Документы по конфликту в Абхазии
Пашков Роман Викторович
ДОКУМЕНТЫ ПО КОНФЛИКТУ В АБХАЗИИ
Москва
2006 год
1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ.
Мы, народ Абхазии, осуществляя свое право на самоопределение, стремясь содействовать всеобщему благоденствию, внутреннему спокойствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие торжественно провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Абхазия.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
Статья 1.
Республика Абхазия (Апсны) – суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны.
Статья 2.
Народовластие – основа государственной власти в Республике Абхазия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия является ее народ – граждане Республики Абхазия. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей.
Статья 3.
Республика Абхазия – субъект международного права – вступает в договорные отношения с другими государствами. Порядок заключения, опубликования, ратификации и денонсации международных договоров устанавливается законом.
Статья 4.
Республика Абхазия состоит из исторических земель Садз, Бзып, Гуча, Дал-Цабал, Абжуа, Самырзакан, на которых расположены районы (Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпщский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский) и города (Гагра, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал, Гал). Территория Республики Абхазия целостна, неприкосновенна и неотчуждаема
Статья 5.
Земля и другие природные ресурсы являются собственностью народа, используются и охраняются в Республике Абхазия как основа жизни и деятельности ее граждан. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами регулируются законами Республики Абхазия.
Статья 6.
Государственный язык Республики Абхазия – абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка.
Статья 7.
Государственная власть в Республике Абхазия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны.
Статья 8.
В Республике Абхазия признается и обеспечивается местное самоуправление – самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 9.
Настоящая Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Абхазия, должны соответствовать Конституции.
Статья 10.
Республика Абхазия имеет свою символику: государственный флаг, герб и гимн, описание которых устанавливается конституционными законами. Столица Республики Абхазия – город Сухум (Акуа).
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Статья 11.
Республика Абхазия признает и гарантирует права и свободы, закрепленные во Всеобщей Декларации прав человека, в Междунарных Пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, других общепризнанных международно-правовых актах.
Статья 12.
Основные права и свободы принадлежат человеку от рождения. Каждый человек рождается свободным. Все равны перед законом и судом независимо от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, идеологий и других обстоятельств.
Статья 13.
Естественными правами и свободами человека являются: право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность.
Статья 14.
Каждый человек имеет право на свободу частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, свободу совести, вероисповедания, творчества, мысли, слова и убеждений.
Статья 15.
Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 16.
Каждый человек обладает правом свободы передвижения и выбора места жительства, тайны переписки и других сообщений.
Статья 17.
Все люди имеют право на объединение, проведение мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций.
Статья 18.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, партий и движений, цели и действие которых – насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 19.
Каждый человек имеет право на жилище, экономическую свободу и свободу труда, образование и отдых, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.
Статья 20.
Дом человека неприкосновенен. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лица иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.
Статья 21.
Каждому человеку гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод.
Статья 22.
В Республике Абхазия действует принцип презумпции невиновности. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана и не установлена вступившим в законную силу судебным приговором. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Статья 23.
Каждое задержанное или заключенное под стражу лицо вправе пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу и может не давать показания в отсутствие адвоката.
Статья 24.
Никакое лицо не может быть судимо повторно за деяние, за совершение которого оно уже было признано виновным по заключительному приговору суда.
Статья 25.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Статья 26.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Статья 27.
Гражданин Республики Абхазия не может быть лишен ее гражданства, выслан за ее пределы, либо выдан другому государству. Республика Абхазия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 28.
Гражданин Республики Абхазия, достигший 18 лет, обладает всей полнотой прав и обязанностей, установленных настоящей Конституцией и законами Республики Абхазия.
Статья 29.
Все граждане и жители Республики Абхазия обязаны платить налоги в установленном законом порядке.
Статья 30.
Каждый человек, находящийся в Республике Абхазия, обязан соблюдать Конституцию и законы Республики Абхазия.
Статья 31.
Каждый человек обязан уважать права и свободы других людей.
Статья 32.
Каждый человек обязан уважать и защищать окружающую среду.
Статья 33.
Защита Родины – долг и обязанность каждого гражданина Республики Абхазия.
Статья 34.
Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, общепризнанных международно-правовыми актами.
Статья 35.
Ни один закон, отменяющий или умаляющий права и свободы человека, не должен быть принят или издан в Республике Абхазия. Отдельные ограничения прав и свобод могут вводиться только конституционными законами при необходимости защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности, а также в случаях стихийных бедствий, чрезвычайного или военного положения.
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 36.
Все законодательные полномочия, установленные настоящей Конституцией, осуществляются Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия.
Статья 37.
Парламент Республики Абхазия состоит из 35 депутатов. Выборы в Парламент осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, посредством тайного голосования. Срок полномочий Парламента пять лет. Порядок выбора депутатов Парламента устанавливается конституционным законом.
Статья 38.
Депутатом Парламента Республики Абхазия может стать каждый гражданин Республики Абхазия, достигший 25 лет и обладающий избирательным правам. Должности Президента Республики Абхазия, члена Кабинета Министров, официальные посты в государственном аппарате и в органах судебной власти, равно как и занятие любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, несовместимы с членством в Парламенте Республики Абхазия. Депутаты Парламента получают за свою работу в Парламенте денежное вознаграждение, выплачиваемое Республикой Абхазия.
Статья 39.
Депутаты Парламента обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается Парламентом.
Статья 40.
Депутаты Парламента не могут быть связаны императивным мандатом.
Статья 41.
Первое заседание вновь избранного Парламента созывается Президентом Республики Абхазия в течение месяца со дня проведения выборов.
Статья 42.
Парламент из своего состава избирает Спикера, его заместителей и других должностных лиц, образует комиссии и комитеты. Спикер Парламента ведет заседания Парламента, оказывает содействие депутатам Парламента в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивает их необходимой информацией, подписывает постановления Парламента. До избрания Спикера первую сессию вновь избранного Парламента ведет старейший по возрасту депутат Парламента.
Статья 43.
С моменты начала работы вновь избранного Парламента полномочия предыдущего Парламента прекращаются. Парламент проводит сессии не реже двух раз в год (весенняя сессия и осенняя сессия). Порядок работы Парламента определяется регламентом.
Статья 44.
Любое решение Парламента требует кворума. Для принятия законодательных актов, за исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией, необходимо простое большинство от общего числа депутатов Парламента. При принятии конституционного закона, а также при необходимости квалифицированного большинства требуются голоса двух третей от общего числа депутатов Парламента.
Статья 45.
Каждый законопроект, принятый Парламентом, представляется Президенту Республики Абхазия. Если законопроект подписывается Президентом, то он публикует его в течение 15 дней со дня его принятия Парламентом Республики Абхазия. Закон вступает в силу с момента его опубликования, за исключением случаев, когда более позднее вступление закона в силу устанавливается самим законом. В случае неодобрения законопроекта Президентом, он возвращает его со своими возражениями и Парламент. Если при повторном рассмотрении законопроект будет принят квалифицированным большинством, то Президент обязан подписать и опубликовать его. Если законопроект не возвращен Президентом в течение десяти дней после того, как он был ему представлен, таковой законопроект становится, законом так же, как если бы он был подписан Президентом. Законопроект не становится законом, если из-за переноса заседания он не мог быть возвращен в Парламент.
Статья 46.
Право законодательной инициативы в Парламенте Республики Абхазия принадлежит его депутатам, Президенту Республики Абхазия, Верховному Суду Республики Абхазия, Генеральному прокурору Республики Абхазия.
Статья 47.
