План развертывания войск Дальнего Востока в случае столкновения с Японией 1903 г

ПЛАН СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВОЙСК ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СЛУЧАЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С ЯПОНИЕЙ 1903 Г.
Окончательно выработанный и представленный на высочайшее утверждение «План стратегического развертывания войск Дальнего Востока в случае столкновения с Японией» заключался в следующих предположениях:
Объявив войну России, Япония может:
1) ограничиться прочным занятием Кореи;
2) заняв Корею, попутно для подготовки там базы направить главный удар на наши войска в Южной Манчжурии и на крепость Порт-Артур, и
3) главный удар направить на крепость Владивосток и Южно- Уссурийский край.
Одновременно с одной из этих главных операций может быть предпринята диверсия с целью овладения островом Сахалином, устьями Амура и т. п.
Так как в первый период кампании японцы будут иметь на своей стороне почти двойной перевес в силах, то несомненно, что японцы не дадут нам спокойно и безопасно сосредоточить превосходные силы, т. е. не ограничатся занятием Кореи, а перейдут в энергичное и решительное наступление.
Все условия обстановки складываются так, что только успех японцев на правом фланге нашего стратегического фронта, а именно в Южной Манчжурии и на Ляодуне, сулит им решительные и серьезные результаты. Таким образом, сюда и будет, по всей вероятности, направлен главный удар нашего будущего противника. Против крепости же Владивосток японцы ограничатся обычною демонстра- циею.
…С объявлением мобилизации мы можем выставить из числа полевых войск Дальнего Востока 56 батальонов пехоты, 2 саперных батальона, 35 эскадронов и сотен и 172 орудия и из числа резервных и льготных частей – 19 батальонов, 40 сотен и 12 орудий.
Так как наиболее вероятным театром военных действий сделается, как надо думать, Южная Манчжурия и Ляодунский полуостров, а в Южно-Уссурийском крае и у Владивостока можно ожидать только демонстрации, то оборону Южно-Уссурийского края можно было бы основать всецело на крепости Владивосток, оставив для охраны побережья Амурского залива и Посьетского района 8 батальонов, 6 эскадронов и 24 орудия; все же остальные войска Дальнего Востока (за выделением необходимых частей на усиление порт-артурского гарнизона и для охраны тыла), а именно 60 батальонов, 2 саперных батальона, 64 ¾ сотни и 160 орудий, сосредоточить в районе Ляоян – Хайчен.
Затем назначенные на Дальний Восток подкрепления –162 батальона, 36 сотен и 352 орудия, головные части которых могли подойти к Харбину не ранее начала третьего месяца, предполагалось, в зависимости от выяснившейся к тому времени обстановки, направить или на Южно-Манчжурский театр, или в Южно-Уссурийский край.
Выбор района для сосредоточения войск по линии Аяоян – Хайчен объяснен в плане следующими причинами:
1) в этот район входило лучшее и кратчайшее направление от р. Ялу к линии Китайско-Восточной железной дороги, и,
2) занимая указанный район, мы становимся на фланге операционного направления японцев от р. Ялу на Порт-Артур. «Раз у Ляояна, – говорится в плане, – будут своевременно сосредоточены достаточные силы, наступление всей японской армии к Порт-Артуру немыслимо, почему для обороны Порт-Артура можно назначить только его крепостной гарнизон с самыми незначительными добавлениями…»
Приведенные цифры и соображения показывали, что японцы не могут рассчитывать предупредить нас превосходными силами в районе Ляоян – Хайчен и что, следовательно, самое сосредоточение здесь всех сил Дальнего Востока могло быть выполнено с достаточною безопасностью. Такой вывод являлся еще более прочным и потому, что, по расчетам составителя плана, мы успеем к концу первого же месяца сосредоточить на р. Ялу 18 батальонов, 24 ¾ сотни и 68 орудий, а в это время сюда же могут подойти только две головные дивизии японцев, ослабленные выделением частей для охраны тыла. Владея же Ялу, мы можем значительно задержать здесь японцев, а затем для той же задержки воспользоваться и труднопроходимым горным хребтом Фэнь-шуй-лин, пересекающим все пути от нижнего течения р. Ялу в намеченный нами район сосредоточения…
Соответственно указанным выше задачам, планам и расчетам, а также и дислокации мирного времени, все войска Дальнего Востока должны быть распределены следующим образом.
Для операции в открытом поле:
I. На Южно-Манчжурском театре, в районе Ляоян – Хайчен, – 1-й отдельный корпус генерал-лейтенанта Линевича из трех сибирских армейских корпусов и частей, не входивших в состав этих корпусов; всего 60 батальонов, 64 ¾ сотни, 160 орудий и 2 саперных батальона.
II. На Южно-Уссурийском театре, в районе Раздольное – Посьет,– 8 батальонов, 6 эскадронов, 32 орудия и одна минная рота.
III. В Харбине – подкрепления, идущие с Сибирского военного округа и Европейской России и направленные первоначально сюда,– 164 батальона, 36 сотен и 352 орудия.
Всего для действий в открытом поле 234 ¼ батальона, 106 ¾ эскадронов и сотен и 544 орудия.
С прибытием подкреплений те из них, которые назначены из числа войск Европейской России, образуют отдельный корпус; таким образом, на Южно-Манчжурском театре, где должен был присутствовать и сам главнокомандующий, предполагалось иметь два отдельных корпуса:
1-й – генерал-лейтенанта Линевича в составе четырех сибирских армейских корпусов и 2-й – генерала от кавалерии барона Бильдерлинга в составе 10-го и 17-го армейских корпусов и четырех дивизий Казанского округа.
Для обороны крепостей и других укрепленных пунктов:
I. Порт-Артура – 16 батальонов, 1 сотня и 6 орудий.
II. Владивостока – 10 ¾ батальона.
III. Николаевских укреплений – 1 ½ батальона.
Всего для обороны крепостей 28 ¼ батальона, 1 сотня, 6 орудий.
Для охраны тыла:
I. В Квантунской области – 2 батальона (по батальону в Дальнем и в Талиенване).
II. В Манчжурии – 7 батальонов, 5 сотен, 12 орудий в Хайларе, Цицикаре, Нингуте, Харбине, Гирине и Мукдене.
…Для занятия Инкоу, Старого Ньючжуана и Синь-минь-тина предполагалось назначить часть из Заамурского округа пограничной стражи, от которого, кроме того, взять еще конный отряд силою в 6–8 сотен, с 4 орудиями, для освещения местности к западу от р. Ляохэ и к стороне Монголии.
III. В Приморской области – 4 батальона и одна команда в Хабаровске и Никольске-Уссурийском.
IV. В Амурской области – 2 батальона, 10 орудий и 1 команда в гор. Благовещенске и на постах по р. Амуру.
V В Забайкальской области – 6 ¼ батальона, 1 сотня, 2 орудия и 2 команды.
VI. На острове Сахалине – 4 команды.
VII. Для охраны железнодорожной линии – части Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи и две железнодорожные бригады – Заамурская и Уссурийская.
Отдельный корпус на Южно-Манчжурском театре д. б. притянуть на себя японскую армию, дабы не дать ей возможности всеми силами обрушиться на Порт-Артур, и задержать ее наступление через р. Ялу и далее к линии Китайской Восточной железной дороги, дабы выиграть время для сосредоточения наших резервов, подходящих из Западной Сибири и Европейской России; кроме того, этот корпус д. б. затруднить противнику высадки в устьях рек Ляохэ и Ялу на случай, если бы, вопреки ожиданиям, возникли условия, благоприятствующие производству таковых…