Закон Украины о Высшем совете юстиции

ЗАКОН УКРАИНЫ «О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ЮСТИЦИИ»
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1998, № 25, ст. 146)
(Относительно признания неконституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002).
(Относительно признания конституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002).
(С изменениями, внесенными Законами: № 1645-IVот 23.03.2004, ВВР, 2004, № 29, ст. 369 № 3552-IVот 16.03.2006, ВВР, 2006, № 35, ст. 299).
(Официальное толкование Закона см. в Решении Конституционного Суда Украины № 7-рп/2008 от 17.04.2008)
(С изменениями, внесенными Законами: № 1516-VI от 11.06.2009, ВВР, 2009, № 49, ст. 731 № 2181-VI от 13.05.2010, ВВР, 2010, № 26, ст. 272 № 2453-VI от 07.07.2010, ВВР, 2010, № 41-42, № 43, № 44-45, ст. 529 № 2756-VI от 02.12.2010, ВВР, 2011, № 23, ст.160)
(Относительно признания неконституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда Украины № 2-рп/2011 от 11.03.2011).
(Относительно признания конституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда Украины № 2-рп/2011 от 11.03.2011).
(Относительно признания конституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда № 5-рп/2011 от 16.06.2011 №7-рп/2011 от 21.06.2011)
(С изменениями, внесенными Законами № 4001-VI от 03.11.2011, № 4418-VI от 21.02.2012, № 4661-VI от 24.04.2012, № 4711-VI от 17.05.2012 № 4874-VI от 05.06.2012 № 5076-VI от 05.07.2012).
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус Высшего совета юстиции
Статус Высшего совета юстиции определяется Конституцией Украины и данным Законом.
Высший совет юстиции является коллегиальным, независимым органом, ответственным за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, способного квалифицированно, добросовестно и беспристрастно осуществлять правосудие на профессиональной основе, а также за принятие решений относительно нарушений судьями и прокурорами требований относительно несовместимости и в пределах своей компетенции об их дисциплинарной ответственности.
(Положение части второй статьи 1, в соответствии с которым Высший совет юстиции является органом, ответственным за принятие «в пределах своей компетенции» решений о дисциплинарной ответственности прокуроров, признано конституционным согласно Решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
Срок полномочий членов Высшего совета юстиции, кроме тех, кто входит в его состав по должности, составляет шесть лет. Высший совет юстиции является юридическим лицом, расходы на его содержание определяются отдельно в Государственном бюджете Украины.
(Положение части четвертой статьи 1, согласно которому «Высший совет юстиции является юридическим лицом», признано конституционным согласно Решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
Статья 2. Нормативно правовые принципы деятельности Высшего совета юстиции
Полномочия, организация и порядок деятельности Высшего совета юстиции определяются Конституцией Украины, этим Законом и регламентом Высшего совета юстиции, который утверждается на его заседании.
Статья 3. Полномочия Высшего совета юстиции
Высший совет юстиции:
1) вносит представление Президенту Украины о назначении судей на должности или об увольнении их с должностей;
1-1) по представлению соответствующего совета судей назначает судей на должности председателя суда, заместителя председателя суда и освобождает их от этих должностей;
(Часть первую статьи 3 дополнено пунктом 1-1 согласно Закону № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
2) рассматривает дела и принимает решения о нарушении судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;
3) осуществляет дисциплинарное производство относительно судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов;
4) рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.
Статья 4. Символы и местонахождение Высшего совета юстиции
Высший совет юстиции имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, и эмблему Высшего совета юстиции, которая утверждается его решением.
Неотъемлемыми атрибутами зала заседаний Высшего совета юстиции является Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины. Высший совет юстиции находится в городе Киеве.
Статья 5. Состав Высшего совета юстиции
В соответствии с Конституцией Украины, Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, всеукраинская конференция работников прокуратуры – двух членов Высшего совета юстиции.
В состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины.

Статья 6. Требования к членам Высшего совета юстиции и гарантии их деятельности
На должность члена Высшего совета юстиции может быть рекомендован гражданин Украины, не моложе тридцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет, проживающий в Украине не менее десяти последних лет, владеющий государственным языком, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее десяти лет.
(Часть первая статьи 6 в редакции Закона Украины № 1645-IV от 23.03.2004)
В случае если в соответствии с этим Законом на должность члена Высшего совета юстиции должен быть назначен судья, он назначается из числа судей, избранных на должность судьи бессрочно.
(Статья 6 дополнена новой частью второй в соответствии с Законом Украины № 2453-VI – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Требования части первой и второй этой статьи не распространяются на лиц, которые входят в состав Высшего совета юстиции по должности.
(Часть третья статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Влияние на членов Высшего совета юстиции каким бы то ни было способом запрещается.
Статья 7. Ограничения относительно членства в Высшем совете юстиции
Не могут быть членами Высшего совета юстиции лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость.
РАЗДЕЛ II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ВЫСШЕГО СОВЕТА ЮСТИЦИИ
Статья 8. Порядок назначения членов Высшего совета юстиции
Верховной Радой Украины
Члены Высшего совета юстиции назначаются Верховной Радой Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Два из трех членов Высшего совета юстиции, которые назначаются Верховной Радой Украины, должны быть судьями.
(Часть первая статьи 8 с дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Предложения относительно кандидатур на должности членов Высшего совета юстиции вносятся депутатскими группами и фракциями.
Назначенным на должность члена Высшего совета юстиции считается кандидат, который по результатам тайного голосования получил большинство голосов конституционного состава Верховной Рады Украины.
Статья 9. Порядок назначения членов Высшего совета юстиции Президентом Украины
Президент Украины издает указ о назначении членов Высшего совета юстиции. Два из трех членов Высшего совета юстиции, которые назначаются Президентом Украины, должны быть судьями.
(Статья 9 с дополнениями, внесенными согласно Закону Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Статья 10. Порядок назначения членов Высшего совета юстиции съездом судей Украины
Кандидатуры на должности членов Высшего совета юстиции определяются съездом судей Украины из числа судей по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда и включаются в бюллетень для принятия решения съездом судей Украины путем тайного голосования по каждой кандидатуре.
(Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453- VI от 07.07.2010)
Назначенным на должность члена Высшего совета юстиции считается кандидат, который по результатам тайного голосования получил большинство голосов от числа избранных делегатов съезда судей Украины. В случае если голосование проводится по кандидатурам, количество которых превышает квоту для назначения на должности членов Высшего совета юстиции, назначенными считаются кандидаты, которые набрали больше голосов по сравнению с другими кандидатами. По результатам голосования председателем и секретарем съезда подписываются решения о назначении членов Высшего совета юстиции. Порядок созыва съезда судей Украины определяется Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Порядок созыва съезда судей Украины определяется Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».
(Часть четвертая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно с Законом № 4418-VI от 21.02.2012)
Статья 11. Порядок назначения членов Высшего совета юстиции
съездом адвокатов Украины
Съезд адвокатов Украины назначает трех членов Высшего совета юстиции, один из которых назначается из числа судей.
(Статья 11 дополнена новой частью первой в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453- VI от 07.07.2010)
Выдвижение кандидатов и назначение членов Высшего совета юстиции съездом адвокатов Украины осуществляется в порядке, предусмотренном частями первой-третьей статьи 10 данного Закона, кроме требований к кандидатам на должность члена Высшего совета юстиции, определенных частью первой этой статьи.
(Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом Украины от 07.07.2010 № 2453-VI – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Порядок созыва и проведения съезда адвокатов Украины определяются Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
(Часть третья статьи 11 в редакции Закона № 5076-VI от 05.07.2012)
(Часть четвертая статьи 11 исключена на основании Закона № 5076-VI от 05.07.2012)
Статья 12. Порядок назначения членов Высшего совета юстиции съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений
Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначает трех членов Высшего совета юстиции, один из которых назначается из числа судей.
(Статья 12 дополнена новой частью в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07. – относительно вступления в силу изменений см. п.1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Выдвижение кандидатов и назначение членов Высшего совета юстиции съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном частями первой-третьей статьи 10 этого Закона, кроме требований к кандидатам на должность члена Высшего совета юстиции, определенных частью первой этой статьи.
(Часть вторая статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Делегаты на съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений избираются на республиканской (Автономной Республики Крым), областной, городской (городов Киева и Севастополя) конференции работников этих учреждений и заведений.
От высших учебных юридических заведений, факультетов и научных учреждений Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя избираются на съезд по пять делегатов.
Статья 13. Порядок назначения членов Высшего совета юстиции
всеукраинской конференцией работников прокуратуры
Всеукраинская конференция работников прокуратуры назначает двух членов Высшего совета юстиции, один из которых назначается из числа судей.
(Статья 13 дополнена новой частью первой в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453- VI от 07.07.2010)
Выдвижение кандидатов для назначения членами Высшего совета юстиции и голосование на всеукраинской конференции работников прокуратуры осуществляются в порядке, предусмотренном частями первой-третьей статьи 10 этого Закона, кроме требований к кандидатам на должность члена Высшего совета юстиции, определенных частью первой этой статьи.
(Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Представители на всеукраинскую конференцию работников прокуратуры избираются на республиканской (Автономной Республики Крым), областных, городских (городов Киева и Севастополя) конференциях работников прокуратуры. Участие в этой конференции могут принимать все ответственные работники органов прокуратуры соответствующей административно-территориальной единицы. В случае если на конференции было выдвинуто на должность членов Высшего совета юстиции более двух кандидатов, и никто из них не был избран или был избран только один, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, которые набрали в первом туре больше голосов делегатов конференции, чем другие. В случае если при повторном голосовании не было избрано в пределах квоты необходимого количества членов Высшего совета юстиции, то новое голосование проводится с выдвижением других кандидатов на свободные должности членов Высшего совета юстиции в порядке, определенном частью третьей этой статьи. В случае, если на конференции было выдвинуто не больше двух кандидатов, и никто из них не получил необходимого большинства голосов, то для замещения свободных должностей членов Высшего совета юстиции проводится новое голосование с выдвижением других кандидатов.
Статья 14. Сроки созыва съездов, конференций
для назначения членов Высшего совета юстиции
Съезды судей, адвокатов, работников юридических высших учебных заведений и научных учреждений, всеукраинская конференция работников прокуратуры с целью назначения членов Высшего совета юстиции проводятся не позже, чем за один месяц до окончания полномочий соответствующих членов Высшего совета юстиции.
Статья 15. Бюллетень для голосования на съезде и конференции
Форма бюллетеней, порядок голосования и подсчета результатов голосования устанавливаются соответственно съездами судей, адвокатов Украины, представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений и всеукраинской конференцией работников прокуратуры.
Голосование проводится одним бюллетенем, в который вносятся в алфавитном порядке фамилии всех кандидатов, предложенных на соответствующем съезде или конференции.
Голосование «за» происходит путем оставления напротив фамилии кандидата в бюллетене слова «за» и вычеркивания слова «против». Голосование «против» происходит путем вычеркивания напротив фамилии кандидата слова «за». Бюллетень, в котором осталось фамилий кандидатов больше, чем определенно к избранию соответствующим съездом или конференцией работников прокуратуры, а также бюллетень неустановленного образца считаются недействительными.
Статья 16. Полномочность Высшего совета юстиции
Высший совет юстиции является полномочным при условии назначения на должность не менее трех четвертых от его конституционного состава и принятия ими присяги, учитывая тех лиц, которые входят в Высший совет юстиции по должности.
Первое заседание Высшего совета юстиции созывается через неделю после принятия присяги всеми ее членами.
Статья 17. Присяга члена Высшего совета юстиции
Член Высшего совета юстиции перед вступлением в должность принимает на заседании Верховной Рады Украины присягу такого содержания: «Присягаю добросовестно, честно и беспристрастно исполнять обязанности члена Высшего совета юстиции с целью обеспечения формирования корпуса судей из числа высокопрофессиональных и честных юристов и соблюдения закона и этики в деятельности судей и прокуроров».
(Часть первая статьи 17 в редакции Закона № 1516-VI от 11.06.2009)
Отказ принять присягу влечет за собой утрату членства в Высшем совете юстиции.
