Касперович А. Студийный импульсный свет в работе фоторепортера

КАСПЕРОВИЧ А. СТУДИЙНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ СВЕТ В РАБОТЕ ФОТОРЕПОРТЕРА: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
(В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – С. 103-110)
Великая цифровая революция последних лет, свидетелями и участниками которой мы с вами являемся, продемонстрировала миру невиданные технологические прорывы, заставившие пересмотреть, казалось бы, навсегда сформированные у фотографов представления об основных понятиях технического качества фотографического снимка. Увеличение порога рабочей светочувствительности современных репортерских камер достигло уровня, совершенно невозможного еще буквально несколько лет назад, а алгоритмы шумоподавления аппаратов, имеющих матрицы высокого разрешения, работают исключительно деликатно. Сохраняя максимальную детализацию, они практически совершенно истребляют такое явление, как цифровой шум. Эти, да и многие другие полезные функции цифровой репортерской аппаратуры позволяют фотографам во многих случаях отказаться от необходимого еще несколько лет назад непременного использования фотовспышки. Учитывая замечательные технические новшества, средства массовой информации, а также издания, использующие в своей деятельности возможности оперативной полиграфии, многократно повысили требования к техническому качеству используемых ими фотографий.
В то же время многие иллюстрированные журналы перешли на совершенно иной формат подачи материала – в них появились большие рассказы, обширные интервью с известными политиками, значимыми фигурами в деловых кругах, популярными артистами и т. д. Публикации, естественно, сопровождаются определенным количеством иллюстративного материала ‒ фотография стала визитной карточкой подобных примеров журналистского творчества. Сегодня фоторепортер, получая редакционное задание, обязан не только оперативно отреагировать на происходящие события, но и вдумчиво и скрупулезно подойти к решению подчас не свойственной его повседневной практике творческой задачи. Здесь ему, безусловно, поможет мастерское владение таким непривычным для него еще несколько лет назад инструментом, как мобильный студийный импульсный свет. С его помощью фоторепортер сможет осуществить свои творческие замыслы вне зависимости от существующих в данный момент световых условий, площади и конфигурации помещения, в котором происходит заказная съемка, а главное – получить абсолютно гарантированный результат. Об этих, а также некоторых других вопросах, касающихся использования студийного света в современной фотожурналистике, мы поговорим сегодня.
Определение творческой задачи и выбор необходимого студийного оборудования
Применение фоторепортером любого студийного оборудования предполагает определенные навыки обращения с приборами подобного рода, так что на этом мы подробно останавливаться не станем – техника съемки с использованием импульсного света должна быть освоена фотографом наравне с другими техниками. Определим лишь необходимый арсенал осветительного оборудования. Оборудование должно быть достаточно мобильным, так как не всегда фоторепортер располагает личным автотранспортом, а учитывая дорожную обстановку в крупных мегаполисах, многие предпочитают добираться до места съемки на метро.
Рынок современного фотооборудования чрезвычайно насыщен. Отсутствие в продаже в данный момент какого-либо прибора не является проблемой – почти все уважаемые продавцы фотоаппаратуры принимают заказы на продукцию по их каталогам. Студийный импульсный свет, который фотограф может взять с собой на постановочную съемку, присутствует на рынке в широком ассортименте. Это приборы и всемирно известных брендов, и сторонних производителей. По качеству оборудование последних не отличается в худшую сторону, оно имеет невысокую, вполне доступную для любого фотографа цену, однако обладает пониженной надежностью. В нашем случае репортеру достаточно иметь три (не обязательно, что все они одновременно будут задействованы) моноблока мощностью от 100 до 200 джоулей. Вес каждого из них незначителен, что определяется использованием композитных материалов в их конструкции, да и размеры приборов достаточно компактны. Каждый прибор имеет лампу так называемого «пилотного» (постоянного) света. Чем она мощнее, тем быстрее и правильнее вы сможете увидеть окончательный световой рисунок выделенного вами сюжета. Скорость перезарядки прибора, раздельная регулировка «пилотного» и импульсного света, ступенчатая или плавная регулировка мощности светового потока, чувствительность датчиков светосинхронизации – все эти составляющие должны быть учтены фотографом при выборе моноблоков, которые он будет использовать в своей работе.
