Документы по конфликту в Анголе

Пашков Роман Викторович
ДОКУМЕНТЫ ПО КОНФЛИКТУ В АНГОЛЕ

Москва
2006 год

1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛЫ
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1.
Народная Республика Ангола — суверенное, независимое и демократическое государство, главной целью которого является полное освобождение ангольского народа от наследия колониализма, господства и агрессии империализма и создание полностью свободной от всех форм эксплуатации человека человеком процветающей и демократической страны, воплощающей чаяния народных масс.
Статья 2.
Суверенитет полностью принадлежит ангольскому народу, МПЛА (коммунистическое Национальное движение за независимость Анголы – прим.), его законному представителю, образующему широкий фронт, который объединяет все патриотические силы, участвующие в антиимпериалистической борьбе, принадлежит политическое, экономическое и социальное руководство нацией.
Статья 3.
Народным массам гарантируется широкое и эффективное участие в осуществлении политической власти путем укрепления, расширения и развития организационных форм народной власти.
Статья 4.
Народная Республика Ангола является единым и неделимым государством, территория которого, нерушимая и неотчуждаемая, определяется современными географическими границами Анголы, причем все сепаратистские попытки или расчленение ее территории решительно пресекаются.
Статья 5.
Экономические, социальные и культурные связи между всеми частями Народной Республики Анголы стимулируются и усиливаются в целях общего развития всей ангольской нации и ликвидации следов регионализма и трайбализма.
Статья 6.
Народные вооруженные силы освобождения Анголы (ФАПЛА), вооруженная рука народа, под руководством МПЛА, председатель которого является их главнокомандующим, выступая в качестве национальной армии Народной Республики Анголы, осуществляют защиту территориальной целостности Отечества и участвуют на стороне народа в производительной деятельности и, следовательно, в национальной реконструкции.
Главнокомандующий Народными вооруженными силами освобождения Анголы (ФАПЛА) назначает и смещает высших военных руководителей.
Статья 7.
Народная Республика Ангола является светским государством, религиозные учреждения полностью отделены от государства. Все религии пользуются уважением, и государство защищает церковь, места и предметы культа при условии, что они соответствуют законам государства.
Статья 8.
Народная Республика Ангола рассматривает ‘Сельское хозяйство как основу и промышленность, как решающий фактор ее развития. Государство направляет и планирует национальную экономику, имея в виду систематичное и гармоничное развитие всех естественных и человеческих ресурсов страны и использование ее богатств в интересах ангольского народа.
Статья 9.
Народная Республика Ангола обеспечивает установление справедливых социальных отношений во всех сферах производства, стимулируя и развивая государственный сектор и создавая кооперативные формы. Только Народной Республике Анголе принадлежит решение вопроса о земле в интересах крестьянских масс.
Статья 10.
Народная Республика Ангола признает, защищает и гарантирует частную собственность иностранцев при условии, что она соответствует интересам экономики страны: и интересам ангольского народа.
Статья 11.
Все природные ресурсы на земле и под землей, территориальные воды, континентальный шельф и воздушное пространство являются собственностью государства, которое определяет условия их использования.
Статья 12.
Налоговая система определяется принципом прогрессивного налогообложения прямыми налогами, причем никакие привилегии в сфере налогообложения не допускаются.
Статья 13.
Народная Республика Ангола решительно борется с неграмотностью и невежеством и стимулирует развитие образования в интересах народа и подливной национальной культуры, обогащенной завоеваниями революционной культуры других народов.
Статья 14.
Народная Республика Ангола уважает и применяет принципы Устава Организации Объединенных Наций и Устава Организации Африканского Единства и устанавливает отношения дружбы и сотрудничества со всеми государствами на основе взаимного уважения суверенитета и территориальной неприкосновенности, равенства, невмешательства во внутренние дела каждой страны и взаимной выгоды.
Статья 15.
Народная Республика Ангола поддерживает и солидаризуется с борьбой народов за их национальное освобождение и устанавливает отношения дружбы и сотрудничества со всеми демократическими и прогрессивными силами мира.
Статья 16.
Народная Республика Ангола не принадлежит ни к какой международной военной организации и не разрешает создание иностранных военных баз на национальной территории.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Статья 17.
Государство уважает и защищает личность и человеческое достоинство. Все граждане имеют право свободного развития своей личности при условии уважения прав других граждан и высших интересов ангольского народа. Закон защищает жизнь, свободу, личную неприкосновенность, достоинство и репутацию каждого гражданина.
Статья 18.
Все граждане равны перед законом, пользуются одинаковыми правами и несут равные обязанности, без различия цвета кожи, расы, племени, пола, места рождения, религии, уровня образования, экономического и социального положения.
Закон сурово наказывает все действия, которые причиняют вред социальной солидарности или устанавливают дискриминацию и привилегии, базирующиеся на этих предпосылках.
Статья 19.
Участие в защите территориальной целостности страны, защита и расширение революционных завоеваний являются правом и наиболее почетной и неуклонной обязанностью каждого гражданина Народной Республики Анголы.
Статья 20.
Все граждане, достигшие 18 лет, за исключением законно лишенных политических прав, имеют право и обязаны активно участвовать в общественной жизни, избирать и быть избранными или назначенными во все органы государства, выполняя свои поручения с полной преданностью делу родины и ангольского народа.
Статья 21.
Все избранные граждане обязаны отчитываться о своей деятельности перед избирателями, которыми они избраны и которые имеют право в любое время обоснованно отозвать выданный мандат.
Статья 22.
Для осуществления основных целей Народной Республики Анголы закон обеспечивает свободу выражения мнений, собраний и объединений.
Статья 23.
Гражданин не может быть арестован или подвергнут суду иначе как в соответствии с законом; каждому обвиняемому гарантируется право на защиту.
Статья 24.
Народная Республика Ангола гарантирует личные свободы, а именно: неприкосновенность жилища и тайну переписки в границах, предусмотренных законом.
Статья 25.
Свобода совести и верований нерушима. Народная Республика Ангола признает равенство всех религий и гарантирует их осуществление, поскольку это совместимо с общественным порядком и национальными интересами.
Статья 26.
Труд является правом и обязанностью всех граждан, каждый трудится в соответствии с его способностями и получает вознаграждение по труду.
Статья 27.
Государство будет принимать необходимые меры, чтобы обеспечить гражданам право на Медицинскую и санитарную помощь, а также право на помощь во время детства, материнства, инвалидности, старости и во всех случаях неспособности к труду.
Статья 28.
Участники борьбы за национальное освобождение, получившие увечья, и семьи погибших борцов имеют право на особое покровительство; это является почетным долгом Народной Республики Анголы.
Статья 29.
Народная Республика Ангола стимулирует и гарантирует доступ всем гражданам к образованию и культуре.
Статья 30.
Народная Республика Ангола должна создавать необходимые политические, экономические и культурные условия, чтобы все граждане могли эффективно пользоваться своими правами и полностью выполнять свои обязанности.
Раздел III. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА.
Глава I. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 31.
Президентом Народной Республики Анголы является председатель МПЛА.
Президент Республики в качестве главы государства представляет ангольскую нацию.
Статья 32.
Президент Республики обладает следующими полномочиями:
а) председательствовать в Революционном совете и направлять его работу;
б) утверждать Правительство, назначенное Революционным советом по указанию МПЛА;
в) председательствовать в Совете министров;
г) назначать, утверждать в должности и отзывать провинциальных комиссаров;
д) подписывать, промульгировать и опубликовывать законы Революционного совета, декреты-законы и декреты Правительства;
е) указывать того члена Политбюро МПЛА, который будет замещать его во время отсутствия или временной невозможности исполнять свои обязанности;
ж) принимать решения о помиловании и смягчении наказаний;
з) руководить национальной обороной;
и) объявлять осадное или чрезвычайное положение;
к) объявлять войну и заключать мир в соответствии с предварительным уполномочием Революционного совета;
л) осуществлять все другие функции, которые будут ему предоставлены Революционным советом.
Статья 33.
В случае смерти, отставки или постоянной невозможности Президента Республики выполнять свои обязанности Центральный комитет определяет, кто из его членов будет временно выполнять функции Президента Республики.
Глава II. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ.
Статья 34.
Народное собрание является высшим органом государства в Народной Республике Анголе.
Специальный закон определит его состав и порядок его избрания, а также его компетенцию и порядок деятельности.
Глава III. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ СОВЕТ.
Статья 35.
До тех пор пока не созданы условия для образования Народного собрания, высшим органом государственной власти является Революционный) совет.
Статья 36.
Революционный совет состоит из:
а) членов Центрального комитета МПЛА;
б) министра обороны, начальника Генерального штаба, Национального политического комиссара или его заместителей;
в) членов Правительства, назначаемых для этой цели Политбюро МПЛА, из которых самое большее трое не являются членами Центрального комитета;
г) провинциальных комиссаров, назначаемых для этой цели Президентом Республики;
д) командующих и политических комиссаров военных округов.
Статья 37.
В Революционном совете председательствует Президент Республики.
Статья 38.
