Регламент Высшего административного суда Польши

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СУДЕЙ ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА ОТНОСИТЕЛЬНО РЕГЛАМЕНТА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА
ОТ 8 НОЯБРЯ 2010 Г.
Официальный вестник “Монитор Польски”, № 86, поз. 1007

На основании ст. 43 закона от 25 июля 2002 г. – Закон о системе административных судов (Зак. Вестник № 153, поз. 1269, за 2005 г. № 169, поз. 1417, за 2009 г. № 219, поз. 1706 и за 2010 г. № 36, поз. 196):
§ 1.
Утверждается регламент внутреннего распорядка Высшего Административного Суда, который является приложением к постановлению.
§ 2.

  1. Утрачивает силу постановление Общего Собрания Судей Высшего Административного Суда от 9 февраля 2004 г. относительно регламента внутреннего распорядка Высшего Административного Суда (“Монитор Польски”, № 11, поз. 176).
  2. До момента вынесения распоряжения, определяющего организацию Канцелярии Председателя Высшего Административного Суда действуют прежние организационные подразделения этой Канцелярии.
    § 3.
    Постановление вступает в силу в день объявления.
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    РЕГЛАМЕНТ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА
    ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА
    Раздел 1
    Внутренняя организация Высшего Административного Суда
    и объем заданий организационных подразделений Суда.
    § 1.
  3. Председатель Высшего Административного Суда руководит работой и представляет Высший Административный Суд, далее называемый “Судом”, выполняет действия в сфере судебной администрации и осуществляет высший надзор за административной деятельностью административных судов.
  4. Председатель Суда определяет, в каких пределах в делах, о которых идет речь в пар. 1 его замещают заместители председателя Суда.
  5. Если Председатель Суда поручает судьям действия из сферы судебной администрации или решение вопросов от его имени, определяет действия или дела и пределы полномочий.
    § 2.
  6. В состав палат Суда входят судьи Суда, распределяемые по палатам Коллегией Суда по ходатайству Председателя Суда.
  7. Работой палат руководит заместитель председателя Суда, назначенный для исполнения этой должности Председателем Суда, далее называемый “Председателем палаты”.
  8. Палаты используют сокращенные обозначения: Финансовая палата – NSAF, Экономическая палата – NSAG и Общеадминистративная палата – NSAO.
  9. Председатель Суда создает в палатах отделы судопроизводства, по согласию Коллегии Суда, на основании определенных в положениях о делопроизводстве вещественно-предметных критериев, определяющих предмет судебно-административных дел, которые подлежат компетенции палаты. Отделы обозначаются порядковыми римскими цифрами, которые предшествуют обозначению палаты.
  10. Палаты и отделы судопроизводства в палатах имеют отдельные секретариаты, которыми руководят руководители секретариатов.
  11. Дисциплинарными делами судей занимается Общеадминистративная палата.
  12. Если в палате не были созданы отделы судопроизводства, отделом судопроизводства является палата.
    § 3.
  13. В Суде создается Отдел Судебной Информации, которые выполняет задания в сфере:
    1) информирования сторон и заинтересованных лиц о компетенции административных судов и состоянии дел, которые рассматриваются в суде и предоставления доступа для ознакомления с материалами дел;
    2) предоставления публичной информации о деятельности Суда;
    3) ведения дел по просьбам, жалобам и заявлениям;
    4) обслуживание Суда и Председателя Суда в отношениях со СМИ;
    5) судебной статистики;
    6) ведения страницы Суда в Интернете и страницы субъекта в Бюллетене Публичной Информации и осуществление надзора за Центральной базой приговоров и информации о делах, которые рассматриваются в административных судах, и выполнение других действий, связанных с этой Базой в пределах, определенных Председателем Суда.
  14. В Отделе Судебной Информации действует секретариат информации по делам, который выполняет задания, определенные в пар. 1 п. 1, и, по мере потребностей, соответствующие отделы для решения других вопросов, которые входят в сферу деятельности этого отдела.
  15. Руководителя Отдела Судебной Информации назначает Председатель Суда из числа судей Суда или членов Бюро Судопроизводства. Руководитель Отдела Судебной Информации является пресс-секретарем суда.
  16. Непосредственный надзор за выполнением заданий Отделом Судебной Информации осуществляет Председатель Суда или заместитель председателя, назначенный Председателем Суда.
  17. Отдел Судебной Информации осуществляет надзор за деятельностью воеводских административных судов в пределах заданий, о которых идет речь в пар. 1.
    § 4.