Парламент Республики Абхазия:
1) принимает Конституцию и законы Республики Абхазия;
2) принимает решения об административно-территориальных изменениях;
3) заслушивает послания Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и ее осуществлении;
4) рассматривает и утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением;
5) принимает уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражное и иное законодательство, законы по вопросам судоустройства и прокуратуры;
6) осуществляет толкование Конституции и законов Республики Абхазия;
7) устанавливает государственные награды, почетные и воинские звания Республики Абхазия;
8) ратифицирует и денонсирует межгосударственные договоры Республики Абхазия;
9) избирает Спикера Парламента Республики Абхазия и его заместителей;
10) назначает и освобождает по представлению Президента Генерального прокурора, Председателя Национального банка и других должностных лиц в соответствии с законом;
11) принимает решения об объявлении вотума недоверия отдельным членам Кабинета Министров;
12) выдвигает обвинения против Президента Республики Абхазия для отрешения его от должности;
13) объявляет амнистию;
14) решает вопросы объявления войны и заключения мира;
15) решает вопросы о неприкосновенности депутатов Парламента Республики Абхазия;
16) принимает решения о правомерности введения чрезвычайного и военного положения;
17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Абхазия.
ГЛАВА 4. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 48.
Исполнительная власть в Республике Абхазия предоставляется Президенту Республики Абхазия. Президент Республики Абхазия является главой государства.
Статья 49.
Выборы Президента Республики Абхазия осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики Абхазия избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Абхазия более двух сроков подряд.
Статья 50.
Президент Республики Абхазия приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Абхазия. Порядок и сроки выборов Президента Республики Абхазия устанавливаются конституционным законом.
Статья 51.
При вступлении в должность Президент Республики Абхазия приносит в Парламенте Республики Абхазия в присутствии членов Верховного Суда присягу, текст которой утверждается Парламентом.
Статья 52.
На время выполнения своих полномочий Президент Республики Абхазия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент Республики Абхазия не является депутатом Парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, предпринимательских структурах. Президент в установленные сроки получает за свою службу денежное вознаграждение, выплачиваемое Республикой Абхазия.
Статья 53.
Президент Республики Абхазия:
1) обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, Конституции и законов Республики Абхазия, ее международных обязательств;
2) определяет основные направления внутренней и внешней политики;
3) официально представляет государство в международных делах;
4) подписывает межгосударственные договоры;
5) принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности Республики Абхазия, формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется законом;
6) утверждает военную доктрину Республики Абхазия;
7) является главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Абхазия;
8) назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Абхазия в иностранных государствах и международных организациях;
9) утверждает программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития:
10) обеспечивает проведение на территории Республики Абхазия финансовой, кредитной политики, политики в области науки, образования, культуры, здоровья, экологии, социального обеспечения;
11) обеспечивает единство законодательного регулирования вопросов гражданства, отношений собственности, бюджетно-финансовой системы, налогообложения, охраны окружающей среды, государственной службы;
12) имеет право присутствовать на сессиях Парламента, ему должно быть предоставлено слово и любой момент по его требованию;
13) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное и военное положение в Республике Абхазия с последующим утверждением Парламентом;
14) представляет в Парламент Республики Абхазия на избрание кандидатуры Председателя Национального банка, Генерального прокурора, других должностных лиц в соответствии со своими полномочиями, а также входит в Парламент с представлениями об их освобождении;
15) назначает выборы в Парламент Республики Абхазия;
16) назначает и освобождает глав исполнительной власти в городах и районах Республики Абхазия;
17) рассматривает вопросы об организации и деятельности органов исполнительной власти;
18) отменяет акты министерств и ведомств, глав исполнительной власти городов и районов, а также органов местного самоуправления, в случае противоречия этих актов Конституции и законодательству Республики Абхазия;
19) назначает референдум по собственной инициативе, по требованию Парламента, а также Верховного Суда Республики Абхазия в порядке, установленном законом;
20) обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет проекты государственного бюджета и отчет об его исполнении;
21) имеет право требовать созыва внеочередных заседаний Парламента;
22) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Абхазия;
23) осуществляет помилование;
24) награждает государственными наградами, присваивает почетные, воинские и специальные звания;
25) устанавливает стандарты, эталоны, единицы весов и мер;
26) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Абхазия.
Статья 54.
Одновременно с Президентом Республики Абхазия избирается Вице-президент Республики Абхазия. Кандидатуру Вице-президента Республики Абхазия предлагает кандидат в Президенты Республики Абхазия. Вице-президентом может быть избран гражданин Республики Абхазия не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. На время выполнения своих полномочий Вице-президент Республики Абхазия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Вице-президент Республики Абхазия не является депутатом Парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, предпринимательских структурах. Вице-президент в установленные сроки получает за свою службу денежное вознаграждение, выплачиваемое Республикой Абхазия.
Статья 55.
Вице-президент Республики Абхазия осуществляет по поручению Президента отдельные его поручения, замещает Президента в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 56.
Для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны Президент Республики Абхазия руководит Кабинетом Министров Республики Абхазия. Кабинет Министров формируется Президентом Республики Абхазия и ему подотчетен. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Вице-премьеры, министры, другие должностные лица, предусмотренные законом.
Статья 57.
Кабинет Министров Республики Абхазия в полном составе, либо его отдельные члены имеют право на отставку. Отставка представляется Президенту Республики Абхазия, который вправе либо принять, либо отклонить ее.
Статья 58.
Парламент Республики Абхазия может выразить недоверие отдельному члену Кабинета Министров и внести этот вопрос Президенту Республики Абхазия, решение которого является окончательным. Организация и деятельность Кабинета Министров Республики Абхазия определяется конституционным законом.
Статья 59.
Полномочия Президента Республики Абхазия на могут быть использованы для изменения конституционного строя, роспуска или приостановления деятельности других законно избранных органов государственной власти.
Статья 60.
В пределах своих полномочий Президент Республики Абхазия на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Абхазия.
Статья 61.
Решения Президента Республики Абхазия, не соответствующие Конституции и законам Республики Абхазия, могут быть отменены решением Верховного Суда Республики Абхазия.
Статья 62.
В период чрезвычайного положения, стихийных бедствий, военных действий Президент Республики Абхазия вправе издавать декреты, обладающие силой закона и обязательные к незамедлительному исполнению с одновременным сообщением об этом Парламенту Республики Абхазия.
Статья 63.
Личность Президента неприкосновенна. Честь и достоинство Президента охраняются законом.
Статья 64.
В случае нарушения Президентом Республики Абхазия данной им присяги, Конституции и законов Республики Абхазия, он может быть отстранен от должности. Такое решение принимается Парламентом Республики Абхазия на основании заключения Верховного Суда Республики Абхазия большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Парламента Республики Абхазия тайным голосованием.
Статья 65.
Президент Республики Абхазия в любое время может подать в отставку. Вопрос об отставке решается Парламентом Республики Абхазия. Решение принимается квалифицированным большинством.
Статья 66.
В случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки либо неспособности осуществлять полномочия и обязанности Президента, таковые переходят к Вице-президенту Республики Абхазия. В случае отстранения, смерти, отставки или неспособности как Президента, так и Вице-президента осуществлять обязанности Президента, таковые переходят к Премьер-министру Республики Абхазия. В случае невозможности ни одним лицом, перечисленным в настоящей статье, исполнять обязанности Президента, таковые переходят к Спикеру Парламента.
Статья 67.
