Закон о канцлере юстиции Эстонии
ЗАКОН О КАНЦЛЕРЕ ЮСТИЦИИ
Опубликование RT I, 29.12.2012, 1 RT I, 03.07.2013, 2
Вступление в силу 01.01.2013, частично 01.04.2013 и 01.07.2013 01.10.2013
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи канцлера юстиции
(1) Канцлер юстиции – независимое в своей деятельности должностное лицо, осуществляющее надзор за соответствием правоустанавливающих актов, принятых органами законодательной и исполнительной государственной власти, а также местных самоуправлений, Конституции Эстонской Республики (далее – Конституция) и законам.
(2) Канцлер юстиции проводит анализ поступивших к нему предложений, связанных с внесением изменений в законы и принятием новых законов, а также предложений, касающихся работы государственных учреждений, и в случае необходимости представляет Рийгикогу доклады.
(3) Канцлер юстиции вносит в Рийгикогу предложения о привлечении члена Рийгикогу, Президента Республики, члена Правительства Республики, государственного контролера, председателя Государственного суда и члена Государственного суда к уголовной ответственности в соответствии с законом.
(31) Канцлер юстиции вносит президенту Европейского парламента предложение о лишении иммунитета, предусмотренного Протоколом о привилегиях и иммунитетах Европейских сообществ в отношении избранного от Эстонии члена Европейского парламента,.
(4) Канцлер юстиции подает пленуму Государственного суда ходатайство о признании Президента Республики длительно неспособным исполнять свои обязанности.
(5) Канцлер юстиции разрешает спор, возникший между частно-правовыми лицами в связи с дискриминацией, на основе конституции и других законов.
(6) Канцлер юстиции осуществляет надзор за соответствием правовых актов международным договорам.
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
(7) Канцлер юстиции является государственным предупредительным учреждением, установленным в статье 3 факультативного протокола Конвенции против пыток и иного бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
(8) Канцлер юстиции выполняет задачи по защите и содействию прав ребенка в соответствие со статьей 4 Конвенции по правам ребенка.
[RT I, 09.03.2011, 1 – в силе с 19.03.2011]
Статья 2. Участие канцлера юстиции в заседаниях Рийгикогу и Правительства Республики
(1) Канцлер юстиции может участвовать в заседаниях Рийгикогу и Правительства Республики с правом слова.
(2) Канцлеру юстиции направляются повестки дня заседаний Рийгикогу и Правительства Республики вместе с проектами правовых актов, подлежащих рассмотрению.
Статья 3. Запросы членов Рийгикогу
Канцлер юстиции дает ответ на запросы членов Рийгикогу в порядке, установленном законом.
Статья 4. Обзор, представляемый канцлером юстиции Рийгикогу
(1) Канцлер юстиции раз в год представляет Рийгикогу обзор об исполнении обязаностей возложенных на него настоящим Законом.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
ГЛАВА 2. СТАТУС КАНЦЛЕРА ЮСТИЦИИ
Статья 5. Назначение канцлера юстиции на должность
Канцлера юстиции назначает на должность Рийгикогу по предложению Президента Республики сроком на семь лет.
Статья 6. Требования, предъявляемые к канцлеру юстиции
(1) Канцлер юстиции должен быть дееспособным гражданином Эстонии, обладающим высокими моральными качествами, который свободно владеет государственным языком.
(2) Канцлер юстиции должен иметь высшее академическое юридическое образование, он должен быть опытным и признанным юристом.
Статья 61. Проверка кандидата на должность канцлера юстиции на предмет безопасности
(1) Кандидат на должность канцлера юстиции должен до назначения на должность канцлера юстиции пройти проверку безопасности, за исключением случая, если он имеет действующий допуск к государственной тайне степени секретности «совершенно секретно», или если во время выдвижения его кандидатуры он занимает должность, по которой он имеет право доступа к государственной тайне всех степеней секретности.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
(2) Статус кандидата на должность канцлера юстиции получает лицо, которому Президент Республики внес предложение баллотироваться на должность, и которое дало письменное согласие на баллотирование.
(3) Проверку безопасности в отношении кандидата на должность канцлера юстиции осуществляет Департамент полиции безопасности в порядке, предусмотренном Законом о службах безопасности.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
(4) Для прохождения проверки безопасности кандидат на должность канцлера юстиции представляет в Департамент полиции безопасности через Канцелярию Президента Республики заполненную анкету соискателя допуска к государственной тайне и письменное согласие, которым учреждению, осуществляющему проверочные мероприятия, дается разрешение во время их проведения получать о нем информацию от физических и юридических лиц, а также государственных и муниципальных учреждений и органов.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
(5) Департамент полиции безопасности передает собранные в ходе проверки безопасности сведения Президенту Республики в течение трех месяцев со дня получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, и прилагает к ним свое мнение о соответствии кандидата на должность канцлера юстиции условиям получения допуска к государственной тайне.
(6) Если полномочия канцлера юстиции прекратились досрочно, то проверка безопасности в отношении кандидата на должность канцлера юстиции должна осуществляться в течение одного месяца со дня получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи. С разрешения комиссии Правительства Республики по вопросам безопасности срок осуществления проверки безопасности может быть продлен на один месяц при наличии обстоятельства, указанного в пункте 1 или 2 части 4 статьи 33 Закона о государственной тайне и о засекреченной внешней информации, или если в течение одного месяца может обнаружиться обстоятельство, указанное в пункте 3 или 4.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
(7) Опираясь на данные, полученные в ходе проверки безопасности, кандидата на должность канцлера юстиции можно утвердить в должности в течение девяти месяцев с момента, когда проводившее проверку учреждение передало Президенту Республики данные, полученные в ходе проверки на предмет безопасности. Позднее указанного срока кандидата на должность канцлера юстиции можно утвердить в должности после проведения новой проверки безопасности.
[RT I 2007, 16, 77- в силе с 01.01.2008]
Статья 7. Должностная присяга канцлера юстиции
(1) При вступлении в должность канцлер юстиции принимает перед Рийгикогу на рабочей неделе пленарного заседания, следующей за его назначением на должность, должностную присягу следующего содержания:
«Клянусь оставаться верным народу Эстонии, Эстонской Республике и ее конституционному строю, в соответствии со своей совестью, Конституцией Эстонской Республики и законом беспристрастно исполнять все те обязанности, которые обязывает выполнять моя должность».