    Канцелярия Председателя Суда выполняет задания, связанные с выполнением Председателем Суда действий в сфере создания условий для надлежащего функционирования административных судов путем выполнения заданий, целью которых является:
    1) обеспечение надлежащего состава для вынесения приговоров и вспомогательного канцелярского состава, которые соответствуют рамкам юрисдикции административного судопроизводства и поступлению дел;
    2) обеспечение судьям рабочих условий и оплаты труда, соответствующих высокому званию учреждения и объему их обязанностей;
    3) создание условий для надлежащего вынесения решений и функционирования системы административного судопроизводства, в частности, в сфере обеспечения надлежащих условий в помещениях и технического оборудования;
    4) обеспечение надлежащего финансового обеспечения для выполнения исполняемых целей и задач.
    § 5.
    Цели, о которых идет речи в § 4, Канцелярия Председателя Суда выполняет, в частности, путем:
    1) обеспечения организационных, технических и финансовых условий деятельности Суда и его органов;
    2) выполнения функций и заданий главного распорядителя бюджетных средств и распорядителя третьего уровня по отношению к Суду;
    3) подготовки проекта доходов и расходов Суда и разработка сводного проекта доходов и расходов административных судов; выполнение утвержденного бюджета и ведение бухгалтерии и кассовых дел;
    4) обеспечение обслуживания Общего собрания судей суда, Коллегии Суда и Дисциплинарного Представителя Суда;
    5) ведение кадровых и социальных дел судей и судебных референдариев;
    6) ведение кадровых и социальных дел сотрудников Суда;
    7) обеспечение надлежащих материально-технических и организационных условий для ведения подготовки судей;
    8) организация подготовки для сотрудников Суда;
    9) управление судебным имуществом и обеспечение инвестиционных и ремонтных процессов;
    10) ведение дел по обеспечению и материального хозяйства, а также ведение дел относительно предоставления публичных заказов;
    11) создание, развитие и содержание информационных систем, инициирование и внедрение новых технологий в административных судах, а также ведение надзора и координация этих начинаний в воеводских административных судах;
    12) обеспечение юридического обслуживания Суда;
    13) подготовка и выполнение заданий в сфере:
    а) сотрудничества с органами публичной власти и органами публичной администрации в пределах, вытекающих из реализуемых заданий и нужд административного судопроизводства,
    б) заграничного сотрудничества Суда с судами других стран и международными организациями,
    в) сотрудничества с высшими учебными заведениями и научными центрами в пределах реализуемых заданий
    14) ведение секретариатов Председателя Суда и Руководителя Канцелярии Председателя Суда;
    15) ведение отдела писем, библиотеки и архива учреждения.
    § 6.
  18. Канцелярия Председателя Суда управляется Руководителем Канцелярии Председателя Суда.
  19. Руководитель Канцелярии Председателя Суда является служебным руководителем для сотрудников Суда, которые не являются судьями.
    § 7.
    В рамках организационных структур Канцелярии Председателя Суда действует сектор охраны, которым руководит уполномоченное лицо по делам защиты тайной информации, которое подчиняется непосредственно Председателю Суда.
    § 8.
  20. Организацию Канцелярии Председателя Суда, в том числе определение организационных подразделение и распределение заданий в рамках организационной структуры Канцелярии определяется организационным распоряжением Председателя Суда, принятым по согласию Коллегии Суда.
  21. Председатель Суда может создавать в организационных подразделениях Канцелярии Председателя Суда отделы или группы для решения дел определенного типа, которыми руководят руководители отделов или групп.
    § 9.
    Канцелярия Председателя Суда осуществляет надзор за деятельностью воеводских административных судов в пределах, которые следуют из выполняемой функции главного распорядителя бюджетных средств, с соответствующим учетом организационных вопросов, которые входят в сферу деятельности Канцелярии
    § 10.
    Внутренний аудит производится на основании принципов, определенных в отдельных положениях.

§ 11.

  1. В Бюро Судопроизводства Председателя Суда создает проблемно-инспекционные отделы на основании определенных в положениях о делопроизводстве вещественно-проблемных критериев, определяющих предмет судебно-административных дел, отдел сбора и публикации решений административных судов и отдел европейского права.
  2. Отделы в Бюро Судопроизводства обозначаются порядковыми римскими цифрами и сокращенным обозначением Бюро Судопроизводства – BO.
  3. Бюро Судопроизводства имеет отдельный секретариат, которым руководит руководитель секретариата.
    § 12.
    Проблемно-инспекционный отдел в пределах своей компетенции:
    1) анализирует судопроизводство административных судов;
    2) разрабатывает заявления Председателя Суда в Конституционный Трибунал и заявления в Суд о принятие постановлений или аннулирование решений административных судов;
    3) обрабатывает информацию за год о деятельности административных судов и о проблемах функционирования публичной администрации, которые следуют из дел, рассматриваемых административными судами;
    4) осуществляет деятельность по надзору за административной деятельностью воеводских административных судов.