Полномочия лица, исполняющего обязанности Президента, действуют до устранения причин неспособности Президентом выполнять свои обязанности или до выборов нового Президента. Выборы нового Президента должны быть проведены в трехмесячный срок. При этом лицо, исполняющее обязанности Президента, не имеет права назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Абхазия.
ГЛАВА 5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 68.
Правосудие в Республике Абхазия осуществляется только судом. Хозяйственные споры разрешает Арбитражный суд. Судоустройство в Республике Абхазия устанавливается конституционным законом.
Статья 69.
Судьями могут быть граждане Республики Абхазия, достигшие 27 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности но менее пяти лет. Председатель и члены Верховного Суда Республики Абхазия, судьи нижестоящих судов, Председатель и судьи Арбитражного суда Республики Абхазия по предложению Президента Республики Абхазия избираются Парламентом Республики Абхазия.
Статья 70.
Исполнение обязанностей судьи несовместимо с любым другим официальным постом в государственном аппарате, равно как и с занятием любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи в установленные сроки получают за свою службу денежное вознаграждение, выплачиваемое Республикой Абхазия.
Статья 71.
Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчинены только Конституции и законам Республики Абхазия. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, иначе как в порядке, определенном законом. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом.
Статья 72.
Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, установленных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статья 73.
Высшим органом судебной власти в Республике Абхазия является Верховный Суд. Верховный Суд Республики Абхазия:
1) рассматривает дела по всем вопросам, касающимся соответствия Конституции решений, принятых Президентом, Парламентом, а также другими органами государственной власти или местного самоуправления;
2) рассматривает дела по спорам между государством и органами местного самоуправления;
3) рассматривает дела, касающиеся результатов выборов и избирательных процедур;
4) вправе решать любые споры, либо высказывать мнение по вопросам, связанным с Конституцией;
5) осуществляет уголовное, гражданское и административное судопроизводство;
6) осуществляет надзор за законностью разрешения дел всеми судами в Республике Абхазия;
7) дает руководящие разъяснения по вопросам судебной деятельности всем судам.
Статья 74.
Суды Республики Абхазия выносят решения именем Республики Абхазия.
Статья 75.
Надзор за законностью расследования дел о преступлениях, поддержание государственного обвинения в суде, предъявление в суд исков в защиту интересов республики и граждан, опротестование незаконных актов государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц осуществляют Генеральный прокурор Республики Абхазия и подчиненные ему прокуроры на местах. Органы Прокуратуры Республики Абхазия составляют единую систему и осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было органов власти.
Статья 76.
Генеральный прокурор Республики Абхазия назначается на должность и освобождается от должности Парламентом Республики Абхазия по представлению Президента Республики Абхазия. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Республики Абхазия.
Статья 77.
Полномочия, организация и деятельность органов прокуратуры определяются законом.
ГЛАВА 6. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Статья 78.
Местное самоуправление осуществляется и районах, городах и других населенных пунктах.
Статья 79.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления и через выборные органы местного самоуправления. Главы исполнительной власти городов и районов Республики Абхазия назначаются Президентом Республики Абхазия из состава органа местного самоуправления. Состав, устройство и полномочия местного самоуправления устанавливаются законом.
Статья 80.
Органы местного самоуправления утверждают местный бюджет, местные налоги и сборы, владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, обеспечивают охрану общественного порядка, определяют свои внутренние структуры, а также решают другие экономические, социальные и иные вопросы, неисключенные из их ведения или непереданные государственным органам.
Статья 81.
Государственные органы не могут ограничивать права местного самоуправления, установленные настоящей Конституцией и законами. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается.
Статья 82.
Местное самоуправление обладает правом судебной защиты в целях обеспечения свободного и беспрепятственного осуществления своих полномочий.
ГЛАВА 7. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПОРЯДОК
ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ.
Статья 83.
Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Абхазия могут вносить Президент Республики Абхазия, Парламент Республики Абхазия, Верховный Суд Республики Абхазия, Генеральный прокурор Республики Абхазия.
Статья 84.
Поправки к Конституции Республики Абхазия принимаются Парламентом Республики Абхазия двумя третями голосов от общего числа депутатов Парламента.
г. Сухум 26 ноября 1994 года.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ.
О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ.
Верховный Совет Республики Абхазия постановляет:
1. Конституция Республики Абхазия вступает в действие со дня принятия за исключением статьи 44, которая вступает в силу после избрания нового Парламента Республики Абхазия.
2. Законы и другие акты, действовавшие на территории Республики Абхазия до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Абхазия.
3. Со дня вступления в силу Конституции Республики Абхазия именовать Верховный Совет Республики Абхазия и его должностных лиц в соответствии с Конституцией Республики Абхазия: Верховный Совет Республики Абхазия – Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия; Председатель Верховного Совета Республики Абхазия – Спикер Парламента Республики Абхазии; Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Абхазия – Первый заместитель Спикера Парламента Республики Абхазия; Заместители Председателя Верховного Совета Республики Абхазия – заместители Спикера Парламента Республики Абхазия; Комиссии Верховного Совета Республики Абхазия комиссии Парламента Республики Абхазия.
4. Парламент Республики Абхазия осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Абхазия до избрания нового Парламента, любые решения Парламента принимаются большинством от общего числа депутатов.
5. Первый Президент Республики Абхазия и первый Вице-президент Республики Абхазия избираются Парламентом Республики Абхазия.
6. Совет Министров (Правительство) Республики Абхазия и все иные действующие структуры власти продолжают осуществлять свои функции до сформирования новых органов в соответствии с настоящей Конституцией.
7. Выборы нового состава Парламента Республики Абхазия в соответствии с данной Конституцией провести на основании соответствующего закона в 1995 г.
8. После вступления и силу Конституции Республики Абхазия суды всех видов сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
9. Закон вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Верховного Совета Республики Абхазия В. АРДЗИНБА.
г. Сухум 26 ноября 1994 года.
2. СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИИ, ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Южная Осетия, именуемые далее Стороны, стремясь не допустить повторения вооруженных конфликтов 1989-1993 годов;
отмечая нагнетание напряженности вокруг Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии со стороны Грузии и Республики Молдова и постоянные провокации против миротворческих сил;
решительно осуждая готовность властей Грузии и Молдовы поставить под угрозу жизни людей в угоду своим политическим амбициям;
подтверждая свою приверженность принципам мирного политического разрешения конфликтов, недопустимости применения силы или угрозы силой;
заявляют о следующем:
Стороны выражают признательность за миротворческие усилия Российской Федерации, направленные на сохранение мира и стабильности в Кавказско-Черноморском регионе.
Стороны убеждены, что миротворческие операции, проводимые с участием Российской Федерации в указанном регионе, являются гарантией соблюдения прав народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, залогом мира и безопасности, уникальным примером успешной реализации миротворцами стоящих перед ними задач. Стороны считают неприемлемым какие-либо действия, направленные на разрушение существующих миротворческих операций до достижения окончательного урегулирования, и подчеркивают, что единственной формой трансформации может быть военно-гарантийное обеспечение итогов урегулирования при ведущей роли Российской Федерации. Изменение существующих форматов миротворческих операций без учета мнения народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, в том числе за счет привлечения третьих стран и международных организаций, приведет к непредсказуемым последствиям, всю ответственность за которые будут нести власти Грузии и Молдовы.
Стороны обращаются к международному сообществу с призывом дать оценку провокационным действиям грузинских и молдавских властей, направленным на дестабилизацию обстановки в Кавказско-Черноморском регионе, и призывают все заинтересованные стороны воздержаться от любых действий, способных поставить под угрозу мир и стабильность в этом регионе. В связи с обострением обстановки вокруг Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия, стороны решили:
создать совместные миротворческие силы.