Статья 18. Прекращение полномочий члена Высшего совета юстиции
Полномочия члена Высшего совета юстиции прекращаются в случае:
1) окончания срока, на который он назначен;
2) вступления в законную силу обвинительного относительно него приговора суда;
3) потери им гражданства Украины;
4) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) наличия оснований, определенных в статье 7 этого Закона;
6) подачи им по собственному желанию заявления о прекращении полномочий;
7) невозможности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения, подтвержденного судом;
8) нарушения присяги или совершения аморального поступка.
(Официальное толкование положений части первой статьи 18 см. в Решении Конституционного Суда Украины № 7-рп/2008 от 17.04.2008)
В случае нарушения присяги лицом, которое входит в состав Высшего совета юстиции по должности, Высший совет юстиции принимает и отправляет в орган, который его избрал или назначил, решение относительно целесообразности продолжения им полномочий.
(Положение абзаца второго пункта 8 части первой статьи 18 признано конституционным согласно решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
9) увольнение с должности, с занятием которой он входит в состав Высшего совета юстиции;
10) его смерти.
Решение о прекращении полномочий члена Высшего совета юстиции в случаях, предусмотренных пунктами 1-4, 6, 7, 9 части первой этой статьи, принимает Высший совет юстиции, а в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 8 части первой этой статьи, такое решение принимается органом, который назначил члена Высшего совета юстиции.
(Официальное толкование положениям части второй статьи 18 этого Закона дано Решением Конституционного Суда Украины № 7-рп/2008 от 17.04.2008)
Лица, которые входят в Высший совет юстиции по должности, выбывают из его состава со дня освобождения от должности. Назначение нового члена Высшего совета юстиции вместо выбывшего осуществляется не позже двух месяцев со дня принятия решений, предусмотренных частью второй этой статьи.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫСШЕГО СОВЕТА ЮСТИЦИИ
Глава 1. Организация и структура Высшего совета юстиции
Статья 19. Структура Высшего совета юстиции
В Высшем совете юстиции создаются секции:
по вопросам назначения судей на должности и увольнения их с должностей;
(Абзац второй части первой статьи 19 в редакции Закона Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
дисциплинарная секция для осуществления дисциплинарного производства, рассмотрения жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и принятия решения о нарушении судьями и прокурорами требований относительно несовместимости.
Координирует работу Высшего совета юстиции Председатель Высшего совета юстиции, а в случае его отсутствия – заместитель Председателя Высшего совета юстиции.
Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции работают на постоянной основе. Лица, назначенные в состав Высшего совета юстиции, кроме народных депутатов Украины, на время выполнения обязанностей членов Высшего совета юстиции на постоянной основе прикомандировываются к Высшему совету юстиции с сохранением за ними должностей, которые они занимали, и соответствующих льгот.
На членов Высшего совета юстиции распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции».
(Статью 19 дополнено частью четвертой согласно с Законом № 4711-VI от 17.05.2012)
Статья 20. Председатель Высшего совета юстиции
Председатель Высшего совета юстиции осуществляет руководство работой Высшего совета юстиции.
Председатель Высшего совета юстиции избирается из членов Высшего совета юстиции на три года, без права переизбрания, на первом заседании Высшего совета юстиции тайным голосованием, путем подачи бюллетеней с любым количеством кандидатур, предложенных членами Высшего совета юстиции. Председателем Высшего совета юстиции не могут быть избраны члены Высшего совета юстиции, которые входят в его состав по должности.
Порядок проведения голосования устанавливается Высшим советом юстиции. Открывает первое заседание Высшего совета юстиции и ведет его Председатель Верховного Суда Украины до избрания Председателя Высшего совета юстиции, а в случае его отсутствия – Министр юстиции Украины.
Решение об избрании Председателя Высшего совета юстиции считается принятым, если за него проголосовало больше половины от конституционного состава Высшего совета юстиции.

Статья 21. Полномочия Председателя Высшего совета юстиции
К полномочиям Председателя Высшего совета юстиции относятся:
организация работы Высшего совета юстиции и председательство на его заседаниях;
координация работы секций и членов Высшего совета юстиции;
назначение заседаний Высшего совета юстиции;
направление Президенту Украины представлений Высшего совета юстиции о назначении судей и об освобождении их от должности;
общее руководство аппаратом Высшего совета юстиции;
распоряжение бюджетными ассигнованиями на содержание и обеспечение деятельности Высшего совета юстиции;
осуществление других полномочий, предусмотренных регламентом Высшего совета юстиции.
Председатель Высшего совета юстиции представляет Высший совет юстиции в отношениях с другими органами и организациями.
Статья 22. Заместитель Председателя Высшего совета юстиции
Высший совет юстиции избирает заместителя Председателя Высшего совета юстиции, который исполняет обязанности Председателя в случае его отсутствия, обеспечивает подготовку дел к рассмотрению и осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим Законом и регламентом Высшего совета юстиции. Выборы заместителя Председателя Высшего совета юстиции проводятся в порядке, определенном статьей 20 этого Закона.
Статья 23. Секции Высшего совета юстиции
Решения об образовании секций Высшего совета юстиции и об их персональном составе принимается на первом заседании новообразованного Высшего совета юстиции.
Организация работы секции определяется этим Законом и регламентом Высшего совета юстиции.
Организация работы секции осуществляется секретарем секции, который избирается открытым голосованием из кандидатур, предложенных членами Высшего совета юстиции, кроме тех которые входят в Высший совет юстиции по должности. Секция принимает выводы в пределах ее компетенции и подает их на рассмотрение Высшего совета юстиции.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫСШЕГО СОВЕТА ЮСТИЦИИ
Статья 24. Заседания Высшего совета юстиции
Заседание Высшего совета юстиции считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Высшего совета юстиции от его конституционного состава.
(Часть первая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины № 2181-VI от 13.05.2010)
(Относительно признания конституционными положений части первой статьи 24 см. Решение Конституционного Суда № 5-рп/2011 от 16.06.2011)
Заседания Высшего совета юстиции проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению большинства от его конституционного состава. На заседании Высшего Совета юстиции ведется протокол. Решение принимается большинством от конституционного состава Высшего совета юстиции, если иное не предусмотрено этим Законом. Решение Высшего совета юстиции принимается в помещении, присутствовать в котором другим лицам, кроме членов Высшего совета юстиции, запрещается.
Заседание секции Высшего совета юстиции считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от ее состава.