Революционный совет обладает следующими полномочиями:
а) осуществлять законодательные функции, которые он может делегировать Правительству;
б) направлять политику страны, определяемую Центральным комитетом МПЛА;
в) утверждать общий бюджет государства и Национальный план, подготовленный равительством;
г) назначать и отзывать премьер-министра и других членов Правительства по указанию МПЛА;
д) объявлять амнистию;
е) уполномочивать Президента Республики объявлять войну и заключать мир.
Глава IV. ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Статья 39.
Правительство состоит из Президента Республики, премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров, заместителей министров, государственных секретарей и других членов, указанных в Законе.
Статья 40.
К ведению Правительства, как исполнительного органа, относится проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства под руководством Революционного совета и Президента Республики и осуществление надзора за всем государственным управлением.
Статья 41.
К полномочиям Правительства относятся:
а) обеспечение безопасности лиц и имущества;
б) разработка общего бюджета государства и его исполнение после одобрения Революционным советом;
в) разработка Национального плана и его исполнение после одобрения Революционным советом.
Статья 42.
Правительство может осуществлять посредством издания декретов все законодательные функции, которые ему будут делегированы Революционным советом. Министрам принадлежит право регламентарной власти на основании закона Революционного совета и декретов Правительства.
Статья 43.
В случае необходимости Правительство может заседать, полностью или частично, вместе с Революционным советом.
Глава V. СУДЫ.
Статья 44.
Осуществление юрисдикции принадлежит исключительно судам, которые осуществляют демократическое правосудие.
Организация, состав и компетенция судов будут определены законом.
Статья 45.
Во время осуществления своих функций судьи независимы.

Глава VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОРПУС.
Статья 46.
Народная Республика Ангола делится в административном отношении на провинции, районы, коммуны, округа, кварталы и населенные пункты
Статья 47.
Местная администрация руководствуется принципами единства, децентрализации и местной инициативы.
Статья 48.
Провинциальный комиссар является непосредственным представителем Правительства в провинции.
Правительство представлено в районе муниципальным комиссаром и в коммуне — комиссаром коммуны, которые назначаются по указанию МПЛА.
Статья 49.
В каждой провинции имеется провинциальная комиссия, председателем которой является провинциальный комиссар; комиссия обладает нормотворческими полномочиями по всем вопросам внутренней жизни провинции.
Статья 50.
Административными органами районов, коммун, кварталов и населенных пунктов являются соответственно муниципальные и коммунальные комиссии и народные комиссии кварталов или населенных пунктов.
Статья 51.
Административные единицы обладают правом юридического лица и пользуются административной и финансовой автономией.
Статья 52.
Структура и компетенция административного корпуса и других органов местной администрации будут определены законом.
Раздел IV. СИМВОЛЫ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛЫ.
Статья 53.
Символами Народной Республики Анголы являются флаг, герб и гимн.
Статья 54.
Государственный флаг имеет два цвета на двух горизонтальных полосах. Верхняя полоса — красного цвета, нижняя — черного. Они олицетворяют:
красная: кровь, пролитую ангольцами во время колониального угнетения, борьбы за национальное освобождение и революции;
черная: африканский континент.
В центре находится изображение, состоящее из части зубчатого колеса, символизирующего рабочий класс и промышленность; мачете, символизирующего класс крестьян, сельское хозяйство и начало вооруженной борьбы; а также звезды, символизирующей интернационализм и прогресс.
Зубчатое колесо, мачете и звезда — желтого цвета, который олицетворяет богатство страны.
Статья 55.
Герб Народной Республики Анголы состоит из изображения части зубчатого колеса и листьев маиса, кофе и хлопка, олицетворяющих соответственно рабочий класс и промышленность, класс крестьян и сельское хозяйство.
Внизу изображения находится открытая книга, символ образования и культуры, и восходящее солнце, что означает обновление страны. В центре находится изображение мачете и мотыги, которые символизируют труд и начало вооруженной борьбы. Вверху находится звезда, символ интернационализма и прогресса.
В нижней части эмблемы находится золотая лента с надписью: «Народная Республика Ангола».
Статья 56.
Государственным гимном является «Ангола, вперед!».
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ.
Статья 57.
До создания Собрания, обладающего учредительной властью, изменения настоящего Конституционного закона осуществляются Центральны(м комитетом МПЛА.
Статья 58.
Законы и регламенты, находящиеся в силе, применяются, пока они не будут отменены или изменены и поскольку они не противоречат духу настоящего Конституционного закона и ангольскому революционному процессу.
Статья 59.
Все договоры, соглашения и союзы, в силу которых Португалия возложила обязанности на Анголу и которые наносят ущерб интересам ангольского народа, будут пересмотрены.
Статья 60.
Настоящий документ входит в силу 11 ноября 1975 г. в 00 часов.
Одобрен единогласно Центральным комитетом Народного движения за освобождение Анголы 10 ноября 1975 г.
Председатель МПЛА Антонио Агстиньо Нетто

2. ЗАКОН АНГОЛЫ О НАРОДНОЙ ВЛАСТИ № 1/76
ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 1976 ГОДА.
1. Народная власть возникает в ходе классовой борьбы в обществе, где буржуазия являлась господствующим классом. Во время народных восстаний, острых кризисных ситуаций, когда буржуазия утрачивает монополию на осуществление политической власти, или в ходе длительной народной войны возникают условия для становления народной власти.
В эти исторические периоды народная власть возникает в отдельных рабочих районах и производственных центрах, существует параллельно с властью буржуазии и ведет с ней постоянную борьбу’. В процессе политического развития такого общества, по мере обострения классовой борьбы могут сложиться две ситуации: или органы, посредством которых народ осуществляет власть, развиваются, расширяют свое влияние, крепнут по всей стране, разрушая политическую систему эксплуататоров и создавая условия для возникновения государства народной демократии, или народные органы ликвидируются и эксплуататорские классы про’ должают осуществлять свою диктатуру.
2. Благодаря вооруженной национально-освободительной борьбе, начавшейся 4 февраля 1961 г., под контроль МПЛА перешли обширные районы страны, в которых организованный и вооруженный народ установил свою власть и осуществлял ее через созданные им органы. Таким образом, национально-освободительная борьба, завершившаяся завоеванием независимости 11 ноября, обеспечила условия для развития и укрепления народной власти по всей стране.
В то же время национально-освободительная борьба в португальских колониях и обострение классовой борьбы в Португалии вызвали структурный кризис португальской колониальной системы. Следствием воздействия этих факторов явилось раздробление и рассредоточение португальских вооруженных сил, что привело к неустойчивости государственной власти.
Невозможность монопольного осуществления политической власти колониальной буржуазией способствовала расширению народной борьбы и возникновению широких массовых движений в городских центрах и главным образом в Луанде, где развитие производительных сил было наибольшим и где поэтому рабочий класс был наиболее многочисленным и сознательным.
Этот кризис колониальной буржуазии и постоянная неэффективность ее методов подавления привели к тому, что колонисты взялись за оружие для осуществления прямых репрессий. Народные же массы пригородных районов стали организовывать органы народной власти, власти угнетенных, которая существовала параллельно с властью колониальной буржуазии.
Между тем роль защитников интересов этой буржуазии и международных монополий взяли на себя УПА (ФНЛА) и УНИТА, которые повели жестокую борьбу против зарождавшихся органов народной власти, каковыми являлись, например, народные комиссии кварталов и Фронты Кимбо.
Закладывая основы народной власти, поддерживая и защищая ее и органы, посредством которых народные массы выражали свою непосредственную волю, МПЛА с каждым разом все более решительно отмежевывалось в идеологическом плане от существовавших марионеточных политических организаций. Только в лице МПЛА народ всегда находил поддержку своей борьбе. С момента своего основания МПЛА, выражая чаяния наиболее эксплуатируемых слоев населения нашей страны, возложило на себя серьезную ответственность, включив в свою Программу обязанность защищать их интересы.
3. Статья 3 Конституционного закона гарантирует народным массам участие в осуществлении политической власти.
Настоящий Закон развивает вышеупомянутый конституционный принцип, регулируя формы организации народной власти и ее взаимоотношения с государственным аппаратом. Применение настоящего Закона потребует от МПЛА и от нашего народа больших мобилизационных и организаторских усилий, так как трудности переходного периода в условиях иностранной военной агрессии являются огромными.
Революционный совет считает, что наступил момент институционализировать действительную демократизацию политических и экономических структур нашей страны.
В соответствии с п. «а» ст. 38 Конституционного закона и во исполнение полномочий, возложенных пунктом «д» ст. 32 Конституционного закона, Революционный совет постановляет и промульгирует следующее.
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Определение.
1. Органами народной власти, в соответствии с нижеследующими статьями настоящего Закона, являются такие органы, посредством которых народные массы, направляемые и контролируемые их революционным авангардом – МПЛА, осуществляют политическую власть.
2. К ведению органов народной власти относится защита, упрочение и развитие революционных завоеваний народных масс, в первую очередь рабочих и крестьян.
Статья 2. Виды органов народной власти.
