Закон Хорватии о нацменьшинствах

РЕСПУБЛИКА ХОРВАТИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ПРАВАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
ОТ 13 ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Республика Хорватия в соответствии c:
– Конституцией Республики Хорватия;
– принципами, воплощенными Хартией Организации Объединенных Наций;
– Общей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах;
– Заключительным актом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской Хартией за новую Европу и другими документами ОБСЕ, которые касаются прав человека, особенно документами Копенгагенской и Московской встречи (ОБСЕ) Конференции по правам человека.
– Конвенцией Совета Европы по защите прав и свобод человека с соответствующими протоколами;
– Международной Конвенцией по ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, Конвенцией по правам ребенка;
– Декларацией по ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или вероисповедания;
– Конвенцией против дискриминации в сфере образовании;
– Декларацией ООН по правам лиц, которые принадлежат к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
– Рамочной Конвенцией Совета Европы по защите прав национальных меньшинств;
– Европейской Хартией по вопросам региональных языков или языков меньшинств;
– Европейской Хартией по вопросам местного самоуправления;
– Инструментом Центрально-европейской инициативы по вопросам защиты прав меньшинств;
– Лундскими рекомендациями по вопросам эффективного участия национальных меньшинств обязывается придерживаться и защищать права национальных меньшинств и другие основные права и свободы человека и гражданина, верховенство права и все другие наивысшие ценности, которые закреплены в этой Конституции и в международном праве относительно всех граждан.
Статья 2
Кроме прав и свобод человека, которые приняты положениями Конституции, Республика Хорватия признает и защищает все права, которые предусмотрены международными документами и отмечены в статье 1 этого Конституционного Закона. Это относится к правам и свободам, которые касаются предостережений и ограничений, предусмотренных этими документами, без дискриминации пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и других убеждений, национального и социального происхождения, дискриминации по принадлежности к национальному меньшинству, материальному положению, статусу, полученному по праву рождения или иным образом, в соответствии со статьями 14 и 17 параграфа 3 Конституции Республики Хорватия.
Статья 3
(1) Права и свободы членов национальных меньшинств, которые являются основными правами и свободами человека, являются неотъемлемой частью демократической системы Республики Хорватия и пользуются необходимой поддержкой и защитой, включая все необходимые мероприятия, проводимые в интересах национальных меньшинств.
(2) Этническое и мультикультурное разнообразие, дух понимания, взаимоуважение и толерантность способствуют лучшему развитию Республики Хорватия.
Статья 4
(1) Каждый гражданин Республики Хорватия имеет право свободно проявлять свою национальную принадлежность, право лично или совместно с другими членами своего национального меньшинства либо совместно с членами других национальных меньшинств пользоваться правами и свободами, определенными этим Конституционным Законом, и другими правами и свободами меньшинства, которые определяются специальными законами.
(2) Члены национальных меньшинств пользуются правами и свободами, которые гарантирует Конституция Республики Хорватия, наравне с другими гражданами Республики Хорватия, а также правами и свободами, которые определяются этим Конституционным законом и специальными законами.
(3) Права и свободы, обозначенные этим Конституционным законом, также как права и свободы членов национальных меньшинств, которые определены в специальных законах, предоставляются национальным меньшинствам и их членам в соответствии и при условии, предусмотренных этим Конституционным законом и соответствующими специальными законами.
(4) Любая дискриминация на основе этнического происхождения запрещена. Членам национальных меньшинств гарантируется равенство перед законом и равенство правовой защиты.
(5) Запрещено принимать любые меры, которые направлены на изменение этнической структуры на территориях, населенных национальными меньшинствами, исходя из нарушения выполнения и/или ограничения прав и свобод, которые определены этим Конституционным законом и специальными законами.
(6) Согласно этому Конституционному закону либо другим специальным законам, возможно использование определенных прав и свобод (в зависимости от количества населения), которыми обладают члены национальных меньшинств в Республике Хорватии либо на одной из ее территорий, а также использование уже приобретенных прав и международных соглашений, которые согласно Конституции Республики Хорватия являются частью внутренней законодательной структуры Республики Хорватия.

Статья 5
Национальное меньшинство в рамках этого закона – это группа граждан Хорватии, члены которой традиционно жили на территории Республики Хорватия, и чьи этнические, лингвистические, культурные, и/или религиозные особенности являются отличными от остального населения, а также те граждане, у кого есть стимул сохранять эти особенности.
Статья 6
(1) Республика Хорватия может присоединяться к международным соглашениям с другими государствами с целью регуляции вопросов относительно прав и свобод членов национальных меньшинств в Республике Хорватия.
(2) В случае присоединения к международному соглашению, указанному в параграфе 1 этой статьи, Республика Хорватия должна создавать и улучшать условия, которые необходимы для сохранения и развития культур национальных меньшинств и сохранения существенных составляющих их своеобразия, таких как религия, язык, традиции и культурное наследие.
