Конституционный закон Чехословацкой Республики об автономии Карпатской Украины (22 ноября 1938)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ АВТОНОМИИ КАРПАТСКОЙ УКРАИНЫ (22 НОЯБРЯ 1938)
Народное Собрание, исходя из того, что южнокарпатские Русины примкнули добровольно к Чехословацкой Республике, и что их территории была гарантирована широчайшая автономия как Сен-Жерменским договором 10 сентября 1919 года, так и § 3 Конституционной Грамоты, приняло следующий закон.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Артикул I.
Конституционный Суд принимает решение о том, соответствуют ли законы Сейма Подкарпатской Руси предписаниям арт. I. Закона от 29 февраля 1920 г., ч. 121 Сб. з. и расп., которым вводится в силу Конституционная Грамота Чехословацкой Республики.
Артикул II.
Члена (его заместителя) Конституционного Суда, которого до сих пор назначал Президент Республики по предложению Сейма Подкарпатской Руси, назначает Правительство Подкарпатской Руси. Пока это постановление не будет реализовано, Конституционный Суд выполняет свою деятельность в его прежнем составе и на основании прежних обязывающих предписаний.
Артикул III.
- Законы, которые провозглашены до того момента, как Конституцией будет утвержден Сейм Подкарпатской Руси, обязательны и на территории Подкарпатской Руси, даже тогда, когда они касаются тех дел, которые относятся к законодательной власти Сейма Подкарпатской Руси, если из самого закона не следует иное.
- Если в законах, принятых Народным Собранием, говорится о детальной систематизации то ли отдельным законом, то ли распоряжением, а речь идет о делах, относящихся к компетенции законодательных или правительственных органов Подкарпатской Руси, тогда эти органы компетентны решать такие дела.
- Правительственную и исполнительную власть на территории Подкарпатской Руси с 11 октября 1938 г. исполняет во всех делах, относящихся к компетенции Подкарпатской Руси, трехчленное Правительство Подкарпатской Руси, которое является составной частью Центрального Правительства (§ 70 Конст. Грамоты), до того момента, пока не будет создано Правительство Подкарпатской Руси (согласно арт. V, ст. 4).
Артикул IV.
Постановления артикулов I-III, а также арт. V, ст. 4, части первой и постановления части второй настоящего Конституционного закона являются составными частями Конституционной Грамоты. Вступающие в силу законы, упомянутые в этом законе, не являются составной частью Конституционной Грамоты.
Артикул V. - Выборы в первый Сейм Подкарпатской Руси будут проведены в течение пяти месяцев с момента оглашения этого закона, согласно предписаниям части I и III закона от 14 апреля 1920 г., ч. 330 Сб. с. и расп. по тексту закона от 14 июля 1927 г. ч. 126 Сб. с. и расп. о выборах в краевые и окружные представительства, с тем лишь изменением, что активное избирательное право имеют те лица, которые на день выборов старше двадцать одного года, что на каждые 20.000 жителей каждой группы национальностей приходится один мандат и что ограничения пассивного избирательного права, установленные в § 6 цит. закона, не относятся к этим выборам.
- О важности выборов в первый Сейм Подкарпатской Руси принимает решение Избирательный Суд.
- Первое заседание Сейма Подкарпатской Руси созовет в течение месяца после выборов Президент Республики в том месте, которое определит Правительство Подкарпатской Руси. Заседанием Сейма Подкарпатской Руси вплоть до выборов Президиума руководит уполномоченный представитель той партии, которая на выборах получила наибольшее число голосов. Пока Сейм не изберет собственного Председателя, совещания должны проводиться согласно соответствующим предписаниям Председателя Палаты Послов Народного Собрания.
- Членов Правительства Подкарпатской Руси, которое является составной частью Центрального Правительства, назначает Президент Республики по предложению Президиума Сейма Подкарпатской Руси, если Сейм принят Конституцией.
Артикул VI. - Этот закон вступает в силу со дня его оглашения.
- С момента оглашения этого конституционного закона утратят силу все законы и предписания, противоречащие постановлениям этого закона и измененной Конституционной Грамоте.
Артикул VII. - Этот закон будет обязателен для всех членов правительства.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ГРАМОТЫ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
§ 1. 1. Подкарпатская Русь является автономной частью Чехословацкой Республики. - Дефинитивное название автономной территории южнокарпатских Русинов установит закон Сейма Подкарпатской Руси.
§ 2. 1. Государственный язык и язык обучения в школах на территории Подкарпатской Руси установит закон Сейма Подкарпатской Руси. - Лица чешской национальности, а также правительства, суды, корпорации, государственные органы и другие общества Чешского и Моравско-Силезского края могут в отношениях с правительствами, судами и другими государственными органами использовать чешский язык. Для детей чешской и словацкой народности сохраняется право на обучение в школах с чешским или словацким языком обучения.
