Закон Эстонии об обороне в военное время

ЗАКОН ЭСТОНИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
(Sõjaaja riigikaitse seadus)
Принят 28 сентября 1994 года
(RT I 1994, 69, 1194; 1999, 16, 271; 2002, 53, 336; 57, 354; 2003, 13, 69;
2007, 16, 77; 2008, 35, 212; RT I, 08.07.2011, 8; RT I, 29.11.2011, 6)

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 1. Сфера, регулируемая Законом
    Настоящим Законом регулируются основы организации государственной обороны в военное время.
    Статья 2. Действие Закона
    (1) Настоящий Закон действует во время военного положения (в военное время), с момента объявления военного положения до объявления прекращения военного положения. В то же время действует также Закон о государственной обороне в мирное время в той мере, в какой настоящим Законом не установлен иной порядок организации государственной обороны.
    (2) В военное время другие законы действуют в той мере, в какой настоящим Законом не установлено иное.
    Статья 3. Военное положение, мобилизация и демобилизация
    (1) Военное положение – это объявленный Государственным Собранием или Президентом Республики специальный правовой порядок в государстве, особенности которого определяются законом и установленными на его основании иными правовыми актами.
    (2) Военное положение прекращается Государственным Собранием путем объявления прекращения военного положения по предложению Президента Республики.
    (3) Мобилизация – это перевод Оборонительных сил и государственного хозяйства и институтов из состояния мирного времени в состояние военного времени. При мобилизации резервисты призываются на действительную службу в порядке, предусмотренном Законом.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    (3.1) Во время военного положения решение об объёме мобилизации оборонительных сил принимает командующий оборонительными войсками после объявления мобилизации.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    (4) Демобилизация – это перевод Оборонительных сил и государственного хозяйства и институтов из военного положения в состояние мирного времени.
    (RT I 2002, 57, 354 – вступ. в силу с 15.08.02)
    Статья 4. Оборона государства путем военных действий
    (1) Единоличное руководство военными действиями, направленными на государственную оборону, осуществляет командующий оборонительными войсками, в подчинении которого находятся оборонительные войска и Кайтселийт. В случае применения настоящего Закона, военизированные подразделения, входящие в сферу управления Министерства внутренних дел, передаются в сферу управления Правительства Республики.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    Редакция с 09.12.2011: (1) Единоличное руководство военными действиями, направленными на государственную оборону, осуществляет командующий оборонительными войсками, в подчинении которого находятсяоборонительные войска и Кайтселийт.
    (RT I, 29.11.2011, 6 – вступ. в силу с 09.12.11)
    (2) Признана недействительной.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    Статья 5. Ограничение прав и свобод в военное время
    (1) В интересах государственной безопасности и общественного порядка в предусмотренных законом случаях и порядке могут ограничиваться права и свободы лиц и возлагаться на них обязанности. При этом также и в военное время:
    1) обеспечение прав и свобод является обязанностью законодательной, исполнительной и судебной властей и местных самоуправлений;
    2) действует право обращаться в суд в случае ущемления своих прав и интересов. Ни один человек не может признаваться виновным в преступлении до вступления в силу вынесенного в отношении него обвинительного судебного приговора.
    (2) В интересах государственной безопасности и общественного порядка могут ограничиваться следующие права и свободы лиц:
    1) право на свободную самореализацию;
    2) право на свободу и неприкосновенность личности;
    3) право на свободный выбор рода занятий, профессии или места работы;
    4) право объединяться в партии и в некоммерческие общества определенного вида;
    5) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью;
    6) право на неприкосновенность домашнего очага;
    7) право на свободное передвижение и выбор места жительства;
    8) право покинуть Эстонию и поселиться в Эстонии;
    9) право на тайну сообщений, передаваемых по почте, телеграфу, телефону или иным общеупотребительным способом;
    10) право свободно получать информацию, распространяемую для общего пользования;
    11) право в установленном законом порядке ознакомляться с данными, хранящимися в государственных учреждениях и органах местного самоуправления, а также в государственных архивах и архивах местных самоуправлений;
    12) право свободно распространять идеи, мнения, убеждения и иную информацию устно, печатно, изобразительно или иным способом;
    13) право собираться и проводить собрания.
    (3) В интересах государственной безопасности и общественного порядка предоставляется право:
    1) государственным учреждениям, органам местного самоуправления и их должностным лицам собирать и хранить данные об убеждениях лица против его свободной воли;
    2) ввести цензуру;
    3) запретить забастовки;
    4) возлагать на лиц обязанности.
    (4) Ограничивать перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи права и свободы и возлагать на лиц обязанности могут:
    1) Правительство Республики;
    2) командующий оборонительными войсками в части ограничений и обязанностей, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6 и 7 части 2 и пункте 4 части 3 настоящей статьи.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    Статья 6. Возмещение материального ущерба, причиненного военными действиями
    (1) Материальный ущерб, причиненный в военное время военными действиями в оборонных целях, возмещается на основаниях и в порядке, установленных законом.
