Ордонанс Франции о Государственном совете
ОРДОНАНС № 45–1708 ОТ 31 ИЮЛЯ 1945 г.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ
Статья 1. Государственный Совет состоит в ведении Председателя временного правительства Французской Республики в его качестве Председателя Совета Министров.
РАЗДЕЛ I. СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
И СТАТУС ЕГО ЧЛЕНОВ
Статья 2. Государственный Совет включает:
1) одного вице-председателя;
2) шесть председателей секций;
3) семьдесят девять государственных советников, находящихся на действительной службе;
4) двенадцать экстраординарных государственных советников;
5) восемьдесят один докладчик;
6) тридцать четыре аудитора 1 класса и 2 класса.
Статьи 3 и 4. Отменены.
Статья 5. Вице-председатель Государственного Совета назначается декретом, принимаемым Советом Министров по предложению министра юстиции, из числа председателей секций или государственных советников, находящихся на действительной службе.
Статья 6. Председатели секций назначаются декретом, принимаемым Советом Министров по предложению министра юстиции, из числа государственных советников, находящихся на действительной службе.
Статья 7. Государственные советники, находящиеся на действительной службе, назначаются декретом, принимаемым Советом Министров по предложению министра юстиции.
Не менее двух третей вакантных мест государственных советников предназначаются для замещения докладчиками Государственного Совета.
Назначение из числа докладчиков производится путем выбора из списка, содержащего три фамилии и составляемого вице-председателем Государственного Совета совместно с председателями секций.
Статья 8. Экстраординарные государственные советники назначаются декретом, принимаемым Советом Министров по предложению министра юстиции, из числа компетентных лиц из разных сфер государственной деятельности.
Должность экстраординарного государственного советника несовместима с обладанием парламентским мандатом.
Упомянутые советники участвуют в генеральной ассамблее Совета.
Постановлениями вице-председателя Государственного Совета, принимаемыми совместно с председателями секций, упомянутые советники могут быть призваны к участию в заседаниях постоянных комиссий, предусмотренных статьей 25, и к работе административных секций или комиссий.
Статья 9. Докладчики назначаются по предложению министра юстиции. Вице-председатель Государственного Совета совместно с председателями секций представляет кандидатуры докладчиков из числа аудиторов 1 класса.
Не менее трех четвертей вакантных мест докладчиков замещаются аудиторами 1 класса.
Кроме аудиторов 1 класса, находящихся в должности, не может быть назначено докладчиком лицо, не достигшее 30-летнего возраста и не имеющее 10-летнего стажа публичной службы, гражданской или военной.
Статья 10. Аудиторы 1 класса назначаются декретом по предложению министра юстиции из числа аудиторов 2 класса; вице-председатель Государственного Совета совместно с председателями секций делает соответствующие представления.
Статья 11. Если по истечении двух лет после назначения в Совет выявится несоответствие способностей какого-либо аудитора 2 класса осуществляемым им функциям в Совете, вице-председатель Государственного Совета совместно с председателями секций доводит об этом до сведения Председателя временного правительства с целью назначения этого аудитора на другую должность на государственной службе после получения заключения министра юстиции и при соблюдении условий, установленных регламентом публичной администрации.
Статьи 12–15. Отменены.
Статья 16. Первый и второй абзацы отменены.
Кроме положенного им Государственным Советом жалованья, экстраординарные государственные советники могут получать вознаграждение за работу, которую они действительно выполняют в Совете. Регламент публичной администрации установит правила таких выплат.
Статья 17. Отменена.
Статья 18. Первый абзац отменен.
До достижения установленного выше возраста вице-председатель, председатели секций и государственные советники могут быть уволены в официальную отставку только декретом, принимаемым Советом Министров по предложению министра юстиции. Другие члены Совета могут быть уволены в официальную отставку только декретом, принимаемым при соблюдении условий, предусмотренных абзацем вторым предыдущей статьи (по докладу министра юстиции после получения заключения консультативной комиссии).
Статья 19. Отменена.
Статья 20. (О персонале бюро) опущена.
