1653. Инструкция о склонении Калмыцкой орды против крымского хана

ИНСТРУКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ ПОСЛУ К. ШАМАНСКОМУ, НАПРАВЛЯЕМОМУ В КАЛМЫЦКУЮ ОРДУ С ЦЕЛЬЮ СКЛОНИТЬ ЕЕ ВЫСТУПИТЬ ПРОТИВ КРЫМСКОГО ХАНА
1653 г. апреля
Инструкция благородному Шиманскому послу е. к. м. к калмыцким татарам, года господнего 1653
Инструкция шляхетному Каспару Шиманскому, послу е. к. м. к калмыцкому народу, года божьего 1653
Посол е. к. м. должен стараться без проволочки прибыть туда, куда послан, соблюдая все предосторожности как по дороге туда, так и возвращаясь обратно. Прибыв туда, дай бог счастливо, должен спросить самого главного визиря, поздравляя его от имени я. в. м. м. великого коронного канцлера, отдать письмо, предназначенное визирю. Через визиря будет добиваться приема у наивысшего старшего мурзы или как там его, возможно, по-другому именуют. Передавая письмо от е. м. короля, пожелает этому наивысшему правителю калмыцких народов и другим старшим доброго здоровья, счастья и благополучия, а также предложит постоянную и верную дружбу е. к. м.
Сначала расскажет, что е. к. м., государь наш, давно желал установить дружбу и доброе взаимопонимание с калмыцким народом, так как это рыцарские люди, и что, зная о их врожденной неприязни к крымским татарам и ордам, которые под крымским ханом находятся, сообщает о недоброжелательстве, которое встречает е. м. король, государь наш, со стороны крымского хана, и что теперешний крымский хан, будучи в прошлом пленником святой памяти государя отца е. м. короля и благосклонно им отпущенный, теперь вместо благодарности за такое благодеяние, нарушив свою клятву, связался с бунтовщиками казаками и со всеми ордами воюет и наступает.
И хотя [крымский хан] с помощью праведного господа в прошлом году был обращен в позорное бегство и потерпел большой урон под натиском войск е. к. м. – несмотря на то, что шел против королевского войска с огромным количеством бунтовщиков – он все же не оставляет своих враждебных замыслов.
Против этого-то общего их неприятеля соизволит е. к. м. призывать калмыцкий народ, зная об обидах, которые и они также обычно терпят от этого вероломного народа. Е. к. м. требует, чтобы калмыцкий народ следил за крымским ханом и его султаном, и когда они с войсками ворвутся во владения е. к. м., чтобы в то же время калмыки ворвались в Крым и воевали его саблей и огнем. Застанут они его, вероятно, пустым и без людей, ибо хан обычно до последнего человека со всей своей силой выходит из Крыма, что и сейчас собирается сделать.
Этим не только предоставляется случай калмыцкому народу получить обильную добычу у неприятеля, но предоставляется возможность овладеть Крымским государством, которое издавна служило калмыцкому народу.
За такую услугу е. к. м. предлагает 50 тысяч твердых талеров, которые сразу же безо всякой проволочки е. к. м. прикажет выплатить калмыцкому послу, как только в результате их нападения на крымские владения этому неприятелю будет нанесен значительный урон.
А если господь бог пошлет счастье и они смогут захватить Крым, то е. к. м. обещает силами своих войск удержать это государство за калмыцким народом и с ним потом как от своего имени, так и наследников своих и государства своего заключить вечный союз.
Когда посол е. к. м. все это изложит, он попросит отправить его как можно скорее с ясным ответом на все предложения, поспешит обратно, всячески избегая опасности попасть в руки неприятеля и сохраняя в тайне цель своей поездки и ее результаты.
Так как средства на расходы посол берет из казны е. к. м., то на случай, если бы он умер (избавь господь от этого) или тяжело заболел, он должен иметь при себе такое лицо, которому без опаски мог бы поручить закончить доверенное ему дело, случись это по дороге туда или назад, все равно.