Сборник статей по исламу
Пашков Роман Викторович
СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИСЛАМУ
Москва
2003 год
Статус адата в исламе в его перспективы.
Очень проблемным остается вопрос об адате в исламе. Достаточно широко распространена точка зрения, что это устаревшее явление, которого придерживаются по причине необразованности. Другие считают, что эту традицию нужно поддерживать. Обратимся к этой проблеме.
Адат исторически первое право самих мусульман, известное мусульманам. Вторым был соответственно шариат. Адат есть прежде всего право человеческой практики мусульман. И поэтому оно-то и возникло первым в то время, когда призыва еще не было и мусульман тоже не было. Человек шел от практического освоения мира и его понимания и формой регуляции отношений этого практического отношения стал адат, приобретя своеобразные черты через преломление ислама.
Соотношения адата и шариата сложно. Фундаменталисты настаивают на вытеснении адата шариатом. Мусульманские ученые первых веков ислама прямо писали о том, что три из четырех суннитских мазхаба, кроме ханбалитского, прямо допускают урф как метод применения адата. В современном виде адат не остался неизменным, а испытал широкое и многогранное влияние ислама. Ислам выступил фундаментом, ценностной системой адата, но именно ислам, а не шариат. Шариат задавал рамки развития адата, но прямого влияния не было.
Противоречие между шариатом и адатом заключается в том, что обе системы права регулируют одни и те же отношения, только адат – из области практики, а шариат как божественный закон. Если понимать шариат как созданное по божественным законам право и впрямую систему его развития, а не методы регулирования, то оно приближается к праву человеческого разума и в принципе им и является, но исходит из божественной религии, сохраняя ее концептуальные основы. Адат же, оставаясь в рамках мусульманского миропонимания, превращается в право племен, которые еще не интегрировались в единое ценностное и поведенческое пространство мусульман. Адат выступает здесь не как отсталое право, а как историческое право, регулирующее отношения, которые исчезают из общественной жизни.
Мусульманам надо предоставить право выбора и соответственно отказа от этого выбора. Адат мог бы выступить неосновной, консультативной, формой судопроизводства для членов племен. В рамках каждого племени возможно создание Свода адата и на центральном уровне Кодекс адата, регулирующий наиболее общие отношения. При халифе (президенте) может быть образована Комиссия по вопросам адата. Ее функции – окончательная инстанция по делам адат, назначение судей адата второй инстанции, предложения по общей политике в отношении племен. Судами второй инстанции выступят Судебные советы каждого племени численность свыше 200 тысяч человек и приравненные к ним племенные объединения. И, наконец, первичные суды адата, члены которых избираются Шурой (джиргой) племени и утверждаются главой (шейхом) племени.
Необходима настоящая интеграция адат в политическую и правовую жизнь мусульманских государств и Халифата. Только тогда, проходя через этапы своего развития, мусульмане приблизятся к достижениям человеческой мысли и ислама.
Пашков Р. В., сентябрь 2003 года
Соотношение систем права: адата, шариата и государственного права.
В рамках настоящей статьи автор хотел бы выяснить вопрос о соотношении различных систем права в рамках ислама и показать их взаимосвязь и взаимодействие, что обуславливает и их временное появление в жизни мусульман.
Прежде всего необходимо выяснить как понимается адат, шариат и государственное право в исламе. Адат или обычное право мусульманских народов можно объяснить как система права, созданная в ходе человеческой практики как повторяющееся наиболее оптимальное правило поведения в жизненной ситуации. Шариат – божественный закон, данный мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, совершенный в своем создании. Государственное право – право государства, созданное человеческим разумом в ходе своей эволюции и представляет собой наиболее рациональную форму правового регулирования.
Исторически первым появился адат как наиболее доступная система права, вырабатываемая всеми членами общества в ходе своей жизнедеятельности. Шариат не мог быть дан сразу, так как просто не был бы воспринят. Адат подготовил почву для реализации готовой формы, проще говоря, он выступил фундаментом для построения это системы. Шариат мгновенно формализовал правовые отношения, вложив их в готовую форму.
Наиболее сложным вопрос остается о статусе государственного права. Западный мир выработал полностью секуляризованное светское право, дойдя до логического завершения, в то же время мусульманский мир с трудом признавал государственное право, справедливо считая его результатом вестернизации.
К сожалению, рациональное государственное право как оригинальную систему мусульмане не выработали до сих пор, хотя работа ведется. Одновременно шариат не модернизируется, так как предполагается его неизменный характер. Шариат совершенен не в том, как он дан. а в том, как он развивается. В самом шариате заложен механизм эволюции и это возможно единственный путь его развития до момента. Когда придет новый пророк или настанет Судный день.
Необходимо развитие шариата как государственного права, вобравшего лучшие традиции первоначального того, что было дано Пророком. Та форма шариат была дана так, чтобы божественный закон был принят, иначе было бы полное непонимание. И сейчас нужно отойти от совершенного в другое историческое время.
Таким образом, адат является законом человеческой практики, шариат – божественный законом и государственное право результатом человеческого разума. Наиболее правильный путь состоит в развитии шариата, сохраняя его суть, как государственного права, исходящего из человеческой практики.
Пашков Р. В., сентябрь 2003 года
Соотношение власти халифа и султанов.
Автор надеется в настоящей статье решить вопрос о соотношении власти халифа и султанов в Халифате, понимая под ним отношения суверенитета. Данный вопрос необходимо осветить с тем, чтобы стала ясна концепция верховной власти в Халифате.
Первый исторический Халифат базировался по мнению средневековых мусульманских мыслителей на взаимосвязи трех элементов: халифа, султанов и улемов. Последние выступали как корпоративное сословие во главе религиозным главой всех мусульман шейх-уль-ислам. Именно на согласии этих трех политических субъектов базировался мир и спокойное развитие Первого Халифата. Эта концепция не осталась неизменной – изменилось время и изменилось и ее содержание, но основы не поколебались.
Халиф представляет собой верховную власть в Халифате, султаны же главы мусульманских земель – султанатов. Это разные уровни власти во Второй новом Халифате. Если раньше султаны возглавляли всю власть в султанатах, то теперь исполнительную или там все равно есть правительство как орган исполнительной власти. Появился и Меджлис как парламент мусульман. Взаимоотношения халиф и султанов можно охарактеризовать как подчинения законам в рамках своей компетенции, установленной Основным низамом Халифата и последующими законами государства.
Халиф представляет Халифат в международных отношениях, султаны представляют султанаты в отношениях с халифом как властители. Вали представляют вилайеты в отношениях с султанатами. И так далее. Данная система является оправданной и целесообразной при функционировании политических институтов Халифата.
Халиф первое лицо в Халифате, султан и они принимают решения о направлениях развития страны. Естественно, необходимо увязывание воли султанов и халифа в единое целое и одними волевыми решениями халифа много не сделаешь. Встает вопрос об органе представительства султанов, куда бы входили султаны по должности. Таким органом мог бы стать Меджлис аль Даава как верхняя палата союзного парламента Халифата.
Данное понимание соотношения власти халифа и султанов полностью соответствует мусульманского историческому властному миропониманию и позволяет приблизиться к оптимальной точке взаимодействия всех уровней власти в Халифате.
Пашков. Р. В., октябрь 2003 года
Эволюция исламской политико-правовой доктрины.
В данной статье будут рассмотрены эволюция исламской политико-правовой доктрины. Мы сопоставим классическую и современную политико-правовую доктрины ислама.
Затронем вначале вопрос о суверенитете. В классическом понимании суверенитет над мусульманами принадлежит только Аллаху как Творцу миров. Правитель же властвует как богоданное лицо. В современной доктрине: суверенитет принадлежит Аллаху, но он вручил его мусульманам до Судного дня, чтобы жили они по законам его по свободной воле. Человек есть наместник Аллаха на Земле.
В период средневековья федерация, союз не допускался. Мусульмане равны перед Аллахом и национальность их разделяет. В мусульманском мире существуют федерации, главным принципом которых является принцип единства в многообразии. Национальное более частное по отношению к исламскому и дополняет его.
Возник плюрализм политических партий. Раньше их не было, так как считалось, что мусульмане суть единая партия Аллаха. И партии их разделяют, сеют вражду. Партии вырабатывают политическую волю мусульман, обеспечивая их представительство в высших органах власти и реализацию политики в государстве.
В классическое время понятие разделения властей конечно не было. Это достижение западной политико-правовой мысли. Сейчас допускается разделение властей. Но в исламе разделение носит вторичный характер, а главное – единство и баланс властей перед лицом верховной власти правителя.
Меджлис аль Шура в классическое время, как правило, назначался правителем для совета с общиной и он имел совещательные функции. Сегодня Меджлис аль Шура имеет право принимать законы, так как Шариат есть идеальный наиболее общий закон, а Конституция и законы конкретизируют его и Шариат возможно реформировать в соответствии с новым пониманием.
В классической политико-правовой доктрине министры напрямую подчиняются главе государства. В современном понимании стал допускаться институт правительства как коллегиального органа исполнительной власти. Лавинообразно возросли функции исполнения и поэтому исламские ученые согласились с практикой создания правительства.
В судебной системе в классический период был кади всех кади. Он имел право назначать и смещать судей. Сейчас постулируется создание такого органа как Высшая судебная шура. Это коллегиальный орган, возглавляемый правителем и административно руководит судебной системой. Функции высшей судебной инстанции и управления разделены.
