Поминова Е. Фотостоки и фотобанки — новое средство обеспечения визуального контента

ПОМИНОВА Е. ФОТОСТОКИ И ФОТОБАНКИ ‒ НОВОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА
(В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – С. 118-132)
В наше время информационный рынок перенасыщен печатными изданиями, а в Интернете действует множество электронных проектов. Изобилие новостей и событий вынуждает журналистику быть мобильной и быстро доставлять информацию аудитории. Для иллюстрирования информационных сообщений любое издание – печатное или Интернет – ежедневно нуждается в большом количестве фотоснимков. Стремительное развитие интернет-технологий и активный спрос на иллюстрации породил появление на фотографическом рынке фотобанков и фотостоков. Сегодня нередко именно они обеспечивают издания необходимыми изображениями. Ранее издания использовали в основном фотографии, сделанные ими, или изображения, полученные по договору у фотоагентств. Но сегодня эти источники зачастую уже не могут полностью обеспечить запросы на иллюстрирование всей тематики издания. Стремительно развивающиеся фотобанки и фотостоки в определенной степени помогают решению вопроса.
Фотобанки начали появляться в 60-х годах XX века, когда у фотографов накопилось большое количество фотографий, на которые был большой спрос среди профессиональных потребителей из сферы издательского дела. При этом было понятно, что покупка уже готовой фотографии является более доступным и дешевым способом для наполнения содержания какого-либо издания, чем организация собственной эксклюзивной съемки.
Мы определяем «фотобанк» как банк изображений, размещенных на специализированном сайте, который выступает посредником между авторами изображений и их покупателями. Фотобанк берет на себя задачу поиска покупателей и приема платежей, что оптимизирует работу фотографов и иллюстраторов. Практически все современные фотобанки работают со своими клиентами через Интернет, что значительно упрощает процесс просмотра фотографий, их выбора, покупки и получения.
Фотобанки продают фотографии поштучно, рассчитывая цену изображения в зависимости от ее применения и тиража. Таким образом покупают фотографии журнальные и книжные издательства. Фотография может стоить и сотни, и несколько тысяч долларов. При этом издания получают список, в котором указано, где данное изображение уже использовалось, что позволяет подбирать эксклюзивные иллюстрации, которые не использовались конкурентами. Традиционно с фотобанками работают лучшие профессиональные фотографы. Фотобанки подобны эксклюзивному клубу, в который попадают единицы.
Чтобы получить необходимую фотографию из фотобанка, требуется оплатить ее скачивание. Для этого покупателю необходимо зайти на официальный сайт фотобанка и найти нужный снимок. Обычно поиск происходит по ключевым словам. После этого покупатель может скачать понравившуюся фотоиллюстрацию, подставить в свой макет, удостоверившись в том, что она ему подходит, при этом изображение будет низкого качества, не подходящего для полиграфии. Только после того как покупатель оплатит снимок, он может получить его в хорошем качестве и нужном разрешении. Одну и ту же фотографию могут использовать неограниченное количество раз.
С недавнего времени параллельно с фотобанками существуют фотостоки. Стоковая фотография – изображение на определенную тематику, права на использование которой в качестве иллюстрации или рекламы продаются на мировом стоковом рынке онлайн. Фотографии предоставляются независимыми фотографами со всего мира. Сайт продает их своим клиентам (дизайнерам, фоторедакторам) и платит комиссионные фотографам. Комиссионные начисляются за каждое скачивание. «То, что мы видим в рекламе каждый день – это стоковая фотография. Чем она успешнее, тем чаще мы ее видим в полиграфии и всемирной сети» .
Фотостоки продают фотографии по лицензии, согласно которой цена изображения зависит от размера, в котором оно приобретается. Как правило, в фотостоках покупаются изображения для интернет-ресурсов, а также для рекламы и журналов с небольшим тиражом. Цена для покупателя варьируется от одного до десяти долларов, что делает их доступными для огромного количества людей. С фотостоками может сотрудничать любой фотограф, работы которого прошли проверку модераторами фотостока. Первичные изображения проходят определенный отбор (в некоторый стоках фотографии вовсе не отбираются). Отбор идет по качеству самого снимка и по его тематике. У автора снимков появляется свой раздел на сайте фотостока, куда он в дальнейшем в любое время и в нужных ему количествах самостоятельно может загружать сделанные им для продажи фотографии.