- Языковые права, гарантированные меньшинствам в договоре, подписанном в Сен-Жермене-ан-Ле 10 сентября 1919 г., остаются без изменений.
§ 3. На территории Подкарпатской Руси узаконивается краевая принадлежность. Предпосылкой вступления краевой принадлежности является право принадлежности к какой-либо общине на Подкарпатской Руси.
ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
§ 4. 1. Народное Собрание исполняет законодательную власть во всей Чехословацкой Республике в делах: - Конституционной Грамоты, ее составных частей, а также в делах общей компетенции законодательных, правительственных и исполнительных органов;
- отношений Чехословацкой Республики с иностранными государствами: оглашение войны и заключение мира, торговая и тарифная политика, экспорт и импорт;
- народной обороны;
- государственной принадлежности, эмиграции, иммиграции, дорожных паспортов;
- валюты, мер и весов, патентов, охраны торговых образцов и знаков, изготовления карт;
- таможенных,
- транспорта;
- почты, телекоммуникации, почтовой сберегательной кассы и чековой службы;
- общего бюджета, государственного долга и взятия займов на общие нужды государства и их использование;
- налогов, дани и оплат, поскольку они согласно § 18 этого закона необходимы для покрытия расходов на общие цели, принципов косвенных налогов вообще;
- монополий, общих государственных предприятий, организаций и учреждений. Исключение составляют государственные леса и хозяйства, шахты и железоплавильные предприятия, купальни, собственность которых и администрация переходят в ту страну, на территории которой они находятся;
- правового нормирования хозяйственных и финансовых дел, которые необходимы для сохранения равных обстоятельств для конкурентного предпринимательства.
- На основании соглашения Сейма Подкарпатской Руси в отдельных случаях Народное Собрание может решать и другие вопросы, представляющие общие интересы.
§ 5. 1. Для правомочности решения Народного Собрания относительно изменения Конституционной Грамоты и конституционных законов вообще, если такое изменение относится к государственно-правовому статусу Подкарпатской Руси, необходимо, чтобы большинство, установленное в Конституционной Грамоте, включало в себя и пропорциональное квалифицированное большинство членов палаты послов, избранных на территории Подкарпатской Руси. - Для правомочности законов по делам, указанным в § 4, ст. 1, ч. 1-12, необходимо, чтобы большинство, установленное в Конституционной Грамоте, включало в себя и пропорциональное большинство членов палаты послов, избранных на территории Подкарпатской Руси.
§ 6. Члены обеих палат Народного Собрания, избранные на территории Подкарпатской Руси, имеют право голосовать только в отношении решений по делам, приведенных в § 4 этого закона.
§ 7. 1. Закон, принятый Народным Собранием в отношении дел, указанных в § 4 этого закона, относится к Подкарпатской Руси только тогда, когда это в нем четко сказано. - В таком случае закон должен быть объявлен также в оригинале на правительственном языке Подкарпатской Руси.
§ 8. В Постоянной Комиссии членами и заместителями будут пропорционально представлены члены обоих палат Народного Собрания, избранные на территории Подкарпатской Руси.
§ 9. 1. Во всех делах, указанных в § 4 настоящего закона, законодательную власть на территории Подкарпатской Руси исполняет Сейм Подкарпатской Руси, избранный общим, непосредственным, тайным голосованием в соответствии с принципом пропорционального представительства. - Сейм Подкарпатской Руси установит устройство Подкарпатской Руси в рамках правового устройства Чехословацкой Республики.
- Изменение территории Подкарпатской Руси, согласно постановлениям § 3 Конституционной Грамоты, может быть проведено только с согласия 2/3 большинства Сейма Подкарпатской Руси.
- Для правомочности международных условий, которые относятся к культурным, религиозным и хозяйственных делам исключительно Подкарпатской Руси и которые, по мнению п. 1, относятся к ее компетенции, необходимо согласие Сейма Подкарпатской Руси.
- Постановления § 47 и 48, п. 1 и 3 Конституционной Грамоты относятся аналогично и к законам Сейма Подкарпатской Руси.
- Постановления §§ 20, с 23 до 26 включительно Конституционной Грамоты относятся и к членам Сейма Подкарпатской Руси на всей территории Чехословацкой Республики.
ГЛАВА III. ПРАВЯЩАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
§ 10. Большинство, необходимое, по мнению § 57 Конституционной Грамоты, для выбора Президента Республики, должно включать в себя пропорциональное большинство членов Народного Собрания, избранных на территории Подкарпатской Руси. В случае невозможности достигнуть такого большинства, выборы переносятся на 14 дней, а если и тогда не пришли к согласию, то выборы проводятся большинством, обозначенным в § 57 Конституционной Грамоты.
§ 11. 1. Правительственную и исполнительную власть на территории Подкарпатской Руси в делах, приведенных в § 4 настоящего закона, исполняют органы Чехословацкой Республики, за исключением дел, приведенных в § 4, п. 1 чч. 4, 6, 7, 8, 10 и 12 настоящего закона. - На основании взаимного согласия соответствующих министерств можно единодушно решить дела взаимной заинтересованности.
