Постановления I Большого Собрания ОУН (28 января – 2 февраля 1929 г.)
ПОСТАНОВЛЕНИЯ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ (28 ЯНВАРЯ – 2 ФЕВРАЛЯ 1929 Г.)
- ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Украинский национализм является духовным и политическим движением, рожденным из внутренней природы Украинской Нации во время ее усиленной борьбы за принципы и цели творческого бытия. […]
- Органическая связь национализма с нацией является фактом естественного порядка и на нем основано все понимание сути нации.
- Нация это высший тип человеческого сообщества, которое при наибольшей своей психологической разрозненности имеет единую внутреннюю форму, созданную на почве подобного природного положения, совместного переживания исторической судьбы и непрерывного стремления реализовываться в полноте силового натуги.
- Внутренняя форма нации является основным фактором ее динамического развития и вместе с тем принципом синтетического формирования, который дает жизни нации на протяжении ее исторического развития всеобщую духовую определенность, обозначенную в разных ее конкретно-индивидуальных проявлениях. В этом определении внутренняя форма – это идея нации, которая обосновывает и делает возможным ее историческое становление.
- Историческое становление – это наглядное выражение постоянной актуальности национальной идеи – указывает на абсолютный идеал нации, который заключается в ее стремлении удержаться в системе мировой действительности в роли непосредственно-действующего игрока с широкой сферой влияния.
- На пути к собственной самореализации в форме наибольшей интенсивности исторического значения нация численно увеличивает запас своих биофизических сил на расширенной в то же время территориальной базе. В этом отношении происходит в ней процесс постоянного переформатирования различных этических приоритетов в синтезе органического национального единства; с точки зрения этого своего свойства нация все еще находится в состоянии собственного роста.
- Наиболее выдающимся силовым средством роста нации является ее духовая тугость, осмысленная в созданных ценностях культуры, которая, с одной стороны, притесняет внутреннюю сплоченность нации, а с другой, открывает ей путь центробежного влияния на окружение. […]
- Условием, обеспечивающим нации длительное активное участие в мировой политике, является наиболее приспособленная к всесторонним интересам национальной жизни политическая организация, которой является суверенное государство.
- Государство является внешней формой такого взаимодействия всех действующих сил нации, которая отвечает основным ее качествам и таким образом делает возможным нормальное ее развитие во всех возможных проявлениях […].
- Посредством государства нация становится полноправным членом мировой истории, потому что только в государственной форме своей жизни она обретает все внутренние и внешние признаки исторического существования. […]
- Для Украинской Нации в состоянии ее политического порабощения начальным постулатом является создание политико-правовой организации, названной Украинское Самостоятельное Соборное Государство. […]
- Украинский национализм выделяет для себя из ведущих принципов государственной организации ряд практических подготовительных задач для осуществления государственного идеала соборными усилиями украинцев-государственников, организованных на принципах действующего идеализма, моральной законности и индивидуального начала.
- Первой ласточкой и преемником задач украинского национализма является созданная Конгрессом Украинских Националистов Организация Украинских Националистов, построенная на принципах украинства, надпартийности и монократизма.
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - Форма украинской государственной власти будет отвечать последовательным этапам государственного строительства Украины, а именно: национальное освобождение, государственное закрепление и развитие.
- Во времени освободительной борьбы только национальная диктатура, созданная в ходе национальной революции, сможет обеспечить внутреннюю силу Украинской Нации и наибольшую ее обороноспособность от внешней агрессии.
- Только лишь после восстановления государственности наступит эпоха ее внутреннего подчинения и перехода в состояние монолитного государственного организма. В это переходное время Глава государства должен будет подготовить создание высших законодательных органов на принципе представительства всех организованных общественных слоев, с учетом особенностей отдельных земель, которые войдут в состав Украинского Государства.
- Во главе упорядоченного государства станет избранный представительным органом Глава государства, который изберет исполнительную власть, ответственную перед ним и высшим законодательным органом.
- Основой административного устройства Украинского Государства будет местное самоуправление; в частности каждый край будет иметь свой представительский законодательный орган, призванный местными организованными общественными слоями, и свою исполнительную власть.
III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - Вводные положения
- Украинское Государство будет стремиться к обретению хозяйственной самодостаточности нации, увеличению народного имущества и обеспечению материального благосостояния населения путем развития всех отраслей народного хозяйства.
- Хозяйственная жизнь страны будет построена на основе сотрудничества государства, кооперации и частного капитала. Единичные участки народного хозяйства будут разделены между ними, станут предметом их одновременной деятельности, в зависимости от полезности этого для целостности народного хозяйства и для интересов государства.
- Аграрная политика
- Интересам народного хозяйства Украины отвечает существование и развитие крестьянского хозяйства.
- Освобождение помещичьих земель без выкупа, переведенное во время революции на Восточной Украине, государственная власть утвердит законом, силу которого распространит на все земли Украины.