В фотостоках существует несколько вариантов продажи. Продажа для однократного, не эксклюзивного коммерческого использования (стоимость около одного доллара); продажа для многократного не эксклюзивного коммерческого использования (стоимость – десятки долларов), это так называемая расширенная лицензия; и эксклюзивная продажа с передачей всех прав на использование фотографии (стоимость – до нескольких тысяч долларов). Последний вариант, стоит заметить, встречается крайне редко.
Оплатить выбранные фотографии покупатель может различными видами электронных валют: Вэбмоней (WebMoney), ПэйПэл (PayPal) , Монэйбукерс (Moneybookers) , Яндекс.Деньги, РБК Монэй и т. д., вплоть до смс-платежей. Также покупка фотографий может быть оплачена безналичным банковским переводом.
В фотобанках существуют требования к загружаемым фотографиям. Фотографии должны быть коммерческой направленности, высокого технического качества и размером обычно не менее трех-четырех мегапикселей. Все изображения необходимо сопроводить коротким названием, описанием и ключевыми словами, характеризующими содержимое фото (от двадцати до пятидесяти слов). Если на фото присутствуют люди или торговые марки, то вместе с фотографией необходимо загрузить разрешение на их использование (релиз). Заработанные на продаже фотографий деньги, начиная от 100 долларов, присылают по почте в виде именного чека. Также их можно перевести на личный счет через специализированную систему электронных платежей.
Несмотря на то что между фотобанками и фотостоками прослеживается схожесть, между ними есть существенные различия. Прежде всего это объем прав на использование фотографий и их стоимость. Десять лет назад фотостоков не существовало. До появления первого стока в мае 2000 года рынок фотографий делили несколько крупных фотобанков, в том числе – Корбис (Corbis) Билла Гейтса, чья база фотографий собиралась еще с 1980-х годов. С фотобанками работали лучшие фотографы, их работы покупали самые влиятельные издания, которые готовы были платить тысячи долларов за эксклюзивный снимок. В 2000 году Брюс Ливингстон предложил вариант публичной оферты для первого в мире фотостока – айСтокфото (iStockphoto.com). На этом фотостоке фотографии были просты и качественны, и любой покупатель мог купить одни и те же изображения очень быстро и дешево, потратив минимум времени на поиск, а на покупку – от 25 центов.
В создании стоковой фотографии ключевым моментом является идея. Необходимо наличие главного визуального объекта. В этом заключается одно из важных отличий стоковой фотографии от иной. Иллюстрация должна быть конкретной. Таковой должна являться и композиция фотографии – близкой к классической, легкой в понимании. Например, реклама – сфера, в которой чаще всего используется стоковая фотография, – достаточно консервативная часть бизнеса, которая боится рисковать. Люди, занятые в этой сфере, знают, что рядовой покупатель редко воспринимает по-настоящему оригинальные идеи. Он просто не оценит необычный ход.
Для получения удачного кадра, который в дальнейшем может быть продан в фотостоке, можем определить следующие требования:
• наличие четко выделенной идеи;
• классическая композиция кадра;
• отсутствие в кадре лишних деталей;
• светлые тона фотографии;
• позитивное настроение фотографии.
Для размещения фотографий на сайте фотостока помимо регистрационных процедур от фотографа требуется размещение документа, дающего право на съемку. Это означает следующее: если фотограф выкладывает съемки с участием моделей или с фотографиями интерьеров, он обязан дать на подпись моделям и владельцам помещений, которые были использованы при съемке, релиз .
Релиз заполняется на русском и английском языках, существует форма для взрослых и форма для детей .
