Из проекта Закона Украины «О сельском хозяйстве», 2011 г.
ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА УКРАИНЫ «О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»
(2011, 12 ДЕКАБРЯ)
[…]
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
Статья 2. Государственная аграрная политика как составляющая
экономической политики государства
- Государственная аграрная политика – составная часть экономической политики государства, направленная на развитие сельского хозяйства, рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, аграрных и земельных отношений, содействия устойчивому развитию сельских территорий.
- Государственная аграрная политика базируется на национальных приоритетах и учитывает необходимость интеграции Украины в Европейский Союз и мировое экономического пространство. […]
Статья 4. Цель государственной аграрной политики
Целью государственной аграрной политики является создание условий, обеспечивающих:
внутренние потребности страны в качественном продовольствии и сырье для промышленности;
развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
эффективный рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечивающий прибыльную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей;
расширенное воспроизводство сельскохозяйственного производства;
эффективную занятость сельского населения;
экологизацию сельского хозяйства и охрану окружающей природной среды.
Статья 5. Реализация государственной аграрной политики - Реализация государственной аграрной политики осуществляется путем:
создания равно благоприятных экономических условий для обеспечения расширенного воспроизведения сельскохозяйственного производства во всех организационно-правовых формах хозяйствования;
обеспечения в сельском хозяйстве прибыли на авансированный капитал, с учетом стоимости земельных ресурсов, не ниже среднего уровня по экономике страны;
осуществления мероприятий по выравниванию экономических и социальных условий деятельности хозяйственных товаропроизводителей, работающих на землях разного качества;
повышения уровня занятости сельского населения, оплаты труда и доходов населения от сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности;
установления производственных стандартов ведения сельскохозяйственной деятельности с учетом условий ее ведения: природно-экономических особенностей, производственной специализации, экологических ограничений, ситуаций на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
внедрения мотивационных стимулов и санкций в отношении соблюдения производственных стандартов сельскохозяйственной деятельности;
создания благоприятных условий труда в сельском хозяйстве путем формирования надлежащей социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, обеспечения жизнедеятельности сельских жителей с соблюдением государственных социальных стандартов;
рационального сочетания отраслевой и территориально-самоуправляющей систем управления развитием сельского хозяйства;
разработки и реализации государственной, отраслевых, региональных (Автономной Республики Крым, областных) целевых, местных программ развития сельского хозяйства;
предоставления бюджетной и другой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям – исполнителям местных государственной, отраслевых и региональных целевых программ развития сельского хозяйства с учетом соблюдения ими производственных стандартов сельскохозяйственной деятельности, предусмотренных аграрными паспортами;
формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
проведения финансовых и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также залоговых операций;
вывода из состава сельскохозяйственных угодий деградированных, низкоплодородных, нарушенных и загрязненных земель;
обеспечения качества сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
защиты интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения;
содействия развитию системы самоуправления в агропромышленном комплексе;
развития государственно-частного партнерства;
информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оказания им консультационной помощи;
научно-методического обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий;
формирования инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного предназначения. - Стратегия и тактика государственной аграрной политики определяется согласно цели и путей ее реализации с учетом объективных процессов и тенденций в национальном и мировом сельском хозяйстве, законных интересов субъектов хозяйствования, исходя из содержания экономической политики государства. […]
Статья 9. Государственно-частное партнерство в сельском хозяйстве
Целью государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве является развитие конкурентоспособного агропромышленного производства и эффективное функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия путем согласования интересов государственных и частных партнеров путем реализации производственных, инфраструктурных и других, не запрещенных законом проектов.
Приоритетное право на участие в проектах государственно-частного партнерства предоставляется юридическим и физическим лицам, объединенным в общественные самоуправляющие агропромышленные, сельскохозяйственные и профессиональные объединения.
Организационно-правовые основы взаимодействия государственных и частных партнеров и основные принципы государственно-частного партнерства на договорной основе определяются законом. […]
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья 18. Организационно-правовые формы хозяйствования
Юридические и физические лица могут создавать сельскохозяйственные предприятия и объединения различных организационно-правовых форм, незапрещенных законом. Они могут приобретать имущество и землю в собственность или пользование, в том числе на условиях аренды, в соответствии с законодательством.
