Сёмова Л. Психологические аспекты съемки фотопортрета

СЁМОВА Л. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЪЕМКИ ФОТОПОРТРЕТА
(В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – С. 72-89)
В современных книгах о фотографии чаще рассматриваются преимущественно технические стороны фотосъемки, реже – организационные. Иллюстрированные издания изобилуют наборами готовых поз и клише. За рамками исследований остаются вопросы психологического порядка, установки контакта с моделью, что должно помочь созданию художественного образа, произведения искусства. Количество людей, считающих себя фотографами, увеличилось в последние годы в сотни раз. В результате наиболее доступный ресурс – Интернет – наполнился огромным количеством изображений, в том числе, выполненных на высоком техническом уровне, но нередко лишенных содержания.
На одном из практических занятий со студийным светом учащимся спецотделения «Фотожурналистика» факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова было предложено простое задание: снять одного героя так, чтобы он был разным. При этом даже не звучало слово «образ». Первое, что отметил портретируемый в конце эксперимента: «Со мной никто не разговаривал!» Студенты недоумевали. Им казалось, главное – нажать на кнопку, чтобы изображение получилось резким.
Была и другая ситуация. Студентка Елена привела на съемку одиннадцатилетнюю дочь своих друзей. Работали уже около часа. С камерами было человек пять. Когда я зашла к ним, снимали портрет в полный рост. Нарядное платье никак не сочеталось с массивными зимними сапогами. Сказала об этом студентам. Девочка тихо ответила: «У меня с собой туфли есть и одежда разная». Увы, никто этим не поинтересовался. А ведь не секрет, что туфли меняют не только осанку, но и настроение модели. Даже если снимается средний или крупный план, есть смысл надеть туфли! Елена громко сказала: «Ну что, ребенок, иди, переодевайся». Девочка еще больше смутилась. Пришлось отозвать студентку в соседнее помещение: «Лена, не надо никого называть ребенком. Любая девочка лет с пяти уже чувствует в себе женщину. Скажи лучше “девушка” или “молодой человек”, если снимается мальчик. Она готовилась, собирала наряды. Для нее это главное событие сегодняшнего дня».
Поговорим о психологической составляющей портретной фотосъемки подробнее.
Обычно выделяют два вида портрета: репортажный и постановочный. При съемке репортажного портрета фотограф никак не может влиять на своего героя. Постановочный портрет предусматривает взаимное общение.
Фотограф Д. А. Донской, работая со студентом над дипломным проектом, ввел термин «установочный портрет», имея в виду ситуацию, когда герой снимается в привычной ему обстановке (на работе, дома, на даче), и фотограф лишь незначительно влияет на своего персонажа, «дает ему установку»: «Вы просто сидите и читаете книгу», «Вы делаете свою работу, но иногда смотрите на меня» и т. д.
И в первом, и во втором, и в третьем случаях главным является человек с его богатым внутренним миром и состоянием души. От фотографа зависит, каким его герой останется на фотоснимке, а значит, в человеческой памяти. Будет ли это «фото на документ» или художественная фотография.
Очень немногим мастерам удается сделать хороший фотопортрет в условиях репортажной съемки. В. Ю. Вяткин снял прекрасную портретную серию «Психологические метаморфозы Дэвида Линча» (2009) во время его часовой пресс-конференции. Конечно, помог многолетний опыт практической деятельности, эксперименты с длительными выдержками и различными методами съемки, наблюдательность и быстрая реакция, а иногда и умение предвидеть мгновенную эмоцию в лице персонажа.
На пресс-конференцию Дэвида Линча Владимир Вяткин пришел, по своему обыкновению, за четыре часа до ее начала. Позднее он вспоминал: «Человек меня заинтриговал своей внешностью, психологией поведения, и я уже знал, что надо делать. В зале собралось человек пятьдесят фотографов, они снимали со вспышками и посмеивались надо мной: я сидел в первом ряду с огромным телевиком и снимал на длинных выдержках. Все снимали, как он разводит руками. А я увидел и запечатлел на его лице и ужас смерти, и слезы умиления, и психоз. Отснято было восемьсот сюжетов, из них отобрал триста шестьдесят, в результате окончательного отбора осталось двенадцать. Отобрать сложнее, чем снять. Изобразительная композиция – волна настроений. Глаза в слезах и стоящие дыбом волосы, гримаса сарказма, улыбка в смазке и нерезкости. Это не в студии снято по заранее написанному сценарию, а за один час на общественном мероприятии!» .
