1625. Киевская Митрополия, Россия и казацкое восстание

КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ, РОССИЯ И КАЗАЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1625 ГОДА
Восстановление православной киевской митрополии в 1620 г. стало важным событием в истории межконфессиональных отношений в Речи Посполитой. Митрополия, которую возглавил Иов Борецкий, очень скоро стала центром идейного сопротивления политике распространения католицизма и унии на белорусских и украинских землях. Не признанная польским правительством, митрополия должна была вести тяжелую борьбу за существование, опираясь на поддержку Запорожского войска («криющись под криле христолюбивого воинства черкасских молодцов», как писал сам Борецкий царю Михаилу Федоровичу).
Находясь в таком положении, киевская митрополия довольно скоро начала искать поддержки и помощи у русского правительства. Существенный шаг в этом направлении был предпринят в августе 1624 г., когда митрополит направил в Москву с важной политической миссией луцкого епископа Исаакия Борисковича. Остановившись по пути в Путивле, епископ охарактеризовал положение на Украине как чреватое конфликтом: коронная армия собралась под Баром «и хотят, де, ити на казаков запорозских, чтобы их побить и вера хрестьанская разорить», а казаки собираются «с поляки за веру битца», когда эта армия придет к Киеву . В преддверии наступающего конфликта епископ Исаакий, как видно из сохранившихся фрагментов записи переговоров в Москве , просил о том, чтобы Запорожскому войску «отпустили вины их и преступленье, которое они учинили против царского величества и Российского государства» в годы Смуты. Царь «для прошенья митрополита Иова и всех православных епископов» «отпустил» запорожцам их вины с тем, чтобы «они б за то царскому величеству служили».
В этом отношении поездка Исаакия подготовила почву для приезда в Россию в начале следующего, 1625 г. уже официального посольства от самого Запорожского войска, которое оформило принятие запорожцев на царскую службу и получило жалованье из царской казны . К этому времени киевский митрополит вступил в открытый конфликт с польскими властями, призвав запорожцев в Киев для борьбы с поддерживавшими униатов городскими властями .
Для Иова Борецкого и деятелей его круга, по-видимому, примирение Москвы и Запорожья должно было явиться прологом к заключению направленного против Речи Посполитой союза между киевской митрополией, Запорожским войском и Русским государством. Не случайно епископ Исаакий просил в критической ситуации дать приют на русской территории Запорожскому войску и православному духовенству. Он же, как видно из сохранившихся документов переговоров, настойчиво обращал внимание русских собеседников на то, что «казаков столько не будет, чтоб им стояти против поляков бес помочи», что первые правильно поняли как просьбу выслать на помощь запорожцам царские войска. Вмешательство России должно было предотвратить поражение казаков, за которым по общему убеждению разных кругов населения Украины последовало бы искоренение здесь православия. Пойти на это русское правительство не решилось, но дверь для последующих переговоров оставалась открытой. «А нечто вам вперед от поляков в вере будет утиснение, а у вас против их будет соединенье и укрепленье… и царское величество и святейший патриарх будут о том мыслити, как бы православную веру и церкви божии и вас всех от еретиков во избавленье видети», – говорилось в ответе на инициативу киевской митрополии.
28 мая 1625 г. в Путивль прибыли новые посланцы Борецкого Василий Полочанин и Данило Балакирев с грамотами царю, патриарху Филарету, боярину И.М. Воротынскому и думному дьяку И.Т. Грамотину, главе Посольского приказа . К сожалению, запись их переговоров в июле 1625 г. с И.Б. Черкасским и И.Т. Грамотиным не сохранилась . О том, что происходило, можно лишь отчасти судить по двум симптоматичным деталям. В Путивле по дороге в Москву посланцы митрополита сообщили, что гетман коронный С. Конецпольский идет с войском против запорожских казаков к Белой Церкви . Эти опасения не оправдались, но очевидно, что киевская митрополия остро ощущала приближение конфликта и искала выход из создавшейся ситуации. В одной из отписок путивльских воевод конца 1625 г. встречается очень интересное упоминание о царской грамоте в Путивль от 8 июля, в которой воеводам (в случае приезда новых посланцев митрополита) предписывалось встречаться с ними лично и тайно, не допуская к этим разговорам никого другого , – свидетельство серьезности ведшихся переговоров.
