Румянцев. Наставление батарейным командирам

НАСТАВЛЕНИЕ ВСЕМ ГОСПОДАМ БАТАРЕЙНЫМ КОМАНДИРАМ
Приводимый здесь текст составлен Румянцевым и дополнен в 1788 г.
разделом «О стрельбе», составленным генерал-аншефом Меллером.
1-е. При выступлении и вступлении в лагерь примечать бой во всей армии и таковой же приказать бить при артиллерии; а когда начнут бить поход, то всем господам офицерам быть при всех местах с обнаженными шпагами.
2-е. Когда парк марширует, то надлежит пред каждою бригадою пионеров 30 человек с ружьями иметь, и при них быть топорам, киркам и лопаткам.
3-е. Коль скоро предъидущая бригада к дефилею, мосту или к другому переправе наиспособному месту придет, то оная бригада остановляется, а вышереченные пионеры, следовав вперед, осматривают дорогу, и если опасен переход, то проворно его исправляют.
4-е. К сему надлежит при каждом орудии, также и при ящиках, иметь по две фашины, длиною в 3 аршина, толщиною в диаметре в 6 вершков.
5-е. Пионеры становятся, во время следования своих бригад чрез дефилею, по обоим сторонам того прохода и не прежде свои места оставляют, пока от другой позади идущей бригады пионеры их не сменят.
Примечание. Сие следует делать тогда, когда артиллерия вся вместе марширует, а когда артиллерия в разделении и марширует с полками, тогда пионерам дожидаться последних своих орудиев и ящиков и, препроводи их, быть попрежнему впереди.
6-е. Каждая бригада следует нижеписанным порядком:
1-е. Как выше сказано, 30 пионеров.
2-е. Орудия, за которыми за каждым свои ящики следуют.
3-е. Позади каждого орудия следуют ко оному принадлежащие служители, также и при ящиках.
4-е. При равной дороге фурлейты, с лошадей сходя, подле оных идут; сколь же скоро на гору, под гору или чрез какую дефилею, то на лошадей садятся. Когда фурлейты подле лошадей идут, то наистрожайше надлежит смотреть, чтоб их лошади все равно везли.
5-е. Бригада к опасной какой переправе придет, то капитан с пред следующими своими офицерами оставляют свои места, чтоб пионеров к работе привесть; сколь скоро половина роты прошла, то другая половина офицеров в первый их места встречают и остаются при капитане, пока вся рота перейдет.
6-е. Когда поход бьют, то капитану следовать за пионерами, за ним двум барабанщикам, потом орудия, при которых распределение офицеров по старшинству от бригадного командира сделано быть имеет; а когда всем фронтом маршируют, то бригадный командир впереди, а офицеры следуют каждый при своих орудиях для уравнения фронта в шеренгу со орудиями.
Наикрепчайше бригадный командир должен надсматривать и о том офицерам подтверждать, чтоб равная была держана дистанция между орудиями, то есть от оси каждого орудия до другого была сажень, или три шага; дабы в случае сделания батареи не иметь интервалов. Для соблюдения ж навсегда между орудиями помянутых дистанций к приобучению тому фурлейт, по прибытии в лагерь, делать нижеследующий маневр.
Прибыв на назначенное для орудий место:
1-е. Барабанщикам приказать отбить и посему исполнять, чтоб остановиться в своих местах всей батареи.
2-е. Направо или налево заезжать, куда надобность требовать будет.
3-е. С передков долой, по сей команде в самой скорости орудие снять, фурлейтам с лошадьми следовать за ящики, служителям же артиллерийским быть тотчас при своем каждом орудии с принадлежностью, кто с чем назначен.
4-е. Офицерам всем и самому командиру, при отбитии в первый раз в барабан, с лошадей долой и быть при своих местах; если же приказано или обстоятельства тогдашния требовать будут, чтоб иметь орудия заряженныя, то после исполнения третьего пункта приказать вскорости орудия зарядить и ожидать приказа. Пионеры ж при первом отбое должны итти вскорости к своим орудиям, где кто назначен.
5-е. Барабанщикам отбить, и по сему отбою господам офицерам шпаги класть в ножны, а рядовым прибойники и прочия принадлежности класть в свои места; фурлейтам же лошадей откладывать.
6-е. Палки, по котором знаке всем обери унтер-офицерам и рядовым делать направо кругом, кроме наряженных при каждом орудии двух дневальных.
7-е. Дробь, по которой маршировать девять шагов и правую ногу иметь впереди.
8-е. Пал к и, при них сделать всем во фронт и отпускать для постановления палаток,
9-е. Дежурному офицеру, которому никогда не отлучаться от батареи, а по окончании всего онаго должен он смотреть все орудия, дабы они по расположению места были наведены.