Серия «Психологические метаморфозы Дэвида Линча» получила Приз кампании Master Card на конкурсе «Серебряная камера» (2008) .
Во время концертов была снята и серия «Повелители музыкальных сфер» – Гран-при и Приз Правительства Москвы на конкурсе «Серебряная камера» (2008).
А во время похорон писателя Василия Аксенова была снята серия «Поколение Аксенова» – Гран-при и Приз Правительства Москвы на конкурсе «Серебряная камера» (2008).
Когда репортера на задание посылает редакция, о съемке, как правило, договаривается редактор, а фотографу остается лишь уточнить со своим героем место и время. Но часто мы сами обращаемся к незнакомому человеку с просьбой снять его портрет. Это может происходить при личном контакте или по телефону. Первый вариант предпочтительнее, так как включает в себя вербальное и невербальное общение, облегчающие процесс взаимопонимания. Язык, взгляд, мимика, жесты при личной встрече нагляднее покажут вашу заинтересованность и симпатию. Предложения необходимо построить так, чтобы вы не получили моментального отказа. Это не всегда удается. Человек может быть занят своими мыслями или может быть просто уставшим. Фотографу следует проявить терпение и такт, вежливо мотивировать свою просьбу. В просьбе не должно содержаться отрицания: лучше сказать не «Не будете ли вы любезны…?», а «Будьте так любезны…» Если уместен оттенок юмора, то подойдет вопрос: «Каков будет ваш положительный ответ?» Может очень пригодиться умение говорить комплименты. Главное, чтобы комплимент был искренним, а не звучал, как грубая лесть. Ведь вы обращаетесь к человеку, который уже привлек чем-то ваше внимание.
На одном из мероприятий, частью которого был концерт, в первом ряду я заметила красивую пожилую женщину: распущенные вьющиеся волосы, белая меховая накидка, руки в перчатках, прямая спина. Это была известная исполнительница романсов Валентина Пономарева. Она, естественно, стала для меня главным объектом съемки. В перерыве, не выдержав, певица подсела ко мне и сказала: «У меня такое впечатление, что ваш объектив нацелен только на меня». Я ответила: «У вас правильное впечатление». «Почему?» «Потому что вы здесь самая красивая!» Мне и в самом деле так казалось. «Но зачем так много снимать?» «Когда вы слушаете музыку, на вашем лице отражаются определенные переживания. Я пытаюсь поймать состояние. Кажется, мне это уже удалось». Она попросила показать то, что я сняла, и согласилась, что один вариант наиболее удачный. В заключение я извинилась, что доставила ей беспокойство, сказала, что больше не буду снимать. Обещание я сдержала. Но отметила свой большой промах. Я не могла вспомнить (да и не знала никогда) отчество певицы. Из-за этого не могла достойно вести разговор. Следовало накануне узнать у организаторов, кто будет присутствовать. Знать заранее имена потенциальных героев – необходимое условие успешной работы.
Здесь мы подошли к вопросу о подготовке съемки. Бегло скажу о технической стороне. Совершенно очевидно, что фотоаппарат лучше полностью подготовить с вечера, аккумулятор и карты памяти желательно иметь запасные, а кофр или сумка должны быть удобны для быстрой смены объективов.