Статья 7
Республика Хорватия также гарантирует соблюдение специальных прав и свобод членов национальных меньшинств, которыми они пользуются индивидуально либо вместе с другими членами того же самого национального меньшинства, а там, где это предусмотрено данным Конституционным законом или специальным законом, вместе с членами других национальных меньшинств относительно:

  1. Использования своего языка и письма в личной и общественной жизни, а также в официальной сфере.
  2. Обучения на своем языке и своему письму.
  3. Использования своих специальных знаков и символов.
  4. Культурной автономии путем сохранения, развития и выражения своей собственной культуры, сохранения и защиты своего культурного наследия и традиций.
  5. Исповедания своей религии и создания своих религиозных общин совместно с другими членами той же религии.
  6. Доступа к СМИ и к общественным информационным услугам (получение и распространение информации) на своем языке и своим письмом.
  7. Самоорганизации и создания ассоциаций для воплощения общих интересов.
  8. Представительства в парламенте и местных органах власти, в административных и судебных органах.
  9. Участия членов национальных меньшинств в общественной жизни и местном самоуправлении через совет и представителей национальных меньшинств.
  10. Защиты от любой деятельности, которая угрожает или может угрожать их существованию, соблюдению их прав и свобод.

Статья 8
Положения этого Конституционного закона и специальных законов, которые регламентируют права и свободы членов национальных меньшинств, истолковываются и применяются с целью обеспечения уважения к членам национальных меньшинств и другим гражданам Республики Хорватия, а также для обеспечения взаимопонимания, единства, толерантности и диалога между ними.
II. ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 9
(1) Члены национальных меньшинств имеют право использовать свои имена и фамилии на родном языке, а также имеют право на официальное признание их имен и имен их детей путем внесения в реестры демографической статистики и в другие официальные документы, согласно действующим правовым нормам Республики Хорватия.
(2) Члены национальных меньшинств имеют право на идентификационные документы, которые составлены и напечатаны на языке, который они используют.
Статья 10
Члены национальных меньшинств имеют право свободно использовать свой язык в личной и общественной жизни, включая право использовать знаки, надписи и другую информацию на языке, который они используют по закону.
Статья 11
(1) Члены национальных меньшинств имеют право получать образование на родном языке.
(2) Образование членов национальных меньшинств осуществляется в детских садиках, начальной и средней школах с преподаванием на родном языке, согласно условиям, определенным специальным законом о получении образования на языке национальных меньшинств.
(3) Школы с преподаванием на языке национального меньшинства могут быть созданы для учеников, количество которых меньше количества, предписанного для школ, где преподавание ведется на хорватском языке.
(4) Учебный план и программа обучения на языке национального меньшинства кроме основной части должна включать предметы, которые являются специфическими для данного меньшинства (родной язык, литература, история, география, культурная традиция).
(5) Ученики, которые обучаются на языке национального меньшинства, имеют право и обязанность параллельно изучать хорватский язык согласно предписанной программе.
(6) Учителя в школах, где преподавание ведется на языке национального меньшинства, должны быть членами того же национального меньшинства и свободно владеть соответствующим языком национального меньшинства, или учителями, которые не являются членами этого национального меньшинства, но свободно владеют языком соответствующего национального меньшинства.
(7) Высшие учебные заведения должны организовывать курсы подготовки преподавателей для преподавания языка национальным меньшинствам по части учебной программы, которая содержит особенные предметы, касающиеся определенных аспектов жизни национальных меньшинств (родной язык, литература, история, география, культурные традиции)
(8) Члены национальных меньшинств с целью образования меньшинств могут открывать детские садики, заведения начального и среднего образования, а также высшие учебные заведения согласно с буквой и духом этого закона для обеспечения образования на языке национального меньшинства.
(9) Для учеников школ, в которых преподают на хорватском языке, предусмотрены специальные программы для преподавания на языке национального меньшинства, как это определено в специальном законе. Эти мероприятия проводятся согласно с программой, которую определяет компетентный орган государственной власти. Из государственного бюджета и из бюджетов соответствующей единицы местного самоуправления для этих целей ассигнуются средства.
Статья 12
(1) Равенство в официальном использовании языка и письма национального меньшинства должно соблюдаться на территории единицы самоуправления, где количество членов национального меньшинства составляет, по меньшей мере, треть всего населения.
(2) Равенство в официальном использовании языка и письма национального меньшинства также должно соблюдаться, если это предусмотрено международными договорами, к которым присоединилась Республика Хорватия, а также если это обусловлено в законодательном акте местной или региональной единицы самоуправления в соответствии с положениями специального закона об использовании языков и письма национальных меньшинств в Республике Хорватия.