(2) Текст должностной присяги подписывается канцлером юстиции и хранится в период работы в должности канцлера юстиции в Канцелярии Рийгикогу, а после ухода с должности в Государственном архиве.
Статья 8. Прекращение полномочий канцлера юстиции
Полномочия канцлера юстиции считаются прекращенными:
1) по истечении семилетнего срока, указанного в статье 5 настоящего Закона;
2) со дня ухода его в отставку;
3) в случае его стойкой неспособности исполнять свои служебные обязанности более шести месяцев подряд – со дня вступления в законную силу решения пленума Государственного суда;
4) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора в связи с умышленно совершенным преступлением;
5) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора, которым предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в связи с преступлением, совершенным по неосторожности;
6) в случае его смерти.
Статья 9. Уход канцлера юстиции в отставку
Об уходе в отставку канцлер юстиции извещает Президента Республики не позднее, чем за четыре месяца.
Статья 10. Стойкая неспособность канцлера юстиции исполнять свои служебные обязанности
(1) В случае стойкой неспособности канцлера юстиции исполнять свои служебные обязанности в течение шести месяцев подряд ввиду болезни или по иной причине, Президент Республики представляет Государственному суду мотивированное ходатайство о признании этого факта своим решением.
(2) Пленум Государственного суда рассматривает ходатайство и выносит решение незамедлительно.
(3) Решение пленума Государственного суда, которым признается стойкая неспособность канцлера юстиции исполнять свои служебные обязанности, вступает в силу в день его оглашения.
(4) Канцлер юстиции освобождается от должности вступившим в силу решением пленума Государственного суда.
Статья 11. Привлечение канцлера юстиции к уголовной ответственности
(1) Канцлер юстиции может быть привлечен к уголовной ответственности только по предложению Президента Республики с согласия большинства состава членов Рийгикогу.
(2) Полномочия канцлера юстиции приостанавливаются со дня принятия Рийгикогу постановления о даче согласия на привлечение канцлера юстиции к уголовной ответственности.
(3) Полномочия канцлера юстиции восстанавливаются со дня вступления в силу оправдательного приговора или обвинительного приговора в связи с преступлением, совершенным по неосторожности (за исключением случаев наказания его лишением свободы), либо со дня прекращения производства по его уголовному делу.
(4) Канцлер юстиции отстраняется от должности:
1) со дня вступления в силу обвинительного приговора в связи с умышленно совершенным преступлением;
2) со дня вступления в силу обвинительного приговора, в связи с преступлением, совершенным по неосторожности которым предусмотрено наказание в виде лишения свободы,.
(5) Порядок привлечения канцлера юстиции к уголовной ответственности предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 111. Доступ канцлера юстиции к государственной тайне и засекреченной внешней информации
(1) Канцлер юстиции имеет по должности доступ к государственной тайне и засекреченной внешней информации для выполнения задач, возложенных на него Конституцией и законами Эстонской Республики, а также изданными на их основе правовыми актами.
(2) Если, в соответствии с международным договором проведение проверки безопасности является обязательным предварительным условием предоставления права доступа к засекреченной внешней информации, то проверка безопасности осуществляются также в отношении канцлера юстиции.
(3) Для прохождения проверки безопасности, указанных в части 2 настоящей статьи, канцлер юстиции заполняет анкету соискателя допуска к государственной тайне и подписывает согласие, которым разрешает учреждению, осуществляющему проверку, во время осуществления проверочных мероприятий получать о нем информацию от физических и юридических лиц, а также от государственных и муниципальных учреждений и органов, и представляет их в комиссию по надзору за учреждениями безопасности Рийгикогу.
(4) Комиссия Рийгикогу по надзору за учреждениями безопасности назначает в отношении канцлера юстиции учреждение, осуществляющее проверку безопасности, которому она передает документы, указанные в части 3 настоящей статьи.
(5) Учреждение, осуществляющее проверку безопасности представляет сведения, собранные в ходе осуществленных в отношении канцлера юстиции проверочных мероприятий, в течение трех месяцев со дня получения документов, указанных в части 3 настоящей статьи, в комиссию Рийгикогу по надзору за учреждениями безопасности для принятия решения о прохождении канцлером юстиции проверки безопасности . Сертификат доступа к засекреченной внешней информации выдается в порядке, предусмотренном Законом о государственной тайне и о засекреченной внешней информации.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
Статья 12. Ограничения на деятельность канцлера юстиции
(1) В период работы на занимаемой должности канцлер юстиции не имеет права:
1) находиться на должности в каком-либо ином государственном либо муниципальном учреждении или у какого-либо публично-правового юридического лица;
2) участвовать в деятельности партий;
3) входить в состав правления, совета или надзорного органа коммерческого объединения ;
4) участвовать в предпринимательстве, за исключением его личных инвестиций и получаемых с них годовых процентов и дивидендов, а также дохода от распоряжения принадлежащего ему имущества.
(2) Канцлер юстиции может заниматься научной и педагогической работой, если это не препятствием для исполнения его служебных обязанностей.
[RT I 2006, 48, 357 – в силе с 18.11.2006]
Статья 13. Обязательство канцлера юстиции о неразглашении сведений
Канцлер юстиции обязан хранить государственную, засекреченную внешнюю информацию, коммерческую и банковскую тайну и не разглашать ставшие ему известными сведения о семье и личной жизни частных лиц, а также иные сведения, разглашение которых запрещено законом.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
Статья 14. Должностные привилегии канцлера юстиции
(1) Должностной оклад канцлера юстиции установлен Законом о должностных окладах высших государственных чиновников.
[RT I 2010, 1, 2 – в силе с 01.01.2014 (вступление в силу изменено – RT I, 29.12.2012, 1)]
(2) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(21) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(22) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(23) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(3) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(4) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(41) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(5) [Часть действительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
(6) Канцлер юстиции, полномочия которого прекратились на основании пункта 1 или ввиду болезни на основании пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, имеет право на компенсацию в размере ставки должностного оклада за шесть месяцев.