Важен ваш собственный позитивный настрой. Он неизменно скажется на конечном результате. Имея внутреннюю установку «терпеть не могу детей», вряд ли вы снимете их достойные портреты. Говоря о живописи, искусствовед Н. Н. Третьяков писал: «Традиционно русская школа была основана на благоговейном отношении к натуре» . Об этом нужно помнить, занимаясь и фотографией, причем не только непосредственно в момент съемки, но и в предшествующий «переговорный» период, иначе дело может до съемки так и не дойти…
Однажды для Владимира Вяткина я договаривалась о встрече с народным художником СССР, скульптором Николаем Никогосяном. Согласился он сразу. Назначили день и время – примерно через неделю после разговора. Перед выездом решила перезвонить, уточнить, не изменились ли планы художника. Реакция была совершенно неожиданная. Человек стал кричать, все больше и больше возбуждаясь: «Я ждал вас вчера, мы договаривались на вчера, вы даже не позвонили.» Что было делать? Я не могла сорвать съемку: фотограф уже выехал из дома, он вез для съемки специальное стекло, штативы, «Мамию» и «Никон», нам помогал один из студентов с машиной, еще двух студентов нужно было подхватить по дороге. «Я очень виновата, простите меня, если можете!» – в таком роде я говорила минут десять, соглашаясь со всеми обвинениями, сознавая при этом, что ничего не перепутала. Постепенно Николай Багратович смягчился. Оказалось, у художника ослаблен слух, и в первый раз он не успел надеть слуховой аппарат. Он встретил нас очень приветливо, радушно усадил за стол и угощал чаем. Съемка состоялась.
Бывают ситуации совершенно непоправимые, когда необразованность (или неуместная фривольность) фотографа не позволяет ему выполнить задачу.
«Фотографу, который работал на студии звукозаписи “Мелодия”, Святослав Рихтер позволил прийти к себе домой и снять портрет для обложки пластинки. Надев фрак и садясь за рояль, великий пианист сказал: “Ну, что вам, молодой человек, сыграть?” Фотограф ответил: “Да все, что угодно, хоть Чижик-Пыжик!”. Рихтер встал и сказал: “Вон отсюда!”». Эту историю рассказал студентам В. Ю. Вяткин, акцентируя внимание на том, что с любым человеком – музыкантом, поэтом, художником или бомжом – нужно находить язык общения.
К каждой съемке нужно готовиться. Мне можно возразить, что в репортерской работе готовиться некогда. И все-таки это необходимо. Поясню, что имею в виду. С любым человеком, портрет которого нужно снять, придется разговаривать. Вы не знаете, чей портрет сегодня понадобится в редакции. Значит, хотя бы некоторые сведения у фотожурналиста должны быть по всем областям жизни. Наука, культура, искусство – знания мы накапливаем в течение всей жизни. Широкий кругозор значительно облегчает работу фотомастера. Абсолютно справедливо считает В. Ю. Вяткин, что фотожурналистикой бессмысленно начинать заниматься раньше двадцати пяти лет. Незначительный жизненный опыт, недостаточный кругозор – помехи в повседневной работе. Новости политики, история, литература должны стать сферой интересов не только профессиональных фотожурналистов, но и любителей, желающих снимать художественные портреты, создавать образы своих современников, а не просто фото в семейный альбом.
Приведу пример личной неподготовленности. Однажды позвонила редактор журнала «Модный бренд»: «Срочно надо портрет Александра Васильева. Он сейчас в Музее искусства народов Востока открывает выставку вееров». Бегу. Журналистов немного. Дает интервью. Подхожу очень близко, снимаю за десять минут. Я, конечно, знала, что А. Васильев – историк моды, написал несколько книг. Но вот о чем его можно спросить? О своей неинформированности сожалею до сих пор: г-н Васильев оказался прекрасным рассказчиком, очень доброжелательным к журналистам, у меня была возможность пообщаться с ним в течение как минимум часа и получить эксклюзивный материал.
Теперь стоит сказать о тех съемках, к которым есть возможность подготовиться, когда снимать предстоит людей, о которых что-то знаешь заранее. Хорошо, если об интересах героя удалось узнать в предварительном разговоре или от общих знакомых. Такую информацию всегда можно использовать.
Классик советского фотопортрета В. А. Малышев перед съемкой Анатолия Карпова, например, прочитал его книгу «А завтра снова в бой…». В книге «Искусство видеть» он много внимания уделил именно психологической составляющей своей работы. «В творческой студии человека не усаживают, его приглашают сесть. Так, как ему удобно. Ему не навязывают вычурные позы. Фотограф заводит со своими клиентами отвлекающий разговор, и съемка производится без предупреждения, внезапно, когда удачная поза появится сама собой. Таким образом, как в репортажной, так и в студийной съемке портрета будет сохранено естественное положение фигуры и живое выражение лица человека» .
