Регламент Бундестага (Германия)

РЕГЛАМЕНТ БУНДЕСТАГА ОТ 28 ЯНВАРЯ 1952 Г.

I. ВЫБОРЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И СЕКРЕТАРЕЙ
§ 1. Конституирование. 1. Вновь избранный Бундестаг созывается на свое первое заседание Председателем предыдущего состава не позднее, чем на тридцатый день после его избрания (статья 39 Основного закона).

  1. На первом заседании Бундестага председательствует старший по возрасту депутат Бундестага, а если он отказывается, то следующий за ним по старшинству. Он председательствует до тех пор, пока вновь избранный Председатель или один из его заместителей не приступит к исполнению своих обязанностей.
  2. Председательствующий – старший по возрасту депутат – назначает депутатов Бундестага, на которых временно возлагается обязанность ведения протокола. Затем проводится поименная перекличка депутатов Бундестага.
  3. При наличии кворума проводятся выборы Председателя, его заместителей и секретарей.
    § 2. Выборы Председателя и его заместителей. 1. Бундестаг на весь период легислатуры на основе особой процедуры выборов с использованием бюллетеней для тайного голосования (§ 49) избирает Председателя и его заместителей.
  4. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если в ходе первого тура выборов никто не получает большинства, то для второго тура выборов могут быть предложены новые кандидаты. Если и тогда никто не получит большинства голосов депутатов Бундестага, то два претендента, собравшие наибольшее число голосов, участвуют в следующем туре. При равенстве голосов вопрос решается жеребьевкой, проводимой исполняющим обязанности Председателя.
    § 3. Выборы секретарей. Бундестаг устанавливает число секретарей. Они могут избираться списком на основании предложений фракций. Установление числа секретарей и распределение их по фракциям производятся в соответствии с § 12.
    II. ВЫБОРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАНЦЛЕРА
    § 4. Выборы Федерального канцлера. Выборы Федерального канцлера (статья 63 Основного закона) проводятся посредством бюллетеней, вложенных в конверты (§ 49). Предусмотренные статьей 63 (абзацы 3 и 4) Основного закона предложения о выдвижении кандидатов для выборов должны быть подписаны четвертью всех депутатов Бундестага или фракцией, насчитывающей не менее четверти депутатов Бундестага.

III. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ПРЕЗИДИУМ И СОВЕТ СТАРЕЙШИН
§ 5. Президиум. Председатель и его заместители образуют Президиум.
§ 6. Совет старейшин. 1. Совет старейшин состоит из Председателя, его заместителей и двадцати трех депутатов, выдвинутых фракциями согласно § 12. Созыв совета и руководство им возлагаются на Председателя. По требованию какой-либо фракции он обязан созвать совет старейшин.

  1. Совет старейшин оказывает Председателю помощь в осуществлении его деятельности. Совет старейшин обеспечивает согласование интересов фракций при распределении между ними постов председателей комитетов и их заместителей, а также при составлении плана работы Бундестага. При решении этих вопросов совет старейшин не принимает самостоятельных решений.
  2. Совет старейшин решает вопросы, относящиеся к внутренней организации работы Бундестага, если они не находятся в исключительном ведении Председателя или Президиума. Он распоряжается использованием принадлежащих Бундестагу помещений. Совет старейшин вносит предложения о бюджете Бундестага, которые бюджетный комитет может отклонить лишь с его согласия.
  3. Для руководства библиотекой, архивом и для ведения прочей документации совет старейшин создает постоянный подкомитет, в который могут входить депутаты, не являющиеся членами совета старейшин.
    § 7. Обязанности Председателя. 1. Председатель представляет Бундестаг и регулирует его деятельность. Он обеспечивает охрану достоинства и прав депутатов Бундестага, способствует организации его работы, справедливо и беспристрастно руководит его заседаниями и обеспечивает соответствующий порядок. Во всех комитетах он имеет совещательный голос.
  4. Председатель имеет право распоряжаться использованием помещений и обладает правомочиями полицейской власти во всех находящихся в ведении Бундестага зданиях, частях этих зданий и на земельных участках. По согласованию с комитетом по проверке правильности выборов, вопросам иммунитета и регламенту Председатель издает Правила внутреннего распорядка.
  5. По согласованию со своими заместителями Председатель заключает договоры, имеющие существенное значение для руководства организацией работы Бундестага. Председатель распоряжается средствами в рамках бюджета.
  6. Председатель является должностным лицом, осуществляющим высшую должностную власть по отношению к служащим Бундестага. Он назначает и принимает на работу чиновников Бундестага, а также увольняет их в соответствии с законодательными и общими административными предписаниями. Председатель принимает и увольняет также обслуживающий персонал Бундестага, не имеющий статуса чиновников. Меры, согласно предложениям 2 и 3, если речь идет о высших чиновниках или служащих того же ранга, принимаются Председателем по согласованию со своими заместителями. Назначение на должность, повышение в должности или в чине руководящих чиновников (в ранге А16 и выше) или занимающих такое же положение служащих производятся с согласия Президиума.
  7. Абзац 4 распространяется и на служащих, находящихся в ведении уполномоченного Бундестага по обороне. Мероприятия, соответствующие абзацу 4 (предложение 4) проводятся с согласия уполномоченного Бундестага по обороне. При найме, назначении, переводе, замещении и увольнении требуется согласие уполномоченного Бундестага по обороне. Он имеет право вносить свои предложения в процессе принятия решений согласно абзацу 4.
  8. Если Председатель не имеет возможности исполнять свои обязанности, его замещает один из заместителей, состоящий в следующей по численности фракции.
    § 8. Президиум заседаний. 1. Председатель и два секретаря образуют на заседаниях Бундестага его Президиум.
  9. По согласованию со своими заместителями Председатель определяет последовательность исполнения ими своих обязанностей. Если и Председатель, и заместители одновременно не имеют возможности исполнять свои обязанности, то руководство берет на себя старший по возрасту депутат.
  10. Если число избранных секретарей Бундестага недостаточно для ведения заседания, Председатель назначает дополнительно для исполнения обязанностей секретарей других депутатов Бундестага.
    § 9. Обязанности секретарей. Секретари оказывают помощь Председателю в его работе. Они зачитывают письменные документы, ведут протоколы прений, составляют списки выступающих, сообщают в заседании фамилии депутатов, собирают и подсчитывают бюллетени при голосовании, вносят поправки в протоколы пленарных заседаний и по указанию Председателя обеспечивают организацию другой работы Бундестага. Обязанности между ними распределяет Председатель.
    IV. ФРАКЦИИ
    § 10. Образование фракций. 1. Фракциями являются объединения депутатов Бундестага, включающие не менее пяти процентов депутатов Бундестага, принадлежащих к одной и той же партии или к таким партиям, которые, имея политические цели одного и того же направления, не конкурируют между собой ни в одной из земель. Если депутаты Бундестага объединяются во фракцию, не соблюдая требований, указанных в предложении 1, для признания такого объединения требуется одобрение Бундестага.
  11. Об образовании какой-либо фракции, о ее наименовании, председателе, членах и других участниках, входящих во фракцию, должно быть доведено до сведения Председателя Бундестага в письменной форме.
  12. Фракции могут включать в себя приглашенных лиц, которые не учитываются при установлении численного состава фракции, но должны приниматься во внимание при распределении должностей (§12).
  13. Депутаты Бундестага, желающие объединиться, если их число не достигает минимально необходимого для образования фракции, могут быть признаны группой. В отношении их соответственно действуют абзацы 2 и 3.
  14. Межфракционные объединения, имеющие целью техническую организацию работы, не могут влиять на изменения в распределении должностей, которые приходятся на долю отдельных фракций в зависимости от их численного состава.
    § 11. Положение фракции в зависимости от ее численности. Положение фракции определяется ее численным составом. При равной численности фракций вопрос о ее положении решается посредством жеребьевки, проводимой Председателем на заседании Бундестага. Вакантные депутатские места до нового замещения остаются за теми фракциями, которым они принадлежали ранее.
    § 12. Распределение должностей между фракциями. Вопросы о составе совета старейшин и комитетов, а также о председателях комитетов решаются в соответствии с учетом численного состава каждой фракции. Тот же принцип применяется при выборах, проводимых в Бундестаге.
    V. ДЕПУТАТЫ БУНДЕСТАГА
    § 13. Права и обязанности депутатов Бундестага. 1. Депутаты Бундестага обязаны участвовать в работе Бундестага. Каждый депутат Бундестага руководствуется в своих выступлениях, действиях в ходе голосований и выборов своими убеждениями и совестью.
  15. На каждый день заседаний составляется список присутствующих депутатов Бундестага. Последствия невнесения депутатом своего имени в такой список и неучастия в поименном голосовании определяются Законом о правах и обязанностях депутатов Бундестага (Закон о депутатах).
    § 14. Отпуск. Отпуска предоставляет Председатель. Отпуск не может предоставляться на неопределенное время.
    § 15. Оспаривание и лишение депутатского мандата. Права депутата Бундестага, чей депутатский мандат оспаривается, регулируются предписаниями Закона о проверке правильности выборов. В соответствии с Законом производится и лишение депутатского мандата.
    § 16. Ознакомление с материалами и их передача. 1. Депутаты Бундестага вправе знакомиться со всеми материалами, находящимися в Бундестаге или в одном из комитетов. Это не должно препятствовать работе Бундестага или его комитетов, их председателей или докладчиков. Ознакомление с личными делами и счетами депутатов, которые ведутся в Бундестаге, разрешается лишь тем депутатам Бундестага, которых они касаются. Если другие депутаты Бундестага, например в качестве докладчиков или председателей комитетов, а также лица, не входящие в палату, пожелают ознакомиться с этими материалами, это возможно лишь с разрешения Председателя и депутата Бундестага, которого они касаются. Депутат Бундестага в любое время может ознакомиться с документами Бундестага, касающимися его лично.