    § 13.
    Отдел сбора и публикации решений административных судов выполняет задания, которые касаются:
    1) сбора решений административных судов в пределах и способом, который определяет Председатель Суда;
    2) доставки материалов, которые необходимы для надлежащей публикации решений в Центральной Базе Приговоров и Информации о Делах, рассматриваемых в административных судах, в пределах, которые определяет Председатель Суда;
    3) публикации официального сборника решений административных судов, которые были определены для публикации в этом сборнике, в порядке, определенным Председателем Суда.
    § 14.
    Отдел европейского права выполняет задания в сфере:
    1) сбора и анализа положений европейского права, которые применяются для судебно-административных дел;
    2) сбора и анализа решений Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека в пределах, подлежащих компетенции административных судов;
    3) предоставление доступа к положениям европейского права и решений судов по этим делам судьям административных судов;
    4) анализ судопроизводства административных судов по делам, для которых применяется европейское право;
    5) сотрудничества с соответствующими государственными организационными подразделениями и другими учреждениями по делам, которые касаются европейского права.
    § 15.
  4. В состав отдела в Бюро Судопроизводства входят:
    1) судьи Суда;
    2) ассистенты судей, старшие ассистенты судей и другие сотрудники, трудоустроенные на должности специалистов, старших специалистов и ведущих специалистов.
  5. К отделу могут также быть прикреплены делегированные в Суд:
    1) судьи и судебные референдарии воеводских административных судов;
    2) судьи апелляционных или окружных судов.
  6. Отделом руководит начальник, назначенный Председателем Суда из числа судей Суда, прикрепленных к Бюро Судопроизводства.
    § 16.
  7. В Бюро Судопроизводства действует группа инспекторов по делам судебной бухгалтерии, которые подчиняются непосредственно директору Бюро Судопроизводства или его заместителю.
  8. Председатель Суда может создавать в Бюро Судопроизводства также другие группы для исполнения определенных им отдельных заданий под руководством члена группы, назначенного по ходатайству директора Бюро Судопроизводства.
    § 17.
  9. Судей для отделов в Бюро Судопроизводства назначает Коллегия Суда по ходатайству Председателя Суда.
  10. Директор Бюро Судопроизводства и его заместитель и судьи Суда, назначенные в отделы Бюро Судопроизводства являются членами Бюро Судопроизводства. Председатель Суда, по согласию Коллегии Суда может назначить члена Бюро Судопроизводства из числа судей, делегированных в Суд, или сотрудников, которые не являются судьями, если они обладают квалификацией, чтобы занимать должность судьи, и судей в отставке.
    § 18.
    Для должностей в Палатах Суда, Отделе Судебной Информации, Канцелярии Председателя Суда и Бюро Судопроизводства применяются положения, которые относятся к соответствующим должностям в Верховном Суде.

Раздел 2
Функции Председателя Суда, Председателей Палат
и руководителей отделов судопроизводства
§ 19.
Председатель Суда выполняет функции, определенные в законе от 25 июля 2002 г. – Закон о системе административных судов (Зак. Вестник № 153, поз. 1269, за 2005 г. № 169, поз. 1417, за 2009 г. № 219, поз. 1706 и за 2010 г. № 36, поз. 196) и в других законах, в частности:
1) подготавливает и созывает заседания Общего Собрания Судей и Коллегии Суда и председательствует на них;
2) определяет сроки заседаний Суда в полном составе и председательствует на них;
3) выступает с предложениями о принятии решений Судом в соответствующим составе и о аннулировании решений административных судов;
4) обращается в Конституционный Суд с ходатайствами об установлении соответствия закона и международного договора или другого нормативного акта Конституции, закону или ратифицированному международному договору;
5) предоставляет Конституционному Суду информацию по интерпретации соответствующего правового положения в судопроизводстве;
6) определяет порядок отбора решений административных судов для объявления в официальном сборнике и распоряжается об их объявлении;
7) предоставляет информацию о деятельности административных судов;
8) выполняет действия из сферы трудового законодательства;
9) принимает посетителей по делам об прошениях, жалобах и заявлениях.
§ 20.
Председатель Палаты Суда:
1) руководит работой Палаты;
2) выполняет функции руководителя отдела судопроизводства, если Палата не поделена на отделы;
3) определяет сроки заседаний и руководит заседаниями Суда в составе всей Палаты и в составе семи судей, если он принимает в них участие;
4) решает споры относительно юрисдикции между отделами судопроизводства Палаты;
5) ознакомляется с судопроизводством Суда и организовывает совещания судей для обсуждения правовых положений, которые вызывают сомнения или применение которых вызвало расхождения в судопроизводстве;
6) руководит работой групп судей, назначенных для отбора решений административных судов для объявления в официальном вестнике;
7) анализирует судопроизводство административных судов по делам, которые подлежат компетенции Палаты и вносит Председателю Суда предложения тем совещаний, конференций и подготовки судей;
8) вносит Председателю Суда проекты обращений в Конституционный Суд;
9) информирует Председателя Суда о важных проблемах, возникающих в деятельности Палаты.
