Из Устава ратных и пушечных дел 1607-1621 гг.

ИЗ УСТАВА РАТНЫХ И ПУШЕЧНЫХ ДЕЛ 1607-1621 ГГ.

ЧАСТЬ I, СОДЕРЖАЩАЯ 210 УКАЗОВ, ИЛИ СТАТЕЙ. ИЗДАНА ПОД СМОТРЕНИЕМ АСЕССОРА РУБАНА В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ, 1781 ГОДА».
Лета 7114 (1606) великий государь, царь и великий князь Василий Иванович (Шуйской), всея России самодержец, избран на великия прославныя господарства и царствия царем и великим князем, всея России самодержцем, и по своему царскому изволению и призрением к воинству, всего Российского царствия, желая к крепкому ратному строению имети в надежу великим государствам Российского царствия, указал сию книгу с немецкаго и латинскаго языков на русский язык перевести о пушечных и инных розных ратных дел и мастерств, понеже в те лета различный ратныя хитрости в воинских делах изрядными и мудрыми и искусными людьми в разных странах строятся во Италии, и во Франции, и во Ишпании и Цесарской земле, в Голландии, и во Англии, и в королевстве Польском и в Литовском, и во иных разных господарствах. И что во всех странах, как подобает воем служити, и те все дела указал, Царь и великий князь Василий Иванович, всея России самодержец, написавши сию книгу на Москве от сотворения мира в лета 7115, а от воплощения господа нашего, спаса и бога Иисуса Христа 1607; по том при державе великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея России самодержца; избранного на великих и преславных государствах, Российский державы царем и великим князем всея России и самодержцем. И при его государеве первопрестольнике, отце и богомольце крайнем, при великом господине и государе, святейшем Филарете, патриархе Московском и всея России. Написал сию воинскую книгу к царскому величеству, его государской холоп многогрешный Онисим Михайлов, в великом богоспасаемом и царствующем граде Москве. В лето 7129 (1621), сентябре в 26 день.
УКАЗЫ ИЛИ СТАТЬИ ВОИНСКИЯ

  1. О обозах и полкохождении и о станех, и как обозы смыкати и в них шанцоватися, сиречь: турами, гасары или инным чем оградиться и укрепиться и как с обозом с стану подыматися, и как грады промыслом и крепости осадити и облечи и обшанцовати, и подкопы водити, и как грады и крепости и инное градское строение устроити, и как в мирное и в воинское время к градом бережение имети, и всякими потребными запасы запастися, и сколько ко всему воинскому походу всяких пушечных запасов и подъем людей и сколько казны к тому на проторы надобеть.
  2. Объявление обозу и полком учреждение, в котором воинския конныя и пешия люди в полном ополчении ходят: аж будет идучи походом от нахождения и утеснения недругов страшно отойти и для ради того устраиваются такие однорядные или двоерядные обозы, и меж того устроити снаряд большой для того, чтоб можно от стану до стану безстрашно пройти: и для того с переди, с верху и с обеих сторон покамест полки идут, укрыти полки обозными телегами и сдвигати телеги часто, чтоб недруг во время походу помешки и утеснения не учинил, и такие полковые уряды не в всяких местах можно вести, разве в равных землях, как в Угорской (Венгерской) земле, где мало лесу, и гор, и долин, и воды и потопей тому подобно, и для того коли от недруга начаются утеснения, стоят такие уряды полки с обозом, в чем от недруга отходити, и легкой полковой снаряд возится на переди и на зади, и подле ево идут пушкари, которым доведется (быть) во время нахождения недругов. Из таких пушек по находящих стреляти, а большой стенобитный проломный снаряд со всеми их запасы устроити по среди полков, и укрыти его подле полковых запасов и инных телег. И так идут воинские люди походом ополчася меж затыльных стрелков, которые устроены со всех четырех сторон притчею, недруги учнут находити, что б оне на встречное стояние вооружены противу недруга близко были, чтоб полком воинством конным и пешим в полном утверждении и в перед итти. И как такие полки, полк за полком на переди и на зади и по стороны в добром уряде устроены, и как полки меж обозов идут, и то дает разумети знамя ниже сего.