(3) Другие возможности официального использования языков и письма национального меньшинства в представительских и исполнительных органах, в процедурах административных органов местных и региональных единиц самоуправления, в процедурах первой инстанции, в государственных органах, в процедурах суда первой инстанции, процедурах, которые осуществляются прокуратурой, государственными нотариусами и юридическими лицами с государственными полномочиями регулируются специальным законом о применении языков и письма меньшинств.
Статья 13
Закон, который регулирует использование языков и письма национального меньшинства, и/или нормативные акты единиц самоуправления определяют программы для содействия сохранению традиционных названий, знаков и названий городов, улиц и площадей, названных в честь лиц или событий, которые являются важными для истории и культуры соответствующего национального меньшинства в Республике Хорватия, на территориях, которые традиционно или численно заселены представителями соответствующего национального меньшинства.
Статья 14
(1) Использование знаков и символов, а также празднование национальных праздников меньшинств является свободным.
(2) В официальном использовании знаков и символов национальных меньшинств соответствующий знак или символ Республики Хорватия отображается одновременно с ними. Когда исполняется национальный гимн и/или церемониальная песня национального меньшинства, то первым исполняется государственный гимн Республики Хорватия.
(3) Местные и региональные единицы самоуправления определяют в своих нормативных актах официальное использование и способ использования флага и символов национального меньшинства.
Статья 15
(1) Члены национальных меньшинств с целью сохранения, развития, продвижения и проявления своей национальной и культурной особенности могут создавать организации, трасты, фонды и учреждения, а также институции, которые бы занимались общественно-информационной, культурной, издательской, музейной, библиотечной или научной деятельностью.
(2) Республика Хорватия, ее местные, региональные единицы самоуправления, исходя из своих возможностей, финансируют деятельность учреждений, указанных в параграфе 1 данной статьи.
(3) Названия организаций, трастов, фондов, учреждений, согласно параграфу 1 данной статьи, могут содержать ссылку на отдельное национальное меньшинство.
Статья 16
(1) Члени национальных меньшинств, их организации и органы самоуправления могут поддерживать контакты с лицами, которые имеют те же самые этнические, лингвистические, культурные и религиозные особенности, а также с юридическими лицами этой национальности, которые находятся в стране, принимать участие в образовательной, научной, культурной, издательской и другой гуманитарной деятельности.
(2) Организации национальных меньшинств и самоуправления меньшинств могут беспошлинно получать от органов самоуправления и юридических лиц страны этой национальности, с кем они разделяют те же характерные особенности, упомянутые в параграфе 1 данной статьи, газеты, журналы, книги, фильмы, видеокассеты, звуковые носители в ограниченном количестве экземпляров для собственных потребностей и распространять их безоплатно членам соответствующего национального меньшинства.
(3) Организации национального меньшинства могут готовить представления профессиональных и самодеятельных культурных объединений, а также организовывать другие культурные и художественные мероприятия и выставки с целью обогащения культуры и своеобразия национального меньшинства. В таких случаях приезжие иностранцы не нуждаются в разрешении на работу.
(4) Члены национального меньшинства являются свободными в вероисповедании и в выявлении принадлежности к своему религиозному сообществу.
Статья 17
(1) Законы, регулирующие государственные информационные услуги: трансляция на радио, телевизионные программы, учебная, музейная и библиотечная деятельность, охрана культурного наследия, создают условия для лучшего ознакомления всех граждан Республики Хорватия, в частности детей и юношества, с историей, культурой и религией национальных меньшинств путем образовательных программ, учебных планов, обязательных и факультативных школьных предметов.
(2) С этой целью должны приниматься меры для облегчения доступа представителей национального меньшинства к средствам массовой информации.
Статья 18
(1) Радиостанции и телевизионные студии общенационального и местного уровня должны поставить перед собой специальные задачи для улучшения понимания программ членами национальных меньшинств, создавать или транслировать программы, созданные для информирования членов национальных меньшинств на национальном языке, для поощрения и содействия сохранению, развитию и выявлению культурного, религиозного и другого своеобразия меньшинства; для сохранения и защиты национального наследия и традиций, а также для информирования членов национального меньшинства в регионе о работе и заданиях органов самоуправления соответствующего меньшинства.
(2) Из государственного бюджета и бюджетов местных и региональных фондов единиц самоуправления выделяются средства для общего финансирования программ меньшинства на радио– и телевизионных станциях, которые им принадлежат. Это положение действует в соответствии с имеющимися возможностями и критериями, которые были определены Правительством Хорватии по предложению Совета национальных меньшинств или компетентными единицами местного и регионального самоуправления по предложению советов национального меньшинства.
(3) Для обеспечения права членов национального меньшинства на информацию через прессу, радио и телевидение на языке и письмом национального меньшинства, члены национального меньшинства, органы самоуправления меньшинства и организации меньшинства могут принимать участие в информационной деятельности (издание газет, создание и трансляция радио– и телевизионных программ, деятельность агентств новостей), что обеспечивается этим законом.