РАЗДЕЛ II. О ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
В АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЯХ
Статья 21. Государственный Совет участвует в выработке законов или ордонансов при соблюдении условий, установленных Ордонансом от 31 июля 1945 г.
Председатель временного правительства (Премьер-министр) передает Совету на рассмотрение законопроекты, подготовленные министрами; Совет дает свое заключение по этим законопроектам и предлагает изменения редакционного характера, которые он считает необходимыми.
Он подготавливает и составляет акты, которые ему поручены.
По требованию министров вице-председатель может назначить члена Государственного Совета для оказания помощи соответствующему органу управления в разработке проекта определенного ордонанса.
Статья 22. С Государственным Советом в обязательном порядке проводятся консультации по декретам, имеющим силу закона, которые правительство правомочно промульгировать, а также по регламентам публичной администрации и декретам в форме регламента публичной администрации.
При разработке этих актов могут применяться положения последнего абзаца предыдущей статьи.
Статья 23. Государственный Совет дает свое заключение по другим проектам декретов и вообще по всем вопросам, по которым его участие предусмотрено законодательными либо регламентарными положениями, или по какому-либо вопросу, передаваемому ему на рассмотрение правительством. Он может также консультировать министров по сложным вопросам, возникающим в процессе управления.
На Государственный Совет возлагается обязанность постоянного характера по инспектированию административных судебных учреждений как во Франции, так и в заморских территориях. Эта задача осуществляется от имени вице-председателя Государственного Совета назначаемым советником, которому помогают два других члена Государственного Совета.
Вице-председатель Государственного Совета по просьбе Председателя временного правительства (Премьер-министра) или какого-либо министра назначает члена Государственного Совета для проведения инспекции как во Франции, так и в заморских территориях.
Статья 24. Государственный Совет может по собственной инициативе привлекать внимание органов государственной власти к необходимости реформ законодательного, регламентарного или административного характера, которые, как ему представляется, отвечают общим интересам.
Статья 25–31. Отменены.
РАЗДЕЛ III. О ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СУДЕБНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ
Статья 32. Государственный Совет, разрешающий споры, выступает как судья по административным делам. Он выносит решения как высшая инстанция об аннулировании актов различных административных органов по причине превышения власти. Он является апелляционной инстанцией в отношении решений, вынесенных административными судебными учреждениями по первой инстанции. Он может рассматривать кассационные жалобы на решения административных судов (см. Кодекс административных судов, ст. L.3; Декрет № 53–1169 от 28 ноября 1953 г., ст. 1).
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ
Статьи 33–37. Отменены.
Статья 38. Судебная секция, рассматривающая дела, состоит из:
1) председателя секции;
2) трех помощников председателя;
3) председателей подсекций;
4) двух государственных советников, назначенных при соблюдении условий, предусмотренных в вышеуказанных статьях 28 (п. 3) и 33;
5) докладчика.
При отсутствии или невозможности участвовать в заседании председателя судебной секции председательствование в ней осуществляет один из помощников председателя в порядке старшинства нахождения в должности, а при отсутствии помощников – председатель подсекции, имеющий наибольший стаж в этой должности из числа присутствующих на заседании.
При отсутствии или невозможности участвовать в заседании председатель каждой подсекции замещается одним из членов в соответствии со списком.
Судебная секция может выносить решения, если присутствуют не менее чем девять членов с правом решающего голоса.
Статья 39. Генеральная ассамблея по разрешению споров состоит из:
1) вице-председателя Государственного Совета;
2) председателей секций;
3) трех помощников председателя судебной секции;
4) председателя подсекции, по докладу которой рассматривается дело, или, если рассмотрение дела было проведено на условиях, предусмотренных в абзаце первом вышеуказанной статьи 36, председателя подсекции, которой было первоначально направлено дело;
5) докладчика.
ГЛАВА II. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Отдел I. Представление жалобы
Статья 40. Жалобы сторон или заявления министров должны содержать краткое изложение фактов и доводов, требования сторон, фамилии и местожительство сторон, а в качестве приложения – обжалуемое решение или документ, указывающий дату представления возражения, в случае, указанном в статье 51 настоящего Ордонанса [при отсутствии ответа в течение четырех месяцев со стороны администрации].
