате-лю Комиссии.
РАЗДЕЛ 3 МАКЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 14.
Глава 1
В список маклеров может быть включено физическое лицо, которое :
1) обладает полной дееспособностью,
2) пользуется полнотой публичных прав,
3) не подвергалось преследованиям за преступления против имущества, против документов, хо-зяйственные преступления, за фальшивомонетчество, подделку ценных бумаг, официальных бумаг, а также преступления против казны,
4) сдало экзамен Экзаменационной комиссии для маклеров ценных бумаг.
Глава 2
Список маклеров ведет Комиссия.
Глава 3
Комиссия производит включение в список маклеров по заявке заинтересованного лица.
Глава 4
Список маклеров, приостановление в правах маклера или исключение из списка маклеров объявляется в Официальном бюллетене Комиссии.
Статья 15.
Председатель Комиссии:
1) создает Экзаменационную комиссию для маклеров и осуществляет надзор за ее деятельно-стью,
2) устанавливает перечень обязательных тем и порядок проведении экзаменов для маклеров и экзаменов для проведения в советники, упоминаемых в ст. 33,
3) устанавливает размер экзаменационных сборов для кандидатов в маклеры и оплаты членов Экзаменационной комиссии.
Статья 16.
Глава 1
Исключение маклера из списка производится:
1) по его заявлению,
2) при неисполнении профессии маклера в течение 5 лет подряд,
3) в случае полного или частичного признания недееспособным,
4) в результате вынесения правомочного приговора за преступления, упомянутые в ст. 14 гл. 1 п. 3,
5) ввиду смерти маклера.
Глава 2
Исключение из списка или приостановление прав маклера на период от 3 до 6 месяцев может быть произведено в результате неправильного выполнения функций маклера по его собственной вине, нарушения Закона в связи с исполнением этих функций, а также нарушения профессиональной этики маклеров.
Глава 3
Вопрос об исключении из списка маклеров и приостановлении прав маклера решается Комисси-ей, после ознакомления с доводами заинтересованного, по собственной инициативе или по представле-нию Дисциплинарного суда, упомянутого в ст. 37.

Статья 17
Глава 1
Маклер при исполнении маклерских функций обязан действовать в соответствии с положения-ми Закона и принципами добросовестного, особо соблюдая законные интересы заказчика.
Глава .2
Маклер обязан соблюдать профессиональную тайну, включая всякого рода информацию, полу-ченную им в связи с исполнением маклерских функций.
Статья 18
Глава 1
Субъектом, ведущим маклерское предприятие, может быть физическое лицо, юридическое лицо, а также организационная единица, не обладающая юридической личностью.
Глава 2
Ведение маклерского предприятия требует разрешения Комиссии.
Глава 3
Заявка на предоставление разрешения должна включать:
1) определение названия (фирмы) и места нахождения субъекта, ведущего предприятие,
2) основные данные о лицах, которые отвечают за организацию предприятия и будут руково-дить деятельностью, составляющей предмет разрешения,
3) если предприятие ведется обществом, следует указать участников, долю их участия в устав-ном капитале общества,
4) определение возможного отношения зависимости или доминирования и к другим субъектам,
5) предлагаемые рамки распространения разрешения,
6) размеры собственных средств и кредитов, предназначенных для организации деятельности, составляющей предмет разрешения,
7) заявления об отсутствии судимости за преступления, упомянутые в ст. 14 гл.1 п.3, лиц, руко-водящих маклерским предприятием,
8) информацию о планируемой организации предприятия, в особенности об условиях размеще-ния помещений и оборудования дальней связи,
9) список лиц, упомянутых в главе 5
Глава 4
Комиссия определяет минимальную стоимость собственных средств и максимальные размеры кредитов, упомянутых в гл.3 п.6.
Глава 5
Субъект, ведущий маклерское предприятие, обязан поручать обязанности маклера лицам, имею-щим права маклера, а для выполнения функций консультанта в области общественного оборота ценны-ми бумагами — лицам, упомянутым в ст.38.

Статья 19
В разрешении указывается:
1) название (фирма) и место нахождения субъекта, ведущего маклерское предприятие,
2) допускаемые рамки и формы маклерской деятельности,
3) предписываемые размеры собственных средств предприятия (уставного, акционерного капи-тала, величину долей), а также допускаемую величину кредитов, выделяемых на эти средства,
4) предписываемую долю собственных средств, участвующих в обороте,
5) срок, в течение которого субъект, ведущий маклерское предприятие обязано выполнить в хо-де своей деятельности.
6) другие технические условия, которые маклерское предприятие обязано выполнить в ходе сво-ей деятельности.
Статья 20
Комиссия может отказать в выдаче разрешения в том случае, когда заявка на предоставление разрешения не удовлетворяет условиях, определенным в ст.18 гл.3, или когда из представленных в за-явке данных следует, что субъект не дает гарантии надлежащего осуществления деятельности.
Статья 21
К функциям маклеров, выполняемых в рамках ведения предприятия, относятся:
1) предложение ценных бумаг для открытого оборота,
2) приобретение или продажа ценных бумаг в соответствии с принципами, установленными в ст.22,
3) управление пакетом ценных бумаг постороннего лица по заказу,
4) предоставление профессиональных консультаций в области оборота ценных бумаг,
5) хранение ценных бумаг по заказу уполномоченного лица.
Статья 22
Глава 1
Субъект, ведущий маклерское предприятие, принимает на себя по отношению к делающему за-каз обязательства по продаже или покупке упомянутых ценных бумаг от собственного имени, но за счет делающего заказ.
Глава 2
Субъект, ведущий маклерское предприятие, отвечает перед лицом, делающим заказ, за уплату цены покупателем ценных бумаг.
Глава 3
В пределах, установленных в разрешении на осуществление маклерской деятельности, субъект, ведущий маклерское предприятие, может в рамках предприятия приобретать ценные бумаги от собст-венного имени и на собственный счет с целью их дельнейшей перепродажи.