Статья 19.
(1) Национальные меньшинства имеют право представительства в Парламенте Хорватии.
(2) Члены национальных меньшинств могут избирать минимум пять, но не более восьми членов Парламента в отдельных избирательных округах согласно закону, который регулирует выборы членов Парламента, но не отменяет уже имеющихся прав национальных меньшинств.
(3) Национальное меньшинство, с представительством более чем 1,5 % от общего количества населения Республики Хорватия, гарантировано имеет минимум одно, но не более трех мест в Парламенте, согласно закону, который регулирует избрание членов Парламента.
(4) Национальные меньшинства, с представительством менее 1,5 % от общего количества населения Республики Хорватия, имеют право избирать, по крайней мере, четырех членов парламента из числа членов национального меньшинства, согласно закону, который регулирует избрание членов Парламента.
Статья 20
(1) Республика Хорватия гарантирует членам национального меньшинства право быть избранными в представительские органы местных и региональных единиц самоуправления.
(2) При условии, если хотя бы один член национального меньшинства, которое составляет более 5 % и менее 15 % населения единицы самоуправления, избирается на основании общего избирательного права в представительский орган единицы самоуправления, то количество членов представительского органа увеличивается на одного члена. После избрания новоизбранный депутат будет считаться членом национального меньшинства, который не был избран сначала по пропорциональной системе каждого из списков избирателей, если другое не предусмотрено законом, регулирующим проведение выборов членов представительского органа единицы самоуправления.
(3) Если выборы по общему избирательному праву не дают результатов по количеству членов национального меньшинства в представительском органе местной единицы самоуправления относительно соответствующего национального меньшинства, которое представляет по крайней мере 15 % местного населения, количество членов в представительском органе самоуправления увеличивается на количество, необходимое для достижения представительства. В случае избрания, новоизбранные депутаты считаются членами меньшинства, которые не были избраны в порядке пропорционального представительства каждого списка избирателей, если другое не предусмотрено законом, который регулирует проведение выборов членов представительского органа местной единицы самоуправления.
(4) Если выборы по общему избирательному праву не дают результатов по количеству членов национального меньшинства в представительском органе региональной единицы самоуправления относительно соответствующего национального меньшинства, которое представляет по крайней мере 5 % местного населения региональной единицы самоуправления, количество членов в представительском органе этой единицы увеличивается на количество, необходимое для достижения представительства. В случае избрания, новоизбранные депутаты считаются членами меньшинства, которые не были избраны в порядке пропорционального представительства каждого списка избирателей, если другое не предусмотрено законом, который регулирует проведение выборов членов представительского органа региональной единицы самоуправления.
(5) Если применение положений параграфов 2 и 3 этой статьи не приводит в результате к желаемому представительству членов меньшинства в представительском органе местной единицы самоуправления или региональном органе самоуправления, согласно с параграфом 4 этой статьи и согласно этим положениям объявляются дополнительные выборы.
(6) Состав кандидатов и выборы членов в представительские органы местных и региональных единиц самоуправления, согласно с параграфами 2, 3, 4, 5 этой статьи, регулируются согласно закону о выборах членов в представительские органы местных и региональных единиц самоуправления.
(7) Результаты официальной переписи населения являются основой для определения количества членов национального меньшинства, необходимого для выполнения положений этой статьи. Результаты официальной переписи количества членов национального меньшинства в местных или региональных единицах самоуправления приводятся в соответствие с изменениями, которые могут быть зафиксированы в последних подтвержденных списках избирателей этой единицы перед проведением любых выборов.
Статья 21
(1) Единицы местного и регионального самоуправления, где члены меньшинства не составляют большинства, могут отмечать в своих уставах, что члены меньшинства должны быть избраны в представительский орган в границах или выше их пропорционального представительства в общем количестве населения данной единицы.
Статья 22
(1) В единице местного и регионального самоуправления (дальше: единица самоуправления), где пропорциональное представительство представителей меньшинства обусловливается положениями данного Конституционного закона, представительство такого меньшинства также обеспечивается в органе исполнительной власти.
(2) Представительство меньшинства обеспечивается в правительстве и судебных органах согласно специальному закону с учетом пропорциональной части национального меньшинства в общем количестве населения на этой территории, где правительство или судебный орган формируется, и согласно полученным правам.
(3) Члены национальных меньшинств гарантировано получают право представительства в административных органах единиц самоуправления согласно положениям специального закона, который регулирует местное и региональное самоуправление, и полученным правам.
(4) При заполнении вакансий, обозначенных в частях 2 и 3 этой статьи, преимущество при одинаковых обстоятельствах будет предоставляться представителям национальных меньшинств.
III. САМОУПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
В ЕДИНИЦАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 23
Для развития, сохранения и защиты статуса национальных меньшинств в обществе, члены национального меньшинства могут избирать органы самоуправления меньшинства или представителей меньшинства в единицы самоуправления в порядке и при условиях, определенных в этом Конституционном Законе.
Статья 24
(1) Органы самоуправления меньшинства избираются в единицах самоуправления, где количество членов национального меньшинства составляет, по меньшей мере, 1,5 % от всего населения либо на территории, где проживают более 200 членов национального меньшинства, либо на территории региональной единицы самоуправления, где проживает более 500 членов национального меньшинства.
(2) 10 представителей избирается в органы самоуправления меньшинства в муниципалитете, 15 – в органы самоуправления меньшинства города, 25 – в органы самоуправления меньшинства округа.
(3) В случаях, когда по крайней мере одно требование к выборам в органы самоуправления меньшинства, согласно с параграфом 1 этой статьи, не выполняется, для территорий, где проживает по меньшей мере 100 членов национального меньшинства, представитель национального меньшинства избирается от территории этой единицы самоуправления.
(4) Кандидаты в органы самоуправления меньшинства либо кандидаты в представители меньшинства могут выдвигаться для избрания от организаций меньшинств либо двадцатью членами национального меньшинства от муниципальной территории, либо тридцатью – от территорий города, либо пятьюдесятью – от территории округа.
(5) Члены самоуправления меньшинства и представители меньшинства избираются на основе общего тайного голосования сроком на четыре года; процедура проведения выборов проходит согласно закону, который регулирует выборы представителей в представительские органы местных единиц самоуправления.
(6) По результатам национальной переписи населения и согласно количеству членов национального меньшинства, для применения положений этой статьи количество избирателей, которые заносятся в списки либо исключаются из этих списков, может быть увеличено либо уменьшено. Этот список составляется с целью избрания представителей в представительские органы местных единиц самоуправления.
Статья 25
(1) Самоуправление меньшинства рассматривается как некоммерческое юридическое лицо. Его правовой статус устанавливается при регистрации в министерстве, которое отвечает за общие административные дела.
(2) Самоуправление меньшинства отвечает по своим обязательствам и в пределах всех его активов.
(3) Название самоуправления меньшинства должно быть представлено на хорватском языке и латинским письмом, на языке и письмом национального меньшинства, которое образует самоуправление меньшинства.
(4) Название самоуправления меньшинства содержит ссылку на национальное меньшинство, о котором идет речь, и на территорию, где оно расположено.
(5) Министр по делам государственного управления определяет содержание реестра самоуправления меньшинства и способ, с помощью которого этот реестр ведется, а также форму заявления о внесении в реестр национальных меньшинств.
Статья 26
Члены самоуправления меньшинства избирают главу тайным голосованием. Самоуправление меньшинства также избирает лицо, которое будет действовать от имени главы в случае его/ее отсутствия или несостоятельности исполнять его/ее обязанности.
Статья 27
(1) Самоуправление меньшинства принимает свою программу работы, финансовый план и годовой баланс, а также устав, который регулирует вопрос относительно работы самоуправления меньшинства.
(2) Председатель самоуправления меньшинства представляет и действует от имени самоуправления меньшинства, созывает заседание совета и выполняет полномочия и обязанности, отмеченные в уставе самоуправления меньшинства.
(3) Устав, программа, финансовый план и годовой баланс самоуправления меньшинства утверждаются большинством голосов членов совета.
(4) Устав, программа, финансовый план и годовой баланс самоуправления меньшинства публикуются в официальной газете единицы самоуправления на той территории, где этот орган самоуправления расположен.
Статья 28
(1) Единицы самоуправления обеспечивают средства для работы органов самоуправления меньшинства, включая средства, которые необходимы для административных услуг, а также обеспечивает финансирование отдельных видов деятельности, которые определяются в программах соответствующего самоуправления меньшинства.
(2) Средства, которые необходимы для обеспечения программ самоуправления меньшинства, могут предоставляться из государственного бюджета.
Статья 29
(1) Средства, полученные самоуправлением меньшинства от его собственности, пожертвований, грантов, наследства и из других источников, могут быть использованы на деятельность соответствующего национального меньшинства, как это определено в его программе.
(2) Средства, полученные самоуправлением меньшинства из государственного бюджета либо из бюджета единицы самоуправления, могут использоваться исключительно на цели, предусмотренные в бюджете либо законе, либо решении, которое регулирует расходы бюджета, либо когда идет речь о средствах государственного бюджета, используемых на цели, определенные Советом Национальных Меньшинств.
(3) При покупке товаров, услуг либо выполнении работ, которые финансируются из средств, упомянутых в параграфе 2 этой статьи, самоуправление меньшинства может использовать их исключительно при условии и таким образом, который определен актом о закупке.