Виды лицензий на фотостоках и фотобанках
В фотобанках и фотостоках покупатель приобретает лицензию на фотографию. На сегодняшний день существуют следующие виды лицензий: Райтс-Мэнэджет (Rights-Managed), Райтс-Рэди (Rights-Ready), Эдиториал (Editorial), Роялти Фри (Royalty-Free), Эксклюзив Байаут (Exclusive Buyout).
Лицензия Райтс-Мэнэджет (c управляемыми правами) подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями. Стоимость такой лицензии рассчитывается, исходя из размера изображения, вида, длительности и территории (страны) его использования. Если конечный клиент покупает фотографию по лицензии Райтс-Мэнэджет, он должен будет предоставлять информацию о деталях использования фотографии. Существует также возможность эксклюзивной покупки прав на изображение по лицензии Райтс-Мэнэджет. Фотография, приобретенная по данной лицензии, стоит от 200 до 300 долларов. Из-за высокой стоимости данный вид лицензии в фотостоках сегодня не является востребованным.
Лицензия Райтс-Рэди (целевая) подразумевает использование фотографии для конкретной цели или в конкретном проекте. Покупателю необходимо предоставить уточняющую информацию о том, как именно будет использоваться фотография. При этом клиент не платит дополнительных отчислений, если повторно использует изображение в том же проекте с теми же целями, как им было обозначено ранее.
Лицензия Эдиториал (редакционная) подразумевает использование фотографии не в целях рекламы, маркетинга или продвижения продукта на рынке, а исключительно в целях иллюстрации информационного повода. При использовании фото по лицензии Эдиториал все люди, присутствующие на снимке, обязаны передать права на коммерческое использование снимка с их изображением и не имеют права требовать никакого вознаграждения с покупателя.
Лицензия Роялти Фри (свободная от отчислений) – основной вид массовых продаж изображений через Интернет. Это вид лицензии, по которой все права на изображение после продажи остаются у автора, а покупатель получает лишь право использования этого изображения. Это дает фотографам и иллюстраторам возможность легально продавать одно и то же изображение бесконечное количество раз. «Свободная» в этом контексте означает «свободная от лицензионных платежей», но это не означает, что изображение можно свободно использовать, не покупая лицензию.
В последнее время практически во всех стоках появились так называемые Экстендид Роялти Фри (Extended Royalty Free) – лицензии, по которым покупатель имеет право использовать изображения на объектах, если они являются частью коммерческой составляющей товара (например, календари, майки, кружки), либо печатать их очень большими тиражами. Покупка изображения по такой лицензии обычно обходится покупателю в сумму от 20 до 50 долларов.
По этим лицензиям изображение можно продавать бесконечное количество раз, поскольку все авторские права остаются у фотографа. Каждый клиент фотостока должен понимать, что одновременно с ним то же самое изображение или другое изображение из той же серии может быть совершенно легально использовано кем-то еще.
Еще один вид лицензии – Эксклюзив Байаут (эксклюзивный выкуп всех прав на изображение). После покупки изображения по такой лицензии оно больше не будет продаваться, и фотограф или иллюстратор утрачивает все права на нее. Стоимость подобного эксклюзивного изображения обычно составляет от 3 000 до 5 000 долларов. Но сегодня очень немногие фотобанки работают по такой лицензии, поскольку в стоках очень редко появляется снимок, который можно назвать эксклюзивным (в особенности тот, который будет эксклюзивным для СМИ). К тому же никто не застрахован от того, что тот снимок, который клиент купил себе в издание по Эксклюзив Байаут, не выложен фотографом на сайте другого фотостока и что то же самое изображение до него уже не купили десятки и сотни раз на основании обычных лицензий Роялти Фри.
Из перечисленных лицензий к стоковому рынку имеет отношение лишь лицензия Роялти Фри. Остальные лицензии используются только в фотобанках.
Стоимость лицензий определяется при помощи следующих составляющих: Сфера использования: (реклама, СМИ, личное).
Место использования: (рекламный щит, газетная статья, обложка книги). Продолжительность: (один месяц, два месяца, один год, два года). Территория: (США, Европа, Великобритания, Германия и т. д.).