- Государственная власть сделает корректировки в распределении земли на Востоке Украины, необходимые ввиду стихийного, неупорядоченного характера распределения освобожденных земель в ходе революции.
- Государство заботиться о развитии сельскохозяйственной производительности и об обеспечении благосостояния крестьянства путем поддержания среднего сельского хозяйства.
- Крестьянское хозяйство будет построено на праве частной земельной собственности, ограниченном государственной регуляцией свободной продажи и покупки земли, с целью предотвращения таким образом избыточного уменьшения или увеличения земельных наделов.
- Государственная власть будет всесторонне способствовать интенсификации крестьянских хозяйств и приспособления их к рынку, будет поддерживать развитие сельскохозяйственной кооперации, давать сельскому хозяйству дешевый продукционный кредит, и будет заботиться об агрокультурном и агрообразовательном деле и об обеспечении земледельческой продукции государственным обеспечением.
- Лесные площади будут изъяты без выкупа и переданы государству или органам самоуправления. Лишь небольшие площади, непригодные для изъятия и муниципализации, будут в руках частных владельцев.
- Аграрное перенаселение будет регулироваться путем помещения крестьянских остатков в национальной продукции и соответственно переведенной колонизации.
- Городские земли и недвижимое имущество останутся в руках частной собственности. Государство и органы самоуправления будут регулировать городское строительство, миграционные кризисы и земельную спекуляцию путем скопления в своих руках соответствующих регуляционных земельных фондов.
- Промышленная политика
[…] - Предприятия таких отраслей промышленности, которые являются важными для существования и обороны страны, будут государственными. Другие предприятия будут оставлены частному капиталу отдельных лиц и ассоциаций на основе свободной конкуренции и частной инициативы. В случаях, определенных законом, государство будет иметь право первенства перед частным капиталом в приобретении части собственности частных предприятий.
- Государство позаботится о рационализации всех родов промышленности, в частности их машинного оснащения, и о подготовке кадров специалистов и технических работников, которые удовлетворяли бы требованиям современной техники.
- Для подъема благосостояния сельского хозяйства и для подготовки профессиональных рабочих для большой промышленности, государство будет способствовать развитию сельскохозяйственной промышленности в формах производственной кооперации.
- Государство позаботится об организации производственной и сбытовой ремесленной кооперации, поддерживая ремесленничество в пределах, соответствующих современному характеру продукции и рынков.
- Торговая политика
- Торговые операции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, будут распределены между частным капиталом, кооперацией и государством, которое будет осуществлять торговлю изделиями государственной промышленности и главные виды перевозок.
- Имея в виду нормальный внутренний процесс распределения и обмена, государство будет заботиться в то же время об обеспечении украинским продуктам и изделиям выгодных условий сбыта на мировых рынках. А для охраны национального хозяйства от внешнего воздействия предпримет метод охранного и способствующего характера и метод протекционизма, которые найдут применение в форме пошлин и торговых договоров.
5.Финансова политика. - Налоговая система будет основана на принципе единого, равномерного постепенного и непосредственного налога при оставлении ограниченного количества налогов.
- Государство заботиться о развитии банковского дела во всех сферах хозяйственной жизни. Эмиссионный банк будет учреждением наиболее независимым от чисто политических факторов и подлежать контролю со стороны исполнительной власти и общества.
- Дело регуляции государственных долгов, которые выпадут на долю украинского государства, как часть долгов оккупационных держав, будет решено по принципу справедливости и в рамках хозяйственной возможности.
6.Социальная политика. - Регулирование взаимоотношений между общественными группами, в частности право окончательного арбитража по делам общественных конфликтов, будет принадлежать государству, которое позаботится о сотрудничестве производственных слоев Украинской Нации.
- Члены всех общественных групп будут иметь право коалиции, на основе которого они будут объединяться в профессиональные организации с правом создания синдикатов по территориальному принципу и по отраслям производства и иметь свое представительство в органах государственной власти.
- Работодатели и работники будут иметь право свободных персональных и коллективных условий во всех делах, касающихся взаимных интересов, в рамках законодательства и при контроле государства.
- В частных и государственных промышленных предприятиях будут созданы производственные советы из представителей предприятий, руководителей и работников, с правом контроля техники продукции.
- В земледельческих, промышленных и торговых предприятиях будут созданы советы работников как представительские органы для налаживания дел работников во взаимоотношениях их с профессиональными союзами, работодателями и государством. В частности они будут заключать сами или в согласии с профессиональными организациями коллективные условия, а в промышленных предприятиях будут участвовать в производственных советах.
- Работодатели и работники имеют право решать взаимные претензии путем третейских судов. В случае недостижения согласия по ним остается право забастовок и страйков. Окончательное улаживание конфликтов принадлежать государственным арбитражным правительствам.
- Нормальным рабочим днем будет 8-часовой рабочий день, и если позволят это обстоятельства, государство позаботится о его сокращении. […]
- Основывая государственное правительство труда и контролируя частные бюро посредничества труда, государство будет заботиться о материальной помощи безработным, которая будет предоставляться при посредничестве профессиональных организаций из фондов, состоящих из работников и работодателей, а в исключительных, определенных законом, случаях, из вспомогательных фондов общин и государств.