  3. Об образце продолговатом и полукруглом обозе около стану или полков, как ево устроити: и таким образом, который объявлен знаменем ниже сего, добре обоз устроити около станов в просторных и равных местах, и во время нахождения недругов, чтоб ополчася и безстрашно от недругов отходить, а починается тот обоз с переди от А, и свертится кругом до Б. И как будет, так около стану устроится и телеги все вместе смыкати и сдвигати их вышли вместе, и как их связати, чтоб ни коими делы телеги от телеги не возможно разлучити ни разорвати, а на переди у стану в знамени и помечено Ц, и у того слова доведется снаряд полковой все рядом. И стати от А в низ до Б, и так возможно внутри обозу половину затыльных стрельцов позади и по сторонам подле телег устроити, как им итти или стоять, для того, чтобы недруги приступом не вломилися, и как такие обозы около станов строити или смыкати и по тому указу чинити обозная голова и писано о том в инных статьях; а где случатся равныя и просторныя поля и места по потребе или угожие и тут подобает таким образом быши особливо в углах, и где великих, просторных мест довольно есть, и такие устроены урядные обозы не одно что мудро и красно видити; но и велико угодье от нахожения и приступу недругов пригожается, хотя полукруглым кружалом окружено и одна сторона с переди не огорожена и она устроена полковым снарядом и защищено и денною и ночною сторожею устроено, и тут же в обозе ограждено сплошное место, на котором месте в приточную пору воинские люди сбираются и содерживаются и большой снаряд и полковой уберегают и укрывают, и бывает в обычье, что конные воинские люди перед шанцов и станов для сторожи выежают, и чтоб им всегда возможно назад в обозе задитися, а где обоз сомкнут и таким нигде обозу не разламывати, а выпущати их и в обоз пущати у ворот по разпросу полкового снаряду сторожей.
  4. О утверждении обозу: каким укреплением обозным годится изыскати многие разные пути прежде, и сыскать места здоровые, а обозные телеги поставити и сомкнути вдвое; да аж будет неволя постижет раставити снаряд, и затыльных стрельцов между обозных телег, а конными и пешими людьми устроиши крепкия сторожи, а будет недруг приближится; и обоз надобно крепити, надолобами и выкопати кругом рвы, шириною девять ступеней, а глубиною семи ступеней, а землю метати всю назад себя к обозу, и учинить к обозу прислоны или плетени, или перила, и вырытую землю изо рвов метати к обозу к защите, и учинити выше грудей бой, да подошевные стрельные бои, а ворота укрепити крепкими запоры, и ко всему тому исполнению и устроению доведется шанцокопам и иным работным людем повещати всегда и им объявити: коли учинится в день или в ночи всполох, и где которым людям быти, и куда которым ехати, и бежати, и что кому делати, тому есмя назнаменовал кружальные, и продолговатые, и четвероуголчатые, и троеуголчатые, и полукружальтые обозы для памяти, яко же есть разумети и видети.
    Такие обозы строити доведется, места просторные разумно разделиши конным и пешим воинским людем, и где снаряду стояти и всей пушкарской снасти, чтоб им коли доведется к бою полки свои устроити на выласку было просторно, так же и снаряд пушечный со всеми запасы надобе урядно уставити, а запасы пушечные от притчи и шкоды особно оберегати, а только над порохом, которая хитрость изменою учинится, и в том все войско будет в погибели.
    Ко всему тому аж будет возможно добро б было, что б всякие станы были с одной стороны к крепи ко рвом или к горам, или к валу, к лесу, или к текучей, или к стоящей воде, или ко мшарине, или к топи и ко мхом, и к инным крепям тем же подобным к пособе и защите, и как бывает во время приточное при недрузех от такия крепи с другия стороны вскоре мочно другую половину учинити шанцою, или обозом, как покажет после сего, не подалеку к знамени станом и обозом, у рек очевидно, и через какую реку учинен образец судовому мосту.