Возникла концепция Нового исламского мирового порядка. В классическое время мировое сообщество отсутствовало, было противоборство отдельных государств. Сейчас исламский мир стремиться занять достойное место в нем, вырабатывая свои взгляды и проводя свою внешнюю политику. Концепция Нового исламского мирового порядка предполагает равноправие и совместное развитие всего человечества и мусульман как его части.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
О природе байа.
В настоящей статье рассмотрены некоторые вопросы байа, как это представлено в исламской политико-правовой доктрине. Актуальность данного вопроса обусловлена все нарастающий процессом исламского возрождения и, в частности, активным осмыслением места правовых институтов ислама в его развитии.
Дадим определение байа, переводимого на русский язык как договор. Байа – это конституционно-правовой договор правителя мусульманской страны с высшим представительным органом – парламентом об условиях своего избрания и правления, что выражается в принятых на себя обязательствах и вытекающих из этого прав для их реализации.
То есть байа – это прежде всего конституционно-правовой договор. Западный мир знает понятие административно-правового договора, хотя вопрос является дискуссионный там. Но вот конституционно-правовой договор явление новое для современной мировой практики, но органичное и естественное для исламского мира.
В понятие договор вкладывает равноправие и свободная воля обеих сторон. В байа это присутствует в полной степени: и правитель и парламент свободны в своих действиях. Байа является следствием вступление в должности правителя в смысле того, что без договора невозможно не просто правление, а именно справедливое и мудрое правление на основе взаимных прав и обязанностей.
В содержание байа можно отнести следующие условия:
• Условия избрания, что включает в себя факт заключения договора, соблюдение процедуры избрания и условия цензов, к которым можно отнести возраст – 35 лет, мусульманин (все-таки это есть, ведь страна мусульманская, хотя возможны и исключения), добрый и справедливый нрав (имеется ввиду поведение, репутация), высшее образование, политический опыт
• Условия правления – система взаимных обязательств, возможно более конкретизированных: политических, экономических, социальных и культурных прав и обязанностей, то есть обязательства по выполнению своей предвыборной программы.
• Условия досрочного ухода с поста – импичмент, по состоянию здоровья и так далее, это больше выражается именно в байа, а не в Конституции (Основном низаме).
Процедура заключения байа выглядит следующим образом: правитель избирается в стране, Меджлис аль Байа в срок от 10 до 30 дней после избрания и не позднее чем за месяц до вступления в должность предлагает заключить договор правителю. Отказ от Байа делает избрание недействительным. Попытка вступить в должность без байа есть государственный мятеж против основ власти в стране.
Байа можно отнести к числу источников конституционного права и он стоит ниже по юридической силе Конституции и выше законов. Законы не могут противоречить байа. Меджлис аль Шура вправе вносить изменения в байа. Прощу говоря, байа есть не социальное, а правовое согласие мусульман на право властвовать над ними определенным лицом.
Таким образом, байа является одним из отличительных правовых институтов исламского конституционного права и позволяет ему динамично развиваться, не теряя связи с традицией. Байа, думается, сможет сыграть положительную роль в обретении собственно исламской государственности.
Пашков Р. В., Москва, июль 2003 года
Принцип Шура.
Сколько копий было сломано вокруг знаменитого принципа Шура в исламской политико-правовой доктрине и практике. Западный мир, считает, что это не то чтобы архаичный, но чисто декларативный принцип, не обеспечивающий реальной демократии в исламском мире. В данной статье будет рассмотрена современная трактовка этого принципа исламской политической системы.
Чем же является принцип Шура и чем он не является ? Первое, что очевидно – это принцип власти, ее функционирования и развития, причем власти государственной и в исламском мире. Точнее, это принцип исламской политической системы, а именно принцип функционирования исламской политической системы как системы политико-правовых координат, в которой находятся исламские государства.
Классическое знаменитое понимание принципа Шура предполагает, что есть правитель и Шура. Правитель возможно халиф или правитель обычной мусульманской реальной страны. Шуры как орган, представляющий интересы общины мусульман, это может быть община страны или община всех мусульман в халифате – умма. Принцип Шура переводится как принцип консультаций и в таком названии он и известен. Шура же в переводе означает совет. Главная суть классического понимания данного принципа: правитель при принятии решений обязан узнать, проконсультироваться с Шурой.
Западные ученые ставят вопрос ребром: консультации не обязывают, правитель может проигнорировать или сделать вид, что он принял во внимание мнение Шуры. И реальный механизм контроля отсутствует. Сама постановка такого вопроса некорректна. Правитель есть верховная власть, а Шура законодательная. Вероятно, правильнее было бы ставить вопрос о компетенции Шуры как парламента национального государства мусульман. В таком случае, Шура как принцип превращается в Меджлис аль Шура как орган.
Принцип Шура в современном понимании звучит так: правитель обязан выполнять законы, принимаемые парламентом в рамках его компетенции. Данное понимание наиболее приближено к мировому достижению правовой мысли и позволяет выразить новое значение того, что было дано в классическое время. Необходимо коренное обновление многих положений исламской политико-правовой мысли и оно-то сейчас и происходит.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
Принцип Меджлис.
Автор надеется представить на ваш суд следующую статью о принципе Меджлис в исламе. Данный принцип наиболее полно выражает то, что подвергается наибольшей критике на Западе в силу отсутствия во многом демократических традиций в верховной власти мусульманских стран.
Меджлис есть собрание, палата. Если Шура понимается как Совет общины, то Меджлис есть представительный властный государственный орган, принимающий решения. Одновременно Меджлис, как и также Шура, является принципом политической жизни мусульман. В самом общем виде Меджлис – это орган, принимающий решения конституционно-правового значения или по-другому – наиболее важные решения по вопросам государственной жизни. Отсюда Меджлис как принцип – это то, что в западном мире известно как представительное правление.
Меджлис есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира. Принцип Меджлис и принцип Шура есть единое целое, две стороны одной медали, одно без другого немыслимо и вместе они неразрывное целое.
Представительство означает выборный характер Меджлиса как свободно избранного парламента, представительства мусульман. Нарушение этого права ведет немедленно к деспотизму и тирании. Нарушение этого права позволяет говорить о сопротивлении угнетению.
Интересен вопрос о верхней палате парламента. Ранее политико-правовая доктрина не допускала ее образование, так как она строилась по территориальному принципу в федеративном государстве, а федерация не допускалась как раскалывающая мусульман. Все мусульмане едины и равны – так говорилось об этом. Сейчас произошло изменение взглядов: все равны в вере и вместе в разнообразии целое. Наиболее целесообразно верхнюю палату составлять из глав султанатов- султанов, чем достигается взаимодействие региональной и союзной властей. Возможно, данный орган позволит наиболее правильно организовать такое взаимодействие.
Мусульманский мир долго шел к этому принципу, так как божественность предполагает очевидность и самодоказуемость власти правителя, но пока эта власть не наступила, надлежит руководствоваться человеческим разумом.
Пашков Р. В., октябрь 2003 года
К вопросу о классификации Меджлисов в исламской политико-правовой доктрине.
В исламском мире идет активное обсуждение исламских доктрин конституционно-правового построения власти. К числу острых относится вопрос о классификации представительных органов мусульман.
Сначала определим, что же такое Меджлис. Меджлис – представительный орган, решающий вопросы конституционно-правового значения. Имеется ввиду и принятие законов в данном случае. Шура – профессиональный орган по рассмотрению важных государственных вопросов. Джирга – представительный орган племени или федерации племен в общинном исламе или устройстве. Диван – совет верховной власти, совещательный орган или орган по реформе.
Наиболее полное наименование Меджлисов можно представить так:
• Меджлис аль Умма (Вселенское собрание),
• Меджлис аль Байа (Собрание договора),
• Меджлис аль Шура (Палата совета),
• Меджлис аль Улема (Духовная палата),
• Меджлис аль Даава (Палата призыва),
• Меджлис аль Шариа (Палата шариата),
• Меджлис аль Эмира (Палата эмиров).
Дадим определения. Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же, первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.
Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. В принципе, если Меджлис аль Умма может составляться из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.
Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент. Как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, Ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.
Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. В принципе, говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе, и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.
Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся по сути верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура, органом. Избирается он или парламентами исламских земель или мусульманами в административно-территориальных единицах. Он обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.
Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти и в его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.
Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения. Хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третья палата парламента, но это вряд ли возможно.
Таким образом, Меджлис аль Байа, Меджлис аль Шура, Меджлис аль Улема, Меджлис аль Даава, Меджлис аль Эмира являются государственными органами. Меджлис аль Улема – духовная палата. Меджлис аль Даава и Меджлис аль Эмира органами территориального представительства. Меджлис аль Эмира и Меджлис аль Шариа – органы совещательного характера.
Пашков Р. В., Москва, июль 2003 года
Хисба.
В исламском обществе идут дискуссии по поводу вводить или нет институт хисбы в политическую жизнь мусульман. Автор хотел бы представить свое видение проблемы в ее развернутом виде, предлагая этот институт как орган административного разрешения конфликтов в сфере права.