ГЛАВА 3. НАДЗОР ЗА КОНСТИТУЦИОННОСТЬЮ И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ АКТОВ
Статья 15. Возбуждение производства с целью проверки соответствия
правоустанавливающего акта Конституции и закону
(1) Каждый имеет право обращаться к канцлеру юстиции с заявлением в целях проверки соответствия закона или иного правоустанавливающего акта Конституции и закону. Заявитель указывает в заявлении пояснения, в чем,именно он, видит противоречие акта Конституции или закону.
(2) Канцлер юстиции может начать производство также по собственной инициативе.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 151. Производство заявления в целях проверки соответствия правоустанавливающего акта Конституции и закону
(1) Канцлер юстиции просматривает заявление, поданное в целях проверки соответствия правоустанавливающего акта Конституции и закону, в порядке, установленном разделами 1 и 2 главы 4 настоящего закона, с учетом особенностей, установленных данной главой.
(2) Канцлер юстиции может оставить заявления без рассмотрения, если наблюдается обстоятельство, указанное частью 2 или пунктами 1, 2, 4 и 5 части 3 статьи 25 настоящего закона или если отсутствует существенный общественный интерес.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 16. Обязанность приведения в соответствие правоустанавливающего акта
[Статья недействительна – RT I 2010, 19, 101 – в силе с 13.05.2010]
Статья 17. Предложение о приведении правоустанавливающего акта в соответствие с Конституцией и законом
Если канцлер юстиции находит, что правоустанавливающий акт полностью или частично не соответствует Конституции или закону, то он предлагает органу, принявшему этот акт, привести данный акт или его положение в соответствие с Конституцией и законом в 20дневный срок.
Статья 18. Предложение о признании правоустанавливающего акта недействительным
(1) Если орган, принявший правоустанавливающий акт, в течение 20 дней со дня получения предложения канцлера юстиции не привел акт или его положение в соответствие с Конституцией или законом, то канцлер юстиции вносит в Государственный суд предложение о признании правоустанавливающего акта или его положение недействительным.
(11) Если канцлер юстиции находит, что выносимый на референдум законопроект, за исключением проекта закона о внесении изменений в Конституцию, или иной вопрос государственной жизни противоречит Конституции, либо при принятии решения о проведении референдума Рийгикогу допустил существенные нарушения установленного процессуального порядка, то он в течение 14 дней со дня получения решения Рийгикогу вносит в Государственный суд предложение отменить решение Рийгикогу о вынесении законопроекта или иного вопроса государственной жизни на референдум.
(2) Порядок участия канцлера юстиции и его права в судопроизводстве, связанном с осуществлением конституционного надзора, устанавливаются законом.
[RT I 2002, 30, 176 – в силе с 06.04.2002]
ГЛАВА 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
[RT I 2003, 23, 142 – в силе с 01.01.2004]
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Право обращаться к канцлеру юстиции
(1) Каждый имеет право обращаться для защиты своих прав к канцлеру юстиции с ходатайством об осуществлении контроля за соблюдением государственными учреждениями, учреждениями или органами местного самоуправления, публично-правовыми юридическими лицами либо выполняющими публичные задачи физическими или частноправовыми юридическими лицами (далее – поднадзорное учреждение) принципа обеспечения основных прав и свобод, а также обычая добропорядочного администрирования.
(2) Каждый имеет право обращаться к канцлеру юстиции для проведения примирительного производства, если он считает, что физическое или частноправовое юридическое лицо дискриминировало его в связи с его:
1) полом,
2) расой,
3) национальностью (этнической принадлежностью),
4) цветом кожи,
5) языком,
6) происхождением,
7) вероисповеданием или религиозными убеждениями,
8) политическими или иными убеждениями,
9) имущественным или социальным положением,
10) возрастом,
11) физическим или умственным недостатком,
12) сексуальной направленностью, или
13) другим, указанным в законе дискриминационным признаком.
(3) [Часть недействительна – RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 20. Свобода формы и целенаправленность производства канцлера юстиции
(1) Если законом не установлены форма процессуальных действий и другие детали производства, то канцлер юстиции определяет форму действий и детали производства, исходя из принципов целенаправленности, эффективности, простоты и оперативности и избегая причинения лицу чрезмерных затрат и неудобств.
(2) Канцлер юстиции может уполномочить на совершение действий, предусмотренных для канцлера юстиции настоящей главой, заместителя канцлера юстиции-советника или советника.
Статья 21. Принцип расследования и эксперт
(1) Канцлер юстиции выясняет в рассматриваемом деле обстоятельства, имеющие важное значение, и при необходимости собирает доказательства по собственной инициативе.
(2) Канцлер юстиции может для разрешения дела спрашивать заключение эксперта.
Статья 22. Отвод
Заместитель канцлера юстиции-советник или советник заявляет самоотвод от рассмотрения дела, если у него имеются сомнения в своей беспристрастности. Для отвода заместителя канцлера юстиции-советника или советника, заявитель или ответчик подает ходатайство канцлеру юстиции. Ходатайство должно быть обоснованным.
Статья 23. Подача заявления
(1) Заявитель подает заявление лично или через уполномоченного представителя.
(2) В примирительном производстве по разрешению дискриминационного спора представителем может быть также лицо, имеющее оправданный интерес к наблюдению за исполнением требований равного обращения.
(3) Заявление должно содержать следующие данные:
1) имя заявителя, его почтовый адрес и личный код или дата рождения;
2) наименование учреждения или имя лица, являющегося предполагаемым нарушителем прав заявителя (далее – ответчик);
3) достаточно полное описание рассматриваемой в заявлении деятельности.
(4) Представитель заявителя прилагает к заявлению документ, подтверждающий право представительства.
(5) Если заявление не соответствует требованиям, указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи, и недостатки можно устранить, то канцлер юстиции запрашивает у заявителя дополнительные разъяснения или предоставляет заявителю срок для устранения недостатков.
(6) Заявитель имеет право подать заявление в устной форме. В таком случае письменное заявление оформляет канцлер юстиции.