Юридические лица, арендующие земли сельскохозяйственного назначения, регистрируются в качестве налогоплательщиков (одно или несколько предприятий или обособленных подразделений) в административном районе по местонаождению арендованных земель.
Сельскохозяйственные товаропроизводители могут работать самостоятельно или объединяться в незапрещенные законодательством кооперативные, корпоративные, кластерные и другие производственные объединения и самоуправляющиеся сельскохозяйственные, агропромышленные и профессиональные объединения.
Все хозяйственные формирования являются равноправными, для деятельности которых создаются равные экономические условия. […]
РАЗДЕЛ V. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Статья 21. Земельные отношения в сельском хозяйстве и их регулирование
Земельные отношения в сельском хозяйстве регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, настоящим Законом, а также соответствующими законодательными и другими нормативно-правовыми актами на государственном, региональном, местном, в том числе внутрихозяйственном, уровнях.
Статья 22. Информационная основа регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве
Для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц необходимой информацией о землях в отношении их целевого назначения, ограничения в использовании, количественных и качественных характеристик, их оценки, распределения между собственниками и пользователями, регулирования земельных отношений в Украине ведется Государственный земельный кадастр. […]
Статья 23. Регулирование земельных отношений между владельцами земельных долей (паев) и субъектами использования земельных участков или прав на них
Земельные отношения между собственниками земельных долей (паев) и субъектами использования земельных участков или прав на них в сельском хозяйстве регулируются соглашениями между ними в соответствии с законодательством. […]
Статья 24. Земельный капитал в сельском хозяйстве
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной, коммунальной и частной собственности, функционируют в экономическом обороте как земельный капитал, который обеспечивается их рыночной стоимостью по нормативной или экспертной денежной оценке согласно методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Правовые основы проведения и регулирования оценки земельных участков как земельного капитала осуществляются в соответствии с законодательством Украины.
Стоимость земельного участка сельскохозяйственного назначения включается в основной и оборотный капитал и является прибылеобразующим фактором производства. […]
РАЗДЕЛ VI. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
Статья 26. Экологические основы сельскохозяйственной деятельности
Сельскохозяйственная деятельность осуществляется способами, не оказывающими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Неотъемлемым условием сельскохозяйственной деятельности является охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, удовлетворение потребностей населения в экологически безопасных пищевых продуктах.
Государственный контроль над соблюдением требований законодательства по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов осуществляется в соответствии с нормами экологического законодательства.
Статья 27. Экологизация сельскохозяйственного производства
Экологизация сельскохозяйственного производства направляется на:
разработку и выполнение мероприятий по предотвращению негативного и экологически небезопасного влияния хозяйственной деятельности на экологическое состояние сельских территорий, почв, окружающей среды и ликвидацию последствий этого воздействия;
предупреждение загрязнения почв и продукции растениеводства и животноводства тяжелыми металлами, промышленными выбросами, пестицидами и другими агрохимикатами, радионуклидами, токсическими химическими веществами,
обеспечение надлежащего хранения и использования органических и минеральных удобрений и пестицидов;
содействие развитию органического производства сельскохозяйственной продукции, которое предусматривает запрет использования синтетических химических удобрений, пестицидов и синтетических лекарств, путем введения системы государственного стимулирования, финансовой поддержки, создания национального органа сертификации сельскохозяйственной продукции;
обеспечение надлежащего качества отечественных пищевых продуктов, продовольственного сырья и сопутствующих материалов в соответствии с международными стандартами;
организацию содержания животных с учетом их физиологических потребностей, кормление качественными и безопасными кормами; применение методов ведения животноводства, которые уменьшают стресс, предотвращают распространение болезней и паразитов, обеспечивают нормативный уровень поголовья скота и птицы на единицу площади;
обеспечение ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, предупреждение негативного воздействия физических факторов на окружающую среду;
внедрение и соблюдение базовых агроэкологических требований и стандартов при ведении сельского хозяйства;
снижение техногенной нагрузки, поддержание естественного потенциала путем самовосстанавливающего режима природных процессов;
рациональное использование природных ресурсов на основе создания и внедрения инновационных экологобезопасных технологий сельскохозяйственного производства. […]