(Часть пятая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно с Законом № 2181-VI от 13.05.2010)
Выводы секции Высшего совета юстиции принимаются большинством членов Высшего совета юстиции, принявших участие в заседании.
Статья 25. Полномочия Высшего совета юстиции при рассмотрении дел
Высший совет юстиции, член Высшего совета юстиции для осуществления своих полномочий может истребовать и получить необходимую информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, граждан или их объединений.
Сведения о наличии оснований для освобождения судьи от должности за нарушение присяги, о факте дисциплинарного проступка судьи Верховного Суда Украины или судьи высшего специализированного суда, о нарушении требований относительно несовместимости судьей или прокурором, об обстоятельствах, изложенных в жалобах на решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины, а также на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности прокуроров проверяются членом Высшего совета юстиции по поручению Высшего совета юстиции или председателя Высшего совета юстиции.
В связи с выполнением поручения член Высшего совета юстиции может истребовать судебные дела (их копии), рассмотрение которых завершилось, знакомиться с судебными делами, рассмотрение которых не завершено, получать объяснения от судей или прокуроров, делать соответствующие запросы, копии, изучать личные дела судей и прокуроров.
Член Высшего совета юстиции не может истребовать оригиналы судебных дел, рассмотрение которых не закончено.
По обращению органов прокуратуры проверка сведений о нарушении судьей присяги, о факте дисциплинарного проступка судьи Верховного Суда Украины или судьи высшего специализированного суда, допущенных при рассмотрении судебного дела, в котором принимал участие прокурор, совершается только в случае, когда такое судебное дело не пребывает в производстве суда какой-либо инстанции или если установленный процессуальным законом срок подачи апелляционной или кассационной жалобы закончился. Проверка таких сведений не может быть поручена члену Высшего совета юстиции, который есть или был прокурором на момент назначения членом Высшего совета юстиции.
(Статью 25 дополнено новой частью согласно с Законом № 4874-VI от 05.06.2012)
Если судебное дело возвращено на новое рассмотрение или оно передано в производство другого судьи, а предметом проверки являются сведения относительно действий судьи, в производстве которого находилась указанное дело, Высший совет юстиции или член Высшего совета юстиции может истребовать копию материалов данного судебного дела в части, которая рассматривалась этим судьей.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, объединений граждан, которым направлено письменное обращение Высшего совета юстиции или члена Высшего совета юстиции, обязаны в течение десяти дней со дня получения такого запроса предоставить необходимую информацию и/или судебное дело (его копию). Невыполнение законных требований Высшего совета юстиции или члена Высшего совета юстиции о предоставлении информации, судебного дела (его копии), рассмотрение которого закончено, отказ в ознакомлении с судебным делом, рассмотрение которого не завершено, предоставление заведомо ложной информации, а также несоблюдение сроков, установленных частью шестой настоящей статьи, влекут ответственность, установленную законом. Член Высшего совета юстиции имеет право знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Высшего совета юстиции, участвовать в их выяснении и проверке, заявлять ходатайства, приводить свои мотивы, представлять соответствующие документы.
(Статья 25 в редакции Закона № 2181-VI от 13.05.2010, № 4001-VI от 03.11.2011)
Статья 26. Отвод члена Высшего совета юстиции
Член Высшего совета юстиции не может принимать участия в рассмотрении вопроса и подлежит отводу, если будет установлено, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в результате дела, является родственником лица, относительно которого рассматривается вопрос, или если будут установлены другие обстоятельства, которые вызывают сомнения в его непредубежденности. При наличии таких обстоятельств член Высшего совета юстиции должен заявить самоотвод. При таких же обстоятельствах отвод члену Высшего совета юстиции может заявить лицо, по представлению которого будет рассматриваться вопрос, а также лицо, относительно которого решается вопрос, или лицо, подавшее жалобу.
Отвод может быть заявлен в любое время до принятия Высшим советом юстиции решения.
Отвод должен быть мотивирован и изложен в письменной форме до начала рассмотрения вопроса.
Решение об отводе (самоотводе) принимается большинством членов Высшего совета юстиции, принимающих участие в заседании, тайно в совещательной комнате, в отсутствие члена Высшего совета юстиции, вопрос об отводе (самоотводе) которого решается.
Статья 27. Акты Высшего совета юстиции
Высший совет юстиции принимает такие акты:
1) представление о назначении судей;
2) представление об увольнении судей с должностей;
2-1) решение о назначении судей на должности председателя суда, заместителя председателя суда;
(Часть первую статьи 27 дополнено пунктом 2-1 согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
2-2) решения об увольнении судей с должностей председателя суда, заместителя председателя суда;
(Часть первую статьи 27 дополнено пунктом 2-2 согласно с Законом №2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
3) решение о нарушении требований относительно несовместимости;
4) решение о дисциплинарной ответственности;
5) решение по жалобе на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности;
6) решение об освобождении от должности члена Высшего совета юстиции в случаях, предусмотренных в статье 18 этого Закона;
6-1) решение по жалобе на результаты квалификационного экзамена кандидатов на должность судьи;
(Часть первую статьи 27 дополнено пунктом 6-1 согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
(Положения пункта 6-1 части первой статьи 27 о предоставлении полномочий Высшему совету юстиции пересматривать и отменять решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины относительно установления результатов квалификационного экзамена кандидата на должность судьи, об отказе рекомендовать кандидата для избрания на должность судьи бессрочно, о привлечении к дисциплинарной ответственности, признано конституционным согласно Решению Конституционного Суда № 7-рп/2011 от 21.06.2011)
6-2) решение по жалобе на отказ в рекомендации для избрания кандидатом на должность судьи бессрочно;
(Часть первую статьи 27 дополнено пунктом 6-2 согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
(Положения пункта 6-2 части первой статьи 27 о предоставлении полномочий Высшему совету юстиции пересматривать и отменять решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины относительно установления результатов квалификационного экзамена кандидата на должность судьи, об отказе рекомендовать кандидата для избрания на должность судьи бессрочно, о привлечении к дисциплинарной ответственности, признано конституционным согласно Решению Конституционного Суда № 7-рп/2011 от 21.06.2011)
7) другие акты в пределах полномочий Высшего совета юстиции.