(7) Канцлер юстиции может запрашивать в статистических целях у заявителя помимо сведений, перечисленных в части 3 настоящей статьи, также иные сведения. Заявитель вправе отказаться от предоставления сведений.
(8) Канцлер юстиции может признать заявление и содержащиеся в нем сведения информацией, предназначенной для внутреннего пользования, если об этом ходатайствует заявитель, или если канцлер юстиции считает, что доступ к заявлению необходимо ограничить в целях защиты прав и свобод лиц.
Статья 24. Передача заявлений
В случае подачи канцлеру юстиции заявления заключенным, военнослужащим срочной службы или лицом, находящимся в психиатрической больнице, специальном доме призрения, доме призрения общего типа,, патронатном доме или воспитательном доме для молодежи, заявление передается соответствующим учреждением адресату незамедлительно за свой счет без проверки его содержания.
[RT I 2006, 55, 405 – в силе с 01.01.2007]
Статья 25. Оставление заявления без рассмотрения
(1) Канцлер юстиции оставляет заявление без рассмотрения, если разрешение заявления не входит в его компетенцию.
(2) В деле по заявлению не может быть вступившего в силу решения суда, постановления о прекращении виновного деяния или прекращении судебного производства или решения лица, которое вело досудебное производство по делу о проступке и, одновременно, не может вестись судебное производство, уголовное производство или обязательное досудебное производство по возражению.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
(3) Канцлер юстиции может оставить заявление без рассмотрения, если:
1) заявление не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, и заявитель не устранил недостатки в течение предусмотренного срока;
2) заявление является явно безосновательным.
3) заявление подано по истечении одного года после того, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
4) лицо имеет возможность представить возражение или использовать другие средства защиты своих прав или если лицо оставило эту возможность неиспользованной;
5) если ведётся производство по возражению или иное необязательное досудебное производство.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
(4) Канцлер юстиции может направить заявление для его рассмотрения в соответствующий надзорный орган, если это целесообразно с точки зрения защиты прав заявителя. Заявитель уведомляется о передаче заявления. Заявление, содержащее деликатные личные данные, может быть направлено исключительно с согласия заявителя. Поднадзорное учреждение уведомляет канцлера юстиции о разрешении вопроса, указанного в заявлении.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
(5) Канцлер юстиции извещает заявителя об оставлении заявления без рассмотрения в письменном виде. В извещении должно быть обоснования, по которым заявление оставили без рассмотрения.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 26. Возбуждение производства
Если канцлер юстиции принимает заявление к производству, он извещает об этом заявителя и указывает в извещении действия, которые он совершил или считает необходимым совершить для рассмотрения заявления.
Статья 27. Свободный доступ, контрольное посещение и служебная помощь
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
(1) Канцлер юстиции в ходе производства имеет свободный доступ к поднадзорным учреждениям, а также к документам, находящимся во владении сторон примирительного производства, и иным материалам и местам. Учреждение или лицо обязано, без условий и незамедлительно предоставить канцлеру юстиции возможность получить документы и иные материалы, находящиеся во владении учреждения или лица, а также пройти в относящиеся к делу места.
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
(2) Канцлер юстиции имеет право на контрольные посещения тюрем, воинских частей, арестантских домов, центров для задержанных лиц, центр размещения лиц ходатайствующих об убежище, служебных помещений Департамента полиции и погранохраны, где временно размещены ходатайствующие об убежище лица, также посещение психиатрических больниц, специальных домов призрения, школ для детей с особыми потребностями, домов призрения общего типа, патронатных домов, молодежных домов или иных поднадзорных учреждений. Контрольные посещения можно осуществлять и без предварительного предупреждения, а также привлекать к этому специалистов и переводчиков.
[RT I, 03.07.2013, 2 – в силе с 01.10.2013]
(3) Поднадзорное учреждение во время контрольного посещения обеспечивает канцлеру юстиции:
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
1) свободный доступ к информации, которая необходима для проверки, следует ли поднадзорное учреждение принципам обеспечения основных прав и свобод, а также добрым обычаям опеки;
2) свободный доступ к информации о находящихся в поднадзорном учреждении лицах, а также об условиях и месте их задержания;
3) проход в здания и на территорию поднадзорного учреждения;
4) возможность беседы с каждым лицом с ограниченными правами, находящимся в поднадзорном учреждении, а также с персоналом поднадзорного учреждения без присутствия других лиц.
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
(4) Поднадзорное учреждение оказывает канцлеру юстиции в ходе производства служебную помощь.
[RT I 2007, 11, 52 – в силе с 18.02.2007]
Статья 28. Запрашивание информации
Канцлер юстиции вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения им своих задач. Поднадзорные учреждения, стороны примирительного производства, а также иные лица и учреждения предоставляют информацию в течение установленного канцлером юстиции срока.
Статья 29. Получение разъяснений
Канцлер юстиции может потребовать, чтобы поднадзорное учреждение и стороны примирительного производства дали письменные разъяснения по заявлению. Учреждение или лицо обязано выполнить требование в течение срока, установленного канцлером юстиции.
Статья 30. Получение показаний
(1) Канцлер юстиции может в ходе производства брать устные показания от лиц, относительно которых имеются сведения о том, что им известны факты, имеющие значение для дела, и что оно может дать по ним правдивые показания.
(2) Лица, указанные в статьях 71-73 Уголовно-процессуального кодекса, могут отказаться от дачи показаний, за исключением случая, если этого желает лицо, в отношении которого сведения оглашаются.
(3) Лица, вызванные для дачи показаний, обязаны явиться по повестке канцлера юстиции. В повестке указываются следующие сведения о лице:
1) имя;
2) время и место явки;
3) разъяснения о том, по какому делу, в качестве кого и с какой целью лицо вызывается;
4) описание последствий неявки.
[RT I 2006, 7, 42 – в силе с 04.02.2006]
Статья 31. Возмещение расходов специалистов, переводчиков и свидетелей
(1) Если работа специалиста или переводчика, привлеченного к участию в производстве канцлера юстиции, не входит в служебные обязанности специалиста или переводчика, то труд специалиста или переводчика оплачивается из бюджета канцлера юстиции.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
(2) Если работодателем привлеченного канцлером юстиции свидетеля не является государство или иное поднадзорное учреждение, то лицу за время отсутствия на работе или отвлечения от повседневных занятий выплачивается компенсация из бюджета канцлера юстиции на основаниях и в порядке, установленных Гражданским процессуальным кодексом.