Статья 23
Глава 1
Акционерное общество, ведущее маклерское предприятие, может выдавать лишь именные ак-ции.
Глава 2
Общество, ведущее маклерское предприятие, обязано указать Комиссии лиц, обладающих более чем 5% голосов, на общем собрании.
Глава 3
Подачи заявки в Комиссию требует также каждое более позднее изменение соотношения голо-сов, упомянутых в гл.2 при величине не более чем 2% голосов.
Статья 24
Глава 1
Банк может осуществлять маклерскую деятельность после получения разрешения Комиссии.
Глава 2
Условием получения разрешения являются организационные и финансовые выделения в рамках банка деятельности в сфере открытого оборота ценными бумагами.
Глава 3
По отношению к банку, упомянутому в гл. 1, предписания ст 18 гл. 6 и ст. 23 не применяются.
Статья 25
Глава 1
Комиссия может приостановить разрешение, если субъект, ведущий маклерское предприятие:
1) нарушает предписание закона,
2) не выполняет условий, указанных в разрешении или выходит за рамки разрешения,
3) не соблюдает принципов честного оборота и нарушает интересы заказчика.
Глава 3
В случае необходимости соблюдения общественных интересов в случаях, упомянутых в гл.2, Комиссия может на срок не более 1 месяца приостановить разрешение, приняв за это время решение относительно лишения разрешения или оставления его в силе.
Глава 4
Принятие решения, упомянутого в гл. 1 происходит после проведения разбирательства.
Статья 26.
Уполномоченный представитель Комиссии имеет право доступа в резиденцию субъекта, ведущего маклерское предприятие, или на само предприятие, а также доступа к книгам, документам и другим носителям информации, с целью проверки, соответствует ли деятельность субъекта, ведущего маклерское предприятие, условиям установленным в разрешении.
Статья 27
Действие разрешения на основании Закона может быть прекращено в результате:
1) смерти ведущего маклерское предприятие одного лица,
2) начала ликвидации маклерского предприятия,
3) объявления несостоятельности ведущего маклерское предприятие.
Статья 28
Глава 1
При ведении маклерской деятельности на территории Республики Польша зарубежным субъек-там требуется предоставление разрешения в соответствии с принципами, определенными в Законе.
Глава 2
Положения гл.1 не нарушают других Законов, устанавливающих принципы допуска зарубеж-ных субъектов к хозяйственной деятельности на территории Республики Польша или деятельности с участием таких субъектов.
Статья 29
Глава 1
Запрещается владение долями, акциями или вкладом более чем в одном обществе, осуществ-ляющем маклерскую деятельность физическое или юридическое лицо не может одновременно вести более чем одно маклерское предприятие.
Глава 2
Правило гл.1 не распространяется на государственную казну.
Статья 30
Глава 1
Субъект, ведущий маклерское предприятие, не может предоставлять услуг, предметом которых является оборот ценных бумаг, выпускаемых субъектом, с которым он находится в отношении домини-рования и зависимости.
Глава 2
Положение гл. 1 применяется также к ценным бумагам, выпускаемым субъектом, ведущим мак-лерское предприятие, если их оборот осуществляется за его собственный счет.
Статья 31
Субъект, ведущий маклерское предприятие, обязан сообщать Комиссии о всех изменениях дан-ных, содержащихся в заявке на предоставление разрешения на ведение маклерской деятельности, а кроме того об изменениях в количестве занятых маклеров, а также лиц, упомянутых в статье 33, об от-крытии или ликвидации отделений, а также приобретение акций, обеспечивающих право более чем на 5% голосов в каком-либо другом обществе.
Статья 32
Глава 1
Председатель Комиссии определяет особым распоряжением особый порядок осуществления маклерским предприятием сделок и расчетов, а также принципы ведения учета по этим сделкам.

Глава 2
Председатель Комиссии может особым распоряжением определить принципы установления ко-миссионных ставок для маклеров.
Глава 3
Министр финансов может совместно с председателем Комиссии распоряжением определить осо-бые условия, которым должен удовлетворять бухгалтерский учет маклерского предприятия.
Статья 33
Глава 1
Осуществление консультационной деятельности в области открытого оборота ценных бумаг требует особого разрешения, предоставляемого Комиссией в соответствии с принципами предостав-ления разрешения на ведение маклерского предприятия.
Глава 2
Консультант должен быть внесен в список маклеров.
Глава 3
Председатель Комиссии определяет распоряжением дополнительные требования , касающиеся квалификации, требуемой для проведения финансовых анализов, связанных с оборотом ценными бума-гами, которым должен удовлетворять консультант с целью получения разрешения.
РАЗДЕЛ 4 САМОУПРАВЛЕНИЕ МАКЛЕРОВ
Статья 34.
Глава 1
Создается Союз маклеров ценных бумаг в качестве самоуправления маклеров, именуемый в дальнейшем «самоуправлением».
Глава 2
Принадлежность к самоуправлению является обязательной и возникает в момент внесения в список маклеров.
Статья 35.
Союз маклеров ценных бумаг обладает юридической личностью.
Статья 36.
В компетенцию самоуправления входит, в частности:
1) представление маклеров и защита их профессиональных интересов,
2) взаимодействие с Комиссией и другими государственными органами в формировании и при-менении положении права в области открытого оборота ценных бумаг,
3) профессиональное усовершенствование маклеров,
4) формирование практики оборота и принципов формирования профессиональной этики маклеров,
5) контроль за надлежащим выполнением профессиональных обязанностей маклерами, и, в част-ности, принятие решений, связанных с профессиональной этикой маклеров,
6) выполнение других заданий, предусматриваемых положениями права.
Статья 37
Органами самоуправления являются: съезд маклеров, совет маклеров, ревизионная комиссия и дисциплинарный суд.
Статья 38
Глава 1
Продолжительность работы органов очередного созыва 2 года.
Глава 2
Выборы органов самоуправления производятся посредством всеобщего прямого равного тайно-го голосования при неограниченном числе кандидатов.
Статья 39
По вопросам, не регулируемым в Законе, порядок создания, компетенция, организационная структура, порядок действия и методы финансирования, а также порядок волеизъявления от имени са-моуправления . определяются уставом самоуправления , утвержденным Комиссией.
Статья 40
Глава 1
Надзор со стороны вышестоящего органа над самоуправлением осуществляется Комиссией.
Глава 2
Комиссия, в частности, может:
1) приостанавливать на срок 14 дней решения органов самоуправления, если они явно нарушают предписания Закона или устава союза,
2) о6жаловать в воеводском суде решения органов самоуправления, если они нарушают предписания Закона или устава союза, либо были приняты не в соответствии с положениями 3закона или устава,
3) предлагать самоуправлению рассмотреть определенные вопросы, решение по этому вопросу должно быть принято в течение 1 месяца.
Глава 3
В случае, упомянутом в гл. 2 п.2, воеводский суд отклоняет жалобу или отменяет обжалованное решение и передает дело на повторное рассмотрение соответствующему органу самоуправления с определением указаний, касающихся методов решения. Заключение суда имеет законную силу и обязательно для самоуправления.
Глава 4
Самоуправление обязано уведомлять Комиссию о заседаниях своих органов.
Статья 41
Маклеры несут дисциплинарную ответственность перед дисциплинарным судом за действия:
1) состоящие в ненадлежащем выполнении маклерских обязанностей, вытекающих из положе-ний права или договора,
2) противоречащие принципам профессиональной этики.