  16. Документы выдаются для их использования вне здания Бундестага только Председателем или докладчиками комитетов, если это необходимо для работы.
  17. Председатель может разрешить исключения из приведенных правил.
  18. Относительно закрытых документов действует Положение о мерах по обеспечению секретности в Бундестаге (§ 17).
    § 17. Положение о мерах по обеспечению секретности. Бундестаг принимает Положение о мерах по обеспечению секретности, являющееся составной частью настоящего Регламента (приложение 3 ). Оно регулирует ведение всех дел, которые требуют особых мер, гарантирующих запрет доступа к ним некомпетентных лиц.
    § 18. Правила поведения. Правила поведения, подлежащие принятию Бундестагом согласно § 44а Закона о правах и обязанностях депутатов Бундестага (Закон о депутатах), являются составной частью настоящего Регламента (приложение 1 ).
    VI. ПОВЕСТКА ДНЯ, СОЗЫВ, ВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
    § 19. Заседания. Заседания Бундестага проводятся публично. Гласность может быть исключена согласно статье 42 (абзац 1) Основного закона.
    § 20. Повестка дня. 1. Время и повестка дня каждого заселения Бундестага согласуются в совете старейшин, за исключением случаев, когда Бундестаг заранее принимает решение по этим вопросам или Председатель определяет это самостоятельно согласно § 21 (абзац 1).
  19. Повестка дня сообщается депутатам Бундестага, Бундесрату и Федеральному правительству. Если не последует возражений, она считается принятой с момента объявления ее первого пункта. После открытия каждого пленарного заседания до объявления на нем соответствующей повестки дня, каждый депутат Бундестага может внести в нее изменение, если соответствующее предложение подано Председателю не позднее 6 часов вечера предыдущего дня.
  20. После определения повестки дня другие, не включенные в нее вопросы, могут обсуждаться только в том случае, если не последует возражений от какой-либо фракции либо от пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага, а также если настоящий Регламент допускает обсуждение вопросов, не включенных в повестку дня. Бундестаг всегда может исключить вопрос из повестки дня, если настоящий Регламент не устанавливает иного.
  21. Предложения, вносимые депутатами Бундестага, по их требованию должны включаться в повестку дня следующего заседания и обсуждаться на нем, если с момента раздачи печатных материалов (§ 123) прошло не менее шести недель сессии.
  22. Если из-за отсутствия кворума заседание отменено, Председатель может в тот же день еще раз созвать заседание с той же повесткой дня. В этой повестке дня он может указать время повторного голосования или выборов, не давших ранее результатов, либо исключить их из повестки дня, если не последует возражений от какой-либо фракции или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага.
    § 21. Полномочия Председателя на созыв Бундестага. 1. Председатель назначает время и определяет повестку дня, если он уполномочен на это Бундестагом или если Бундестаг не может принять решения по какой-либо иной причине, кроме отсутствия кворума.
  23. Председатель обязан созвать Бундестаг, если этого требует треть депутатов Бундестага, Федеральный президент или Федеральный канцлер (статья 39, абзац 3, Основного закона).
  24. В иных случаях, если Председатель назначает заседание или вносит дополнения в повестку дня, он должен в начале заседания получить на это одобрение Бундестага.
    § 22. Ведение заседаний. Председатель открывает, ведет и закрывает заседания. Перед закрытием заседания Председатель оглашает время следующего заседания, определенное по согласованию с советом старейшин или по решению Бундестага.
    § 23. Начало дебатов. По каждому вопросу, включенному в повестку дня, Председатель должен открыть дебаты, если они не запрещены или их проведение не ограничено особыми условиями.
    § 24. Одновременное обсуждение вопросов. В любое время может быть принято решение об одновременном обсуждении нескольких однородных или взаимосвязанных вопросов, подлежащих рассмотрению.
    § 25. Перенос обсуждения вопросов или закрытие дебатов. 1. Если список ораторов исчерпан или никто не просит слова, Председатель объявляет дебаты закрытыми.
  25. По требованию одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестаг может перенести или закрыть дебаты. Голосование относительно требования о прекращении дебатов проводится перед голосованием относительно требования об их перенесении. Требование о прекращении дебатов может быть поставлено на голосование только тогда, когда каждой из фракций хотя бы один раз было предоставлено слово для выступления.
    § 26. Перенос заседания. Заседание может быть перенесено только на основании решения Бундестага по предложению Председателя, требованию одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага.
    § 27. Предоставление слова и запись для выступления в прениях. 1. Депутат Бундестага может выступать только в том случае, если Председатель предоставил ему слово. Если Председатель желает выступить в прениях, он передает на это время председательствование другому лицу. Депутаты Бундестага, желающие выступить по рассматриваемому вопросу, должны, как правило, записаться у секретаря, ведущего список записавшихся для выступления. Для выступлений по процедуре обсуждения и для заявлений можно просить слова с места.
  26. Для вопросов к оратору в ходе дебатов по предмету обсуждения депутаты Бундестага просят слова через микрофоны, установленные в зале. Вопросы к оратору, сформулированные кратко и точно, могут быть заданы лишь тогда, когда оратор после соответствующего обращения к нему Председателя дает согласие ответить на них.
    § 28. Очередность выступлений. 1. Председатель устанавливает очередность выступлений. При этом он должен заботиться о надлежащем содержании и целесообразной организации обсуждений, принимать во внимание различные партийные направления, предоставляя слово для выступления как «за», так и «против» какого-либо решения и учитывая положение фракций. После речи члена или уполномоченного Федерального правительства Председатель должен предоставить слово выступающим с противоположным мнением.
  27. Первый выступающий в дебатах по предложению, внесенному депутатами Бундестага, не должен принадлежать к фракции, внесшей предложение. Вносящий предложение и докладчик могут требовать слова перед началом и по окончании дебатов. Докладчик имеет право брать слово в любое время.
    § 29. О процедуре обсуждения. 1. Для предложений по процедуре обсуждения Председатель предоставляет слово вне очереди. Предложение должно относиться к обсуждаемому вопросу или к повестке дня.
  28. При поступлении подлежащих удовлетворению предложений по процедуре (требований) Председатель может ограничиться предоставлением слова только вносящему данное предложение, а в иных случаях – одному выступающему от каждой фракции.
  29. Если депутат Бундестага просит слова по процедуре обсуждения, но не собирается выступать по поводу конкретного предложения или вносить такое предложение, Председатель может предоставить ему слово по своему усмотрению.
  30. Выступления по процедуре обсуждения не должны превышать пяти минут.
    § 30. Заявления по поводу дебатов. Для заявления по поводу дебатов слово предоставляется после их окончания, перерыва или переноса. Прежде всего, Председатель может предоставить слово для возражения. Повод для выступления следует сообщить при записи для выступления. В заявлениях по поводу дебатов могут лишь отвергаться имевшие место в ходе дебатов высказывания, касавшиеся личности выступающего, или уточняться собственные высказывания. Для указанных заявлений предоставляется не более пяти минут.
    § 31. Заявления по поводу голосования. 1. По окончании дебатов каждый депутат Бундестага может сделать устное заявление по поводу заключительного голосования, которое не должно длиться более пяти минут, или подать краткое письменное заявление, подлежащее внесению в протокол пленарного заседания.
  31. Каждый депутат Бундестага перед голосованием может заявить об отказе от участия в нем.
    § 32. Заявления, не относящиеся к повестке дня. Для заявления, не относящегося к повестке дня, по поводу каких-либо фактических или личных обстоятельств, Председатель может предоставить слово перед началом рассмотрения повестки дня или после окончания дебатов, перерыва или их перенесения. Слово для заявления предоставляется на основе предварительной записи. Выступление не должно длиться более пяти минут.
    § 33. Выступления. Ораторы, как правило, выступают свободно, т.е. не связаны какой-либо определенной формой доклада. Они могут при этом пользоваться заметками.
    § 34. Место оратора. Ораторы выступают перед установленными для этого в зале микрофонами или с ораторской трибуны.
    § 35. Продолжительность выступления. 1. Организация и продолжительность дебатов по обсуждаемому вопросу устанавливаются Бундестагом на основе предложения совета старейшин. Если совет старейшин не приходит к соглашению, предусмотренному предложением 1, а также если Бундестаг не примет иного решения, каждый оратор может выступить во время дебатов не более пятнадцати минут. По требованию фракции выступление одного из ее ораторов может продолжаться до 45 минут. Председатель может продлевать выступления, если это необходимо в связи с содержанием обсуждения или характером дебатов.
  32. Если член Федерального правительства или Бундесрата или один из их уполномоченных выступает более 20 минут, то фракция, желающая высказать иное мнение, может потребовать для одного из представляющих ее позицию ораторов продления времени выступления.
  33. Если депутат Бундестага выступает дольше положенного времени, Председатель после первого напоминания должен лишить его слова.
    § 36. Призыв выступать по существу вопроса и соблюдать порядок. Председатель может призвать оратора говорить по существу обсуждаемого вопроса. Поименно обращаясь к депутатам, нарушающим порядок, он может призвать к соблюдению порядка. Последующие ораторы не вправе обсуждать призыв соблюдать порядок и повод, послуживший для такого призыва.
    § 37. Лишение слова. Если оратору три раза указывали на необходимость говорить по существу или три раза призывали его к соблюдению порядка, причем во второй раз он был предупрежден о последствиях третьего нарушения обязанности говорить по существу или соблюдать порядок, Председатель должен лишить его слова и в дальнейшем не имеет права предоставлять ему слово для выступления по обсуждаемому вопросу в ходе данных дебатов.
