Шахиджанян С. Работа фотослужбы в современном издании
ШАХИДЖАНЯН С. РАБОТА ФОТОСЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОМ ИЗДАНИИ
(В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – С. 111-117)
Основная трудность работы фотографа в любом современном издании – будь то интернет-сайт, газета или журнал – фотограф должен быть очевидцем произошедшего события. Фотографию не нарисуешь по телефону, не сделаешь эскиз «по мотивам» (хотя иногда и такое тоже случается в ежедневной практике). Тексты можно на любом этапе править, менять акценты – в фотографии сделать уже практически ничего нельзя (опять же за редкими исключениями).
Задача любой фотослужбы, отдела оформления, фотокорреспондента – снабжать издание авторскими фотографиями на заданную тему в четко установленный срок. То есть фотокорреспондент должен быть на месте события и по возможности быстро передать фотографии заказчику для последующей обработки специалистами и просмотра читателями.
К сожалению, руководство большинства российских СМИ не развивает собственные фотослужбы, а предпочитает пользоваться материалами фотоагентств. Это удобно – не нужно содержать собственных фотографов, платить им гонорар или заработную плату, покупать им фототехнику и организовывать их работу, чего проще – брать готовый продукт с ленты мировых новостных агентств. Но такой подход чреват забавными казусами – когда несколько газет, например, выходят с одинаковыми фотографиями на первых полосах, интерес читателей падает: если фотографии одни и те же, может быть и статьи одинаковые? Чем они тогда отличаются? К чему покупать и читать эти издания?
Авторская фотография с тех же самых событий, собственная фотосъемка позволяет изданию выделиться, фотокорреспондент может остановить внимание на нюансах конкретных запросов пишущего журналиста, а читатель видит снимки, не похожие на другие, и интерес его к изданию возрастает.
Мне посчастливилось почти десять лет (с 2001 по 2010 годы) быть бильдредактором в лучшей, по моему мнению, в то время в России фотослужбе Издательского дома «КоммерсантЪ», в газете «КоммерсантЪ-Daily» – главном издании Издательского дома. Штат фотослужбы – более ста человек. Годовой бюджет – около миллиона долларов. В чем же ее отличие от других газет и почему я считаю ее лучшей фотослужбой в России?
Как говорил мне на занятиях в 1990 году известный советский фотожурналист Всеволод Тарасевич, для хорошего фотокорреспондента в фотографиях «важен не протокол, а набор высказываний». То есть фотограф не должен быть лишь приложением к чудо-аппарату, запечатлевающему действительность, а каждый раз пытаться что-то сказать, но без слов, чтобы фотография «говорила» сама за себя. Хорошая фотография с емкой подписью заменяет собой полкниги. При создании газеты «КоммерсантЪ» первый директор фотослужбы Сергей Подлеснов, начав дело «с нуля», акцентировался именно на авторском подходе к фотосъемке любого события. Но для раннего «Коммерсанта» была выбрана, на мой взгляд, стилистика «шока» – снимать так, как никто до того в советской печати не делал; любимым портретным объективом стал широкоугольник, порой искажающий лицо до неузнаваемости, комичность позы только приветствовалось. Безусловно, не всем это нравилось, но зато запоминалось читателю и зрителю. Поскольку подписи к таким фотографиям придумывались весьма остроумно, а фотография не была снята «в лоб», получалось, что снимок несет в себе какой-то иной подтекст, эмоциональную окраску, добавляет содержательную информацию, часто ненаписанную в статье в силу определенных причин.
Однако долго такое «криворожье» (как в шутку называли некоторые коллеги коммерсантовский стиль) не продолжалось, хотя всем запомнилось.
Сам принцип работы в фотослужбе «Коммерсанта» для фотографа сильно отличался от принципов работы в других изданиях тех лет, когда еще все снимали на черно-белую пленку. Обычно фотограф шел на съемку, потом сам проявлял, выбирал, печатал фотографии по своему усмотрению, отдавал начальнику отдела для последующего отбора и засылал в печать. В «Коммерсанте» же с самого начала фотограф только снимал, отдавал не проявленную пленку лаборанту, и больше участия в судьбе фотографий не принимал. Хорошо это или плохо? Сложный вопрос. Смотря для кого. Если для фотографа, то – плохо, его авторский замысел может быть искажен. Для издания – хорошо. Если фотограф снял множество вариантов, бильдредактор может сделать свой выбор, исходя из смысла иллюстрируемого материала. К пишущим корреспондентам в «Коммерсанте» тех лет был аналогичный подход – журналист приносил лишь информацию, а все остальное за него делал редактор – спичрайтер, и все статьи были написаны в одинаково нейтральном стиле, как будто одним человеком.
