Закон Эстонии об обороне в военное время
ЗАКОН ЭСТОНИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
(Sõjaaja riigikaitse seadus)
Принят 28 сентября 1994 года
(RT I 1994, 69, 1194; 1999, 16, 271; 2002, 53, 336; 57, 354; 2003, 13, 69;
2007, 16, 77; 2008, 35, 212; RT I, 08.07.2011, 8; RT I, 29.11.2011, 6)
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера, регулируемая Законом
Настоящим Законом регулируются основы организации государственной обороны в военное время.
Статья 2. Действие Закона
(1) Настоящий Закон действует во время военного положения (в военное время), с момента объявления военного положения до объявления прекращения военного положения. В то же время действует также Закон о государственной обороне в мирное время в той мере, в какой настоящим Законом не установлен иной порядок организации государственной обороны.
(2) В военное время другие законы действуют в той мере, в какой настоящим Законом не установлено иное.
Статья 3. Военное положение, мобилизация и демобилизация
(1) Военное положение – это объявленный Государственным Собранием или Президентом Республики специальный правовой порядок в государстве, особенности которого определяются законом и установленными на его основании иными правовыми актами.
(2) Военное положение прекращается Государственным Собранием путем объявления прекращения военного положения по предложению Президента Республики.
(3) Мобилизация – это перевод Оборонительных сил и государственного хозяйства и институтов из состояния мирного времени в состояние военного времени. При мобилизации резервисты призываются на действительную службу в порядке, предусмотренном Законом.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
(3.1) Во время военного положения решение об объёме мобилизации оборонительных сил принимает командующий оборонительными войсками после объявления мобилизации.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
(4) Демобилизация – это перевод Оборонительных сил и государственного хозяйства и институтов из военного положения в состояние мирного времени.
(RT I 2002, 57, 354 – вступ. в силу с 15.08.02)
Статья 4. Оборона государства путем военных действий
(1) Единоличное руководство военными действиями, направленными на государственную оборону, осуществляет командующий оборонительными войсками, в подчинении которого находятся оборонительные войска и Кайтселийт. В случае применения настоящего Закона, военизированные подразделения, входящие в сферу управления Министерства внутренних дел, передаются в сферу управления Правительства Республики.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
Редакция с 09.12.2011: (1) Единоличное руководство военными действиями, направленными на государственную оборону, осуществляет командующий оборонительными войсками, в подчинении которого находятсяоборонительные войска и Кайтселийт.
(RT I, 29.11.2011, 6 – вступ. в силу с 09.12.11)
(2) Признана недействительной.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
Статья 5. Ограничение прав и свобод в военное время
(1) В интересах государственной безопасности и общественного порядка в предусмотренных законом случаях и порядке могут ограничиваться права и свободы лиц и возлагаться на них обязанности. При этом также и в военное время:
1) обеспечение прав и свобод является обязанностью законодательной, исполнительной и судебной властей и местных самоуправлений;
2) действует право обращаться в суд в случае ущемления своих прав и интересов. Ни один человек не может признаваться виновным в преступлении до вступления в силу вынесенного в отношении него обвинительного судебного приговора.
(2) В интересах государственной безопасности и общественного порядка могут ограничиваться следующие права и свободы лиц:
1) право на свободную самореализацию;
2) право на свободу и неприкосновенность личности;
3) право на свободный выбор рода занятий, профессии или места работы;
4) право объединяться в партии и в некоммерческие общества определенного вида;
5) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью;
6) право на неприкосновенность домашнего очага;
7) право на свободное передвижение и выбор места жительства;
8) право покинуть Эстонию и поселиться в Эстонии;
9) право на тайну сообщений, передаваемых по почте, телеграфу, телефону или иным общеупотребительным способом;
10) право свободно получать информацию, распространяемую для общего пользования;
11) право в установленном законом порядке ознакомляться с данными, хранящимися в государственных учреждениях и органах местного самоуправления, а также в государственных архивах и архивах местных самоуправлений;
12) право свободно распространять идеи, мнения, убеждения и иную информацию устно, печатно, изобразительно или иным способом;
13) право собираться и проводить собрания.
(3) В интересах государственной безопасности и общественного порядка предоставляется право:
1) государственным учреждениям, органам местного самоуправления и их должностным лицам собирать и хранить данные об убеждениях лица против его свободной воли;
2) ввести цензуру;
3) запретить забастовки;
4) возлагать на лиц обязанности.
(4) Ограничивать перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи права и свободы и возлагать на лиц обязанности могут:
1) Правительство Республики;
2) командующий оборонительными войсками в части ограничений и обязанностей, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6 и 7 части 2 и пункте 4 части 3 настоящей статьи.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
Статья 6. Возмещение материального ущерба, причиненного военными действиями
(1) Материальный ущерб, причиненный в военное время военными действиями в оборонных целях, возмещается на основаниях и в порядке, установленных законом.
