Циркулярное письмо командующим армиями

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА КУРОПАТКИНА КОМАНДУЮЩИМ АРМИЯМИ ГЕНЕРАЛАМ Н. П. ЛИНЕВИЧУ, БАРОНУ А. В. КАУЛЬБАРС, БАРОНУ А. А. БИЛЬДЕРЛИНГУ
ОТ 30 ЯНВАРЯ 1905 Г. ЗА № 1281
Милостивый государь, Николай Петрович, Александр Васильевич,
Александр Александрович
С падением Порт-Артура освободилась для других назначений армия Ноги. Ряд получаемых сведений указывает на формирование в Японии трех новых дивизий, быть может, с резервными бригадами. Является вопрос, куда будут направлены эти силы, какая им будет поставлена задача. Возможно направление их на Владивосток и Южно-Уссурийский край; возможно направление их на наши пути сообщения на Нингуту – Гирин или для операций на наш крайний левый фланг; наконец, для усиления армии Ойямы.
Какой бы план ни был составлен японцами, продолжительное наше бездействие даст им возможность привести этот план в) исполнение. С другой стороны, весьма возможно, что активные действия с нашей стороны в настоящее время могут заставить японцев изменить свой план, если такой имеет целью действия на Владивосток или на наш левый фланг.
Для противодействия японцам в Южно-Уссурийском крае меры принимаются: ныне прибывает до 70 000 укомплектований, из которых первые 4 000 направляются в Приамурский округ; следующие 3 000 направляются в Мукден для пополнения потерь, понесенных нами в боях на р. Хуньхэ, главным образом для укомплектования 1-го и 33-го Восточно-Сибирских и 6-го стрелковых полков’; последующие эшелоны будут направляемы по очереди в Приамурский округ и в Мукден. Последние наши потери будут пополнены в недалеком будущем, через 10-14 дней.
Вслед за укомплектованиями прибывают 3-я и 4-я стрелковые бригады, затем 4-й армейский корпус и, наконец, резервная дивизия, которая направляется в состав владивостокского гарнизона.
Обстановка для действий против левого фланга в настоящее время представляется благоприятной в том смысле, что грунт в этой полосе ныне твердый. Но, с другой стороны, предшествовавшие бои показали, что при мерзлом грунте наступление представляет те невыгоды, что японцы могут оказать упорное сопротивление войскам, наступающим по открытой равнине, не имеющим возможности в надлежащей степени окапываться.
Я еще раз желал бы выслушать мнение вашего высокопревосходительства; 1) представляется ли нам более выгодным перейти в наступление теперь же, взять инициативу в свои руки и не позволить противнику привести в исполнение свой план и использовать подкрепления, или выждать прибытия наших подкреплений и использовать в дальнейшем возможность производить наступление, закрепляя за собою занятое положение инженерными работами; 2) оставаться ли нам при прежнем плане – атаковать противника нашим правым флангом, приобретая этим возможность атаку с фронта соединять с фланговой атакой и угрозой на тыл, или же, демонстрируя на флангах, попытаться прорвать центр противника, хотя, быть может, и с большими жертвами, ввиду атаки сильно укрепленных позиций, но зато с возможностью, пользуясь неожиданностью удара, захватить такие позиции, кои можно будет прочно закрепить за собою.
Это только командующим 1-й и 3-й армиями
В этом случае, на какие участки лежащих против вас позиций полагали бы вы вести наступление и какими средствами это может быть выполнено, если к армии будут прибавлены два или три корпуса стратегического резерва.
Независимо от этих вопросов, я желал бы знать ваше мнение относительно занятия нами ныне позиции. Последняя представляется растянутой на протяжении 76 верст от Чжан-таня до Гаотулинского перевала и непрерывно занятой на всем этом протяжении. Это ведет к чрезмерной слабости частных и армейских резервов, что делает оборону пассивной и мало устойчивой.
Не признаете ли вы более соответствующим, отказавшись от непрерывного занятия позиции, остановиться на занятии более важных участков, обладание которыми даст возможность держать за собою всю линию обороны и благодаря этому образовать сильные частные и армейские резервы, что может придать обороне и большее упорство, и активность.
Прошу принять уверение в совершенном моем почтении и преданности
А. Куропаткин