По отношению к последующему времени, когда так долго ожидавшаяся война между коронной армией и запорожскими казаками наконец разразилась, в распоряжении исследователей до сих пор не было никаких данных ни о реакции митрополии на происходившие события, ни о ее контактах с царским правительством осенью – в начале зимы 1625 г. Единственный известный ученым источник – «речи» посланца Иова Борецкого, попа Филиппа, приехавшего в Путивль в декабре 1625 г., – не содержал сведений ни об участии митрополита в событиях, ни о его связях с русской стороной в предшествующие месяцы .
По непонятным причинам не привлек пока внимания исследователей сохранившийся в составе материалов одного из столов Разрядного приказа комплекс документов, содержащий отписки воевод пограничных городов в приказ с августа 1625 по май 1626 г . Среди этих материалов и были обнаружены публикуемые ниже отписки путивльских воевод, дающие важные сведения о том, как киевская митрополия реагировала на происходящее и какой она искала выход из создавшейся ситуации.
Помимо свидетельств этого рода, издаваемые документы содержат интересные данные о казацком восстании 1625 г. – первом крупном выступлении казачества в защиту не только своих «вольностей», но также «русского» народа и «русской» веры. До настоящего времени основную информацию об этом важном событии украинской истории давало описание похода на Украину, составленное офицером армии С. Конецпольского, которое лишь в отдельных деталях дополнялось сведениями из речей» попа Филиппа.
Все документы, заимствованные из одного архивного дела (Разрядный приказ. Приказной стол. Стб. 2518), публикуются по правилам издания русских документов XVI-XVII вв. Даты, указанные в заголовках воеводских отписок, означают время поступления документа в Разрядный приказ.

ОТПИСКИ ПУТИВЛЬСКИХ ВОЕВОД А. ГОЛОВИНА И И. ЕСИПОВА
ЦАРЮ МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ
8 октября 1625 г.
1
/Л. 91/ Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Олешка Головин да Ивашка Есипов челом бьют. Нынешнего, государь, 134-го году, сентября в 18 день приехали на Путивльскую сторожу к городцкому перевозу из Литовские земли старцы. И мы, холопи твои, посылали их роспрашивать и в роспросе, государь, те старцы сказались ис Киева из Никольского монастыря чернои поп Втома Количевскои да с ним ис Печерского монастыря старец Виктореи. А поехали, государь, оне ис тех монастырей в Путивль для того, чтоб ты, государ, пожаловал их, велел им быть в православной крестьянской вере в Московском государстве. А вестей сказали. Гетман, де, Конецпольскои с поляки идет в литовские городы к Белои Церкви и к Восилкову, а от Белои, де. Церкви быть ему в Киеве для того, чтоб в Киеве и во всех литовских городех вера римскоя учинить, а Козаков бы запорозских уменшить, чтоб Козаков было двенатцать тысеч. А будет, де, козаки не уменьшатца и не похотят быть под королевскою волею, и гетман, де, и поляки Козаков хотят побить. А сколько з гетманом Конецпольским в зборе людеи /л. 92/ и о какову пору будет к Белои Церкви и в Киев, про то, де, оне не ведоют. А Козаков, де, запорозских в зборе против гетмана и поляков нигде нет. А про короля, де, и про королевича оне, старцы, не ведоют. А в Польши, де, в Кракове да в Люблине, да в Литве, в Терехтемирове да в Березани на люди моровое поветрее и ныне, а оне, де, поп Втома да старец Виктореи, в тех моровых местех не были, а ис Киева, де, ехали они на Гоголев да на Светильна да на Босань да на Быков да на Прилуки. Да оне ж скозали, толка, де, от поляков в Киеве розоренья будет крестьянской вере, и киевской митрополит Иов Борецкий ис Киева хочет бежать к Москве, к тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии.
А болше, государь, того те старцы вестеи за собою никаких не скозали. И мы, холопи твои, тем старцом, черному попу Втоме да старцу Виктору велели побыть в Путивле до твоего государева указу и корм им доем ис путивльских доходов, а к Москве их без твоего государева указу отпустить не смели. И о том, что ты, государь, царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии нам, холопем своим, укажеш.
