Вартанова Е. Фотожурналистика в эпоху массовой креативности

ВАРТАНОВА Е. ФОТОЖУРНАЛИСТИКА В ЭПОХУ МАССОВОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – С. 5-8)
На волне технологических прорывов, которые всегда определяли развитие 5 журналистики, на рубеже ХХ века в газеты и журналы пришла фотография.
Став новым видом искусства, доступным не только для понимания, но и для использования самыми широкими группами людей, фотография принесла в журналистику принципиально новые и очень важные свойства – возросший уровень достоверности и точности, увеличившиеся объемы информации и ее плотность, зрелищность и выразительность. Фотографии дали читателям больше подробностей и деталей о тех событиях, которые они иллюстрировали, научили их вглядываться не только в образы реальности, но и в ее природу, привнесли в освещение действительности четкость, контрастность, а впоследствии – с появлением цветной фотографии – еще и красочность. Фототекст стал неотъемлемой частью журналистики как профессии еще и потому, что он явился первым конвергентным типом текста, в котором одновременно сосуществовали новости и анализ, логика и эмоции, анализ и рекреация, высокое и массовое искусство.
Образы действительности, которые неизбежно возникали даже на самых скучных первых документальных фотографиях, содержали изначально не только репортерскую информацию. Газетно-журнальные фотографы превратились в отдельный класс журналистов, которые вроде бы и не журналисты, потому что не создают вербальные тексты, однако все-таки профессионалы, потому что визуальными образами писали «историю современности», как и пишущие журналисты.
Именно благодаря фотографии начались процессы, которые привели к тому, что современные СМИ «без картинки» уже просто невозможны. Фотография оказалась востребованной и в газете, и в журнале, и на телевидении, и в новой интерактивной цифровой среде Интернета. Она стала неотъемлемой частью разных видов медиатекстов, но, прежде всего, текстов журналистских и рекламных. И при этом фотография на газетной полосе стала даже более ярким символом журналистики, чем любой текстовой жанр – информационная заметка, репортаж или интервью. Обложки и первые полосы печатных изданий, содержащие фотографии, в большей степени олицетворяют бренды СМИ, чем тексты или даже авторы.
Фотожурналисты, очевидно, стали первыми профессионалами, которые приучили аудиторию смотреть на огромный мир через маленькое окошко объектива и видеть реальную жизнь. Как это ни удивительно, в ходе цифровой революции фотография превратилась в первый инструмент демократизации профессии, обозначив первую область сближения журналистов-профессионалов и аудитории. Дешевые одноразовые фотоаппараты – «мыльницы», встроенные в мобильный телефон камеры, новые фото-видеоустройства, придуманные «монстрами» домашней электроники для массового пользователя, да к тому же помноженные на совместимость цифровых фотографий с Интернетом и социальными сетями, – все это открывает сегодня новую эру как в массовой, так и в профессиональной фотографии.
Фотография сегодня – одно из первых явлений, которое как это уже случалось раньше в истории, знаменует новый этап в развитии общества, ознаменованный всплеском массовой, хотя и непрофессиональной креативности. Именно поэтому профессиональные фотографы не просто стоят перед вызовами со стороны непрофессионалов, но и вынуждены пересматривать традиционное понимание фотографии, фотоискусства, фотожурналистики. Профессиональная фотожурналистика сегодня сталкивается с рядом вызовов, возникших в ходе цифровой революции. Среди них:
• потеря фотожурналистами монополии на «картинку» в традиционных и – особенно – новых СМИ: и скорость, и оперативность остаются за непрофессионалами, корреспондентами-любителями, всегда оказывающимися на месте событий раньше, чем профессиональные журналисты;
• изменение стандартов профессии: на фоне ускорения передачи визуальной информации, качество медиафотографий заметно снижается, что «разводит» профессиональную художественную и оперативную новостную фотографию по разным профессиональным нишам; все более заметное расхождение между фотографией как искусством, создающим высокохудожественные образы, и фотографией как журналистским /репортерским текстом, призванным зафиксировать факты;
• создание современными технологиями новых, прежде невиданных возможностей для манипулирования природой «документального» и подмены ее «постановочным» не только на профессиональном, но и любительском уровнях;
• возросший уровень анонимности авторов фотографий, что очевидно отражается на достоверности и точности информации.
Очевидно, что с развитием цифровой революции для фотожурналистов наступает новый этап в их деятельности, когда конкуренция с любителями, непрофессионалами начинает требовать нового понимания профессии, разработки новых принципов деятельности и новых стандартов в образовании. Именно потому публикация этой книги, отражающей историю, достижения и особенности фотожурналистики, которая вышла из стен факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, становится знаковым событием. Главное не в том, что авторы статей смотрят в прошлое и анализируют настоящее. Главное в том, что, осознавая свою историю и традиции, они создают задел для будущего – будущего образования фотожурналистов на факультете, будущего понимания профессиональных знаний и навыков, будущего видения профессии фотожурналиста.