Размер: (насколько большое изображение, которое будет использоваться, – ¼ страницы, ½ страницы, полная страница, разворот). Промышленность: (тип промышленности – бытовая электроника, морская разработка, финансовые услуги, косметология и т. д.).
Исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод, что стоковый рынок – перспективное и прибыльное направление медиаиндустрии. Владельцы и организаторы фотобанков и фотостоков получают часть выгоды от комиссии, взимаемой от продажи лицензий. Сумма, выплачиваемая фотографам, составляет 20-60 %. Все остальное, за вычетом расходов на содержание банка, – чистая прибыль.
Крупнейшие фотобанки и фотостоки
На современном мировом рынке стоковой фотографии существует всего несколько крупных фотобанков и фотостоков. Ниже приведены характеристики и особенности работы самых крупных и прибыльных из них.
Фотобанк «Шаттерсток» (Shutterstock) является одним из самых востребованных фотобанков среди стоковых фотографов. Функционирует с осени 2004 года. Принимаются фотоизображения, векторные изображения, рисунки, компьютерная графика. Минимальный размер – от 2,5 мегапикселей. Продажа фотографий происходит по подписке. Покупатели приобретают подписку (на месяц, три месяца, год) на скачивание до двадцати пяти изображений в день по стандартной лицензии и до пяти изображений в день по расширенной. Гонорар фотографа составляет для стандартной лицензии 20 центов за каждое приобретенное покупателем изображение, а по расширенной лицензии – 20 долларов.
Для регистрации на сайте фотографу необходима копия загранпаспорта либо водительского удостоверения международного образца, на которых будут латиницей написаны инициалы. После регистрации необходимо послать десять любых работ для прохождения «экзамена». «Экзамен» считается пройденным, если приняли семь и более работ из десяти. В противном случае фотографу дается месяц для осуществления повторной попытки. Критерии отбора строгие, однако данный фотобанк предоставляет возможность зарабатывать больше денег, чем другие.
Еще одним отличием от конкурентов является принятая система выплат. Если в других фотобанках фотограф набрал минимальную сумму, заказал ее, получил, то на «Шаттерсток» выплаты происходят раз в месяц. По умолчанию минимальная сумма 100 долларов, но можно поменять ее на 75 долларов. Это означает, что если за календарный месяц фотограф набрал сумму больше минимальной, то в начале следующего месяца «Шаттерсток» с ним рассчитается, если не набрал, то доберет в следующем месяце.
Поиск необходимых фотографий в «Шаттерсток» построен по принципу двух сортировок – «новые» и «популярные». При добавлении изображения в базу «Шаттерсток» оно сначала появляется в сортировке по новизне, и постепенно его оттуда вытесняют более новые. За время нахождения в этой сортировке успевают начаться его продажи. В зависимости от их количества рассчитывается популярность. Чем больше продаж в первые дни, тем более высоко в сортировке по популярности окажется работа, и продажи продолжатся. Этот алгоритм намного проще релевантностей других фотобанков. И именно благодаря такой модели в «Шаттерсток» хорошо продаются новые фотографии.
Плюсы:
• быстрая проверка;
• большое количество продаж.
Минусы:
• требование удостоверения личности при регистрации;
• требование прохождения «экзамена» из 10 работ.
Фотобанк «айСтокфото» (iStockphoto) – один из крупнейших фотобанков. Весьма требователен к качеству работ, выставленных на продажу, имеет развитую базу эксклюзивных изображений. За долгие годы существования поисковый алгоритм «айСтокфото» развился до такой степени, что на данный момент в нем учитывается релевантность каждого слова в отдельности, чего нет в других фотобанках. Кроме того, в поисковом алгоритме имеется множество показателей, влияющих на конечное предоставление изображения покупателю.
В результате поиска покупатель получает на выбор только самые качественные и изображения. В фотобанке развита эксклюзивная программа, т. е. фотобанк предлагает авторам торговать своими работами только у себя, взамен предоставляя ряд бонусов – быструю проверку, более высокие отчисления, более высокие позиции в поиске. Все это позволяет «айСтокфото» иметь более высокие цены, чем у конкурентов. В профессиональной среде стокеров про этот фотобанк говорят: «Долго запрягаешь, но быстро едешь».