Ассортимент навесного оборудования для рассеивания света также достаточно обширен. Это просветные, отражающие или комбинированные фотозонты различного диаметра, квадратные и прямоугольные софтбоксы, стрипы, октобоксы. Здесь фотограф выбирает сам, что для него более удобно и универсально – световой рисунок всех этих навесок примерно одинаков – существенные различия лишь в покрытии световым потоком снимаемого объекта или локальном освещении каких-либо его фрагментов. Фотозонты удобны своей оперативностью: приведение прибора в рабочее состояние занимает несколько минут, тогда как сборка софтбокса требует гораздо большего времени. Понадобятся вам и различные лайт-диски. Очень удобны комбинированные, имеющие с одной стороны белую матовую, а с другой серебристую или золотистую поверхность. Технологическое исполнение их весьма практично – они натянуты на плоскую пружину, раскладываются и собираются мгновенно. Эти экраны очень пригодятся для подсветки теней и выравнивания контрастов при выполнении подобных съемок. Очень удобны овальные лайт-диски длиной приблизительно 1,5 м. В сложенном состоянии экран занимает совсем незначительное место, упакован в удобный чехол и почти ничего не весит. Возможно, пригодится вам и навеска прямого, «жесткого» света – это и «сотовые» насадки, и конусы, и рефлекторы со шторками. Опять-таки, каждый фотограф самостоятельно определяет необходимость наличия у себя того или иного комплекта. Легкие штативы для световых приборов высотой в разложенном состоянии не менее 2,5 м, флешметр, трансмиттер (инфракрасный пускатель световых приборов) или радиопускатель – все это на современном этапе очень удобно. Необходимость наличия в комплекте электроудлинителей фотограф определяет сам – об это мы поговорим чуть позднее. Для всего оборудования в продаже имеются специальные сумки (есть и на колесиках) различных размеров – в зависимости от того, что вы предполагаете брать с собой на съемки. Общий вес комплекта из трех приборов таков, что его вполне может носить в руках даже фоторепортер-женщина, при условии, что фотоаппаратура и объективы находятся в фоторюкзаке за плечами.
Необходимость применения осветительного оборудования обусловливается поставленной перед фотографом творческой задачей. Руководитель проекта обязан донести до фоторепортера свои идеи по поводу предстоящей съемки и определить предполагаемый конечный результат. Неплохо, если репортер имеет возможность предварительно выехать на место, чтобы определить количество и комплектность необходимого студийного оборудования. Полезно будет и знакомство с персонажем предстоящей съемки, хотя, как правило, это люди чрезвычайно занятые и день их расписан по минутам. Обязательно обратите внимание на доступность электросети. От этого зависит количество удлинителей, которые фотограф должен будет привезти с собой, либо он может договориться об их предоставлении ему на месте. Подчеркну, что при подготовке подобной съемки мелочей не бывает. Незначительные, на первый взгляд, детали могут вылиться впоследствии в неразрешимые проблемы, а это абсолютно недопустимо для нас, ведь в нашем профессионализме никто не должен усомниться! Поэтому подготовка к такой съемке должна быть очень тщательной. Комплектация, надежность оборудования, ваше понимание итогов предстоящей работы – залог спокойствия, уверенности и предсказуемости конечного результата.
Может возникнуть вопрос – а так ли необходим студийный свет на подобных съемках? Совершенство современных репортерских камер, как мы уже отмечали, неоспоримо: пределы рабочих значений светочувствительности многократно превышают все ранее осмысленные нами значения, да и системы шумоподавления работают превосходно. Остановимся на этом подробнее и постараемся при помощи сравнительного анализа подтвердить правильность выбора, сделанного нами в пользу мобильного студийного освещения.