1. Органами народной власти являются:
а) коммунальные комиссии в соответствующих коммунах;
б) муниципальные комиссии в соответствующих районах;
в) провинциальные комиссии в соответствующих провинциях;
г) Народное собрание.
2. Органами народной власти в сельских коммунах являются:
а) народные собрания населенных пунктов;
б) народные комиссии населенных пунктов.
3. Органами народной власти в городских коммунах являются:
а) народные собрания кварталов;
б) народные комиссии кварталов.
Статья 3. Административные единицы.
1. В соответствии с настоящим Законом Ангола делится на провинции.
2. Провинции делятся на районы, последние на городские и сельские коммуны.
3. Городские коммуны делятся на кварталы, сельские коммуны — на населенные пункты.

Глава II. О НИЗОВЫХ ОРГАНАХ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ .
Раздел I. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ.
Подраздел I. О народном собрании населенного пункта.
Статья 4. Определение и состав.
1. Народное собрание населенного пункта — это орган, посредством которого жители соответствующего населенного пункта осуществляют народную власть.
2. В народном собрании населенного пункта могут участвовать все жители населенного пункта, но только лица, достигшие восемнадцати лет, имеют право голоса.
Статья 5. Компетенция.
К ведению народного собрания населенного пункта относится право:
а) избирать и распускать народную комиссию населенного пункта;
б) давать оценку действиям народной комиссии населенного пункта;
в) избирать и смещать инспектора здравоохранения.
Статья 6. Заседания.
Народное собрание населенного пункта заседает в обязательном порядке один раз в месяц, а также всякий раз, когда его созывает народная комиссия населенного пункта или минимальное число жителей, определенное в регламенте.
Подраздел II. О народной комиссии населенного пункта
Статья 7. Определение, состав и выборы.
1. Народная комиссия населенного пункта является представительным органом жителей соответствующего населенного пункта.
2. Народная комиссия населенного пункта состоит минимум из пяти и максимум из десяти членов, избираемых прямым и открытым голосованием народным собранием населенного пункта, специально созываемым для этой цели.
3. Помимо действительных членов народной комиссии населенного пункта должны быть избраны три заместителя.
Статья 8. Компетенция.
Народная комиссия населенного пункта обладает следующими полномочиями:
а) мобилизовывать и организовывать крестьянские массы для обсуждения и решения срочных и не терпящих отлагательства проблем, организовывать сопротивление и строительство народной демократии;
б) обеспечивать связь с остальными органами народной власти, способствуя тем самым укреплению рабоче-крестьянского союза;
в) постоянно анализировать политическую ситуацию и ее соответствие политической линии МПЛА, определять задачи и формы участия народных масс в революционном процессе, целью которого является построение общества, свободного от эксплуатации человека человеком;
г) изучать директивы, исходящие от вышестоящих органов народной власти, и принимать конкретные меры для их претворения в жизнь;
д) распространять в массах идеи, способствующие повышению их политического сознания и активизации их участия в борьбе;
е) бороться с невежеством, трайбализмом, регионализмом и расизмом путем организации общественных обсуждений конфликтов, возникающих среди населения, и тем самым способствовать повышению политического сознания крестьянских масс;
ж) бороться с алкоголизмом, проституцией, бродяжничеством, абсентеизмом и другими проявлениями антиобщественного поведения;
з) обсуждать и одобрять решения о формах реорганизации социальной жизни в населенном пункте;
и) высказываться по вопросу о формах организации производства в соответствующем населенном пункте, в том числе по вопросу о совместной обработке расположенных близ соответствующего населенного пункта пустующих земель под сельскохозяйственные культуры, а также по вопросу о применении принципов, в соответствии с которыми должна проводиться аграрная реформа;
к) развивать и поддерживать коллективные формы производства;
л) высказываться по вопросам распределения продуктов в соответствующем населенном пункте, вести борьбу с контрабандой, спекуляцией, скупкой и экономическим саботажем, сотрудничать с компетентными службами и усиливать контроль крестьян за торговлей произведенными ими продуктами;
м) высказываться по вопросам разрешения жилищной проблемы, здравоохранения, образования, связи и транспорта, а также по всем вопросам, касающимся улучшения условий жизни народных масс на территории соответствующего населенного пункта;
щ) высказываться по вопросу о форме народного участия в охране и защите соответствующего населенного пункта под руководством компетентных органов ФАПЛА;
о) возбуждать в компетентных судебных органах дела о таких преступлениях, как измена освободительной борьбе, совершенных на территории, подлежащей ее юрисдикции или лицами, проживающими на этой территории;
п) .наблюдать за деятельностью государственных служб и учреждений, не нарушая их компетенцию, которая будет установлена с этой целью декретом;
р) периодически представлять отчеты о своей деятельности народному собранию населенного пункта и коммунальной комиссии;
с) представлять заключения коммунальной комиссии по ее просьбе;
т) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, народное собрание населенного пункта.
Раздел II. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ В КВАРТАЛАХ.
Подраздел I. О народном собрании квартала.
Статья 9. Определение и состав.
1. Народное собрание квартала — это орган, посредством которого жители соответствующего квартала осуществляют народную власть.
2. В народном собрании квартала могут участвовать все жители квартала, но только лица, достигшие восемнадцати лет, имеют право голоса.
Статья 10. Компетенция.
К ведению народного собрания квартала относится право избирать и распускать народную комиссию квартала.
Статья 11. Заседания.
Народное собрание квартала заседает в обязательном порядке один раз в месяц, а также всякий раз, когда его созывает народная комиссия квартала или минимальное число жителей, определенное в регламенте.
Подраздел II. О народной комиссии квартала.
Статья 12. Определение, состав и выборы.
1. Народная комиссия квартала является представительным органом жителей соответствующего квартала.
2. Народная комиссия квартала состоит минимум из восьми и максимум из двенадцати членов, избираемых прямым и открытым голосованием народным собранием
квартала, специально созываемым для этой цели.
3. Помимо действительных членов народной комиссии должны быть избраны четыре заместителя.
Статья 13. Компетенция.
Народная комиссия квартала обладает следующими полномочиями:
а) мобилизовывать и организовывать народные массы для обсуждения и решения срочных и не терпящих отлагательства проблем, организовывать сопротивление и строительство народной демократии;
б) обеспечивать связь с остальными органами народной власти, способствуя тем самым укреплению рабоче-крестьянского союза;
в) постоянно анализировать политическую ситуацию и ее соответствие политической линии МПЛА, определять задачи и формы участия народных масс в революционном процессе, целью которого является построение общества, свободного от эксплуатации человека человеком;
г) изучать директивы, исходящие от вышестоящих органов народной власти, и принимать конкретные меры для их претворения в жизнь;
д) распространять в массах идеи, способствующие повышению их политического сознания и их участию в борьбе;
е) бороться с невежеством, трайбализмом, регионализмом и расизмом путем организации общественных обсуждений конфликтов, возникающих среди населения, и тем самым способствовать повышению политического сознания крестьянских масс;
ж) бороться с алкоголизмом, проституцией, бродяжничеством, абсентеизмом и другими проявлениями антиобщественного поведения;
з) обсуждать и одобрять решения о формах реорганизации социальной жизни квартала;
и) высказываться по вопросу о формах снабжения квартала, вести борьбу со спекуляцией, скупкой, контрабандой и экономическим саботажем, сотрудничать с компетентными службами;
к) активизировать деятельность кооперативов в соответствующих кварталах и оказывать им поддержку;
л) принимать участие в переписи жителей квартала, а также жилищ и зданий, расположенных в квартале, и соответствующих домовладельцев и квартиросъемщиков;
м) высказываться по вопросам разрешения жилищной проблемы, по вопросам здравоохранения, образования, связи и транспорта, а также по всем вопросам, касающимся улучшения условий жизни народных масс на территории соответствующего квартала;
н) высказываться по вопросу о форме народного участия в охране и защите соответствующего квартала под руководством компетентных органов ФАПЛА;
о) возбуждать в компетентных судебных органах дела о таких преступлениях, как измена освободительной борьбе, совершенных на территории, подлежащей ее юрисдикции, или лицами, проживающими на этой территории;
п) наблюдать за деятельностью государственных служб и организаций, не нарушая их компетенцию, которая будет установлена с этой целью декретом;
р) периодически представлять отчеты о своей деятельности народному собранию квартала и коммунальной комиссии;
с) представлять заключения коммунальной комиссии по ее просьбе;
т) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, народное собрание квартала.
Глава III. О КОММУНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.
Раздел I. О КОММУНАЛЬНОЙ КОМИССИИ.
Статья 14. Определение.
Коммунальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующей коммуне.
Статья 15. Состав и выборы.
1. Коммунальная комиссия состоит из пятнадцати членов, которые избираются низовыми народными комиссиями открытым голосованием на пленарном заседании, созываемом специально для этой цели.
2. Помимо пятнадцати действительных членов коммунальной комиссии должны быть избраны пятнадцать заместителей.
Статья 16. Полномочия и компетенция.
1. Коммунальная комиссия обеспечивает решение проблем, возникающих у жителей коммуны, координирует деятельность органов народной власти в пределах своей юрисдикции.