§ 21.
Руководитель отдела судопроизводства руководит работой отдела, в частности:
1) передает судьям дела для вынесения решения, согласно подробным принципам, определенным Коллегией Суда;
2) проводит жеребьевку составов, которые выносят решения;
3) изъявляет согласие на просмотр материалов дела лицами, которые не являются сторонами процесса и предоставят обоснованную причину для просмотра материалов;
4) контролирует определение сроков заседаний судьями;
5) контролирует обоснованность отсрочки слушаний и ход дел, по которым затягивается судопроизводство;
6) контролирует соблюдение сроков составления обоснования решений;
7) контролирует работу секретариата и выдает соответствующие распоряжения;
8) ознакомляется с судопроизводством Суда и организовывает совещания судей отдела для обсуждения правовых положений, которые вызывают сомнения или применение которых вызвало расхождения в судопроизводстве.
Раздел 3
Выборы кандидатов на должность судьи Суда
§ 22.

  1. Кандидатура на должность судьи Суда вносится Председателю Суда путем внесения формуляра заявки в течение месяца со дня объявления извещения о свободных должностях судей в Суде. К формуляру следует приложить информацию из Государственного криминального реестра относительно личности кандидата и справку, где указано, что он может с учетом состояния здоровья исполнять обязанности судьи. Обязанность приложения информации из Государственного криминального реестра и справки о состоянии здоровья не относится к кандидату, который на момент внесения кандидатуры является судьей или прокурором.
  2. К формуляру заявки могут быть приложены служебные или профессиональные характеристики, рекомендации и другие документы, которые служат основанием для заявки.
  3. Формуляр заявки должен содержать информацию по условиям, которые требуются по закону, о котором идет речь в § 19, от кандидатов на должность судьи Суда.
  4. Для проведения исследования состояния здоровья и выдачи справок, подтверждающих пригодность кандидата к исполнению обязанностей судьи Суда соответствующим образом применяются положения указа министра юстиции, вынесенные на основании ст. 57 § 6 закона от27 июля 2001 г. – Закон о системе судов общей юрисдикции (Зак. Вестник, № 98, поз. 1070, с посл. изм. ).
    § 23.
  5. Председатель Суда проверяет, была ли кандидатура на должность судьи Суда внесена в срок, был ли внесен правильно заполненный формуляр заявки и была ли к нему приложена информация из Государственного криминального реестра, а также справка, где указано, что он может с учетом состояния здоровья исполнять обязанности судьи.
  6. В случае установления, что кандидатура была внесена с нарушением сроков или она не соответствует требуемым формальным условиям, Председатель Суда отказывает в предоставлении хода делу. Об отказе он уведомляет кандидата, Коллегию Суда и Общее Собрание Судей Суда, с указанием причины отказа.
    § 24.
  7. После констатации соблюдения формальных условий кандидатом Председатель Суда обращается к заместителям председателя Суда, чтобы они назначили судью Суда, который в установленный срок составляет оценку квалификации кандидата.
  8. По обращению судьи Суда, который составляет оценку квалификации, заместитель председателя Суда может обратится в соответствующие органы, чтобы они предоставили необходимые документы и характеристики кандидата. Если кандидатом является судья, можно кроме того обратится за составлением дополнительной оценки его квалификации председателем или другим судьей соответствующего суда или судьей-инспектором.
  9. Оценка квалификации кандидата составляется с соответствующим применением рекомендаций Государственного криминального реестра и она доводится к сведению кандидата.
    § 25.
  10. Председатель Суда представляет кандидатуру вместе с оценкой квалификации Коллегии Суда для выражения мнений.
  11. Председатель Суда приглашает кандидата для участия в заседании Коллегии Суда. Кандидат представляется членам Коллегии и отвечает на их вопросы.
  12. Коллегия суда оценивает кандидата путем тайного голосования, после прослушивания оценки его квалификации и проведения дискуссии.
  13. Голосующий отдает голос за кандидата, против кандидата или удерживается.
  14. Характеристику кандидата, определяемую количеством полученных голосов “за”, голосов “против” и голосов “воздержавшихся”, назначенный член Коллегии или судья, составляющий оценку кандидата, предоставляет Общему Собранию Судей Суда.
    § 26.