    § 38. Удаление депутатов Бундестага. 1. Ввиду грубых нарушений порядка Председатель может удалить депутата Бундестага из зала до конца заседания, даже не призывая его предварительно к соблюдению порядка. До окончания заседания Председатель должен объявить, на сколько дней заседаний депутат удален. Депутат Бундестага может быть удален с заседания на срок до тридцати дней.
  34. Удаленный депутат должен немедленно покинуть зал заседаний. Если он не выполняет это требование, Председатель указывает ему, что своим поведением он может вызвать удаление с заседания на более длительный срок.
  35. Депутат в течение срока, на который он удален с заседания, также не имеет права участвовать в заседаниях комитетов.
  36. Если удаленный депутат пытается противоправно принять участие в заседаниях Бундестага или его комитетов, соответственно применяется абзац 2, предложение 2.
  37. Удаленный депутат не считается находящимся в отпуске. Он не имеет права вносить свое имя в список присутствующих.
    § 39. Протест против призыва к соблюдению порядка или против удаления. По поводу призыва к соблюдению порядка или по поводу удаления с заседания депутат, которого это касается, может до начала следующего пленарного заседания подать в письменном виде обоснованный протест. Рассмотрение протеста должно быть включено в повестку дня этого заседания. Бундестаг выносит решение по данному вопросу без обсуждений. Протест не имеет приостанавливающего действия.
    § 40. Прекращение заседания. Если возникающий в Бундестаге беспорядок ставит под угрозу дальнейший ход дебатов, Председатель может прервать заседание на определенное время или закрыть его. Если он не может добиться соблюдения порядка, то покидает председательское место, что прерывает заседание. Впоследствии Председатель вновь созывает депутатов для продолжения заседания.
    § 41. Дальнейшие меры по поддержанию порядка. 1. Участники заседания, не являющиеся депутатами Бундестага, и иные присутствующие подчиняются распоряжениям Председателя, касающимся поддержания порядка.
  38. Присутствующие на заседаниях на гостевых трибунах и выражающие свое одобрение или неодобрение аплодисментами либо нарушающие порядок и правила приличия могут быть по распоряжению Председателя немедленно удалены. Председатель может распорядиться об удалении с гостевых трибун всех присутствующих, если они мешают работе.
    § 42. Вызов члена Федерального правительства. По требованию одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестаг может принять решение о вызове члена Федерального правительства.
    § 43. Право быть заслушанным в любое время. Члены Федерального правительства и Бундесрата, а также их уполномоченные, предусмотренные статьей 43 (абзац 2) Основного закона, должны быть по их просьбе заслушаны в любое время.
    § 44. Возобновление дебатов. 1. Если после закрытия дебатов или по истечении времени, установленного для выступлений, член Федерального правительства, Бундесрата или один из их уполномоченных получает слово для выступления по обсужденному вопросу, дебаты открываются вновь.
  39. Если в ходе дебатов член Федерального правительства, Бундесрата или один из их уполномоченных получает слово для выступления по обсуждаемому вопросу, то фракциям, уже исчерпавшим свое время на обсуждение данного вопроса повестки дня, должно быть предоставлено дополнительное время для выступления, равное четвертой части от обычно предоставляемого.
  40. Если член Федерального правительства, Бундесрата или один из их уполномоченных получает слово вне повестки дня, то по требованию одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага открываются дебаты по поводу выступления этих лиц. В такого рода дебатах не могут быть поставлены вопросы об удовлетворении материальных притязаний.
    § 45. Установление кворума. Последствия отсутствия кворума. 1. Бундестаг правомочен принимать решения, если на заседании присутствует более половины его депутатов.
  41. Если до начала голосования одна из фракций или пять процентов присутствующих депутатов Бундестага выражают сомнение по поводу кворума, а Президиум заседания не может единодушно подтвердить его наличие, кворум устанавливается посредством голосования (§ 51).
    Председатель может на непродолжительное время отложить голосование.
  42. Если установлено отсутствие кворума, Председатель немедленно закрывает заседание. В этом случае применяется § 20 (абзац 5). При этом может быть выдвинуто требование о поименном голосовании. При установлении кворума учитываются воздержавшиеся и недействительные голоса.
    § 46. Постановка вопросов. Председатель ставит вопросы так, чтобы на них можно было ответить: «да» или «нет». Они, как правило, формулируются таким образом, чтобы выяснить, одобряют депутаты предложение или нет. По поводу формулировки можно взять слово в порядке обсуждения. При возражении по поводу предложенной формулировки решение выносится Бундестагом.
    § 47. Разделение вопроса. Каждый депутат Бундестага может просить о разделении вопроса, вынесенного на обсуждение. Если допустимость такого разделения сомнительна, то в отношении вопросов, вынесенных на обсуждение депутатом Бундестага, окончательное решение принимает инициатор предложения, а в иных случаях – Бундестаг. По требованию депутатов вопрос должен быть зачитан непосредственно перед голосованием.
    § 48. Правила голосования. 1. Депутаты голосуют поднятием руки, вставанием с места либо оставаясь на своих местах. При заключительном голосовании по законопроектам (§ 86) депутаты голосуют, вставая с мест или оставаясь на своих местах.
  43. Если в Основном законе, федеральном законе или настоящем Регламенте нет иных предписаний, решение принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов считается, что вопрос решен отрицательно.
  44. Если Основным законом, федеральным законом или настоящим Регламентом для принятия решения или проведения выборов предписывается определенное большинство, Председатель особо подчеркивает, что для принятия решения требуется указанное большинство.
    § 49. Выборы с использованием закрытых бюллетеней. 1. Если федеральным законом или настоящим Регламентом предусмотрено проведение выборов в Бундестаге с использованием закрытых (официальных) бюллетеней, выборы проводятся путем тайного голосования. Бюллетени должны вручаться непосредственно перед входом в избирательную кабину (при поименном вызове депутатов). При голосовании следует использовать устанавливаемые для обеспечения тайны голосования избирательные кабины. Бюллетени с необходимыми пометками в избирательном конверте опускаются в предусмотренные для этого избирательные урны.
  45. Соответственно действует § 56 (абзац 6, п. 4) Положения о федеральных выборах.
    § 50. Процедура решения о местонахождении федерального ведомства. 1. Если при принятии конкретного законопроекта необходимо решить вопрос о местонахождении федерального ведомства и выдвинуто более двух предложений по этому вопросу, решение принимается до заключительного голосования.
  46. Решение о местонахождении федерального ведомства принимается Бундестагом путем голосования с использованием именных бюллетеней, в которых голосующий указывает местонахождение. Принимается предложение, за которое подается большинство голосов. Если ни одно предложение не получило большинства, то два предложения о местонахождении, собравшие в первом туре наибольшее число голосов, ставятся на повторное голосование. Местонахождение определяется в соответствии с предложением большинства голосов.
  47. Данное определение действует, если вопрос о местонахождении федерального ведомства необходимо решить при обсуждении какого-либо другого предложения.
  48. Та же процедура действует при принятии решения о компетентности и других аналогичных решений, если по этим вопросам выдвигается более двух, отличающихся одно от другого, предложений.
    § 51. Подсчет голосов. 1. Если у Президиума нет единого мнения о результатах голосования за какое-либо решение, то Президиум рассматривает вопрос о возможности принятия противоположного решения. Если после этого Президиум также не приходит к единому мнению, проводится подсчет голосов. По распоряжению Президиума подсчет голосов проводится согласно абзацу 2.
  49. После того как депутаты Бундестага по требованию Председателя покинут зал заседаний, все двери, кроме трех дверей, предназначенных для проведения голосования, запираются. У каждой из этих дверей становятся по два секретаря. По знаку Председателя депутаты Бундестага входят в зал заседаний через двери, соответственно обозначенные словами «за», «против» и «воздержались», и секретари вслух пересчитывают депутатов. Председатель подает знак об окончании подсчета. Депутаты Бундестага, вошедшие позднее, не включаются в число голосовавших. Председатель и дежурные секретари подают свои голоса публично. Председатель оглашает результаты голосования.
    § 52. Поименное голосование. Поименное голосование может быть предложено одной из фракций или пятью процентами присутствующих депутатов Бундестага до начала голосования. Секретари собирают в урны карточки для голосования, в которые внесены фамилии голосующих и их решение по рассматриваемому вопросу: «да», «нет» или «воздерживаюсь». По окончании сбора карточек Председатель объявляет голосование законченным. Секретари подсчитывают голоса. Председатель оглашает результаты голосования.
    § 53. Недопустимость поименного голосования. Не допускается проведение поименного голосования о:
    a) численности комитета;
    b) сокращении сроков;
    c) длительности заседания и повестке дня;
    d) переносе заседания;
    e) переносе обсуждения или закрытии дебатов;
    f) разделении вопроса;
    g) передаче вопроса в один из комитетов.
    VII. КОМИТЕТЫ
    § 54. Постоянные и специальные комитеты. 1. Для подготовки вопросов к рассмотрению Бундестаг создает постоянные комитеты. По отдельным вопросам он может создавать специальные комитеты.
  50. В тех случаях, когда Основной закон или другие федеральные законы предусматривают или допускают создание комитетов, их создание и деятельность определяется положениями настоящего Регламента, если в Основном законе, в федеральных законах или в особых регламентах не установлено иного.
    § 55. Создание подкомитетов. 1. Для подготовки вопросов каждый комитет может создавать из своего состава подкомитеты, давая им определенные поручения, кроме случаев, когда против этого возражает треть членов комитета. В исключительных случаях фракции могут назначать в подкомитет также депутатов Бундестага, не входящих в комитет.
  51. При назначении председателя подкомитета комитет должен исходить из положения отдельных фракций, определяемого соотношением их численного состава (§ 12). Подкомитет, создаваемый на определенное время, может быть распущен раньше срока, если против этого не возражает треть членов комитета. В остальных случаях подкомитет может быть распущен комитетом в любое время. Подкомитет обязан отчитываться перед комитетом.