- Государство создаст единую организацию общего обеспечения, обязательную для всех слоев общественности, принимая в то же время на себя обязанность содержать всех граждан старше 60 лет жизни, лишенных собственных средств существования.
IV. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - Осуществление постулата украинской государственности предусматривает активизацию внутренней политической жизни украинского народа, изложенную в манифесте для обозначения украинского дела как решающего фактора в вопросе восточно-европейской политической ситуации.
- Полное изгнание всех оккупантов из украинских земель, которое наступит в процессе национальной революции и откроет возможности развития Украинской Нации в пределах собственного государства, обеспечит только система собственных военных вооружений и целесообразная союзническая политика.
- Отвергая в принципе традиционные методы украинской политики ориентироваться в освободительной борьбе на кого-то из исторических врагов Украинской Нации, украинская внешняя политика будет осуществлять свои задачи путем союзов с теми народами, которые враждебно относятся к оккупантам Украины, а также путем надлежащего использования международных взаимоотношений для осознания субъективной роли Украины в международной политике. […]
V. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - Организация украинской военной силы будет постепенно развиваться, а ее форма меняться в соответствии с тремя этапами политического состояния Украины: вражеской оккупации, национальной революции, государственного закрепления.
- В обстоятельствах вражеской оккупации подготовку украинских народных масс к вооруженной борьбе, а в частности подготовку организаторов и обученных проводников, возьмет на себя отдельный военный центр.
- Только военная сила, которая будет опираться на вооруженный народ, готовый упорно и завзято бороться за свои права, сможет освободить Украину от оккупантов и сделает возможным создание Украинского Государства.
- Оборону созданного Государства примет на себя единая, регулярная, внеклассовая, национальная армия и флот, которые вместе с территориальными казачьими частями будут созданы на основании всеобщей воинской повинности.
VI. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО - Украинское Государство будет стремиться к подъему уровня культуры и цивилизации в Украине, согласовывая культурный процесс, построенный на основе свободы культурного творчества, с духовой природой украинского народа, его историческими традициями и требованиями современности и искореняя последствия иностранного порабощения в области культуры и психологии народа.
- Только развитие того культурного творчества и тех художественных течений, которые связаны со здоровыми проявлениями в прошлом Украинской Нации и с культом рыцарства, волевым и творческим отношением к жизни, сможет возродить здоровое стремление нации к силе и могуществу.
VII. ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - Управление и контроль над школой как средством воспитания народных масс в национально-государственном духе и установление школьной системы, которая вознесла бы на должный уровень развития образование украинского народа, будет принадлежать государству.
- В основу народных школ ляжет система украинской, государственной, обязательной и бесплатной единой школы, которая будет обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие человека, осуществлять практическое и специально-профессиональное воспитание.
- Частные образовательные учреждения и иноязычное обучение будут допущены по разрешению государства в каждом отдельном случае и будут подлежать контролю государственных учреждений.
VIII. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА - Считая религиозное чувство личным делом каждого человека, Украинское Государство отстаивает полную свободу религиозной совести.
- Принимая отделение церкви от государства, власть, осуществляя необходимый контроль над церковными организациями, будет сотрудничать с украинским духовенством различных культов по делам нравственного воспитания нации.
- В школу будет допущена наука религии тех культов, которые не будут проявлять денационализирующих тенденций.
- Украинское Государство будет способствовать развитию украинской национальной церкви, независимой от иностранных патриархатов, и украинизации религиозных культов, которые будут действовать на Украине.
IX. ОРГАНИЗАЦИЯ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ - Принимая идею Украинского Самостоятельного Соборного Государства в основу своего политической деятельности и не признавая всех тех международных актов, условий и учреждений, которые привели к украинскому национально-государственному разрыву, Организация Украинских Националистов противопоставляет себя всем тем силам, своим и чужим, которые этому положению украинских националистов активно или пассивно противятся, и будет противодействовать всякого рода политическим мерам отдельных лиц и коллективов, которые будут отклонением от вышеизложенных принципов.
- Не ограничиваясь в своей деятельности тем или иным поприщем, но стремясь к овладению украинской национальной действительностью на всех украинских землях и на чужих территориях, заселенных украинцами, Организация Украинских Националистов будет проводить всеукраинскую политику государственности без придания ей партийного, классового или какого-либо другого общественно-группового характера, и в прямой последовательности противопоставлять ее всем партийным и классовым группировкам с их методами политической работы.
- Опираясь на творческие элементы украинского общества и объединяя их в круг украинского национально-государственного идеала, Организация Украинских Националистов ставит перед собой задачу оздоровить отношения внутри нации, вызвать в украинском народе государственно-творческие усилия, развернуть украинскую национальную силу на всю ее мощь и таким образом обеспечить великой украинской нации соответствующее место среди других государственных народов мира.