(3) Участвующее в производстве лицо или учреждение может привлекать к участию в процессе специалист, переводчиков или свидетелей за свой счет.
[RT I 2005, 39, 308 – в силе с 01.01.2006]
Статья 32. Обнародование рассматриваемых случаев
(1) Канцлер юстиции вправе оглашать суть рассматриваемого заявления и окончательный результат производства в средствах массовой информации или иным способом без обнародования сведений, позволяющих установить личность.
(2) Канцлер юстиции может обнародовать имена лиц, необоснованно отказавшихся от дачи показаний.
РАЗДЕЛ 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВОМЕРНОСТИ И ОБЫЧАЯ ДОБРОПОРЯДОЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Статья 33. Пределы надзора
Канцлер юстиции осуществляет контроль за соблюдением поднадзорными учреждениями принципа обеспечения основных прав и свобод и обычая добропорядочного администрирования.
Статья 34. Возбуждение производства
(1) Канцлер юстиции возбуждает производство на основании заявления лица или по собственной инициативе на основании поступившей к нему информации.
(2) [Часть недействительна – RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
(3) Если канцлер юстиции возбуждает производство по собственной инициативе, то он уведомляет соответствующее учреждение о причинах и целях возбуждения производства.
Статья 35. Воспрепятствование деятельности канцлера юстиции
(1) Воспрепятствованием деятельности канцлера юстиции является:
1) сокрытие от канцлера юстиции информации, необходимой для выполнения им своих обязанностей, уклонение или безосновательный отказ от предоставления информации;
2) уклонение от дачи разъяснений или показаний либо безосновательный отказ от дачи разъяснений или показаний;
3) предоставление неполного или неверного разъяснения, показания или информации;
4) воспрепятствование осуществлению свободного доступа.
(2) Канцлер юстиции вправе ходатайствовать о возбуждении дисциплинарного производства в отношении должностных лиц, которые препятствуют деятельности канцлера юстиции или его советника.
(3) Канцлер юстиции может известить общественность о воспрепятствовании его деятельности.
Статья 351. Окончание производства
(1) Производство канцлера юстиции завершается формулированием им мнения с оценкой правомерности действий поднадзорного учреждения и их соответствия требованиям обычая добропорядочного администрирования.
(2) Канцлер юстиции может критиковать, давать рекомендации и выражать своё мнение в любой другой форме, а также делать предложение об устранении нарушения.
(3) Мнение канцлера юстиции доводится до сведения заявителя и участвовавшего в производстве поднадзорного учреждения в письменной форме. Мнение канцлера юстиции окончательное и не подлежит обжалованию в суде.
Статья 352. Обеспечение выполнения предложения канцлера юстиции
(1) Получившее рекомендацию или предложение канцлера юстиции учреждение сообщает канцлеру юстиции в течение назначенного им срока о способе выполнения рекомендации или предложения.
(2) Канцлер юстиции вправе представлять запросы о ходе выполнения своих рекомендаций или предложений. Учреждение, получившее запрос, отвечает на него незамедлительно.
(3) Если рекомендация или предложение канцлера юстиции не выполняется или ответ на запрос не дается, то канцлер юстиции может представить об этом доклад учреждению, осуществляющему надзор за соответствующим учреждением, Правительству Республики или Рийгикогу. 4
(4) Канцлер юстиции может известить общественность о рекомендации или предложении и их выполнении или невыполнении.
Статья 353. Бесплатная юридическая помощь и освобождение от уплаты государственной пошлины
[Статья недействительна – RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 354. Сообщение о нарушениях закона
Если канцлер юстиции приходит находит, что должностное лицо нарушило Конституцию или закон, то он сообщает об этом в письменном виде следственному или иному компетентному органу и в случае необходимости передает им соответствующие сведения и документы.
РАЗДЕЛ 3. ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО РАЗРЕШЕНИЮ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ СПОРОВ
Статья 355. Компетенция по разрешению дискриминационных споров
(1) Канцлер юстиции проверяет деятельность физического или частноправового юридического лица и проводит примирительное производство по заявлению лица, которое считает, что в отношении него была допущена дискриминация по признаку, указанному в части 2 статьи 19 настоящего Закона.
(2) В компетенцию канцлера юстиции не входит заявление, которое касается деятельности физических или частноправовых юридических лиц:
1) в религиозных объединениях с зарегистрированным уставом при отправлении религиозных обрядов и культивировании религиозных традиций или при работе в качестве священнослужителя;
2) в отношениях семейной или личной жизни;
3) при осуществлении наследственного права.
Статья 356. Срок обращения к канцлеру юстиции
Канцлер юстиции может оставить поданное заявление без рассмотрения, если оно подано по истечении четырех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о предполагаемой дискриминации.
Статья 357. Возбуждение примирительного производства
(1) После принятия заявления к производству канцлер юстиции передает копию заявления ответчику, деятельность которого оспаривается в заявлении, и назначает срок для представления письменного ответа. В письменном ответе ответчик может внести предложение о разрешении спора.
(2) Канцлер юстиции передает копию указанного в части 1 настоящей статьи письменного ответа заявителю. Заявитель в течение назначенного срока сообщает канцлеру юстиции, согласен ли он с предложенным решением ответчика.
(3) Если заявитель соглашается с предложенным решением, указанным в части 2 настоящей статьи, и решение устанавливает справедливое равновесие прав сторон, то канцлер юстиции считает заявление разрешенным и прекращает производство.
Статья 358. Проведение производства
(1) Заседание, проводимое в ходе примирительного производства, является закрытым. Документы и информация, касающиеся примирительного производства, не обнародуются.
(2) Сведения, касающиеся примирительного производства, могут быть обнародованы способом, предусмотренным статьей 32 настоящего Закона.
(3) Получение разъяснений и устных показаний, а также использование свободного доступа протоколируется в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона об административном производстве.
