Из Постановления «О репертуаре драматических и оперных театров УССР. Меры по его улучшению»

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КП(Б)У «О РЕПЕРТУАРЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ И ОПЕРНЫХ ТЕАТРОВ УССР. МЕРЫ ПО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ»
(1946, 12 ОКТЯБРЯ)
[…] Главный недостаток нынешнего состояния репертуара драматических и оперных театров УССР заключается в том, что пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара театров УССР. В Киевском драматическом театре им. И.Франко из 16 пьес, поставленных в 1945 году и в первом полугодии 1946 года, вопросам современной советской жизни были посвящены только три премьеры; в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки из 14 – 4; в Харьковском театре им. Т.Шевченко из 17 – 3; в Харьковском театре русской драмы из 18 – 6; во Львовском театре им. Заньковецкой из 16 – 3; в Запорожском театре им. Щорса из 18 – 3; в Черновицком музыкально-драматическом театре из 16 – 6; в еврейском театре им. Шолом-Алейхема из 8 – 1; во Львовском театре юного зрителя им. А.М. Горького из 6 – 2 премьеры на современные советские темы.
Такое положение имеет место и в большинстве областных драматических и музыкально-драматических театров Украины.
В совсем недопустимом состоянии находится репертуар оперных театров УССР. При попустительстве Комитета по делам искусств при Совете Министров УССР оперные театры Украины фактически сняли со своего репертуара советскую оперу. За последние годы оперные театры УССР не поставили ни одной оперы советских композиторов, посвященной современной жизни, и не организовали совместно с композиторами работы по созданию новых опер на современные советские темы.
Драматические и оперные театры Украины до сих пор не создали высокоидейных и полноценных в художественном отношении спектаклей о победе советского строя, о дружбе народов советской страны, особенно о дружбе украинского и русского народов, о Великой Отечественной войне и о героическом труде советских людей.
В чем заключается причина такого чрезвычайно неудовлетворительного положения с репертуаром в драматических и оперных театрах Украины?
ЦК КП(б)У считает, что главной причиной этих серьезных недостатков театрального репертуара является низкий уровень идеологического руководства театрами со стороны Комитета по делам искусств при Совете Министров УССР. Комитет по делам искусств и руководители многих театров проявили политическую беспечность и безответственность в отношении репертуара театров, забыв, что репертуаром определяется идейно-политическое лицо театров и степень их участия в коммунистическом воспитании народа.
Допустив фактически вытеснение из репертуара театров пьес на современные советские темы, Комитет по делам искусств и руководящие работники театров Украины тем самым серьезно снизили роль театров в деле политического воспитания народа.
Анализ состояния репертуара театров УССР показывает, что пьесы советских авторов на современные темы вытеснялись, главным образом, пьесами так называемого «старого украинского наследия», которым принадлежит львиная доля в общем количестве постановок.
Между тем, наряду с ценной в идейном и художественном отношении классикой, которая правдиво отражает жизнь украинского народа в прошлом, в «старом украинском наследии» есть немало пьес, которые изображают жизнь неправильно и фальшиво, раскрашивают прошлое в идиллические тона, проповедуют отжившие идеи и отсталые взгляды, которые устремляют зрителя не вперед, а назад.
Это особенно касается пьес старого этнографически-бытового репертуара, большая часть которых способна воспитывать зрителя только в духе национальной ограниченности и отрыва от актуальных вопросов современности. […]
Допуская проникновение на сцену таких низкопробных и вредных пьес, как «Кум-мельник», «Запорожское сокровище», «Быль», «Облака» и другие, театры фактически скатываются к буржуазно-националистическому «просветительству», глубоко враждебному советскому обществу.
Серьезной ошибкой Комитета по делам искусств при Совете Министров УССР является то, что он допустил засилье в репертуаре театров пьес старого этнографически-бытового репертуара и вытеснение ими современных советских пьес.
Неблагополучная ситуация с репертуаром в театрах УССР усугубляется еще и тем, что многие пьесы украинских советских авторов, поставленных театрами, находятся на чрезвычайно низком идейном и художественном уровне («Вы давно вернулись» Копыленко, «Земля» Дольда, «Когда пахнет яблоками» Скляренко, «Сердце солдата» Плоткина, «колодец Ковалева» Ятко, «Миллионер» Суптеля), а некоторые из них представляют собой образцы пошлости и халтуры, являясь по сути клеветой на советских людей («Моя знакомая» Юхвида, «Потомок гетмана» Мокриева, «Заговор сердец» Шильмана).
В основе большинства названных пьес лежат не актуальные и важные вопросы современной советской жизни, а надуманные фальшивые или мелкие и случайные «проблемы». Советские люди в этих пьесах, как правило, изображаются примитивными, малокультурными, наивными и отсталыми, с обывательскими обычаями и вкусами, причем авторы нередко считают достойными восхваления именно эти, несвойственные русским людям черты отсталости и бескультурья. В постановке и решении проблем этики и морали, в частности в изображении советской семьи, авторы пьес часто проповедуют обывательские взгляды, нормы буржуазного поведения. В то время как положительные герои во многих пьесах выглядят слабыми, безвольными, примитивными, отрицательные персонажи наделяются более яркими чертами характера, изображаются сильными, волевыми и ловкими.
Значительная часть поставленных в театрах пьес на современные темы примитивная, антихудожественная, написанная неграмотно, неряшливо, без должного соблюдения авторами элементарных норм драматургического мастерства, без достаточного знания литературы и народного языка.