Европа знает суд как орган разрешения конфликтов, а исламская политико-правовая доктрина обосновала административный способ разрешения конфликтов и, в том числе, конфликтов в области прав человека. Современная политическая жизнь мусульман знает такой институт как Канцелярия жалоб, которая представляет материалы конфликта для разрешения вопроса главой государства. Хисба же является межведомственным органом по административному разрешению конфликтов о праве.
Признаки хисбы:
• Орган государственной власти,
• Межведомственный орган,
• Окончательная инстанция по разрешению административных конфликтов по своей компетенции,
• Орган полицейского скоро надзора в области нравов,
• Включает в свой состав системы административных судебных трибуналов.
Хисба включает главного мухтасиба, мухтасибов провинций, Апелляционную коллегию мухтасибов, полицию нравов и судебные административные трибуналы. Таким образом, хисба имеет трехчленную структуру мухтасибов, полиции и суда.
Главный мухтасиб имеет право рассматривать споры ведомств и принимать обязательные решения, кроме решений по деятельности правительства. Стороны могут оспорить решение мухтасиба в Апелляционной коллегии мухтасибов, чье решение окончательно. Главный мухтасиб руководит полицией нравов, а мухтасибы провинций ее территорильными подразделениями.
В систему хисбы входят судебные административные трибуналы как органы суда, рассматривающие споры с участием государства и граждан. Судебные административные трибуналы включают Верховный административный трибунал и Административные трибуналы провинций. Судьи административных трибуналов назначаются и освобождаются от должности Высшей судебной шурой государства. В заключение можно отметить, что предлагаемый институт позволит эффективно решать поставленные перед ним задачи.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
К вопросу о Высшей судебной шуре.
Остро стоит вопрос о реформе судебной системы. Каким должен быть высший орган руководства судебной системы? Это орган управления государства или самоуправления судей? Включает ли он прокуроров или нет? И вообще нужен ли он или достаточно кади всех кади?
На поставленные вопросы нужно найти ответы и мы на них ответим по порядку. Прежде всего о статусе высшего судебного органа. Это орган судебной власти и поэтому он воплощает в себе государственное начало, начало государственной власти. Но при этом он не должен пересекаться с органами самоуправления судебного сообщества или с органами отправления правосудия как такового. Должно быть достигнуто равновесие.
Поднимается вопрос о кади всех кади вместо Высшей судебной шуры. Кадит всех кади будет совмещать функции и отправления правосудия и возглавлять судебную власть. На наш взгляд это не вполне правильно. Высшая судебная шура есть орган административного руководства судебной системой со стороны государства, а кади всех кади будет совмещать такие важнейшие функции. Он физически не сможет справиться с таким объемом работы и поэтому реально все будет решать его канцелярия, готовящая документы, да и в принципе это орган далекого прошлого, мусульманского средневековья.
Главу Судебной власти ИРИ назначает лидер страны (рахбар) на пятилетний срок из числа «сведущих в судебных делах муджтахидов». Глава Судебной коллегии имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль.
Вряд ли целесообразно создавать единый орган для прокурорского и судейского сообществ, тем более что прокуратура строится целиком на подчинении и централизации. В то же время судебное сообщество внутренне плюралистично и допускает широкое самоуправление.
Наконец, к вопросу о том, кто будет возглавлять Высшую судебную шуру. Кади всех кади либо глава государства. Думается, что должность кади всех кади как лица, возглавляющего судебную власть, неприменима в современных условиях. Высшую судебную шуру должен возглавлять глава государства как высшее должностное лицо, направляющее государственную политику в области административного руководства судебной системой.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
Структура шариатской судебной системы.
Крайне острым остается вопрос о структуре шариатской судебной системы и тесно связанного с ней вопроса о понимании сущности шариата. Автор не претендует на то, что его точка зрения является единственно правильной, но полагает, что высказанное мнение приближено к оптимальной середине.
Решение данного вопроса зависит напрямую от понимания сущности шариата. Если шариат понимается как божественный закон, данный в неизменном виде, то структура будет следующая. В данном случае на самом деле будет две структуры: для мусульман и немусульман. Для мусульман наиболее вероятен такой вариант: Верховный шариатский суд, Апелляционный окружной шариатский суд и первичный (участковый) шариатский суд кади. Для немусульман западноевропейская система права и соответственно – и судебная система. Обычно это Верховный суд по уголовным делам, участковые суды по уголовным делам, Высший суд по гражданским делам и Суд по социальным и трудовым делам.
Если же шариат понимается как развивающееся государственное право с общими принципами функционирования, но проявляющее себя в разнообразных правовых формах мусульманских государств, то может быть возможна и такая система. Конституционный суд как орган исламской конституционной юстиции, система арбитражных шариатских судов во главе с Высшим шариатским арбитражным судом, система судов общей юрисдикции, включающая Верховный суд и суды по уголовным и гражданским делам. Административные шариатские трибуналы как органы административной юстиции наиболее целесообразно включить в структуру хисбы.
В принципе на самом деле, структура шариатской судебной системы во втором случае очень будет похожа на то, что мы видим в западноевропейских странах, но, возможно, будет создано и что-то глубоко оригинальное. В любом случае параллели будут очевидны. В данном случае мусульманским странам придется в какой-то степени повторить путь западного мира, творчески перерабатывая его.
Наиболее положительным здесь является опыт Германии в части построения разнообразной судебной системы и опыт Франции в области административной юстиции. Также рациональным кажется и опыт России в области арбитражных судов. В любом случае все это позволит мусульманам создать подлинно исламскую судебную систему.
Пашков Р. В., сентябрь 2003 года
Эмиратство.
Статус эмиратства в исламской политико-правовой доктрине до сих пор неясен. Понятно, что это историческая форма территориального деления мусульманских стран, но дальше этого дело не идет. Как соотносятся понятие эмиратства, вилайета и султаната.
Прежде всего определим, что такое эмиратство. Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра. Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства. Султанат – административно-государственная единица в возможном будущем Втором Новом Халифате мусульман как исламское национальное государство.
К органам эмиратства можно отнести: Эмира, Шура эмиратства, территориальные службы федеральных ведомств. Эмиром может быть гражданин Халифата., старше 35 лет, возможно немусульманин в христианском эмиратстве либо очень близкий к мусульманам, имеющий высшее образование и опыт управленческой деятельности.
Шура эмиратства составляет: половина от – руководители вилайетов и половина руководители территориальных служб федеральных ведомств. Шура эмиратства является консультативным органом при Эмире, обсуждая вопросы государственного управления. состав Шуры определяет сам Эмир и он несет ответственность за невыполнение рекомендаций Шуры эмиратства.
Предполагается, что эмиратство по территории будет совпадать с султанатом для удобства и четкости государственного управления и эмиратство делиться на более мелкие единицы не будет в отличие от султаната, включающего вилайеты, хакимияты и джамааты.
Эмиратство может образовываться по решению Премьер-министра либо Халифа и оформляется решение в виде низама. Предложение об этом может вносить Меджлис аль Эмира либо Премьер-министр. Главными критериями создания эмиратства могут быть историческая общность языка, культуры, религии и так далее. Один султанат может совпадать с территорией нескольких эмиратств, но эмиратства не должны включать территорию разных султанатов, то есть от двух и более.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
Пашков Роман Викторович
Экспериментальная работа:
Материалы по обычному праву (адату)
Москва
2003
Установления адата об общих правилах судопроизводства.
Книга первая. Об исках.
Разрешение спора возможна через примирение и предъявление иска в суде.
Иски нельзя предъявлять на угрозу, а только на причиненный ущрб.
Если причиненный ущерб незначителен и стороны готовы принять мир, то в присутствии старейшин заключается примирение.
В присутствии старейшин и при их помощи стороны ведут переговоры.
Если мир состоялся, то выплачивается компенсация и свидетелями этого выступают все старейшины.
Иски бывают двух родов: положительные, когда истец имеет надлежащие доказательства для подтверждения своего иска, и иски по подозрению.
Иски предъявляются местной власти, которые назначают разбирательство дела старейшинами.
Никому не дозволяется личное удовлетворение своих прав.
Книга вторая. Истец.
Истец есть тот, кто отыскивает свое право или ищет что-либо на другом.
Истец должен указать лицо, на котором он что-либо ищет, и все те признаки отыскиваемого, по которым судья мог бы составить себе точное и ясное понятие об этом.
Иск предъявляется сам истец либо поверенный из обиженной фамилии.
Иски на договора предъявляются в случае отказа ответчика и истец должен в этом удостовериться.
Иски по духовным делам принимаются без указания лица.
Взаимные иски двух и более лиц друг на друга не уничтожают дин другого, то есть прежде разбираются и удовлетворяются иски первого заявившего, а потом последующие иски.
Книга третья. Об ответчике.
Ответчик есть тот, кто должен дать в суде ответ на все предлагаемые ему вопросы по предъявленным на него иску или претензии.
Он обязан отвергнуть или принять предъявленный на него иск.
Если призванный в суд ответчик после троекратного повторения предложенного ему вопроса не даст на этот ответ без уважительных на то причин и после того истец присягой подтвердит справедливость своего иска, то ответчик присуждается к полному удовлетворению иска.
Глухонемые обязаны делать ответы принятыми ими знаками.
Если ответчик первоначально отвергнет предъявленный против него иск и не подтвердит своего отрицания присягою, то после того уже не принимается согласие его на удовлетворение истца без признания прежде отрицаемого им иска действительным или же без утверждения истцом своей правоты присягою.