Статья 30
(1) Члены самоуправления меньшинства и его органы, как правило, выполняют свои обязанности добровольно и с добросовестностью собственника.
(2) Члены самоуправления меньшинства и его органы могут получать возмещение расходов во время выполнения ими их обязанностей из средств самоуправления меньшинства и получать вознаграждения ежемесячно, если это утверждено лимитом, одобренным министром по вопросам общего управления.
Статья 31
(1) Самоуправления национальных меньшинств в единицах самоуправления имеют право:
– предлагать единицам самоуправления мероприятия, рассчитанные на улучшение положения соответствующих национальных меньшинств в пределах всей страны или на отдельной территории, что включает в себя предложение подзаконных актов, которые регулируют вопросы в сфере компетенции этого национального меньшинства;
– предлагать кандидатов для выполнения обязанностей в административных органах управления и в органах единиц самоуправления;
– быть проинформированными относительно любых вопросов, которые будут обсуждаться в комитетах представительских органов единиц самоуправления, касающихся этого национального меньшинства;
– выражать свою точку зрения и вносить предложения в органы единиц самоуправления относительно вопросов местных и региональных радио– и телевизионных программ для национальных меньшинств или относительно вопросов, касающихся национальных меньшинств;
(2) В своих подзаконных актах органы единиц самоуправления определяют способ, сроки и процедуру, которые применяются при реализации прав, предоставленных параграфом 1 этой статьи.
Статья 32
(1) При подготовке проектов подзаконных актов администрация единиц самоуправления выслушивает идеи и предложения самоуправления меньшинства, сформированного на этой территории, которые касаются положений, регулирующих права и свободы меньшинств.
(2) В случае, если самоуправление меньшинства считает, что подзаконный акт единицы самоуправления меньшинства либо любые его положения противоречат Конституции, этому Конституционному закону либо другим специальным законам, регулирующим права и свободы меньшинства, об этом необходимо неотложно известить министерство по делам общего управления, администрацию единицы самоуправления, Совет Национальных Меньшинств.
(3) Если Министерство, ответственное за общее управление, либо Совет национальных меньшинств считают подзаконный акт, согласно параграфу 2 этой статьи, или любое из его положений таким, что противоречит Конституции, этому Конституционному Закону либо специальным законам, регулирующим права и свободы меньшинств, Министерство приостанавливает его действие в течение восьми суток.
(4) Решение о приостановке действия такого подзаконного акта немедленно вручается мэру или префекту округа, а также председателю представительского органа, который принял такой подзаконный акт, и сообщение о решении посылается Совету национальных меньшинств, самоуправлению меньшинства, на основе решения которого принимается решение.
(5) Министерство по делам общего управления направляет Правительству Хорватии решение, которое приостанавливает действие подзаконного акта, вместе с предложением к Конституционному суду Республики Хорватия о том, чтобы начать исследование и оценку соответствия такого акта Конституции и закону, о чем извещается соответствующая единица самоуправления.
(6) Приостановка подзаконного акта не действует, если Правительство Хорватии не смогло инициировать процедуру, которая была описана в параграфе 5 этой статьи в течение 30 дней со дня получения решения относительно подзаконного акта.

Статья 33
(1) Два или более органа самоуправления местных или региональных единиц могут создать наблюдательный комитет самоуправления меньшинства с целью гармонизации и развития общих интересов.
(2) Этот наблюдательный комитет самоуправления меньшинств упорядочивает их взгляды на вопрос, который находится в пределах их ответственности.
(3) Органы самоуправления меньшинств могут уполномочить наблюдательный комитет от их имени принимать меры, согласно со ст. 31 этого Конституционного Закона.
(4) Органы самоуправления региональных единиц рассматривают создание наблюдательного комитета на территории Республики Хорватия в том случае, когда более половины всех органов самоуправлений меньшинств региональных единиц пришли к согласию по этому вопросу.
(5) Наблюдательный комитет самоуправления меньшинств, основанный самоуправлениями меньшинств региональных единиц самоуправления на территории Республики Хорватия, может принимать решение относительно знаков и символов национального меньшинства, праздников меньшинства по согласованию с Советом Национальных Меньшинств.
Статья 34
(1) Представитель меньшинства исполняет свои обязанности на хорватском языке и латинским письмом, а также на языке и письмом национального меньшинства, которое его/ее избрало, и с пометкой региона, от которого он/она были избраны.
(2) Представитель меньшинства открывает счет для получения средств, которые используются для деятельности, обеспечивающей права меньшинства на территории единицы самоуправления, от которой он/она были избраны. Он предоставляет финансовый план использования таких средств и готовит баланс. Финансовый план и баланс использования средств для обеспечения прав меньшинства публикуются в официальной газете единицы местного самоуправления на территории, от которой представитель меньшинства был избран.
