Из реляции Александру I о победе при Клястицах, 1812 г

ИЗ РЕЛЯЦИИ ГЕНЕРАЛА ВИТГЕНШТЕЙНА АЛЕКСАНДРУ I О ПОБЕДЕ ПРИ КЛЯСТИЦАХ
19 (31) ИЮЛЯ 1812 г.
Доминирующий (был) левый берег Нищи, где неприятельские батареи, будучи прикрыты строениями селения Клястицы, поддерживали стрелков своих и препятствовали нам в переправе. Между тем, предвидев прежде сего уже и желая щадить по возможности храбрые войска, приказал я заблаговременно генерал-майорам Балку и Кульневу выстроить: кавалерию на левом фланге несколько повыше Клястицы, а начальнику инженеров полковнику графу Сиверсу приступить, по неимению в сем месте бродов, к построению моста. Неприятель, увидя сие, страшась атаки на правый его фланг, начал с выгодной своей позиции отступать, а стрелки наши, будучи поддерживаемы сильным огнем батарей подполковников Мурузи и Байкова, бросились на штыки в местечко Клястицы. Тщетно неприятель сжег находящийся на сем месте мост, храбрые наши стрелки пробежали сквозь пламя горящего моста, имея впереди себя павловских гренадеров, и завладели местечком.
Для поддержания сего подвига приказал я тотчас всей пехоте двинуться вперед, а Ямбургскому драгунскому полку и двум орудиям легкой роты подполковника Байкова перейти реку Нищу при самом селении вброд, что они благополучно выполнили, хотя и с большим трудом пехота проходила чрез сожженную деревню и горящий мост; неприятель, который прикрывал отступление свое от времени до времени несколькими пушечными выстрелами из прикрытых кавалериею пушек, с того времени продолжал успешно отступление свое по дороге к Полоцку, оставляя пленных и большую часть своего обоза…
В первые минуты наступления победа была уже несравнительна. Страшное действие нашей артиллерии, поощряемой личным примером генерал-майора князя Яшвиля и быстрым наступлением егерских и храбрых полков 5-й дивизии, опрокинуло совершенно неприятельские колонны. Тщетно неприятель старался удержать лес против левого фланга. Генерал-майор Козачковский, обошед правый их фланг с 24 егерским и Севским пехотным полками, а генерал-майор Каховский, наступая с запасными гренадерскими баталионами 2-й линии прямо против центра, прогнали и частию отрезали находящегося в лесу неприятеля. Их колонна, которая хотела пробиться, была атакована в штыки баталионом гренадерского, графа Аракчеева полка и одним эскадроном лейб-гвардии драгунского и Ригского кирасирского полков, частию истреблена, а остальные принуждены положить ору- .Яше. Между тем принудил правый наш фланг неприятеля к скорейшему отступлению, хотя он во всех выгодных местах старался удерживать нас своею артиллериею, дабы по возможности спасти раненых, но везде в ту же минуту был сбит действием наших орудий и быстрым наступлением стрелков и в примерном, порядке шедших с барабанным боем баталионных колонн полков 5-й дивизии; 24-й и 26-й егерские полки под командою генерал-майора Козачковского обходили между тем правый неприятельский фланг и принудили его к скорейшему отступлению перед мызою Соколищею. Неприятель воспользовался пересекаемым местоположением и старался сделать новый отпор стремлению войск наших, но в скорости был сбит Могилевским и одним баталионом Севского пехотных полков под командою генерал- майора князя Сибирского и 24-м егерским, который, перешед через дорогу, начал уже действовать ему в левый фланг, а 25-й егерский, переправясь вброд через реку Нищу, обходил более и более сей фланг неприятеля. Столь же тщетно старался он остановиться за рекою при мызе Соколище. Действие батарейных рот № 5 и 14, храброе наступление пехоты 5-й дивизии принудило его отступать к Дриссе, и генерал-майоры князь Яшвиль и Козачковский преследовали его до сей реки, за которою скрылся он, зажигая мосты и селение Сивошино. Он был преследован сильным огнем конной роты № 3, легкими войсками до селения Белого, в 7 верстах от Сивошино, и только наступающая ночь, усталость наших войск после трехдневного сражения воспрепятствовали дальнейшему преследованию. Неприятель же отошел ночью за Двину, оставляя только малую часть в тет-де-поне при Полоцке для прикрытия ретирады своей в сем кровопролитном сражении, в котором победоносное войско вашего императорского величества ознаменовалось новыми подвигами. Неприятель, по единогласному показанию всех пленных, потерял до 10 000 убитыми и ранеными и более 3 000 пленных…