Постановления I Большого Собрания ОУН (28 января – 2 февраля 1929 г.)

ПОСТАНОВЛЕНИЯ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ (28 ЯНВАРЯ – 2 ФЕВРАЛЯ 1929 Г.)

  1. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  2. Украинский национализм является духовным и политическим движением, рожденным из внутренней природы Украинской Нации во время ее усиленной борьбы за принципы и цели творческого бытия. […]
  3. Органическая связь национализма с нацией является фактом естественного порядка и на нем основано все понимание сути нации.
  4. Нация это высший тип человеческого сообщества, которое при наибольшей своей психологической разрозненности имеет единую внутреннюю форму, созданную на почве подобного природного положения, совместного переживания исторической судьбы и непрерывного стремления реализовываться в полноте силового натуги.
  5. Внутренняя форма нации является основным фактором ее динамического развития и вместе с тем принципом синтетического формирования, который дает жизни нации на протяжении ее исторического развития всеобщую духовую определенность, обозначенную в разных ее конкретно-индивидуальных проявлениях. В этом определении внутренняя форма – это идея нации, которая обосновывает и делает возможным ее историческое становление.
  6. Историческое становление – это наглядное выражение постоянной актуальности национальной идеи – указывает на абсолютный идеал нации, который заключается в ее стремлении удержаться в системе мировой действительности в роли непосредственно-действующего игрока с широкой сферой влияния.
  7. На пути к собственной самореализации в форме наибольшей интенсивности исторического значения нация численно увеличивает запас своих биофизических сил на расширенной в то же время территориальной базе. В этом отношении происходит в ней процесс постоянного переформатирования различных этических приоритетов в синтезе органического национального единства; с точки зрения этого своего свойства нация все еще находится в состоянии собственного роста.
  8. Наиболее выдающимся силовым средством роста нации является ее духовая тугость, осмысленная в созданных ценностях культуры, которая, с одной стороны, притесняет внутреннюю сплоченность нации, а с другой, открывает ей путь центробежного влияния на окружение. […]
  9. Условием, обеспечивающим нации длительное активное участие в мировой политике, является наиболее приспособленная к всесторонним интересам национальной жизни политическая организация, которой является суверенное государство.
  10. Государство является внешней формой такого взаимодействия всех действующих сил нации, которая отвечает основным ее качествам и таким образом делает возможным нормальное ее развитие во всех возможных проявлениях […].
  11. Посредством государства нация становится полноправным членом мировой истории, потому что только в государственной форме своей жизни она обретает все внутренние и внешние признаки исторического существования. […]
  12. Для Украинской Нации в состоянии ее политического порабощения начальным постулатом является создание политико-правовой организации, названной Украинское Самостоятельное Соборное Государство. […]
  13. Украинский национализм выделяет для себя из ведущих принципов государственной организации ряд практических подготовительных задач для осуществления государственного идеала соборными усилиями украинцев-государственников, организованных на принципах действующего идеализма, моральной законности и индивидуального начала.
  14. Первой ласточкой и преемником задач украинского национализма является созданная Конгрессом Украинских Националистов Организация Украинских Националистов, построенная на принципах украинства, надпартийности и монократизма.
    II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
  15. Форма украинской государственной власти будет отвечать последовательным этапам государственного строительства Украины, а именно: национальное освобождение, государственное закрепление и развитие.
  16. Во времени освободительной борьбы только национальная диктатура, созданная в ходе национальной революции, сможет обеспечить внутреннюю силу Украинской Нации и наибольшую ее обороноспособность от внешней агрессии.
  17. Только лишь после восстановления государственности наступит эпоха ее внутреннего подчинения и перехода в состояние монолитного государственного организма. В это переходное время Глава государства должен будет подготовить создание высших законодательных органов на принципе представительства всех организованных общественных слоев, с учетом особенностей отдельных земель, которые войдут в состав Украинского Государства.
  18. Во главе упорядоченного государства станет избранный представительным органом Глава государства, который изберет исполнительную власть, ответственную перед ним и высшим законодательным органом.
  19. Основой административного устройства Украинского Государства будет местное самоуправление; в частности каждый край будет иметь свой представительский законодательный орган, призванный местными организованными общественными слоями, и свою исполнительную власть.
    III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
  20. Вводные положения
  21. Украинское Государство будет стремиться к обретению хозяйственной самодостаточности нации, увеличению народного имущества и обеспечению материального благосостояния населения путем развития всех отраслей народного хозяйства.
  22. Хозяйственная жизнь страны будет построена на основе сотрудничества государства, кооперации и частного капитала. Единичные участки народного хозяйства будут разделены между ними, станут предметом их одновременной деятельности, в зависимости от полезности этого для целостности народного хозяйства и для интересов государства.
  23. Аграрная политика
  24. Интересам народного хозяйства Украины отвечает существование и развитие крестьянского хозяйства.
  25. Освобождение помещичьих земель без выкупа, переведенное во время революции на Восточной Украине, государственная власть утвердит законом, силу которого распространит на все земли Украины.