На л. 91 об. пометы: Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. 134-го октября в 8 день с путивльцом с Кондратьем Золаревым. Чтена. А в Посольском приказе такова ж.

2
8 октября 1625 г.
/Л. 95/ Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Олешко Головин да Ивашко Есипов челом бьют. Нынешняго, государь, 134-го году сентебря в 29 день приехол в Путивль из Литовские земли путивлец торговой человек Тренька Кордашов, а в роспросе скозал нам, холопем твоим. Был, де, он с торгом в Киеве и слышел, де, он от литовских людеи, что нынешнего 134-го году сентебря в 10 день гетман Конецъполскои паспалитым рушеньем да с ним немцы пришол в литовские городы под Белою Церковь и стал обозом, а сколько з гетманом людей в зборе и которой земли немцы про то, де, он, Тренька, не слыхал. А пришол, де, он, гетман, под Белую Церковь для того, чтобы козаков запорозских уменьшить, а быть бы козаком всево четырем тысечам, а больши четырех тысеч козаком не быть, а толька, де, государь, козаки не уменьшатца, и гетман, де, Конецъполскои хочет их побивать.
А умышляет, де, он, гетман, как уменьшат Козаков, и чтоб в Киеве и во всех /л. 96/ литовских городех учинить вера римская. А в Могилеве, де, церкви хрестьянские все поляки запечатали. А в Киев, де, при нем, при Треньке, ис-под Белои Церкви гетман Конецъполскои прислал от себе поляка с листом к митропалиту киевскому к Иеву Борецкому, а писал, чтоб митропалит Иев со всеми властьми ехоли к нему, гетману, к Белой Церкви в обоз о всяких делах своих, а он их во всем управит. И митрополит Иев тот ево лист велел честь в Киеве всяким людем, и киеня, де, митропалиту к гетману Конецпольскому ехать ис Киева не велели, бояся убоиства от гетмана. А Козаков, де, государь, запорозских в Киеве тысечи з две и писали, де, во все литовские украинные городы х козаком же, чтоб козаки, собрався, все шли из городов в Киев. А из Запорог, де, гетман Пырскои со всеми запорозскими козаки и с норядом идет в литовские городы в Канев да Черкасы, а собрався, де, козаки хотят против гетмана Конецъпольского стоять, битца с поляки, а уменьшиватца козаки не хотят. А больши, де, того он, Тренька, вестей никаких не ведает и про короля и королевича сказал, не ведает же.
На обороте л. 95 пометы: Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. 134-го октября в 8 день с путивльцом с Кондратьем Золотаревым, Чтена. А в Посольском приказе такова ж. В Разряд.
3
23 октября 1625 г.
/Л. 102/ Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Олешка Головин да Ивашка Есипов челом бьют. Нынешнего, государь, 134-го году сентебря в 17 день писали мы, холопи твои, к тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии с черниговцам сыном боярским с Ываном Торбеевым, что таво ж числа послали мы, холопи твои, ис Путивля в Литовскую землю для вестей путивльцов детей боярских Гришу Гладково да Василья Новикова, а велели им проведывать допрема про короля и про королевича и про збор литовских людей и про зопорозких черкас и про свицких немец збор и про войну с литовским королем и про моровое поветрие, в которых в польских и в литовских городех ныне моровое поветрее допрема.
И октебря, государь, в 9 день путивлец Гриша Гладкой приехал в Путивль и в роспросе нам, холопем твоим, скозал. Был, де, он, Гриша, в Литовскои земле в Киеве и слышал, де, он от митрополита киевъского от Иева Борецкого и от киен от литовских людеи от знакомцав своих /л. 103/, что король польскои за Варшаваю в Плотске, королевич Владислав в Прусех на своем старостве, а из Воршавы, де, выехали король и королевич в прошлом во 133-м году весною от морового поветрее. А в Варшаве, де, и в Кракове и в Познани и в Люблине и в Гнездне и в литовском повете в Вилне многая люди померли поветреем, а мрут, де, знаменем и по сех мест в тех городех моровое поветрее не унелось.