Книга третья. О доказательствах.
Всякий истец должен доказать свой иск, ответчик же обязан также доказательством себя оправдать.
Доказательства бывают трех родов: собственное признание ответчика, показание двух свидетелей и присяга истца.
Собственное признание ответчика делается добровольно без всякого принуждения и такие показания безумных и малолетних не принимаются.
Показания двух свидетелей, которые должны быть мужского пола, совершеннолетние, свободного происхождения, иметь здравый рассудок и не быть врагами того лица, против которого они будут свидетельствовать. Никто не праве отводит свидетелей если не докажет их вражды.
Когда истец не может представить доказательства, то он вправе принести очистительную присягу всем своим семейством.
Очистительная присяга проходила в присутствии почетных общинников.
Несогласие на такую присягу означает удовлетворение иска
Книга четвертая. Суд.
При принятии иска местной властью наиб (хаким) назначает дату и место суда, предоставляя право выбрать судей.
По два судьи от каждой конфликтующей стороны и одного нейтрального судью – посредника составляют суд.
Число судей может быть и больше; их количество зависит от важности или сложности рассматриваемого дела.
Ни одна из сторон не может дать отвод судьям противоположной стороны, кроме посредника.
В состав суда желательно выбирать лучших людей из свободных или же привилегированных.
Решения принимались большинством судей.
Судопроизводство велось устно.
В случае несогласия стороны или сторон мог быть созван апелляционный суд по таким же правилам и его решение окончательно.
Для обнаружения ответчика допускается скрытый донос за вознаграждение.
Допускается самовольный арест и последующая передача суда ответчика.
Судебный процесс включал четыре этапа: вначале слушалась жалоба истца, затем оправдание ответчика, после чего выступали свидетели и, наконец, выносился приговор.
Суд должен постановить: 1) состав суда, фамилии, возраст, социальное положение судей, 2) краткое описание дела, 3) размер компенсации, 4) условия и сроки ее выплаты, 5) условия организации примирительного угощения (компенсация).
Срок суда по ранениям – до выздоровления, по убийствам и изнасилованиям два месяца, по другим делам – четыре месяца.
АЛЖИРСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Статутный Закон (Статут)
№256-закегмедж от «__» _________200__г.
Принят Высшим народным советом
Настоящий закон принят во исполнение реформы законодательства государства, определяет статус обычного права в республике, порядок его применения, судопроизводство в рамках обычного права и судоустройство в данной системе.
Часть первая. Общие положения.
Секция 1. Правовая система республики.
Статья 1.
Правовая система республики представляет собой целостную саморазвивающуюся систему национального права, органично сочетающего в себе достижения мировой практики и мысли, традиции национальной государственности, принадлежность к арабской и мусульманской культуре и миру и позволяющее стране обеспечивать свой суверенитет.
Статья 2.
Правовая система республики основывается на следующих принципах:
• Единство и неразрывность всех норм права и их функционирования,
• Многообразие источников права и правовых процедур как взаимодополняющих друг друга.
• Сохранение традиций национального развития и огромное уважение к ним,
• Принадлежность к арабо-мусульманскому миру и правовой культуре.
Статья 3.
Правовая система республики представляет собой сочетание трех различных систем источников права:
• Светское государственное право человеческого разума,
• Шариат как данный мусульманам закон Аллаха,
• Обычное право (адат) как выработанный человеческой практикой родовых отношений.
Статья 4.
Основным элементом является государственное право, на котором основывается правовая жизнь республики, шариат и обычное право регулируют только гражданско-правовые отношения по обоюдному согласию сторон, реализуя тем самым право выбора системы юрисдикции.
Статья 5.
Государство обязано беречь и сохранять правовые традиции общества, реформируя право с огромной ответственностью, приумножать разнообразие и славу национального права, помогать его развивать и прислушиваться к мнению улемов, которое обязательно по ряду вопросов, установленных законом.
Секция 2. Юрисдикция обычного права.
Статья 6.
Под юрисдикцию обычного права подпадают гражданско-правовые отношения между членами родового общества племен.
Членом племени считается:
• Араб мусульманского вероисповедания,
• Старше 25 лет и в здравом уме,
• Знающий обычное право и уважающий обычаи своего племени,
• Живущий в племени и участвующий в его жизни на протяжении года перед обращением в суд.
Статья 7.
К сфере гражданско-правовых отношений относятся:
• Вопросы личного статуса члена племени,
• Семья и брак члена племени,
• Наследство в рамках племени,
• Землепользование для нужд племени,
• Собственность на скот, находящийся в племени,
• Купля-продажа, поставка, мена, дарение имущества члена племени.
Статья 8.
Нормы обычного права не регулируют отношения между членами племени и нечленами племени.
Данные отношения могут регулироваться нормами обычного права только, если вторая сторона когда принадлежала к племени получено согласие государственного суда и другой стороны.
Секция 3. Коллизии.
Статья 9.
Коллизии между нормами обычного права и нормами государственного права разрешает Совет обычного права при президенте республики.
Половина членов Совета назначается Высшим народным советом сроком на 5 лет с возможностью только повторного переизбрания.
Половина членов Совета назначается президентом республик сроком на 5 лет с возможностью только повторного переизбрания.
Статья 10.
Членами Совета могут быть лица, получившие юридическое образование, имеющие опыт работы в государственно-правовой сфере не менее 10 лет и старше 50 лет.
Члены Совета не могут принадлежать к племени и состоят на государственной службе.
Совет не входит в судебную систему страны, но действует под руководством Верховного суда республики.
Статья 11.
Республиканское коллизионное право применяется Советом обычного права при президенте республики по своему усмотрению и на основе самодостаточности.
Совет в случае несогласия с указанием Верховного суда республики может передать вопрос на рассмотрение президента респулики, решение которого в данном случае будет окончательным.
Часть вторая. Источники обычного права.
Секция 1. Система источников обычного права.
Статья 12.
Система источников обычного права является разнообразно и включает три основных элемента:
• Обычая как сложившееся правило поведения в ситуации,
• Решения Судебных советов обычного права как создающие прецедент в области обычного права,
• Кодификация нормы обычного права в кодексах, осуществляемая законодательными органами государства.
Статья 13.
Государство стремиться унифицировать систему обычного права путем принятия кодексов как кодифицирующих основополагающих норм в этой области.
Любой закон, вторгающийся сферу регулирования норм обычного права, подлежит рассмотрению главами племен и должно быть достигнуто согласие большинства из них на действие данного закона в отношении членов племен.
Секция 2. Обычай как основополагающий источник.
Статья 14.
Обычай является основным источником обычного права.
Обычай должен быть санкционирован решением государственных органов для правоприменительной практики в области государственного права при решении коллизионных вопросов.
Обычая представляет собой выработанное веками правовых отношений внутри племен правила поведения и это правило признается всеми членами племени, что позволяет ему регулировать свою сферу отношений.
Статья 15.
Суд обычного права при решении вопросов правового регулирования своей компетенции должен исходить из норм обычного права, руководствуясь при этом началами государственного права, оказывающими руководящее воздействие на систему обычного права.
Суд обычного права не может выйти за пределы своей сферы правового регулирования.
Статья 16.
Суд при решении дела должен принимать во внимание все особенности правового статуса сторон, изучать все обстоятельства дела, правильно толковать обычаи, подлежащие применению в данном случае.
Решение, принятое без учета этих обстоятельств, может быть признано недействительным.
Секция 3. Решения Судебного совета.
Статья 17.
Судебные советы обычного права создаются каждый в области проживания племени.
Члены Судебного совета выбираются членами племени и утверждаются главой племени.
Члены Судебного совета избираются из числа судей обычного права на неограниченный срок.
Статья 18.
Решение Судебного совета принятое в рамках сферы регулирования и правовых процедур является окончательным.
При несогласии одной из сторон дело передается на рассмотрение в государственный суд.
Решения Судебного совета составляет комплекс обязательного применительного права для членов племени.
Статья 19.
Судебный совет полностью самостоятелен в своих действиях.
Решения Судебного совета можно оспорить только в случае его вторжения в сферу регулирования отношения государственного права по причине вынужденной необходимости.
Секция 4. Кодификация норм обычного права.
Статья 20.
Государство через законотворческую деятельность активно участвует в правовой жизни племен, кодифицируя обычное право как полностью самостоятельную и самодостаточную систему норм права, предназначенную для регулирования отношений между племенами и внутри племен.
Кодификация обычного права является приоритетным направлением развития правовой системы республики.
Статья 21.
Основной формой закона, которым регулируется обычное право, является кодекс, принимаемый Высшим народным советом.
Кодекс в области обычного права приравнивается к органическим законам.
В подготовке и принятии проекта Кодекса должны обязательно принимать участие главы племен и также должно быть достигнуто согласие большинства Советов племен.
Статья 22.
Кодификация нормы обычного права осуществляется Советом обычного права при президенте республики.
Совет вправе образовывать Комиссию по подготовке проекта кодекса.
При изменении проекта кодекса, подготовленного Комиссией, Совет должен дать мотивированное объяснение президенту республики.
Часть третья. Судоустройство.
Секция 1. Первичные суды.
Статья 23.
Первичный судом в области обычного права является суд старейшин племени.
Ежегодно Совет племени при согласи главы племени утверждает судей обычного права племени.