Статья 42
Глава 1
Дисциплинарными санкциями являются:
1) замечания,
2) выговор,
3) денежный штраф,
4) запрещение выполнения функций по выборным должностям в маклерском самоуправлении на период 2 лет.
Глава 2
Денежный штраф может быть назначен в размере до трехмесячного оклада маклера , выплачи-ваемого в последнее время. Поступления от денежных штрафов предназначаются на благотворитель-ные цели, определяемые решением совета маклеров.
Глава 3
Дисциплинарный суд уведомляет Комиссию о назначенном маклеру взыскании. Комиссия отме-чает в личном деле маклера упоминание о назначении взыскания.
Глава 4
Дисциплинарный суд в случае, упомянутом в ст. 41, может обратиться в Комиссию с просьбой об исключении лица из списка маклеров или приостановлении маклерских полномочий.
Глава 5
В случае, если Комиссия не дает заключения об исключении из списка или приостановлении маклерских полномочий, дисциплинарный суд может назначить дисциплинарное взыскание.
Статья 4З
Глава 1
Обвинителем при производстве в дисциплинарном суде является представитель обвинения о дисциплинарном производстве.
Глава 2
Дисциплинарное производство начинается по заявлению представителя обвинения в дисципли-нарном производстве.
Глава 3
Обвиняемый может выбрать в дисциплинарном производстве защитника среди маклеров.
Статья 44
По решению дисциплинарного суда может быть вынесено обжалование в Комиссию в срок 14 дней со дня доставки решения в письменном виде вместе с обоснованием.
Статья 45
Глава 1
Дисциплинарного производства нельзя начинать:
1) если с момента совершения проступка прошел год,
2) по истечении 6 месяцев со дня получения представителем обвинения в дисциплинарном про-изводстве информации о совершении проступка.
Глава 2
Если однако действия содержат признаки преступления, срок давности по дисциплинарному производству не засчитывается ранее чем срок давности, предусмотренный в положениях уголовного права.
Глава 3
Течение срока давности по дисциплинарному производству прерывается каждым, связанным с ним действием представителя обвинения в дисциплинарном производстве.
Статья 46
Устранение упоминания о решении о взыскании производится в соответствии с положением о должности по истечении 3 лет:
1) со дня вступления в силу дисциплинарного заключения, по которому назначено взыскание в форме замечания, выговора или денежного штрафа,
2) со дня совершения срока лишения маклерских полномочий.
Статья 47
Члены дисциплинарного суда при вынесении заключений руководствуются только положения-ми Закона.
Статья 48
Съезд маклеров определяет особый порядок дисциплинарного производства.
РАЗДЕЛ 5 ВВЕДЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В ОТКРЫТЫЙ ОБОРОТ
Статья 49
Введение ценных бумаг в открытый оборот требует согласия Комиссии.
Статья 50
Глава 1
С целью получения согласия на введение ценных бумаг в открытый оборот эмитент или лицо, вводящее ценные бумаги в открытый оборот, представляет в Комиссию заявку, содержащую:
1) название (фирмы и место нахождения эмитента),
2) основные данные о выпуске, в особенности в виде выпускаемой ценной бумаги, размерах и стоимости выпуска, предполагаемой дате выпуска,
3) данные о субъекте, ведущем маклерское предприятие, вводящем ценные бумаги в оборот.
Глава 2
К заявке следует приложить проспект выпуска, а также соответственно: копию устава и решение или заявление о выпуске, сделанные соответствующим органом эмитента.
Глава 3
Комиссия выражает согласие, упомянутое в ст.49 не позднее 2 месяцев со дня подачи заявки.

Глава 4
Лицо, упомянутое в гл.1, обязано после получения согласия Комиссии представить все ценные бумаги данного выпуска в депозит одного из банков или другого учреждения, уполномоченного осуществлять такого рода деятельность.
Глава 5
Совет Министров особым распоряжением определяет частные условия, которым должен соот-ветствовать проспект.
Статья 51
После получения согласия на введение ценных бумаг в открытый оборот эмитент или лицо, вводящее ценные бумаги в открытый оборот, должно опубликовать в двух общепольских периодиче-ских изданиях данные, позволяющие покупателям произвести оценку финансового состояния, прибыли и потерь, а также хозяйственных перспектив предприятия и характер прав, вытекающих из ценных бумаг данного вида, в пределах, установленных Комиссией.
Статья 52
Глава 1
Эмитент или лицо, вводящее ценные бумаги в оборот, обязано незамедлительно предоставить в Комиссию информацию о лбом изменении данных, содержащихся в проспекте, а кроме того он обязан периодически предоставлять информацию, указанную Комиссией, в установленные ею сроки.
Глава 2
Комиссия может обязать лицо, упомянутое в гл.1, опубликовать дополнение к информации, со-держащейся в проспекте6ш в течение 7 дней.
Глава 3
В случае невыполнения обязательств, упомянутых в гл.1 и 2, Комиссия может отменить реше-ние, содержащее согласие на введение ценных бумаг в оборот.
Глава 4
Договоры, заключенные перед вступлением в силу решения, упомянутого в гл.3, являются дей-ствительными.
Статья 53.
Учет ценных бумаг, вводимых в открытый оборот, осуществляется Комиссией в порядке и в со-ответствии с принципами, определенными в распоряжении председателя Комиссии.
РАЗДЕЛ 6 ВТОРИЧНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОБОРОТ ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья 54.
Глава 1
Вторичный открытый оборот ценных бумаг производится на фондовых биржах, именуемых в дальнейшем «биржами», которые ведутся акционерными обществами.