(Часть первая статьи 27 дополнена пунктом 7 в соответствии с Законом № 2181-VI от 13.05.2010)
Высший совет юстиции принимает такие процедурные акты:
1) определения об открытии дисциплинарного производства;
2) определения об открытии производства относительно требований законодательства о несовместимости;
3) решение об отказе в представлении о назначении;
4) решение об отводе (самоотводе) члена Высшего совета юстиции;
5) другие процедурные акты, необходимые для осуществления функций Высшего совета юстиции.
Акты Высшего совета юстиции могут быть обжалованы исключительно в Высший административный суд Украины в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины.
(Статья 27 дополнена частью третьей согласно с Законом от 13.05.2010 № 2181-VI)
(Относительно признания конституционным положений части третьей статьи 27 см. Решение Конституционного Суда № 2-рп/2011 от 11.03.2011)
Статья 28. Ответственность за невыполнение актов Высшего совета юстиции
За невыполнение или несвоевременное выполнение актов Высшего совета юстиции, уклонение от предоставления или нарушение сроков предоставления Высшему совету юстиции истребованных документов и материалов должностные лица несут ответственность согласно с законом.
РАЗДЕЛ IV. РЕШЕНИЕ ВЫСШИМ СОВЕТОМ ЮСТИЦИИ ВОПРОСОВ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ
Глава 1. Участие Высшего совета юстиции в формировании судейского корпуса
Статья 29. Представление о назначении на должность судьи впервые
Высший совет юстиции по рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины вносит представление Президенту Украины о назначении гражданина Украины на должность судьи впервые.
(Часть первая статьи 29 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
К представлению Высшего совета юстиции прилагаются:
1) рекомендация квалификационной комиссии;
2) личный листок по учету кадров и автобиография кандидата на должность судьи;
3) копии дипломов об образовании, научной степени или ученом звании;
4) экземпляр реферата по вопросам правоведения, подготовленный кандидатом на должность судьи;
5) рецензия на реферат;
6) декларация об имуществе, доходах, расходах, обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, установленном Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».
(Пункт 6 части второй статьи 29 в редакции Законов № 2756-VI от 02.12.2010, № 4661-VI от 24.04.2012, № 4711-VI от 17.05.2012)
Кандидатура на должность судьи рассматривается персонально после доклада члена Высшего совета юстиции, который действует по поручению соответствующей секции, где предварительно изучаются материалы относительно кандидата на должность судьи.
Решение относительно кандидата на должность судьи принимается на заседании Высшего совета юстиции открытым голосованием. Предложение о внесении представления Президенту Украины о назначении судьей считается принятым, если за него проголосовало больше половины от конституционного состава Высшего совета юстиции.
Статья 29-1. Назначение судьи на должность председателя суда,
заместителя председателя суда
Высший совет юстиции назначает судью на должность председателя суда, заместителя председателя суда в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Кандидатуры на должность председателя суда, заместителя председателя суда вносятся в Высший совет юстиции по представлению соответствующего совета судей и рассматриваются на заседании Высшего совета юстиции персонально. Во время такого заседания Высшего совета юстиции с кандидатом проводится собеседование.
Решение о назначении на должность председателя суда, заместителя председателя суда принимается по результатам рассмотрения кандидатуры на заседании Высшего совета юстиции открытым голосованием. Решение о назначении судьи на должность председателя суда, заместителя председателя суда считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов Высшего совета юстиции от его конституционного состава.
Требования к оформлению документов о назначении судьи на должность председателя суда, заместителя председателя суда, а также порядок подготовки и рассмотрения указанного вопроса в Высшем совете юстиции утверждаются актами Высшего совета юстиции.
(Закон дополнен статьей 29-1 согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)

Статья 29-2. Рассмотрение Высшим советом юстиции жалоб на решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины, принятых в процессе назначения
или избрания судей на должность
В Высшем совете юстиции могут быть обжалованы решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины относительно:
1) установления результатов квалификационного экзамена кандидатов на должность судьи;
2) отказа в рекомендации для избрания кандидатом на должность судьи бессрочно.
Жалоба на решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины может быть подана в Высший совет юстиции не позже одного месяца со следующего дня после его принятия.
Жалоба на решение, указанное в пункте 1 части первой этой статьи, может быть подана кандидатом на должность судьи, который сдавал квалификационный экзамен и не соглашается с его результатами, а на решение, указанное в пункте 2 части первой этой статьи, – кандидатом на должность судьи, которому отказано в рекомендации кандидатом для избрания на должность судьи бессрочно.
Жалоба рассматривается Высшим советом юстиции в течение одного месяца со дня ее поступления после проверки, проведенной членом Высшего совета юстиции.
В результате рассмотрения жалобы Высший совет юстиции при наличии для этого оснований может:
1) удовлетворить жалобу, отменив решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины об установлении результатов квалификационного экзамена кандидата на должность судьи, который подал жалобу, и обязать Высшую квалификационную комиссию судей Украины повторно провести квалификационный экзамен этого кандидата;
2) удовлетворить жалобу, отменив решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины относительно отказа в рекомендации судьи для избрания кандидатом на должность судьи бессрочно и обязать Высшую квалификационную комиссию судей Украины принять новое решение;
3) оставить жалобу без удовлетворения, а решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины – без изменений.
На заседание Высшего совета юстиции приглашается кандидат на должность судьи, который подал жалобу, и представитель Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Их неявка по любой причине не препятствует рассмотрению жалобы.
(Закон дополнено статьей 29-2 согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
(Положение пункта 29-2 части первой статьи 27 о предоставлении полномочий Высшему совету юстиции пересматривать и отменять решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины относительно установления результатов квалификационного экзамена кандидата на должность судьи, об отказе рекомендовать кандидата для избрания на должность судьи бессрочно, о привлечении к дисциплинарной ответственности признано конституционным согласно Решению Конституционного Суда № 7-рп/2011 от 21.06.2011)
Глава 2. Рассмотрение вопросов об увольнении судьи
Статья 30. Субъекты обращения относительно представления об увольнении судей
В Высший совет юстиции с предложением о принятии представления об увольнении судьи с должности могут обращаться:
1) Высшая квалификационная комиссия судей Украины при условии, что такое решение было ею принято по результатам проверки ведомостей о наличии оснований для увольнения судьи с должности;
(Пункт 1 части первой статьи 30 в редакции Закона № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1 раздела XII «Окончательные положения» Закона № 2453-VI от 07.07.2010; в редакции Закона № 4874-VI от 05.06.2012)
2) член Высшего совета юстиции по результатам проверки ведомостей о наличии оснований для увольнения судьи с должности, проведение которой было ему поручено согласно этому Закону.
