1648. Письмо Н. Потоцкому с предложением вовлечь казаков в войну с Турцией

ПИСЬМО БРАЦЛАВСКОГО ВОЕВОДЫ А. КИСЕЛЯ КОРОННОМУ ГЕТМАНУ Н. ПОТОЦКОМУ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПОДАВИТЬ ВОССТАНИЕ НА УКРАИНЕ ПУТЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ УКРАИНСКИХ КАЗАКОВ В ВОЙНУ ПРОТИВ ТУРЦИИ ИЛИ ИСТРЕБЛЕНИЯ ВСЕХ КАЗАКОВ
1648 г. конец марта – начало апреля
Копия письма е. м. п. воеводы брацлавского
Пожелание мне по поводу благосклонности е. к. м. и пожалованного неожиданно достоинства принимаю с большой благодарностью от в. м., постоянным и усердным слугой которого я буду до могилы в любом положении и звании. Я желал еще побыть в прежнем звании и испытать щедрость короля, но так как по божьему велению на первом месте оказалось то, что могло быть на втором, я поручаю все это его святой воле и той же милости е. к. м. п. н. м.
Что касается моего мнения относительно счастливого предприятия в. м. м. пана против того изменника, то я хотел бы подчинить свою точку зрения высокой воле в. м. м. п. Я ведь и сам видел успех дела в быстроте действий. В отношении того, доверять ли казакам или нет, я считаю, наилучшим советом будет тот, который господь бог внушит в. м. м. м. п., ибо сам господь бог велит считать наивысшим даром умение прислушиваться к советам других, но вместе с тем следовать движению собственной души. Итак, если высокая воля в. м. решила быстро действовать и, приняв предварительную присягу, доверять казакам, особенно при добавлении [иноземного] войска, я уверен, что с божьей помощью мы будем иметь желанные результаты. Ясно, что тот изменник не сможет выдержать, если казаки останутся верны нам, разве куда-нибудь убежит, заранее обеспечив себе убежище, что было бы неплохо для Речи Посполитой. Эти изменники всегда бывали биты на волости, да и на Запорожье не могли пустить корни. Избавленная от опасности Речь Посполитая должна будет решить что-нибудь основательно. Ибо нельзя быть всегда настороже и не делать уступок, а из-за какой-либо обиды или претензии одного бродяги терпеть мятеж и истребление своих сил внутренней войной. Существуют более важные моменты, чем польза от этого войска. Что бы ни делалось большому гражданину Речи Посполитой, Речь Посполитая ничего о том не знает и спокойно идут ее дела, но коль скоро один Гриць или Иван выступит с претензией, уже вся Речь Посполитая должна о том узнать и приходить в волнение – это верх ее несчастья.
Мы уже испытали разные средства в плане войны с Турцией, сохраняя казачество, но если ни одно из этих средств не подходит, должны ли мы дожидаться, сохрани боже, – в который раз, – отягощения Речи Посполитой внешней войной или нам лучше вовремя пресечь своеволие внутри страны? Давно имея по этому поводу свои соображения, вижу сейчас только два способа действия. Можно поступить так, как поступают все народы, которые, не имея сил отвести от себя опасность, переносят ее на врага. Нам это подходит, так как нас по-прежнему беспокоит орда, поэтому необходимо, как то бывало и раньше, направить чернь на Черное море. Если мы всегда должны защищаться от татар, то пусть же и турки защищаются от казаков. Такое пролитие крови не будет объяснено нарушением договоров (турками], ибо хотя мы всегда старались удержать казаков [от походов против Турции], но никогда не видели у турок взаимной искренности и ее не будет, пока не будет нового устройства, по которому паша будет там, где пребывает их хан.
Если мы производим реформу в организации казаков, то и им следует провести такую же реформу в организации татар .
Если же этот способ не подходит, тогда нужно поступить иначе – вырвать корень [зла] и уничтожить даже имя «казаки», ибо, что касается этих нескольких тысяч казаков, я уверен, что если окраинные староства всегда будут в руках таких старост, которых всегда необходимо иметь на Украине, и здесь будут также находиться дополнительные войска в таком же числе, то те же люди, иначе организованные, с гордым именем казака из тех же старосте будут идти в войско е. к. м., если это будет определено законом. Само Запорожье с точки зрения обеспечения безопасности представляет собой большие трудности, и без больших средств Речи Посполитой, которые тяжело достать, нельзя тут ничего сделать. Но обо всем этом поговорим, если даст господь, бог, после. Теперь же я прошу господа бога, чтобы благословил мероприятия в. м. м. м. п. против того изменника. Если бы в. м. м. м. п. пришлось двинуть свое войско, моя убогая горсточка людей готова стать в его ряды, чтобы послужить отчизне, хотя я и собрался отправиться в Гошу, чтобы позаботиться о своем расстроенном здоровье, занявшись лечением.
Что касается конфликта калмыцкой орды с ногайцами, Москва, насколько и понимаю, сомневается в его возможности, но так как они (русские) завоевали и подчинили себе среднюю часть этой орды, то опасаются, чтобы не подстрекнули хана к мести. Поэтому (русские) имеют укомплектованные гарнизоны окраинных замков и имеются ратные люди из столицы при гетмане князе Болоховском, не желая оказать нерадения к нам и себе.
За сочувствие ко мне в связи с моим плохим здоровьем и за то, что в. м. м. пан благоволит желать мне, слуге твоему, восстановить здоровье, покорнейше благодарю и сколько господь бог даст мне сил по своей святой милости, отдам их на службу в. м.
Остаюсь вашим покорнейшим и т. д.