Глава 2
Совет министров расположением может определить формы регулируемого вторичного оборота ценных бумаг вне биржи, производящегося через субъекта, ведущего маклерское предприятие в соот-ветствии с принципами6 определенными в ст.57.
Глава 3
Положения гл. 1 и 2 не распространяются на:
1) передачу прав на ценные бумаги непосредственно между физическими лицами,
2) передачу прав по ценным бумагам между доминирующим и зависимым субъектам, если толь-ко передача прав не происходит в порядке, упомянутом в ст.1 гл.1, без посредничества субъекта, веду-щего маклерское предприятие.
Глава 4
Комиссия может на определенное время предоставить субкектам6 ведущим маклерские пред-приятия, разрешение на вторичный открытый оборот ценных бумаг при условии удовлетворения требований, упомянутых в ст.57.
Статья 55
Глава 1
Акции обществ, ведущих биржи ценных бумаг, могут приобретать исключительно субъекты, ве-дущие маклерские предприятия, Государственная казна и банки.
Глава 2
Общество, ведущее биржу, обязательно выпускать такое количество акций, которое бы обеспе-чивало их приобретение субъектам, упомянутым в гл.1.
Статья 56.
Глава 1
Акции в обществе, ведущем биржу, могут быть только именными.
Глава 2
Акции, которые принадлежат акционеру, прекратившему маклерскую деятельность, подлежат аннулированию.
Статья 57.
Биржа должна обеспечивать:
1) концентрацию предложения и спроса ценных бумаг, допущенных к биржевому обороту, с це-лью формирования общего курса,
2) безопасное и четкое проведение сделок и произведение расчетов,
3) распространение единой информации, позволяющей производить оценку стоимости ценных бумаг, допущенных к биржевому обороту, на текущий момент.

Статья 58.
Глава 1
Введение биржи требует разрешения. Разрешение предоставляется председателем Совета Мини-стров по предложению комиссии.
Глава 2
С целью получения разрешения общество, намеревающееся вести биржу, подает в Комиссию за-явку, которая должна включать:
1) определение фирмы (название) и место нахождения общества,
2) данные о лицах6 которые отвечают за открытие биржи и управление ею,
3)предусматриваемый размер собственных средств и кредитов, предназначенных на открытие биржи, а также методы финансирования деятельности биржи,
4) обязательства как минимум десяти субъектов, ведущих маклерские предприятия, вести дея-тельность на данной бирже,
5) данные о размере и структуре капитала общества, намеревающегося вести биржу,
6) данные о предполагаемом месте нахождения биржи, а также о технических средствах, обеспе-чивающих функциональным депозитом, упомянутым в ст.71.
Глава 3
К заявке следует приложить устав общества, проект положения об обществе, а также экономико-финансовый анализ возможностей ведения биржи данным обществом.
Статья 59.
Устав общества, намеревающегося вести биржу, должен, в частности, включать:
1) принципы условий допущения ценных бумаг к обороту на бирже,
2)методы и порядок решения споров, касающихся хода биржевых сделок,
3) данные об органе, утверждающем положение о бирже.
Статья 60
Положение о бирже устанавливает, в частности:
1) виды сделок, заключаемые на бирже,
2) порядок оборота ценных бумаг на бирже,
3) условия и порядок котировки, приостановление и прекращение котировки ценных бумаг на бирже,
4) дни работы биржи и часы биржевых сессий,
5) права и условия пребывания на бирже,
6) методы установления и объявления курсов,
7) методы классификации ценных бумаг, подлежащих котировке на бирже,
8) информационную систему биржи,
9) размер постоянного годового взноса за пользование оборудованием биржи,
10) размер сборов за сделки и методы их начисления,
11) систему учета и расчетов по биржевым сделкам.
Статья 61
Все изменения, произведенные в уставе, положении о бирже, а также изменения данных, содер-жащихся в заявке, упомянутые в ст.58, могут производиться по согласию Комиссии.
Статья 62
В случае несоблюдения биржей обязательных предписаний, Комиссия имеет право поставить перед председателем Совета министров вопрос о лишении разрешения на ведение биржи.
Статья 63
Глава 1
Общество, ведущее биржу, не может руководствоваться целью заработка. Акционеры не имеют права на долю в годовой прибыли.
Глава 2
Предметом предпринимательства общества может быть исключительно ведение биржи.
Статья 64
Глава 1
Сторонами биржевой сделки могут быть исключительно акционеры общества, упомянутого в ст. 55, ведущие маклерские предприятия.
Глава 2
Юридическое действие, предметом которого является биржевая сделка, произведенная лицами, которые не упоминаются в гл.1, признается недействительным.
Глава 3
Запрещаются соглашения, имеющие целью искусственное повышение или понижение цены ценных бумаг.
Статья 65
Глава 1
В обществе, ведущем биржу, из взносов акционеров создается совместный фонд страхования по гражданской ответственности за биржевые сделки.
Глава 2
Принципы установления размеров взносов в фонд, а также использование фонда устанавливаются общим собранием членов общества, ведущего биржу.
Статья 66
Глава 1
Общество, ведущее биржу, обязано создать наблюдательный совет, именуемый в дальнейшем «советом биржи».