В некоторых пьесах, написанных драматургами Украины, имеют место проявления национальной ограниченности, ошибки и искажения буржуазно-националистического характера («Почему не гаснут звезды» Копыленко, «Я живу» Пинчевского). В творчестве некоторых драматургов идеализируются представители эксплуататорских классов прошлого, не показывается классовая борьба между угнетателями и угнетенными в дореволюционном классовом обществе, превозносятся пережитки старины, замалчивается братство и дружба советских народов, особенно же исконная дружба украинского и российского народов.
ЦК КП(б)У отмечает, что среди некоторой части работников театров УССР имеет место низкопоклонство перед буржуазным Западом, в результате чего на сцену проникают низкопробные произведения западноевропейских драматургов («Жена Клода» Дюма и «Дорога в Нью-Йорк» Рискина-Малюгина, поставленные в Харьковском театре им. Шевченко, «Дамы и гусары» Фредро – Киевский театр им. Леси Украинки, «Убийство м-ра Паркера» Моррисона – Ворошиловградский театр русской драмы), которые проповедуют буржуазную мораль, отравляют сознание советских людей буржуазным мировоззрением. Постановка на сцене таких чужих и пошлых пьес в корне противоречит воспитательной политике Советского государства и является попыткой воскресить пережитки капитализма в быту и сознании советских людей.
Большинство драматических и оперных театров Украины крайне неудовлетворительно выполняют задачи пропаганды лучших произведений русской классики и драматургии народов СССР.
Многие театры безответственно относятся к постановке пьес советских авторов на современные темы, постановка этих пьес нередко поручается второстепенным, малоквалифицированным режиссерам, к участию в спектаклях привлекаются неопытные, слабые актеры, неряшливым и примитивным бывает оформление спектаклей. В результате этого советские пьесы на современные темы ставятся в еще более неравноправные условия по сравнению с пьесами дореволюционного репертуара.
ЦК КП(б)У отмечает, что дело отбора, планирования и контроля репертуара поставлено в Комитете по делам искусств неудовлетворительно. Комитет по делам искусств выпустил из своих рук формирование репертуара и сам часто рекомендовал театрам недоброкачественные пьесы. Комитет не управляет непосредственно составлением репертуарных планов театров, не борется с вредными тенденциями некоторых руководителей театров, которые наплевательски относятся к советским пьесам и ориентируются на безыдейные развлекательные спектакли. Репертком при Комитете по делам искусств при Совете Министров УССР не наладил контроль репертуара театров на местах, допуская постановки в некоторых периферийных театрах идеологически порочных и халтурных пьес.
ЦК КП(б)У отмечает неудовлетворительную работу драматургов Советской Украины, которые до сих пор не создали для театров достаточного количества высокоидейных и полноценных в художественном отношении пьес на современные темы. Это положение объясняется тем, что многие драматурги оторваны от жизни, от творческой практики советского народа, стоят в стороне от коренных вопросов современности, не замечают типичного, ведущего в нашей действительности, не умеют изображать лучшие черты и качества советского человека. Идейный и профессиональный уровень произведений многих драматургов очень низкий, в творчестве некоторой части драматургов имеют место аполитичность, делячество, ремесленный подход к своему делу.
Не выполняют своих обязанностей композиторы Украины, которые уделяют главное внимание историческим темам и обходят важные темы современности, в результате чего не созданы высококачественные новые оперы, посвященные советской жизни. […]
ЦК КП(б)У постановляет:
[…]

  1. Считать главной задачей Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Союзе советских писателей Украины – создание и широкое внедрение в практику работы театров высококачественного современного советского репертуара с тем, чтобы все театры стали активными пропагандистами политики Советского государства.
  2. ЦК КП(б)У ставит перед драматургами Украины задачу – создать яркие, высокохудожественные произведения о победе советского строя в нашей стране, о Великой Отечественной войне, о героическом труде советских людей, о дружбе советских народов, об исконном братстве украинского народа с великим русским народом, о руководящей роли партии Ленина-Сталина в жизни советского народа. Драматурги и театры должны отражать жизнь советского общества в его неустанном движении вперед; всеми силами способствовать дальнейшему развитию лучших качеств советского человека, воспитывать нашу молодежь так, чтобы она была бодрой и стойкой, не боялась трудностей и умела их преодолевать.
    Драматурги, театральные критики должны уделить особое внимание воспитанию трудящихся масс украинского народа в духе непоколебимой дружбы советских народов, любви к великому русскому народу и ненависти ко всем врагам советского строя, в том числе к злейшим врагам украинского народа – украинско-немецким националистам. […]
  3. Обязать Комитет по делам искусств при Совете Министров УССР организовать переводы на украинский язык и включение в репертуар театров лучших произведений русских советских драматургов и драматургов народов СССР. Перевести также на русский язык лучшие произведения украинской советской драматургии.
  4. Предложить Комитету по делам искусств при Совете Министров УССР исключить из репертуара безыдейные и малохудожественные драматические произведения и обязать Комитет усилить репертуарный контроль с тем, чтобы в будущем на сцену не могли проникать ложные, безыдейные, малоценные пьесы.
  5. Обязать газеты «Советская Украина», «Правда Украины», «Молодежь Украины»,« Сталинское племя», «Советское искусство», «Литературная газета» усилить на своих страницах театральную критику, систематически помещая статьи и рецензии о новых постановках драматических и оперных театров.
    Газеты должны привлекать к театральной критике политически зрелых и квалифицированных людей, выдвигать и внимательно взращивать новые кадры критиков, вести решительную борьбу против аполитичности и безыдейности в работе театров и в театральной критике.