Статья 359. Рассмотрение заявления на заседании
(1) Заявление лица может быть рассмотрено в заседании в присутствии заявителя и ответчика или их представителей. Канцлер юстиции может обязать стороны к личной явке.
(2) Канцлер юстиции назначает время и место проведения заседания и доводит их до сведения заявителя и ответчика.
(3) Заседанием руководит канцлер юстиции, который:
1) разъясняет суть заявления и соответствующие правовые нормы;
2) предоставляет заявителю возможность представить свое мнение и его обоснование;
3) предоставляет ответчику возможность представить свое мнение о том, признает ли он утверждения заявителя или оспаривает их.
(4) В заседании знакомят с с документами и иными доказательствами и они оцениваются . С согласия канцлера юстиции в заседание могут быть приглашены и заслушаны свидетели и специалисты .
(5) Заседание протоколируется способом, предусмотренным статьей 18 Закона об административном производстве.
Статья 3510. Прекращение примирительного производства
Примирительное производство прекращается в случае:
1) его прерывания,
2) недостижения соглашения, или
3) утверждения соглашения канцлером юстиции.
Статья 3511. Прерывание примирительного производства
(1) Примирительное производство прерывается, если:
1) заявитель передает канцлеру юстиции письменное сообщение о своем отказе от поданного заявления,
2) ответчик не представляет указанный в статье 357 настоящего Закона письменный ответ в течение назначенного канцлером юстиции срока или сообщит в ответе о своем отказе от участия в примирительном производстве, или
3) заявитель или ответчик в течение назначенного канцлером юстиции срока без уважительной причины не совершит процессуальные действия, откажется от их совершения или иным способом воспрепятствует проведению примирительного производства.
(2) О прерывании примирительного производства канцлер юстиции извещает сообщает в письменной форме заявителю и ответчику.
Статья 3512. Предложение о разрешении спора и о заключении соглашения
(1) Канцлер юстиции доводит до сведения сторон примирительного производства своё предложение о разрешении спора и заключении соглашения в конце заседания или сообщает в заседании срок, в течение которого он доведет предложение до сведения заявителя и ответчика.
(2) В предложении канцлер юстиции выражает свое обоснованное мнение, которое сформировалось у него по вопросу дискриминации на основании собранных в ходе производства доказательств и установленных обстоятельств. В предложении ответчику может быть рекомендовано совершить соответствующие действия и принять меры по выплате компенсации и восстановлению прав заявителя. Канцлер юстиции может внести ответчику предложение возместить разумные расходы эксперта, переводчика или свидетеля, которые понес или должен нести заявитель.
(3) Канцлер юстиции разъясняет сторонам последствия утверждения соглашения, указанные в статье 3514 настоящего Закона.
(4) Заявитель и ответчик могут в течение 10 рабочих дней со дня получения предложения канцлера юстиции представить о предложении канцлера юстиции свое мнение, выражающее согласие или несогласие с содержанием предложения. Непредставление мнения рассматривается как согласие с предложением.
Статья 3513. Утверждение соглашения
(1) В случае согласия заявителя и ответчика с предложением канцлера юстиции канцлер юстиции утверждает соглашение и доводит это до сведения сторон в письменной форме.
(2) В случае несогласия заявителя или ответчика с предложением канцлера юстиции канцлер юстиции констатирует, что соглашение не достигнуто, и доводит это до сведения сторон в письменной форме.
Статья 3514. Выполнение соглашения
(1) Соглашение, утвержденное канцлером юстиции является обязательным для исполнения сторонами примирительного производства. Соглашение исполняется в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения копии соглашения, если соглашением не установлен иной срок.
(2) Если соглашение не исполняется в течение срока, указанного в части 1 настоящей статьи, то заявитель или ответчик может утвержденное канцлером юстиции соглашение подать для исполнения судебному исполнителю в порядке, установленном Кодексом об исполнительном производстве.
Статья 3515. Обращение в суд
(1) Если примирительное производство прервано, или если канцлер юстиции установил, что соглашение не достигнуто, то заявитель имеет право в течение 30 дней со дня получения сообщения обратиться для защиты своих прав в суд или в предусмотренный законом орган досудебного производства.
(2) Соглашение, утвержденное канцлером юстиции окончательное и не подлежит обжалованию, за исключением случая, когда канцлер юстиции существенно нарушил норму примирительного производства, что повлияло или могло повлиять на содержание соглашения.
(3) Жалоба об установлении существенного нарушения канцлером юстиции нормы примирительного производства может подаваться в административный суд в течение 30 дней со дня объявления об утверждении соглашения.
(4) В случае установления судом существенного нарушения канцлером юстиции нормы примирительного производства, что повлияло или могло повлиять на содержание соглашения, утвержденное канцлером юстиции соглашение считается ничтожным, и лицо имеет право в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда обратиться для защиты своих прав в суд.
РАЗДЕЛ 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАНЦЛЕРА ЮСТИЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ И РАВНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Статья 3516. Развитие принципа равноправия и равного обращения
В целях применения принципа равноправия и равного обращения канцлер юстиции выполняет следующие задачи:
1) анализирует, каким образом применение правовых актов влияет на состояние членов общества;
2) информирует Рийгикогу, Правительство Республики, правительственные учреждения, учреждения и органы местных самоуправлений, а также других заинтересованных лиц и общественность о применении принципа равноправия и равного обращения;
3) вносит в Рийгикогу, Правительство Республики, правительственные учреждения, учреждения и органы местных самоуправлений, а также работодателям предложения о внесении изменений в правовые акты;
4) в интересах соблюдения принципа равноправия и равного обращения развивает сотрудничество, осуществляемое частными лицами, а также юридическими лицами и учреждениями на внутригосударственном и международном уровне;
5) развивает в сотрудничестве с другими лицами принцип равного обращения и равноправия.
ГЛАВА 5. КАНЦЕЛЯРИЯ КАНЦЛЕРА ЮСТИЦИИ
[RT I 2003, 23, 142 – в силе с 01.01.2004]
Статья 36. Канцелярия канцлера юстиции
(1) Канцелярия канцлера юстиции является учреждением, обслуживающим канцлера юстиции как конституционную институцию.