  52. Каждая фракция, представленная в комитете, должна быть по ее требованию представлена в подкомитете не менее чем одним членом. В остальном применяются положения § 12.
  53. Если на обсуждение представляются проекты решений нескольких комитетов или подлежащий обсуждению вопрос относится к сфере деятельности нескольких комитетов, последние могут образовать один общий подкомитет.
    § 56. Исследовательская комиссия. 1. Для подготовки решений по обширным и значительным комплексам вопросов Бундестаг может учредить исследовательскую комиссию. По предложению четверти своих депутатов он обязан сделать это. В предложении должны быть определены и задачи комиссии.
  54. Члены комиссии назначаются по согласованию между фракциями и созываются Председателем Бундестага. Если согласие не достигается, фракции назначают число членов комиссии, пропорциональное численности фракций. Число членов в комиссии не должно превышать девяти, за исключением случаев, когда это противоречит абзацу 3.
  55. Каждая фракция имеет право направить в комиссию одного члена, а по решению Бундестага – и большее их число.
  56. Исследовательская комиссия должна представить отчет до конца легислатуры Бундестага. Если не может быть представлен окончательный отчет, то представляется предварительный отчет, на основании которого Бундестаг принимает решение о том, должна ли исследовательская комиссия продолжить свою работу или прекратить ее.
    § 57. Численный состав комитетов. 1. Принципы, в соответствии с которыми согласно § 12 определяется состав комитетов и число их членов, устанавливает Бундестаг.
  57. Фракции назначают членов комитетов и их заместителей.
  58. Председатель на заседании Бундестага сообщает о впервые назначенных членах комитетов и последующих изменениях в их составе.
    § 58. Назначение председателя комитета и его заместителя. Комитеты из своего состава назначают председателей комитетов и их заместителей по согласованию с советом старейшин.
    § 59. Права и обязанности председателя комитета. 1. В обязанности председателя комитета входит подготовка и созыв заседаний комитета, руководство ими, а также выполнение его решений.
  59. Председатель предоставляет слово согласно очередности, соблюдая принцип, закрепленный в § 28 (абзац 1, предложение 2) Основного закона.
  60. Участники заседаний, не являющиеся депутатами Бундестага, и иные присутствующие в ходе заседания подчиняются распоряжениям председателя комитета, касающимся поддержания порядка.
  61. Если не может быть гарантирован надлежащий ход заседания, председатель комитета может прервать заседание или по согласованию с представителями фракций в комитете закрыть его.
    § 60. Созыв заседаний комитетов. 1. Председатель комитета может по своей инициативе созывать заседания комитета в рамках утвержденного советом старейшин плана заседаний комитета, кроме случаев, когда комитет не принял иного конкретного решения.
  62. Председатель комитета обязан в соответствии с планом созывать заседания с указанием повестки дня в возможно более короткий срок, если одна из фракций или не менее трети числа членов комитета потребуют этого.
  63. Председатель уполномочен на созыв внепланового заседания или на созыв заседания вне постоянного места заседаний Бундестага только в том случае, если соответствующее требование выдвинуто одной из фракций или пятью процентами депутатов Бундестага, а также если комитет единогласно принимает об этом решение и получено соответствующее согласие Председателя Бундестага.
    § 61. Повестка дня комитетов. 1. Срок заседания и повестка дня устанавливается председателем комитета, кроме случаев, когда комитет ранее уже вынес решение по этим вопросам.
  64. Комитет может изменить повестку дня, при этом ее можно дополнить только в случае, когда ни одна из фракций, представленных в комитете, не возражает против этого.
  65. Повестка дня каждого заседания комитета доводится до сведения заинтересованных федеральных министерств и Бундесрата с указанием места и времени заседания, а также продолжительности заседания, если это согласовано заранее.
    § 62. Задачи комитетов. 1. Комитеты обязаны по возможности быстро выполнять возложенные на них задачи. В качестве органов Бундестага, обеспечивающих подготовку решений, они должны рекомендовать Бундестагу принятие определенных решений только по направленным им проектам или по вопросам, непосредственно связанным с ними. Однако комитеты могут заниматься и другими вопросами в своей сфере деятельности. Это не затрагивает возможности предоставления отдельным комитетам более широких прав согласно Основному закону, иным федеральным законам, настоящему Регламенту или постановлению Бундестага.
  66. Через десять недель после передачи проекта в комитет одна из фракций или пять процентов депутатов Бундестага могут потребовать, чтобы комитет через своего председателя или докладчика представил Бундестагу отчет о ходе обсуждений. Если такое требование заявлено, то отчет включается в повестку дня Бундестага.
    § 63. Комитет, руководящий подготовкой конкретного законопроекта (руководящий комитет).
  67. Согласно § 66, доклад Бундестагу может представлять только руководящий комитет.
  68. Если проекты направлены в несколько комитетов (§ 80), то участвующие в работе комитеты должны согласовать с руководящим комитетом срок подачи своих заключений. Если к согласованному сроку руководящему комитету заключения не представлены или не достигнута договоренность о новом сроке, указанный комитет может представить Бундестагу свой доклад, но не ранее чем на четвертой неделе сессии, считая с момента направления проектов в комитеты.
    § 64. Предметы обсуждения. 1. Предметом обсуждения являются направленные комитету проекты и вопросы, относящиеся к сфере его деятельности (§ 62, абзац 1, предложение 3).
  69. Если в комитет направлено на рассмотрение несколько проектов по одному и тому же вопросу, он решает, какой из этих проектов должен стать основой для рассмотрения и выработки решения, которое комитет будет рекомендовать для принятия Бундестагу. Остальные проекты по одному и тому же вопросу, если они при обсуждении не учитывались или учитывались лишь частично, могут быть объявлены принятыми во внимание. Если одна из фракций в комитете возражает против этого, по другим проектам также должно быть проведено голосование. Бундестагу должна быть дана рекомендация относительно того, какие проекты следует считать принятыми во внимание, а какие – отклоненными.
    § 65. Назначение докладчиков. Председатель назначает одного или нескольких докладчиков по каждому из обсуждавшихся вопросов, по которым комитетом было принято решение.
    § 66. Представление докладов. 1. Доклады комитетов по рассмотренным проектам представляются Бундестагу, как правило, в письменном виде. Они могут быть дополнены устно.
  70. Доклады должны содержать мотивацию решения, которое рекомендует принять комитет, руководящий подготовкой конкретного законопроекта, а также мнение меньшинства и точку зрения комитетов, участвовавших в работе. Если головные коммунальные союзы общин определили свою точку зрения в соответствии с § 69 (абзац 5) и были проведены информационные заседания согласно § 70 (абзац 1), в докладе должны быть указаны наиболее важные пункты изложенных точек зрения.
    § 67. Кворум в комитете. Комитет правомочен принимать решения путем голосования, если присутствует большинство его членов. Он считается правомочным принимать решение без проверки кворума, если до проведения голосования по конкретному вопросу ни один из членов комитета не потребует подтвердить наличие кворума путем подсчета присутствующих. Председатель комитета может на определенное время отложить голосование по принятию решения и в случае отсутствия возражений продолжить дебаты или перейти к следующему пункту повестки дня. Если отсутствие кворума будет установлено после возобновления заседания, то действует предложение 3.
    § 68. Вызов на заседание комитета члена Федерального правительства. Комитет имеет право требовать присутствия на его заседании члена Федерального правительства и в тех случаях, когда заседание проводится открыто. Решение об этом требовании принимается на закрытом заседании.
    § 69. Закрытые заседания комитетов. 1. Обсуждения в комитетах в принципе являются закрытыми. Комитет может принять решение о проведении открытого обсуждения определенного вопроса или его частей. Считается, что заседание проводится открыто, если обеспечен допуск прессы и иных лиц в той мере, в какой это позволяет площадь помещения.
  71. На закрытых заседаниях комитетов могут присутствовать депутаты Бундестага, не являющиеся членами комитета, кроме случаев, когда при учреждении отдельных комитетов Бундестаг выносит решение о том, что в заседаниях комитетов имеют право участвовать только действительные члены комитета и поименно указанные их заместители. Это ограничение может быть введено и впоследствии в отношении обсуждения определенных вопросов, входящих в компетенцию комитетов. При рассмотрении вопросов комитеты в конкретном случае могут в порядке исключения принять решение об отмене ограничений доступа на заседания.
  72. Когда комитет, заседания которого не являются закрытыми, обсуждает внесенный депутатами Бундестага проект, то повестка дня доводится до сведения первого из подписавших проект, если им является не член комитета. Он имеет право принять участие в заседании с совещательным голосом или поручить представлять его точку зрения кому-либо из авторов проекта. В особых случаях комитет может привлекать или допускать к участию в своих заседаниях с правом совещательного голоса также и других депутатов Бундестага.
  73. С учетом установленных законом ограничений, касающихся доступа на заседания, председателям фракций предоставляется право участвовать с совещательным голосом в заседаниях всех обычных и специальных комитетов (§ 54). Они могут поручить члену своей фракции представлять их.
  74. Если комитет обсуждает переданный ему проект, затрагивающий существенные интересы общин или союзов общин, то на заседании комитета до вынесения решения должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу действующим на федеральном уровне головным коммунальным союзам. Это относится, в частности, к проектам законов, которые целиком или частично подлежат исполнению общинами или союзами общин и касаются непосредственно их финансов или влияют на организацию их управления. При обсуждении правительственных проектов положение, сформулированное в предложении 1, может не приниматься во внимание, если из обоснования проектов очевидна точка зрения головных коммунальных союзов. Это положение не может ограничивать права комитета, вытекающие из § 70, абзац 1.