  5. Указ, как воинских людей в стану уставити, как их в походех и в полку во время бою учередити и устроити: как будут такие прежеименованные чины приказы всеми потребами устроены, потом собрати все полки конные и пешие во едино место со всем нарядом, и что к тому годно, и не доходя полков недружных учинити стан воинских людей, уставити в стану всех по чинам, как доведется и учиниши из изневестью (нечаянно) нарочной сполох, и чередити все воинские люди конные и пешие в полки, как доведется на бою против недруга стояти; для того что б воинские люди на то ведались и привыкали и во всем бы их видели, каковы они к тому явятся, и что к тому еще надобе, и чтоб воинские люди к тому кой же сам навыкал учреждатися, и знали б, как им на бою против недруга стояти, а такой сполох и уряд к тому надобен, и то добро чтоб мочно видити и сметити притчею в том, какие недостатки явятся, и тем бы и пастися покаместа еще до того не дошло, что с недругом сойтися, и что и все полки, и что к тому надобно мочно в добром урядстве и устроя держати.
  6. Указ воинских людей перед напуском против недрузей славы, словесы увещати: первое, как к воеводе прямая весть придет, что недруги приближаются, и не может инако быти разве что с ними бытися и воеводе показатися к своим полчанам, веселым обычаем и их на то наговаривати, чтоб они так делали, как достоит делати прямым воинским людям и по крестному целованию, на что они государю своему и крест целовали в правду, что б они смело и храбро на супостатов напускали, а самому б ему сказатися быти в напуску первому человеку, а как к тому придет, что того переменити невозможно, ему их укрепити, что б они по своему крестному целованию и с желанием исполнение учинили и молвити им, лутче есть честно умрети, нежели с безчестием жити, и так предатися в руце божии.
  7. Указ о напуске бою побить ли или самих побьют, как им пребывати по левую сторону и пеших людей доведется быти затинным стрельцам по четыре или по пяти в ряд устроити их, и подле пеших людей, от первого ряду до последняго, а только тех больше четырех или пяти в ряд устроити, и то бы было не добро, по тому коли со той стороны откуду затинщики устроены, доведется долгия копья против недругов и их напуску установити, и в том как будет широко затинщиков и копейщиков в том бывает помешка, а по правую сторону того урядного полку пешаго, доведется устроити полк конных людей, или с однем двадесят в одном ряду в полных доспехах от главы и до ног и лошади б у них были окованы, а больше б того числа не было, а стояти вместе тесно, а за ними стоять всем рядовым дворянам, и детям боярским, и инным служивым конным воинским людем. Да еще доведется таким же доспешным людям, по два в ряд за всем конным полком стояти, и так стояти сотня за сотнею в один ряд и конных людей укрыти теми доспешники, а с другой стороны будут они укрыты воинскими пешими людьми, а полку конному доведется стояти подле пеших людей с правые стороны, а не добре наперед выдаватися и не противу перьваго ряду; перьвому ряду конному доведется против ряду пешаго, средняго против прапоров итти, а прежде конных пеших не напускати людей, напустиши прежде пешим людям, для той причины, что пешим далече бежати, что б им у конных людей остатися, а конным бы у них не уехати, а напустити бы сшедшися с людьми, а захватиши б перед, елико возможно солнца и ветру о том многое обстоит для пыли и для дыму, а конным самопальником итить доведется за нарядом, коли наряд бывает разделен на двое, как прежде молвлено, а конных самопальников устроити по правую сторону, и как то зделается, доведется людям сойтися с людьми, да не забыти конных людей оставити на ряду и у пороху, а стояти бы на одном месте и того беречи, что б извозные люди седчи на лошади не побежали прочь, и для такова недостатку бывает, что и наряд мечут, где было и мочно с собою взяти и увести, и всякое дело доведется имети в добром уряде и несколько бы стрельцов и конных людей наперед послати и им бы прежде на первые люди напустиши и итти в твердом уряде.