А у короля, де, государь, шведцкого с литовским королем ныне война. Пришол, де, король шведкои в Литовскую землю в прошлом во 133-м году перед Ильиным днем и Вифлянскую землю у польского короля взял и иные городы литовские поимал. И нынешнего, де, государь, 134-го году после Семеня дни вскоре король шведцкои со всеми людьми пришол в Литовскую землю и стал от Вильны за дватцать верст, а под Вилну, де, не идет, для того, что в Вильне ныне на люди моровое поветрее. А гетман, де, литовскои Лев Сапега збираетца с людьми против свитцких немцев в Могилеве и в зборе, де, у него людеи немнога, итти, де, ему против немец не с ким. А гетман, де, Конецпольскои, собровся /л. 104/ с поляки, да с ним воевода киевъскои пан Замоискои и все панство нынешнего 134-го году октебря в 2 день ис-под Белои Церкви пришли в Канев, а людеи, де, с ним, гетманом, в зборе полских всех тысеч с тритцать да немец гданских четыре тысечи. А пришол, де, гетман Конецполскои в Канев для таго, чтоб Козаков запорозких уменьшить, а быть бы козаком попрежнему четырема тысечам, а больши б четырех тысеч козаком не быть, а тем бы, де, государь, козаком быти под королевскою волею, и гетману б, де, быть у них, кого им король даст. И писал, де, от себе гетман Конецъполскои х козаком в Запороги, чтоб оне, козаки, к нему, гетману, шли для зговору. А козаки, де, государь, запорозския из украинных городов збираютца в Переясловль, от Канева дватцать пять верст и, в Запороги, де, от себе оне, козаки, к гетману Пырскому и х козаком писали, чтоб оне с норядом и со всеми людьми шли к ним в Переясловль для приходу гетмана Конецполского. А сентебря, государь, в 29 день /л. 105/ у Козаков запорозских при нем, при Гриши, была рада и призывали, де, к себе в раду митропалита Иева Борецкого о том, стоять ли им против гетмана Конецпольского и битца с ним. И митрополит, де, им Иев Борецкий скозал, будет, де, им, козаком, мочно стоять против гетмана Конецполского и битца, и оне бы стояли и гетману не подовались, а толька, де, мочи их, Козаков, не будет стоять против гетмана, и оне, б, де козаки били челом о помочи и писали тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. А козаки, де, государь, запорозские лутчие люди мыслят, чтоб им договоритца з гетманом Конецпольским и утвердить иво на том, чтоб хрестьянской веры не поломал, а им бы козаком лутчим людем дал привилья, велел бы им, козаком, служить с поместеи, и оне, де, под королевскою волею хотят быти. А иные, де, многие козаки уменьшиватца не хотят и хотят за то з гетманом Конецпольским битца. А большой, де, государь, у них, у Козаков, договор /л. 106/ будет о том о всем, как гетман их Пырскои и козаки из Запорог придут в Переясловль.
А то, де, он, Гриша, слышал от митрополита от Иева Борецкого и от литовских людеи, что гетман Конецъполскои умышляет допряма, как, уменьша Козаков, и вера римская в Кииве и во всех литовских городех учинить. Да он же, Гриша, сказывал нам, холопем твоим, сказывал, де, ему митрополит Иев Борецкои, прислал, де, к нему, митрополиту в Киев ис Фастова бискуп Хваставскои по дружбе лист королевскои, а писано, де, в том листу о всяких вестях, что у них ныне в Польши и в Литве чинитца, и он, де, митрополит Иев, с того листа списав списак, послал с ним з Гришаю к нам, холопем твоим, в Путивль не запечатов для вестеи. И мы, холопи твои, тот список киевъского митрополита послали к тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии с ним же з Гришаю Гладким. А товарищ, де, иво Гришин Василеи Новиков остался в Киеве и что после того вестеи объявитца, и он, де, Василеи, с тем будет в Путивль вскоре.
На обороте л. 102 пометы: Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. 134-го октября в 23 день путивлец Григореи Гладкой.
4
14 декабря 1625 г.