2. Коммунальная комиссия обладает следующими полномочиями:
а) активизировать и поддерживать коллективные формы производства, укреплять рабоче-крестьянский союз, обеспечивать эффективный контроль трудящихся на всех экономических предприятиях;
б) активизировать, мобилизовывать и организовывать народные массы для осуществления сопротивления;
в) способствовать развитию солидарности всех трудящихся коммуны, поддерживая их справедливую борьбу против эксплуатации;
г) обсуждать и одобрять решения о формах участия народных масс в охране и защите соответствующей коммуны под руководством компетентных органов ФАПЛА;
д) обсуждать и вносить предложения в муниципальную комиссию о формах участия коммуны в плане и бюджете провинции;
е) разрешать спорные вопросы, возникающие между различными органами народной власти соответствующей коммуны;
ж) высказывать свое мнение по всем вопросам, представляющим особый интерес для коммуны, в том числе по вопросам активизации и поддержки производственных и потребительских кооперативов, борьбы со спекуляцией, снабжения продуктами первой необходимости, борьбы с неграмотностью и болезнями, борьбы за ликвидацию всех социальных язв;
з) осуществлять наблюдение и контроль за деятельностью предприятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми будут на нее возложены согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответствующей коммуны и выполнение национального плана;
и) контролировать выполнение решений муниципальных и провинциальных комиссий;
к) контролировать деятельность комиссара коммуны и направлять в министерство внутренних дел предложение о его замещении;
л) контролировать деятельность и методы работы государственных служащих и предлагать муниципальной комиссии рассмотреть вопрос о замене служащих, деятельность которых носит антинародный характер;
м) представлять заключения, которые от нее потребуют комиссар коммуны, муниципальные и провинциальные комиссии;
н) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание низовых народных комиссий соответствующей коммуны;
о) ежегодно организовывать проведение выборов в низовые народные комиссии и введение в должность избранных членов.
Раздел II. О КОМИССАРЕ КОММУНЫ.
Статья 17. Назначение.
Комиссар коммуны назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА и подчиняется муниципальному комиссару.
Статья 18. Компетенция.
1. Комиссар коммуны в соответствующей коммуне осуществляет проведение в жизнь политической линии, определяемой МПЛА, и обеспечивает выполнение директив, исходящих от Народного собрания и Правительства.
2. Комиссар коммуны обладает следующими особыми полномочиями:
а) осуществлять руководство административными службами коммуны, а также предприятиями, учреждениями и государственными организациями, управление которыми будет передано органам местной администрации;
б) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан;
в) представлять коммунальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности муниципального комиссара, провинциального комиссара и Правительства;
г) председательствовать на заседаниях коммунальной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений.
Статья 19. Помощник комиссара.
1. Комиссар коммуны может иметь помощника, который осуществляет функции, делегированные ему комиссаром коммуны, и замещает последнего во время его отсутствия или в случае невозможности выполнения им его полномочий.
2. Помощник комиссара коммуны назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА.
Статья 20. Разрешение спорных вопросов.
Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между коммунальной комиссией и комиссаром соответствующей коммуны, входит в компетенцию муниципального комиссара.
Глава IV. О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.
Раздел I. О МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОМИССИИ.
Статья 21. Определение.
Муниципальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующем районе.
Статья 22. Состав и выборы.
1. Муниципальная комиссия состоит из пятнадцати членов, которые избираются коммунальными комиссиями соответствующего района открытым голосованием на пленарном заседании, созываемом специально для этой цели.
2. Помимо пятнадцати действительных членов муниципальной комиссии должны быть избраны десять заместителей.
Статья 23. Полномочия и компетенция.
1. Муниципальная комиссия обеспечивает демократизацию политических и экономических структур района и превращение его в базу народного сопротивления.
2. Муниципальная комиссия обладает следующими особыми полномочиями:
а) участвовать в разработке проекта провинциального бюджета и осуществлять контроль за его исполнением и тем самым гарантировать вклад района в создание экономики сопротивления;
б) обсуждать все вопросы, представляющие особый интерес для района, в том числе вопросы организации производства, распределения продуктов, создания стратегических резервов средств первой необходимости, организации общественного снабжения, создания муниципальных средств транспорта, вопросы жилищной политики и рационального размещения материальных и технических ресурсов для развития сельского хозяйства, местной промышленности и кустарных промыслов и для постепенного улучшения условий жизни населения;
в) осуществлять наблюдение и контроль за деятельностью предприятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми будет на них возложено согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответствующего района и выполнение национального плана;
г) под руководством компетентных органов ФАПЛА организовывать участие народных масс в охране и защите соответствующего района;
д) координировать деятельность органов народной власти в борьбе с неграмотностью, болезнями, борьбе за ликвидацию всех социальных язв;
е) обсуждать и одобрять решения по вопросам оказания помощи населению, пострадавшему от войны;
ж) разрешать спорные вопросы, могущие возникнуть между различными коммунальными комиссиями соответствующего района, а также спорные вопросы, могущие возникнуть между любой коммунальной комиссией и комиссаром соответствующей коммуны;
з) контролировать деятельность и методы работы государственных служащих, а также обсуждать предложения об их замещении, вносимые коммунальными комиссиями, и предлагать муниципальному комиссару, если он сочтет это целесообразным, осуществить замещение того или иного государственного служащего или рассмотреть вопрос о мерах его дисциплинарной ответственности;
и) представлять заключения, которые от нее потребуют муниципальный комиссар и провинциальная комиссия;
к) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарные заседания коммунальных комиссий;
л) ежегодно организовывать проведение выборов в коммунальные комиссии и введение в должность избранных членов.
Раздел II. О МУНИЦИПАЛЬНОМ КОМИССАРЕ.
Статья 24. Назначение.
Муниципальный комиссар назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА и подчиняется провинциальному комиссару.
Статья 25. Компетенция.
1. Муниципальный комиссар в соответствующем районе осуществляет проведение в жизнь политической линии, определяемой МПЛА, и обеспечивает выполнение директив, исходящих от Народного собрания и Правительства.
2. Муниципальный комиссар обладает следующими особыми полномочиями:
а) осуществлять руководство административными службами района, а также предприятиями, учреждениями и государственными организациями, управление которыми будет передано органам местной администрации;
б) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан;
в) укреплять связь между государственной администрацией и различными институтами соответствующего района, в том числе вооруженными силами и экономическими, общественными, и культурными организациями;
г) передавать на обсуждение муниципальной комиссии все проекты административных органов по вопросам, указанным в подпункте «б» п. 2 ст. 23;
д) председательствовать на заседаниях муниципальной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений;
е) представлять муниципальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности провинциального комиссара и Правительства;
ж) разрабатывать проекты перестройки административных органов в соответствующем районе, передавая их затем на утверждение муниципальной комиссии, а также принимать участие совместно с провинциальным комиссаром в разработке плана развития провинции;
з) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание коммунальных комиссаров.
Статья 26. Помощник комиссара.
1. Муниципальный комиссар может иметь помощника, который осуществляет функции, делегированные ему муниципальным комиссаром, и замещает его во время его отсутствия или в случае невозможности выполнять им его полномочия.
2. Помощник муниципального комиссара назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА.
Статья 27. Разрешение спорных вопросов.
Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между муниципальной комиссией и муниципальным комиссаром, входит в компетенцию провинциального комиссара.
Глава V. О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.
Раздел I. О ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ.
Статья 28. Определение.
Провинциальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующей провинции.
Статья 29. Состав и выборы.
1. Провинциальная комиссия состоит из двадцати членов, которые избираются муниципальными комиссиями соответствующей провинции открытым голосованием на пленарном заседании, созываемом специально для этой цели.
2. Помимо двадцати действительных членов провинциальной комиссии должны быть избраны десять заместителей.
Статья 30. Полномочия и компетенция.
1. Провинциальная комиссия обеспечивает процесс преобразования структур колониальной и традиционной властей посредством координации действий органов на родной власти провинции.
2. Провинциальная комиссия уполномочена высказываться по всем вопросам, представляющим особый интерес для провинции, в том числе по вопросам организации производства и распределения продуктов, средств связи в провинции, общественного снабжения, транспорта и в целом по вопросам организации сопротивления и строительства материально-технической базы плановой экономики.
