Вяткин В. Фоторепортаж — основа фотодокументалистики

ВЯТКИН В. ФОТОРЕПОРТАЖ – ОСНОВА ФОТОДОКУМЕНТАЛИСТИКИ
(В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – С. 11-19)
Фотожурналистика не просто профессия, это образ жизни, великолепная возможность познания мира и человека, познания себя самого через тех людей, с которыми ты общаешься.
Мне повезло – без малого сорок лет я работаю в крупнейшем информационном агентстве АПН – РИА «Новости» , учился у лучших отечественных фоторепортеров, а теперь и сам, уже в течение тридцати лет, учу студентов фотожурналистике, первооснова которой – фоторепортаж.
Скажем сразу, что нужно различать репортаж как метод съемки без вмешательства в ход события и репортаж как жанр фотожурналистики. Репортаж как жанр ограничен временными и событийными рамками. К сожалению, зачастую в прессе законченные репортажи не публикуют, а используют лишь отдельные снимки. Так было и раньше. Из репортажа фоторедактор отбирает одно-два изображения: то, что нужно для агентства или издания, а не то, что нужно автору. Это может быть крупный план известного человека или кульминационная ситуация. По размеру фотография в СМИ стала подобна спичечной этикетке, а место очерков и репортажей заняла реклама. Заметно отличался в этом смысле журнал «Огонек» конца 1990-х годов. Так, о войне в Чечне тогда брали один снимок, но так сжато и точно составляли аннотацию, что одна фотография по силе воздействия могла заменить собой всю серию.
Снять и выложить репортаж как историю, согласно своей идее, фотограф может только для авторской выставки, книги или участия в конкурсе. Только там можно увидеть фоторепортаж как цельный замкнутый круг в авторской интерпретации. Для меня важна в серии именно последовательность снимков. Первая и последняя фотографии – основные, они должны быть очень сильные. Должна выделяться и кульминация.
Можно ли из репортажа сделать очерк? Можно. Можно ли из очерка сделать репортаж? Нет. Вспомните о временных рамках и хронологической последовательности. В очерке допустимо изменение хода события, он может вообще начинаться с конца. При создании очерка фотограф использует язык обобщения. Например, через рассказ об одном человеке говорит об общечеловеческих ценностях, бедах и радостях. Так из репортажной съемки у меня сложился очерк «Трудные шаги к счастью» (1984) – рассказ не только о докторе Илизарове, но и о прогрессивной гуманистической медицине вообще .
Серия «Девушки: рыбы и птицы» (2004) также представляет собой репортажную съемку, но с определенной организацией, выстроенностью. Есть и идея, и фабула. Как в сказке Андерсена «Гадкий утенок», из маленькой девочки, пришедшей в спортивную секцию, через годы изнурительных тренировок, разочарований и подъемов вырастает олимпийская чемпионка.
То же в серии «Поединок характеров и моторов» (2006).История с началом и финалом. Тот, кто выигрывает, празднует; тот, кто проигрывает, уходит в сторону. Рассказ в развитии. Для меня основа очерка – законы драматургии .
Серия из пяти фотографий «Удален на последней минуте» (1980) путем сложного отбора сделана из репортажа. Я снял ее на Олимпийских играх в Москве во время финального турнира между гандболистами Югославии и Советского Союза. За минуту до конца матча при ничейном счете за грубое нарушение правил был удален с площадки капитан нашей сборной, что привело команду к поражению, а в итоге – к потере золотых медалей.
За две минуты было снято две пленки. Для того чтобы из семидесяти двух изображений выбрать пять, мне понадобилось четыре года: сначала отобрал семнадцать фотографий, потом двенадцать, потом одиннадцать, потом девять, потом семь, наконец, пять. Такой визуальный ряд считается классикой спортивной фотожурналистики, на конкурсе Уорлд Пресс Фото (World Press Photo) это называется фотосеквенцией – что-то, снятое быстро, в узком временном пространстве.
В результате отбора получился очерк.