За Республику Абхазия С. Багапш
За Приднестровскую Молдавскую Республику И. Смирнов
За Республику Южная Осетия Э. Кокойты
г. Сухум, 14 июня 2006 года
3. СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ, ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Южная Осетия, именуемые далее Стороны, отмечая особую значимость принципа самоопределения в процессе формирования современной картины мироустройства и подчеркивая, что право на самоопределение является основой новых международно-правовых отношений;
считая права человека высшей ценностью общества и государства и напоминая, что создание наших государств основано исключительно на воле народов;
стремясь к укреплению мира и стабильности в Кавказско-Черноморском регионе;
осознавая общность вызовов и угроз, препятствующих свободному развитию наших народов и реализации их неотъемлемых прав;
отмечая нагнетание напряженности со стороны Грузии и Республики Молдова, использующих в отношении Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики методы политического, экономического, информационного давления и угроз, а также вооруженных провокаций и террора;
не приемля практику односторонних действий властей Грузии и Молдовы, направленных на силовое решение конфликтов под прикрытием «мирных инициатив», не учитывающих законные права и интересы народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, а также попытки вовлечения третьих стран в политику давления и блокад, выражая признательность Российской Федерации за ее активные усилия в урегулировании конфликтов, в том числе ведущую роль в сохранении и поддержании мира в регионе,
приветствуя готовность международного сообщества к применению новых моделей урегулирования схожих конфликтов;
стремясь к полному и окончательному разрешению конфликтов исключительно мирными и политическими средствами;
основываясь на многолетних братских связях, общности устремлений и значительном потенциале взаимовыгодного сотрудничества народов Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия, заявляют о следующем:
Отстояв свое право свободно жить и развиваться на земле, завещанной нам предками, наши народы прошли пятнадцатилетний этап становления и укрепления своей суверенной государственности. Наступает время для качественно нового уровня развития наших стран, для дальнейшего роста благосостояния наших граждан, соблюдения их гражданских, социальных и экономических прав, важной гарантией чего является установление добрососедских отношений со всеми сопредельными государствами, в том числе с Грузией и Республикой Молдова. Руководствуясь в своей внешней политике принципами равноправия, взаимного уважения, неприменения силы или угрозы силой, Стороны продолжают ведение переговоров об определении приемлемых форм межгосударственных отношений с Республикой Грузия и Республикой Молдова. Стороны констатируют, что переговоры не дают ожидаемых результатов по причине постоянного нежелания Грузии и Молдовы учитывать сложившиеся реалии, а также отсутствия должной оценки со стороны международного сообщества действиям грузинской и молдавской сторон. Свидетельством недостаточной политической адекватности властей Грузии и Молдовы являются их настойчивые попытки вести диалог с позиций ультиматумов, диктата и принуждения суверенных Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии к вхождению в состав «единых и неделимых» Грузии и Республики Молдова. Такие действия грузинских и молдавских властей не только не способствуют окончательному и справедливому урегулированию, но и возвращают конфликты к их истокам, вновь ставят стороны на грань вооруженного противостояния. Обращаем внимание международного сообщества на недопустимость применения двойных стандартов в отношении государств и народов, стремящихся к самоопределению и независимости. Последовательное и единообразное применение новых подходов и моделей урегулирования должно быть ключевым в отношении Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Сложившиеся векторы взаимоотношений государств постсоветского пространства, их геополитические устремления обуславливают наше стремление к интеграции в структуры, которые соответствуют нашему цивилизационному выбору.
Именно в рамках данного стратегического приоритета нашей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности мы рассчитываем на развитие экономического, социального, гуманитарного и культурного измерений на основе правовых режимов и договоренностей, действующих в СНГ, ЕврАзЭС, Едином Экономическом и других аналогичных пространствах. Российская Федерация продолжает оставаться главным гарантом стабильности и мира в наших регионах, в первую очередь благодаря успешно осуществляемым миротворческим операциям под эгидой российской стороны.
Стороны выражают признательность Российской Федерации за ее миротворческие усилия и призывают руководство России продолжить свою высокую миссию государства-миротворца, а также рассмотреть возможность трансформации этих операций в миро-гарантийное обеспечение итогов политического урегулирования отношений с Грузией и Республикой Молдова. Учитывая общность задач, стоящих перед нашими независимыми государствами, наше общее стремление к устойчивому и стабильному развитию в русле общемировых тенденций и демократических стандартов, Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Республика Южная Осетия едины в своем мнении о необходимости развития отношений долгосрочного стратегического партнерства между нашими странами во всех сферах.
В связи с этим Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Республика Южная Осетия, исходя из подписанных документов о сотрудничестве, в том числе Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Приднестровской Молдавской Республикой от 22 января 1993 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Южная Осетия от 12 октября 1994 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия от 19 сентября 2005 года, провозглашают создание Сообщества «За демократию и права народов».
Основными целями сообщества будут являться:
• завершение политико-правового оформления распада Союза ССР через признание международной правосубъектности Республики Абхазии, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия;
• достижение общих задач исключительно мирными средствами и политическими методами, на основе взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, конструктивного партнерства и взаимного уважения в отношениях со всеми субъектами международного общения;
• верховенство воли народа при принятии общегосударственных решений и недопустимость отказа от принципов суверенитета и независимости при ведении переговоров о политическом урегулировании;
• развитие и укрепление демократических институтов. Ключевую роль в этом контексте Стороны отводят мониторингу референдумов и избирательных процедур как высших форм народовластия, а также взаимодействию структур гражданского общества наших государств;
• уважение и защита прав человека независимо от национальности, расовой, культурной и языковой принадлежности, а также статуса государства его проживания;
• создание благоприятных условий для развития экономики Сторон во имя благополучия и процветания народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии;
• сохранение и развитие культурной, национальной и территориальной идентичности народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии.
Создаваемое Сообщество не направлено против третьих государств или международных организаций и объединений.
Стороны подтверждают приверженность дальнейшему развитию достигнутого уровня взаимопонимания и сотрудничества и готовы рассмотреть вопрос о поиске форм более тесного взаимодействия. Стороны убеждены, что наши мирные инициативы и устремления окажут позитивное влияние на динамику современных общемировых и региональных процессов и получат самую широкую поддержку.
За Республику Абхазия С. Багапш
За Приднестровскую Молдавскую Республику И. Смирнов
За Республику Южная Осетия Э. Кокойты
г. Сухум, 14 июня 2006 года
4. ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ АБХАЗИЯ И РЕСПУБЛИКОЙ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Республика Абхазия и Республика Южная Осетия, далее именуемые «Договаривающимися Сторонами»,
опираясь на исторические традиции дружбы между народами Абхазии и Южной Осетии,
убежденные в том, что дальнейшее развитие и укрепление исторически сложившихся дружественных связей, взаимопомощи и партнерских отношений отвечает коренным интересам народов Республики Южная Осетия и Республики Абхазия,
движимые стремлением объединить усилия в решении задач, представляющих взаимный интерес,
ставя целью укрепление дружбы и взаимопонимания между народами Кавказа, а также развитие международного сотрудничества в Кавказском регионе,
желая способствовать утверждению справедливого международного порядка, основанного на бездискриминационном применении фундаментальных принципов и норм международного права,
подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам свободы, демократии, соблюдения основных прав человека, а также общность подходов к мирному разрешению существующих проблем,
преисполненные решимости передать дружбу между своими народами из поколения в поколение,
заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1.