  26. Государственная власть сделает корректировки в распределении земли на Востоке Украины, необходимые ввиду стихийного, неупорядоченного характера распределения освобожденных земель в ходе революции.
  27. Государство заботиться о развитии сельскохозяйственной производительности и об обеспечении благосостояния крестьянства путем поддержания среднего сельского хозяйства.
  28. Крестьянское хозяйство будет построено на праве частной земельной собственности, ограниченном государственной регуляцией свободной продажи и покупки земли, с целью предотвращения таким образом избыточного уменьшения или увеличения земельных наделов.
  29. Государственная власть будет всесторонне способствовать интенсификации крестьянских хозяйств и приспособления их к рынку, будет поддерживать развитие сельскохозяйственной кооперации, давать сельскому хозяйству дешевый продукционный кредит, и будет заботиться об агрокультурном и агрообразовательном деле и об обеспечении земледельческой продукции государственным обеспечением.
  30. Лесные площади будут изъяты без выкупа и переданы государству или органам самоуправления. Лишь небольшие площади, непригодные для изъятия и муниципализации, будут в руках частных владельцев.
  31. Аграрное перенаселение будет регулироваться путем помещения крестьянских остатков в национальной продукции и соответственно переведенной колонизации.
  32. Городские земли и недвижимое имущество останутся в руках частной собственности. Государство и органы самоуправления будут регулировать городское строительство, миграционные кризисы и земельную спекуляцию путем скопления в своих руках соответствующих регуляционных земельных фондов.
  33. Промышленная политика
    […]
  34. Предприятия таких отраслей промышленности, которые являются важными для существования и обороны страны, будут государственными. Другие предприятия будут оставлены частному капиталу отдельных лиц и ассоциаций на основе свободной конкуренции и частной инициативы. В случаях, определенных законом, государство будет иметь право первенства перед частным капиталом в приобретении части собственности частных предприятий.
  35. Государство позаботится о рационализации всех родов промышленности, в частности их машинного оснащения, и о подготовке кадров специалистов и технических работников, которые удовлетворяли бы требованиям современной техники.
  36. Для подъема благосостояния сельского хозяйства и для подготовки профессиональных рабочих для большой промышленности, государство будет способствовать развитию сельскохозяйственной промышленности в формах производственной кооперации.
  37. Государство позаботится об организации производственной и сбытовой ремесленной кооперации, поддерживая ремесленничество в пределах, соответствующих современному характеру продукции и рынков.
  38. Торговая политика
  39. Торговые операции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, будут распределены между частным капиталом, кооперацией и государством, которое будет осуществлять торговлю изделиями государственной промышленности и главные виды перевозок.
  40. Имея в виду нормальный внутренний процесс распределения и обмена, государство будет заботиться в то же время об обеспечении украинским продуктам и изделиям выгодных условий сбыта на мировых рынках. А для охраны национального хозяйства от внешнего воздействия предпримет метод охранного и способствующего характера и метод протекционизма, которые найдут применение в форме пошлин и торговых договоров.
    5.Финансова политика.
  41. Налоговая система будет основана на принципе единого, равномерного постепенного и непосредственного налога при оставлении ограниченного количества налогов.
  42. Государство заботиться о развитии банковского дела во всех сферах хозяйственной жизни. Эмиссионный банк будет учреждением наиболее независимым от чисто политических факторов и подлежать контролю со стороны исполнительной власти и общества.
  43. Дело регуляции государственных долгов, которые выпадут на долю украинского государства, как часть долгов оккупационных держав, будет решено по принципу справедливости и в рамках хозяйственной возможности.
    6.Социальная политика.
  44. Регулирование взаимоотношений между общественными группами, в частности право окончательного арбитража по делам общественных конфликтов, будет принадлежать государству, которое позаботится о сотрудничестве производственных слоев Украинской Нации.
  45. Члены всех общественных групп будут иметь право коалиции, на основе которого они будут объединяться в профессиональные организации с правом создания синдикатов по территориальному принципу и по отраслям производства и иметь свое представительство в органах государственной власти.
  46. Работодатели и работники будут иметь право свободных персональных и коллективных условий во всех делах, касающихся взаимных интересов, в рамках законодательства и при контроле государства.
  47. В частных и государственных промышленных предприятиях будут созданы производственные советы из представителей предприятий, руководителей и работников, с правом контроля техники продукции.
  48. В земледельческих, промышленных и торговых предприятиях будут созданы советы работников как представительские органы для налаживания дел работников во взаимоотношениях их с профессиональными союзами, работодателями и государством. В частности они будут заключать сами или в согласии с профессиональными организациями коллективные условия, а в промышленных предприятиях будут участвовать в производственных советах.
  49. Работодатели и работники имеют право решать взаимные претензии путем третейских судов. В случае недостижения согласия по ним остается право забастовок и страйков. Окончательное улаживание конфликтов принадлежать государственным арбитражным правительствам.
  50. Нормальным рабочим днем будет 8-часовой рабочий день, и если позволят это обстоятельства, государство позаботится о его сокращении. […]
  51. Основывая государственное правительство труда и контролируя частные бюро посредничества труда, государство будет заботиться о материальной помощи безработным, которая будет предоставляться при посредничестве профессиональных организаций из фондов, состоящих из работников и работодателей, а в исключительных, определенных законом, случаях, из вспомогательных фондов общин и государств.