Глава 2
Совет биржи состоит из председателя, а также 10-14 членов, половина из которых назначается не из акционеров общества, среди эмитентов, покупателей ценных бумаг, представителей экономиче-ских палат, а также представителей финансовых учреждений.
Статья 67
Совет биржи, по предложению правления, устанавливает положение о бирже, утверждаемое об-щим собранием. Положение должно включать данные, упомянутые в ст.60.
Статья 68
Глава 1
Для ведения Биржи ценных бумаг в Варшаве создается общество государственной казны, пред-ставляемое одним юридическим лицом.
Глава 2
На биржу, упомянутую в гл.1, положения ст.58 и ст.63 гл.2 не распространяются.
Статья 69
Глава 1
Ценная бумага, допущенная к обороту на одной бирже, может быть одновременно предметом оборота на другой бирже по разрешению Комиссии.
Глава 2
Отказ в допущении ценных бумаг к биржевому обороту может быть дан только по истечении 2 лет со дня вступления в силу настоящего закона.
Статья 70
Общество, ведущее биржу, берет на себя обязательство и исключительное право помещать слова «биржа ценных бумаг» (фондовая биржа) в фирменном названии общества.
Статья 71
Глава 1
Условием допущения ценных бумаг к обороту на бирже является предоставление их в нацио-нальный депозит ценных бумаг.
Глава 2
Национальный депозит ценных бумаг ведет общество, упоминаемое в ст.68.
Глава 3
Общество, упомянутое в гл.2, может по согласию Совета министров передать другим субъектам, обладающим юридической личностью свои правомочия, касающиеся ведения национального депозита ценных бумаг.
Глава 4
В задачи общества, упомянутого в гл.2, в рамках ведения национального депозита ценных бумаг входят, в частности:
1) хранение и регистрация ценных бумаг, допущенных к биржевому обороту,
2) ведение реестра депозитных счетов для имеющих права хранения в нем ценных бумаг,
3) регистрация изменения сумм на счетах депозита в результате сделок между имеющими право на их заключение,
4) надзор над соответствием объема выпуска количества ценных бумаг в обращение, 5) обслужи-вание депозитных счетов, вытекающее из реализации обязательств эмитентов по отношению к владель-цам ценных бумаг.
Глава 5
Совет министров в распоряжении определяет принципы деятельности национального депозита ценных бумаг.
РАЗДЕЛ 7 ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ
Статья 72
Глава 1
Каждый, кто стал обладателем допущенных к открытому обороту акций, в одном обществе в ко-личестве, обеспечивающем ему соответственно получение 10%, 20%, 33%, 50%, 66% и 75% голосов на общем собрании, обязан в течение 7 дней уведомить об этом Комиссию, антимонопольное управление, а также общество.
Глава 2
Приобретение или обладание акциями зависимы субъектом рассматривается как приобретение или обладание ими доминирующим субъектом.
Глава 3
Общество в течение одного месяца после очередного общего собрания или со дня уведомления, упомянутого в гл.1, обязано опубликовать в двух общепольских ежедневных газетах информацию о фамилиях, названиях или фирмах акционеров, обладающих 10% или более акций, упомянутых в гл.1.
Статья 73
Глава 1
Каждый, кто намерен приобрести, единовременно или посредством повторяющихся сделок, ак-ции в одном обществе, становясь в течение 12 месяцев обладателем акций в количестве, обеспечиваю-щем ему достижение или превышение 33% голосов на общем собрании, обязан сделать это исключи-тельно в форме открытого призыва к записи на продажу или обмен акций, именуемого в дальнейшем «призывом».
Глава 2
Намерение приобрести или стать обладателем акций зависимого субъекта рассматриваются как намерение приобретения или владения акциями доминирующим субъектом.
Глава 3
О намерении объявления призыва следует уведомить Комиссию, а также биржу, на которой про-изводится котировка акций, являющихся предметом намеченной сделки.

Глава 4
Уведомление должно включать:
1) указание фамилии, названия или фирмы, а также место нахождения лица, намеренного объя-вить призыв,
2) установление ценных бумаг, являющихся предметом призыва,
3) число акций, которое объявляющий призыв намерен приобрести, а также информацию о величине пакета акций, который объявляющий призыв намерен установить,
4) намечаемый срок объявления призыва и срок записи на продажу или обмен акций,
5) цену, которую собираются установить; ценой считается также стоимость предметов или прав, которую объявляющий призыв намерен дать взамен акций,
6) разрешение соответствующих органов на приобретение акций, если этого требуют особые предписания.
Глава 5
К уведомлению следует приложить сертификат банка или другого учреждения о предоставле-нии объявляющего призыв в депозит страхового взноса в размере по крайней мере 50% стоимости намечаемой сделки.
Статья 74
Комиссия в течение 7 дней со дня подачи уведомления после получения мнения антимонополь-ного управления, может запретить объявление призыва в том случае, если будет иметь место наруше-ние положений настоящего Закона или Закона о противодействии монополистической практике, угрозы важным интересам народного хозяйства, или в том случае, когда предлагаемая в призыве цена ниже на 10% средней цены на рынке за последние 3 месяца перед объявлением призыва.
Статья 75
В случае нарушения объявляющим призыв положений настоящего Закона Комиссия может рас-порядиться об отмене призыва до истечения срока записи на продажу или обмен акций. Произведен-ные записи признаются недействительными.
Статья 76
Лицо, объявляющее призыв, может быть представлено только субъектом, ведущим маклерское предприятие.
Статья 77
Глава 1
Объявление призыва должно производиться открытым образом на бирже и в двух общепольских ежедневных газетах.
Глава 2
В объявлении следует поместить информацию, упомянутую в ст. 73 гл. 4-5, а также указать субъект, ведущий маклерское предприятие, предоставляющий лицо, объявляющее призыв.

Статья 78
Одновременно с объявлением призыва биржа прекращает все сделки с акциями, являющимися предметом призыва. Каждая сделка, предметом которой являются такие акции, и произведенная после этого времени в силу закона объявляется недействительной. Это распространяется также на все вне биржевые сделки, если они не допущены к открытому обороту.
Статья 79.
Глава 1.
Срок записи на продажу или обмен акций не должен быть менее 25 дней.
Глава 2
До истечения срока, упомянутого в гл.1, объявляющие призыв может изменить условия призы-ва, однако он обязан после соответствующего предварительного уведомления и отсутствия оговорок со стороны Комиссии, продлить срок, упомянутый в гл.1, таким образом, чтобы с момента объявлений об изменении условий до истечения этого срока, прошло не менее 15 дней.
Глава 3
Отмена призыва допускается только в случаях, предусмотренных в Законе или в распоряжениях Комиссии.
Статья 80.
Глава 1.
До истечения срока, упомянутого в ст.79, можно объявить другой призыв, предметом которого являются те же акции. Однако в этом призыве не следует указывать цены, которая ниже цены, установ-ленной в более раннем призыве, более чем на 105%.
Глава 2
В случае объявления другого призыва, лицо, которое объявило более ранний призыв, может со-хранить или отменить его, оно может также объявить очередной призыв.
Статья 81.
Глава 1
Лицо, отозвавшееся на призыв, производит запись на продажу или обмен акций через посредни-чество субъекта, ведущего маклерское предприятие в открытом реестре, который с этой целью ведется биржей, в котором производится котировка этих акций.
Глава 2
Лицо, отозвавшееся на призыв, может определить цену, которую оно требует за акции.
Глава 3
Лицо, которое производится запись на продажу или обмен акций, может потребовать аннулиро-вания записи посредством уведомления субъекта, ведущего маклерское предприятие, которому оно по-ручило обратиться в реестр.