    (2) Материальный ущерб, причиненный в военное время иностранным государством, возмещается в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
  2. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ
    Статья 7. Возмещение материального ущерба, причиненного военными действиями
    Президент Республики:
    1) разрешает вопросы государственной обороны, переданные Законом о государственной обороне в мирное время в компетенцию Президента Республики;
    2) вносит Председателю Государственного Собрания предложение о созыве внеочередной сессии Государственного Собрания для принятия решения по вопросам государственной обороны, требующим срочного разрешения;
    3) вносит в Государственное Собрание предложение об объявлении демобилизации.
    Статья 8. Компетенция Совета государственной обороны в военное время
    Совет государственной обороны дает заключения или вносит предложения:
    1) по вопросам, перечисленным в статье 7 настоящего Закона;
    2) по проекту дополнительного бюджета военного времени и о внутренних и внешних займах, необходимых для военных расходов;
    3) по заключению, ратификации или денонсации международных договоров в области государственной обороны;
    4) по проекту мирного договора;
    5) по иным важнейшим вопросам государственной обороны, имеющим принципиальное значение или требующим срочного разрешения.
  3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
    Статья 9. Компетенция Правительства Республики по государственной обороне в военное время
    (1) Правительство Республики:
    1) выполняет задачи, возложенные на него Законом о государственной обороне в мирное время, за исключением задач, переданных настоящим Законом в компетенцию Государственного Собрания, Президента Республики и командующего оборонительными войсками;
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    2) представляет в Рийгикогу Закон об изменении государственного бюджета или проект дополнительного бюджета и при необходимости принимает решение о применении, представленного проекта до принятия решения Рийгикогу по данному вопросу, хотя до принятия решения Рийгикогу по данному вопросу, общий объём сделанных расходов не должен превышать 10% от объёма расходов государственного бюджета текущего года;
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    3) если Рийгикогу не приняло государственный бюджет к началу бюджетного года, при необходимости принимает решение о применении проекта государственного бюджета, представленного в Рийгикогу до принятия Рийгикогу государственного бюджета, хотя до принятия Рийгикогу государственного бюджета, ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 от объёма расходов государственного бюджета прошлого года. Дополнительно к этому Правительство Республики может дополнительно применить проект, представленный в Рийгикогу до принятия Рийгикогу государственного бюджета, в объёме, который не превышает 10% от объёма расходов государственного бюджета прошлого года;
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    4) представляет в Рийгикогу проект о государственном займе или взятии государством на себя иных имущественных обязательств и при необходимости принимает решение о применении представленного в Рийгикогу проекта до принятия Рийгикогу решения по данному вопросу, хотя до принятия Рийгикогу решения по данному вопросу, общий объём государственных займов или иных имущественных обязательств государства не должен превышать 10% от объёма расходов государственного бюджета текущего года;
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    5) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    6) передает в подчинение командующего оборонительными войсками учреждения и подразделения;
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    7) вводит ограничения или налагает запрет на вывоз из Эстонии необходимых для государственной обороны и нужд населения товаров и иного имущества, а также валюты;
    8) в случае необходимости нормирует потребление продовольственных и иных товаров;
    9) устанавливает в необходимых случаях обязательные цены;
    10) в случае необходимости ограничивает права и свободы лиц и возлагает на них обязанности в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;
    11) возлагает на государственные органы, исполнительные органы местного самоуправления и иные учреждения и организации дополнительные обязанности по государственной обороне;
    12) принимает решения по вопросам, связанным с мирными переговорами, заключает мирные договоры и представляет их Государственному Собранию для ратификации;
    13) принимает решения по иным вопросам государственной обороны, не переданным Конституцией или законом в компетенцию Государственного Собрания или Президента Республики.
    (2) Правительство Республики имеет право приостанавливать приказы и распоряжения, отданные командующим оборонительными войсками не подчиненным ему юридическим и физическим лицам.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    (3) Если Государственное Собрание не может быть созвано, Правительство Республики имеет в военное время право:
    1) перераспределять в оборонных целях расходы государственного бюджета и бюджетные ассигнования;
    2) производить дополнительные расходы, на которые не выделено ассигнований из государственного бюджета, или для финансирования которых недостает бюджетных ассигнований.