Статья 41. Жалоба должна быть подписана адвокатом при Государственном Совете.
Статья 42. Если специальные законы не предусматривают участия адвоката, в частности по делам, указанным в статье 45 настоящего Ордонанса, то жалоба должна быть подписана заинтересованной стороной или ее уполномоченным.
Статья 43. Жалоба, не требующая подписи адвоката при Государственном Совете, должна быть подписана соответствующим министром или должностным лицом, получившим полномочия на этот счет.
Отдел II. Гербовый сбор и регистрация жалоб
Статья 44. Опущена.
Статья 45. Освобождаются от пошлины и рассматриваются только с уплатой гербового сбора:
1) жалобы о превышении власти актами различных административных органов;
2) жалобы о назначении или отказе в назначении пенсии;
3) жалобы на решения административных судов, вынесенные по спорам, указанным в п. 1 и 2;
4) жалобы на решения административных советов, рассматривающих споры о назначении, продвижении по службе, дисциплине, жалованье, пенсиях государственным служащим, состоящим в ведении министерства заморских территорий Франции, и вообще по всем спорам индивидуального характера, относящимся к названным служащим.
Статья 46.
Отдел III. Внесение жалобы
Статья 47. Жалобы, заявления и другие документы сторон вносятся в Государственный Совет. Они адресуются непосредственно председателю судебной секции.
Жалобы о штрафах, прямом обложении, нарушениях при проведении выборов должны представляться в префектуру по месту жительства подателя жалобы.
Жалобы и заявления должны иметь копии, удостоверенные соответствующими сторонами; если копии отсутствуют, председатель судебной секции предлагает сторонам их сделать.
Отдел IV. Отсутствие у жалобы
в Государственный Совет отлагательного эффекта
Статья 48. За исключением особых предписаний закона, жалобы, внесенные в Государственный Совет, не имеют отлагательного эффекта, если Совет не решит иначе.
Отдел V. О сроках представления жалоб
Статья 49. Если иное не предусмотрено законодательными положениями, жалоба или заявление в Государственный Совет в отношении решения какого-либо органа власти или судебного учреждения может быть представлена в течение двухмесячного срока. Этот срок начинает течь со дня опубликования обжалуемого решения. Если решение должно быть сообщено или объявлено, то в таких случаях срок начинает течь со дня такого сообщения или объявления.
Статья 50. Кроме срока, предусмотренного в предыдущей статье, податели жалоб, находящиеся вне континентальной Франции, Корсики и Алжира, располагают сроком, установленным статьей 72 Гражданского процессуального кодекса.
Однако этот дополнительный срок не предоставляется подателям жалобы, которые используют возможность, предусмотренную абзацем вторым вышеуказанной статьи 47 в отношении дел о штрафах, выборах и обложениях.
Статья 51. Отменена.
Отдел VI. Ознакомление с жалобами и заявлениями
Статья 52. Если при предварительном ознакомлении решение по делу представляется очевидным, подсекция может постановить, что нет оснований для его рассмотрения, и оно передается правительственному комиссару.
Статья 53. В других случаях секция или подсекция по ознакомлении с предложениями, которые заявитель может указать в жалобе, устанавливает срок, в течение которого должны быть представлены заявления или возражения.
Статья 54–56. Отменены.
Статья 57. Если решение имеет в виду нескольких участников, одни из которых представили свои возражения, а другие – нет, то в отношении их всех выносится одно решение.
Отдел VII. О вопросах, возникающих в ходе рассмотрения дел
§ 1. Дополнительные ходатайства.
Статья 58. Ходатайства, заявляемые в ходе изучения дела, представляются в виде общего заявления в секретариат Совета. Председатель секции или подсекции, в которую такое заявление поступило, если имеются основания, предписывает сообщить о нем заинтересованной стороне, с тем чтобы последняя ответила на него в срок, установленный председателем.