На одном из мастер-классов по театральной съемке проводившая его фотограф сказала про очередную свою работу: «Как зовут актера, не помню. Я вообще плохо запоминаю имена». Однако, фотограф, снимающий в театре или в кино, должен помнить по именам актеров, по крайней мере тех, кто занят не в массовке. А отправляясь на съемку спектакля, целесообразно освежить в памяти не только имена актеров, но и их роли, возможно, даже последние интервью. Потому что, если вам повезло и вы попали за кулисы, то начинать общение с разговора о погоде будет неуместно и несвоевременно.
Заканчивая рассуждения о подготовке к фотосъемке, хочу остановиться еще на таком моменте, как одежда. Понятно, что одежда должна быть удобной. Не помешают, например, карманы – для крышек объективов. Кроме того, одежда должна соответствовать ситуации, возрасту и статусу людей, которых вы собираетесь снимать. Направляясь на съемку в Православную гимназию, девушкам стоит надеть удлиненную юбку и захватить платок. Это касается также храмов и монастырей. На торжественном мероприятии джинсы тоже не подойдут.
А вот Дмитрий Донской, даже работая личным фотографом Б. Н. Ельцина, предпочитал джинсы и свитер. Когда ему указали на несоответствие протоколу, он ответил: «Что вам нужно? Хорошие фотографии или модно одетый фотограф?» Он пишет об этом в книге «Воспоминания фотографа президента». Там же Д. Донской признается: «Я, например, не могу работать в галстуке. Стоит мне надеть галстук, как фотографии у меня становятся намного хуже» . Он по-своему прав. И если вы все-таки остановили выбор на спортивном стиле, обратите внимание на цвет одежды. На концерте в Доме-музее Пастернака, где очень маленькое помещение, телеоператор, одетый в красный свитер, попадая практически в каждый мой кадр, вносил своим видом диссонанс в цветовое решение. Надевая одежду ярких, броских цветов, вы тоже можете стать кому-то помехой.
Наконец подготовительный этап позади. Вы встречаете своего героя на пороге студии или входите в его жизненное пространство. С первых же слов нужно найти взаимный контакт, установить доброжелательную атмосферу. Это, впрочем, касается не только фотосъемки или других видов журналистской деятельности. Это основа любых человеческих взаимоотношений. Традиционно мы начинаем с приветствия. В зависимости от конкретной ситуации есть масса готовых фраз, подходящих для начала разговора. По первым репликам становится ясно, каков настрой вашего героя: расположен ли он к неспешной беседе или торопится, проявляет ли интерес к процессу, а значит, и результату съемки, будет ли откровенным. Нужно заметить, что человек, согласившийся на съемку портрета, тем самым уже демонстрирует готовность к определенной откровенности. От фотографа в данном случае требуется еще и умение слушать, реагировать заинтересованно на предмет беседы. Откровенность гостя требует ответной откровенности фотомастера. Процесс общения должен быть взаимным, а не односторонним. Чем быстрее найдутся у них точки соприкосновения, тем лучше. Однако не стоит акцентировать внимание на собственной персоне. Главным для нас является все-таки человек, которого мы снимаем.
Нет ничего страшного в том, что человек этот ранее нам не был знаком. Попробуйте выяснить сферу его интересов, увлечений, хобби. Это должно вызвать у портретируемого положительные эмоции. Универсалий, конечно, нет. В некоторых случаях, если съемка происходила весной, я спрашивала героя: «Куда вы собираетесь в этом году в отпуск?» Осенью тот же вопрос видоизменялся: «Где вы отдыхали в этом году?» Разговор об отдыхе, во-первых, был приятен портретируемым, во-вторых, позволял быстро выяснить, кто любит охоту, кто предпочитает рыбалку, кто занимается подводным плаванием, а кто – экстремальным туризмом.
На съемку Федора Конюхова я по привычке приехала заранее. Посмотрев дома книгу «Екклезиаст» с его графическими рисунками, заметила, что одни изображения как бы «сняты широкоугольником», другие, напротив, – «телевиком». Об этом и был мой первый вопрос, после которого разговорились мы легко и беседовали, конечно, о путешествиях. Мне повезло, что пишущая корреспондентка опоздала на сорок минут – было очень интересно пообщаться с известным путешественником, который к тому же пишет книги, картины и всегда берет с собой «мыльницу», потому что, по его словам, «поднявшись на вершину какую-нибудь, невозможно не снять эту красоту». К счастью, он не спешил. Но для фотографа опоздание на съемку – вещь недопустимая.