  4. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    Статья 10. Компетенция Министерства обороны по государственной обороне в военное время
    Министерство обороны:
    1) выполняет задачи, возложенные на него Законом о государственной обороне в мирное время, за исключением задач, переданных настоящим Законом в компетенцию командующего оборонительными войсками;
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    2) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    3) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    4) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    5) вносит в Правительство Республики предложения по военным расходам, на которые не выделено ассигнований из государственного бюджета, или для финансирования которых недостает бюджетных ассигнований;
    6) вносит в Правительство Республики предложения по проекту дополнительного бюджета военного времени;
    7) ведает хозяйством, снабжением и вопросами здравоохранения в оборонительных войсках, а также созданием, хранением и отпуском необходимых для ведения войны запасов довольствия;
    8) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    Статья 11. Компетенция Министерства обороны по государственной обороне в военное время
    Исполнительные органы местного самоуправления:
    1) выполняют задачи, возложенные на них Законом о государственной обороне в мирное время;
    2) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    3) Признан недействительным.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    4) выполняют в соответствии с пунктом 11 статьи 9, пунктом 2 части 2 и пунктом 6 части 3 статьи 12 настоящего Закона задачи по государственной обороне, возложенные на них Правительством Республики или командующим оборонительными войсками.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
  5. КОМАНДУЮЩИЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫМИ ВОЙСКАМИ
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    Статья 12. Компетенция командующего оборонительными войсками в военное время
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    (1) Командующий оборонительными войсками выполняет в военное время задачи, возложенные на него Законом о государственной обороне в мирное время и настоящим Законом.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    (1.1) Признана недействительной.
    (RT I 2007, 16, 77 – вступ. в силу с 01.01.08)
    (2) Во время военного положения командующий оборонительными войсками:
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    1) командует оборонительными войсками и Кайтселийтом;
    2) в случае необходимости отдает приказы и распоряжения не подчиненным ему юридическим и физическим лицам для выполнения возложенных на них задач по государственной обороне;
    3) принимает решение об объёме мобилизации.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    (3) При руководстве военными действиями командующий оборонительными войсками:
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    1) единолично руководит военными действиями, используя для этих целей имеющиеся в его распоряжении структурные подразделения и средства целесообразными по его мнению способами;
    (RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
    1.1) командует и организует мобилизацию резервистов, передачу им мобилизационнных приказов, сборы резервистов и доставку их к местам несения службы;
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    2) Признан недействительным.
    (RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
    3) определяет типы и нормы приобретаемого вооружения, боевой техники и специальных средств;
    3.1) организует применение повинностей определённых в мирное время и определяет и применяет дополнительные повинности в порядке, предусмотренном законом для нужд оборонительных войск.
    (RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
    4) отдает в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 настоящего Закона в случае неотложной необходимости приказы и распоряжения не подчиненным ему юридическим и физическим лицам в целях использования их для выполнения задач по государственной обороне в интересах военных действий;
    5) приостанавливает исполнение правовых актов государственных учреждений и правообразующих актов органов местного самоуправления в случаях, когда он считает их не соответствующими интересам государственной обороны или военных действий и незамедлительно докладывает об этом премьер-министру и канцлеру юстиции;
    6) если этого требуют интересы государственной обороны, может запрещать населению оставлять свое постоянное место жительства или определенные регионы и обязывает население оставлять районы непосредственных военных действий;
    7) в необходимых случаях обязывает лиц, в собственности или во владении которых имеются транспортные средства, плавающие средства и воздушные суда, вне очереди или незамедлительно перевозить подразделения и военнослужащих оборонительных войск, а также имущество, необходимое для государственной обороны;
    (RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
    8) разрешает отпускать за плату или бесплатно из запасов Министерства обороны лицам, занятым в сфере государственной обороны, по нормам оборонительных войск продовольствие, а также вещества и материалы, необходимые для их транспортных средств, плавающих средств и воздушных судов;
    9) может в интересах военных действий частично или полностью делегировать указанную в пунктах 6, 7, 8 и 10 настоящей части компетенцию начальникам подчиненных ему воинских подразделений;
    (RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
    10) может запрещать вывоз из определенных регионов веществ, материалов и иного имущества, необходимых для оборонных целей;
    11) по согласованию с Правительством Республики принимает решения по иным связанным с руководством военными действиями вопросам, не переданным в компетенцию Государственного Собрания, Президента Республики или Правительства Республики.
    Статья 13. Компетенция командующего оборонительными войсками по заключению перемирия
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    (1) Командующий оборонительными войсками может заключать с врагом перемирие.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    (2) Командующий оборонительными войсками может прекратить перемирие, если враг своими действиями не выполняет условия заключенного перемирия.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
  6. НАДЗОР И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    Статья 14. Надзор
    (1) Министерство обороны имеет право в военное время проверять:
    1) использование по целевому назначению имущества, переданного Оборонительным силам с ведома командующего оборонительными войсками, а также организацию здравоохранения;
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    2) выполнение задач по государственной обороне государственными учреждениями, исполнительными органами местного самоуправления, иными учреждениями и организациями.
    (2) Командующий оборонительными войсками имеет в военное время право проверять выполнение задач по государственной обороне государственными учреждениями, исполнительными органами местного самоуправления, иными учреждениями и организациями.
    (RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
    Статья 15. Признана недействительной (RT I 2002, 53, 336 – вступ. в силу с 01.07.02)
    Статья 16. Изменения в другие Законы
    В настоящем тексте не приводятся.

Председатель Рийгикогу – Юло НУГИС