Договаривающиеся Стороны развивают отношения на основе принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимного сотрудничества.
Статья 2.
Договаривающиеся Стороны обязуются оперативно рассматривать возникающие в процессе реализации настоящего Договора проблемы и принимать действенные меры по их решению.
Статья 3.
Конкретные программы по реализации данного Договора оформляются отдельными протоколами и являются Приложениями к настоящему Договору на весь период его действия.
Статья 4.
В целях обеспечения сторонами взаимных обязательств по настоящему Договору могут создаться смешанные комиссии, порядок формирования, функционирования и объем компетенции которых определяется отдельными протоколами.
Договаривающиеся Стороны на определенный период могут направлять своих специальных представителей для координации деятельности и оперативного разрешения вопросов, могущих возникнуть при реализации конкретных программ, являющихся Приложением к настоящему Договору.
Статья 5.
Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от действий, наносящих политический, экономический или иной ущерб друг другу.
В случае возникновения ситуаций, подрывающих стабильные отношения между Сторонами, они предпримут взаимно согласованные меры по их восстановлению и устранению нарушений настоящего Договора.
Статья 6.
Договаривающиеся Стороны будут регулярно обмениваться государственными, парламентскими и правительственными делегациями, обсуждать вопросы развития межреспубликанских отношений.
Статья 7.
Договаривающиеся Стороны будут развивать правовую основу двусторонних отношений с учетом складывающихся политических, экономических и социальных реалий.
На основе заключения и реализации межправительственных соглашений Договаривающиеся Стороны будут расширять и углублять экономическое, научное и научно-техническое сотрудничество, осуществлять комплексные экономические и экологические программы, сотрудничать в подготовке высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства.
Статья 8.
Договаривающиеся Стороны выражают готовность:
• углублять и расширять политический диалог по всему спектру двусторонних отношений и международных проблем, представляющих взаимный интерес, проводить политические консультации по дипломатическим каналам, содействовать контактам между органами исполнительной власти обоих государств, поощрять развитие прямых взаимовыгодных связей между заинтересованными учреждениями и организациями в области юстиции, права, обороны, безопасности, экологии, туризма, массовой информации, здравоохранения, культуры и в других областях;
• предпринимать дальнейшие шаги в развитии культурного, образовательного, молодежного и спортивного обмена, стремиться к расширению и обогащению культурного и научного сотрудничества между обоими государствами;
• осуществлять действия по поддержанию и укреплению мира и безопасности, по строгому соблюдению положений фундаментальных норм и принципов международного права, прав и основных свобод человека, по предотвращению и мирному урегулированию вооруженных конфликтов;
• продолжать активно взаимодействовать в целях строительства межгосударственных отношений, основанных на принципах взаимного уважения и равенства, партнерства, диалога, сотрудничества и мирного решения спорных вопросов;
• сотрудничать по проблеме искоренения терроризма и противодействия его угрозам международному миру и безопасности, транснациональной преступности.
Статья 9.
Договаривающиеся Стороны выражают готовность оказывать взаимную помощь в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях.
В случае возникновения угрозы миру и стабильности или нарушения их на территории одной из сторон, Договаривающиеся Стороны немедленно приступят к взаимным консультациям для координации своих действий в целях устранения такой угрозы и принятия эффективных мер по обеспечению мира и стабильности.
Статья 10.
Договаривающиеся Стороны выражают готовность координировать действия и оказывать взаимопомощь в борьбе с экономической и уголовной преступностью.
Статья 11.
Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь по уголовным, гражданским и семейным делам, обмениваются опытом законотворческой и правоприменительной деятельности.
Статья 12.
Договаривающиеся Стороны обязуются не допускать на своих территориях деятельность сил, имеющих целью посягательство на государственность, территориальную целостность и интересы другой Стороны.
Статья 13.
Договаривающиеся Стороны считают необходимым содействовать взаимообогащению культур народов. Населяющих республики, сохранению родных языков, обычаев и традиций, развитию национального самосознания.
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют контактам в области искусства, культуры, образования, здравоохранения, туризма, спорта, содействуют открытым информационным обменам.
Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в указанных областях, в том числе между государственными и негосударственными организациями и учреждениями, частными организациями и лицами в реализации совместных проектов деятельности культурных, научных и других фондов и ассоциаций.
Статья 14.
Настоящий Договор является основой для заключения соглашений по конкретным вопросам деятельности Договаривающихся Сторон и не затрагивает их обязательства по договорам и соглашениям, заключенным с другими государствами.
Статья 15.
Договаривающиеся Стороны, исходя из складывающейся общественно-политической и экономической ситуации в обеих Республиках, вправе совместно вносить изменения и дополнения в текст Договора.
Статья 16.
Для координации деятельности по выполнению заключенных соглашений, обеспечения стабильных связей, Договаривающиеся Стороны могут обмениваться полномочными представителями.
Статья 17.
Любые разногласия в толковании любой статьи или статей настоящего Договора, которые могут возникнуть между Договаривающимися Сторонами, будут разрешаться в двустороннем порядке в духе взаимного уважения и понимания.
Статья 18.
Настоящий Договор заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие годы, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления другой Стороне за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем намерении расторгнуть Договор.
По согласованию Договаривающихся Сторон в настоящий Договор могут быть внесены поправки и дополнения.
Настоящий Договор подлежит ратификации Высшими законодательными органами Договаривающихся Сторон и вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами. Обмен ратификационными грамотами произойдет в г. Сухум.
Статья 19.
Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, каждый на абхазском, осетинском и русском языках, причем все тексты имеют равную силу.
Совершено в городе Цхинвал 19 сентября 2005 года.
За Республику Абхазия: Президент С. В. Багапш.
За Республику Южная Осетия: Президент Э. Д. Кокойты.
5. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ».
Статья 1.
Чрезвычайное положение является временной мерой, объявляемой в соответствии с Конституцией Республики Абхазии и настоящим Законом в интересах обеспечения безопасности граждан при стихийных бедствиях, крупных авариях или катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях, а также при массовых беспорядках.
Целью объявления чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка.
Статья 2.
В соответствии с пунктом 13 статьи 53 Конституции Республики Абхазия чрезвычайное положение на территории республики или в ее отдельных регионах объявляется Президентом Республики Абхазия.
Решение Президента о введении режима чрезвычайного положения не позднее чем в трехдневный срок направляется для утверждения в Парламент Республики Абхазия.
Парламент Республики Абхазия принимает большинством не менее двух третей от общего числа его депутатов решение о пpaвомерности введения чрезвычайного положения.
В зависимости от конкретных обстоятельств Президент Республики Абхазия может вводить особый режим поведения граждан с использованием отдельных элементов режима чрезвычайного положения с последующим внесением на рассмотрение Парламента Республики Абхазия не позднее трех суток.
Статья 3
При введении чрезвычайного положения в Республике Абхазия указываются мотивы принятия такого решения, срок и территориальные границы его действия
Чрезвычайное положение может быть объявлено сроком на 3 месяца и продлено еще на такой же срок.
Президент Республики Абхазия вправе отменить чрезвычайное положение до истечения установленного срока или продлить его действие, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для его объявления. Решение о продлении срока действия чрезвычайного положения принимается в порядке и сроки, установленные статьей 2 настоящего Закона.
Решение о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения вступает в силу с момента его принятия, если иное не оговорено особо, и незамедлительно обнародуется.
Статья 4.