  75. В случаях, когда в заседаниях комитета могут участвовать лишь действительные члены комитета и их поименно указанные заместители, один из депутатов, внесших предложение на рассмотрение и не являющийся членом комитета, вправе принять участие в заседании, чтобы обосновать внесение предложения.
  76. При обсуждении закрытого документа с грифом «для закрытого пользования» и с более высоким уровнем секретности действует Положение о мерах по обеспечению секретности в работе Бундестага.
  77. Если несколько комитетов рассматривают какой-либо вопрос на совместном заседании, то голосование проводится раздельно.
    § 70. Открытые слушания. 1. Для получения информации по обсуждаемому вопросу комитет может на открытых заседаниях заслушивать экспертов, представителей заинтересованных лиц или организаций и других лиц, имеющих возможность представить информацию. По требованию четверти своих членов комитет, руководящий подготовкой конкретного законопроекта, обязан провести такое заслушивание в ходе обсуждения направленных в комитет проектов. При обсуждении согласно § 62 (абзац 1, предложение 3) других вопросов, не связанных с переданными в комитет проектами, открытое заслушивание может иметь место, если комитет принимает об этом решение. Принятие такого решения допускается только в том случае, если соответствующее требование включено в повестку дня комитета.
  78. Если проведения открытого слушания согласно абзацу 1 требует меньшинство членов комитета, то должны быть заслушаны названные ими лица, имеющие возможность представить информацию. Если комитет решает ограничить число лиц, которые должны быть заслушаны, меньшинство может претендовать на заслушивание только части лиц, которые имеют возможность представить информацию, соответствующей доле этого меньшинства в численном составе комитета.
  79. Комитет, принимающий участие в обсуждении, может по согласованию с руководящим комитетом принять решение о проведении слушания в том случае, если руководящий комитет не использует возможность, предоставленную абзацем 1, или о проведении слушания по отдельным вопросам проекта, относящимся только к его непосредственным задачам. Сведения о времени и месте слушания, а также о круге привлеченных для заслушивания лиц должны быть сообщены руководящему комитету. В ходе слушания члены указанного комитета имеют право задавать вопросы; с согласия комитета это право может быть ограничено и предоставляться только нескольким его членам.
  80. Комитет может провести обмен мнениями с лицами, имеющими возможность представить информацию, поскольку этого требует выяснение обстоятельств дела. Время выступления должно быть ограничено. Комитет может поручить отдельным своим членам провести такое обсуждение. При определении членов комитета, которым это поручается, учитывается необходимость участия каждой из представленных в комитете фракций.
  81. При подготовке открытого слушания комитет обязан сообщить лицам, имеющим возможность представлять информацию, о вопросе, который будет рассматриваться. Он может просить их высказать свое мнение в письменном виде.
  82. Возмещение расходов экспертам и лицам, имеющим возможность представлять информацию, производится только на основании повестки, направленной по решению комитета, и с предварительного согласия Председателя Бундестага.
  83. Абзацы 1-6 действуют и в отношении слушаний с участием лиц, привлеченных к закрытым заседаниям.
    § 71. Внесение предложений в комитете, прекращение обсуждений. 1. Право вносить предложение имеют только члены комитета, обладающие правом голоса. Письменное предложение отсутствующего члена комитета может быть поставлено на голосование только в том случае, если его передает присутствующий член комитета, обладающий правом голоса.
  84. Предложение о прекращении обсуждения может быть поставлено на голосование не ранее, чем каждая из представленных фракций получит возможность высказаться по обсуждаемому вопросу, и будут выражены мнения лиц, не согласных с точками зрения фракций.
    § 72. Голосование вне заседания. Комитет может единогласно принятым решением уполномочить своего председателя в неотложных случаях организовать проведение письменного голосования по определенным вопросам вне заседания. Если комитет использует эту возможность, его председатель должен передать членам комитета проект рекомендуемого решения, по которому в течение определенного времени должно быть проведено голосование при соответствующем соблюдении § 46, предложение 1. Если комитет проводит заседание на основании положений § 60, абзацы 2 или 3, письменное голосование не допускается.
    § 73. Протоколы комитета. 1. О каждом заседании комитета составляется протокол. Он должен содержать, по меньшей мере, все предложения и решения комитета. Стенографирование заседаний комитета требует согласия Председателя Бундестага.
  85. Протоколы закрытых заседаний комитета (§ 69, абзац 1, предложение 1) в принципе не являются секретными документами по смыслу Положения о мерах по обеспечению секретности. Если они будут безоговорочно предоставляться общественности для ознакомления, комитет снабжает их соответствующим грифом; детали регулируются директивами, изданными согласно абзацу 3. Протоколы открытых заседаний (§ 69, абзац 1, предложение 2; § 70, абзац 1) не должны иметь такого грифа.
  86. Председатель Бундестага по согласованию с Президиумом издает особые директивы о правилах обращения с протоколами.
    § 74. Применение положений Регламента. Если правила процедуры, регулирующие работу комитетов, не предусматривают иного, в отношении комитетов и исследовательских комиссий соответственно действуют все положения Регламента, кроме § 126.
    VIII. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ
    § 75. Материалы для обсуждения. 1. В повестку дня Бундестага в качестве материала для обсуждения могут включаться (представленные для обсуждения в качестве основных):
    a) проекты законов;
    b) решения, рекомендуемые комитетом, в соответствии со статьей 77 (абзац 2) Основного закона (посреднический комитет);
    c) предложения об отклонении протестов Бундесрата;
    d) заявления, ходатайства;
    e) доклады и материалы для информирования Бундестага (информация);
    f) общие запросы к Федеральному правительству и ответы на них;
    g) предложения о выдвижении кандидата на выборах, если они распространяются в виде печатных материалов;
    h) рекомендуемые решения и доклады, связанные с проверкой результатов выборов, а также вопросами иммунитета и регламента;
    i) рекомендуемые решения и доклады о петициях;
    j) рекомендуемые решения и отчеты правового комитета по делам, рассматриваемым Федеральным конституционным судом;
    к) рекомендуемые решения и доклады следственных комитетов;
    1) предварительные отчеты комитетов;
    m) предписания, если они согласно положениям закона должны доводиться до сведения Бундестага.
  87. Материалы для обсуждения, включенные в качестве дополнительных (представляемые в дополнение к основным):
    a) решения, рекомендуемые комитетами, и доклады комитетов;
    b) предложения об изменениях;
    c) предложения о принятии решений по законопроектам, полученной информации, правительственным заявлениям, общим запросам, решениям Европейского парламента, документам Европейского сообщества, проектам обеспечения стабильности экономики и предписаниям.
  88. По смыслу § 76 материалами для обсуждения считаются также частные запросы. Они не могут включаться в качестве предмета обсуждения в повестку дня.
    § 76. Материалы, вносимые депутатами Бундестага. 1. Материалы, вносимые депутатами Бундестага, подписываются одной из фракций или пятью процентами депутатов Бундестага, если Регламент не предусматривает или не допускает какого-либо иного порядка.
  89. Законопроекты должны, а предложения могут снабжаться кратким обоснованием.
    § 77. Обсуждение материалов. 1. Материалы печатаются и раздаются депутатам Бундестага, членам Бундесрата и федеральным министрам.
  90. Председатель Бундестага может по согласованию с советом старейшин полностью или частично отказаться от печатания и распространения материалов, перечисленных в § 75 (абзац 1, п. «е») и служащих целям информирования Бундестага (доклады, памятные записки, программы, заключения, указания и т. п.), если они не базируются на законодательных актах или решениях Бундестага. В этих случаях Председатель официально объявляет о поступлении подобных материалов и по согласованию с советом старейшин определяет форму их рассмотрения. Обзор таких материалов распечатывается, при этом указывается также, в каких помещениях Бундестага можно с ними ознакомиться.
    § 78. Чтения. 1. Законопроекты рассматриваются в трех чтениях, а договоры с зарубежными странами и подобные им договоры, регулирующие политические отношения ФРГ или касающиеся вопросов федерального законодательства (статья 59, абзац 2, Основного закона) – как правило, в двух чтениях и только по решению Бундестага – в трех. Прочие материалы рассматриваются только в одном чтении. В отношении дополнительных проектов по бюджету действует § 95, абзац 1, предложение 6.
  91. Предложения могут без обсуждения передаваться в один из комитетов. Если они не розданы депутатам, по ним также может быть проведено голосование, если против этого не возражает какая-либо фракция или пять процентов присутствующих депутатов Бундестага. В остальных случаях в отношении предложений действуют соответствующие предписания, касающиеся обсуждения законопроектов.
  92. Если материалы, упомянутые в абзаце 1, обсуждаются в двух чтениях, на заключительном заседании, наряду с предписаниями, касающимися второго чтения (§ 81, 82 и 83, абзац 3), соответственно применяется и положение о заключительном голосовании (§ 86).
  93. Если материалы обсуждаются только в одном чтении, в отношении предложений о внесении в них изменений применяются положения § 82, абзац 1, предложение 2.
  94. Если Регламент не предусматривает или не допускает какого-либо иного порядка, обсуждение материалов начинается не ранее чем на третий день после раздачи отпечатанных текстов (§ 123).
    § 79. Первое чтение законопроектов. В первом чтении общие дебаты проводятся в том случае, если это рекомендовано советом старейшин или до оглашения соответствующего пункта повестки дня предложено одной из фракций или пятью процентами присутствующих депутатов Бундестага. В ходе таких дебатов обсуждаются только основные положения проектов. Не допускаются материальные притязания.
    § 80. Передача законопроектов одному из комитетов. 1. В конце первого чтения законопроект передается в один из комитетов с сохранением за Бундестагом права отказаться от передачи в комитет согласно абзацу 2. Только в особых случаях законопроект передается одновременно в несколько комитетов, при этом должен быть указан комитет, руководящий подготовкой конкретного законопроекта. Другие комитеты по согласованию с указанным комитетом могут принять участие в обсуждении определенных пунктов проекта, давая по ним свое заключение.