С переходом на цифровую технику слова Чарли Чаплина о том, что «самое дешевое в нашем деле – пленка», стали реальностью. Снимков цифровая камера может делать множество, и «пленка» практически никогда не кончается. Как же это отразилось на работе фотослужбы?
Если двадцать лет назад на одно редакционное задание фотограф тратил максимум 100 кадров, то теперь счет пошел на тысячи. Откуда они берутся? Приведу пример, как фотограф «Коммерсанта» Павел Смертин снимал пресс-конференцию Ахмада Кадырова. Он буквально всюду, по возможности, следовал за ним – то есть снимал его приезд, проход, выход в зал, момент посадки его за стол, следил за малейшими эмоциями этого человека, снимал его выход из пресс-центра, то есть все этапы. На первой полосе газеты вышла фотография Ахмада Кадырова с прищуренным глазом – он словно целился в своих противников. Самому ньюсмейкеру этот снимок, понятно, не понравился.
Что дает такой подход к фотографии? Фотограф, к сожалению, не всегда бывает погружен в тему события. Но, делая много разносюжетных фотографий в различных ситуациях, он улавливает невидимые глазу нюансы, которые «проявляются» только в остановленных им мгновениях. И зритель делает открытие – Ах! Как же фотограф успел это поймать? А как успел? Да вот вам шестьсот-семьсот файлов… Но, замечу, это не бессмысленные двенадцать кадров в секунду – и все портреты лица ньюсмейкера с одинаковым выражением. Это творческий поиск.
Как бы снял пресс-конференцию плохой фотограф? Он пришел бы, сел на первый ряд, дождался бы, когда ньюсмейкер зайдет, сядет, поздоровается, поправит галстук, потом заметит фотографа и скажет: «Снимайте меня, я готов». Фотограф послушно сделает кадров десять. «Сняли? Спасибо, можете идти». Результат такой фотосъемки – «фото на паспорт».
Вернемся к разнице между пишущими и снимающими журналистами.
Когда ньюсмейкер становится героем новостей (чаще печальных), он исчезает с телеэкранов, его телефоны молчат, а пресс-секретари отвечают что- то вроде «не могу ни подтвердить, ни опровергнуть», и для фотосъемки он уже недоступен. Но статья должны быть проиллюстрирована! Тогда бильдредактор заходит в архив и среди семисот – тысячи кадров фотосъемки хорошего фотографа находит нужное фото.
Чтобы был фотоархив, его должен кто-то создать. Главная заслуга фотослужбы «Коммерсанта» именно в создании фотоархива, структурировании его и регулярном пополнении.
Как же работает фотослужба «Коммерсанта» сегодня? За день до выпуска номера ответственный бильдредактор вместе с помощницей садится за ленты новостей и просматривает анонсы всех событий следующего дня, изучает сообщения пресс-служб о важных мероприятиях. План работы фотослужбы составляется еще раньше, на несколько дней вперед (важно заранее выписать командировку, заказать билет, гостиницу и т. д.). Фоторедактор обзванивает объекты съемок, пишет письма, отсылает факсы, предупреждает фотографа о съемке. Каждому заданию (съемке) присваивается бюрократический номер. Этот номер вносится в электронную базу данных со специально заполненным бланком. На бланке есть вся исчерпывающая информация – где, что, когда, кто заказал фотосъемку, к какому сроку ее сдавать, кто ее будет отбирать, кто исполнитель.
В день выпуска номера фотограф выполняет съемку, при необходимости либо передает ее с места события, осуществив небольшой отбор самостоятельно, либо вызывает курьера, который забирает у него флешки, а сам едет на другое задание.
По установленным правилам фотограф сдает в редакцию абсолютно всю съемку. Если перефразировать слова Чаплина, то для фотокорреспондента самое дорогое – время. В съемке фотограф не удаляет ничего – ни пробных, ни нерезких кадров, чтобы не тратить на это время.
Привезенная фотосъемка сразу копируется в электронный архив и существует в двух видах – в самом высоком разрешении на диске и в минимальном для удовлетворительного просмотра, «превьюшном» виде на сервере. Бильдредактор просматривает фотосъемку, разделяя фотографии на те, что пойдут срочно в номер, и те, что пойдут в архив.
Оператор-сканировщик обрабатывает снимок. Согласно инструкции – он может убрать пыль с матрицы, чуть ослабить или усилить цвет, но ему категорически запрещено что-то ретушировать или дорисовывать.
Архивариус по установленным правилам тщательно описывает фотосъемку. В дальнейшем поиск осуществляется по так называемым ключевым словам в описании файла. Несколько раз из-за неточности описания возникали забавные ситуации. Как, например, следует указать в «кэпшене» : бензоколонка, автозаправка, АЗС или бензоналивная станция? Вписывают все – на разные случаи жизни.