(Пункт 2 части первой статьи 30 в редакции Закона № 4874-VI от 05.06.2012)
(Статья 30 в редакции Закона № 2181-VI от 13.05.2010)
(Относительно признания конституционным положений статьи 30 в редакции Закона № 2181-VI от 13.05.2010 см. Решение Конституционного Суда № 5-рп/2011 от 16.06.2011)
Статья 31. Представление об увольнении по общим основаниям
Высший совет юстиции по предложению квалификационной комиссии судей или по собственной инициативе вносит представление об увольнении судей с должностей в орган, который их назначил или избрал.
(Положение части первой статьи 31 признано конституционным согласно решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
Решение относительно предложений об освобождении судей при обстоятельствах, указанных в пунктах 1-3, 7-9 части пятой статьи 126 Конституции Украины, принимается на заседании Высшего совета юстиции большинством голосов его членов, которые принимали участие в заседании.
В случае обращения судьи с заявлением об увольнении с должности по собственному желанию, Высший совет юстиции вносит представление об увольнении судьи с должности в орган, который его назначил или избрал, после предварительного выяснения действительного волеизъявления судьи, не имеет ли место внешнее влияние на него или принуждение.
Статья 32. Представление об освобождении судьи от должности по особым обстоятельствам
Вопрос об освобождении судьи от должности на основаниях, предусмотренных пунктами 4-6 части пятой статьи 126 Конституции Украины (нарушение судьей требований относительно несовместимости, нарушение судьей присяги, вступление в законную силу обвинительного приговора относительно него), Высший совет юстиции рассматривает после предоставления Высшей квалификационной комиссией судей Украины соответствующего вывода или по собственной инициативе.
(Часть первая статьи 32 с изменениями, внесенными согласно с Законом от 07.07.2010 № 2453-VI – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Нарушением судьей присяги является:
совершение им действий, порочащих звание судьи и способных вызывать сомнение в его объективности, непредубежденности и независимости, в честности и неподкупности судебных органов;
неисполнение судьей требований и ограничений, установленных Законом Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции»;
(Абзац третий части второй статьи 32 в редакции Закона № 4711-VI от 17.05.2012)
преднамеренное затягивание судьей сроков рассмотрения дела сверх сроков, установленных законом;
нарушение морально-этических принципов поведения судьи.
(Относительно признания конституционными положений части второй статьи 32 см. Решение Конституционного Суда № 2-рп/2011 от 11.03.2011)
Нарушением присяги судьи, занимающего административную должность в суде, является также невыполнение им должностных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности, связанных с процессуальными действиями.
(Относительно признания конституционными положений части третьей статьи 32 см. Решение Конституционного Суда №5-рп/2011 от 16.06.2011)
Судья, дело которого рассматривается, и/или его представитель имеют право предоставлять объяснения, задавать вопросы участникам заседания, высказывать возражения, заявлять ходатайства и отводы.
(Статья 32 дополнена новой частью согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Приглашение судьи, дело которого рассматривается, является обязательным. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции по уважительной причине, судья, дело которого рассматривается, может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела. Письменные объяснения судьи оглашаются на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторная неявка такого судьи является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Решение относительно внесения Высшим советом юстиции представления об увольнении судьи в соответствии с пунктами 4, 5 и 6 части пятой статьи 126 Конституции Украины принимается большинством голосов членов от конституционного состава Высшего совета юстиции.
Если в процессе рассмотрения вопроса об освобождении судьи по особым обстоятельствам Высший совет юстиции придет к выводу об отсутствии оснований для освобождения судьи, однако совершенные судьей действия могут иметь следствием дисциплинарную ответственность, Высший совет юстиции может принять решение о привлечении судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов к дисциплинарной ответственности, а относительно других судей – о направлении материалов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины.
(Статья 32 дополнена частью седьмой согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
(Статья 32 в редакции Закона № 218 -VI от 13.05.2010)
Статья 32-1. Увольнение судьи с должностей председателя суда,
заместителя председателя суда
Высший совет юстиции принимает решение об увольнении председателя суда, заместителя председателя суда в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Вопрос об увольнении с должности председателя суда, заместителя председателя суда, рассматривается по представлению совета соответствующих специализированных судов на заседании Высшего совета юстиции, на которое приглашается председатель суда, заместитель председателя суда, которого предлагается освободить от должности. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции по уважительной причине, председатель суда, заместитель председателя суда, вопрос о котором рассматривается, может предоставить письменные объяснения, которые прилагаются к материалам дела. Письменные объяснения председателя суда, заместителя председателя суда оглашаются на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторная неявка председателя суда, заместителя председателя суда, в отношении которого рассматривается вопрос, является основанием для рассмотрения дела в его отсутствии.
Решение об увольнении с должности председателя суда, заместителя председателя суда считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов Высшего совета юстиции от его конституционного состава. Требования к оформлению документов об увольнении с должности председателя суда, заместителя председателя суда, а также порядок подготовки и рассмотрения указанного вопроса в Высшем совете юстиции утверждаются актами Высшего совета юстиции.
(Закон дополнено статьей 32-1 согласно с Законом № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Глава 3. Решение вопросов о нарушении требований законодательства о несовместимости
Статья 33. Рассмотрение вопросов относительно несовместимости
Высший совет юстиции рассматривает вопросы о нарушении судьями и прокурорами требований относительно несовместимости их должности с деятельностью, запрещенной Конституцией Украины и законами Украины. Высший совет юстиции может принять решение:
1) о признании занятия судьей или прокурором другой деятельностью не совместимым с последующим пребыванием на должности судьи или прокурора, и предложить ему в установленный Высшим советом юстиции срок определиться с вопросом о продолжении работы на должности судьи или прокурора или занятии другой деятельностью с уведомлением Высшего совета юстиции;
2) о признании нарушения судьей или прокурором требований относительно несовместимости их должности с занятием другой деятельностью и послать представление соответствующим органам об увольнении их с должности.
