1650. Письмо о выполнении пунктов Зборовского договора

ПИСЬМО ПОЛЬСКОГО КОРОЛЯ ЯНА КАЗИМИРА БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ О ВЫПОЛНЕНИИ ПУНКТОВ ЗБОРОВСКОГО ДОГОВОРА И С ТРЕБОВАНИЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ КАЗАЦКОГО РЕЕСТРА ИЛИ ПЕРЕСЕЛИТЬ В КОРОЛЕВСКИЕ ГОРОДА КАЗАКОВ, ЖИВУЩИХ В ШЛЯХЕТСКИХ ИМЕНИЯХ
1650 г. мая 4
Ответ е. к. м. на просительный пункт инструкции гетмана с Войском е. к. м. Запорожским, данный в Варшаве 4 мая г. б. 1650
Е. к. м. изволил приветливо принять изъявление верноподданства послами Войска Запорожского. Поскольку е. к. м. соглашается держать в своей милости и покровительстве Войско Запорожское, то он уверен в том, что и оно в дальнейшем не перестанет заслуживать милость е. к. м. новыми заслугами и убедительными доказательствами верноподданства.
Е. к. м. не видит, чтобы еще не было исполнено со стороны е. к. м. что-либо из того, что он обещал своей декларацией Войску Запорожскому под Зборовом. Что касается объединения русского народа, то во всяком случае митрополит киевский вел беседу в присутствии их м. ксендзов, епископов, сенаторов и своего духовенства с униатами. По другим пунктам е. м. король сделал в пользу [православного] духовенства и церкви больше, чем обещал. А если кто из частных лиц готов этому чинить препятствия и е. к. м. о том узнает, он поступит с ним по заслугам.
Что касается просьбы, чтобы войско коронное не приближалось к установленной границе, то е. к. м. не имеет и не желает иметь войско на своих верноподданных, и считает как коронное войско, так и Войско Запорожское своими собственными [войсками] и обоих держит против общего врага. Е. к. м. не думает направлять [коронное войско] в те места, где бы оно могло причинять какой-либо ущерб и обиду Войску Запорожскому. Но туда пошлет его, куда будет нужно для Речи Посполитой. Он дал распоряжение е. м. каштеляну краковскому, гетману коронному, держать [коронное войско] в одном лагере, поручив ему сноситься по вопросу сохранения мира с благородным Богданом Хмельницким, гетманом Войска е. к. м. Запорожского.
Отряду, который есть при в. воеводе киевском, е. к. м. приказал вступить в главный лагерь, где будут другие войска, а в. воевода киевский остается со своим личным отрядом .
Через этих же послов е. к. м. соизволил получить реестр своего Войска Запорожского за подписью и печатью гетмана этого же войска своего. Е. к. м. соблаговолил милостиво принять эту работу. Однако много казаков вписано из шляхетских имений в воеводстве Брацлавском, на что жалуется тамошнее шляхетское сословие. Чтобы не было повода к осложнениям тогда, когда шляхта и тамошние обыватели начнут хозяйничать в своих имениях, е. к. м. велит сделать поправку только в том, чтобы либо были вычеркнуты казаки, которые происходят из шляхетских имений, и на их место вписаны другие из городов е. к. м., либо чтобы казаки переселились из шляхетских имений в города е. к. м., о чем пусть старается гетман Войска е. к. м. Запорожского. Этого настойчиво изволит требовать король.
Обещание е. к. м., данное под Зборовом, относительно раздачи санов и разных должностей, касается только воеводств Киевского, Брацлавского и Черниговского, где они, согласно прежним правам, будут раздаваться людям шляхетского сословия греко-католического вероисповедания. В этом е. к. м. будет исполнять свое обещание в соответствии с прежними законами .
Так как е. к. м. желает сохранения мира, который он установил по милости божьей в своих владениях, он предостерегает о том, чтобы не было никаких поводов к его нарушению. Поэтому он запретил всем тамошним шляхтичам, имеющим имения, ездить туда с войском и е. к. м. будет запрещать это в дальнейшем.
Относительно помощи хану е. м. крымскому е. к. м. пишет гетману своего Войска Запорожского в особом письме.
Е. к. м. надеется, что благородный гетман е. к. м. Войска Запорожского не будет больше вспоминать о своей обиде на Чаплинского , потому что под Зборовом он получил милосердие и милость е. к. м. и по требованию е. к. м. обещал простить со временем всю обиду Чаплинскому, чтобы приобрести большую милость е. к. м. Если бы это не осталось хорошо в памяти е. к. м. и панов сенаторов, которые были в это время при е. к. м., то [король] не говорил бы о Чаплинском, от которого не требует никакой услуги. Что уже раз случилось, того не нужно воскрешать в памяти. А пристойнее сдержать слово, данное государю и монарху. Это не настолько важно, чтобы вспоминать об этом.