Судьей обычного права в племени может араб мусульманского вероисповедания, живущий в племени не менее 5 лет и достигший возраста 50 лет.
Статья 24.
Первичный суд решает делает на основе настоящего Статута, Кодексов, принятых в его исполнение, решений Судебного совета племени.
Суд не может принимать во внимание решения других Судебных советов как не соответствующих правовым нормам данного племени.
Статья 25.
Первичный суд как суд первой инстанции уполномочен разрешать вопросы о правовом статусе членов других племен в их отношении в членами данного племени только при своей подсудности.
Подсудность дела данному суду возникает из факта участия в деле члена данного племени и более ранней подачи иска.
Секция 2. Судебный совет.
Статья 26.
Судебный совет действует на территории только своего племени.
Судебный совет является судом второй инстанции по спорам, регулируемым нормами обычного права.
Судебный совет не может принять к рассмотрению дела без решения суда первой инстанции за исключением дел, затрагивающим отношения в целом между племенами.
Статья 27.
Судебный совет по своему усмотрению может установить ряд вопросов правового регулирования, по которым он может дополнительно принимать решения в качестве суда первой инстанции с согласия Совета племени.
Данное решение должно быть предусмотрено в самом кодексе.
Данное решение может быть принято как на определенный срок так и на неопределенный срок по наступлении обстоятельств, его отменяющих.
Статья 28.
Судебный совет действует на непостоянной основе и его члены не являются государственными служащими.
Судебный совет может передать дело на разрешение Совета по обычному праву при президенте республики в случае особой общественной значимости дела.
Часть четвертая. Судопроизводство.
Секция 1. Иски.
Статья 29.
Иски обычного права подаются по субъекту либо против племени либо против члена племени.
Иски против племени подаются только главой племени либо членом племени с согласия Совета племени и обращаются сразу в Судебный совет обычного права.
Иски против члена племени подаются в Совет племени, назначающий судей для рассмотрения дела.
Статья 30.
Иски по содержанию подаются либо по подозрению либо по доказательствам.
Иски по подозрению предполагают установление обстоятельств юридического факта и вынесения на этой основе решения.
Иски по доказательствам направлены на установление формы вины, а не самого юридического факта.
Статья 31.
Иски по форме могут быть поданы либо в письменной форме, требующей исследования доказательств в полном объеме либо в устной с регистрацией в канцелярии племени и в таком случае письменные доказательства не исследуются.
Секция 2. Доказательства.
Статья 32.
Доказательствами в процессе в области действия норм обычного права являются показания, письменные доказательства и вещественные доказательства.
Основной формой доказательств являются показания свидетелей.
Наибольшей силой обладают письменные доказательства, исследуемые в процессе рассмотрения иска по письменной форме.
Статья 33.
Показания мужчины приравниваются к показаниям двух женщин.
Показания двух несовершеннолетних приравниваются к голосу мужчины, показания трех несовершеннолетних лиц женского пола приравниваются к голосу женщины.
Статья 34.
Письменными доказательствами могут быть только документы либо их части, которые можно исследовать в судебном процессе.
Вещественными доказательствами являются предметы, устанавливающие либо опровергающие юридический факт.
Секция 3. Судебный процесс.
Статья 35.
Судебный процесс обычного права состоит из стадии подготовки, стадии рассмотрения дела и проведения судебного следствия и стадии исполнения решения суда.
Стадия подготовки включает в себя собирание доказательств, назначение дня слушания и судей, прибытие свидетелей.
Статья 36.
Стадия рассмотрения дел должна полностью позволить участникам процесса и судьям исследовать все доказательства выносимого решения.
Стадия исполнения в случае отказа от добровольного исполнения возлагается на государственную службу судебных исполнителей.
Статья 37.
Доказательства исследуются устно.
Протокол заседания может вестись по решению сторон.
Решение дела обязательно фиксируется в канцелярии племени.
Часть пятая. Вступление в силу.
Статья 38.
Настоящий закон вступает в силу в порядке, предусмотренном для законов в республике.
Закон подлежит официальному опубликованию.
Статья 39.
Во исполнение настоящего закона должны быть приняты кодексы и законы.
Порядок принятия данных нормативных актов устанавливает Высший народный совет.
г.Алжир, Дворец президента
№256-закегмедж от «__» _________200__г.
Президент АНДР / /
АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ
ЗАКОН «Об управлении бедуинскими племенами в республике» №36-закегресп
Принят Народным советом АРЕ «___» ____________ 200__г.
Настоящий закон устанавливает процедуры управления бедуинскими племенами со стороны государства, формы их самоуправления, органы их самоуправления.
Часть 1. Органы управления государства.
Статья 1.
Органами управления бедуинскими племенами со стороны государства являются министерство по делам бедуинов и Комиссия по делам бедуинов при президенте республики.
Президент и правительство республики не вправе создавать другие исполнительные органы в данной сфере общественных отношений.
Президент и правительство вправе создавать другие совещательные и консультативные органы в данной сфере общественных отношений.
Статья 2.
Министерство по делам бедуинов возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности президентом республики.
Министр по делам бедуинов является членом правительства республики.
Министр самостоятельно определяет штат и структуру министерства.
Статья 3.
Функции министерства по делам бедуинов:
1. Формирование судов по делам бедуинов,
2. Осуществление республиканских программ в области развития бедуинов,
3. Регулирование отношений между племенами,
4. Назначение администрации республики в каждом племени,
5. Подготовка законопроектов по делам бедуинов,
6. Представление президенту рекомендаций и отчетов по политике в отношении бедуинов.
Статья 4.
Комиссия по делам бедуинов при президенте республики формируется президентом.
Не менее трети от ее состава должны составлять вожди бедуинских племен, представительство которых в Комиссии истекает со сроком их полномочий в племенах как вождей.
Треть членов Комиссии назначается Народным советом сроком на 5 лет без возможности переизбрания.
Статья 5.
К полномочиям Комиссии относится:
1. Согласие на назначение вождей бедуинских племен,
2. Определение границ расселения бедуинских племен,
3. Рекомендации по соблюдению племенами законов республики,
4. Внесение законопроектов в Народный совет по делам бедуинов.
Свои решения Комиссия принимает большинством в две трети голосов.
Рекомендательные решения Комиссия принимает простым большинством голосов.
Статья 6.
Бедуинские племена имеют свою судебную юрисдикцию.
Высшим судом для бедуинов является Коллегия по делам бедуинов Верховного суда.
В каждом племени образуется Апелляционный суд из старейшин.
Вожди племен по своему усмотрению учреждают участковые суды.
Статья 7.
По поручению Комиссии контроль за соблюдением бедуинами законодательства республики осуществляет Контролер республики по делам бедуинов.
Контролер вправе иметь собственную вооруженную полицию, в функции которой входит исполнение решений судов бедуинов.
Контролер назначается и освобождается от должности президентом и подотчетен только ему.
Часть 2. Самоуправление племен.
Статья 8.
Племена образуют территорию республиканского управления бедуинскими племенами.
Каждое племя образует округ управления территории.
Каждое племя имеет юрисдикцию только на своей территории.
Статья 9.
Территорией управляет Совет шейхов племен.
В Совет шейхов входят по должности вожди всех племен.
Порядок принятия шейха в состав Совета и его ответственность определяет Контролер республики по делам бедуинов.
Статья 10.
Совет шейхов является высшим органом самоуправления племен.
Совет шейхов вправе решать любой вопрос племен, за исключением вопросов, отнесенных к ведению республики.
Совет шейхов не вправе регулировать семейно-брачные отношения несудебного характера.
Статья 11.
Совет шейхов создает канцелярию для регулярного управления.
Руководитель Канцелярии назначается и освобождается от должности Советом шейхов.
Структура и штат канцелярии самостоятельно определяет руководитель канцелярии.
Часть3. Органы самоуправления племени бедуинов.
Статья 12.
Органами самоуправления племени бедуинов является шейх, Совет старейшин, канцелярия шейха, суд адата племени (апелляционный), Совет улемов.
Племя само может избрать свою систему управления в рамках законов республики.
Статья 13.
Шейх является наследственным или выборным главой племени бедуинов.
В должности главу племени утверждает Контролер республики по делам бедуинов.
Совет шейхов или Контролер имеют право сместить шейха в случае нарушения им условий республиканского законодательства.
Статья 14.
Шейх вправе решать любые вопросы развития племени.
Решение шейха может быть пересмотрено Советом старейшин.
Шейх руководит племенем и представляет его в отношениях с государством и другими племенами.
Статья 15.
Совет старейшин выбирает племя на срок 4 года с правом переизбрания.
Совет старейшин вправе рассматривать любой вопрос племени и его решение является окончательным и может быть пересмотрено Контролером республики только в случае нарушения республиканского законодательства.
Статья 16.
Канцелярия шейха руководит общественными службами племени.
Глава Канцелярии назначается и освобождается от должности советом старейшин.
Статья 17.
Совет улемов племени формируется Советом старейшин на неограниченный срок.
Совет улемов дает консультации по вопросам соблюдения ислама в жизни племени.
Совет улемов не входит в сословие улемов республики.
Статья 18.
Состав суда адата племени выбирается Советом старейшин.
В своих решениях суд руководствуется нормами адата.
Решение суда исполняется при наличии согласия обеих сторон
Статья 19.
Настоящий закон вступает в силу после его официального опубликования
Каир, Дворец президента
№36-закегресп
от «____» __________200__г.