    Выборы кандидатов на должность судьи Суда производит Общее Собрание Судей Суда, согласно принятому регламенту.
    Раздел 4
    Выборы членов Коллегии Суда
    § 27.
    Кандидатов в члены Коллегии Суда вносят судьи Суда, выносящие решения в Суде, на заседании Общего Собрания Судей Суда.
    § 28.
  15. Общее Собрание Судей Суда избирает трех судей в счетную комиссию, которая проводит голосование.
  16. Счетная комиссия подготавливает карточки для голосования, на которых в алфавитном порядке размещаются фамилия и имена внесенных кандидатов.
    § 29.
    Голосование по выбору членов Коллегии Суда является тайным.
    § 30.
    Голосующий отдает голос за указанных лиц, зачеркивая на карточке фамилии других кандидатов. Голос является недействительным, если на карточке для голосования осталось невычеркнутыми больше фамилий, чем определенный для выбора путем голосования количественный состав Коллегии Суда.
    § 31.
    Если в голосовании не был выбран полный состав Коллегии Суда, проводится дополнительное голосование.
    Раздел 5
    Наружное и внутреннее оборудование Суда и официальные печати
    § 32.
    Снаружи здания, в котором размещается Суд, устанавливается таблица с названием суда и герб Республики Польша.
    § 33.
  17. Внутри здания, на заметном месте, возле входа в судебные помещения, устанавливается информационная таблица с указанием полного названия Палат, отделов и других организационных подразделений Суда и обозначений помещений, в которых они расположены, а также информации о размещении залов слушаний.
  18. На видимом месте внутри здания устанавливается также таблица, предназначенная для размещения судебных объявлений и оповещений, предусмотренных отельными положениями.
  19. Информационные таблицы, о которых идет речь в пар. 1 и 2, могут иметь форму светящихся таблиц или экранов.
    § 34.
  20. В залах слушаний (заседаний) на стене за судейским столом размещается государственный герб.
  21. На судейском столе размещаются таблички с надписью “Судья Высшего Административного Суда” и именами и фамилиями судей, которые заседают в составе, выносящим решения. Перед именем и фамилией делегированного в Суд судьи размещаются слова “делегированный судья”. Образец таблички утверждает Председатель Суда.
  22. Возле судейского стола размещается государственный флаг Республики Польша.
    § 35.
  23. В залах слушаний (заседаний) часть, предназначенная для расположения судейского стола и часть для лиц, которые принимают участие в слушаниях, должна быть отделена отчасти, предназначенной для публики.
  24. В день заседаний с участием сторон перед залом слушаний (заседаний) в здании Суда размещается перечень дел, подлежащих рассмотрению суда, согласно установленному образцу. Перечень дел может быть опубликован путем демонстрации на световой таблице или экране.
  25. Перечень дел может быть опубликован, согласно установленному образцу, в более ранний срок, чем определено в пар. 2, посредством интернет-страницы Суда или сьраницы субъекта в Бюллетене Публичной Информации.
    § 36.
    Суд и Председатель Суда имеют свои официальные печати с изображением орла и надписью, образец которых определен в отдельных положениях.
    § 37.
    Отдельные Палаты и отделы в Палатах могут использовать отдельные экземпляры печати. Официальные печати одинакового содержания обозначены опознавательными номерами, расположенными по обводу печати. Контроль выданных печатей осуществляет Руководитель Канцелярии Председателя Суда.
    § 38.
  26. Ответственность за хранение печатей, выданных для использования в определенных отделах или других организационных подразделениях Суда, лежит на руководителях секретариатов этих отделов или других организационных подразделений.
  27. Способ применения и хранения официальных печатей определяет Председатель Суда.

Раздел 6
Рабочее время
§ 39.

  1. Председатель Суда определяет рабочее время Суда и время приема посетителей для себя лично, своих заместителей, руководителей отделов, руководителей и начальников других организационных подразделений. Информация об этом размещается на таблице, предназначенной для размещения объявлений.
  2. Отдел Судебной Информации принимает посетителей в рабочее время Суда.
    § 40.
    Лица, исполняющие руководящие обязанности в Суде должны присутствовать во время работы Суда.
    Раздел 7
    Распределение дел между судьями и определение составов для вынесения решений
    § 41.
  3. Коллегия Суда, по обращению Председателя Суда, распределяет судей по Палатам (отделам в Палате) и определяет подробные принципы распределения дел между судьями, учитывая судебную специализацию судей, объем обязанностей судьи, не связанных с вынесением решений, и поступление дел.
  4. По мере надобности Коллегия Суда вносит изменения в распределение судей по Палатам или отделам и в принципы распределения дел между судьями.