Техническое качество файла, предназначенного для серьезной публикации в достаточно крупном формате, должно быть безупречным. Наличие абсолютно правильной цветопередачи, высокого разрешения, широты динамического диапазона, звенящей резкости, полного отсутствия шумов – все эти факторы необходимы для воспроизведения картинки при полиграфии высокого качества. Использование студийного света позволяет нам добиться выполнения всех перечисленных выше условий без особых проблем – баланс белого в лампах импульсного света колеблется в значениях 5 5005 600К, поэтому для фотографов, даже снимающих в формате JPEG, правильность выставления на камере значений цветовой температуры никаких трудностей не вызывает – цветовое решение полученного файла будет абсолютно верным. При съемке с приборами студийного импульсного света использование значений светочувствительности может колебаться в значениях 100-200 ISO: мощность приборов позволяет работу на низких ISO даже с закрытыми до существенных значений отверстиями диафрагмы. Это значит, что разрешение полученного файла будет максимальным: низкие значения ISO – отправная точка этого важнейшего качественного показателя, так же как отсутствие шумов на низких значениях светочувствительности и высокая контурная резкость снимаемого объекта. Ваше видение схемы светового решения снимаемого сюжета – тоже плюс. Вы вправе поставить свет так, как считаете нужным в данном конкретном случае.
Не секрет, что многие помещения, где приходится работать фоторепортеру, имеют смешанное освещение, обеспеченное дизайнерскими решениями при проектировании современных зданий. Естественный свет из окон вынужденно дополняют источники света с различной цветовой температурой – лампы накаливания, галогенные, люминесцентные и т. п. Люминесцентный свет, к примеру, как добавление к свету естественному, на глаз почти незаметен, однако в итоге дает очень неприятный зеленоватый оттенок. Даже если вы предпочитаете съемку в формате RAW, дальнейшая цветокоррекция изображения в графических редакторах непременно вызовет определенные трудности, если вообще будет возможной. Да и увеличение светочувствительности даже при совершенстве современной фотографической техники – путь, негативно влияющий на конечный результат. Так что постановочная фотография, которая всегда была и остается мерилом абсолютного технического качества и композиционного совершенства, в практике фотожурналиста предполагает использование приборов импульсного студийного света.
Постановочный портрет вне студийной обстановки
В качестве примера рассмотрим работу фоторепортера при съемке официального лица в его рабочем кабинете. Работа эта часто носит прикладной характер – такие фотографии требуются при проведении предвыборных кампаний, для размещения в буклетах, календарях, да и просто при изготовлении портретов политических руководителей, представителей большого бизнеса или деятелей культуры. Мы как зрители хорошо знакомы с такими портретами – президенты многих стран запечатлены именно в своих рабочих кабинетах (наиболее выигрышных частях его, если быть точным). Все эти работы выполнены на высоком профессиональном уровне – здесь двух мнений быть не может – ответственность, возложенная на фотографа, очень велика. Повторю, что предварительный выезд фоторепортера на место съемки не просто желателен, а почти обязателен – знакомство с обстановкой, условиями на съемочной площадке должны быть главными моментами подготовки предстоящей фотосессии.
Количество светового оборудования для такой работы, как ни странно, очень невелико – портреты в интерьере по художественному замыслу напоминают нам живописные полотна: правильный, классический свет как бы «собирает» изображение, оно становится цельным и производит благоприятное впечатление на зрителя с первых же секунд просмотра. Я предлагаю взять на съемку два импульсных прибора мощностью от 150 джоулей каждый, глубокий зонт на отражение с матовой белой внутренней поверхностью диаметром 105-130 см, зонт на просвет диаметром 105 см, два лайт-диска 150 х 80 см с белой и серебристой поверхностями. Этого будет достаточно для установки правильного света практически в любом кабинете. Обращаю ваше внимание на выбор оптики – подобные портреты чаще всего снимают на фоне с символами государства или с предметами, характеризующими профессиональную деятельность портретируемого. Поэтому фон должен быть в достаточной резкости – никакое размытие здесь неуместно, как бы нам этого ни хотелось. А раз так, то объективы для узкой камеры вы выбираете с фокусным расстоянием от 50мм до 100-105мм. К диафрагмированию вам также придется прибегнуть по причинам, о которых я только что упомянул.