    А есть многие образцы и пути к полковому бою с переди учреждают остро, а назади широко и треугольчато, а инное серпом, или полумесяцом, а инное четвероугольчато, которое есть всего лутче и тем обычаем доведется устроити конные и пешие полки, и бывает то, что между пешими людьми укрывают полковой наряд, и как случится к напуску, и пешие люди роступятся из наряду, в те поры доведется по недружным полком стреляти, и после побоища доведется достальных людей конных и пеших пересмотрети, а будет случится, что недруги побьют, доведется промыслом от людей к лесу или к инным крепям отходити, а будет люди свои поостановятся, и позберутся и укрепятся, а недрузи в те межи падутся забытошно над грабежем, и то дело надобное, что на недрузи в то время напустити и даши воинским людям причину, чтоб погибшее опять поворотити и как бы преодоление содержати, по тому они больше подвижны на грабление, нежели своего крестного целованья памятуют, и для того надобно воеводам и головам и всем приказным людям воинских людей укреплять, чтоб они всегда в своем урядстве стояЛи, елико возможно, пока места они преодоление гораздо содержати да послати несколько конных людей около лесов по инным крепям дозирати те побитые или беглые недружные нехотят ли опять собратися.
  8. О четырех статьях полкового наряду… Пять пищалей драконы, они же именуются змейноты, стреляют железное ядро по пятнадцати фунтов.
    Шесть пищалей шляг каноны, они же именуются змеи, стреляют ядро по осьми фунтов.
    Десять пищалей фальконетов, они же именуются полузмеи, стреляют железные или свинчатые ядра весом по четыре фунта.
    Четырнадцать пищалей фальконетов, они же именуются соколы, стреляют железные или свинчатые ядра по два фунта.
    Да к тому же наряду доведется устроити две огненные пушки.
    И всего тридцать семь пищалей и пушек полковых и огненных да осьмнадцать проломных стенобитных пищалей и обоего пятьдесят пять пушек и пищалей.
  9. По том бывают большие верьховые пушки, две пушки можжиры и стреляют теми пушками в верх каменное ядро весом по контарю, из таких пушек пробивают своды крепкие, а весу в них по пятидесят контарев.
    Двенатцать верьховых четвертных пушек, они же именуются малые можжирки, весу в них по полутора контаря, стреляют каменное ядро по осьми фунтов.
    И всего верьховых пушек шестнадцать можжиров, стреляют они каменными и огненными ядры, две полуверховых, весу в них по дватцати по пяти контарев, стреляют каменные ядра по пятидесят фунтов.
  10. О пушкарях и о их наймех, которые стреляют из пушек и из пищалей Шарфмецоп или василисков или из соловьев, или из певиц и из квартанов, те пищали стенобитные, и такие люди, которые из них стреляют, именуются пушкари.
    А которые из полковаго наряду стреляют из драконов, из змей, из чегличков, из соколов, и те люди именуются стрелки, один именуется драконов, или змеин стрелко, а другой именуется чегличей, или соколей стрелко, а пушкарем такова не называти.
  11. Объявлено о всех великих чинех и о приказех так же живет много и воеводским не прележаньем и непризороме приказные люди бывают и погибают, и для того подобает в воинству государю самому часто во всякие дела взирати и обо всех делах самому великое попеченье имети, и как он так учнет делати, и на то смотря, учнут приказные люди всегда о всем большую печаль имети и к делу прилежны будут.
    Указ о осадех, как который град осадити и людьми облечи: прежде всего подобает посылати под город воинских людей разумных расмотрети крепостей и всяких угодей, и где доведется государю или воеводскому стану быти и такие б места гораздо приметити, и как то зделается, и воеводе и всем головам за то дело б еще принятся, и о том подумати, как бы ближе ворот шанцы копати, и туры и тарасы ставити, сколько возможно именито, для двух причин, перьвое: которые сидят в городе люди устрашатся, второе, только будет в городе все деревянное строение или инное что тому подобно, и в тех местах наряд лутче устанавливати, нежели что от того места далече поставите А доведется в одну пору между троих или четверых ворот шанцы делати и наряд ставити, аже будет людей довольно есть.