3. Провинциальная комиссия обладает следующими особыми полномочиями:
а) обсуждать и определять план и провинциальные бюджеты, которые являются составной частью национального плана и общего бюджета государства;
б) обсуждать и определять формы участия провинции в материально-техническом обеспечении ФАПЛА;
в) обсуждать и определять формы участия населения в охране и защите соответствующей провинции под руководством компетентных органов ФАПЛА;
г) следить за выполнением решений Правительства, направленных на оказание помощи населению, пострадавшему от войны;
д) определять конкретные меры борьбы, направленные на ликвидацию социальных язв, в соответствии с директивами, определяемыми вышестоящими органами;
е) определять конкретные меры борьбы с неграмотностью и болезнями в соответствии с директивами вышестоящих органов;
ж) разрешать спорные вопросы, могущие возникнуть между различными муниципальными комиссиями соответствующей провинции, так же как и спорные вопросы, могущие возникнуть между любой муниципальной комиссией и муниципальным комиссаром соответствующего района;
з) осуществлять контроль за деятельностью предприятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми (будет на них возложено согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответствующей провинции и претворение в жизнь национального плана;
и) осуществлять контроль за действиями средств общественной информации, а также за издательской деятельностью в форме, обеспечивающей распространение информации, которая служила бы интересам рабочих и крестьян и способствовала бы повышению их политического сознания в соответствии с директивами Центрального комитета МПЛА и Народного собрания;
к) контролировать деятельность провинциального комиссара и ставить перед Народным собранием вопрос о его замене в том случае, когда выявляется антинародный характер его деятельности;
л) представлять заключения, которые от нее потребуют провинциальный комиссар, а также непосредственно Народное собрание или Правительство;
м) разрабатывать свой регламент и назначать членов своих вспомогательных комитетов;
н) созывать один раз в три месяца и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание муниципальных комиссий соответствующей провинции;
о) ежегодно организовывать проведение выборов в муниципальные комиссии и введение в должность избранных членов.
Статья 31. Провинциальные декреты.
1. Законодательная деятельность, о которой говорится в ст. 49 Конституционного закона, будет осуществляться провинциальной комиссией посредством издания провинциальных декретов.
2. Провинциальные декреты не могут противоречить в чем бы то ни было положениям, содержащимся в Законе, и считаются вступившими в силу, если в течение пятнадцати дней, последующих после их опубликования, не будут отменены Народным собранием.
3. Правительство может в рамках, предусмотренных предыдущим пунктом, отменить провинциальные декреты, затрагивающие вопросы, законодательствование по которым делегировано ему в соответствии со ст. 42 Конституционного закона.
Раздел II. О ПРОВИНЦИАЛЬНОМ КОМИССАРЕ.
Статья 32. Полномочия и служебные отношения.
1. Провинциальный комиссар осуществляет в соответствующей провинции проведение в жизнь политической линии, определяемой Центральным комитетом МПЛА, и директив Народного собрания и Правительства так, чтобы содействовать политической и экономической децентрализации, предусмотренной в ст. 47 Конституционного закона.
2. Провинциальный комиссар осуществляет связь между провинциальными органами народной власти и Революционным советом и Правительством; он должен в своей деятельности относиться с уважением к руководству как центральных, так и местных органов.
Статья 33. Назначение и подчиненность.
Провинциальный комиссар назначается в соответствии с положением пункта «д» ст. 38 Конституционного закона и подчиняется министру внутренних дел.
Статья 34. Компетенция.
1. Провинциальный комиссар уполномочен осуществлять руководство деятельностью предприятий и других государственных организаций, находящихся в сфере его юрисдикции, ставя целью превращение каждой провинции в базу народного сопротивления.
2. Провинциальный комиссар обладает следующими особыми полномочиями:
а) председательствовать на заседаниях провинциальной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений;
б) координировать связи между центральными службами и своими региональными и местными органами;
в) укреплять связь между государственной администрацией и различными институтами соответствующей провинции, в том числе вооруженными силами и экономическими, общественными и культурными организациями;
г) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан страны и иностранцев;
д) разрабатывать совместно с муниципальными комиссарами проекты перестройки административных органов в соответствующей провинции, передавая их на утверждение провинциальной комиссии и затем — Правительства;
е) передавать на утверждение провинциальной комиссии все проекты административных органов по вопросам, указанным в п. 2 ст. 30;
ж) представлять провинциальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности Правительства и Революционного совета;
з) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание национальных комиссаров.
Статья 35. Разрешение спорных вопросов.
Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между провинциальной комиссией и провинциальным комиссаром и которые нельзя разрешить на основе принципа критики и самокритики, входит в компетенцию Народного собрания.
Статья 36. Помощник комиссара.
1. Провинциальный комиссар может иметь помощника, который осуществляет функции, делегируемые ему провинциальным комиссаром, и замещает его во время его отсутствия или в случае невозможности выполнять им его полномочия.
2. Помощник провинциального комиссара назначается Революционным советом по указанию Политбюро МПЛА.
Глава VI ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Раздел I. О ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ЦЕНТРАЛИЗМЕ.
Статья 37. Система власти.
Все органы народной власти должны строго соблюдать следующие правила:
а) свободное обсуждение вопросов;
б) подчинение меньшинства большинству; обязательность решений, в том числе и для несогласного меньшинства;
в) подчинение нижестоящих органов вышестоящим;
г) коллективное руководство и индивидуальная ответственность;
д) критика и самокритика работы и поведения.
Статья 38. Приостановление решений.
1. Акты и решения нижестоящих органов могут быть приостановлены вышестоящими органами.
2. Решение, принятое в соответствии с положением предыдущего пункта, может быть обжаловано, причем непосредственно вышестоящий орган не вправе приостанавливать такое обжалование.
3. Решение, принятое по обжалованию вышестоящим органом, в соответствии с п. 2 не является препятствием для органа, принявшего акт, обратиться для дальнейшего обжалования в более высокую инстанцию.
4. Не могут быть, однако, приостановлены акты и решения особой важности по вопросам, находящимся в юрисдикции органа, если только они не затрагивают полномочия, принадлежащие другим органам государственной власти.
Статья 39. Обязательность консультаций.
1. Все вышестоящие органы должны в обязательном порядке консультировать нижестоящие органы при принятии решений по таким важным вопросам, как:
а) аграрная реформа; организация производства и распределения средств потребления; сопротивление; улучшение условий жизни народных масс;
б) национальный план;
в) формы участия народных масс в охране и защите соответствующей территории.
2. Аннулируются и теряют силу решения, которые противоречат положению предыдущего пункта.
Статья 40. Представление информации и разъяснений.
1. Вышестоящие органы должны представлять любую информацию и разъяснения, которые от них потребуют непосредственно нижестоящие органы.
2. Нижестоящие органы должны представлять любую информацию и разъяснения, которые от них потребуют непосредственно вышестоящие органы.
3. Информация и разъяснения, о которых говорится в предыдущих пунктах, должны быть представлены в течение пятнадцати дней, считая со дня получения запроса об информации или разъяснении.
4. Положения, содержащиеся в предыдущих пунктах, не распространяются на вопросы, имеющие отношение к государственной тайне или затрагивающие интересы национальной безопасности.
Статья 41. Отчетные собрания.
1. Комиссии, предусмотренные в настоящем законе, представляют отчеты о своей деятельности:
а) на собраниях, которые они должны проводить в соответствии с положениями ст. ст. 8, 13, 16, 23 и 30 совместно с органами народной власти, их избравшими;
б) на собраниях, которые они должны проводить в соответствии с положениями ст. ст. 16, 23 и 30 совместно с непосредственными вышестоящими органами.
2. Члены провинциальных комиссий должны один раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 16 и 23.Члены муниципальных комиссий должны один
раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 8, 13 и 16.
3. Члены коммунальных комиссий должны один раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 8 и 13.
4. График собраний членов комиссий, о которых говорится в пп. 2, 3 и 4 этой статьи, разрабатывается соответственно каждой комиссией, при этом каждый член комиссии должен с уважением относиться к принципу обязательного личного участия в работе собрания, проводимого совместно с низовыми органами, в состав которых он первоначально входил.
Статья 42. Повестка дня отчетных собраний.
1. На отчетных собраниях, о которых говорится в предыдущей статье, члены отчитывающихся комиссий в обязательном порядке должны:
а) выступить с кратким докладом о своей деятельности и о деятельности комиссии, в состав которой они входят;
б) дать разъяснение о том, каким образом были решены проблемы, поставленные нижестоящими органами, а также о мотивах, которые определили способ решений этих проблем;
в) объяснить причины, помешавшие в течение определенного времени решению тех или иных проблем, поставленных нижестоящими органами;
г) сообщить о критических замечаниях и предложениях, высказанных народными массами на собраниях;
д) ознакомить собрание с директивами, исходящими от вышестоящих органов;
2. На отчетных собраниях любой член органов народной власти может потребовать немедленных объяснений по поводу актов и решений, принятых отчитывающимися органами, и сообщить ответ любым нижестоящим органам, в том числе низовым собраниям и любым вышестоящим органам.

Статья 43.Протоколы отчетных собраний.
О ходе отчетных собраний должен вестись протокол, в котором необходимо отмечать факты присутствия и отсутствия и оправдательные объяснения отсутствующих.
Провинциальная комиссия должна подготовить краткое изложение протоколов собраний, упоминаемых в предыдущем пункте, и распространить его через органы общественной информации для того, чтобы народные массы имели представление о деятельности своих представителей.
Кроме того, должным образом подтвержденные критические замечания, принятые собранием к сведению в соответствии с положениями предыдущего пункта, должны стать достоянием гласности.
Раздел II. О КОМИССИЯХ.
Статья 44. Проведение выборов.