Президент / /
ДАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ АВТОРОМ
Пашков Роман Викторович
Экспериментальная работа:
Вселенский Шариатский Низам
Москва
2003 года
Глава вводная. Понимание ислама.
Статья 1.
Ислам есть мировая религия, основанная на гуманизме и милосердии.
Ислам есть последняя форма истины для мусульман и высшая цель жизни мусульманина.
Ислам для мусульман означает пребывание в божественной благодати.
Статья 2.
Ислам создает из себя исламскую политическую систему и исламское государство как ее ядро для блага всех мусульман.
Ислам покоится на Шариате как верховном божественном законе жизни мусульман.
Подробности мусульманской веры могут различаться, но вера одна и она объединяет всех мусульман, делая их правоверными.
Статья 3.
Ислам дан Аллахом через Пророка всех пророков Мухаммада и он последний, кто слышал Аллаха.
Ислам для мусульман есть естественное ожидание Дня Страшного суда.
Ислам создает для мусульман познание мира.
Глава первая. Шариат.
Часть первая. Сущность Шариата.
Статья 4.
Шариат понимается как наиболее общий земной закон права для мусульман.
Шариат первоначальный является историческим или исторический Шариат.
Шариат может пониматься как идеальный кодекс поведения мусульманина и в этом смысле шариат не правовое явление, а явление морали с элементами несанкционированного права.
Статья 5.
Шариат возглавляет исламскую систему права и в этом его высшая ценность для правового опыта мусульман и их жизни.
Шариат сам по себе не существует, он есть органическая часть ислама в целом и выполняет свою центральную роль в исламском праве.
Часть вторая. Историческое время.
Статья 6.
Историческое время означает определенный исторический период развития Шариата.
Сам Шариат в таком случае является внутренним центральным элементом исторического времени, а то, что его окружает – системой внешних элементов.
Шариат всегда является отражением своего исторического времени, так как он понимается мусульманами.
Статья 7.
Шариат по своей сущности есть абсолютное явление, но в понимании мусульман он относителен, то есть его роль неизменна, но конкретные положения изменяемы в соответствии с историческим временем.
Историческое время означает прежде всего определенные представления мышления мусульман в результате традиции государственности и развития мусульман по законам Аллаха.
Статья 8.
Исторический Шариат был дан так, что он был воспринят для проповедования Истины в то время, но конструктор позволяет его изменять трактуя первоначальный как исторический.
Даже прописанность правовых норм в Коране означает их конкретность для того времени в отличие от акиды и именно они были упомянуты в силу особой значимости для распространения истины.
Часть третья. Иерархия законов.
Статья 9.
Среди системы права ислама можно выделить следующие:
• Шариат как высший закон права, сформулированный всеми мусульманами и для всех мусульман,
• Основной низам государства как Конституция исламского государства,
• Байа правителя с Меджлисом, налагающее на них взаимные права и обязанности,
• Законы государства – кануны, принимаемые Меджлисом.
Статья 10.
Шариат стоит свыше всех источников права как идеальная система, порождающая все остальное.
Байа является также исламским правовым явлением, порождающим правовые нормы, стоящие по своей юридической силе выше законов.
Законы государства могут различаться, но ислам не знает деления на органические или конституционные, обладающие особой силой и вытекающие из Конституции, и обычные законы.
Статья 11.
Исламская правовая доктрина предполагает различие между Меджлисом принимающим законы и Меджлисом, заключающим Байа.
Меджлис аль Байа представляет все общество, а не государство, а Меджлис аль Шура именно государственный институт.
Часть четвертая. Механизм эволюции.
Статья 12.
Механизмом эволюции или главным элементом конструктора является пересмотр норм Шариата Меджлисом аль Умма во взаимодействии с Меджлисом аль Шариа и Меджлисом аль Улема.
Пересмотр возможен только исключительно Меджлисом аль Умма и касается только Шариата.
Статья 13.
Меджлисом аль Умма является Вселенским собором мусульман и образуется из делегатов национальных парламентов мусульманских стран.
Меджлис аль Умма не может принимать законы мусульманских государств и он не является союзом или объединением или органом верховной власти.
Меджлис аль Умма занимается исключительно вопросами Шариата.
Статья 14.
Меджлис аль Шариа есть собрание выдающихся исламских ученых со всего мира для выработки проекта изменений в Шариат.
В дискуссиях помимо Меджлиса аль Шариа имеют право участвовать все мусульмане и все мусульмане имеют право вносить свои предложения для рассмотрения в Меджлисе аль Шариа.
Меджлис аль Шариа образуется по решению глава государств мусульманского мира и срок работы его должен быть разумным для рассмотрения всех вопросов изменений.
Статья 15.
Меджлисом аль Улема называется собрание исламских теологов или представителей духовенства.
Делегатами Меджлиса аль Улема выбираются на собраниях духовенства мусульманских стран.
Меджлис аль Улема проверяет соответствие проекта Меджлиса аль Шариа исламскому духу и духу Корана.
Статья 16.
В течение месяца после выработки окончательного проекта Меджлисом аль Шариа он направляется Меджлису аль Улема.
Меджлис аль Улема обязан дать ответ в течение месяца со дня поступления к нему проекта изменений.
В течение месяца после ответа Меджлиса аль Улема Меджлиса аль Умма собирается на свое заседание для рассмотрения вопроса.
Статья 17.
В случае отрицательного решения Меджлиса аль Умма Меджлис аль Шариа или дорабатывает проект или отменяет его.
В случае отрицательного решения Меджлис аль Умма данные изменения могут вновь предложены только через пять лет.
Часть пятая. Эволюция как главный принцип развития Шариата.
Статья 18.
Шариат эволюционирует по общим законам ислама.
Эти законы даны так, чтобы человек и, в том числе, и мусульманин позволял наиболее полно раскрыть свою сущность на каждом этапе своего развития.
Эволюция является главным принципом Шариата.
Статья 19.
Шариат каждый раз эволюционирует таким образом, чтобы максимально полно раскрыть гуманистическую родовую сущность человека в соответствии с законами Аллаха.
Шариат по природе своей прекрасен и совершенен для человека как идеальный.
Первоначальный шариат стал толчком к развитию исламской политико-правовой мысли.
Глава вторая. Исламская политическая система.
Часть первая. Принципы создания исламской политической системы.
Статья 20.
Принципы как основы бытия в исламской политической системе складываются из трех частей:
• Принципы создания исламской политической системы,
• Принципы функционирования исламской политической системы,
• Принципы данного исламского политического института.
Принципами создания исламской политической системы являются принципы:
• Таухид,
• Рисалят,
• Умма.
Статья 21.
Принцип таухида означает единобожие в исламе.
Аллах единственен и никто не может его увидеть.
Аллах есть бог, давший мусульманам истину и веру в него.
Статья 22.
Рисалят означает пророчество Дня страшного суда.
Пророк открыл мусульманам пророчество и сказало о его исполнении.
Концом земной жизни мусульман будет День Страшного суда, когда Аллах будет судить всех и решать о новой жизни.
Статья 23.
Умма есть всемирная община мусульман.
Ничто и никто не может разъединить мусульман в изх стремлении к познанию Аллаха и это высшая цель.
Все мусульмане братья и друзья друг другу.
Часть вторая. Принципы функционирования исламской политической системы.
Статья 24.
Принципами функционирования исламской политической системы являются:
• Меджлис,
• Шура,
• Халиф.
Статья 25.
Меджлис создает представительное правление мусульман для блага демократического строя и процветания мусульман.
Меджлис воплощает в себе представительство мусульман на Земле перед лицом верховной власти и их право решать свою судьбу по законам Аллаха.
Меджлис может принимать законы, обязательные для земной жизни мусульман.
Статья 26.
Шура есть принцип консультаций в исламе халифа с представителями уммы.
Консультации предполагают исполнение воли представителей халифом для чего он обязан узнать их волю.
Халиф не может идти против воли уммы, кроме часа тяжких бедствий уммы и заблуждений мусульман и с согласия улемов.
Часть третья. Халифат.
Статья 27.
Новый Второй Халифат после Первого Исторического Халифата воплощает традицию исламской государственности и продолжает ее.
Халифат есть государство мусульман и для всех мусульман.
Халифат есть ядро мусульманской цивилизации.
Статья 28.
Халифат как ядро исламской государственности может не включать всех мусульман в состав своих граждан, но все мусульмане пользуются его покровительством.
Мусульманская цивилизация включает Халифат как государство в первую очередь всех арабов, Имамат как государство всех шиитов и исламские национальные государства.
Халифат есть благо всех мусульман и он обнимает мусульманина во всем его развитии.
Статья 29.
Халифат есть часть мирового сообщества и лидер мусульманской цивилизации.
Халифат гарантирует безопасность мусульман в системе Нового исламского мирового порядка как системы коллективной безопасности мусульман и части общемировой системы безопасности.
Халифат строит свои отношения с немусульманскими государствами на принципах мира, безопасности и совместного развития.
Глава третья. Исламское государство.
Часть первая. Халиф.
Статья 30.
Халиф есть верховный глава всех мусульман Халифата.
Халиф избирается всеми мусульманами на определенный срок с возможностью переизбрания ввиду выдающихся заслуг перед мусульманами.
Халиф представляет всех мусульман Халифата.