«АйСтокфото» стал первым, кто гарантирует юридическую защищенность всех файлов в своей базе. Файлы, приобретенные и использованные в соответствии с лицензией «айСтокфото», не нарушают каких-либо товарных знаков, авторских прав или иных прав на интеллектуальную собственность или права на неприкосновенность частной жизни.
Правовые гарантии «айСтокфото» предусматривают, что, если клиент получает исковое требование, фотобанк покроет судебные издержки заказчиков и прямые убытки в общей сложности до 10 000 долларов. Покупателям также предлагается приобрести расширенные правовые гарантии за 100 айсток-кредитов (около 100 долларов). В этом случае сумма, выплаченная компанией за юридические услуги и прямые убытки, составит 250 000 долларов.
Плюсы:
• быстрый и компетентный поиск;
• высокие цены и высокий уровень продаж.
Минусы:
• маленький процент отчислений авторам;
• длительная проверка фотографий.
Фотобанк «Фотолия» (Fotolia) . Регистрация на сайте этого фотобанка не требует ни «экзамена», ни документов. По отзывам многих стоковых фотографов, данный банк является идеальным местом для начала работы. В нем можно понять основы стокового бизнеса, разобраться, как происходит добавление работ и их прием, каковы минимальные критерии. Банк не предъявляет высоких требований к фотографиям, как, например, «Шаттер- сток» или «Дримстайм». Однако стоит отметить, что с увеличением базы изображений, требования к их качеству постепенно возрастают. Кроме фотографий «Фотолия» предлагает к продаже векторную графику.
Плюсы:
• не требует прохождения «экзамена»;
• не требует документов;
• лояльность в приеме работ (самый малотребовательный по качеству изображений).
Минусы:
• небольшой доход.
Фотобанк «Дримстайм» (Dreamstime) – фотобанк, схожий с предыдущим. В нем также для начала продаж своих работ не требуется прохождения «экзамена». Однако заработать в нем достаточно денег можно, лишь имея качественное и большое портфолио. Фотограф получает 50 % от цены изображения. Это составляет 50 центов. Если фото продано более ста раз, то цена на него возрастает.
В данном фотобанке имеются так называемые «эдиторс чойс» еditors’ choice) и «эдиториал имаджис» (еditorial images). «Эдиторс чойс» – это выбор редакции, т. е. если во время проверки и принятия фотографий инспектору банка понравилась работа, он может отметить ее как «эдиторс чойс». Фотография появится в отдельной колонке в портфолио фотографа, а также появится в отдельной ленте на главной странице «Дримстайм». «Эдиториал имаджис» – репортажные снимки, для которых не нужен релиз модели. Например, фотограф успел снять событие мирового масштаба (цунами, землетрясение, теракт), но релизов модели у него нет. Такие снимки будут востребованы и попадут в соответствующий раздел. Аналогичный раздел имеется и на сайте «Шаттерсток».
Плюсы:
• не требует прохождения «экзамена»;
• не требует документов;
• лояльность в приеме фотографий (требования чуть выше, чем в Fotolia);
• возможность продавать исходные варианты фотографий (формат RAW, TIFF) по более высокой цене.
Минусы:
• небольшой доход.
Фотобанк «Лори» – из всех представленных сайтов это единственный российский сайт, ежедневно пополняющий свою базу сотнями стоковых фотографий многопланового лицензирования, т. е. цена на фотографию зависит от целей использования, размера и тиража. Отчисления авторам составляют от 30 до 50 % в зависимости от размера и типа лицензий; так, при продаже фотографии для web-использования стоимостью 40 рублей автор получит 12 рублей (30 %), а при расширенной продаже формата А3 стоимостью 6 700 рублей автору перечислят уже 3 350 рублей (50 % от цены).