(2) В качестве руководителя канцелярии канцлер юстиции утверждает положения о канцелярии и ее структурных подразделениях, структуру и состав мест обслуживания, а также может произвести разделение мест обслуживания по группам обсулуживания .
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(21) Канцлер юстиции устанавливает для чиновников требования по образованию, опыту работы, знаниям и умениям, которые необходимы для выполнения должностных задач, а также порядок найма, выбора, оценки, развития и обучения чиновников .
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(3) Канцлер юстиции принимает решение о предоставлении чиновникам и служащим канцелярии права подписи и его объеме.
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(4) Канцелярия канцлера юстиции регистрируется в государственном регистре государственных и муниципальных учреждений в порядке, установленном положением о данном регистре.
(5) [Часть недействительна – RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
Статья 37. Заместитель канцлера юстиции-советник
(1) Рийгикогу назначает по предложению канцлера юстиции на должности заместителей канцлера юстиции-советников двух советников канцлера юстиции. Заместители канцлера юстиции-советники принимают при вступлении в должность должностную присягу, указанную в статье 7 настоящего Закона.
(2) Если канцлер юстиции временно не в состоянии исполнять свои служебные обязанности, а также в случае прекращения полномочий канцлера юстиции на основаниях, указанных в статье 8 настоящего Закона, его обязанности исполняет до вступления в должность нового канцлера юстиции один из заместителей канцлера юстиции-советников в соответствии с установленным канцлером юстиции порядком замещения.
(3) Советник канцлера юстиции освобождается от должности заместителя канцлера юстиции -советника:
1) со дня ухода его в отставку;
2) в случае его стойкой неспособности исполнять свои обязанности более шести месяцев подряд со дня вступления в должность по предложению канцлера юстиции нового заместителя канцлера юстиции – советника;
3) со дня вступления в должность нового заместителя канцлера юстиции – советника, представленного новым канцлером юстиции;
4) со дня вступления в силу обвинительного приговора за совершение умышленного преступления;
5) со дня вступления в законную силу обвинительного приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы, за совершение преступления по неосторожности;
6) в случае его смерти.
Статья 371. Проверка безопасности в отношении кандидата на должность
заместителя канцлера юстиции-советника
(1) Кандидат на должность заместителя канцлера юстиции-советника должен до назначения на названную должность пройти проверка безопасности, за исключением случая, если он имеет действующий допуск к государственной тайне степени секретности «совершенно секретно», или если во время выдвижения его кандидатуры он занимает должность, по которой он имеет право доступа к государственной тайне всех степеней секретности.
(2) Статус кандидата на должность заместителя канцлера юстиции-советника приобретает лицо, которому канцлер юстиции внес предложение баллотироваться на должность, и которое дало письменное согласие на баллотирование.
(3) Проверка безопасности в отношении кандидата на должность заместителя канцлера юстиции-советника осуществляются Департаментом полиции безопасности в порядке, предусмотренном Законом о службах безопасности.
(4) Для прохождения Проверка безопасности, указанных в части 1 настоящей статьи, заместитель канцлера юстиции-советник заполняет анкету соискателя допуска к государственной тайне и подписывает согласие, которым разрешает учреждению, осуществляющему Проверка безопасности, во время осуществления проверки получать о нем информацию от физических и юридических лиц, а также от государственных и муниципальных учреждений и органов, и представляет их через Канцелярию канцлера юстиции в Департамент полиции безопасности.
(5) Департамент полиции безопасности передает собранные в результате проверки безопасности сведения в Канцелярию канцлера юстиции в течение трех месяцев со дня получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, и прилагает к ним свое мнение о соответствии кандидата на должность заместителя канцлера юстиции-советника условиям получения допуска к государственной тайне.
(6) На основании сведений, собранных в ходе проверки безопасности, кандидат на должность заместителя канцлера юстиции-советника может быть назначен на должность в течение девяти месяцев со дня передачи учреждением, осуществившим проверку безопасности, собранной в ходе указанных мероприятий информации в Канцелярию канцлера юстиции. Позднее указанного срока кандидат на должность заместителя канцлера юстиции-советника может быть назначен на должность после прохождения вновь проведённой проверки безопасности .
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
Статья 372. Доступ заместителя канцлера юстиции-советника к государственной тайне и засекреченной внешней информации
(1) Заместитель канцлера юстиции-советник имеет по должности право доступа к государственной тайне и засекреченной внешней информации для выполнения задач, возложенных на него Конституцией и законами Эстонской Республики, а также изданными на их основе правовыми актами.
(2) Если в соответствии с международным договором проведение проверки безопасности является обязательным предварительным условием предоставления права доступа к засекреченной внешней информации, то проверочные мероприятия осуществляются также в отношении заместителя канцлера юстиции-советника.
(3) Для прохождения проверка безопасности, указанных в части 1 настоящей статьи, заместитель канцлера юстиции-советник заполняет анкету соискателя допуска к государственной тайне и подписывает согласие, которым разрешает учреждению, осуществляющему проверочные мероприятия, во время осуществления проверочных мероприятий получать о нем информацию от физических и юридических лиц, а также от государственных и муниципальных учреждений и органов, и представляет их через Канцелярию канцлера юстиции в комиссию Рийгикогу по надзору за учреждениями безопасности.
(4) Комиссия Рийгикогу по надзору за учреждениями безопасности назначает в отношении заместителя канцлера юстиции-советника учреждение, осуществляющее проверочные мероприятия, которому она передает документы, указанные в части 3 настоящей статьи.
(5) Учреждение, осуществляющее проверочные мероприятия представляет сведения, собранные в ходе осуществленных в отношении заместителя канцлера юстиции-советника проверочных мероприятий, в течение трех месяцев со дня получения документов, указанных в части 3 настоящей статьи, в комиссию Рийгикогу по надзору за учреждениями безопасности для принятия решения о прохождении заместителем канцлера юстиции-советником проверочных мероприятий. Сертификат доступа к засекреченной внешней информации выдается в порядке, предусмотренном Законом о государственной тайне и засекреченной внешней информации.
[RT I 2007, 16, 77 – в силе с 01.01.2008]
Статья 38. Советник канцлера юстиции
(1) Советником канцлера юстиции может быть назначено лицо, имеющее высшее образование.