Статья 31.
Халиф может назначать правительство и принимать его отставку.
Халиф в участвует в деле принятия законов, подписывая их, обнародуя их для всеобщего сведения и накладывая вето.
Халиф обладает неприкосновенностью и иммунитетом от уголовного преследования.
Статья 32.
Халиф возглавляет систему всех властей Халифата, являя собой верховную власть над всеми мусульманами.
Халиф воплощает в себе единство Халифата и его цель блага для мусульман.
Халиф может принять на себя ответственность за судьбу Халифата в час тяжких бедствий уммы
Часть вторая. Меджлисы.
Статья 33.
Меджлис аль Байа есть высший представительный орган мусульман, заключающий бай с правителем об условиях властвования.
Меджлис аль Байа может не избираться, а составляться из представителей высших органов государственной власти.
Меджлис аль Байа только заключает байа и отстраняет правителя и это его главная функция.
Статья 34.
Меджлис аль Шура есть высший представительный законодательный орган мусульман.
Меджлис аль Шура избирается всеми мусульманами на определенный срок в 4-5 лет.
Меджлис аль Шура принимает законы исламского государства, выступая как главный законотворческий орган.
Статья 35.
Меджлис аль Улема есть высший духовный орган мусульман, избираемый улемами на определенный срок.
Меджлис аль Улема имеет право вето на принимаемые законы в случае их несоответствия Шариату.
Часть третья. Правительство.
Статья 36.
Правительство есть высший коллегиальный орган исполнительной власти в исламском государстве.
Правительство состоит из премьер-министра и министров.
Правительство может назначаться Меджлисом аль Шура или главой исламского государства.
Статья 37.
Правительство проводит единую политику в области социально-экономического развития государства и общества.
Меджлис аль Шура может выразить недоверие правительству и потребовать его отставки.
Пашков Роман Викторович
Экспериментальная работа:
Вселенский Шариатский Низам о Байа
Москва
2003 год
Данный Низам был принят Меджлисом аль Умма.
Вводная глава.
Статья 1.
Данный Низам был принят во имя исламского возрождения.
Этот Низам был принят как развитие первого Вселенского шариатского низама.
Вселенский шариатский низам о байа рассматривает вопросы Байа как одни из основных в строительстве подлинно исламского государства.
Статья 2.
Данный Низам знаменует собой переход к качественно новой форме исламского развития в мире.
Положения Низама представляют собой систематизацию основополагающих правовых норм исламского мира.
Глава первая. О Байа.
Часть первая. Статус Байа.
Статья 3.
Байа является конституционно-правовым договором, заключаемым между правителем мусульманской страны и Меджлисом аль Байа об условиях правления.
Байа действует весь срок правления главы исламского государства.
Байа может дополняться по согласию участвующих сторон.
Статья 4.
Байа есть прежде всего договор, создающий нормы конституционного значения.
Байа самим фактом своего заключения означает признание власти правителя со стороны мусульманской нации.
Одновременно и его расторжения означает отказ в таком признании.
Статья 5.
Байа предполагает спокойствие в мусульманской стране и он не может заключаться в чрезвычайных условиях.
Единственным исключением может быть только час тяжких бедствий уммы, не терпящий отлагательства.
Байа должен быть заключен только в письменной форме.
Часть вторая. Содержание Байа.
Статья 6.
Байа содержит в себе основополагающие нормы об условиях правления.
Байа включает нормы личного статуса правителя, права и обязанности правителя по отношению к мусульманской нации, порядок избрания и отстранения от правления.
Байа должен быть максимально подробным и четким.
Статья 7.
Личный статус правителя связан с его личными качествами как харизматического лидера и вытекает из его жизни.
Нормы личного статуса могут регулировать и родственные отношения правителя.
Права и обязанности правителя по отношению к мусульманской нации должны содержать максимально подробный их перечень для определения правовых границ отношения правителя со своим народом.
Статья 8.
Байа также должен содержать нормы об условиях избрания и отстранения от должности.
В этом случае необходимы конституционные гарантии против деспотического правления и возможности узурпации власти даже при наличии блага для страны.
Условия избрания и отстранения не могут противоречить Конституции и исключением может быть только решение Меджлиса аль Умма.
Глава вторая. Меджлис аль Байа.
Часть первая. Статус Меджлиса аль Байа.
Статья 9.
Меджлис аль Байа является одним из высших представительных органов законодательной власти Халифата или мусульманской страны.
Меджлис аль Байа должен собираться для заключения Байа с правителем или его отстранения и это его основная функция.
Порядок избрания и работы Меджлиса аль Байа регулируется национальным законодательством.
Статья 10.
Меджлис аль Байа может избираться как отдельный высший представительный орган либо составляться из числа членов высших органвов власти.
В любом случае избранные члены должны составлять не менее трех четвертей от его состава.
Меджлис аль Байа должен заключать Байа без всякого понуждения и вынужденности.
Статья 11.
Меджлис аль Байа действует на непостоянной основе
Меджлис аль Байа не может превышать больше чем в два раза численность Меджлиса аль Шура.
Меджлис аль Байа должен сам вырабатывать проект Байа.
Часть вторая. Порядок заключения Байа.
Статья 12.
Байа заключается через 30 дней после избрания правителя либо через 10 дней после наступления случая правления монарха.
Байа предлагается правителю только Меджлисом аль Байа.
Отказ заключить байа со стороны правителя влечет невозможность его правления.
Статья 13.
Заключение Байа означает вступление в права монарха и вступление в должность избранного правителя.
Правитель имеет право просить об изменении условий байа, подготовленных Меджлисом аль Байа.
Данные изменения должны быть выработаны и Байа подписан в течение месяца со дня прошения об изменении условий Байа.
Статья 14.
Байа подписывается Меджлисом аль Байа от имени мусульманской нации, правителем – от имени верховной власти исламского государства.
Байа не может быть не заключен или отложен.
Байа влечет повиновение правителю.
Часть третья. Расторжение Байа.
Статья 15.
Подробные условия расторжения Байа содержаться в самом договоре, а Низам регулирует только основные.
Условием расторжения байа могут быть измена стране, болезнь, избрание на другую должность.
Статья 16.
Преступление как измена стране устанавливает высший судебный орган исламского государства.
Порядок признания факта преступления устанавливается национальным правом.
В течение 10 дней с момента признания данного факта меджлис аль Байа должен расторгнуть Байа или договор расторгается в силу права и Меджлис аль Байа самораспускается.
Статья 17.
Расторжение Байа в случае болезни возможно только в случае ее длительного характера более 3 месяцев у главы государства.
Меджлис аль Байа до выздоровления правителя может назначить временного правителя.
Избрание на другую должность означает расторжение Байа в силу права при наличии согласия на это правителя.
Глава третья. Значение Байа
Часть первая. Байа как источник государственного права.
Статья 18.
Байа относится к числу источников государственного права мусульманских стран, созданных и выработанных самими мусульманами.
Байа является основополагающим источником государственного права мусульманских стран.
Байа прямо вытекает из Шариата как прямо предусмотренный.
Статья 19.
Байа создает права и обязанности правителя мусульманской страны как выдающейся личности, облеченной доверием мусульманской нации.
Байа порождает правоотношения по управлению государством.
Байа может регулировать отношения правителя с другими правителями, носящие личный характер.
Статья 20.
Байа создает правовое разнообразие и совершенство мусульманской правовой системы.
Байа есть одна из вершин исламской правовой мысли.
Байа создан как воплощение божественных законов Аллаха.
Часть вторая. Байа как дополнение Конституции.
Статья 21.
Байа по статусу является частью Конституции или Основ права мусульманской страны.
Байа может при наличии воли Меджлиса аль Байа противоречить Конституции до устранения этой коллизии.
Данное противоречие должно быть обусловлено чрезвычайной ситуацией.
Статья 22.
Так как Байа действует только на срок правления главы государства, то этот договор относится к изменяемой части Конституции по истечении срока.
Особым решением Меджлиса аль Байа Байа может быть заключен как полностью самостоятельный источник права.
Байа создает самостоятельный комплекс норм, который может и не входить в конституцию.
Статья 23.
Байа создается человеческим разумом, но выражает божественную сущность в своей значении.
Байа есть чистая воля мусульман на построение справедливого общества на Земле.
Байа следует Шариату.
Пашков Роман Викторович
Экспериментальная работа:
Вселенский Шариатский Низам об исламском сообществе «Халифат»
Москва
2003 год
Данный Низам был принят Меджлисом аль Умма.
Вводная глава.
Статья 1.
Данный Низам был принят во имя исламского возрождения.
Этот Низам был принят как развитие первого Вселенского шариатского низама.
Вселенский шариатский низам об Исламском сообществе «Халифат» рассматривает вопросы создания и функционирования Исламского сообщества как одни из основных в строительстве суверенной исламской цивилизации.
Статья 2.
Данный Низам знаменует собой переход к качественно новой форме исламского развития в мире.
Положения Низама представляют собой систематизацию основополагающих правовых норм исламского мира.
Глава первая. Об Исламском сообществе «Халифат».
Часть первая. Статус сообщества.
Статья 3.
Исламское сообщество «Халифат» является международной организацией мусульманских государств-участников.
Участие в данной организации является добровольным.
Участниками Сообщества могут быть только мусульманские государства.
Статья 4.