  95. По предложению одной из фракций или пяти процентов депутатов Бундестага последний большинством в две трети присутствующих депутатов может принять решение приступить ко второму чтению законопроекта без передачи его в комитет. Срок для подачи такого предложения определяется согласно § 20, абзац 2, предложение 3. В случае обсуждения финансового законопроекта, бюджетному комитету перед вторым чтением должна быть предоставлена возможность проверить проект согласно § 96, абзац 4. Положение о сроках, указанных в § 96, абзац 8, в этом случае не применяется.
  96. Материалы для обсуждения, указанные в § 75, абзац 1, п. «е», по соглашению с советом старейшин могут быть переданы Председателем комитету без внесения их в повестку дня. Доклад по этим материалам представляется Бундестагу только в случаях, если комитет намерен рекомендовать принятие решения, а не только информировать Бундестаг.
    § 81. Второе чтение законопроектов. 1. Второе чтение открывается общими дебатами, если совет старейшин рекомендовал их проведение или этого требует какая-либо фракция либо пять процентов присутствующих депутатов Бундестага. Оно начинается на второй день после раздачи текста рекомендуемого комитетом решения и его доклада и может быть начато раньше лишь в случае, если решение об этом будет принято по предложению одной из фракций или пяти процентов депутатов Бундестага большинством в две трети присутствующих депутатов Бундестага. При обсуждении законопроектов, представленных федеральным правительством и объявленных неотложными (статья 81 Основного закона), по решению большинства депутатов Бундестага сроки могут быть сокращены. Срок для подачи такого предложения определяется согласно § 20, абзац 2, предложение 3.
  97. Обсуждение каждой статьи проекта проводится в порядке очередности, и в заключение дебатов обсуждаются вводная часть и название законопроекта. По окончании дебатов голосование проводится по каждой статье отдельно.
  98. По решению Бундестага очередность обсуждения статей может быть изменена. Некоторые статьи могут быть обсуждены вместе, может быть также проведено обсуждение отдельных частей одной статьи либо различных предложений об изменении проекта, касающихся одного и того же вопроса.
  99. Голосование может проводиться одновременно по нескольким или по всем разделам законопроекта. Договоры с зарубежными странами и аналогичные договоры голосуются согласно статье 59, абзац 2, Основного закона в целом.
    § 82. Предложения о внесении изменений в законопроект и его отклонение во втором чтении.
  100. Во втором чтении изменения в законопроект могут вноситься до тех пор, пока не закончено обсуждение вопроса, которого они касаются. Предложения должны быть подписаны как минимум одним депутатом Бундестага и могут сопровождаться кратким обоснованием. Если они еще не розданы депутатам, они зачитываются.
  101. При рассмотрении договоров с зарубежными странами и аналогичных договоров, регулирующих политические отношения ФРГ или касающихся вопросов федерального законодательства (статья 59, абзац 2, Основного закона), внесение предложений об изменениях не допускается.
  102. Пока не закончено последнее постатейное голосование, законопроект может быть полностью или частично передан в другой комитет. Это относится и к его рассмотренным ранее разделам.
    § 83. Сведение изменений в единый текст. 1. Если во втором чтении приняты решения об изменениях в проекте, то Председатель дает распоряжение о том, чтобы они были сведены в единый текст.
  103. Решения, принятые после второго чтения, представляют собой основу для третьего чтения.
  104. Если во втором чтении отклонены все разделы законопроекта, то он отклоняется и его дальнейшее обсуждение прекращается.
    § 84. Третье чтение законопроектов. Третье чтение проводится:
    a) за вторым чтением, если никакие изменения не приняты;
    b) если изменения приняты, оно проводится на второй день после раздачи печатных материалов о таких изменениях, а ранее второго дня – лишь в случае, если по предложению одной из фракций или пяти процентов депутатов Бундестага такое решение будет принято большинством в две трети присутствующих депутатов. При обсуждении законопроектов, представленных Федеральным правительством и объявленных неотложными (статья 81 Основного закона), большинством депутатов Бундестага может быть принято решение о незамедлительном начале обсуждения. Срок для подачи такого предложения определяется в соответствии с § 20, абзац 2, предложение 3.
    Третье чтение начинается с общего обсуждения только в том случае, если во втором чтении оно не проводилось и совет старейшин рекомендовал его проведение либо если этого требуют пять процентов присутствующих депутатов Бундестага.
    § 85. Предложения о внесении изменений в законопроект и его отклонение в третьем чтении.
  105. Предложения о внесении изменений в третьем чтении должны быть подписаны фракцией или пятью процентами депутатов Бундестага и могут сопровождаться кратким обоснованием. Они могут касаться только тех статей, в которые были внесены изменения во втором чтении. Постатейное обсуждение ограничивается этими статьями.
  106. До заключительного голосования законопроект может быть полностью или частично передан вновь в тот или иной комитет. В этом случае применяются положения § 80, абзац 1. Если комитет предлагает изменения по решениям Бундестага, принятым во втором чтении, рекомендуемое изменение рассматривается заново во втором чтении.
    § 86. Заключительное голосование. По окончании третьего чтения по законопроекту проводится голосование. Если решения, принятые во втором чтении, не изменились, сразу проводится заключительное голосование. Если такие изменения были произведены, то по требованию одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага заключительное голосование откладывается до тех пор, пока решения не будут сведены в единый текст и розданы депутатам. По договорам с зарубежными странами и другим аналогичным договорам заключительное голосование не проводится.
    § 87. Производство по статье 113 Основного закона. 1. Если Федеральное правительство применяет статью 113, абзац 1, предложение 3, Основного закона, то принятие решения должно быть отложено. Законопроект может быть внесен в повестку дня не ранее чем после поступления заключения Федерального правительства или через шесть недель после получения Председателем Бундестага требования Федерального правительства.
  107. Если Федеральное правительство согласно статье 113, абзац 2, Основного закона требует принятия Бундестагом нового решения, то законопроект считается возвращенным в комитет, руководящий подготовкой законопроекта, и в бюджетный комитет.
  108. Если принятый закон уже передан согласно § 122 Бундесрату, то Председатель Бундестага должен довести до сведения Бундесрата требование Федерального правительства. В этом случае передача его Бундесрату считается несостоявшейся.
    § 88. Рассмотрение предложений о принятии решений. 1. По предложениям о принятии решений (§ 75, абзац 2, п. «с») голосование проводится после заключительного голосования по предмету обсуждения или, если заключительное голосование не проводится, после окончания обсуждения. По предложениям о принятии решений, касающимся разделов бюджета, голосование может проводиться во время третьего чтения.
  109. Предложения о принятии решения могут передаваться в комитет только в том случае, если против этого не возражает автор предложения. По требованию одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага голосование может быть перенесено на следующий день.
    § 89. Созыв посреднического комитета. По предложению одной из фракций или пяти процентов депутатов Бундестага последний может потребовать созыва посреднического комитета, если речь идет о законах, для принятия которых требуется согласие Бундесрата (статья 77, абзац 2, предложение 4, Основного закона; § 75, абзац 1, п. «d»).
    § 90. Обсуждение решений, рекомендуемых посредническим комитетом. Если предложение в целях выработки согласованного решения, вносимое посредническим комитетом, предусматривает изменение принятого Бундестагом закона, то рассмотрение этого предложения в Бундестаге осуществляется согласно § 10 Регламента посреднического комитета.
    § 91. Протест Бундесрата. Предложение об отклонении протеста Бундесрата против принятого Бундестагом закона (статья 77, абзац 4, Основного закона) ставится на голосование без мотивировки и обсуждения. Перед голосованием могут быть сделаны лишь заявления. Голосование по такому предложению проводится путем подсчета голосов согласно § 51, если не выдвигается требование о поименном голосовании (§ 52).
    § 92. Правовые предписания. Нормативные распоряжения Федерального правительства, которые требуют одобрения Бундестага или отмены которых Бундестаг может потребовать в течение определенного срока, передаются Председателем Бундестага по согласованию с советом старейшин непосредственно в компетентные комитеты. При этом Председатель должен назначить срок, в течение которого комитет, руководящий подготовкой конкретного законопроекта, должен представить Бундестагу свой доклад. Доклад комитета включается в повестку дня следующего заседания Бундестага. Если комитет своевременно не представит этого доклада, проект нормативного распоряжения Федерального правительства включается в повестку дня следующего заседания Бундестага для принятия решения без доклада комитета.
    § 93. Документы Европейского сообщества. Документы Европейского сообщества, принимаемые согласно статье 2 Закона о договорах об образовании ЕЭС и Евратома, передаются Председателем по согласованию с советом старейшин в компетентные комитеты. Наименования документов приводятся в сводном обзоре, который раздается в отпечатанном виде в качестве материала Бундестага с указанием конкретных комитетов. Документы Европейского сообщества раздаются в отпечатанном виде в качестве материала Бундестага только в том случае, если комитет, руководящий данной работой, рекомендует Бундестагу принятие решения, а не только ознакомление с ними.
    § 94. Проекты законов об обеспечении стабильности развития экономики. Проекты, представленные Федеральным правительством согласно § 8, абзац 1, Закона об обеспечении стабильности и развития экономики (проекты законов о стабильности), передаются Председателем непосредственно в бюджетный комитет. Бюджетный комитет должен обсудить такой проект не позднее чем в течение рабочей недели после получения мнения Бундесрата. Доклад бюджетного комитета включается в повестку дня не позднее, чем за день до истечения четырехнедельного срока после поступления проекта в Бундестаг. Если бюджетный комитет не представил к этому сроку своей рекомендации по поводу решения, проект включается в повестку дня следующего заседания Бундестага без доклада комитета. Предложения об изменениях проектов законов о стабильности могут быть направлены только на сокращение расходов (§ 42 Положения о федеральном бюджете).