Особенностью «Лори» является то, что фотобанк предоставляет покупателям все сопутствующие документы, необходимые для бухгалтерской отчетности, что удобно для клиентов, которым по этой причине не подходят западные стоки. Кроме того, на сайте «Лори» клиенты находят множество фотографий местной тематики – архитектуру, природу и т. д., что на западных стоках – большая редкость. На сайте существует возможность специально заказать у фотографов необходимые снимки местной тематики.
За авторов фотобанк «Лори» выплачивает все налоги, принятые в нашей стране, и раз в год может по требованию предоставить справку 2-НДФЛ о выплате налогов за автора. Но в связи с такой особенностью фотографам приходится заключать с фотобанком бумажный договор. Необходимо распечатать, заполнить и выслать на почтовый адрес заполненную форму и копию паспорта. Без заполнения договора продажа фотографий невозможна.
Резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод, что «Лори» в целом – лучший фотобанк России, прекрасно подходящий как для начала знакомства с микростоковым бизнесом, так и для профессионалов с большими портфолио.
Плюсы:
• полностью русский фотобанк;
• хороший процент отчислений;
• выплата налогов.
Минусы:
• необходимость заполнения и почтовой пересылки бумажного договора;
• небольшой уровень продаж.
Технические параметры стоковых фотографий
В каждом фотостоке и фотобанке существуют свои требования к изображениям, однако общая суть их сводится к следующему:
Общее качество. Композиция, техническое качество и обработка должны быть на высоком уровне. Если это пейзаж, небо должно быть правильно экспонировано, как и земля, на портрете не должно быть красных глаз.
Размер фото. Все фотобанки принимают изображения с шестимегапиксельной камеры. Если кадр будет больше, это предпочтительнее.
Резкость. Резкость должна быть наведена правильно. Если вы пришлете фотографию цветка, на которой резкость будет на дальнем от вас лепестке, ее не примут.
Шумы. В фотобанках очень критичное отношение к шумам. Как минимум, шумы должны быть неразличимы при 100%-м просмотре фотографии. Следует быть осторожнее при подавлении шумов в ходе обработки изображения, чтобы не потерялись детали.
Цветокоррекция. На изображении должны быть правильные цвета. Многие фотографы стремятся сделать фотографии более сочными, привлекая таким образом покупателей. Но при слишком сильной доработке в графическом редакторе автор рискует получить отказ инспектора с соответствующим комментарием, и фотография не попадет в фотобанк.
Стоковость. Это коммерческий потенциал фотографии. Например, фотограф может просто сфотографировать несколько монет, а может сделать красивое фото с продуманной композицией. Его купят в десятки раз больше, нежели обыденную фотографию. Стоковость – это то, насколько фотография может быть интересна покупателям.
Для того чтобы фотографии быстро искались и продавались, при загрузке к ним необходимо подбирать ключевые слова , примерно в количестве пятидесяти. От того, насколько верным будет их подбор, и чем больше их будет, зависит продажа фотографий. В российских фотобанках ключевые слова составляются на русском, в иностранных – на английском языке.
Существуют определенные программы для поиска ключевых слов. Автор вводит описание изображения, программа выдает список подходящих под описание слов. Однако программы не всегда удовлетворяют запросы автора. В таком случае автору необходимо самому отвечать на вопросы:
• Что (кого) мы видим на изображении? Пример: дом, женщина, ребенок.
• Какой он (она, оно)? Цвет, возраст, размер, форма, вкус, настроение и т. п.
• Что происходит? Или что делает человек? Пример: стройка, ремонт; сидит, прыгает.
• Когда? Пример: лето, зима; день, ночь; старость, детство, юность.
• Где? Пример: улица, помещение, лес, Россия (только если есть явные признаки страны).
• Ассоциативные слова: то, что не присутствует в явном виде, но имеет отношение к теме изображения. Например, изображена булка – ассоциация – диета; спортсмен – здоровье; подарок – радость. Однако не стоит заходить слишком далеко.
• Описываем мелкие детали. Пример: часы на руке, бриллиант в кольце.