Глава 4
С момента уведомления, упомянутого в гл. 3, обращение в реестр считается недействительным, если только уведомление не произошло после срока, указанного в призыве. В случае наличия сомне-ний, принимается, что обращение было произведено до этого срока.
Статья 82.
Не допускается разглашение кому-либо информации, касающейся фамилии, названия или фир-мы, записавшихся лиц, а также числа акций и цены, которую требует такое лицо.
Статья 83.
Лицо, отозвавшееся на призыв, обязано предоставить в депозит субъекту, ведущему маклерское предприятие, акции, которые оно намерено продать или обменять, либо представить свидетельство о сдаче этих акций в депозит в другом месте.
Статья 84.
Глава 1
По истечении срока, указанного в призыве, биржа составляет перечень записей, определяющий число акций и предлагаемые цены, без объявления записей, определяющий число акций и предлагае-мые цены, без объявления записавшихся лиц. Этот перечень передается лицу, которое объявило при-зыв.
Глава 2
Лицо, которое объявило призыв, обязано приобрести все акции, представленные на продажу или обмен, по цене предлагаемой в призыве.
Глава 3
В случае, если число представленных акций больше от числа, заявленного в призыве, приобретение осуществляется по возможности с максимальным сохранением пропорций к числу акций, представленных каждым записанным, за исключением дробных частей.
Глава 4
Если записавшийся установил собственную цену акции, лицо, объявившее призыв, может приобрести акцию по предложенной им цене.
Статья 85.
Общество, акций которого являются предметом объявленного призыва, не может до истечения срока записи на продажу или обмен акций предпринимать действия, которые могут затруднить или сделать невозможным достижение цели, упомянутой в ст. 73 гл.4 п.3.
Статья 86.
Каждый, кто стал обладателем акций и не сделал уведомления, упомянутого в ст.72, или приоб-рел акции без соблюдения условия, упомянутого в ст.73,не может пользоваться правом голоса, выте-кающим из этих акций.

Статья 87.
Глава 1
Каждый, кто стал обладателем в одном обществе акций, представляющих свыше 50% голосов на общем собрании, обязан до осуществления каких-либо правомочий, вытекающих из права голоса, объя-вить призыв к записи на продажу или обмен остальных акций в этом обществе.
Глава 2
Цена, предлагаемая в призыве, упомянутом в гл.1, не может быть ниже наивысшей цены, запла-ченным им за эти акции за последние 12 месяцев, в случае же отсутствия такой цены, средней цены рынка за последние 30 дней до объявления призыва. Ценой считается также стоимость предметов или прав, которые объявляющий призыв намерен представить в обмен на акции.
Статья 88.
Предписания настоящего раздела не распространяются на случаи приобретения акций у государ-ственной казны, за исключением положений ст.72.
РАЗДЕЛ 8 ТРАСТ-ФОНДЫ
Статья 89.
Глава 1
Траст-фонды, именуемые в дальнейшем «фондами»,предназначены для коллективного помеще-ния денежных средств в ценные бумаги.
Глава 2.
Положения настоящего раздела применяются к фондам с изменяющимся числом участников и не отчуждаемыми долями участия.
Глава 3
Фондами могут управлять исключительно общества траст-фондов, именуемые в дальнейшем «обществами», надзор над которыми осуществляется Комиссией.
Статья 90.
Глава 1
Общество траст-фондов может быть создано исключительно в форме акционерного общества с местом нахождения на территории Республики Польша. Юридическое лицо может быть учредителем общества, представленным одним лицом.
Глава 2
Общество6 упомянутое в гл.1, обязано и обладает исключительным правом приводить в назва-нии фирмы общества слова «общество траст-фондов».
Глава 3
По всем вопросам, не регулируемым настоящим Законом к обществу, упомянутому в гл.1, при-меняются положения торгового кодекса.

Статья 91.
Глава 1
Предметом предпринимательства общества является исключительно представление услуг, со-стоящих в помещении порученных ему денежных средств6 накопляемых в создаваемых с этой целью фондах различного назначения , также управление этими фондами.
Глава 2
Общество не может осуществлять деятельность в области управления фондами, компоненты ко-торых отличаются от компонентов, упоминанием в ст.102.
Статья 92.
Глава 1
Акционерный капитал общества должен составлять как минимум 1 млрд. золотых, и полностью покрываться денежными вкладами.
Глава 2.
Общество может выпускать исключительно именные ценные бумаги на предъявителя.
Глава 3.
Задолженность общества не должна превышать 10% собственного капитала общества. В задол-женность включается стоимость управляемых фондов.
Статья 93.
Глава 1
Учредитель общества не может быть членом правления либо иметь более 10% его акционерного капитала.
Глава 2
Общество не может выделять активы фонда на приобретение ценных бумаг, выпускаемых чле-ном правления или субъектом, состоящим с ним в отношениях доминирования или субъектом, состоя-щим с ним в отношениях доминирования или зависимости.
Статья 94.
Члены наблюдательного совета назначаются и отзываются общим собранием по согласованию с Комиссией.
Статья 95.
Глава 1.
Общество обязано как минимум один раз в расчетный год публиковать в двух общепольских ежедневных газетах отдельные отчеты о состоянии каждого из фондов.
Глава 2.
Комиссия может поставить утверждение устава или его изменение в зависимость от введения положений, предписывающих публикацию соответствующих отчетов чаще, чем раз в году.

Глава 3.
Положения гл.1 и 2 не нарушают положения об обязательной публикации балансов или других данных о состоянии дел в акционерных обществах.
Статья 96.
Министр финансов может в изданном распоряжении определить особые условия, которым должна соответствовать бухгалтерская отчетность обществ.
Статья 97.
Устав общества, положения о фонде, а также выбор доверенного банка, упомянутые в ст.112, подлежат единовременному утверждению Комиссией. Комиссия утверждает также каждое изменение устава, положения и избранного банка.
Статья 98.
В случае несоблюдения обществом положения Закона комиссия может выдвинуть предложение о роспуске общества.
Статья 99.
Общество распоряжается фондами от собственного имени, но на общий счет участников фонда.
Статья 100.
Общество не может помещать активов фона в выпускаемые им ценные бумаги.
Статья 101.
Глава 1.
Общество должно действовать в интересах участников фонда.
Глава 2
Цель и принципы функционирования фонда, в частности, выдача и изъятие долей участия, расчет стоимости нетто-активов фонда, а также принципы представления к всеобщему сведению ин-формации о состоянии фонда определяются положением, принимаемым на общем собрании и утверждаемым Комиссией.
Глава 3
Положение должно быть опубликовано в двух общепользовательских ежедневных газетах.
Статья 102.
Глава 1
Компонентами ( составными частями) фонда могут быть права, вытекающие из ценных бумаг.
Глава 2
Составные части фонда не могут передаваться в фонд другого назначения.
Глава 3
Цель, для реализации которой был создан фонд, не может быть изменена.