(2) Материальный ущерб, причиненный в военное время иностранным государством, возмещается в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. - ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ
Статья 7. Возмещение материального ущерба, причиненного военными действиями
Президент Республики:
1) разрешает вопросы государственной обороны, переданные Законом о государственной обороне в мирное время в компетенцию Президента Республики;
2) вносит Председателю Государственного Собрания предложение о созыве внеочередной сессии Государственного Собрания для принятия решения по вопросам государственной обороны, требующим срочного разрешения;
3) вносит в Государственное Собрание предложение об объявлении демобилизации.
Статья 8. Компетенция Совета государственной обороны в военное время
Совет государственной обороны дает заключения или вносит предложения:
1) по вопросам, перечисленным в статье 7 настоящего Закона;
2) по проекту дополнительного бюджета военного времени и о внутренних и внешних займах, необходимых для военных расходов;
3) по заключению, ратификации или денонсации международных договоров в области государственной обороны;
4) по проекту мирного договора;
5) по иным важнейшим вопросам государственной обороны, имеющим принципиальное значение или требующим срочного разрешения. - ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
Статья 9. Компетенция Правительства Республики по государственной обороне в военное время
(1) Правительство Республики:
1) выполняет задачи, возложенные на него Законом о государственной обороне в мирное время, за исключением задач, переданных настоящим Законом в компетенцию Государственного Собрания, Президента Республики и командующего оборонительными войсками;
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
2) представляет в Рийгикогу Закон об изменении государственного бюджета или проект дополнительного бюджета и при необходимости принимает решение о применении, представленного проекта до принятия решения Рийгикогу по данному вопросу, хотя до принятия решения Рийгикогу по данному вопросу, общий объём сделанных расходов не должен превышать 10% от объёма расходов государственного бюджета текущего года;
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
3) если Рийгикогу не приняло государственный бюджет к началу бюджетного года, при необходимости принимает решение о применении проекта государственного бюджета, представленного в Рийгикогу до принятия Рийгикогу государственного бюджета, хотя до принятия Рийгикогу государственного бюджета, ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 от объёма расходов государственного бюджета прошлого года. Дополнительно к этому Правительство Республики может дополнительно применить проект, представленный в Рийгикогу до принятия Рийгикогу государственного бюджета, в объёме, который не превышает 10% от объёма расходов государственного бюджета прошлого года;
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
4) представляет в Рийгикогу проект о государственном займе или взятии государством на себя иных имущественных обязательств и при необходимости принимает решение о применении представленного в Рийгикогу проекта до принятия Рийгикогу решения по данному вопросу, хотя до принятия Рийгикогу решения по данному вопросу, общий объём государственных займов или иных имущественных обязательств государства не должен превышать 10% от объёма расходов государственного бюджета текущего года;
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
5) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
6) передает в подчинение командующего оборонительными войсками учреждения и подразделения;
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
7) вводит ограничения или налагает запрет на вывоз из Эстонии необходимых для государственной обороны и нужд населения товаров и иного имущества, а также валюты;
8) в случае необходимости нормирует потребление продовольственных и иных товаров;
9) устанавливает в необходимых случаях обязательные цены;
10) в случае необходимости ограничивает права и свободы лиц и возлагает на них обязанности в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;
11) возлагает на государственные органы, исполнительные органы местного самоуправления и иные учреждения и организации дополнительные обязанности по государственной обороне;
12) принимает решения по вопросам, связанным с мирными переговорами, заключает мирные договоры и представляет их Государственному Собранию для ратификации;
13) принимает решения по иным вопросам государственной обороны, не переданным Конституцией или законом в компетенцию Государственного Собрания или Президента Республики.
(2) Правительство Республики имеет право приостанавливать приказы и распоряжения, отданные командующим оборонительными войсками не подчиненным ему юридическим и физическим лицам.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
(3) Если Государственное Собрание не может быть созвано, Правительство Республики имеет в военное время право:
1) перераспределять в оборонных целях расходы государственного бюджета и бюджетные ассигнования;
2) производить дополнительные расходы, на которые не выделено ассигнований из государственного бюджета, или для финансирования которых недостает бюджетных ассигнований. - МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 10. Компетенция Министерства обороны по государственной обороне в военное время
Министерство обороны:
1) выполняет задачи, возложенные на него Законом о государственной обороне в мирное время, за исключением задач, переданных настоящим Законом в компетенцию командующего оборонительными войсками;
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
2) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
3) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
4) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
5) вносит в Правительство Республики предложения по военным расходам, на которые не выделено ассигнований из государственного бюджета, или для финансирования которых недостает бюджетных ассигнований;
6) вносит в Правительство Республики предложения по проекту дополнительного бюджета военного времени;
7) ведает хозяйством, снабжением и вопросами здравоохранения в оборонительных войсках, а также созданием, хранением и отпуском необходимых для ведения войны запасов довольствия;
8) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
Статья 11. Компетенция Министерства обороны по государственной обороне в военное время
Исполнительные органы местного самоуправления:
1) выполняют задачи, возложенные на них Законом о государственной обороне в мирное время;
2) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
3) Признан недействительным.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
4) выполняют в соответствии с пунктом 11 статьи 9, пунктом 2 части 2 и пунктом 6 части 3 статьи 12 настоящего Закона задачи по государственной обороне, возложенные на них Правительством Республики или командующим оборонительными войсками.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11) - КОМАНДУЮЩИЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫМИ ВОЙСКАМИ
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
Статья 12. Компетенция командующего оборонительными войсками в военное время
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
(1) Командующий оборонительными войсками выполняет в военное время задачи, возложенные на него Законом о государственной обороне в мирное время и настоящим Законом.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
(1.1) Признана недействительной.