  52. Государство создаст единую организацию общего обеспечения, обязательную для всех слоев общественности, принимая в то же время на себя обязанность содержать всех граждан старше 60 лет жизни, лишенных собственных средств существования.
    IV. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  53. Осуществление постулата украинской государственности предусматривает активизацию внутренней политической жизни украинского народа, изложенную в манифесте для обозначения украинского дела как решающего фактора в вопросе восточно-европейской политической ситуации.
  54. Полное изгнание всех оккупантов из украинских земель, которое наступит в процессе национальной революции и откроет возможности развития Украинской Нации в пределах собственного государства, обеспечит только система собственных военных вооружений и целесообразная союзническая политика.
  55. Отвергая в принципе традиционные методы украинской политики ориентироваться в освободительной борьбе на кого-то из исторических врагов Украинской Нации, украинская внешняя политика будет осуществлять свои задачи путем союзов с теми народами, которые враждебно относятся к оккупантам Украины, а также путем надлежащего использования международных взаимоотношений для осознания субъективной роли Украины в международной политике. […]
    V. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА
  56. Организация украинской военной силы будет постепенно развиваться, а ее форма меняться в соответствии с тремя этапами политического состояния Украины: вражеской оккупации, национальной революции, государственного закрепления.
  57. В обстоятельствах вражеской оккупации подготовку украинских народных масс к вооруженной борьбе, а в частности подготовку организаторов и обученных проводников, возьмет на себя отдельный военный центр.
  58. Только военная сила, которая будет опираться на вооруженный народ, готовый упорно и завзято бороться за свои права, сможет освободить Украину от оккупантов и сделает возможным создание Украинского Государства.
  59. Оборону созданного Государства примет на себя единая, регулярная, внеклассовая, национальная армия и флот, которые вместе с территориальными казачьими частями будут созданы на основании всеобщей воинской повинности.
    VI. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
  60. Украинское Государство будет стремиться к подъему уровня культуры и цивилизации в Украине, согласовывая культурный процесс, построенный на основе свободы культурного творчества, с духовой природой украинского народа, его историческими традициями и требованиями современности и искореняя последствия иностранного порабощения в области культуры и психологии народа.
  61. Только развитие того культурного творчества и тех художественных течений, которые связаны со здоровыми проявлениями в прошлом Украинской Нации и с культом рыцарства, волевым и творческим отношением к жизни, сможет возродить здоровое стремление нации к силе и могуществу.
    VII. ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  62. Управление и контроль над школой как средством воспитания народных масс в национально-государственном духе и установление школьной системы, которая вознесла бы на должный уровень развития образование украинского народа, будет принадлежать государству.
  63. В основу народных школ ляжет система украинской, государственной, обязательной и бесплатной единой школы, которая будет обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие человека, осуществлять практическое и специально-профессиональное воспитание.
  64. Частные образовательные учреждения и иноязычное обучение будут допущены по разрешению государства в каждом отдельном случае и будут подлежать контролю государственных учреждений.
    VIII. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА
  65. Считая религиозное чувство личным делом каждого человека, Украинское Государство отстаивает полную свободу религиозной совести.
  66. Принимая отделение церкви от государства, власть, осуществляя необходимый контроль над церковными организациями, будет сотрудничать с украинским духовенством различных культов по делам нравственного воспитания нации.
  67. В школу будет допущена наука религии тех культов, которые не будут проявлять денационализирующих тенденций.
  68. Украинское Государство будет способствовать развитию украинской национальной церкви, независимой от иностранных патриархатов, и украинизации религиозных культов, которые будут действовать на Украине.
    IX. ОРГАНИЗАЦИЯ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ
  69. Принимая идею Украинского Самостоятельного Соборного Государства в основу своего политической деятельности и не признавая всех тех международных актов, условий и учреждений, которые привели к украинскому национально-государственному разрыву, Организация Украинских Националистов противопоставляет себя всем тем силам, своим и чужим, которые этому положению украинских националистов активно или пассивно противятся, и будет противодействовать всякого рода политическим мерам отдельных лиц и коллективов, которые будут отклонением от вышеизложенных принципов.
  70. Не ограничиваясь в своей деятельности тем или иным поприщем, но стремясь к овладению украинской национальной действительностью на всех украинских землях и на чужих территориях, заселенных украинцами, Организация Украинских Националистов будет проводить всеукраинскую политику государственности без придания ей партийного, классового или какого-либо другого общественно-группового характера, и в прямой последовательности противопоставлять ее всем партийным и классовым группировкам с их методами политической работы.
  71. Опираясь на творческие элементы украинского общества и объединяя их в круг украинского национально-государственного идеала, Организация Украинских Националистов ставит перед собой задачу оздоровить отношения внутри нации, вызвать в украинском народе государственно-творческие усилия, развернуть украинскую национальную силу на всю ее мощь и таким образом обеспечить великой украинской нации соответствующее место среди других государственных народов мира.