Статья 59. Ходатайства, заявляемые в ходе изучения дела, присоединяются к основной жалобе, с тем чтобы по ним было вынесено одно решение. Однако, если имеются основания, не допускающие отлагательств, вопросы докладываются на ближайшем заседании подсекции, изучающей дело, и куда эти положения переданы Советом.
§ 2. Заявления о подложности документа, представленного противной стороной.
Статья 60. При заявлении о подложности представленного противной стороной документа председатель секции или подсекции, которому такое заявление поступило, устанавливает срок, в течение которого сторона, представившая такой документ, должна подтвердить желание его использовать. Если этого не происходит, то документ отклоняется. Если сторона заявляет, что она считает документ пригодным, Государственный Совет выносит по заключению секции или подсекции решение, которое либо откладывает решение по делу до рассмотрения надлежащим судом заявления о подложности документа, либо выносит окончательное решение, если оно не зависит от оценки подлинности документа.
§ 3. Вступление в дело третьих лиц
Статья 61. Вступление в дело третьих лиц оформляется отдельным заявлением. Председатель секции или подсекции, которому оно направлено, если имеются основания, постановляет сообщить его сторонам, с тем чтобы они дали ответ в течение установленного срока. Однако решение по основному делу не может быть отложено вследствие вступления в него третьих лиц.
§ 4. Возобновление производства и назначение нового адвоката
Статья 62. По нерассмотренным делам судопроизводство приостанавливается извещением о смерти одной из сторон или фактом смерти, выхода в отставку, отстранения от должности или запрещения заниматься своей профессией адвокату одной из сторон. Такая приостановка будет продолжаться до предъявления требования о возобновлении судебного рассмотрения дела или о назначении адвоката.
Статья 63. Акт об отзыве адвоката стороной, которую он представляет, не имеет последствий для противной стороны, если этот акт не включает назначения нового адвоката.
§ 5. Отказы
Статья 64. Если сторона отказывается от актов или действий, совершенных от ее имени в ином, чем Государственный Совет, месте и могущих повлиять на решение по рассматриваемому делу, то этот отказ должен быть сообщен другим сторонам. Если председатель секции или подсекции считает, что отказ заслуживает расследования, он направляет дело надлежащему судье для рассмотрения в течение установленного срока.
Статья 65. Если речь идет об отказе от актов или действий, совершенных в Государственном Совете, то в отношении адвоката возбуждается судебное преследование в упрощенном порядке и в срок, установленный председателем подсекции, которому заявлено об отказе.
Отдел VIII. Проведение заседаний
Статья 66. Судебные заседания проводятся публично, за исключением тех, в которых рассматриваются ходатайства о шедульных налогах и об общих налогах на прибыль.
К публичным заседаниям общего собрания Государственного Совета, секции, объединенных подсекций и подсекций применяются положения статьи 88 и следующих Гражданского процессуального кодекса о поддержании порядка в судебном заседании [ст. 438, 439 441].
Статья 67. После доклада адвокаты сторон представляют свои устные замечания; по каждому делу представляют заключения один из докладчиков Государственного Совета, правительственный комиссар или один из аудиторов, помощник комиссара.
Отдел IX. Решения Государственного Совета по судебным спорам
Статья 68. Все вынесенные решения зачитываются в публичном заседании, за исключением решений по спорам о шедульных налогах и об общих налогах на прибыль.
В решениях указываются фамилии и местожительство сторон, их требования, содержание основных документов и применяемые законы; решение подписывают председатель, докладчик и секретарь, и они воспроизводятся в протоколе судебного заседания. В нем должно содержаться упоминание о членах, участвовавших в рассмотрении дела.
Статья 69. Протокол судебного заседания содержит упоминание о выполнении требований, содержащихся в статьях 35, 36, 38, 39, 66 (§ 1), 67, 68 настоящего Ордонанса.
Статья 70. Заверенные копии решений, выдаваемые секретарем судебной секции, содержат следующую исполнительную надпись:
«Республика приказывает и предписывает министру (следует наименование одного или нескольких министерств, указанных в решении) в том, что его касается, и всем судебным исполнителям, к которым это относится, принять меры к исполнению настоящего решения в отношении проигравших сторон».