  5. В случае изменения в распределении судей по Палатам или отделам, Коллегия Суда указывает среди дел, по которым был назначен судья-докладчик, дела, которые передаются другим судьям.
    § 42.
  6. Руководитель отдела, с учетом § 46, распределяет дела между судьями отдела, определяя судью-докладчика по делу согласно подробным принципам распределения дел между судьями, определенными Коллегией Суда.
  7. Судья-докладчик для очередных дел, которые поступают в Суд, определяется путем указания судьи по порядку на основании алфавитного списка судей Палаты (отдела).
  8. Руководитель отдела может назначить судью-докладчика для очередных дел, отходя от очередности по алфавитному списка судей отдела, если очередные дела являются связанными между собой.
    § 43.
    Если дело подлежит рассмотрению в составе одного судьи, судья-докладчик является выносящим решение составом Суда.

§ 44.

  1. Руководитель отдела определяет сроки слушаний на очередные трехмесячные периоды и определяет выносящие решения составы и председателей выносящих решения составов для каждого из этих заседаний.
  2. На каждое слушание (заседание) назначаются дела по очередности поступления, докладчиками по которым являются судьи выносящих решение составов Суда, которые рассматривает дела на этом заседании, с учетом дел, которые подлежат рассмотрению вне очереди.
  3. Если дело подлежит рассмотрению в составе трех судей, выносящий решение состав Суда указывается в распоряжении о назначении слушаний. Распоряжение о назначении слушаний издает руководитель отдела.
    § 45.
    Если по непредвиденным обстоятельствам возникает необходимость изменения выносящего решение состава, руководитель отдела назначает другого судью согласно очередности по алфавитному списку судей.
    § 46.
  4. Руководитель отдела распоряжается об определении путем жеребьевки в случае отвода судьи или по делу на основании ходатайства о возобновлении процесса.
  5. Судья-докладчик может обратиться с заявлением к Председателю Палаты об определении выносящего решение состава путем жеребьевки, если для этого имеются подробно обоснованные причины.
    § 47.
  6. Руководитель отдела незамедлительно назначает срок проведения жеребьевки. В случае, о которым идет речь в § 46 пар. 2, срок жеребьевки назначается, если Председатель Палаты удовлетворит заявление.
  7. Выносящий решение по делу состав определяется путем жеребьевки среди всех судей Палаты, за исключением судей, которые не могут принимать участия в выносящим решение составе по причине правовых препятствий.
  8. Жеребьевку производит руководитель отдела, при участии секретаря, который произвольно выбирает карточки с фамилиями судей. Отдельно производится жеребьевка для принимающего решение состава и для докладчика.
  9. По ходу жеребьевки составляется протокол жеребьевки, который подписывают руководитель отдела и секретарь. Протокол должен содержать обозначение дела, имена и фамилии судей, среди которых производилась жеребьевка принимающего решение состава, имена и фамилии определенных в результате жеребьевки судей принимающего решение состава и судьи-докладчика, а также имена и фамилии исключенных из жеребьевки судей, с указанием причины такого исключения. Протокол прилагается к материалам дела.
  10. В случае необходимости внесения изменений в принимающий решение состав, который был определен путем жеребьевки, производится дополнительная жеребьевка, для которой применяются положения пар. 1-4.
    Раздел 8
    Порядок судебной деятельности
    § 48.
  11. После предоставления воеводским административным судом материалов дела с кассационной жалобой или ходатайством руководитель отдела производит предварительную проверку на предмет соблюдения формальных условий, а затем издает соответствующее распоряжение относительно дальнейших действий.
  12. В случае, если Председатель Палаты сочтет, что дело не подлежит компетенции Палаты, он передает дело в соответствующую Палату. Председатель Палаты, которому было передано дело, может обратится к Председателю Суда для указания надлежащей Палаты.
    § 49.
  13. Дела, которые поступают вместе с кассационными инструментами относительно решений воеводских административных судов следует рассматривать согласно очередности их поступления в Суд, если только в отдельном положении не указано иначе.
  14. В обоснованных случаях Председатель Палаты может распорядится о рассмотрении дела или определенных дел вне очередности, о которой идет речь в пар. 1.
    § 50.
  15. Если принимающий решение состав в ходе рассмотрения кассационного инструмента передаст правовую проблему для решения составом семи судей, он передает материалы дела Председателю Палаты, который определяет принимающий решение состав, докладчика и содокладчика по делу.
  16. Председатель Суда, по обращению Председателя Палаты, может назначить в принимающий решение состав судей из других Палат, если правовая проблема касается процессуальных положений.
    § 51.
    Обращение с целью разъяснения правовых положений, применение которых привело к расхождениям в судопроизводстве административных судов, Председатель Суда направляет в соответствующую Палату. По обращению Председателя Палаты в состав семи судей Председатель Суда может назначить судей из других Палат, если правовая проблема касается процессуальных положений.
