Белоцерковский договор (18 сентября 1651 г.)

БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ ДОГОВОР (18 СЕНТЯБРЯ 1651 Г.)
(Извлечение)
По причине того, что Войско его королевской милости Запорожское с гетманом и всей старшиной своей признали себя подданными его королевской милости и республики, то, принося должную господу богу благодарность за прекращение внутреннего кровопролития, которое до сих пор продолжалось, мы, комиссары, постановляем:

  1. Позволяем и приказываем организовать реестровое войско в числе двадцати тысяч человек. Это войско гетман и старшина должны набрать и записать в реестр, и они должны находиться только в имениях его королевской милости, содержащиеся в воеводстве Киевском, не имея ничего вплоть до воеводств Брацлавского и Черниговского.
    А имения шляхетские должны оставаться свободными, и в них реестровые казаки нигде не должны оставаться; а кто останется реестровым казаком в числе двадцати тысяч, то с имений шляхетских, которые содержатся в воеводствах Киевском, Брацлавском и Черниговском, а также в имениях его королевской милости, должен переселиться в имения его королевской милости в воеводстве Киевском, туда, где будет расположено войско его королевской милости запорожское; а кто, будучи реестровым казаком, будет переселяться, каждый такой имеет право продать свое имущество без всякой помехи со стороны господ, а также старост и старосты.
  2. Вышеупомянутая организация двадцатитысячного реестрового войска его королевской милости должна начаться в течение двух недель от этого числа, а закончиться к праздникам Рождества. Реестр этого войска за собственноручной подписью гетмана должен быть отослан к его королевской милости, и копия его вписана в книге городской киевской. В этом реестре ясно должны быть записаны реестровые казаки в каждом городе по именам и прозвищах, и общее число их не должно составлять более двадцати тысяч; а какие казаки будут включены в реестры, те должны оставаться при старых обычных своих правах; те же, которые не будут включены в реестр, должны оставаться, как и раньше, в привычном послушании, приписанными к замкам его королевской милости.
  3. Обыватели воеводств Киевского, Брацлавского и Черниговского, а также и старосты сами лично и через своих чиновников могут вступать во владение своими имениями и сразу брать под свою власть все доходы, корчмы, мельницы и судопроизводство; однако именно сбор налогов с крестьян должны отложить до вышеупомянутого срока, назначенного для окончания реестров, чтобы выбранные в реестр казаки тем временем переселились, а остались только те, которые принадлежат к сословию крестьян. То же должно быть и в имениях его королевской милости, пока не будет уже известно, кто остается на правах казачьих, а кто приписан к замку и подлежит крестьянским повинностям.
  4. Чигирин на основе привилея его королевской милости должен оставаться при гетмане. Как настоящий гетман, благородный Богдан Хмельницкий, назначенный и утвержденный привилеем его королевской милости, так и на последующие времена гетманы должны находиться под старшинством и властью гетманов коронных и должны быть утверждаемы привилеями.
    Каждый из них, становясь гетманом, должен дать присягу в верноподданичестве его королевской милости и Речи Посполитой. Все полковники и старшины должны назначаться по представлению гетмана его королевской милости запорожского.
  5. Религия греческая, которую исповедует Войско королевской милости Запорожское, а также соборы, церкви, монастыри и коллегиум киевский должны оставаться при предварительной свободе, согласно древним правами. Если кто во время прежних мятежей выпросил в собственность какое-то имение церковное или принадлежащее духовенству, то такое право собственности никакой силы иметь не может.