Готовя почву для дальнейшего общения, нужно помнить, что разговор не должен касаться таких провокационных вопросов, как политические и религиозные убеждения, межнациональные отношения или уровень доходов. Вашему герою должно быть легко и спокойно. Не суетитесь с камерами и осветительными приборами. Старайтесь не показывать волнение. Улыбайтесь и шутите, если это уместно. Импровизируйте. Каждый человек – индивидуальность. И то, что подходит одному, может оказаться совершенно неприменимо к другому. А ведь нам желательно не только открыть для себя эту индивидуальность, но и донести открытие до зрителей.
Неповторимы не только человеческие лица как объекты съемки. Неповторима мимика, движение мыслей и переживаний, отражающиеся на лицах, переменчиво состояние людей. Заметить типичное, характерное в позе и жестах – задача фотомастера. Найти психологическое состояние, раскрывающее образ героя, – его цель. Искусство фотопортрета необходимо изучать по лучшим образцам живописи и фотографиям старых мастеров. Развивать наблюдательность, постоянно обращая внимание на окружающих людей, черты лица, реакции, на то, как распределяются области света и теней, что дает свет рассеянный, а что – резкий. Само собой, необходимо знание технических возможностей камеры, экспонометрии, основ композиции и колористики. Композицию портрета каждый фотограф видит по-своему. Стоя рядом, трое фотографов снимут одного героя по-разному. Один снимет крупный план, другой включит в композицию руки, третий предпочтет общий план с окружающей обстановкой. Каждое из этих решений может быть правильным. И акцент на глазах, как изобразительном и смысловом центре произведения, и включение в композицию рук, дополняющих характеристику героя, и использование предметов обстановки, усиливающих смысловой и социальный контекст, – есть различные способы решения фотохудожником задачи создания портрета.
Завершить фотосъемку следует так, чтобы у вашего героя не пропало желание встретиться с вами снова. Интересно бывает снимать одного и того же персонажа с некоторыми временными промежутками, в которые что-то происходит в его жизни, что-то происходит в вашей. Этически и тактически правильным будет подарить вашему герою его портрет – большого или среднего размера, неважно. Это и дань уважения, и повод еще раз встретиться, и возможность договориться о потенциальном общении в будущем. Поздравление с днем рождения, если вы об этом узнали, будет не формальным, а приятным моментом для обоих.
При имеющихся на сегодня технических возможностях (покупки любого осветительного оборудования, аренды студий и т. п.) начинающие фотографы во время съемки в погоне за внешними эффектами подчас забывают о своих «моделях» и не думают об их состоянии. Хотелось бы вновь вспомнить В. А. Малышева: «В первые годы я снимал портреты в помещении так же, как на воздухе, исключительно при естественном, дневном освещении. Позже стал снимать их в студии при электричестве, наконец, в последнее время – при электронных импульсных лампах.
Конечно, при электронном освещении желательно применять мягкорисующую оптику и диффузоры.
Нередко я снимаю портреты только при дневном свете. Окно комнаты вполне может служить ведущим источником света.
Небольшой белый отражатель помогает избежать провалов в тенях. И, наконец, свет от небольшой импульсной лампы, направленный на стену или на потолок, хорошо моделирует освещение» .
Ученик В. А. Малышева Владимир Вяткин в помещении своей квартиры для съемки портретов иногда использует сделанное на заказ специальное стекло, которое устанавливается между камерой и моделью. На стекло наносится вазелин, человек садится, и удлиненной кистью его изображение расписывается по стеклу. Тем самым достигается особая «пикториальность» портрета. При работе нужно учитывать расстояние от стекла до объекта съемки и от стекла до камеры, ширину и направление мазка, размер кисти. От этих параметров будет зависеть окончательный результат, который получит фотограф. Более живописным получается изображение, снятое на пленку, но можно снимать и на «цифру»: возможность моментального просмотра позволяет при необходимости исправить неудачно расписанные участки произведения.
Следуя советам мастеров, и мы сможем достичь определенных высот в искусстве фотопортрета.