1. Члены предусмотренных в настоящем законе комиссий избираются на два года, однако их мандат может быть отозван в любое время органами, их избравшими.
2. Кандидатуры в члены комиссий выдвигаются в индивидуальном порядке; считаются избранными те кандидатуры, которые получили в убывающем порядке большинство голосов граждан, присутствующих на избирательных собраниях.
3. Кандидатуры в члены низовых народных комиссий могут быть выдвинуты избирательными комиссиями, состоящими на каждом уровне из представителей:
а.) Комитета действия МПЛА;
б) УНТА (Национальный союз трудящихся Анголы);
в) ЖМПЛА (Молодежная организация МПЛА);
г) ОМА (Организация женщин Анголы).
4. Кандидатуры, к которым относится положение предыдущего пункта, будут выдвигаться на избирательных собраниях посредством публичного чтения резолюции выдвигающего органа.
Статья 45. Пассивное избирательное право.
1. В низовые народные комиссии могут быть избраны ангольские граждане в возрасте старше восемнадцати лет.
2. Могут быть избраны:
а) в коммунальные комиссии — члены низовых народных комиссий соответствующей коммуны;
б) в муниципальные комиссии — члены коммунальных комиссий соответствующего района;
в) в провинциальные комиссии — члены муниципальных комиссий соответствующей провинции.
3. Не могут быть избранными ни в какую комиссию, предусмотренную настоящим законом:
а) лица, совершившие преступления против ангольского народа или против освободительной борьбы;
б) лица, в какой бы то ни было форме сотрудничавшие с такими фашистскими организациями, как ПИДЕ/ДЖС, ПИМ-ЖАП-ЖЕИ, португальский легион, национальное народное действие, национальный союз, ОПВДКА, ФРА, ЭЗИНА, УПА (ФНЛА), УНИТА, ФЛЕК, а также сознательные агенты коллаборационистских радиопрограмм;
в) лица, использующие наемный труд с целью наживы;
г) лица, уличенные в совершении актов коррупции, в занятии контрабандой, экономическим саботажем и спекуляцией;
д) лица, которые защищают или содействуют сохранению расизма, трайбализма и регионализма;
е) тунеядцы и лица, занимающиеся бродяжничеством;
ж) лица, признанные по решению суда недееспособными или неправоспособными.
4. Первичное народное собрание по истечении пяти лет со времени совершения действий, указанных в предыдущем пункте, может объявить политическую реабилитацию лиц, совершивших эти действия, и принять решение о восстановлении их избирательного права.
5. Не могут быть также избранными:
а) комиссары коммун, муниципальные и провинциальные комиссары, пока они находятся при исполнении служебных обязанностей;
б) члены судов и прокуратуры, пока они находятся при исполнении служебных обязанностей.
Статья 46. Заместители.
1. Заместителями членов комиссий, предусмотренных настоящим Законом, являются кандидаты, получившие наибольшее число голосов граждан, присутствующих на избирательном собрании, следующее непосредственно после числа голосов, полученных
действительными членами соответствующей комиссии.
2. Включение заместителей в состав комиссий производится в порядке убывания числа голосов, полученных на выборах.
Статья 47. Отзыв мандата.
1. Мандат любого члена комиссий, предусмотренных настоящим законом, может быть отозван в любое время простым большинством голосов граждан, присутствующих на собрании по вопросу об отзыве мандата.
2. Теряет свой мандат член любой комиссии, который:
а) пропускает без уважительной причины три заседания подряд или в разное время десять раз отсутствует на заседаниях без оправдательных причин;
б) отсутствует, не указывая своего местонахождения в течение периода, превышающего девяносто дней;
в) подпадает под какое-либо из положений, предусмотренных п. 3 ст. 45;
г) занимает какое-либо служебное положение, о котором упоминается в п. 5 ст. 45;
д) совершает какие-либо действия, несовместимые с положением члена органа народной власти.
3. Предложение об отзыве мандата может быть подписано:
а) комиссией, в чей состав входит член, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения;
б) по меньшей мере пятьюдесятью участниками выборов в низовые народные комиссии;
в) по меньшей мере третью членов, входящих в со став органов, участвующих в выборах соответственно коммунальных, муниципальных и провинциальных комиссий.
4. Комиссия, в чей состав входит член, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения, должна в течение сорока восьми часов после получения запроса об отзыве или предложения, упомянутого в подпункте «а» предыдущего пункта, ознакомить заинтересованное лицо с содержанием предложения об отзыве его мандата. Последнее может в порядке защиты привести доводы, которые сочтет нужными, а также представить доказательства в пользу своих доводов.
5. Комиссия, упомянутая в предыдущем пункте, должна созвать в течение пятнадцати дней низовое на родное собрание или пленарное заседание органов, из бравших члена, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения, с тем чтобы были высказаны мнения по вопросу об отзыве мандата.
6. В этом случае, если предложение об отзыве мандата члена комиссии будет одобрено, происходит его замещение в данной комиссии в соответствии с положением п. 2 ст. 46.
7. Нарушение положений предыдущих пунктов влечет аннулирование соответствующего решения об отзыве мандата или замещении члена комиссии.
Статья 48. Отказ от мандата.
1. Члены комиссий, предусмотренных настоящим законом, могут отказаться от своего мандата.
2. Отказ должен быть выражен в письменной форме и должным образом обоснован.
Статья 49. Заседания комиссий.
1. Комиссии, предусмотренные настоящим законом, в обязательном порядке собираются на очередные заседания один раз в неделю и на внеочередные — столько раз, сколько будет необходимо.
2. Заседания комиссий считаются законными, когда на них присутствует большинство их членов.
3. Решения комиссий принимаются простым большинством голосов присутствующих членов.
4. О ходе заседаний комиссий должен всегда, когда это возможно, вестись протокол, в котором необходимо отмечать факты присутствия и отсутствия и оправдательные объяснения отсутствующих, а также результаты голосований.
Статья 50. Вспомогательные комитеты и группы.
Комиссии могут образовывать постоянные и временные вспомогательные комитеты и группы, которые им будут нужны для выполнения своих полномочий.
Статья 51. Информация.
Члены комиссий могут запросить от каждого государственного или частного учреждения любую информацию, которая им требуется для выполнения своих функций, за исключением сведений, представляющих государственную тайну или затрагивающих вопросы национальной безопасности.

Статья 52. Положение члена комиссии.
1. Ни один член комиссии не может подвергаться преследованию на своем посту или во время осуществления своих мандатных полномочий.
2. Положение члена какой-либо комиссии несовместимо с выполнением функций члена других комиссий, предусмотренных настоящим законом.
3. Функции члена коммунальных, муниципальных и провинциальных комиссий вознаграждаются, когда они осуществляются в условиях исключительного режима.
4. Оплата и исключительный режим, о которых говорится в предыдущем пункте, будут определены декретом Правительства.
Статья 53. Встречи с гражданами.
Члены комиссий должны резервировать по крайней мере один рабочий день в неделю для приема граждан, которые хотят встретиться с ними в индивидуальном порядке.
Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 54. Географические границы административных единиц.
Провинции, районы, коммуны, населенные пункты и кварталы до издания иного законодательства сохраняются в географических границах, которые соответствуют бывшим областям, районам или округам, административным пунктам, единицам сельского звена и кварталам.
Статья 55. Отношения с центральными административными органами.
1. Министерства должны оказывать поддержку деятельности органов народной власти непосредственно через подчиненные им службы, предоставлять различным административным единицам материальные и технические средства, необходимые им для развития, осуществления сопротивления и демократизации региональных и местных структур в соответствии с политической линией МПЛА и директивными направлениями развития, определенными в национальном плане.
2. К ведению Совета министров относится право принятия решений по вопросу постепенной передачи местным административным органам в соответствии с настоящим законом полномочий по управлению и заведованию производственными объединениями и учреждениями.
3. Управление и заведование производственными объединениями и учреждениями, упомянутыми в предыдущем пункте, осуществляемое органами местной администрации, не требует от них выполнения общих директив, исходящих от министерств или компетентных центральных органов.
Статья 56. О Революционном совете.
Полномочия, которыми настоящий закон наделяет Народное собрание, осуществляются согласно ст. 35 Конституционного закона Революционным советом.
Статья 57. О постепенном образовании органов народной власти.
1. Органы народной власти будут образовываться по мере того, как будут подготовлены объективные и субъективные условия для реального осуществления политической власти указанными органами.
2. После образования коммунальных, муниципальных и провинциальных органов народной власти будут упразднены органы местной администрации, существующие в настоящее время, их имущество будет путем инвентаризации передано комиссару соответствующих
административных единиц.
Статья 58. Административная реформа.
1. Полномочия местных административных органов, существующих в настоящее время, будут осуществляться комиссаром согласно предыдущей статье на территории соответствующей административной единицы.
2. В течение девяноста дней, считая со дня вступления в силу настоящего закона, должен быть опубликован акт о реформе служб и организаций, подчиняющихся министерству внутренних дел.
3. Пока не будет осуществлена перестройка организации и финансирования служб, указанных в предыдущем пункте, эти службы будут продолжать руководствоваться действующим законодательством во всем, что не противоречит настоящему Закону.