В заключение ж сего за нужное считаю всем господам обер-офицерам напомянуть следующее: как во время стреляния из орудий ;на дальную дистанцию не всегда бывает желаемое действие, а особливо против нынешнего нашего неприятеля, в разсуждении его безпорядочного атакования; ибо сделанный ему вред не всегда бывает нам видим, да и не можно ожидать с их стороны от такового действия орудий большаго урона, а часто и самое орудие не может верно действовать от разных причин, как-то: от неравных мест или от переменнаго воздуха, – и для того рекомендую, чтоб в таковых случаях, если только возможно будет, неприятеля всякий раз ожидать ближе к батареи или редуту, чтоб можно было совершенно ему сделать вред, стреляв по нем гораздо ближе, а чрез сие самое, сверх сделания ему великого урона, можно соблюсти и заряды, которых тогда менее издержано будет, а важнее всего, что артиллерия может быть у неприятеля в самой своей похвале и ему в страхе, ибо в то время, когда артиллерия действует в ближнем разстоянии, всякий увидит, сколь оная полезна, а особливо против нынешняго нашего неприятеля.
Впрочем, в подробное о сей полезности описание я не вхожу более, а отдаю на собственное примечание господ офицеров, яко наиискусных артиллеристов, от которых и надеюсь, что все, следующие до искусства артиллерийскаго, случаи будут употреблены во общую пользу для получения за то от всех командиров достодолжной похвалы, которая будет честь делать всему корпусу.
Прибавление о стрельбе
Дабы артиллерия была в должном уважении у неприятеля (о чем и выше сего сказано), надлежит не прежде стрелять, как когда первое прикосновение к земле, из 12-фунтовой пушки, поднятой на 5 градусов, близь 700 сажень, что с рикошетными скачками на твердом грунте до 900 сажень быть может; 6-фунтовую пушку можно возвы-» сить до 6 градусов, а единорог полупудовый до 7 градусов для достижения сей дистанции, следственно никакой нужды нет, чтоб в полевом деле клин выниман был.
Стрельба на дальную дистанцию, ежели повелена будет, должна нетороплива и редка быть, поелику от оной большаго неприятелю вреда ожидать не можно; напротив чего, весьма более гибели оному причиняет стрельба в 500 саженях, почему и огонь усилить следует. Пушка 12-фунтовая может сию дистанцию достигнуть первым прикосновением земли 3 градусами; 6-фунтовая пушка – 4; полупудовый единорог – 5 градусами.
Надлежит всегда стараться, чтоб первое прикосновение было во фронт неприятельский; но лучше, чтоб первыя прикосновения к земле 50 или 100 сажень перед оным были, нежели, чтоб ядра и бомбы через переносило; ибо в стрельбе сие всего порочнее, а напротив, рикошетными вскачками, особливо бомбами, и когда орудия на низких градусах, великий вред наносится.
Гибельнейшая для неприятеля стрельба в 300 сажень и ближе, в котором разстоянии наводить так, чтоб мушка была вся выше голов пехоты, а в кавалерию чрез мушку BI головы, в случае же что на орудиях имеются диоптры, то метить чрез первый визирь в грудь неприятелю; во 200 сажень должно целить в грудь и по мере приближения надлежит дульную часть орудия опускать до горизонтального выстрела, и когда орудия на возвышенном месте, то опускать и ниже онаго по надобностям.
Картечью начинать стрелять во 120 саженях, наводя чрез мушку в самый фронт; стрельбу производить, усиливая огонь по мере приближения неприятеля, наипаче картечную наипоспешнейшим заряжанием, не наблюдая очереди между орудиями.
Всем господам артиллерийским офицерам стараться приобресть себе столь для них надобный глазомер, к чему приобучать себя можно, когда разныя разстояния предмета мерить станут шагами, а особливо, ставя иногда в разные отдаления пеших и конных и примечая, в какой дистанции цвета и платья разпознавать могут и как в их глазах предметы в отдалении уменьшаются. Сие можно и при учениях полков конных и пеших делать, отойдя от них до 900 сажень и замечая разность чрез каждыя 100 сажень.
Места для батарей не должно избирать на курганах и высоких местах, в разсуждении, что неприятель скоро под пушечные выстрелы подойти может и, следственно, для него безвредно, что цель в один пункт будет; лучшия батарейныя места суть равнины или маловозвышенныя места, откуда неприятеля со всех сторон видеть можно.
Напоследок, я несомненно уповаю, что все артиллерийские господа штаби обер-офицеры усердием и храбростию не токмо удержат ту славу, которую в прошедшую войну толь справедливо заслужили, но неустрашимостию и благоразумным действием артиллерии приобретут себе от всех войск начальников новую похвалу; неприятель же должен возчувствовать, сколь страшна российская артиллерия.