Статья 103.
Глава 1
Общество выдает участнику фонда письменный сертификат о доверии средств. В сертификате должно быть указано:
1) дата выдачи сертификата,
2) название фонда,
3) число приобретенных долей участия в фонде.
Глава 2
Доля участия6 упомянутая в гл.1 п.3, является основанием для участия в доходах траст-фонда в соответствии с положением о фонде.
Глава 3
Выдача сертификата подлежит регистрации обществом.
Глава 4
Доли участия не отчуждаемы и не подлежат начислению процентов.
Статья 104.
Глава 1
Общество обязано выплатить за аннулирование долей участия сумму, составляющую эквивалент определенной части активов-нетто фонда на день объявления.
Глава 2
Выплата производится в сроки, определенные обществом, однако не реже одного раза в месяц.
Глава 3
Первая выплата производится в срок не позднее 6 месяцев со дня создания фонда.
Статья 105.
Общество обязано продавать без ограничений доли участия по цене6 вытекающей из стоимости нетто активов фонда на день выдачи, пропорционально общему числу долей участия в фонде.
Статья 106.
Общество при продаже и аннулировании долей участия может взимать сбор в соответствии с принципами, определенными в уставе.
Статья 107.
Глава 1.
Как минимум 90% стоимости средств фонда должно помещаться в ценные бумаги, допущенные к открытому обороту, или в ценные бумаги, выпускаемые государственной казной или Национальным польским банком.
Глава 2
До 10% стоимости средств фонда может быть помещено в другие ценные бумаги при условии наличия возможности установления их цены с периодичностью не меньше, чем это вызывается необхо-димостью расчета стоимости нетто фондов.
Статья 108.
Не более чем 5% средств фонда может быть помещено в ценные бумаги одного эмитента.
Статья 109.
Глава 1
Все доходы от вложенного капитала за вычетом уставного вознаграждения общества, должны увеличивать стоимость фонда.
Глава 2
Устав общества, а также положение о фонде могут предусматривать право общества на вычет также других издержек.
Статья 110.
Общество не реже раза в месяц доводит до сведения общественности информацию о состоянии фондов.
Статья 111
Глава 1.
С целью ликвидации фонда общество обязано уведомить об этом Комиссию и опубликовать в двух польских ежедневных газетах сообщение о намерении ликвидации, назначая срок, до которого возможно изъятие долей участия, составляющей, однако, не менее 6 недель.
Глава 2.
В течение 2 недель по истечении срока, упомянутого в гл.1, общество обязано уплатить взамен за аннулированные доли участия как минимум сумму, пропорциональную сумме, полученную от продажи актива фонда, в любом случае не меньше стоимости активов фонда на день объявления о намерении ликвидации фонда.
Статья 112.
Глава 1
Общество доверяет активы фонда на хранение в доверительный банк.
Глава 2
Доверительный банк обязан:
1) обеспечить безопасное хранение активов фонда,
2) обеспечить отчуждение и аннулирование долей участия в соответствии с законом и положением о фонде,
3) рассчитывать стоимость нетто-активов фонда в соответствии с законом и положением о фон-де,
4) выполнять рекомендации общества, если они не противоречат закону и положению о фонде,
5) обеспечивать при сделках, касающихся активов фонда, выплату причитающихся сумм в сроки, определенные в положении о фондах,
6) обеспечить публикацию сведений о доходах фонда, соответствующую закону и положению о фонде.

Глава 3
Договор о доверении банку активов фонда может, кроме того, предусматривать и другие обяза-тельства доверительного банка.
Статья 113.
Глава 1
Доверительный банк не может быть учредителем общества, покупателем выпускаемых общест-вом ценных бумаг и участвовать в управлении обществом.
Глава 2
Общество не может направлять средства фонда на приобретение ценных бумаг, выпускаемых банком, упомянутым в гл.1, или субъектом, состоящим с этим банком в отношениях доминирования или зависимости.
РАЗДЕЛ 9 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 114.
Глава 1
Эмитент отвечает за ущерб, причиненный кому-либо в результате дефекта ценной бумаги или ложной или несоответствующей действительности информации, содержащейся в документах, предпи-сываемых положениями, за исключением случаев, когда ни он , ни лицо, за которое он отвечает, не ви-новны в случившемся.
Глава 2
Ответственность, установленную в гл.1, несет также лицо, вводящее ценные бумаги в открытый оборот.
Глава 3
Нельзя ограничить или заранее исключить ответственность, установленную в гл. 1 и 2.
Статья 115.
Глава 1
Лицо, оформляющее депозитное свидетельство ( сертификат) отвечает за ущерб на был нанесет исключительно по вине потерпевшего или третьего лица, за которое оформитель сертификата ответст-венности не несет.
Глава 2
Если оформитель действовал по поручению другого лица, их ответственность является солидар-ной.
Статья 116.
Глава 1
В случае изменения данных, содержащихся в проспекте, или другой информации о выпуске, влияющие на цену или стоимость ценной бумаги, покупать ценных бумаг уже в первичном открытом обороте может отказаться от участия в договоре, если только он не действовал, будучи введен в заблу-ждение.