(3) Полномочия и обязанности представителя меньшинства регулируются положениями статей 28, 29, 30, 31, 32, 33 этого закона.
IV. СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
Статья 35
(1) Совет национальных меньшинств учреждается для рассмотрения и внесения предложений относительно средств регуляции и решения вопросов, касающихся обеспечения и гарантирования прав и свобод меньшинств. С этой целью Совет сотрудничает с компетентным Правительством и органами самоуправления, самоуправлениями меньшинств, организациями национальных меньшинств и юридическими лицами, которые занимаются деятельностью, связанной с осуществлением прав и свобод меньшинств.
(2) Совет национальных меньшинств обладает следующими полномочиями:
– предлагать законодательным и исполнительным органам организовывать обсуждение отдельных вопросов, связанных с жизнью национального меньшинства, особенно вопросов относительно применения этого Конституционного закона и специальных законов, регулирующих права и свободы меньшинства;
– предлагать законодательным и исполнительным органам власти мероприятия, которые улучшали бы положение национального меньшинства в государстве в целом и на отдельных его территориях;
– выражать свои взгляды и вносить предложения относительно передач государственного радио и телевидения, которые предназначены для национальных меньшинств, или относительно рассмотрения вопросов, касающихся национальных меньшинств на государственном радио и телевидении и в других средствах массовой информации;
– предлагать определенные экономические, социальные и другие программы на территориях, где традиционно проживают представители национального меньшинства для обеспечения их существования в этих регионах;
– искать и получать от центрального Правительства и местных, региональных органов правительства информацию и сведения, необходимые для решения вопросов, находящихся в их компетенции;
– приглашать и требовать присутствия представителей центрального правительства или местных и региональных органов правительства, ответственных за вопросы в пределах компетенции Совета, что отмечено Конституционным законом и уставом Совета.
(3) Совет национальных меньшинств сотрудничает в вопросах, касающихся интересов национальных меньшинств в Республике Хорватия, с компетентными международными организациями и институциями, которые занимаются решением вопросов меньшинств, и с компетентными органами государственной власти стран происхождения национальных меньшинств Республики Хорватия.
(4) Совет национальных меньшинств расходует средства из государственного бюджета, выделенные на потребности национальных меньшинств. Бенефициары этих средств будут составлять годовые отчеты об использовании средств, предоставленных им из государственного бюджета. Совет, в свою очередь, будет отчитываться об использовании этих средств перед Хорватскими Правительством и Парламентом.
(5) В случае, если Совет национальных меньшинств не может принять решение относительно средств, согласно параграфe 4 данной статьи, в течение 90-дневного срока после принятия государственного бюджета, то вопрос решается Хорватским Правительством.
Статья 36
(1) Члены Совета национальных меньшинств назначаются Правительством Хорватии сроком на четыре года, а именно:
– семь членов от меньшинства, из лиц, предложенных самоуправлением меньшинства;
– пять членов меньшинства из ведущих культурных, научных, профессиональных или религиозных деятелей, предложенных организациями меньшинства, религиозными сообществами, юридическими лицами или отдельными членами национальных меньшинств.
(2) Члены Совета национальных меньшинств являются также депутатами Парламента от национальных меньшинств.
(3) Совет национальных меньшинств состоит из главы и заместителя главы, которые назначаются Правительством Хорватии из числа членов Совета.
(4) При назначении членов Совета национальных меньшинств Правительство Хорватии учитывает соотношение отдельного национального меньшинства в общем населении Республики Хорватия, а также необходимость того, чтобы состав Совета отображал своеобразие и отличительные черты этих национальных меньшинств, их исторические ценности, их этнические, культурные и другие особенности.
(5) Председатель Совета национальных меньшинств исполняет его/ее административные и технические обязанности профессионально и возглавляет административные и технические службы Совета.
(6) Правительство Хорватии образует административную службу Совета для исполнения технических и административных обязанностей Совета национальных меньшинств и определяет приблизительное количество его штата.
(7) Совет национальных меньшинств имеет свой устав, который утверждается Правительством Хорватии. Устав определяет более детально круг обязанностей и организацию Совета.
(8) Совет национальных меньшинств одобряет повестку дня, финансовый план, баланс и решение о выплате средств из государственного бюджета, предназначенных для удовлетворения потребностей национальных меньшинств.
(9) Совет национальных меньшинств утверждает правила внутреннего распорядка, предложенные главой Совета, которыми он руководствуется при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
(10) Решения, которые принимает Совет национальных меньшинств, одобряются большинством голосов всех ее членов.
(11) Повестка дня, финансовый план и баланс Совета национальных меньшинств, а также подзаконные акты, согласно с которыми Совет расходует средства государственного бюджета на потребности национальных меньшинств, публикуются в официальной газете.