Обобщение в данном случае заключается в том, что то же самое могло произойти с баскетболистом, ученым или разведчиком, который подвел товарищей. Это обобщение человеческих эмоций, когда стечение обстоятельств мешает быть на вершине победы, ты подводишь не себя одного –всю команду, болельщиков, страну. А снималось как репортаж. Шло действие – я фиксировал.
«Город. Ощущения весны» (2005) – репортажная зарисовка, созданная на основе многих сделанных мною репортажных серий. Что человек испытывает весной? В чем ее радости, печали, сомнения и тревоги? Природа расцветает, влюбленные встречаются, но в это же время у других в жизни – и расставание, и депрессия… В зарисовке дан собирательный образ ощущений обычного рядового человека.
Репортажный метод съемки, повторим, подразумевает невмешательство в ход события. Это зачастую и невозможно. Но фотограф-профессионал может при помощи изобразительных средств фотографии добиться в кадре смысловых стыков: соединить несоединимых в других случаях персонажей – скажем, бледного от голода ветерана войны с потускневшими орденами и представителей новых молодежных движений. Разные типажи, разные лица соединить в единое целое. Один может дополнять другого или противостоять ему. Это и есть образность мышления. Не всегда это возможно: даже если они стоят рядом, неопытному человеку непросто бывает увидеть это. Я стараюсь прийти за час до официального начала события и не спешу уходить. Заметил что-то – начинаю стыковать, следя, чтобы никто сзади не дублировал мою идею. Ведь стоит одному что-то увидеть, моментально за его спиной собираются десять – двадцать человек и снимают тот же сюжет. И хотя на официальном мероприятии у фотографа нет возможности изменить его ход, он может реализовать свой авторский замысел: снимая в рамках запланированного действия, временной и изобразительной реальности, путем последующего отбора и монтажа может представить ее так, как он задумал.
Весной 2010 года я купил альбом участников Уорлд Пресс Фото и заметил в некоторых снимках общее направление – фотографический примитивизм. Люди едва научились держать фотоаппарат в руках. Берут оригинальную тему, но не входят в нее глубоко. Под одиночный кадр или серию пишется текст на нескольких страницах, без которого зрителю непонятно, что и зачем снято. Чем отличалось Уорлд Пресс Фото двадцати-сорокалетней давности? Короткая подпись – все уже ясно. Изображение яркое, экспрессивное, художественное, образное. Сейчас призовые снимки – просто факт, зафиксированный с нарочитой неряшливостью. Чем меньше ты умеешь снимать, тем больше в этом, как считают многие, искренности, правды, потому что любое действие в интерпретации профессионального фотографа – это «субъективизм мышления». Я могу отчасти с этим согласиться. Стилистика примитивной репортажной фотографии нередко действительно к месту, но часто это только надуманность. Вот и пишется большой текст, литературно-публицистическое доказательство, чтобы убедить зрителя в том, что выбран единственно верный прием съемки. Очень сложно сделать так, чтобы помимо отражения исторического факта фотография представляла художественную ценность. Проблема художественного решения отходит сейчас, к сожалению, все дальше и дальше. Для меня важно, чтобы в репортажной фотографии помимо фиксации некоего факта присутствовало мастерство репортера, а это – образность мышления, язык символов и знаков. Фотографический примитивизм как изобразительную стилистику я осваиваю тоже – надо владеть всеми стилистиками. Вот у меня пример плакатного стиля: компактная композиция, четкая выстроенность, даже академизм. У Сергея Максимишина другая стилистика, у Юджина Смита – своя. О стилистических возможностях репортажной фотографии мало кто говорит, к сожалению. На журфаке МГУ имени М.В. Ломоносова есть талантливые молодые фотографы – это им пища для размышлений.
Конечно, большое значение имеет тема. Меня часто спрашивают, как ее найти. Это вопрос и для меня. Полагаю, что надо больше общаться с литераторами, психологами и философами. Кто-то из них, может, и не представляет, что такое фотография, но одним словом, образом, сравнением они могут дать подсказку, концепцию. Надо сначала найти концепцию, а потом уже снимать. Как правило, сейчас делается наоборот, и еще модно стало оформлять это английскими выражениями. Неумение снимать прикрывается словесными изысками. Зачем писать концепцию из десяти предложений на английском языке? Модно.