В условиях чрезвычайного положения в зависимости от конкретных обстоятельств органы государственной власти и управления Республики Абхазия могут применить следующие меры:
1) усилить охрану общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
2) временно выселять граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных других жилых помещений;
3} вводить особый режим въезда и выезда граждан;
4) запрещать отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом); выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;
5) временно изымать у граждан огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций — также и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
6) запрещать проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;
7) вносить изменения в планы предприятий и организаций по производству и поставкам продукции, устанавливать особый режим работы предприятий, учреждений и организаций, а также решать другие вопросы их хозяйственной деятельности;
8) назначать и освобождать от должности руководителей предприятий, учреждений и организаций; запрещать увольнения рабочих и служащих по собственному желанию, кроме случаев увольнения по уважительным причинам;
9) использовать ресурсы предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
10) запрещать проведение забастовок;
11) привлекать трудоспособных граждан для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, обеспечения безопасности труда;
12) ограничивать или запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также спиртными напитками и спиртосодержащими веществами;
13) вводить карантин и проводить другие обязательные санитарно-противоэпидемические мероприятия:
14) ограничивать или запрещать использование множительной техники, а также радио и телепередающей аппаратуры, аудио и видеозаписывающей техники; изымать звукоусиливающие технические средства; устанавливать контроль за средствами массовой информации;
15) вводить особые правила пользования связью;
16) ограничивать движение транспортных средств и проводить их досмотр;
17) вводить комендантский час;
18) приостанавливать деятельность политических партий, общественных организаций, массовых движений, самодеятельных объединений граждан, препятствующих нормализации обстановки;
19) запрещать создание и деятельность вооруженных формирований граждан, не предусмотренных законодательством Республики Абхазия;
20) проверять документы в местах массового скопления граждан, а в необходимых случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, проводить личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств.
Статья 5.
Президент Республики Абхазия, Кабинет Министров Республики Абхазия вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих в местностях, где объявлено чрезвычайное положение.
Для координации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств Кабинетом Министров Республики Абхазия могут образовываться специальные временные органы.
Статья 6
На период чрезвычайного положения руководители предприятий, учреждений и организаций вправе в необходимых случаях переводить рабочих и служащих без их согласия на работу, не обусловленную трудовым договором.
Принцип выборности руководителей предприятий, учреждений и организаций в указанный период не применяется.
Статья 7.
Гражданам во время комендантского часа запрещается без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих их личность, находиться на улицах или в иных общественных местах, либо пребывать вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность.
Лица, допустившие нарушения порядка, предусмотренного частью первой настоящей статьи, задерживаются милицией или военными патрулями до окончания комендантского часа, а те из них, которые не имеют при себе документов, — до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные могут быть подвергнуты личному досмотру, а также могут быть досмотрены находящиеся при них вещи.
Статья 8.
Нарушение требований, установленных в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 10, 12-16 статьи 4, а также требований, предусмотренных частью первой статьи 7 настоящего Закона, влечет административное взыскание в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 9.
Распространение провокационных слухов, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие межнациональную рознь, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего, народного дружинника или иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка, либо другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, либо нарушения правил административного надзора, совершенные в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, — влекут наложение штрафа в соответствии с действующим законодательством.
Протоколы по делам об указанных правонарушениях составляются уполномоченными на то работниками органов внутренних дел или комендатуры отдельной местности.
Дела о нарушениях, предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего Закона, рассматриваются в течение трех суток единолично народным судьей, либо начальником органа внутренних дел, или его заместителями, либо комендантом отдельной местности.
Статья 10.
Руководство запрещенной забастовкой в условиях чрезвычайного положения, в равно воспрепятствование работе предприятия, учреждения, организации влекут уголовную ответственность и наказываются штрафом в соответствии с действующим законодательством.
Статья 11.
Для координации действий и руководства воинскими частями привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, а также для организации взаимодействия с органами внутренних дел и государственной безопасности Президентом Республики Абхазия может создаваться оперативный штаб во главе с Президентом Республики Абхазия и назначаться комендант соответствующей местности (района).
Комендант издает приказы, регламентирующие вопросы поддержания режима чрезвычайного положения в рамках настоящего Закона.
Статья 12.
При объявлении чрезвычайного положения в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Абхазия могут призываться на срок до трех месяцев военнообязанные — специалисты, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий или катастроф, эпидемий и эпизоотии-
Статья 13.
Верховному Суду Республики Абхазия предоставляется право в условиях чрезвычайного положения изменять установленную законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел.
Статья 14.
Гражданам, пострадавшим при чрезвычайных обстоятельствах либо в связи с производством работ по их предотвращению или ликвидации, соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями предоставляется жилое помещение, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и иная необходимая помощь.
Условия и порядок предоставления жилища, возмещения ущерба и оказания иной необходимой помощи определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Президент Республики Абхазия В. Ардзннба
г. Сухум
5 января 1996 года
№ 238-с
6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ».
Настоящий Закон на основе и в развитие Конституции Республики Абхазия определяет порядок вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия и прекращения полномочий главы государства и главы исполнительной власти Республики Абхазия, устанавливает гарантии социальной защиты и охраны чести и достоинства Президента Республики Абхазия и экс-Президента Республики Абхазия.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы полномочий Президента Республики Абхазия
Полномочия Президента Республики Абхазия как главы государства и главы исполнительной власти Республики Абхазия определяются Конституцией Республики Абхазия и законами Республики Абхазия.
Статья 2. Конституционный статус Президента Республики Абхазия
Президент Республики Абхазия выступает гарантом прав и свобод личности в Республике Абхазия, соблюдения Конституции Республики Абхазия и законов Республики Абхазия, принятых ею международных обязательств.
Президент Республики Абхазия осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Абхазия, настоящим Законом и иными законами Республики Абхазия.
Статья 3. Выборы Президента Республики Абхазия
Порядок выборов Президента Республики Абхазия определяется Конституцией Республики Абхазия и Конституционным законом «О выборах Президента Республики Абхазия».
Статья 4. Основания вступления в должность
вновь избранного Президента Республики Абхазия
Основаниями вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия являются официальное объявление Центральной избирательной комиссией Республики Абхазия результатов выборов Президента Республики Абхазия, осуществляемое в соответствии с конституционным законом «О выборах Президента Республики Абхазия», а также принесение присяги вновь избранным Президентом Республики Абхазия.
Вновь избранный Президент Республики Абхазия начинает осуществлять предоставленные ему Конституцией Республики Абхазия полномочия с момента принесения присяги. Днем принесения присяги вновь избранного Президента Республики Абхазия является 6 декабря. При повторном голосовании либо повторных выборах вновь избранный Президент приносит присягу на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Республики Абхазия результатов выборов Президента Республики Абхазия.
Статья 5. Прекращение исполнения полномочий Президентом Республики Абхазия
С момента принесения присяги народу вновь избранным Президентом Республики Абхазия прекращается исполнение полномочий главы государства и главы исполнительной власти Республики Абхазия предыдущим Президентом Республики Абхазия.
В случае, если выборы Президента Республики Абхазия признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах, повторном голосовании либо повторных выборах ни один кандидат не был избран Президентом Республики Абхазия, Президент Республики Абхазия продолжает исполнять полномочия главы государства и главы исполнительной власти Республики Абхазия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия в результате проведения новых выборов.
Статья 6. Внепартийность вновь избранного Президента Республики Абхазия
Президент Республики Абхазия не может являться депутатом Народного Собрания Республики Абхазия и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, предпринимательских структурах.
Вновь избранный Президент Республики Абхазия на время выполнения своих полномочий приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях с момента вступления в должность.
