Устав кн. Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Конец X – XII вв.

УСТАВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА О ДЕСЯТИНАХ, СУДАХ И ЛЮДЯХ ЦЕРКОВНЫХ. КОНЕЦ X – XII ВВ.

  1. В имя отца и сына и святого духа.
  2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи Володимер[1], сын Святославль[2], внук Игорев3 блаженыа княгини Ольгы[4], усприал еcмь крещение святое от греческых цареи Констянтина и Василея[5] и Фотея[6] патриарха, взях первого митрополита Михаила[7] на Киев, иже крести всю землю Рускую.
  3. И по том летом минувшим, создах церковь святую богородицю[8] и дах десятину[9] к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, ис торгу 10-тую неделю, из домовь на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота чюднои матери божии и чудному Спасу.
  4. И по том возрех в греческии номоканун[10] и обретох в нем[11], юже не подобает сих тяж и судов судити князю, ни бояром, ни судьям его.
  5. И сгадав со своею княгиною Анной[12] и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископом.
  6. А ты не ступают ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковныя и во все суды[13].
  7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам[14], где крестьяне[15] суть.
  8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором[16].
  9. Дал есмь: роспусты[17], смильное[18], заставание[19], умыкание[20], пошибание[21], промежи мужем и женою о животе[22], или о племени, или о сватовстве поимутся[23], ведство[24], урекание[25], узлы[26], зелье[27], еретичество, зубоядение[28], иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжаются о задници[29].
  10. Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья[30]), поповичеве, чернець, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница[31], пономарь[32], вдовица, калика, стороник, задушный человек[33], прикладник[34], хромець, слепец, дьяк и все причетници церковныи.
  11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опрочи мирян[35].
    Комментарии
    [1] Владимир (I) Креститель (Святой, Красное Солнышко, крещён как Василий) (ок. 960 – 1015) – русский князь, третий (согласно летописи, по мнению некоторых историков второй) сын киевского князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши. Княжил в Новгороде (970-980) и Киеве (с 978 или 980, победив с помощью шведских наёмников старшего брата Ярополка). Подчинил киевской власти вятичей и белых хорватов, окончил подчинение радимичей. Сделал князьями основных городов Руси своих сыновей (вместо племенных старейшин). Провёл 2 религиозные реформы: в начале пытался унифицировать язычество, затем сделал государственной религией Руси христианство (988). В его княжение стала распространяться грамотность, началось каменное строительство.
    [2] Святослав (942 (согласно летописи) – 972) – киевский князь с 945, сын князя Игоря Старого и Ольги. Разгромил Хазарский каганат, безуспешно пытался утвердиться на Дунае. Погиб в бою с печенегами.
    [3] Игорь Старый (ок. 878-945) – согласно Повести временных лет киевский князь с 912 г. Убит древлянами.
    [4] Ольга (ок. 890 (согласно летописи) – 969) – русская княгиня, жена Игоря и мать Святослава, правила от его имени с 945 по начало 960-х гг. Первая достоверно известная правительница Руси. Упорядочила взимание дани. В 957 или 955 приняла христианство.
    [5] Константин VIII (960-1028) – византийский император с 962 (до 1025 младший соправитель своих родственников, затем правящий). Василий II Болгаробойца (958-1025) – брат Константина, византийский император с 960 (до 976 младший соправитель, затем правящий). В результате длительных войн завоевал I Болгарское царство, обеспечил присоединение к империи Армении. Предоставил значительные торговые привилегии Венеции. Указание младшего соправителя перед старшим (а в некоторых списках и одного Константина) может объясняться редактированием Устава в правление
    [6] Фотий (ок. 820 – 896) – византийский богослов (один из «отцов церкви»), учитель просветителя славян Константина (Кирилла), константинопольский патриарх в 858-867 и 877-886. Вступил в конфликт с римской церковью, впервые обвинив её в ереси за добавление к символу веры («filioque»). В его окружном послании 867 г. говорилось о добровольном принятии христианства русами.
    [7] Михаил (ум. в 991) – византийский церковный деятель, по происхождению сириец (по другой версии болгарин или серб). Первый киевский митрополит (с 989).
    [8] Десятинная церковь Богородицы в Киеве – первая каменная церковь на Руси. Была заложена в 989-991, построена в 996 г. Разрушена при взятии города монголами в 1240. Вновь сооружена в 1828-1842 гг., снесена в 1928.
    [9] Т.е. 1/10 доходов. Из-за этого церковь стала именоваться Десятинной.
    [10] Номоканоны – византийские сборники церковных правил, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополнявшиеся.
    [11] Т.е. прочтя в нём.
    [12] Анна (963-1011 или 1012) – дочь византийского императора Романа II и императрицы Феофано, сестра Василия II и Константина VIII (см. примечание 5), жена (с 988 или 989) Владимира Святославича. Сватовство к ней послужило поводом принятия Владимиром, а затем и Русью христианства. Активно способствовала этому. Не имела сыновей.
    [13] Имеются в виду церковные суды.
    [14] Свободы (слободы) – поселения, освобождённые (отсюда название) от каких-либо повинностей.
    [15] Т.е. христиане.
    [16] Сбор (здесь) – церковный собор. Предполагается, что эта статья завершает текст, изданный Владимиром.
    [17] Роспусты – разводы.
    [18] Смильное – внебрачная связь.
    [19] Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетельскими показаниями.
    [20] Умыкание – похищение девушки для брака.
    [21] Пошибание – изнасилование.
    [22] Т.е. имущественные споры между мужем и женой.
    [23] Т.е. запрещённые браки между родственниками или свойственниками.
    [24] Ведство – колдовство.
    [25] Урекание – оскорбление, клевета.
    [26] Узлы (здесь) – изготовление амулетов.
    [27] Зелье – изготовление ядов и колдовских зелий.
    [28] Зубоядение – укусы. Рассматривались как оскорбление или способ колдовства (наведение порчи).
    [29] Задница (здесь) — наследство. По другим источникам (ст. 108 Пространной редакции Русской правды) в определённых случаях эти дела могли вести и светские суды.
    [30] В некоторых списках пропущены. Возможно, это объясняется существованием в западнорусских землях (Литовском великом княжестве) права землевладельцев (собственников церквей) судить их священников.
    [31] Проскурница – просвирница (женщина, пекущая священные хлебцы – просвиры).
    [32] В другом варианте паломник.
    [33] Задушный человек – невольник, освобождённый по завещанию своего хозяина.
    [34] Значение термина неизвестно.
    [35] Опрочи мирян – возможно, без участия светских свидетелей и т.п.