(Положение пункта 2 части второй статьи 33 признано конституционным согласно решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
Статья 34. Субъекты обращения о нарушении требований законодательства
относительно несовместимости
В Высший совет юстиции с предложением рассмотреть вопрос относительно несовместимости деятельности судьи или прокурора с занимаемой должностью могут обратиться:
1) народный депутат Украины;
2) Председатель Верховного Суда Украины, председатели высших специализированных судов, Министр юстиции Украины – относительно судей;
3) Генеральный прокурор Украины – относительно прокуроров;
4) Высшая квалификационная комиссия судей Украины.
(Пункт 4 части первой статьи 34 в редакции Закона Украины от 07.07.2010 № 2453-VI – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Высший совет юстиции на основании имеющихся у него материалов имеет право по собственной инициативе рассмотреть вопрос относительно несовместимости.
Статья 35. Решение о несовместимости должности судьи с занятием другой деятельностью
Высший совет юстиции по представлению субъектов, указанных в статье 34 этого Закона, рассматривает вопрос о несовместимости должности судьи с занятием иной деятельностью.
Решение о несовместимости принимается на заседании большинством голосов конституционного состава Высшего совета юстиции и является обязательным для немедленного выполнения судьей или основанием для внесения представления об увольнении судьи с должности.
Статья 36. Решение о несовместимости должности прокурора
с занятием другой деятельностью
Высший совет юстиции по представлению субъектов, указанных в статье 34 этого Закона, или по предложению дисциплинарной коллегии прокуратуры, или по собственной инициативе рассматривает вопрос о несовместимости должности прокурора с занятием другой деятельностью.
Решение о несовместимости принимается на заседании большинством голосов от конституционного состава Высшего совета юстиции и является обязательным для немедленного выполнения соответствующими руководителями прокуратуры, которым оно направляется.

Глава 4. Дисциплинарное производство относительно судей Верховного Суда Украины
и высших специализированных судов
Статья 37. Виды взысканий, которые может наложить Высший совет юстиции
Высший совет юстиции может привлечь к дисциплинарной ответственности Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и заместителей Председателя и судей высших специализированных судов на основаниях, предусмотренных в пункте 5 части пятой статьи 126 Конституции Украины и Законом Украины «О статусе судей».
Высший совет юстиции может наложить на этих судей дисциплинарное взыскание – выговор.
(Часть вторая статьи 37 в редакции Закона Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Высший совет юстиции может принять решение о несоответствии судьи занимаемой должности и о внесении представления об увольнении этого судьи с должности в орган, который его назначил или избрал.
(Часть третья статьи 37 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Статья 38. Основание для открытия дисциплинарного производства
Основанием для открытия дисциплинарного производства является представление:
1) народного депутата Украины;
(Положение пункта 1 части первой статьи 38 признано неконституционным на основании решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
2) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
(Положение пункта 2 части первой статьи 38 признано неконституционным на основании решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002)
3) члена Высшего совета юстиции по результатам проверки сообщений.
Статья 39. Стадии дисциплинарного производства
Дисциплинарное производство включает такие стадии:
1) проверка данных о дисциплинарном проступке;
2) открытие дисциплинарного производства;
3) рассмотрение дисциплинарного дела;
4) принятие решения.
По результатам проверки составляется вывод с изложением фактов и обстоятельств, обнаруженных во время проверки, и предложений.
Статья 40. Проверка данных о дисциплинарном проступке
Проверка данных о дисциплинарном проступке осуществляется по поручению Высшего совета юстиции или Председателя Высшего совета юстиции одним из членов Высшего совета юстиции путем получения письменного объяснения от судьи и других лиц, истребования судебных дел (их копий), рассмотрение которых было завершено, и ознакомления с судебными делами, рассмотрение которых не завершено, получения иной информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, граждан или их объединений.
(Часть первая статьи 40 в редакции Закона № 4001-VI от 03.11.2011)
По результатам проверки составляется справка с изложением фактических обстоятельств, выявленных во время проверки, выводов и предложений. Со справкой и материалами должен быть ознакомлен судья, относительно которого проводилась проверка.
Справка и все материалы проверки передаются в Высший совет юстиции, который решает вопрос о целесообразности возбуждения дисциплинарного производства.
Статья 41. Открытие дисциплинарного производства
При наличии оснований для дисциплинарного производства относительно Председателя, его заместителя или судьи Верховного Суда Украины, а также Председателя, его заместителя или судьи высшего специализированного суда дисциплинарное производство открывается по постановлению Высшего совета юстиции в десятидневный срок со дня получения данных о дисциплинарном проступке судьи. В случае, если эти данные нуждаются в проверке, то в срок, не превышающий десяти дней со дня окончания проверки.
Статья 42. Рассмотрение дисциплинарного дела и принятие решения
Высший совет юстиции рассматривает дисциплинарное дело на ближайшем заседании Высшего совета юстиции после поступления вывода и материалов проверки.
Решение по дисциплинарному делу принимается в отсутствие лица, относительно которого рассматривается дисциплинарное дело, путем тайного голосования большинством от конституционного состава Высшего совета юстиции и должно содержать название комиссии, фамилию, имя, отчество и должность судьи, который привлекается к дисциплинарной ответственности, обстоятельства дисциплинарного проступка, объяснения судьи и сведения, которые характеризуют его личность, мотивы принятого решения со ссылкой на доказательства, вид дисциплинарного взыскания, примененного к судье, или основания закрытия дела, а также порядок и срок обжалования решения.
В случае наложения дисциплинарного взыскания, учитываются характер проступка, его последствия, личность судьи, степень его вины и другие обстоятельства, которые влияют на ответственность.
Решая вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, Высший совет юстиции должен выслушать его объяснения. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции по уважительной причине, судья может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела.
Письменные объяснения судьи оглашаются на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторная неявка такого судьи является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие. Судья, относительно которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, и/или его представитель имеют право предоставлять объяснения, задавать вопросы участникам заседания, высказывать возражения, заявлять ходатайства и отводы.
(Часть четвертая статьи 42 в редакции Закона № 2181-VI от 13.05.2010; с изменениями, внесенными согласно Закону № 2453 от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Статья 43. Сроки применения дисциплинарного взыскания
Дисциплинарное взыскание к судье применяется Высшим советом юстиции не позже шести месяцев после выявления проступка, не учитывая времени временной нетрудоспособности судьи или пребывания его в отпуске, но не позже года со дня совершения проступка.
