1734. Ответ запорожцев Орлику

ОТВЕТ ЗАПОРОЖЦЕВ ОРЛИКУ
«Ясне вельможный мосце Пане, Филипп Орлик, Гетмане, наш вельце ласковый мосце Пане и добродею.
«Получивши мы, Войско Запорожское Низовое, два листы сего мая 6, един от Г(х)анского величества, а другой от вельможности вашей, нарочне с паном гетманом и стражником дубоссарским присланное, и оное вычитавши публичне в общой Нашой войсковой раде, з оных, а найпаче з вашего гетманского листу все довольные пункта положенние виразумелисьмо. Перве, что теперешнего часу Порты Оттоманской з града Солуни до боку Ганского величества и к Каушанам прибулисте, а потом в нем объявляете: же много французского войска, гишпанского и сардинского, сколько сот тысячей, на Цесаря Христианского и на войско Е. И. В. московское войну точить (вести) прибралися, албо то вже точивши битву над цесарским войском, гдесь в Италии, звитяжества одержали и королевство Лорбардейское и два княжения Медиоланское и Мантуанское от Цесарского Величества одобрали, албо рачей (или лучше сказать) шведское и литовское войско приуготовилось и мыслит за Станислава Лещинского на тоежь христианское войско московское и царское помсту чинить, причитуючи и Гана Крымского з Ордами за тогожь Лищинского в помощь статы. Только вельможность ваша на вас, Низовое Запорожское Войско, зело скорбите, же на сий час за ним Ганом крымским тамо не пойшли и в помощь з вами ему не стали, но удалисьмыся от него под протекцию прежнего Нашего православного Монарха, сие есть Е. И. В. В який будто телерешний барзо погодный час, за поводом реименту вашего, моглиб себе отчизну малороссийскую сововупне, для пожитку и для вольностей, отстоять, припоминаючи нам, Войску, и тое, якие вольности и права в Е. И. В. вимовили, албо карностью (строгостью) московскою страшите, жебы по первом, як Сечь Старую взяли, албо як негдись з под городков Казикерменсвих на службу у войско наших казаков затягши потратили, и на каторги позадавали и теперь тако же показнили. Да к томужь и народ малороссийский вспоминаете, ижбы на нас, Войско, о помсту до Бога не волал, чи то не плакал, что за нашим войсковым же нерадением от подданства московского при правах таковых, як за Богдана Хмельницкого было, не застал.
За чим проты оных пунктов до вашей вельможности ответствие сие наше листовное воздаючи, тако ознаймуем. Первое, ижь нужды ради таковой от Ганского величества мы мусели (были вынуждены) отдалитися, же превеликую кривду от татар за утекающие их крымские и ногайские невольники маем, албо рачей за кони, товар а овци, невестъ где погибающие, по суду их татарскому, на пастне платячи и снашби нашей дале не стало; другое, Ногайцы, взявши от Лиману великого горе (в верх) по самые пороги, увесь Днепр и. степь отняли, же мало есть з чего нам войску контентоватися; третое, яко може сами вельможность ваша слышали, наших казаков на полторы тысячи за Бегли-Гегрей-Гана (Менгли-Гарей II, Хан, сын Селим Гирея-Хана 1724) у Белогородщины на каторги запродали, яким не по воле, но усиловне теразнейший (нынешний) Адиль-Герей, Кама-Султан, поднимаючи Белогородскую орду на Крым, з Богу реки и до себе затягал; и весьма тогда помилования от них не имели, опрочей тих еще наших казаков, что Паши Очаковские много попродали, а под Азовом, за зверинною добычею коло Камниуса реки ходячих, на килко десят в неволю забрали; далей мовивши, и ляхам Е. М. Ган в драчу нас допустил, а за наших казаков, которых в Брацлави и по иных городках украинских за торгом з рыбами ходящих, ляхи, невинне позабиравши, повешали и худобами их завладели, а и зыску жадного нам Войску не достоял; а на остаток, горше всех тих причин уважаючи себе тое, если бысмо пошли за ним Ганом и за вами Гетманом, в помощь проты войска Е. И. В., то яко Орда не звикла городков добувать, токмо людей наших христианских набрала бы, як минувших годов под Белою Церквою и под слободамы и вступивши в Крым з собою в неволю вечную запровожала, то певне (верно) вжебы тогда сугубое неблагословенство от Бога за плачь христианский и за пролитие крови невинной и проклятие вечное одержали, и милости бы еже от Е. И. В. о принятии никогда под Ея область весьма не надеялися. Для чего можете разсудити и в том не тако, яко у вашем письме положено, что будто мы, Войско, на прелестние письма московские от Гана удалисмося, але самые мы, по изволению нашем войсковом, челобитние наши письма до Е. И. В. уносили и просили: чтобы давних наших преступлений, якие, будучи з препростого нашего казацкого ума и невежества, за поводом и указом покойного Мазепы, сотворили и о принятие до первой ласки о милость просилисьмо. Аже, слава Богу найвысшему, и получили и во том не вонтпимо; воля Е. И. В. да будет нас Войско казнить, или зволит животом даровать, то где же собыстся грех, тамо нехай буде и покута (покаяние). Еднакже яко она милостивая есть Императрица, видячи наши войсковые верные услуги, якие впред обецалисьмося показывать Ей, надеемося, же не подаст нас, Войско, никому в поругание и по заслугам нашим при ласце своей императорской содержоватимет. Раяли бы (советовали) мы, войско, и вельможности вашей впреде еще сего Гханского походу, аще бы где в недалеком от нас местцу зоставали, з нами войском посполу (вместе) до Ея ж Императорского Величества доношения подносить и о милость такуюжь, як и мы, прохать; то и вашу особу, чаем, изволила бы принять и при давних ваших угодиях и маетностям тримати (содержать). А теперь ежели в союз з Гханским величеством соединилися, – на увагу (рассуждение) тое, як поволите, чинити слагаем, ибо хотя Ган Крымский и Украину, – чего не дай ему Боже! – отстоял бы, то не сподеваемся, ижбы под ваш реймент вручил, то так знайдет он вспять иному кому, – як прежде сего ляхам был на поругание нашей веры и обращение святых церквей до унии подал, – отлучити. Зачим уже сего ради жадной помощи в вам нашего войска да не изволите больш до нас писати, занеже естесмо уже Ея Императорского Величества мы, Войско Запорожское, слуги, а не Гханские, Которой имеемо до живота, от рода в род, служить и за счастливое Ея владение и всего посполитого христианского народу становитися. Тако ответствуем и поклон наш войсковый вашей вельможности воздаючи, назавше зостаем
«Вельможности вашей всего добра желательствующие и до услуг готовые
«Ея Императорского Величества Войска Запорожского Низового Атаман Кошовий Иван Милашевич, со всем товариством.