    § 52.
    Председатель Палаты вручает обращение о принятии решения соответствующему прокурору для изложения позиции в письменном виде.
    § 53.
    Руководитель отдела может уведомить о ведущемся процессе прокурора или Уполномоченного по правам человека, если это требуется для защиты законности, общественного интереса или гражданских прав.
    § 54.
    Для каждого назначенного к слушанию дела определяется время начала ее слушания, с учетом приблизительной продолжительности дел, которые ему предшествуют, и возможности приезда к Суду лиц, которые проживают вне места расположения Суда, а также, по мере возможностей, обоснованных ходатайств на эту тему, внесенных сторонами, их уполномоченными лицами или представителями.
    § 55.
    Председатель принимающего решение состава обеспечивает, чтобы:
    1) члены принимающего решение состава ознакомились с материалами дела перед заседанием;
    2) заседание началось пунктуально и проходило без нарушений;
    3) в ходе заседания не были пропущены обстоятельства, необходимые для выяснения дела и его быстрого завершения;
    4) во время совещания были обсуждены все обнаруженные вопросы и были рассмотрены все ходатайства сторон.
    § 56.
    Перед слушаниями (заседанием) должно состояться предварительное совещание принимающего решение состава с целью обсуждения вопросов, которые существуют в деле.
    § 57.
  17. Во время слушаний и открытых заседаний судьи используют тогу и шапочку судьи в качестве официальной одежды, а председательствующий судья – также цепь с изображением орла.
  18. Судьи одевают шапочку судьи при входе в зал и выходе из зала, а также во время оглашения приговора и постановления.
    § 58.
  19. В случае предполагаемого участия в заседании широкой общественности, руководитель отдела может издать распоряжение о выдаче входных билетов для входа в зал слушаний.
  20. Председатель суда может определить в зале отдельное место для обозревателей радио, телевидения и других средств массовой информации.
    § 59.
  21. Во время входа Суда в зал слушаний, приведения Судом к присяге, объявления приговора, и во время покидания зала Судом, все присутствующие в зале, не исключая прокурора и секретаря, которые принимают участие в заседании, встают со своих мест. Судьи встают со своих мест только во время приведения к присяге.
  22. В ходе заседания каждое лицо встает со своего места, когда оно говорит к Суду или когда Суд обращается к нему. В обоснованных случаях председатель заседания может позволить оставаться в сидячем положении.
  23. Председатель принимающего решение состава может не позволить обозревателям радио, телевидения и других средств массовой информации записывать при помощи аппаратуры изображение и звук по ходу слушаний, если произведение этих действий будет усложнять проведение слушаний.
    § 60.
  24. Председатель заседания занимает центральное место за судейским столом, а остальные судьи – возле председателя.
  25. Если в принимающем решение составе принимает участие Председатель Суда или Председатель Палаты, то он является председателем, если только он не издаст другого распоряжения.
  26. Прокурор и податель кассационной жалобы занимают место за судейским столом с правой стороны, а противоположная сторона и участники процесса – с левой стороны.
  27. Секретарь занимает место за судейским столом с левой стороны от Суда.
    § 61.
  28. Во время слушаний и открытого заседания в зале заседаний присутствует судебный пристав, который исполняет распоряжения председателя, в частности следит за порядком во время перерывов.
  29. Судебный пристав объявляет дела и оповещает о входе принимающего решение состава в зал, громко произнося слова: “Высший Административный Суд! Прошу встать!”. Перед выходом Суда из зала пристав громко произносит слова “Прошу встать!”.
  30. Во время слушаний и открытого заседания судебный пристав использует официальный костюм.
    § 62.
  31. После объявления дела, проверки присутствия сторон и уполномоченных лиц и после доклада судьи-докладчика, председатель заседания предоставляет голос сторонам. Первой высказывает свое мнение сторона, которая вносит кассационную жалобу. В случае внесения нескольких кассационных жалоб, очередность предоставления голоса подателям кассационных жалоб определяет председатель.
  32. Перед закрытием слушаний председатель предоставляет голос сторонам. Каждая из сторон выступает только раз, если только председатель не сочтет необходимым следующее выступление стороны.
    § 63.
  33. На документе, вносимом в материалы дела в ходе заседания, председатель проставляет пометку о том, кто внес документ. Если с учетом типа документа он может быть возвращен после завершения процесса, эта пометка вносится в протокол.
  34. Если внесенный документ возвращается, следует приложить ксерокопию документа или сделать копию документа в протоколе.
    § 64.
    Слушания должны быть подготовлены и проведены таким образом, чтобы справу можно было рассмотреть за один день, без ее переноса.