Статья 44. Погашение или снятие дисциплинарного взыскания
Если судья в течение года со дня наложения на него дисциплинарного взыскания не будет привлечен к новому дисциплинарному взысканию, то он считается лицом, не имеющим дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, наложенное на судью, может быть досрочно снято Высшим советом юстиции по заявлению судьи, на которого наложено дисциплинарное взыскание, но не раньше шести месяцев со дня наложения взыскания.
Глава 5. Рассмотрение жалобы на решение о привлечении
к дисциплинарной ответственности судей и прокуроров
Статья 45. Полномочия Высшего совета юстиции при рассмотрении жалоб
на решения о привлечении к ответственности судей, прокуроров
Высший совет юстиции рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей специализированных, апелляционных и местных судов, а также прокуроров, не позже одного месяца со дня их поступления, а в случае дополнительной проверки обстоятельств и материалов дела – не позже трех месяцев со дня поступления жалобы.
Статья 46. Рассмотрение жалоб на решения о привлечении
к дисциплинарной ответственности судей
Жалоба на решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины по делу о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть подана в Высший совет юстиции не позднее одного месяца со дня, следующего после вручения судье или лицу, которое инициировало вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, такого решения.
(Часть первая статьи 46 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины № 3552-IV от 16.03.2006, № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Высший совет юстиции может продлить срок для подачи жалобы, если будет установлено, что месячный срок был нарушен по уважительной причине.
Высший совет юстиции рассматривает жалобу на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов не позже одного месяца со дня их поступления, а при необходимости дополнительной проверки обстоятельств и материалов дела – не позже двух месяцев со дня поступления жалобы.
Высший совет юстиции рассматривает жалобы судей или лиц, которые инициировали вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, на решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, и по результатам рассмотрения принимает решение по докладу члена дисциплинарной секции Высшего совета юстиции.
(Часть четвертая статьи 46 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины № 3552-IV от 16.03.2006, № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п.1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
После рассмотрения жалобы судьи или лица, которое инициировало вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, Высший совет юстиции при наличии для этого оснований может:
(Абзац первый части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно с Законом № 3552-IV от 16.03.2006)
1) удовлетворить жалобу судьи или лица, которое инициировало вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, отменить решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности и закрыть дисциплинарное производство;
(Пункт 1 части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно с Законом № 3552-IV от 16.03.2006)
2) удовлетворить жалобу полностью или частично и изменить решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины;
(Пункт 2 части пятой статьи 46 c изменениями, внесенными согласно с Законом Украины №2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
3) оставить жалобу без удовлетворения, а решение соответствующей Высшей квалификационной комиссии судей Украины – без изменения.
(Пункт 3 части пятой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины № 2453-VI от 07.07.2010 – относительно вступления в силу изменений см. п. 1. раздела XII «Заключительных положений» Закона № 2453-VI от 07.07.2010)
Решая вопрос о дисциплинарной ответственности судьи, Высший совет юстиции должен выслушать его объяснения. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции по уважительной причине, судья может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела.
Письменные объяснения судьи оглашаются на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторная неявка такого судьи является основанием для рассмотрения дела в его отсутствии.
(Часть шестая статьи 46 в редакции Закона № 2181-VI от 13.05.2010)
(Относительно признания конституционными положений части шестой статьи 46 см. Решение Конституционного Суда № 5-рп/2011 от 16.06.2011)
Статья 47. Рассмотрение жалоб на решения о привлечении
к дисциплинарной ответственности прокуроров
Высший совет юстиции рассматривает жалобы прокуроров на решения о привлечении их к дисциплинарной ответственности, руководствуясь докладом члена Высшего совета юстиции, и выносит решения. Жалоба прокурора может быть принята Высшим советом юстиции не позднее одного месяца после дня вручения ему приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности. Высший совет юстиции может продлить срок для подачи жалобы, если сочтет, что месячный срок был пропущен по уважительной причине.
После рассмотрения жалобы прокурора Высший совет юстиции при наличии для этого оснований может:
1) удовлетворить жалобу прокурора, отменить решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности и закрыть дисциплинарное производство;
2) удовлетворить жалобу полностью или частично и изменить решение органа, который наложил дисциплинарное взыскание;
3) оставить жалобу без удовлетворения, а решение органа, который наложил дисциплинарное взыскание, оставить без изменения.
Решая вопрос о дисциплинарной ответственности прокурора, Высший совет юстиции должен выслушать его объяснения. В случае невозможности принять участие в заседании Высшего совета юстиции по уважительной причине, прокурор может предоставить по существу затронутых вопросов письменные объяснения, которые приобщаются к материалам дела.
Письменные объяснения прокурора оглашаются на заседании Высшего совета юстиции в обязательном порядке. Повторная неявка такого прокурора является основанием для рассмотрения дела в его отсутствии.
(Часть четвертая статьи 47 в редакции Закона от 13.05.2010 № 2181-VI)
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО СОВЕТА ЮСТИЦИИ
Статья 48. Аппарат Высшего совета юстиции
(Положения статьи 48 признаны конституционными согласно Решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21.05.2002 № 9-рп/2002)
Организационное, информационно-справочное и другое обеспечение деятельности Высшего совета юстиции осуществляет секретариат.
Положение о секретариате Высшего совета юстиции, его структура и штат утверждаются Высшим советом юстиции. Руководитель и другие должностные лица секретариата Высшего совета юстиции является государственными служащими.

Статья 49. Опубликование официальных материалов Высшего совета юстиции
Официальные материалы Высшего совета юстиции публикуются в Бюллетене Верховного Суда Украины, а в срочных случаях – в газетах «Голос Украины» и «Правительственный курьер».
РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования.
  2. Создать Высший совет юстиции в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого Закона.
  3. Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона предоставляет в городе Киеве помещения для размещения Высшего совета юстиции, его подразделений и служб, а также решает вопрос о финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности Высшего совета юстиции.
    Президент Украины Л. КУЧМА
    г. Киев, 15 января 1998 года № 22/98-ВР