/Л. 178/ Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Олешко Головин да Ивашко Есипов челом бьют. Нынешнего, государь, 134-го году декобря в 2 день приехал в Путивль из Литовские земли ис Киева на твое государево, царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Росии имя литвин запорозскои козак киевъскои жилец Савицкой Сафонов с женою и з детьми, а детей у нево четыре дочери.
А в роспросе он, Савицкои, сказал нам, холопем твоим, вестей. В нынешнем, де, во 134-м году перед Покровом гетман Конецпольскои с поляки приходил в литовские городы под Белою Церков, а в зборе, де, с ним было поляков тысеч с тритцать да немец пруских три тысечи для того, чтоб Козаков уменьшить, а уменьша, римскую веру во всех литовских городех учинить. И стояв, де, гетман в литовских городех в Каневе и в Черкасех, и в тех, де, литовских городех поляки Козаков многих побили и месты их козацкие розарили. И с Черкас, де, гетман Конецпольскои, пришод ниже Крилова десят верст, стал обозом со всеми людьми, а козаки, де /л. 179/, государь, запорозские, пришед из Запорог и собрався из городов, тысеч з дватцать з гетманом з Дорошенком да с полковники с Олифером да с Ызмайлом да с Тишком, пришод, стали обозом же по ту ж сторону Днепра ниже Крылова пятнатцать верст в Курукове. И в нынешнем же, государь, во 134 году октебря в 26 день у гетмана Конецпольского с козаки бои был всеми людьми, и на том, де, государь, бою поляки козаков многих побили и осадили в обозе. А которые, де, козаки были з городов в зборе по сей стороне Днепра, и те, де, козаки в обозе не были потому, что дожидались гетмана Пырского из Запорог, а гетман, де, Пырскои пришол в обоз х козаком на тот день, на которои день у них с поляки бои был, и из городов, де, козаки в обоз к бою потому не поспели. И козаки, де, государь, которые осажены были в обозе от гетмана Конецпольского, з гетманом Конецпольским помирились, а договорились, де, что козаком вперед быти шти тысечам, а больши шти тысечь козаком не быть и на моря и под Турского городы не ходить и быть в королевском послушаньи, и гетманом /л. 180/ у них быти, ково им король даст. И ныне гетман Конецпольскои гетманом у Козаков велел быть Дорошонку. А помирясь, де, гетман Конецпольскии пошол в Бар в староство свое, а с ним пятьсот человек, а поляки, де, и немцы, которые с ним были, те, де, ныне стоят в литовских городех в Киеве, во Ржищеве, в Хвастове, в Восилкове, в Стайках для того, чтоб козаки вскоре розбирались, кому быть во шти тысечах и росписи б привезли. А толька, де, козаки вскоре не розберутца и гетман, де, Конецпольскои со всеми людьми пойдет опять на них, Козаков, вскоре. А козацкои, де, гетман Дорошенко с польскими комысари ездит по козацким городом розбирает Козаков, и ныне, де, гетман Дорошенко пришол в Нежин для разбору козацкого, а из Нежина, де, быть ему в Лубнах и в Прилуках, Козаков же розбирать. А собрав гетману Дорошенку Козаков, итти с козаки к гетману польскому.
А про короля польского сказал, что он за Варшавою пять верст в Ездове, а вышел из Воршавы от моровога поветрее, а королевич, де, Влодислав ныне из Ворша /л. 181/ вы ж поехал ко Гданску от морового ж поветрее. А в польских, де, государь, и в литовъских городех в Воршаве и в Кракове и около Житоморя и в Минску, в Вильне, в Корсуне, в Трехтемирове, в Остроге поветреем многие люди померли и в прошлом во 133-м году и ныне, де, в тех городех мировое поветрее не унялось.