Статья 71. Когда участие адвоката в судебном рассмотрении дела в Государственном Совете обязательно, то решение по спору может быть обращено к исполнению в отношении какой-либо стороны только после предварительного уведомления о нем адвоката, который участвовал в деле с этой стороны.
Отдел X. Обжалование решений, вынесенных в результате рассмотрения без участия сторон
Статья 72. Решения Государственного Совета, вынесенные без участия сторон, могут быть обжалованы. Обжалование не имеет приостанавливающего действия, если только об этом нет иного решения. Обжалование возможно в двухмесячный срок, считая со дня уведомления о решении, вынесенном без участия сторон; по истечении указанного срока обжалование недействительно.
Статья 73. При наличии соответствующего решения по факту обжалования стороны возвращаются в то положение, в каком они были до обжалования. О решении по делам, по которым участие адвоката при Государственном Совете обязательно, адвокат другой стороны уведомляется в восьмидневный срок со дня вынесения решения.
Статья 74. Возражение стороны, не участвовавшей в судебном заседании, не принимается, если решение вынесено против другого участника, имеющего тот же интерес, что и сторона, подавшая возражение.
Отдел XI. Обжалование решений, вынесенных с участием сторон
§ 1. Просьба о пересмотре
Статья 75. Под угрозой штрафа, а при повторении – под угрозой временного или постоянного отстранения от должности адвоката при Государственном Совете, процессуальные средства защиты в виде обжалования решений, принятых с участием сторон, допускаются только в трех случаях: если решение вынесено по поддельным документам; если сторона проиграла дело вследствие непредставления решающего документа, который был скрыт противной стороной; если решение было вынесено без соблюдения требований статей 35, 36, 38, 39, 66 (§ 1), 67 и 68 настоящего Ордонанса.
Статья 76. Просьба о пересмотре должна быть составлена в тот же срок и допущена в том же порядке, что и обжалование решения, вынесенного заочно.
Просьба должна быть представлена адвокатом при Совете, даже если обжалуемое решение вынесено по делу, не требующему обязательного участия адвоката в судебном процессе.
Статья 77. Если по первой просьбе о пересмотре решения, принятого с участием сторон, будет принято решение, то второе обращение по этому же вопросу не принимается. К адвокату в этом случае будет применено одно из наказаний, указанных в статье 75 настоящего Ордонанса.
§ 2. Заявление об исправлении фактической ошибки
Статья 78. Если решение Государственного Совета содержит фактическую ошибку, могущую оказать влияние на исход дела, заинтересованная сторона имеет право представить в Совет заявление о внесении исправлений.
Это ходатайство должно быть представлено в том же порядке, что и первоначальная жалоба. Оно должно быть внесено в двухмесячный срок со дня уведомления о решении, об исправлении которого представляется заявление.
§ 3. Возражения третьего лица
Статья 79. Лица, желающие возразить против судебных решений Государственного Совета, выносимых при разрешении споров, к рассмотрению которых ни они сами, ни те, кого они представляют, не были призваны, могут представить свои протесты в виде обычной жалобы и внести ее в секретариат Совета в соответствии с положениями настоящей главы.
Сторона, выступившая в качестве третьего лица и проигравшая дело, может быть наказана штрафом, независимо от взыскания убытков, если они были причинены.
Отдел XII. Судебные издержки
Статья 80. Государственный Совет указывает в решении сторону или стороны, возмещающие судебные издержки.
Судебные издержки могут быть удержаны с государства.
Статья 81–83. Отменены.
Статья 84. Размер судебных издержек определяется докладчиком Государственного Совета или аудитором.
Решение о взыскании судебных издержек принимает председатель судебной секции.
Протест в отношении судебных издержек подается в 3-месячный срок с момента уведомления о взыскании. Протест рассматривается председателем судебной секции.
РАЗДЕЛ IV. РАЗНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Code administratis.
Dix-huitieme edition.
Paris, 1985