    § 95. Бюджетные законопроекты. 1. Бюджетными законопроектами считаются проекты Закона о принятии бюджета и о бюджете, предложения об изменениях этих проектов (дополнительные материалы), проекты изменений Закона о принятии бюджета и о бюджете (проекты дополнений к бюджету), а также прочие проекты, касающиеся бюджета. Все бюджетные законопроекты передаются в бюджетный комитет. По требованию постоянных комитетов должны быть заслушаны их заключения. Соответственно действует § 63, абзац 2. Бюджетный комитет обязан доложить о мнении комитетов, участвовавших в обсуждении. Дополнительные материалы Председатель, как правило, передает в Бундестаг без проведения первого чтения. Законопроекты о дополнениях к бюджету по предложению совета старейшин могут передаваться Председателем в Бундестаг без проведения первого чтения и окончательно рассматриваться в одном чтении.
  110. Второе чтение законопроектов о принятии бюджета и о бюджете должно проводиться не ранее чем через шесть недель, а заключительное чтение законопроектов о дополнениях к бюджету – не ранее чем через три недели после их поступления, кроме случаев, когда мнение Бундесрата будет получено ранее срока, предусмотренного статьей 110, абзац 3, Основного закона.
  111. В отношении заключительного чтения законопроектов о дополнениях к бюджету наряду с положениями о проведении второго чтения (§ 81, 82) применяются соответственно и положения о проведении заключительного голосования (§ 86).
  112. Законопроекты о дополнениях к бюджету бюджетный комитет должен обсудить не позднее чем в течение рабочей недели после получения мнения Бундесрата. Доклад комитета включается в повестку дня следующего заседания Бундестага. Если комитет не закончил обсуждения в срок, законопроект включается в повестку дня следующего заседания Бундестага без доклада комитета.
    § 96. Финансовые законопроекты. 1. Финансовыми законопроектами считаются все проекты, которые вследствие своего принципиального значения или объема финансового регулирования существенно влияют на финансы Федерации или земель и не являются бюджетными законопроектами по смыслу § 95. При наличии сомнений относительно характера законопроектов Бундестаг решает этот вопрос, заслушав мнение бюджетного комитета.
  113. Финансовые законопроекты передаются после первого чтения в бюджетный комитет и в специальный комитет. Если законопроекты в результате принятия в комитетах предложения о внесении в них изменений приобретают характер финансовых законопроектов, комитеты должны поставить об этом в известность Председателя. Последний передает принятую в конкретном комитете редакцию законопроекта в бюджетный комитет. Направление в этот комитет может сопровождаться назначением срока обсуждения проекта.
  114. В обоснованиях финансовых законопроектов, внесенных депутатами Бундестага, должны быть указаны финансовые последствия их принятия. Председатель предоставляет Федеральному правительству возможность в течение четырех недель дать свое заключение о последствиях, которые может повлечь законопроект для финансов Федерации и земель. Доклад бюджетного комитета может быть включен в повестку дня только после получения заключения Федерального правительства или по истечении упомянутых четырех недель.
  115. Поскольку финансовый законопроект влияет на финансы Федерации, бюджетный комитет проверяет возможность его согласования с текущим и будущим бюджетами. Если проверка бюджетного комитета обнаруживает, что законопроект влияет на текущий бюджет, то одновременно с докладом бюджетный комитет вносит в Бундестаг свое предложение о покрытии недостаточных поступлений или перерасходов. Если законопроект повлияет на будущий бюджет, бюджетный комитет в своем докладе высказывает мнение о возможностях покрытия предстоящих расходов. Если Федеральное правительство представило заключение по законопроекту, бюджетный комитет в своем докладе определяет свое отношение к этому заключению. Если бюджетный комитет не может дать рекомендаций по покрытию расходов, законопроект представляется Бундестагу, который, заслушав предложения автора проекта в его обоснование, обсуждает и принимает специальное решение о возможности покрытия новых расходов. Если возможность покрытия расходов отрицается Бундестагом, вопрос о законопроекте снимается.
  116. Если финансовый законопроект влияет на финансы земель, бюджетный комитет в своем докладе определяет характер и масштабы возможного влияния.
  117. Если из доклада бюджетного комитета явствует, что члены или уполномоченные Федерального правительства выражают сомнения по поводу финансовых последствий законопроекта, решений или предложений, исходящих от руководящего данной работой комитета, Председатель предлагает Федеральному правительству дать свое заключение, если оно еще не представлено. В этом случае доклад может быть включен в повестку дня после получения такого заключения или, если оно не представлено, не ранее чем через четыре недели. Если Федеральное правительство представило свое заключение, бюджетный комитет обязан сообщить Бундестагу свое отношение к заключению.
  118. Если во втором чтении приняты изменения, влекущие финансовые последствия принципиального свойства или значительные по объему финансового регулирования, то после предварительного обсуждения в бюджетном комитете проводится третье чтение, которое не может состояться ранее, чем на второй неделе после принятия изменений.
  119. Доклады бюджетного комитета, содержащие предложения о покрытии расходов, могут обсуждаться без соблюдения сроков, установленных для второго чтения законопроектов (§ 81, абзац 1, предложение 2). Для докладов, не содержащих предложений о покрытии расходов, установленные для второго чтения сроки не могут быть сокращены или отменены, кроме случаев, когда Бундестаг принимает решение руководствоваться § 80, абзац 2.
    § 97. Предложение о вынесении вотума недоверия Федеральному канцлеру. 1. По предложению депутатов согласно статье 67, абзац 1, Основного закона Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру. Предложение должно быть подписано четвертью депутатов Бундестага или фракцией, насчитывающей не менее четверти его депутатов, и внесено в Бундестаг одновременно с предложением о выборах персонально названного кандидата в качестве преемника Федерального канцлера. Предложения, в которых не соблюдены эти условия, не могут быть включены в повестку дня.
  120. Преемник, даже если выдвинуто несколько кандидатур, избирается в один тур тайным голосованием посредством бюллетеней (§ 49). Он считается избранным только в том случае, если собрал голоса большинства депутатов Бундестага.
  121. Дата выборов назначается согласно статье 67, абзац 2, Основного закона.
    § 98. Обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия.
  122. Федеральный канцлер может согласно статье 68 Основного закона поставить вопрос о выражении ему доверия. Дата голосования по такому ходатайству назначается согласно статье 69, абзац 2, Основного закона.
  123. Если большинство депутатов Бундестага не проголосуют за доверие, Бундестаг может на основании § 97, абзац 2, в течение двадцати одного дня избрать по предложению четверти депутатов нового Федерального канцлера.
    § 99. Неотложные законопроекты Федерального правительства согласно статье 81 Основного закона. 1. Законопроекты Федерального правительства, объявленные на основании статьи 81 Основного закона неотложными или вновь направленные в Бундестаг после объявления о необходимости чрезвычайного законодательного регулирования, должны быть включены по требованию Федерального правительства в повестку дня следующего заседания. Исключение указанных проектов из повестки дня возможно лишь один раз.
  124. Законопроект считается отклоненным, если во втором или третьем чтении при постатейном или заключительном голосовании дважды не достигался результат в связи с отсутствием кворума.
    § 100. Общие запросы. Общие запросы к Федеральному правительству (§ 75, абзац 1, п. «f») направляются Председателю. Они должны быть лаконичными и определенными и могут сопровождаться кратким обоснованием. Если в обосновании есть ссылка на другие материалы, то соответственно применяется § 77, абзац 2.
    § 101. Ответ на общие запросы и их обсуждение. Председатель направляет Федеральному правительству содержание общего запроса с требованием сообщить ему, будет ли правительство отвечать на запрос и когда именно. По получении ответа от Правительства общий запрос включается в повестку дня. Обсуждение должно состояться, если его потребует фракция или пять процентов депутатов Бундестага.
    § 102. Отклонение ответа на общий запрос. Если Федеральное правительство полностью отклоняет общий запрос или отказывается дать ответ в течение трех ближайших недель, Бундестаг может включить его обсуждение в повестку дня. Оно должно состояться, если этого потребует фракция или пять процентов депутатов Бундестага. Перед обсуждением один из авторов запроса может получить слово для устного дополнительного обоснования.
    § 103. Ограничения обсуждений общих запросов. Если общие запросы поступают в таком количестве, что они ставят под угрозу целесообразную организацию работы, то Бундестаг может временно ограничить их обсуждение одним определенным днем заседаний в неделю. Но и в этом случае Бундестаг может принять решение о проведении обсуждения отдельных общих запросов в другой день.
    § 104. Частные запросы. 1. В частных запросах (§ 75, абзац 3) от Федерального правительства можно потребовать информацию по определенно обозначенному кругу вопросов. Вопросы направляются Председателю. Они не должны содержать не относящихся к делу определений или оценок. Может быть приведено краткое обоснование.
  125. Председатель предлагает Федеральному правительству письменно ответить на вопросы в течение четырнадцати дней. По согласованию с автором запроса этот срок может быть продлен.
    § 105. Вопросы отдельных депутатов Бундестага. Каждый депутат Бундестага вправе обратиться к Федеральному правительству с отдельными краткими вопросами в целях получения устного или письменного ответа. Более подробное регулирование содержится в правилах (приложение 4 ).
    § 106. Час актуальных вопросов. Для обсуждения определенно обозначенной актуальной проблемы, вызывающей всеобщий интерес, депутату может быть предоставлена возможность кратких пятиминутных выступлений (час актуальных вопросов) согласно действующим правилам (приложение 5 ), если настоящий Регламент не предписывает иного.