  12. Указ, как под город подкопы весть; бывает город поставлен на таком [месте], что под него подкопы можно вести и тем город взяти, только надобно с такими делы тихо и тайно промышляти, и доведется тут многие дрова подкласти, которым местом подкопщиком и иттить, а из города возможно встречным подкопанием зайти, и такому делу помешку учинити и подкопщиков из подкопу выгнать, а будет такой подкоп изготовится, подобает тут день и ночь крепкую людную сторожу держати и подкопщиков оберегати, что б из города осадные люди своим встречным копанием подкопщиков не осилели и подкопом не завладели, а только завладеют и уж невозможное дело у них тот подкоп назад взяти, а коли случится собою смелых людей на перед посылати, а водити подкопы тем образцом страшное дело и мало есми видал, чтоб тем городы преодолели. Есть иной образец подкопом, что возможно шанцами зделати под город и под раскаты подкопати и ко рву туры привести столь близко, что рукою мочно к стене дрова бросати, а как то зделается и изготовя дрова со соломою и с хворостом збити стена городовая и учрежати людей к приступу, да как стены собьются и падуг и дрова запалятся и сгорят, потом приступати елико возможно.
  13. Указ о приступе, как пушкари из наряду стены в меру к приступу собьют и не, начается оттуду ни которые помешки, а в те поры подобает просити у бога милости. А как учнут приступати, и в те поры доведется изо всего снаряду стреляти, на переменах по проломных местех, чтоб им помешка была, и проломов бы не заделывали, а из большова снаряду по тому не стреляти. А доведется воинским людям промысл чинити над зубцы и над стрельными окны и над подошевным боем, что б из города из таких боев приступным людям помешки не учинили, а из фалконетов доведется без престани по верьхним подошевным боем бити, пока места приступные люди через ров перейдут.
  14. Иной указ, как град облечи и взяти во время приступу, быти лучше есть приступати в два или в три места, нежели к одному месту, и как будет все к приступу изготовлено, доведется вскоре приступати, а всем полком в ту пору стояти урядяся, а по меньшей мере приступати в дву местех; а бывает то в градоимстве, что и в мысле не бывало, к которому месту и приступати, и учнет в том месте приступ и великой шум обманом, для того, чтоб во граде устрашилися, и учнут на розные места людей разделяти. И для того нам доведется своих людей на два подполки или больше разделити, и приступати в разные места жесточью и коему ж полку итти урядно, как и после указано, а до приступу доведется им сулити подарки по доброхотению и по своей мысли воинскому государю.
  15. Аже будет похотят прямо на стены приступати, доведется несколько людей устроити кому лесницы к приступу пронести и уставиши их на такие места, которым местом приступати доспешным людям и пешим воинским людям вооруженным, а стрельцом, которым в шанцах и во рвех лежати доведется, им на стены по боем и подошевным боем стреляти, и коему ж полку которым к приступу итти доведется их порознь устроити, где кому приступати, во рвы ли им или на лесницы итти приступом; а как учнут готовитися к приступу и из шанцов выдаватися, и в те поры доведется из снаряду безпрестани стреляти, что б недруги времени приступнаго не делали. Тако ж доведется из полковых пищалей безпрестани по боем стреляти и недругов от кони отбоев отбити, а своих обороняти, чтоб им во время приступу помешки не было, а воинскому маршалку в те поры доведется на всполошном месте с конными и пешими людьми, распустя прапоры во учрежденном полку готовыми быти, для ради трех причин. Притчею недруги во время приступу учнут на станы прилазити, и станом бы быти таковым утверженным, чтоб тысяча человек против десяти тысяч могли стояти и битися, и в приточное б время и приступны людям помочь чинити, притчею от приступа приступных людей отобьют, и из города учнут на них и на полки прилазити, и воинскому маршалку ополчась, недругом в стречу итти. А в стану доведется тако же уряд имети; да иж будет так учинится, и то приступным людям во время отводу подпора и прибыльно, а без такова береженья бывают многие люди побиты. А будет воинские люди устроены на два или три станы, как прежде объявлено, и им всем, коему ж в своих стенах по сему указу и уряду делати и содержатися, а во время приступу доведется ко всяким делам призор и великое береженье имети у всех приступных мест. Притчею в чем в приступное время, буде скудость и недостатки в людях, в лесницах, в копьях, в рогатках, в заступех, в лопатех и в просеках, или в инном в чем, что. к такому делу годно бывает, и то б все того же часу изготовлено было. А будет, которые приступные люди учнут тулитися или ухоронятися, а к приступу итти не похотят, и к тому тако ж доведется призор имети, что б таких побоем и мечем принудити и прибити, а пощад никому не казати, ни милости…
  16. Указ о стороже во граде, которой град осажен супостатными людьми: сторожу во граде подобает уставити по смете во граде по местом крепостей и по худобе, и будет град крепок и людям осторожа надобна не столь людна, как в малолюдном городе, по тому, что в людном городе ни приступати, ни на стены итти не мочно, а только град укреплен гораздо и всякими мерами устроен, доведется осадных воинских и всяких людей по достоянию устроити на стенах и по валом, и на роскатех и башнях для того, что б оне ко всякому делу готовы были без помешки, и в городе и в посаде и на подворье стояти ни кому не давати; а которые к тому устроены и учреждены не таковы тяжелы к подъему, как те, которые на посаде, на подворьях стоят, и на посаде им сторожа не такова сильна надобна.