Теперь непосредственно о световом рисунке нашей будущей работы. Естественно, приоритеты мы с вами отдаем главному рисующему, формообразующему источнику света – он «вылепит» нам объемное изображение, поэтому основное внимание мы уделяем работе именно с ним. Высокое расположение прибора (не меньше 2,5 м в высоту) и несильное перемещение его вправо или влево от оси съемки, а также угол наклона зонта примерно на 60 градусов в большинстве случаев даст нам именно ту отправную точку «правильного» классического света, от которой мы с вами будем отталкиваться при перемещении моноблока. При построении изображения «пилотный» свет играет очень важную роль – он позволяет отчетливо видеть все анатомические особенности лица нашей модели, и мы способны скорректировать желаемый рисунок в правильном направлении. Большая отражающая поверхность зонта дает ровный поток рассеянного света, покрывающий значительную площадь – практически вся фигура вашего героя будет находиться в превосходном световом пространстве. Лайт-диски понадобятся (один точно) для подсветки теневой части лица, все детали которой должны прочитываться, или для подсветки темного костюма. Важно, однако, соблюдать чувство меры и не переборщить с работой отраженного света. С подсветкой фона мы также определяемся на месте путем замеров света при помощи флешметра и проб. Второй прибор, освещающий фон, может и не понадобиться, его включение зависит от интенсивности основного светового потока и близости модели к фону. Фон, естественно, должен иметь минусовую разницу в освещении по сравнению с основным объектом от 0,5 до 1 ступени показаний флешметра, все детали на нем должны быть сохранены и отлично читаться, но не отвлекать от вашего героя. Обращаю ваше внимание на то, что при работе со студийным светом картинка должна быть очень хорошо сбалансирована по свету – никаких лишних светов, бликов здесь быть не должно, иначе теряется цельность, изображение разбивается на фрагменты, и неграмотность установки света видна даже неискушенным зрителям.
Многие фотографы предпочитают съемку в несжатом, «сыром» формате RAW или NEF и ошибки в экспозиционных параметрах предпочитают устранять при дальнейшей обработке файла в графических редакторах. Напоминаю, что правильное и точное определение экспозиции, промер всех важнейших зон является показателем профессионализма и серьезнейшего подхода фоторепортера к своей работе, а правильная экспозиция – залог успеха, и рассуждения о «вытягивании» теней в RAW-конверторах и пренебрежительное отношение к экспозиционным замерам видятся мне небрежным подходом и неуважением к собственной профессии.
Одним из ключевых моментов успешного осуществления портретной фотосъемки является, конечно, психологическое состояние нашей модели и умение фотографа донести до действующего лица все особенности предстоящей с ним работы. Конечно, в большинстве случаев портретируемые – люди публичные, и многочисленные рабочие встречи в присутствии представителей массовой информации, интервью перед телекамерами формируют у них спокойное, ровное отношении к фотографам и операторам. Тем не менее уделить особое внимание внутреннему состоянию вашего героя вы, конечно, обязаны. Расположить к себе модель задолго до непосредственной съемки – профессиональный долг каждого из вас. Недаром на подобные съемки чаще всего приглашаются известные, опытные фотожурналисты, а не представители рекламной фотографии (ничего про них плохого сказать не хочу!). Журналист гораздо яснее представляет себе стоящую перед ним задачу, в отличие от рекламных фотографов, в работе которых на первый план выходит техническое качество и «гламурность», а человек как личность остается за кадром. Для фотожурналиста внутренний мир персонажа неразрывно связан с его внешним обликом, и чем быстрее нам откроется эта внутренняя психологическая гармония, тем быстрее мы можем рассчитывать на положительный результат.
В заключение еще раз обращаю ваше внимание на необходимость предварительного ознакомления с техническими возможностями используемой вами аппаратуры, глубокого изучения особенностей работы с ней и обширной практики. Все возможные моменты предполагаемых съемок должны быть вами многократно отработаны, тогда тестовые фотографии упражнений будут наглядным пособием в последующей работе. Съемкам в студии нужно уделять достаточно времени – они требуют такого же постоянства, как ежедневные занятия музыкантов или спортсменов. Не сбрасывайте со счетов такие замечательные инструменты, какими являются мобильные световые приборы, и ваше творчество непременно выйдет на новый качественный уровень, а приоритеты качества являются одним из основных показателей успешной работы современного фотожурналиста.