Да он же, козак Савицка Сафонов, сказал нам, холопем твоим, таино. Приказывал, де, с ним, Савицким, киевскои митрополит Иев Борецкои к епископу Иосифу Курцевичю, чтобы, де, он, епископ, отписал от себя к полковнику х козацскому к Олиферу, чтоб он, Олифер, козаком запороским, которых ныне гетман Дорошенка отставливает от казачества, [150] говорил, чтобы оне, собрався с ним с Олифером, прислали б бити челом тебе, государю, чтоб ты, государь, пожаловал, велел им, козаком, служить тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. А как, де, епископ Иосиф Курцевич отпишет от себя к Олиферу, и Олифер, де, тотчас то учинит и Козаков на то всех приведет, а он, де, Олифер ныне в литовском городе в Черкасех. Да и сами, де, государь, козаки /л. 182/, которых ныне отставливают от козачества, все мыслят посылать бити челом тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтоб ты, государь, пожаловал их, велел им, собрався, притти в Северские городы и велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков, а оне, де, козаки все крест поцелуют, что им служить тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, и городы литовские станут очищать в твое государево имя, чтоб им православной крестьянской веры не отбыть. А то, де, государь, у гетмана польского и у поляков допрема смышлено, уменьша их, Козаков, и в Киеве и во всех литовских городех вера римская учинить.
Да он жа, козак Савицка Сафонов, подал нам, холопем твоим, лист, подписан к тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, а сказал, послал, де, тот лист к тебе, государю, киевскои митрополит Иев Борецкои, писал, де, об нем, Савинке. И мы, холопи твои, тот митрополич лист за ево печатью послали к тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии с сею отпискою вместе. А ему, козаку Савинку, велели побыть в Путивле до твоего государева указу и о том, что ты, государь, царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии, укажеш.
На обороте л. 178 пометы: Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. 134-го декабря в 14 день с Ываном с Тоборовым.

ГРАМОТА КИЕВСКОГО МИТРОПОЛИТА ИОВА БОРЕЦКОГО
ЦАРЮ МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ
/Л. 200/ Богоизбранному боговенчанному и богом превознесенному восточному православному государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу милостию божиею всея России самодержцу и многих великих государств и царств повелителю и обладателю Иев Борецкии смиренный и озлобленныи митрополит киевские благодати, милости, мира и по долголетнем на земле в мире глубоце с блаженными и приснопамятными православными великими цари превечнаго небеснаго царства божия верно (?) желает и Христа бога просит и смиренное до пресветлых царских ног поклонение приносит и унижене до лица земли кланяется и недостойными устнами яко же сын толко прекрасные стопы лобызает и цалует.
От прародителей благородных Савицких шляхетного мужа сего Саву Софониина от края земли Лядския повету Подляского и от прелести латинския, якоже рече нам, в православную восточного благочестия веру нашу пришедша и зде в земли Киевстеи витающа, смуте же сей и гонению на благочестие в нынешнее лютое (увы нам!) время належащем от враг наших паче инех свирепства и ярости мучителей чающа, и да не вдасть в смятение ногу своею яко да крепчае в конец живота своего благочестие съхранити возможет, умысливша всячески от рода и от племени своего странствовати и к твоей пресветлои, преславнои и православнои [дер]жаве и под кров крил царского ти нищелюбиваго величствия прибегнути и к твоим верным послушником с женою и чады своими вечно причестися, яко же досто[ит] достойна буди в милости благоутробию вашему царскому залецаю и да без порока прият будет умиленно.
Благочестив[аго] государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, государя и благодетеля моего, молю и о нашей нищете и о настоящем яко /л. 200 об./ сродных и единоверных им озлобленных да благоутробне паметствовати благоволите. Христу богу и величеству вашему кланяемся смутне (?) и в скорбех и нашои по Христе утехи чаем да и сами милость и благовременную помощ от всесилныя десницы владычння сподобимся молитвами пречистые Богородицы и всех святых. Аминь. Михайловского монастыря храма Златоверхого в богоспасаемом граде Киеве в лето бытия мира 7133, от воплощения божьего Слова 1625 ноембря 10 день, индикта 9. Вашего пресветлаго царского величества всегда поволнои раб и молитвенник недостоинои Иов Борецкии смиренныи митрополит киевский рукою власною
На об. л. 201 обрывки адреса: …иному и боговенчанному в православ… благочестивейшему государю, царю и … князю Михаилу Федоро… тию божиею великому Москов… чих знаменитых княжении… въ и царств царю и облада… всея России самодержцу … великому благодетелю моему