Исламское сообщество «Халифат» базируется на следующих принципах:
• Коллективная безопасность стран-участников как элемент общемировой безопасности,
• Совместное развитие через программы,
• Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов,
• Борьба с международной преступность и содействию развитию уголовного законодательства стран-участниц,
• Объединенные энергетические и транспортные системы,
• Общий финансово-денежный рынок,
• Свободное движение товаров и услуг.
Статья 5.
Исламское сообщество «Халифат» создает все условия для свободного и гармоничного развития всего мусульманского мира и стран-участниц.
Исламское сообщество «Халифат» в случае уполномочия участников конфликта создает миссии доброй воли.
Исламское сообщество «Халифат» гарантирует соблюдение странами-участниками правил ведения войны с немусульманскими странами, полагая, что войны между мусульманами невозможны.
Часть вторая. Отношения Сообщества с другими международными организациями.
Статья 6.
Исламское сообщество «Халифат» представляет мусульманский мир и мусульманскую цивилизацию на международной арене.
Исламское сообщество «Халифат» является наиболее представительной международной организацией исламского сообщества.
Исламское сообщество «Халифат» развивается как полноправный член мирового сообщества наций.
Статья 7.
Решение об участии Исламского сообщества «Халифат» в деятельности других международных организаций принимается Советом глав государств и правительств.
Данное решение принимается большинством в две трети голосов от числа глав государств-членов.
Статья 8.
Исламское сообщество «Халифат» считает другие международные организации исламского мира по согласию стран-участниц своими коллективными членами с правом совещательного голоса.
Исламское сообщество «Халифат» стремиться организовать наиболее тесное взаимодействие и реализовывать совместные программы с другими международными организациями мусульманского мира.
Глава вторая. Органы Сообщества.
Часть первая. Совет глав государств и правительств.
Статья 9.
Совет глав государств и правительств является верховным органом Сообщества, определяющим основные направления его политики.
Совет проводит свои заседания раз в полгода в обычной сессии.
Чрезвычайная сессия Совета может быть созвана в течение одного дня по требования не менее четверти глав государств и правительства стран-участниц.
Статья 10.
Свои решения Совет принимает большинством голосов в две трети от числа государств-членов.
Совет вправе принимать рекомендательные решения простым большинством или персонально от стран-участниц.
Совет рассматривает вопросы повестки заседания, принятой на предыдущем заседании или предложенной странами-участницами, созвавшими чрезвычайное заседание.
Статья 11.
Совет вправе формировать любые органы, необходимые для его работы.
Представительные органы имеет право формировать только Совет, остальные – и Генеральный секретариат.
Часть вторая. Совет министров иностранных дел.
Статья 12.
Совет министров иностранных дел Сообщества является высшим органом, реализующим решения Совета глав государств и правительств.
Совет министров иностранных дел собирается на свои заседания раз в два месяца.
Совет министров иностранных дел вправе формировать любые совещательные и консультативные органы для обеспечения своей работы.
Статья 13.
Совет министров иностранных дел принимает решения большинством в две трети голосов от числа членов.
Рекомендательные решения принимаются простым большинством голосов.
Совет министров иностранных дел проводит общую политику во всех областях жизни исламского сообщества «Халифат».
Статья 14.
Данный совет уполномочен принимать решения от имени Сообщества в рамках реализации решений Совета глав государств и правительств.
При принятии решений Совет министров иностранных дел не может выходить за пределы, установленные Советом глав государств и правительств.
Часть третья. Генеральный секретариат.
Статья 15.
Генеральный секретариат Исламского сообщества «Халифат» является высшим исполнительным органом организации.
Генеральный секретариат возглавляет генеральным секретарем.
Генеральный секретарь избирается сроком на 6 лет без возможности переизбрания Советом глав государств и правительств.
Статья 16
Генеральный секретарь единолично организует работу Генерального секретариата.
Генеральный секретарь вправе образовывать любые структурные подразделения в Генеральном секретариате.
Генеральный секретарь отвечает за работу Генерального секретариата перед советом глав государств и правительств.
Глава третья. Пути эволюции Сообщества.
Статья 17.
Конечной возможной целью развития исламского сообщества «Халифат» является создание Второго нового Халифата как вершины исламской государственности.
Исламское сообщество «Халифат» стремиться представлять весь мусульманский мир и мусульманскую цивилизацию в мировом сообществе.
Исламское сообщество «Халифат» является гарантом мира и безопасности в мусульманском мире.
Пашков Роман Викторович
Экспериментальная работа:
Вселенский Шариатский Низам о Меджлисе аль Умма
Москва
2004 год
Данный Низам был принят Меджлисом аль Умма.
Вводная глава.
Статья 1.
Данный Низам был принят во имя исламского возрождения.
Этот Низам был принят как развитие первого Вселенского шариатского низама.
Вселенский шариатский низам о Меджлисе аль Умма рассматривает вопросы образования данного вселенского представительного органа мусульман, его компетенцию, порядок принятия им решений.
Статья 2.
Данный Низам знаменует собой переход к качественно новой форме исламского развития в мире.
Положения Низама представляют собой систематизацию основополагающих правовых норм исламского мира.
Глава первая. Порядок образования Меджлиса аль Умма.
Часть первая. Предназначение.
Статья 3.
Меджлис аль Умма является вселенским представительным органом мусульманского мира.
Его полномочия незыблемы и священны.
Никто не может посягать на права Меджлиса аль Умма.
Статья 4.
Меджлис аль Умма является путем развития понимания ислама так, как он дан Аллахом через Пророка Мухаммеда.
Меджлис аль Умма имеет право изменять политико-правовое значение ислама до Судного дня.
Меджлис аль Умма означает путь к Аллаху.
Статья 5.
Меджлис аль Умма является единственным способом развития мусульманского мира до нового Пророка, если он будет, или судного дня.
Меджлис аль Умма единственно возможная форма изменения государственности мусульман.
Часть вторая. Представительство.
Статья 6.
Меджлис аль Умма представляет всех мусульман перед Аллахом.
Меджлис аль Умма обладает верховной учредительной властью.
Меджлис аль Умма следует пути, указанному Аллахом.
Статья 7.
Меджлис аль Умма состоит из представителей всех мусульманских народов.
До момента создания восстановления Халифата порядок избрания представителей определяет национальными парламентами мусульманских стран.
Статья 8.
Меджлис аль Умма после образования Халифата преобразуется в орган верховной учредительной власти Халифата.
Меджлис аль Умма в восстановленном Халифате состоит из Меджлиса аль Байа и Меджлиса аль Даава.
Глава вторая. Верховная и окончательная сила.
Статья 9.
Решения Меджлиса аль Умма обладают окончательной и верховной силой.
Решения Меджлиса аль Умма не могут потерять силу кроме заблуждения всех мусульман в час смуты.
Сомнение могут выразить выдающиеся мусульманские ученые, обладающие непререкаемым авторитетом и духовные лидеры мусульман.
Статья 10.
В случае сомнения Меджлис аль Умма переизбирается и повторно решение немедленно вступает в силу.
Дважды мусульманский мир не может ошибаться.
Глава третья. Компетенция Меджлиса аль Умма.
Часть первая. Решение о Шариате.
Статья 11.
Меджлис аль Умма обладает исключительной компетенцией изменять Шариат как данный Аллахом и продолженный мусульманскими учеными.
Решение об изменении Шариата принимается большинством в две трети голосов от числе членов Меджлиса аль Умма.
Решения о Шариате немедленно вступает в силу.
Статья 12.
Решение о Шариате принимается обязательно в виде кодифицированного дополнения Шариата.
В подготовке законопроекта обязательно участвуют выдающиеся мусульманские ученые и их мнение первое при решении о законопроекте.
Часть вторая. Решение о Халифате.
Статья 13.
Меджлис аль Умма обладает исключительной компетенцией решать судьбу Халифата как достояния всего мусульманского мира.
Решение о Халифате принимается большинством в девяносто процентов от числа членов Меджлиса аль Умма.
Решение о Халифате вступает в силу немедленно.
Статья 14.
Решение о Халифате принимается виде Акта о Халифате.
Халифат не может быть упразднен, а только преобразован в новую форму объединения мусульман.
Часть третья. Решение об Основном низаме Халифата.
Статья 15.
Правом дополнять Основной низам Халифата обладает только Меджлис аль Умма.
Право толкования Основного низама Меджлис аль Умма может делегировать другому государственному органу Халифата.
Статья 16.
Решение об Основном низаме Халифата принимается большинством в шестьдесят процентов от числе членов Меджлиса аль Умма.
Решение об Основном низаме Халифата вступает в силу через два месяца после его принятия.
Статья 17.
С инициативой изменения Низама и принятия Акта об изменениях может выступить только Меджлис аль Шура.
Меджлис аль Шура должен предложить законопроект для рассмотрения Меджлисом аль Умма.
Статья 18.
В течение месяца со дня принятия законопроекта Меджлисом аль Шура созывается Меджлис аль Умма.
В случае отклонения законопроекта Меджлиса аль Шура Меджлис аль Умма обращается к Халифу с просьбой о разработке нового проекта или заканчивает свою работу.
Статья 19.
Халиф по просьбе Меджлис аль Умма созывает Комиссию Низама из улемов и вырабатывает согласительный законопроект.
После этого законопроект снова выносится на обсуждение в Меджлис аль Шура.