Сотрудничество фотографа и модели
Первым этапом сотрудничества фотографа с моделью является пробная съемка. Она необходима для того, чтобы занести модель в базу данных, а затем проанализировать, будет ли данный типаж продаваться в фотостоках и фотобанках. Если типаж подходит, модель приглашают на следующую съемку с целью найти необходимый образ и оценить ее работоспособность. Следующим, третьим этапом, является итоговая съемка, которая происходит при участии стилиста, визажиста, помощников.
В стоковой фотографии существует свой стандарт. В одежде – это простые цвета, яркие и контрастные, либо пастельные. Цветовое решение должно соответствовать главной идее фотографа. Аксессуары должны быть заметными, но лаконичными по форме.
Макияж для стоковой фотографии должен быть максимально натуральным, лишь подчеркивать природные оттенки во внешности фотомодели. Лицо модели должно излучать здоровье и хорошее настроение. Абсолютно неприемлемо использование карандашей-подводок, поскольку сделанные ими контуры при сильном увеличении фотографии сильно бросаются в глаза.
Прически моделей должны быть простыми, волосы собраны или аккуратно зачесаны, чтобы живописная в отдельных случаях небрежность не усложняла работу дизайнерам.
Оплата работы модели происходит после съемки. Одной из форм оплаты является готовое портфолио.
Фотограф договаривается с моделью о проведении фотосессии по заранее оговоренной теме, проводит съемку, по завершении которой модель подписывает релиз, в котором передает все права на использование данного изображения фотографу. Модель получает папку с обработанными изображениями, подготовленными для дальнейшего использования в печати и Интернете.
Ситуация на российском рынке стоковой фотографии
Отечественный стоковый фотобизнес стремится существовать и развиваться вместе с западным, однако, к сожалению, в ближайшей перспективе выход российских фотостоков и фотобанков на мировой рынок вряд ли возможен. Российская стоковая фотография из-за специфичности выбора тем и подачи материала привлекательна на внутреннем рынке, но не на международном. Основными покупателями отечественных фотографий являются некоторые российские издательства и рекламные агентства и, как правило, издания близких по менталитету или имеющих общую историю государств – стран СНГ и Балтии.
В условиях российского правового поля пока не существует возможности реализации изображений по лицензии Роялти Фри (без дополнительных отчислений) – основе основ любого фотостока. В России каждая продажа фотографии для ее легализации должна сопровождаться бумажным договором на передачу имущественных прав с подробным их перечислением. То же касается и передачи автором прав на распространение изображений фотобанком. Для легализации передачи прав (по российскому законодательству) между автором и агентством должен быть заключен бумажный договор. А это трудоемкий и долгий процесс.
И все же популярность и востребованность услуг фотобанков и фотостоков растет с каждым днем. Они более доступны обычному клиенту: если с фотоагентством нужно заключать договор и только после этого пользоваться его услугами, то с фотобанками можно работать виртуально; в фотоагентстве нельзя сделать единичный заказ, а в фотобанке можно.
Стоит отметить еще одно важное преимущество фотобанков и фотостоков для работающих с ними фотографов. Оно заключается в том, что даже после прекращения засыла для продажи новых работ, старые популярные фотографии продолжают приносить постоянный доход.
Подчеркнем, что развитие фотостоков и фотобанков является весьма полезным для творческого совершенствования и самореализации фотографов. Начиная работу с фотостоками, человек с небольшим профессиональным опытом может набить руку, получить практику. На рынке стоковых фотографий не требуется наличие специального образования, дорогостоящей техники, нет возрастных и гендерных ограничений. Поэтому в данном сегменте фотографического рынка может успешно развиваться и зарабатывать деньги любой желающий.
Резюмируя изложенное выше, можно отметить, что в условиях, когда ежедневно в мире выходят тысячи журналов, брошюр и рекламных буклетов, появляются десятки тысяч новых web-сайтов, а дизайнерам и издателям для их создания и эффективной работы постоянно требуются самые разные изображения, фотобанки и фотостоки являются новым и мощным средством обеспечения визуального контента.