(RT I 2007, 16, 77 – вступ. в силу с 01.01.08)
(2) Во время военного положения командующий оборонительными войсками:
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
1) командует оборонительными войсками и Кайтселийтом;
2) в случае необходимости отдает приказы и распоряжения не подчиненным ему юридическим и физическим лицам для выполнения возложенных на них задач по государственной обороне;
3) принимает решение об объёме мобилизации.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
(3) При руководстве военными действиями командующий оборонительными войсками:
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
1) единолично руководит военными действиями, используя для этих целей имеющиеся в его распоряжении структурные подразделения и средства целесообразными по его мнению способами;
(RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
1.1) командует и организует мобилизацию резервистов, передачу им мобилизационнных приказов, сборы резервистов и доставку их к местам несения службы;
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
2) Признан недействительным.
(RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
3) определяет типы и нормы приобретаемого вооружения, боевой техники и специальных средств;
3.1) организует применение повинностей определённых в мирное время и определяет и применяет дополнительные повинности в порядке, предусмотренном законом для нужд оборонительных войск.
(RT I 2003, 13, 69 – вступ. в силу с 01.05.03)
4) отдает в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 настоящего Закона в случае неотложной необходимости приказы и распоряжения не подчиненным ему юридическим и физическим лицам в целях использования их для выполнения задач по государственной обороне в интересах военных действий;
5) приостанавливает исполнение правовых актов государственных учреждений и правообразующих актов органов местного самоуправления в случаях, когда он считает их не соответствующими интересам государственной обороны или военных действий и незамедлительно докладывает об этом премьер-министру и канцлеру юстиции;
6) если этого требуют интересы государственной обороны, может запрещать населению оставлять свое постоянное место жительства или определенные регионы и обязывает население оставлять районы непосредственных военных действий;
7) в необходимых случаях обязывает лиц, в собственности или во владении которых имеются транспортные средства, плавающие средства и воздушные суда, вне очереди или незамедлительно перевозить подразделения и военнослужащих оборонительных войск, а также имущество, необходимое для государственной обороны;
(RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
8) разрешает отпускать за плату или бесплатно из запасов Министерства обороны лицам, занятым в сфере государственной обороны, по нормам оборонительных войск продовольствие, а также вещества и материалы, необходимые для их транспортных средств, плавающих средств и воздушных судов;
9) может в интересах военных действий частично или полностью делегировать указанную в пунктах 6, 7, 8 и 10 настоящей части компетенцию начальникам подчиненных ему воинских подразделений;
(RT I 2008, 35, 212 – вступ. в силу с 01.01.09)
10) может запрещать вывоз из определенных регионов веществ, материалов и иного имущества, необходимых для оборонных целей;
11) по согласованию с Правительством Республики принимает решения по иным связанным с руководством военными действиями вопросам, не переданным в компетенцию Государственного Собрания, Президента Республики или Правительства Республики.
Статья 13. Компетенция командующего оборонительными войсками по заключению перемирия
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
(1) Командующий оборонительными войсками может заключать с врагом перемирие.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
(2) Командующий оборонительными войсками может прекратить перемирие, если враг своими действиями не выполняет условия заключенного перемирия.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11) - НАДЗОР И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 14. Надзор
(1) Министерство обороны имеет право в военное время проверять:
1) использование по целевому назначению имущества, переданного Оборонительным силам с ведома командующего оборонительными войсками, а также организацию здравоохранения;
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
2) выполнение задач по государственной обороне государственными учреждениями, исполнительными органами местного самоуправления, иными учреждениями и организациями.
(2) Командующий оборонительными войсками имеет в военное время право проверять выполнение задач по государственной обороне государственными учреждениями, исполнительными органами местного самоуправления, иными учреждениями и организациями.
(RT I, 08.07.2011, 8 – вступ. в силу с 22.07.11)
Статья 15. Признана недействительной (RT I 2002, 53, 336 – вступ. в силу с 01.07.02)
Статья 16. Изменения в другие Законы
В настоящем тексте не приводятся.
Председатель Рийгикогу – Юло НУГИС