Глава 2
Право на отказ от участия в договоре теряет силу по истечению месяца со дня объявления об из-менении в порядке, определенном положениями Закона или решением Комиссии.
Статья 117.
Лица, вводящие в открытый оборот ценные бумаги, не допускаемые к такому обороту, подлежат наказанию лишения свободы на срок 2 лет, ограничения свободы или штрафа.
Статья 118.
Лица, приводящие в разрабатываемом проспекте ложные или неполные данные о финансовом положении эмитента или лица, вводящего ценные бумаги в оборот, подлежат наказанию лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Статья 119.
Глава 1
Маклер, разглашающий информацию, составляющую профессиональную тайну6 подлежит нака-занию лишением свободы на срок до 3 лет.
Глава 2
Лица, использующие при обороте ценными бумагами доверительную информацию, подлежат наказанию лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Глава 3
Доверительная информация в понимании настоящего Закона — это информация, которая не была доведена до всеобщего сведения, разглашение которой могло бы существенно повлиять на стоимость или цену ценной бумаги.
Статья 120.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере открытого оборота ценными бумагами, без требуе-мого разрешения, подлежат наказанию ограничения свободы или штрафу.
Статья 121.
Лица, осуществляющие деятельность, упомянутую в разделе 8, без утверждения, требуемого предписаниями Закона , подлежат наказанию лишением свободы сроком до 2 лет, ограничению свобо-ды или штрафу.
Статья 122.
Глава 1
Лицо, не дающее уведомления, упомянутого в ст.72 гл.1 и 3, а также не выполняющее обяза-тельств, упомянутых в ст.73 гл.1, в ст.85 и ст.86, или оглашает информацию, упомянутую в ст.82, под-лежит наказанию ограничением свободы до 3 месяцев или штрафу.
Глава 2
Лицо, обладающее запрещению, упомянутому в ст. 29 гл.1, акциями или вкладом более чем в од-ном обществе, осуществляющем маклерскую деятельность, подлежит наказанию ограничением свобо-ды до 3 месяцев или штрафу.
Глава 3
Такому же наказанию подлежит тот, кто допускает деяния, установленные в гл.2, действуя за юридическое лицо.
РАЗДЕЛ 10 ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Статья 123.
В расположении Президента Республики Польша от 27 июня 1934 г.- Торговый кодекс («Дзенник устав» N 57, п.502, от 1946 г., N 57 п.321 от 1950 г., N 34 п.312 от 1964 г., N 16 п.94 от 1969 г.,N 13 , п.95 от1988 г., N 41 п.326, а также от 1990 г. N 17 п.98 и N 51 п.298) вводятся следующие изме-нения:
1) в ст.316 прежнее содержание определяется как гл.1, а также добавляется гл.2 в следующей ре-дакции: «гл.2. С оговоркой о соблюдении положений закона о открытом обороте ценных бумаг и транс-фондах для сбора капитала при помощи объявлений применяются приведенные ниже положе-ния.»
2) в ст. 365 вводится гл.4 в следующей редакции: «гл.4. По собственным акциям право голоса не осуществляется».
Статья 124.
В закон от 16 декабря 1972 г. о налоге с оборота («Дзенник устав» от 1983 г. N 43 п.191, от 1985 г. N 12 п.50, от 1989 г. N 3 п.12 и N 74 п.443, а также от 1991 г. N п. 30) ст.8 получает следующую редакцию: » Ст.8.1. При маклерских операциях, операциях, вытекающих из управления траст-фондами, операциях 6 вытекающих из агентского договора о поручении разового посредничества, а также комиссионного договора, оборотом является комиссионный сбор и другие оплаты за выполненные услуги6 с оговоркой абз.2.

  1. Если субъект, ведущий маклерское предприятие, приобретает ценные бумаги от своего имени и за собственный счет с целью дальнейшей перепродажи, оборотом является разность между доходом, полученным от продажи ценных бумаг, и стоимостью приобретения проданных ценных бумаг. Стои-мость приобретения проданных ценных бумаг устанавливается таким образом, что к затратам на приобретение в данном году прибавляется стоимость ценных бумаг, находящихся в остатке на начало года, и вычитается стоимость ценных бумаг, находящихся в остатке по состоянию на конец года. Если цена приобретения ценных бумаг, находящихся в остатке выше, чем их стоимость, установленная по среднему биржевому курсу по состоянию на декабрь данного года или последнего месяца перед днем составления учета остатка (баланса), стоимость этих бумаг устанавливается по такому биржевому кур-су.»
    Статья 125.
    В законе от 16 декабря 1972 г. о подоходном налоге («Дзенник устав» от 1988 г. N 27 п.147 и N 74 п.443, а также от 1991 г. N9 п.30) в ст. 9 абз.1 п.24 получает следующую редакцию: «24) доходы от продажи долей в обществах, а также акций, облигаций и других ценных бумаг, за исключением случаев, когда такая продажа является предметом хозяйственной деятельности».
    Статья 126.
    В законе от 31 января 1989 г. о подоходном налоге с юридических лиц («Дзенник устав» N 3 п.12, N 54 п.320 и N 74 п.443, а также от 1991 г. N 9 п.30) в ст.9 абз.1 пункт 9 получает следующую редакцию: «9) доходов от продажи долей в обществах , а также акций, облигаций и других ценных бумаг, за исключением тех случаев6 когда продажа является предметом хозяйственной деятельности».
    Статья 127.
    В законе от 15 февраля 1989 г.- Закон о валюте («Дзенник устав» N6 п.33 и N74 п.441) в ст.8 п.1 добавляется подпункт г) в следующей редакции: «г) вывоза за рубеж польскими и иностранными граж-данами ценных бумаг, открытый оборот которых регулируется отдельным законом.»
    РАЗДЕЛ 11 ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 128.
    Глава 1
    В срок до 2 месяцев со дня вступления в силу Закона министр преобразований в сфере собствен-ности вместе с министром финансов создаст от имени государственной казны общество представ-ляемое одним юридическим лицом, упомянутое в ст.68.
    Глава 2
    Государственная казна продает акции в обществе, упомянутом в гл.1, по требованию субкек-тов6ведущих маклерские предприятия, и банков.
    Глава 3
    Членов первого совета биржи назначает министр преобразований в сфере собственности совме-стно с министром финансов.
    Глава 4
    Первое правление общества, упомянутого в гл.1, состоит из председателя и двух членов, назна-чаемых министром преобразований в сфере собственности на срок 3 лет.
    Статья 129.
    Первый съезд маклеров созывается Комиссией в течение 6 недель со дня внесения в список 50 маклеров.
    Статья 130.
    Глава 1
    На ценные бумаги, находящиеся в открытом обороте в момент вступления в силу Закона, рас-пространяются положения этого Закона по истечении 6 месяцев после вступления в силу. В этот пе-риод эмитенты этих ценных бумаг обязаны соответственно выполнить условия6 упомянутые в ст. 49, 50 и 51.
    Глава 2
    Условие, упомянутое в ст. 50 гл.46 считается выполненным, если в депозит будет вложено как минимум 3/4 бумаг, упомянутых в гл.1.
    Статья 131.
    Субъекты, ведущие деятельность в сфере оборота ценных бумаг в день вступления в силу на-стоящего Закона, могут осуществлять эту деятельность без выполнения условий, упомянутых в разделе 3, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Закона.

Статья 132.
Закон вступает в силу в день опубликования. Президент Республики Польша: Л.Валенса