V Контроль
Статья 37
(1) Обеспечение прав и свобод меньшинств гарантировано Конституцией, этим Конституционным законом и другими специальными законами, контролируется соответствующими государственными органами в пределах их ответственности.
(2) Хорватское Правительство координирует работу правительственных органов относительно применения этого Конституционного закона и других специальных законов, регулирующих вопросы, касающиеся национальных меньшинств.
(3) По крайней мере один раз в год Хорватское Правительство отчитывается перед Парламентом Республики Хорватия относительно применения этого Конституционного закона и использования средств государственного бюджета на потребности национальных меньшинств. Совет национальных меньшинств предоставляет отчеты дважды в год Парламенту Республики Хорватия или в его комитеты по вопросам прав национальных меньшинств, по вопросам ответственности Совета и квартальные отчеты по использованию средств государственного бюджета на потребности национальных меньшинств.
Статья 38
(1) Самоуправление меньшинства или представитель меньшинства в единице самоуправления может обратиться с просьбой от имени компетентного правительственного органа относительно пересмотра применения этого Конституционного закона и специальных законов, регулирующих права и свободы меньшинств единицами самоуправления там, где они были образованы, и принять меры для обеспечения легитимности процедуры, сообщить об этом в Совет национальных меньшинств, который в свою очередь информирует самоуправление меньшинства или представителя меньшинства о своей позиции относительно этого вопроса.
(2) Совет национальных меньшинств может обратиться с просьбой к Правительству Республики Хорватия о пересмотре применения этого Конституционного закона и специальных законов, регулирующих права и свободы меньшинств органами государственной власти, и принять меры для обеспечения законности процедуры.
(3) Согласно положениям Конституционного акта о Конституционном Суде Республики Хорватия, самоуправление меньшинств или представитель меньшинства и Совет национальных меньшинств могут обратиться с конституционным обращением к Конституционному Суду по собственной инициативе или по инициативе членов национального меньшинства, если они считают, что права и свободы членов национальных меньшинств, защищенные положениями Конституционного закона и специальными законами, нарушаются.
VI. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39
(1) Положения статьи 19 этого Конституционного закона применяются со дня вступления в силу этого закона, регулирующего выборы членов Парламента.
(2) Представительские органы местных и региональных единиц самоуправления, чей мандат действует, но право представительства представителями меньшинства не реализуются согласно с положениями статьи 20 этого закона, будут пополнении соответствующим количеством представителей меньшинства таким образом и за такое время, которые предусмотрены законом, который регулирует выборы представителей в местные и региональные представительские органы самоуправления.
Статья 40
Ни одно из положений этого закона не может быть истолковано как такое, что включает в себя право действовать, нарушая фундаментальные принципы международного права, в частности право суверенитета, единства, территориальной целостности и независимости Республики Хорватия.
Статья 41
Права национальных меньшинств, которые обозначены международными соглашениями, которые подписала Республика Хорватия, не будут изменены или упразднены этим Конституционным Законом.
Статья 42
(1) Правительство Республики Хорватия назначает членов Совета национальных меньшинств, а также главу и заместителя главы таким образом, как записано в статье 34 параграфа 1 данного закона, а именно через 90 дней после вступления в силу этого Конституционного закона.
(2) Если по окончании срока, предусмотренного параграфом 1 этой статьи, самоуправления меньшинства не сформированы или если они не выдвинули перед Правительством Хорватии своих представителей в Совет национальных меньшинств, то Совет формируется из членов, назначенных согласно положениям п. 2 параграфа 1 статьи 36, и членов, назначенных согласно параграфу 2 статьи 36 этого закона.
(3) При создании административной службы Совета национальных меньшинств необходимые технические и административные службы Совета обеспечиваются правительственным управлением национальных меньшинств.
Статья 43
(1) С момента вступления в силу этого Конституционного закона теряют силу положения пункта 1 параграфа 1 статьи 4 Закона об использовании языка и письма национального меньшинства (Официальная газета № 51/ 2000)
(2) С момента вступления в силу этого Конституционного закона теряют силу положения статьи 9 Закона о выборах представителей в представительские органы местных и региональных единиц самоуправления (Официальная газета № 33/2001) в той части, где идет речь о выборах представителей в представительские органы единиц местного и регионального самоуправления из числа представителей национальных меньшинств, а также положения статьи 61 этого закона.
Статья 44
С момента вступления в силу этого Конституционного закона, Конституционный закон о правах и свободах человека и закон о правах этнических и национальных сообществ или меньшинств в Республике Хорватия (Официальная газета № 65/91, 27/92, 34/92 с поправками, 51/2000, 105/2000 с поправками) теряет силу.
Статья 45
Данный Конституционный закон вступает в силу с даты его опубликования в “Официальной газете” Республики Хорватия.
13 декабря 2002 года