Заявление о приостановлении членства в политических партиях и общественных объединениях направляется вновь избранным Президентом Республики Абхазия в выборный орган соответствующего общественного объединения или политической партии после официального объявления Центральной избирательной комиссией Республики Абхазия результатов выборов Президента Республики Абхазия.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРИНЕСЕНИЯ ПРИСЯГИ
ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Статья 7. Присяга Президента Республики Абхазия
При вступлении в должность вновь избранный Президент Республики Абхазия приносит в Народном Собрании Республики Абхазия в присутствии членов Верховного Суда Республики Абхазия присягу:
«)оуба зуеит, сымч-сылша, схы-сыхшыю, сы8с0азаара зегьы Сы8садгьыл, сыуаажълар рыма7 аура ишазыскуа, сыжълар ирым0аны снапа=ы ийало амчра щщъын06арра Аконституциа, иахьатъи уи амш, уа7ътъи уи а8еи8ш рыхьчараз схы ишасырхъо.
Жълар рылахь соуааит и8шьоу абри аха6ъкы сацъхьа7ны саныйала.»
(«Присягаю всему многонациональному народу Абхазии в том, что приложу свои знания и силы во имя его благополучия, мира и спокойствия.
В своей деятельности буду строго следовать требованиям Конституции Республики Абхазия, выступать гарантом ее неукоснительного исполнения органами власти, соблюдения прав и свобод всех граждан республики»).
Вновь избранный Президент Республики Абхазия вправе пригласить на церемонию вступления в должность иных должностных лиц, общественных деятелей Республики Абхазия, зарубежных гостей.
В случае переизбрания на должность Президента Республики Абхазия одного и того же лица производится повторное принесение им присяги. С этого момента исчисляется второй срок исполнения этим лицом полномочий Президента Республики Абхазия.
Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия происходит в торжественной обстановке.
Присяга приносится вновь избранным Президентом Республики Абхазия на тексте Конституции Республики Абхазия.
После принесения присяги исполняется Государственный гимн Республики Абхазия.
Организация торжественной церемонии принесения присяги возлагается на Кабинет Министров Республики Абхазия.
Статья 8. Место вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия
Вступление в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия происходит в столице Республики Абхазия городе Сухум, в помещении, определяемом вновь избранным Президентом.
Народное Собрание, Кабинет Министров Республики Абхазия, службы, обеспечивающие государственную охрану главы государства Республики Абхазия и вновь избранного Президента Республики Абхазия, обязаны обеспечить торжественную церемонию вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия.
Статья 9. Прямая трансляция церемонии вступления в должность Президента Республики Абхазия
Торжественная церемония вступления в должность Президента Республики Абхазия и принесения им присяги народу транслируется в прямом эфире по каналам телерадиовещания.
Статья 10. Передача государственного имущества, связанного с осуществлением полномочий главы государства и главы исполнительной власти Республики Абхазия, и символов президентской власти
Соответствующие службы Администрации Президента Республики Абхазия в течение недели после вступления в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия, передают в его ведение резиденцию, служебные помещения, транспортные средства Президента Республики Абхазия и иное государственное имущество, связанное с осуществлением полномочий главы государства и главы исполнительной власти Республики Абхазия.
При вступлении в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия происходит официальная передача ему атрибутов президентской власти – печати с изображением Государственного герба Республики Абхазия и надписью «Президент Республики Абхазия», а также штандарта Президента Республики Абхазия и других атрибутов президентской власти.
ГЛАВА 3. СЛОЖЕНИЕ КАБИНЕТОМ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПЕРЕД ВСТУПИВШИМ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Статья 11. Порядок и сроки сложения полномочий Кабинетом Министров Республики Абхазия
Кабинет Министров Республики Абхазия слагает свои полномочия перед вступившим в должность Президентом Республики Абхазия.
Не позднее дня, следующего за днем вступления в должность, вновь избранный Президент Республики Абхазия проводит официальное заседание Кабинета Министров Республики Абхазия.
На заседании Кабинета Министров Республики Абхазия коллегиально принимается заявление о сложении Кабинетом Министров Республики Абхазия своих полномочий, которое подписывается Премьер-министром Республики Абхазия и вручается вступившему в должность Президенту Республики Абхазия.
Статья 12. Принятие вступившим в должность Президентом Республики Абхазия сложения полномочий Кабинетом Министров Республики Абхазия
Президент Республики Абхазия на основании заявления Кабинета Министров Республики Абхазия принимает сложение полномочий Кабинетом Министров Республики Абхазия. Вступивший в должность Президент Республики Абхазия не вправе отказать в сложении полномочий Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Вступивший в должность Президент Республики Абхазия поручает Кабинету Министров Республики Абхазия исполнять свои обязанности до сформирования нового Кабинета Министров Республики Абхазия.
Вопрос о персональном составе Кабинета Министров Республики Абхазия решается Президентом Республики Абхазия после назначения Премьер-министра Республики Абхазия. Премьер-министр Республики Абхазия представляет Президенту предложения по персональному составу Кабинета Министров Республики Абхазия.
ГЛАВА 4. МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ФИНАНСОВЫЕ И ИНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ПОЛНОМОЧИЙ ВНОВЬ ИЗБРАННОМУ ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Статья 13. Финансирование мероприятий, связанных с вступлением в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия
Финансирование мероприятий, связанных с вступлением в должность вновь избранного Президента Республики Абхазия, осуществляется Кабинетом Министров Республики Абхазия из республиканского бюджета.
Статья 14. Обеспечение безопасности вновь избранного Президента Республики Абхазия
Безопасность вновь избранного Президента Республики Абхазия как объекта государственной охраны обеспечивается Службой охраны высших органов государственной власти и должностных лиц Республики Абхазия со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Республики Абхазия результатов выборов Президента Республики Абхазия.
ГЛАВА 5. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ОХРАНЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Статья 15. Неприкосновенность Президента Республики Абхазия
Личность Президента Республики Абхазия неприкосновенна. Честь и достоинство Президента Республики Абхазия охраняются законом.
Неприкосновенность Президента Республики Абхазия распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Статья 16. Безопасность Президента Республики Абхазия
Безопасность Президента Республики Абхазия и его семьи обеспечивается Службой охраны высших органов государственной власти и должностных лиц Республики Абхазия.
Статья 17. Ответственность за посягательство на честь и достоинство Президента Республики Абхазия.
Посягательство на честь и достоинство Президента Республики Абхазия влечет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в установленном законом порядке.
Статья 18. Денежное содержание Президента Республики Абхазия
Президент в установленные сроки получает за свою службу денежное вознаграждение, выплачиваемое Республикой Абхазия в соответствии с законом Республики Абхазия.
Все расходы, связанные с исполнением возложенных на Президента Республики Абхазия обязанностей, а также обязанностей его супруги (супруга) по сопровождению Президента Республики Абхазия в ходе официальных визитов, приемов, встреч, иных протокольных и церемониальных мероприятий, требующих обязательного ее (его) присутствия, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
Статья 19. Помощники и обслуживающий персонал Президента Республики Абхазия
Президент Республики Абхазия самостоятельно определяет численность, штат своих помощников и обслуживающего персонала и оплату их труда за счет средств республиканского бюджета в пределах, предусмотренных республиканским бюджетом на содержание Администрации Президента Республики Абхазия.
Статья 20. Организация рабочего времени, ежегодный отпуск, санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание Президента Республики Абхазия
Организация рабочего времени Президента Республики Абхазия определяется им самостоятельно.
Президенту Республики Абхазия предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок пять рабочих дней без учета проезда к месту отдыха и обратно.
Санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание Президента Республики Абхазия и его семьи осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
Статья 21. Стаж работы Президента Республики Абхазия
Время выполнения обязанностей Президента Республики Абхазия засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы); стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок к должностному окладу, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год; стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если на момент избрания Президент Республики Абхазия работал по профессии или работал (проходил службу) в местностях, предусматривающих соответствующие льготы.
Статья 22. Сохранение прежней работы Президента Республики Абхазия
Президенту Республики Абхазия после отставки, истечения срока полномочий, прекращения полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента Республики Абхазия предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой ранее Президентом Республики Абхазия или его супругой (супругом), заключается срочный трудовой договор (контракт) на период нахождения в должности Президента Республики Абхазия.
На супругу (супруга) Президента Республики Абхазия, уволенную (уволенного) с работы в период исполнения Президентом Республики Абхазия своих обязанностей, распространяется действие настоящей статьи и статьи 21 настоящего Закона.
Статья 23. Обеспечение жилым помещением Президента Республики Абхазия
Президенту Республики Абхазия, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения или улучшении жилищных условий, по его выбору предоставляются в собственность квартира или дом по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Республики Абхазия, либо выделяются денежные средства на строительство или приобретение жилого дома, при этом часть средств, равная стоимости подлежащих предоставлению жилых помещений в соответствии с установленными нормами, выделяется безвозмездно из республиканского бюджета, а сумма, превышающая ее, предоставляется на условиях долгосрочной и беспроцентной ссуды.
Президент Республики Абхазия имеет право на дополнительную жилую площадь в размере не менее двадцати квадратных метров или отдельную комнату.
В случае нуждаемости Президенту Республики Абхазия предоставляется земельный участок до 0,25 гектара под строительство жилого дома, а также земельный участок до 0,15 гектара в любом из районов Республики Абхазия под строительство дачи за счет собственных средств.
Статья 24. Обязательное государственное страхование жизни
и здоровья Президента Республики Абхазия
Жизнь и здоровье Президента Республики Абхазия подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета в размере двухсот должностных окладов Президента Республики Абхазия.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
1) гибели (смерти) Президента Республики Абхазия (в период работы либо после оставления должности) – его наследникам в размере страховой суммы;
2) причинения Президенту Республики Абхазия увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату общей профессиональной трудоспособности, – в размере восьмидесяти процентов от страховой суммы;
3) причинения Президенту Республики Абхазия телесных повреждений или иного повреждения здоровья, повлекших утрату профессиональной трудоспособности, в размере шестидесяти процентов от страховой суммы.
Статья 25. Компенсация Президенту Республики Абхазия
В случае причинения Президенту Республики Абхазия увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату общей профессиональной трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная компенсация в виде разницы между денежным содержанием Президента Республики Абхазия и назначенной пенсией без зачета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
Статья 26. Компенсации иждивенцам и членам семьи Президента Республики Абхазия
В случае гибели (смерти) Президента Республики Абхазия, в том числе после оставления им должности, – нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания Президента Республики Абхазия и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без зачета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
Статья 27. Социальные гарантии и охрана чести и достоинства экс-Президента Республики Абхазия
В случае оставления должности Президента Республики Абхазия после истечения срока его полномочий или в связи с досрочной отставкой за Президентом Республики Абхазия пожизненно сохраняется звание Президента Республики Абхазия с добавлением приставки «экс».
Экс-Президент Республики Абхазия пожизненно является почетным депутатом Народного Собрания Республики Абхазия и почетным государственным советником действующего Президента Республики Абхазия.
Экс-Президент Республики Абхазия имеет право на:
1) обеспечение личной безопасности и безопасности членов его семьи;
2) пользование служебным транспортом;
3) санаторно-курортное лечение и медицинские услуги в государственных учреждениях Республики Абхазия за счет средств республиканского бюджета;
4) льготы за пользование жилищно-коммунальными услугами в размере 50% от установленных тарифов.
Указанные права экс-Президента Республики Абхазия обеспечиваются действующим Президентом Республики Абхазия.
Порядок пользования, а также ограничения в пользовании льготами, предусмотренными пунктами 1 – 4 части 3 настоящей статьи, пережившей экс-Президента Республики Абхазия супругой (супругом) устанавливаются Указом Президента Республики Абхазия.
Статья 28. Порядок привлечения к ответственности экс-Президента Республики Абхазия
Экс-Президент Республики Абхазия не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут аресту, задержанию или административному взысканию без согласия Народного Собрания и Генерального прокурора Республики Абхазия. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к экс-Президенту только по постановлению Верховного Суда Республики Абхазия.
Привлечение к уголовной ответственности экс-Президента Республики Абхазия за действия, совершенные им в период осуществления президентских полномочий, производится в порядке, предусмотренном для действующего Президента Республики Абхазия.
Статья 29. Пожизненное содержание экс-Президента Республики Абхазия
При оставлении должности Президент Республики Абхазия получает единовременное пособие в размере годового денежного содержания Президента Республики Абхазия.
Экс-Президенту Республики Абхазия назначается пожизненное содержание в размере:
1) шестидесяти процентов от месячного денежного содержания Президента Республики Абхазия – в случае его досрочной отставки;
2) восьмидесяти процентов от месячного денежного содержания Президента Республики Абхазия – в случае оставления им должности по истечении срока полномочий;
3) ста процентов месячного денежного содержания Президента Республики Абхазия – в случае пребывания Президента Республики Абхазия в должности не менее двух сроков.
Статья 30. Социальные гарантии бывшего Вице-президента Республики Абхазия
При оставлении должности Вице-президенту Республики Абхазия предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
При оставлении должности Вице-президент Республики Абхазия получает пособие в размере месячного денежного содержания Вице-президента Республики Абхазия до устройства на новое место работы в течение одного календарного года.
Бывший Вице-президент Республики Абхазия имеет право на:
1) санаторно-курортное лечение и медицинские услуги в государственных учреждениях Республики Абхазия за счет средств республиканского бюджета;
2) льготы за пользование жилищно-коммунальными услугами в размере 50 процентов от установленных тарифов.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Лишение социальных гарантий
Президента Республики Абхазия и членов его семьи
Социальные гарантии и иные гарантии охраны чести и достоинства Президента Республики Абхазия и членов его семьи, предусмотренные настоящим Законом, не распространяются на Президента Республики Абхазия и членов его семьи, отрешенного от должности в порядке и по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Абхазия.
Статья 32. Обеспечение деятельности Президента Республики Абхазия
Деятельность Президента Республики Абхазия обеспечивается Администрацией Президента Республики Абхазия.
Порядок организации и деятельности Администрации Президента Республики Абхазия определяется указами и распоряжениями Президента Республики Абхазия.
Статья 33. Печать и штандарт Президента Республики Абхазия
Президент Республики Абхазия имеет круглую гербовую печать с надписью «Президент Республики Абхазия» и штандарт Президента Республики Абхазия.
Статья 34. Место пребывания Президента Республики Абхазия
Местом пребывания Президента Республики Абхазия является столица Республики Абхазия город Сухум, где располагается официальная резиденция Президента Республики Абхазия.
Никогда и ни при каких условиях не допускается использование резиденции Президента Республики Абхазия и государственных президентских дач не по целевому назначению либо их приватизация или отчуждение в любых формах.
Принят Народным Собранием Республики Абхазия 4 марта 1999 г.
Президент Республики Абхазия В. Ардзинба
г. Сухум
12 марта 1999 г.
№ 487-с-XIII