    § 65.
  35. В случае переноса заседания следует объявить сторонам и другим заинтересованным лицам, которые присутствуют на заседании, дату следующего заседания, кроме случаев, когда незамедлительное определение следующей даты невозможно.
  36. В случае объявления следующей даты заседания сторонам и другим заинтересованным лицам разъясняется, что они обязаны явиться на следующее заседание без отдельного вызова, и сообщаются последствия неявки. Отсутствующих на заседании лиц следует вызвать на следующее заседание или уведомить о нем на общих условиях.
    § 66.
    Во время совещания и голосования могут присутствовать только члены принимающего решение состава.
    § 67.
  37. Протокол заседания Суда составляет сотрудник секретариата, стажер-юрист или практикант, назначенный руководителем отдела, под руководством председателя заседания.
  38. Протокол должен быть подписан непосредственно после завершения заседания, а в исключительных случаях – не позже, чем через три дня после завершения заседания.
  39. По закрытом заседании протокол не составляется, кроме случаев, когда на таком заседании были заслушаны вызванные Судом лица или были произведены другие процессуальные действия.
    § 68.
    Зачеркивания и исправления в протоколе следует производить таким образом, чтобы зачеркнутые и исправленные слова были читабельными. Поправки и дополнения в содержании протокола следует упомянуть в заключительной части протокола, перед его подписанием, или в отдельном упоминании, подписанном секретарем и председателем заседания.
    Раздел 9
    Судебные решения
    § 69.
  40. Решение, которое подлежит объявлению в процессе, составляется и объявляется непосредственно после завершения слушаний и совещания, кроме случаев, когда Суд перенес объявление решения на другой день.
  41. Решения, выносимые на закрытом заседании, составляются непосредственно после их принятия.
    § 70.
    В начале приговора помещаются слова “Приговор именем Республики Польша”, а над этими словами – изображение орла.
    § 71.
  42. Обоснование решения составляет судья-докладчик.
  43. Судья-докладчик не обязан составлять обоснование решения, по которому он заявил особое мнение
  44. Если в случае, о котором идет речь в пар. 2, судья-докладчик не составил обоснования решения или если составление обоснования решения судьей-докладчиком невозможно по другим причинам или сталкивается с препятствиями, время действия которых невозможно предусмотреть, обоснование составляет председатель заседания или другой судья, который принимал участие в вынесении решения.
  45. Заявление особого мнения обозначается при подписи сентенции решения путем внесения соответствующего примечания: “особое мнение” (“votum separatum”, “cvs”).
  46. Обоснование особого мнения не вручается сторонам.
    § 72.
    После выполнения действия, связанных с рассмотрением кассационного инструмента, Суд возвращает материалы дела соответствующему воеводскому административному суду.
    § 73.
    Постановления настоящего раздела применяются соответствующим образом в ходе принятия Судом постановлений и рассмотрения ходатайств об аннулировании решений административных судов.
    Раздел 10
    Юридические вопросы к Конституционному Суду
    § 74.
  47. По делу об обращении с юридическим вопросом к Конституционному Суду принимающий решение состав выносит постановление.
  48. В постановлении, о котором идет речь в пар. 1 принимающий решение состав обосновывает сомнения относительно соответствия акта низшего порядка акту высшего порядка, а кроме того указывает, в каких пределах ответ на юридически вопрос может повлиять на решение дела, в связи с которым поставлен вопрос.
  49. Постановление об обращении с юридическим вопросом принимающий решение состав передает в Конституционный Суд, вместе с материалами дела, при посредничестве Председателя Суда.
    § 75.
    Независимо от порядка судопроизводства, о котором идет речь в § 74, принимающий решение состав уведомляет Председателя Суда об установленном в ходе рассмотрения дела несоответствии закона или международного договора Конституции и другого нормативного акта Конституции или закону, если это не имеет значения для рассмотрения дела.
    Раздел 11
    Юридические (преюдициальные) вопросы к Суду Европейского Союза
    § 76.
  50. По делу об обращении с юридическим вопросом к Суду Европейского Союза относительно толкования права Европейского Союза или действительности актов, изданных учреждениями, органами или организационными подразделениями Европейского Союза принимающий решение состав выносит постановление.
  51. В постановлении, о котором идет речь в пар. 1 принимающий решение состав, в частности, указывает фактические и правовые обстоятельства, на которых базируется юридический вопрос, и причины обращения с этим вопросом, а также связь между правом Европейского Союза и польским законодательством в пределах, определенных в вопросе.
    § 77.
    Постановление об обращении с юридическим вопросом принимающий решение состав передает Суду Европейского Союза, вместе с материалами дела, при посредничестве Председателя Суда.