1635. Привилей Владислава IV о передаче Спасского монастыря ордену иезуитов

ПРИВИЛЕЙ КОРОЛЯ ВЛАДИСЛАВА IV О ПЕРЕДАЧЕ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО СПАССКОГО МОНАСТЫРЯ ОРДЕНУ ИЕЗУИТОВ И ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ИЕЗУИТСКОГО КОЛЛЕГИУМА, ШКОЛЫ И КОСТЕЛА В НОВГОРОД-СЕВЕРСКЕ.
1635 г. февраля 18 (нов. ст. 28)
Владислав IV (п. т.) настоящим нашим привилеем всех вместе и каждого отдельно, кому это нужно, оповещаем.
В актах нашей малой королевской канцелярии найден документ с просьбой об устройстве отцов-иезуитов в землях Новгород-Северских.
Наше желание – удостоить описать этот привилей так, как он содержится в актах.
Итак, из данного привилея следует такое. Извещаем, что мы, счастливо окончив московскую военную кампанию и, с божьей помощью, благодаря отваге и мужеству наших рыцарей освободив от грозной московской осады Смоленск, а также по заключении мирного договора с московским царем вновь, заняв крупные земли и княжества, присоединив часть их к польской державе, часть же – к великому княжеству Литовскому, желаем столь значительные и великие милости, оказанные всевышним творцом нам и землям нашим в начале нашего властвования, утвердить вечную память во вновь занятых землях, распространяя славу истинного бога по уставу святой римско-католической церкви.
Среди других мы порешили украсить город устройством в городе Новгород-Северском преподобных провинции польской отцов-иезуитов , которых страх перед богом, добродетель, набожность и рвение в распространении истинной веры господней нам и всему миру, известны, надеясь, что благодаря их набожности, примерной жизни и воспитанию молодежи в их школах, католическая религия в том краю получит значительное распространение. Что все да сбудется на счастье нам и Речи Посполитой.
Отправляем упомянутых отцов-иезуитов в Новгород-Северск и для них в этом городе отводим и на вечные времена даруем место для постройки костела, коллегиума, школ и дома ордена, которое шляхетный местный староста должен своевременно и по потребности отмерить. Жалуем их на вечные времена правом вольной рубки деревьев в наших тамошних лесах, как для отопления, так и для строительства, а чтобы упомянутые отцы-иезуиты имели полное обеспечение и достаток в потребностях своих и дома божьего, утверждаем правом вечным названных отцов польской провинции на обоснование их в Новгород-Северске вместо московских монахов (которые были враждебные государству нашему во время московской войны, а по заключении мира ушли за московский рубеж). Отдаем Спасский монастырь с деревнями, лесами, борами, бортями, озерами, ярами, лугами, с бобровыми левами, пасеками и со всеми угодьями, издавна принадлежащими этому Спасскому монастырю, а также Мелинскую засеку со всеми принадлежностями, которые когда-либо принадлежали упомянутым московским монахам и их предшественникам, чтобы преподобные отцы-иезуиты могли на вечные времена владеть этим монастырем и засекой со всеми вышеназванными принадлежностями, и спокойно пользуясь ими, без каких либо [56] налогов, как имуществом костела, должны молить бога за нас и светлейшую семью нашу.
А духовенство греческой (Т. е. православной.) религии не должно иметь других школ, в которых бы обучали по-латыни, как помеху названным отцам-иезуитам и школам их.
До сведения же шляхетных жителей Новгорода-Северска довести желаем, чтобы они с упомянутыми отцами-иезуитами, там нами за их набожность устроенными, во всем учтивыми были, шляхетному же Александру Пясечинскому, каштеляну каменецкому, нынешнему старосте нашему новогородскому и улановскому, а также и будущему старосте, повелеваем, чтобы он этим отцам, согласно данному привилею, монастырь и наше имущество, которое перечислено выше, передал без всякой проволочки и без раздумья в полную собственность и спокойное пользование, отмерил место для постройки костела, коллегиума и школ, а их владение ограничил по обычаю знаками, сохраняя за ними на вечные времена право вольной рубки деревьев в наших лесах, как для построек, так и для отопления, препятствий не чинил бы и во всем им помогал, поступая согласно этому нашему желанию.
Для чего им даем этот наш привилей с нашей собственоручной подписью и с коронной печатью.
Дан в Варшаве 28-го февраля лета господня 1635-го 3-го года владычества в королевствах наших: польском и шведском.
Помета: Король Владислав и главный канцлер Петр Гембицкий, благосклонно одобрившие изложенное выше… (Помета частично не разобрана.) поручили то, что описано в этом акте, передать… (Помета частично не разобрана.) подлинный универсал этого же… (Помета частично не разобрана.). Полагаемся во всем этом деле на нашего короля… (Помета частично не разобрана.).
Акт дан в Варшаве, в праздник после воскресения господнего.
Лета господня 1647, владычества нашего в Польше 15-й год, в Швеции– 16-й.