    § 107. Вопросы об иммунитете. 1. Обращения по вопросам иммунитета направляются Председателем непосредственно в Комитет по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента.
  126. Этот Комитет должен определять принципиальные положения, касающиеся рассмотрения обращений по вопросу об отмене иммунитета депутатов Бундестага (приложение 6 ). На основе этих положений Комитет должен давать рекомендации Бундестагу относительно решений по этим вопросам в конкретных случаях.
  127. Совещание по поводу выработки рекомендаций Бундестагу относительно таких решений сроками не ограничено. Оно должно начаться не позднее, чем на третий день после раздачи материалов (§ 75, абзац 1, п. «h»). Если рекомендации Бундестагу относительно таких решений не розданы, их следует зачитать.
  128. Перед созданием Комитета по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента Председатель Бундестага может непосредственно предложить Бундестагу свои рекомендации по вопросам иммунитета.
    IX. РАССМОТРЕНИЕ ПЕТИЦИЙ
    § 108. Компетенция Комитета по петициям. 1. На учреждаемый Бундестагом согласно статье 45с Основного закона Комитет по петициям возлагается рассмотрение просьб и жалоб, направляемых в Бундестаг в соответствии со статьей 17 Основного закона. Задачи и права уполномоченного Бундестага по обороне этим не затрагиваются.
  129. Если из Закона о полномочиях Комитета по петициям Бундестага не следует иного, петиции рассматриваются согласно нижеизложенным правилам.
    § 109. Передача петиций. 1. Председатель направляет петиции в Комитет по петициям. Последний запрашивает заключения постоянных комитетов, если петиции касаются вопросов, обсуждаемых в этих комитетах.
  130. Депутаты Бундестага, передавшие петиции, привлекаются по их требованию к рассмотрению петиций в Комитете с правом совещательного голоса.
    § 110. Права Комитета по петициям. 1. Комитет по петициям должен определять принципиальные положения, касающиеся рассмотрения просьб и жалоб, и исходить из этих положений при решении вопросов в конкретных случаях.
  131. Если ходатайства о представлении документов или справок, а также о доступе в какие-либо учреждения направляются непосредственно в федеральные органы, корпорации, подчиненные Федерации, в государственные ведомства и фонды, об этом должен быть уведомлен компетентный член Федерального правительства.
  132. Компетентный член Федерального правительства должен быть своевременно проинформирован о проведении заслушивания подавшего петицию свидетеля или эксперта.
    § 111. Передача полномочий отдельным членам Комитета по петициям. Вопрос о передаче законных полномочий согласно статье 45с Основного закона одному или нескольким членам Комитета по петициям решается в каждом конкретном случае. Содержание и объем передаваемых полномочий должны определяться этим решением.
    § 112. Рекомендуемое решение и доклад Комитета по петициям. 1. Доклад о рассмотренных Комитетом петициях представляется Бундестагу в форме общего их обзора вместе с рекомендуемым решением. Доклад должен представляться ежемесячно. Кроме того, Комитет по петициям должен ежегодно письменно отчитываться перед Бундестагом в своей деятельности.
  133. Доклады печатаются и раздаются депутатам и после их раздачи в течение трех недель текущей сессии включаются в повестку дня. Они могут устно дополняться докладчиком. Обсуждение проводится при наличии соответствующего требования одной из фракций или пяти процентов присутствующих депутатов Бундестага.
  134. Подавшим петиции сообщается, каким образом разрешены их просьбы. Эти сообщения должны быть мотивированы.
    X. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БУНДЕСТАГА ПО ОБОРОНЕ
    § 113. Выборы уполномоченного Бундестага по обороне. Выборы уполномоченного Бундестага по обороне проводятся посредством закрытых бюллетеней для тайного голосования (§ 49).
    § 114. Доклады уполномоченного Бундестага по обороне. 1. Доклады уполномоченного Бундестага по обороне Председатель направляет комитету по обороне, если одна из фракций или пять процентов депутатов Бундестага не потребуют включить этот доклад в повестку дня.
  135. Комитет по обороне должен представлять доклад Бундестагу.
    § 115. Обсуждение докладов уполномоченного Бундестага по обороне. 1. Председатель предоставляет слово уполномоченному Бундестага по обороне в ходе обсуждения, проводимого по его докладу, если этого требует одна из фракций или пять процентов присутствующих депутатов Бундестага.
  136. Одна из фракций или пять процентов депутатов могут потребовать вызова уполномоченного по обороне на заседания Бундестага. Соответственно применяется положение абзаца 1.
    XI. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ БУНДЕСТАГА
    § 116. Протоколы пленарных заседаний. 1. О каждом заседании составляется стенографический отчет (протокол пленарного заседания).
  137. Протоколы пленарных заседаний раздаются депутатам Бундестага.
  138. Все прочие виды записей о заседаниях Бундестага, например записи на пленку, должны сдаваться на хранение в парламентский архив.
    § 117. Проверка стенограмм выступавшими ораторами. Каждый выступавший получает стенограмму своей речи для проверки. Она должна быть возвращена в стенографическое бюро в течение двух часов. Если выступавший не возвращает стенограмму в срок, она сдается в печать. Стенограммы речей до их проверки выступавшими могут предоставляться кому-либо для ознакомления, помимо Председателя, только с согласия выступавшего.
    § 118. Внесение поправок в стенограммы. 1. Внесение выступавшим поправок в стенограмму не должно искажать смысла речи или отдельных ее частей. Если возникает сомнение относительно допустимости определенных поправок или возникают разногласия между выступавшим и руководителем стенографического бюро, должно быть получено решение Председателя.
  139. Председатель может требовать любые доказательства.
    § 119. Стенографирование реплик. 1. Реплика, занесенная в стенограмму, является составной частью протокола пленарного заседания, если она не вычеркивается с согласия Председателя и ее автора.
  140. По поводу реплики, не замеченной Председателем, ее автору может быть выражено порицание и на следующем заседании.
    § 120. Официальное оформление решений. Кроме протокола пленарного заседания, на каждом заседании ведется также протокол решений (служебный протокол), подписываемый Председателем. Служебный протокол раздается депутатам Бундестага и считается одобренным, если ко дню заседаний, следующему после его раздачи, не заявлен протест.
    § 121. Опротестование служебного протокола. Если против служебного протокола заявлен протест, который не снимается после объяснений секретаря, Председатель запрашивает мнение Бундестага. Если протест признан обоснованным, новая редакция опротестованного положения должна быть приобщена к следующему служебному протоколу.
    § 122. Направление принятых законов. 1. Председатель Бундестага незамедлительно направляет принятый закон Бундесрату (статья 77, абзац 1, предложение 2, Основного закона).
  141. Председатель направляет по одному экземпляру принятого закона Федеральному канцлеру и ответственному министру и сообщает при этом, когда был доведен до сведения Бундесрата принятый закон в соответствии со статьей 77, абзац 1, предложение 2, Основного закона.
  142. Если до направления закона согласно абзацу 1 в тексте закона, принятого при заключительном голосовании в Бундестаге, будут обнаружены опечатки или иные явные неточности, Председатель по согласованию с комитетом, руководившим данной работой, может распорядиться об их исправлении. Если закон уже направлен в Бундесрат согласно абзацу 1, Председатель Бундестага с согласия упомянутого комитета обращает внимание Председателя Бундесрата на опечатки или иные явные неточности и просит исправить их позднее в ходе законодательного процесса. Об этой просьбе сообщается Федеральному канцлеру и ответственному министру.
    § 123. Исчисление сроков. 1. При исчислении сроков день раздачи печатного материала не учитывается; материал считается розданным с того момента, когда разложен в ящики депутатов Бундестага.
  143. Считается, что сроки соблюдены, если вследствие технических трудностей или по иным причинам отдельные депутаты Бундестага получат печатный материал позднее, чем он был роздан другим депутатам.
    § 124. Соблюдение срока. При исчислении срока, в течение которого следует сделать заявление в Бундестаг или предпринять другие определенные действия, день совершения указанных действий не учитывается. Если этот день приходится на субботу, воскресенье или признанный по закону нерабочий день Бундестага, то днем совершения действий считается следующий рабочий день. Заявление должно быть сделано, а действие совершено в рабочее время, но не позднее 6 часов вечера.
    § 125. Нерешенные вопросы. В конце легислатуры Бундестага работа над всеми проектами считается завершенной. Это не относится к петициям и проектам, по которым не требуется вынесение решений.
    XII. ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРЕДПИСАНИЙ НАСТОЯЩЕГО РЕГЛАМЕНТА И ЕГО ТОЛКОВАНИЕ
    § 126. Отступления от предписаний настоящего Регламента. Отступления от предписаний настоящего Регламента могут быть допущены в отдельных случаях по решению двух третей присутствующих депутатов Бундестага, если это не противоречит положениям Основного закона.
    § 127. Толкование настоящего Регламента. 1. Сомнения, возникающие в ходе заседания Бундестага относительно толкования настоящего Регламента, применительно к конкретному случаю разрешает Председатель. В остальном толкование настоящего Регламента является делом Комитета по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента. Председатель, один из комитетов, одна из фракций, четверть числа членов Комитета по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента или пять процентов депутатов Бундестага могут потребовать, чтобы вопрос о толковании был передан на решение Бундестагу.
  144. Если не выдвигается требование на основе абзаца 1, предложение 2, Комитет по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента решает, в какой форме сообщаются итоги толкования Регламента.
    § 128. Права Комитета по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента. Комитет по проверке итогов выборов, по вопросам иммунитета и регламента может обсуждать вопросы, входящие в его компетенцию, и представлять рекомендации Бундестагу (§ 75, абзац 1, п. «h»).
    Bundesgesetzblatt,
    1952, Т.П. S. 389;
    1987, S. 147, 2677