Статья 59. Толкование и восполнение пробелов.
Сомнения, возникающие в процессе применения настоящего Закона, будут разрешаться заключениями министра внутренних дел.
Статья 60. Отмена законодательства.
Считается недействительным любое законодательство, противоречащее настоящему Закону.
Статья 61. Вступление в силу.
Этот Закон вступает в силу немедленно.
Просмотрен и одобрен Революционным советом 5 февраля 1976 г.
Президент Республики Антонио Агостиньо Него

3. ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ УНИТА (НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ЗА ПОЛНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ АНГОЛЫ).
I
УНИТА – Политическая партия Анголы. Упорная защита наиболее незащищенных мужчин и женщин этой страны оправдывает ее существование.
УНИТА, помещая Человека как личность в центре ее доктрины и политического действия, является Братской Партией, особенно внимательной к интересам самых бедных и незащищенных в различных слоях общества Анголы.
Гуманизм УНИТЫ противоречит власти как главному аспекту ее существования, полностью полагая, что Власть – только инструмент для защиты ангольских мужчин и женщин.
Из-за принятия концепции гуманистического Братства как существенного элемента его существования и практики, УНИТА отклоняет все формы демократически незаконной власти. Таким же образом, она отклоняет возможность того, что власть может быть проявлением только самого благоприятного.
Принимая человека как начало и конец его существования и политических действий, партия также отклоняет все исторические и политические теории, которые жертвуют защитой Человека как Личности, чтобы достигнуть социального правосудия.
Считая себя Братской и Гуманистической Партией, УНИТА все еще отклоняет либеральное общество, типа того, которое существует, полагая, что рынок без ограничений или регулирования является неприемлемым и – это только один из способов подвергнуть людей этой страны рабству, голоду, страданию и неуважению.
II
УНИТА принимает лучшие традиции гуманистической социальной философии, которые, начиная с античности до наших дней, составляют элементарные основы всех человеческих идеалов Правосудия, Равенства и Достоинства человека как Личности.
Именно в контексте великой гуманистической традиции УНИТА считает своим собственным огромным наследием человеческую солидарность в осуждении варварства, которое было и все еще есть – капиталистической эксплуатации.
УНИТА – партия с социалистическими корнями, которая возвеличивает социальную гармонию и солидарность как модель общества, самого способного к отдалению общества Анголы от цикла насилия, ненависти и культурной и экономической отсталости.
III
УНИТА – партия, которая радуется Политической Национальной Независимости и гордится тем, что внесла свой вклад для ее достижения. Она также участвует в достижении экономической независимости.
УНИТА – это патриотическая Партия, которая гордится тем, что она – ангольская партия.
УНИТА – африканская партия, которая объединяет ее культуру и традиции, длительную борьбу Африканцев, как теоретически, так и конкретными действиями.
УНИТА – партия, которая выступает против дискриминации женщин, уважает лучшую африканскую традицию, где женщины играют самые высокие роли в критическом положении и развитии африканского общества. Программа партии включает как приоритет в его курс действия борьбу против любой формы женской дискриминации. В дополнение к этому, также важно гарантировать непрерывное культурное, социальное, экономическое и политическое продвижение ангольской Женщины, особенно потому, что она – главная опора Основной Социальной Организации Анголы – Семьи.
УНИТА – партия, которая обращает особое внимание на детей и молодежь Анголы и, следовательно считает, что самым большим приоритетом любой политики обязательно должно быть усиленное и постоянное усовершенствование качества Образования Анголы.
УНИТА – партия, которая объединяет людей различных слоев и приветствует не только тех, кто имеет доступ к образованию и материальным товарам, но также и бедных.
УНИТА – также партия, которая принимает без оговорок или дискриминации каждого человека Анголы, независимо от социально-лингвистической группы, к которой он или она принадлежит, пока они являются сторонниками Мирной политики.
УНИТА – плюралистическая партия, которая считает, что африканская Культура и Языки должны обязательно развиваться, не забывая общих корней всех специфических характеристик Анголы, под геральдическим девизом «Единство в Разнообразии».
IV
УНИТА принимает с особым вниманием и остротой международное укрепление и солидарность среди всех португалоязычных стран.
В укреплении дипломатической позиции признания Анголы, УНИТА приветствует и показывает ее солидарность с каждым усилием, предпринятым, чтобы сделать CPLP (Содружество португалоязычных стран) сильной, престижной международной организацией, а также заслуживающей доверия международной структурой.
УНИТА полагает, что португалоязычные государства должны подняться до категории Постоянного Члена Совета Безопасности ООН и быть в состоянии, которое позволяет выбранному государству быть лучшим защитником всех стран, принадлежащих CPLP.
Для УНИТЫ большая экономическая интеграция в пределах стран Южной Африки фундаментальна. Она должна быть продвинута, чтобы укрепить способность целого региона развиваться, так же как связи Сотрудничества на всех уровнях среди Стран региона.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
I
УНИТА – Демократическая партия, которая борется за Мир.
Внутренняя организация УНИТЫ основана на уважении и защите Политической Демократии – единственная, которая подразумевает, что ее члены могут свободно принять их полное гражданство.
Таким же образом, УНИТА защищает принципы Политической Демократии и ее значения в организации ангольского Общества и государства.
УНИТА – открытая партия, что означает, что, в ее внутренних отношениях так же как в ее отношениях с Гражданским Обществом и государством, партия должна быть способна допускать простые популярные желания, принимая их как ее собственные и ее политические ответственности.
УНИТА считает Свободу одной из ее высших социальных ценностей, видя в ней основную и фундаментальную концепцию для построения демократического Общества и государства, наряду с социальным правосудием.
Защищая Свободу Гражданина как основную политическую ценность, УНИТА продвигает религиозную свободу и культовую свободу в ее ежедневном действии на всех уровнях.
Несмотря на ее светский характер, УНИТА посвящает себя слушанию нескольких религиозных конфессий и защиты их прав при всех обстоятельствах.
УНИТА – демократическая партия, где должна быть максимальная свобода слова насколько возможно, включая свободу прессы, так как только с помощью этих свобод ангольское общество может достичь демократического характера.
УНИТА счастлива принять факт, что Пресса, через ее редакционные ориентации, продвигает общественные дебаты среди нескольких политических позиций, так же как демократическое участие граждан в политической жизни Анголы.
УНИТА поощряет независимость Прессы от государства или любой другой власти.
Зная о хрупкости молодой ангольской Демократии и, что Демократия должна постоянна совершенствоваться, УНИТА будет бороться за ее консолидацию и углубление, при помощи всех средств, имеющихся в ее распоряжении.
Используя все средства борьбы за Политическую Демократию, УНИТА продвигает все индивидуальные и социальные права ангольских граждан и защищает их при всех обстоятельствах, а именно, насколько свобода ассоциации, собрания, проявления и участия политической жизни соблюдаются.
УНИТА полностью отклоняет любое ограничение индивидуальных и социальных прав граждан и гарантий ее практики, кроме тех, которые следуют из особенно печальных обстоятельств жизни государства, Демократических Учреждений и конституционных предписаний.
Зная о потребностях консолидации ангольской Демократии, УНИТА считает, что установление большего количества братских отношений с различными Демократическими Политическими партиями Анголы являются фундаментальными, независимо от политических расхождений, зависящих от стечения обстоятельств, которые могут возникнуть.
Приоритет также в потребности стабильности государственных Учреждений, так же как к постоянном поиске политических Решений, достигнутых в согласии с самыми высокими Правительственными органами ангольского государства и с различными политическими партиями.
От имени ангольских людей УНИТА требует неотделимое и полное право жить в мире и не признает, ни при каких обстоятельствах, чтобы, кто бы то ни был применял насилие, чтобы отдать привилегии или объявить незаконные политические права преобладающими, а именно, притязание на завоевание власти через насилие, идущее против демократических правил.
УНИТА полагает, что нет никакой демократии, если развитие не соответствует принципу законности действий Администрации.
УНИТА рассматривает принцип разделения и независимости полномочий как фундаментальный для государственной организации.
УНИТА полагает, что ангольская Демократия и Государственное устройство по принципу законности и разделения полномочий способствуют укреплению различных функций ангольского государства.
Для УНИТЫ развитие ангольского государства, так же как его действенности и эффективности в его различных функциях фундаментально, а именно, что касается удовлетворения социальных потребностей ангольских людей. Образование, Здоровье, Социальное обеспечение и сектора Безопасности Граждан нуждаются в особом внимании.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
I
Специфические исторические обстоятельства Анголы, а именно, разрушительная война, которая разрушила ее, обязывают каждого ангольца, независимо от его этнического, культурного и социального происхождения, объединиться для развития и преуспевания ангольской Нации.
Проблема развития Анголы не вопрос партии; это – главным образом вопрос режима и системы, которая следовательно должна иметь поддержку каждого ангольца.