Бильдредактор просит фотографа снимать все, что может пригодиться газете, двум еженедельным журналам, многочисленным приложениям к газете и двум интернет-сайтам. Часто бывает, что фотограф идет на задание, честно снимает заданную тему (например, пресс-конференцию), но случайно делает кадры, совершенно не относящиеся к заданию. Вид из окна c гастарбайтерами или ситуации по дороге. Эти кадры заботливо обрабатывают и тоже кладут в архив.
В результате в электронном архиве есть фотографии, уже готовые в печать – скадрированные и описанные. При необходимости можно поднять всю съемку и найти соседние кадры. Несколько лет назад была громкая история с похищением Сергея Кокуры из Лукойла. Когда эта новость стала известна, все издания искали его фото – пишущие журналисты проинформировали фотослужбу, что он, возможно, был на одном из мероприятий Лукойла, где снимал наш фотограф Юрий Мартьянов. Бильдредактор взял из архива всю съемку целиком и нашел там необходимое изображение. Оно оказалось на тот момент только у газеты «КоммерсантЪ». Архив сработал!
«КоммерсантЪ» принципиально не публикует постановочных фотографий. Даже когда речь идет об иллюстрировании абстрактной статьи, подбирается настоящая фотожурналистская фотография, а не постановочный кадр с моделями из коммерческих стоковых агентств.
Формирование такого фотоархива стоит больших денег и требует ежедневного кропотливого труда.
В фотослужбе «Коммерсанта» создана уникальная система «КоммерсантЪ-Фото», где можно узнать о фотографиях фотослужбы все – когда и кем она снята, когда и в каком виде публиковалась в изданиях «Коммерсанта», кому была продана для повторной публикации, паспортные данные фотографа, модель камеры и даже – сколько его камера сделала снимков.
Это наглядный результат коллективной работы ста с лишним человек. Фотографии всех изданий ИД «КоммерсантЪ» на 90 % эксклюзивные и сделаны специально для него, они интересны, привлекают внимание.
Не менее важен при подобных объемах работ и выбор фотографий. Бильдредактор в фотослужбе – такая же творческая единица, как фотограф. Часто возникали ситуации, когда фотограф не узнавал своих фотографий, – настолько виртуозно был проведен отбор и кадрирование его фото. В большинстве изданий работают «подборщики» изображений – главный редактор ставит задачу, и «подборщик» выбирает уже из готового материала, не имея возможности работать с «сырой» съемкой, и видит лишь конечный результат. В фотослужбе «Коммерсанта» каждый занимается только своей работой – фотограф снимает, бильдредактор отбирает, фоторедактор аккредитовывает и занимается продюсерской работой, архивариусы подписывают. И коллективная работа дает хороший результат.
К сожалению, создавать серьезный фотоархив в России стал только «КоммерсантЪ». В других изданиях и фотоархив, и фотослужбы устроены, на мой взгляд, хуже. Так, фотоархив одной известной центральной газеты оцифрован лишь частично, фотографии не лежат на сервере и не описаны, их поиск занимает очень длительное время. Фотографы сами складывают свои съемки в архив, часто без «кэпшенов», и, как результат, поиск нужной фотографии зависит от присутствия ее автора в редакции. Если он есть, то фотографии идут, нет – публикуют из фотоагенств. В другом издании фотографы сдают отобранные ими фотографии со съемок в электронный архив, но не хранят «сырую» съемку, часто просто стирая оставшиеся кадры.
До «цифровой эры» фотографии раскладывали по полочкам, и каждый архивариус создавал свою систему, в которой только он мог разобраться. Когда ИД «КоммерсантЪ» купил журнал «Огонек», без женщины, работавшей с архивом много лет, в нем никто не мог разобраться. Система хранения «по полочкам» на сегодняшний день неприемлема. Директор фотослужбы «Коммерсанта» Эдди Опп регулярно проводит исследования по фотоархиву – сколько фотограф сделал кадров вообще, сколько легло в архив, сколько и где опубликовано. На основании исследований планируется дальнейшая работа, делаются «загонные» фотосъемки на нужные, но не «оперативные» сюжеты.
Деятельность любой фотослужбы похожа на фабричное производство. Принцип работы фабрики – ежедневный бесперебойный труд. В день фотослужба ИД «КоммерсантЪ» выпускает на свой сайт триста – четыреста авторских фотографий. Фотокорреспондент газеты как бы «не имеет права на вдохновение», он должен производить «товар» – годные к опубликованию фотографии. И требования оперативности и качества, и разделение труда тут оправданы. Другое дело – фотохудожник, который может себе позволить работать тогда, когда захочет. Для периодических изданий это не подходит. Хотя СМИ охотно публикуют работы фотохудожников – если последних устраивает гонорар.