§ 12. 1. В решениях Центрального Правительства Республики и подписании ее актов принимают участие члены Правительства Подкарпатской Руси только тогда, когда речь идет о делах, относящихся также к Подкарпатской Руси. - Если какое-то распоряжение Правительства (§ 84 Конституционной Грамоты) относится также к Подкарпатской Руси, оно должно быть подписано хотя бы одним членом Правительства Подкарпатской Руси.
§ 13. 1. Служащие центральной государственной администрации на территории Подкарпатской Руси будут приняты на службу в первую очередь из граждан Подкарпатской Руси. - В общие центральные правительства, институты и предприятия будет принято на службу такое количество граждан Подкарпатской Руси, которое будет пропорционально населению Подкарпатской Руси.
- На территории Подкарпатской Руси будет размещен контингент военных частей каждого рода войск, пропорциональный количеству населения. Граждане Подкарпатской Руси будут приставлены в первую очередь к тем частям, которые расположены на территории Подкарпатской Руси и подчинены соответствующему командованию Подкарпатской Руси.
§ 14. 1. Подкарпатской Руси, ее институтам и органам гарантируется пропорциональное представительство во всех совместных центральных институтах, советах, комиссиях, комитетах и т.п. - Подкарпатской Руси, ее институтам и органам гарантируется пропорциональное представительство в международных организациях, униях, советах, комитетах, комиссиях и т. п., в которых Чехословацкая Республика получила или получит представительство.
§ 15. 1. В делах, указанных в § 4 п. 1 чч. 4, 6, 7, 8, 10 и 12, как и в других делах, приведенных в § 4 этого закона, правительственную и исполнительную власть исполняют автономные органы Подкарпатской Руси. - В делах, приведенных в § 4. п. 1, ч. 6 и 10, действуют краевые органы согласно предписаниям совместных министерств.
- Управление государственными транспортными предприятиями (§ 4, п. 1, ч. 7 и 8 настоящего закона) устанавливается после решения, что Подкарпатская Русь руководит самостоятельно и за свой собственный счет.
- Дела общегосударственной и общей заинтересованности будут решены согласием между соответствующими органами. Для этой цели можно создать и общие органы.
- Правительственную и исполнительную власть на территории Подкарпатской Руси исполняет Правительство Подкарпатской Руси, ответственное перед Сеймом Подкарпатской Руси.
§ 16. Судебную охрану административных правительств Подкарпатской Руси в делах, которые согласно § 15 этого закона относятся к их компетенции, предоставляет в высшей инстанции Высший Административный Суд в Сенате по делам Подкарпатской Руси.
ГЛАВА IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
§ 17. 1. Судебную власть на территории Подкарпатской Руси исполняют суды, действующие на ее территории. Высшей инстанцией является Верховный Суд в Брно в Сенате для Подкарпатской Руси.
- Везде, где Глава IV Конституционной Грамоты говорит о нормировании отдельным законом, необходимо понимать закон Сейма Подкарпатской Руси.
ГЛАВА V.
§ 18. 1. На покрытие расходов на общие дела, учитывая службу государственного долга, предназначены доходы с таможни, монополий и общих государственных предприятий и доходы с косвенных налогов, принятых законом Народного Собрания. - Для сбыта имущества, которое, по мнению § 4, п. 1, ч. 11, переходит в собственность края, требуется согласие Народного Собрания.
§ 19. Подкарпатская Русь, ее граждане, их институты и предприятия будут использовать налоги общего бюджета на совместные дела, а также из общих фондов, дотаций и других прибылей из общих государственных и государством администрируемых средств пропорционально выплаченной сумме налогов. …
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Артикул I. - Правительство губернатора и вице-губернатора Подкарпатской Руси, канцелярия губернатора Подкарпатской Руси и Губернского Совета для Подкарпатской Руси ликвидируется.
- Компетенцию губернатора Подкарпатской Руси, если она была возложена на него министерствами, правлением или другими правительствами, а также компетенция Краевого Правительства Подкарпатской Руси Правительство Подкарпатской Руси может своим распоряжением возложить на другие органы.
- К тем органам, на которые согласно п. 2 будет возложена компетенция губернатора Подкарпатской Руси, не относятся ограничения по выполнению компетенций, которые были возложены на губернатора Подкарпатской Руси в пользу других правительств и органов законом от 26 июня 1937 г., ч. 172 Сб. с. и расп., о временном нормировании правового положение губернатора Подкарпатской Руси и с этим связанных организационных задач.
- Предписания закона об организации политической администрации, которые относились к краевому президенту, вступают снова в силу в Подкарпатской Руси.
Артикул II.
Постановления Арт. I, Раздела Второго не имеют силы конституционного закона.