Основные ограничения в развитии Анголы следуют из продолжения войны, обобщенной ненадежности, и невозможности принять политику развития во всех обширных регионах Национальной территории. Война, с другой стороны, распространила голод, страдание и физическое опустошение. Война также обязала миллионы Ангольцев эмигрировать в большие городские центры, где жизнь стала особенно болезненной. Эта война также препятствовала использованию ангольских ресурсов, чтобы выполнить социальные функции государства.
Такие ресурсы, в большей мере, растрачиваются, чтобы финансировать Национальную оборону.
Поэтому, крайне необходимо бороться за Мир, за свойственную ему внешнюю доброту, так как Мир – фундаментальный фон для развития Анголы.
Для УНИТЫ первый и абсолютно необходимый шаг к Национальному Согласию и Прогрессу – это положить конец обширным преступлениям/злодеяниям, причененным войной.
УНИТА считает, что политика развития обязывает государство проходить реальный курс действия нескольких интегрированных политик развития, так же как через строгое применение Национальных ресурсов к такой политике, преимущественно для достижения Мира.
II
УНИТА полагает, что Образование и Здравоохранение будут двумя фундаментальными секторами деятельности ангольского государства.
УНИТА предлагает бороться за создание инфраструктуры, которые разрешит проблему равного доступа ангольской молодежи к основному обучению, периодически пересматриваемому и улучшаемому на всей Национальной Территории.
УНИТА полагает, что развитие государства – единственный путь для устойчивого экономического роста, социального и культурного развития, так же как достижения сильного, активного и свободного ангольского гражданского Общества.
УНИТА всеми средствами поощряет социальное, культурное продвижение, а также повышение заработной платы Государственных служащих, чтобы гарантировать максимизацию и оптимизацию финансовых ресурсов государства, в удовлетворении коллективных потребностей ангольских Граждан.
ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
УНИТА защищает и гарантирует право на частную собственность, так же как ее передачу в течение жизни или после смерти.
Однако, УНИТА рассматривает частную собственность как право, которое следует из его социальных функций, а именно, социальное развитие Человека как Личности и Семьи, которая является основной и существенной структурой общества.
УНИТА всеми средствами защищает и гарантирует законное право ангольского народа – их родового наследия.
УНИТА уважает все формы собственности, которые конституционно признаны, но это также подчеркивает, с одной стороны, поддержку, которую государство должно дать частной инициативе и, с другой стороны, гарантии, которые нужно дать ангольским предпринимателям относительно владения средствами производства для длительного экономического развития.
Тем не менее, принцип защиты и поощрения частной инициативы не означает, что государство и политические учреждения должны подчиниться желанию национальных и международных больших экономических и финансовых интересов.
УНИТА обращает особое внимание на борьбу против всех форм бедности, особенно той, которая следует из факта, что ангольские граждане испытывают недостаток в прожиточных средствах. В этом отношении, УНИТА продвигает политику по распределению земли бедным крестьянам, чтобы позволить им быть экономически автономными.
УНИТА борется за права рабочих и защищает их право бастовать и объединяться, особенно потому, что работа – характеризует и облагораживает Человека.
Несмотря на то, что капитал и работа находятся в противоречии друг с другом, УНИТА полагает, что этот конфликт должен саморегулироваться в пользу всех заинтересованных сторон.
УНИТА требует учреждение минимальной системы заработной платы, которая может гарантировать всем ангольским рабочим возможность достойного обеспечения их и их семей.
Точно так же УНИТА предлагает создание механизмов стимула для преподавателей, чтобы они оставляли большие города и переселялись во внутренние районы страны. Особое внимание нужно быть обращено на учебные планы, чтобы продвинуть среди ангольской молодежи культуру терпимости и братского отношения. Аналогично, молодежь, живущую в сельских районах нужно учить обращать внимание на обобщение и быстрое увеличение шахт в Анголе.
Тот же самый вид стимулов и инвестиций в инфраструктурах должен быть сделан в Секторе Здоровья, чтобы расширить первичное здравоохранение, которое является правом всех Ангольцев, на всей национальной территории.
Фундаментальный принцип программы УНИТЫ состоит из социального облагораживания работников Образования и здравоохранения. Это обстоятельство УНИТА рассматривает как Национальный Категорический Императив.
В течение конкретного установления предложений и политик, касающихся Образования и Здоровья, УНИТА будет консультироваться с Церковью, потому что в течении многих лет она была очень важной действующей силой в образовательном процессе, так же как в обеспечении санитарной заботы об ангольских людях.
УНИТА считает, что и физические и человеческие вложения должны быть сделаны в среднее и высшее образование. Кроме того, развитию среднего профессионально-технического образования и учреждению политехнического высшего образования нужно уделить первостепенное значение.
Кроме того, УНИТА предлагает создание Школы Администрации с высокими стандартами обучения качества, чтобы постепенно улучшить качество и эффективность Государственной службы.
III
Развитие Анголы зависит в значительной степени от интегрированной политики по региональному планированию, которое может быть осуществлено, чтобы:
• Демотивировать эмиграцию населения в большие города, где, чем больше демографические повышения давления, тем больше условия жизни становятся абсолютно невыносимыми;
• Предоставить обширным внутренним районам Анголы преуспевающие и самостоятельные сообщества;
• Обеспечить новыми центрами ангольские районы, размер которых и существующие рынки позволят им предлагать приятные условия жизни их жителям;
• Предоставить Анголе способность питания и самостоятельность на следующие десять лет;
• Согласно УНИТЕ, немедленное создание Банка Бедных – фундаментальный принцип демократической системы. Этот Банк имел такой неожиданный и положительный успех в других развивающихся странах, что УНИТА готова работать немедленно над этим вопросом, и возможно вести процесс его конституции.
IV
Обширная политика ремонта и восстановления дорог и железнодорожных инфраструктур должна быть осуществлена немедленно, иначе будет физически невозможно расширить экономическое, социальное, и культурное развитие на всей ангольский территории. Таким образом, такая политика будет способствовать срочному созданию условий, которые будут гарантировать безопасное и мирное движение товаров.
V
Подобная политика должна быть осуществлена в области инвестиций в коммуникациях, которые является одним из средств держать Ангольцов вместе, и препятствовать им постоянно эмигрировать в большие города.
VI
УНИТА знает о факте, что пари на производстве сельскохозяйственных товаров не дает гарантию, что фермеры будут иметь экономический излишек вне прожиточных пределов. Поэтому, для сельскохозяйственного производства необходима поддержка, как финансовая, для тех, кто начинает работать в этой деятельности (Банк Бедных играл бы существенную роль по этому вопросу), так и техническая помощь для улучшения условий эксплуатации земли. Кроме того, должна быть политика по финансовой помощи производству сельскохозяйственных товаров.
Единственный способ произвести сельскохозяйственный излишек – предлагать приемлемые уровни дохода фермерам, и наблюдать за эффективным и регулируемым ростом сельскохозяйственного рынка в Анголе.
VII
Ангольские исторические обстоятельства заставили нашу страну стать Нацией искалеченных людей.
Таким образом, неоспорима потребность институциализировать Социальное обеспечение. Это учреждение использовало бы национальные ресурсы, чтобы покрыть социальные риски тех, кто был и все еще является военными жертвами, гарантируя им условия жизни, которые лучше чем у других ангольских граждан.
VIII
Это – сектор Социального обеспечения, который немедленно должен начать процесс институциализации, чтобы покрывать социальные риски, так, чтобы ангольские мужчины и женщины не чувствовали себя оставленными жить в страшной бедности. (Важно взять на рассмотрение, что частная система социального обеспечения только в состоянии удовлетворить и охватывать социальные ситуации риска на субсидии или дополнительном основании.)
IX
УНИТА намеревается изо всех сил пытаться помочь ангольской экономике определенно избавляться от скрытого и несправедливого налога (инфляции), который делает жизнь бедных еще тяжелее. Чтобы достичь этого, УНИТА будет пытаться добиваться от экспертов подробной информации о политических мерах, которые могли бы удовлетворить лучше эту цель; механизмы полного золотовалютного обеспечения могут в конечном счете быть одной из валютных политик, которая будет осуществлена.
X
УНИТА думает, что обширные природные ресурсы Анголы должны эксплуатироваться под строгим регулированием государства, так, чтобы результаты эксплуатации могли использоваться в пользу всех Ангольцев.
XI
В контексте обширного преобразования, которому ангольское государство должно подвергнуться, УНИТА полагает, что она должна принять принцип единства и универсальности государственного бюджета.
XII
УНИТА полагает, что финансовая система должна всегда иметь в рассмотрении потребность ввести неофициальную экономику в правовые нормы, установленные государством.
XIII
УНИТА полагает, что есть срочная потребность создать Суд Аудиторов, чтобы усердно бороться против коррупции и всех ее форм.
XIV
УНИТА обращается к ангольской интеллигенции, чтобы продвинуть создание ангольской Образованности, Искусства, и Академий Наук, как способ поднять ангольскую культуру.
XV
УНИТА защищает политику защиты окружающей среды, борясь против всех форм загрязнения и разрушения, таким образом внося свой вклад в более зеленую и более здоровую окружающую среду для всего человечества.