  17. А как недруги сперва учнут около города скакати и город осаживати, и тем, которые в городе сидят, не доведется ни одинова стрелити, разве гораздо приближатся, а устроити им те дела тихо и не шумно, и о том остереганье имети, чтоб ни кому вотще не стрелити, да и о том людям своим заказано, чтобы недругов никакими ругательными словесы не опозорили, для того, чтоб с ними ни каких речей не плодили, по тому что в таких речах бывает измена и наветки изменные.
    А будет недрузи учнут задирати какими позорными словесы, и им такими же словесы ответ давати, а оприч того ни какими мерами речей не спускати и заказать о том на крепко и учинить за то кто учнет говорити наказанье жестокое.
    А недругом в шанцах шкода чинится, и о том достоверно, и надежно нечево объявляти, и такое дело делается по делу смотря, и обстоянию града, и смотря по тому, каковы у недругов станы устроены и по крепости их.
  18. Указ, как в городе сидети и от подкопов остерегатися: аже будет град стоит на таком месте, что подкопу начатися, и возможно подкоп вести, и к тому доведется промысл явити, чтоб загородные люди того отнюдь не ведали, куда встречным подкопом быти веденым из, города, и для того доведется им по середи города и везде береженье держати, чтоб им того не ведомо было, как коим обычаем оне подкопов уберегаются, и для того к таким местам доведется взяти восемь или десять игол, взнизати их на одной нити, и развесити их между двух дерев близко земли, и поставить под иглы таз, чтоб игольные концы только чють до таза доставали, и нить, на чем иглы, велети разтянути между дерев на том месте, где откуды подкопу чаяти, да только будет от игольных концов учнут в тазу стукати, и в том месте подкоп найдется. Тому ж подобно взяти несколько яиц, положити на стене, где подкопу начается, и положити на яйца по полуденьге, и в котором месте подкоп ведут, и с котораго ни будь яйца учнет полуденьга часто сваливатися, и как будет подкоп проведается, доведется недругом встречу копати, и о таких подкопах писати престану.
  19. Иной указ, о приступе: аже будет у котораго града или посада стены или взрубы сбиты к приступу, а недруги похотят к приступу итти, доведется прежде того во рве в дровех зделати потайные подошевные бои, в которых не умети недрузем из наряду достати, а в тех боех устроити тайно добрых затинных стрельцов, для того чтоб им тем приступным людям помешати приступати, да будет недруги учнут вдруг всею силою приступати, тут доведется коему ж как есть добрым войским людям подщится к приступу бежати, на встретение боем против недругов своих, и носити на приступные люди котлы с горячею водою, ростопленное сало, горячею известь, сосуды с порохом и с каменьем зажигаючи, а как такие сосуды бросят в люди и побивают они много около себя далече людей, а иные кладут в такие сосуды острое гвоздья и уды о трех гранех острых, которые прокалывают людям ноги, в такие места где бы недругом к приступу помешку учинити…