Приказ Суворова по обучению австрийской армии, 1799 г

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА ГРАФА А.В. СУВОРОВА
РЫМНИКСКОГО ПО ОБУЧЕНИЮ АВСТРИЙСКОЙ АРМИИ В 1799 Г.
1.
Обучаться пехоте на пехоту, кавалерии на кавалерию, кавалерии на пехоту, пехоте на кавалерию.
Пехота, стоя на месте, стреляет по наступающей пехоте с 60 шагов, а на 30 сама бросается в штыки. – В атаке действовать холодным оружием. – Употреблять всегда шаг военный – в аршин, в захождении в 1 1/2 аршина… Сблизившись с неприятельскою пехотою на 80 сажен, пробежать вперед до 15 шагов от противника, кавалерия – карьером; на 30 саженях – через картечную черту полевой артиллерии, чтобы летела картечь сверх головы; – то же самое на 60 саженях против тяжелой артиллерии.– Черта верного ружейного выстрела – в 60 шагах: – расстояние это уже пробегут со штыками.
На том же основании действует и кавалерия.
2.
В строю становиться по локтю. – Повороты и деплоирование в обыкновенных случаях делать скорым шагом.
Движение производить в колонне повзводно, справа или слева; шаг в аршин, при захождении полтора.
Фронт выстраивать захождением повзводно.
Готовься к атаке! – Тут пальба взводами недолго.
По команде готовься! люди задней шеренги отскакивают в сторону, вправо, и становятся в две шеренги, а потом вскакивают опять на прежние места. Всем этим заниматься недолго.
По сигналу марш! вперед! линии двигаются полным шагом и живо. Ружье в правую руку! – Штык держать вкось без помощи ремня. – Как дойдет до рукопашного, – если на кавалерию, – то колоть штыком и лошадь и человека; если на пехоту – то штык держать ниже и ближе обеими руками. – На 80 саженях картечный выстрел из больших орудий, – пехота пробежит вперед до 15 шагов; то же самое на 60 саженях, когда картечь из малых пушек. Неприятельская картечь летит поверх головы. Когда линия в 60 шагах от неприятеля, офицеры с флангов выбегают вперед: «Виват Франц!», рядовые вперед – и неприятеля колют… Тут уж только кровь!
3.
Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух.
Казаки должны всегда держаться за кавалерией; их быстрота довершает победу… и как только неприятель сбит, то ни один человек не спасется.
Быстрота и натиск – душа настоящей войны. Бегущего неприятеля истребляет одно преследование.
Победителю прилично великодушие. Бегущий неприятель охотно принимает пардон. Смерть или плен – все одно.
Пища поддерживает силы человека. В случаях особенных надо довольствоваться малым. Кавалерия сама снабжает себя фуражом.
4.
Казаков надо ставить вслед за пехотой, полками или сотнями, чтобы немедленно преследовать неприятеля, лишь только начнет отступать.
В боевом порядке казаки должны строиться, смотря по местности, малыми или крупными частями, или позади линий, или по флангам. Как только неприятельская линия сбита, казаки по своей быстроте отлично преследуют и в особенности забирают пленных. Иногда должны они кричать неприятелю: пардон! пардон!
5.
Когда неприятель бежит, то его провожают ружейным огнем. – Он не стреляет, не прикладывается, не заряжает. Много неудобств спасаться бегством. Когда же за ним штыки, то он еще реже стреляет;– а потому не останавливаться, а ускорять его бегство штыками.
День готовиться к маневрам. С утра упражняться штыками и саблями. По временам производить натиск пехоте против пехоты, кавалерии против кавалерии, кавалерии против пехоты, пехоте против кавалерии: поодиночке, повзводно, ротами, эскадронами, батальонами, полками, – как признается удобнее, особенно же следует беречь лошадей: человек лучше отдыхает.
6
Бой между двумя армиями на штыках, белым оружием
В каждой из двух линий, а частию и в резерве, должны быть значительные интервалы. – Конная артиллерия стреляет, смело наступая, совершенно независимо от направления линий. – Конная артиллерия скачет впереди, как сама хочет. – Вместо рассыпных застрельщиков, в каждом капральстве иметь по четыре хороших стрелка; они стреляют в ранжире (в своем ряду и в шеренге); – а могут также несколько и выбегать вперед. Только не терять напрасно пуль.
Когда обе противные армии находятся в расстоянии хорошего пушечного выстрела, то атакующие линии идут на противника. – Подойдя на 80 сажен, т. е. к черте хорошего картечного выстрела (до того линии шли скорым шагом в аршин и даже в полтора), бегут вперед до 15 или 30 сажен от неприятельских пушек, чтобы картечь летела поверх головы; то же самое начинать с 60 сажен или 180 шагов перед полковыми орудиями. Последние 60 шагов от неприятельского фронта, т. е. расстояние верного ружейного выстрела, пробегают со штыками, колют, кричат: «Виват Франц!», а обер- и унтер-офицеры: коли! коли!
Армия, стоящая на месте, открывает действие пушками. – Ружейный огонь плутонгами начинается с 60 или 80 шагов; – а когда противник подойдет на 30 шагов, то стоящая армия сама двигается вперед и встречает атакующую армию штыками. Штыки держать плоско, правою рукой, а колоть с помощью левой. – При случае не мешает и прикладом в грудь или по голове.
В этом и весь секрет: пехота проходит сквозь пехоту и кавалерию; кавалерия – сквозь пехоту и кавалерию; а как только все прошли насквозь, строятся линии опять на прежнем расстоянии, где и командовать стой! Задняя линия проходит сквозь переднюю и – налево кругом! – кавалерия – по четыре налево кругом! Тут уже станут на заднюю шеренгу.
Тот же самый маневр повторяется снова. Армия, которая прежде была атакующей, теперь уже стоит на месте, а стоящая прежде – теперь атакует и то же самое наблюдает. – Vinci! –
Не худо сказать солдатам какую-нибудь сильную речь, а затем – по домам.
7.
План операционный: – в главную армию, в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени.
В переписке между начальниками войск следует излагать настоящее дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов; будущие же предприятия определять вперед на сутки или двое.
Не довольно, чтобы одни главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того: даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его по той же причине; даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог больше вредный, чем полезный: болтун и без того будет наказан.
Вместе с планом должен быть приложен небольшой чертеж, на котором нет нужды назначать множество деревушек, а только главные и ближайшие места, в той мере, сколько может быть нужно для простого воина; притом нужно дать некоторое понятие о возвышениях (горах).