(2) Советниками канцлера юстиции являются младший советник, советники и старшие советники.
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(3) Младшими советниками канцлера юстиции могут быть назначены лица, имеющие высшее образование или находящиеся в процессе его получения.
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(31) Советниками канцлера юстиции могут быть назначены лица с высшим образованием, проработавшие в качестве судей, нотариусов, присяжных поверенных или преподавателей в высших учебных заведениях либо состоявших на иной публичной службе не менее трех лет. [RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(4) Старшими советниками канцлера юстиции могут быть назначены лица, проработавшие в качестве советников канцлера юстиции, судей, нотариусов, присяжных поверенных или преподавателей в высших учебных заведениях либо состоявших на иной публичной службе не менее пяти лет.
(5) Канцлер юстиции может назначить определенного советника для осуществления контроля в какой-либо ограниченной сфере основных прав.
(6) Канцлер юстиции может назначать советников в уезды.
Статья 39. Ограничения на деятельность заместителей-советников и советников канцлера юстиции
(1) На заместителей канцлера юстиции-советников и советников канцлера юстиции распространяются ограничения, установленные статьями 12 и 13 настоящего Закона.
(2) На советника канцлера юстиции распространяются ограничения, установленные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 12 настоящего закона, частью 2 и статьей 13. Советник канцлера юстиции может с разрешения канцлера юстиции занимать указанную в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего закона должность, если должность преследует научные или педагогические цели.
(3) Советник канцлера юстиции может с согласия канцлера юстиции действовать за пределами обязательств на основании трудового договора или договора об оказании услуг, качестве предпринимателя, быть полным владельцем полного или коммандитного товарищества или членом руководящего и контролирующего органа юридического лица, за исключением случаев, когда объем или характер этой второстепенной работы препятствует регулярному выполнению своих служебных обязанностей или когда второстепенная работа может повлечь за собой нарушение служебных обязанностей, воспрепятствовать выполнению задач публичной власти или причинить вред ее репутации.
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
Статья 40. Оплата труда
Оплата труда заместителей канцлера юстиции-советников, советников, чиновников и служащих канцелярии канцлера юстиции производится на основании Закона о публичной службе и Закона о трудовом договоре..
[RT I, 06.07.2012, 1- в силе с 01.04.2013]
Статья 41. Должностная пенсия заместителя канцлера юстиции-советника
[Статья недействительна – RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 42. Бюджет Канцелярии канцлера юстиции
(1) Канцлер юстиции утверждает бюджет Канцелярии канцлера юстиции, исходя из государственного бюджета.
(2) Порядок выплаты вознаграждения консультантов, переводчиков и экспертов устанавливается канцлером юстиции.
[RT I, 29.05.2012, 2 – в силе с 08.06.2012]
ГЛАВА 6. ПРИКЛАДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 43. Внесение изменения в Закон о должностных окладах государственных чиновников, назначаемых на должность Рийгикогу и Президентом Республики
[Удалено из настоящего текста]
Статья 431. Право канцлера юстиции на пенсию
Право на получение пенсии канцлера юстиции при достижении пенсионного возраста имеет лицо, которое:
1) к 1 января 2013 года проработало не менее пяти лет в качестве канцлера юстиции;
2) 1 января 2013 года занимает должность канцлера юстиции и работает в этой должности не менее пяти лет.
[RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 432. Право на пенсию при потере кормильца у находящегося на иждивении канцлера юстиции
Право на пенсию при потере кормильца имеет нетрудоспособный член семьи, бывший на иждивении у канцлера юстиции, работавшего на должности канцлера юстиции по состоянию на 1 января 2013 года, в случае смерти последнего при нахождении в должности.
[RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 433. Право на пенсию заместителя канцлера юстиции-советника
Право на получение пенсии заместителя канцлера юстиции-советника при достижении пенсионного возраста имеет лицо, которое:
1) к 1 января 2013 года проработало не менее 20 лет в качестве заместителя канцлера юстиции-советника, судьей, нотариусом, присяжным адвокатом, преподавателем в высшем учебном заведении или публичной службе, в том числе не менее 5 лет в качестве заместителя канцлера юстиции-советника;
2) по состоянию на 1 января 2013 года состояло в должности заместителя канцлера юстиции-советника и выполнило к этому времени не менее 50 процентов обеих стажей, необходимых для получения пенсии, описанных в пункте 1 настоящей статьи, а также которое к этому времени пройдет указанные стажи;
3) по состоянию на 1 января 2013 года состояло в должности судьи, нотариуса, присяжного адвоката, преподавателя в высшем учебном заведении или публичной службе и к этому времени прошло по крайней мере пятилетний стаж в качестве заместителя канцлера юстиции-советника и не менее 50 процентов 20-летнего стажа в качестве заместителя канцлера юстиции-советника, судьи, нотариуса, присяжного адвоката, преподавателя в высшем учебном заведении или публичной службе, а также которое к этому времени пройдет указанный стаж. [RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 434. Размер должностной пенсии канцлера юстиции
Размер должностной пенсии канцлера юстиции составляет 70 процентов от заработной платы канцлера юстиции, которая действовала в день, начиная с которого определяется пенсия.
[RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 435. Размер пенсии при потере кормильца у находящегося на иждивении канцлера юстиции
В случае смерти канцлера юстиции каждому нетрудоспособному члену семьи, бывшему на его иждивении, выплачивается пенсия при потере кормильца в размере 17,5 процентов от заработной платы канцлера юстиции, действовавшей в день, с которого определяется пенсия. В общей сложности пенсии при потере кормильца, назначаемые членам семьи канцлера юстиции, не должны превышать 52,5 процента от заработной платы канцлера юстиции, действовавшей в указанный день.
[RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 436. Размер пенсии заместителя канцлера юстиции-советника
Размер должностной пенсии заместителя канцлера юстиции-советника составляет 65 процентов от его должностного оклада, действовавшей в день, с которого определяется пенсия.
[RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 437. Назначение и выплата пенсии и пенсии при потере кормильца
(1) Должностная пенсия и пенсия при потере кормильца назначается и выплачивается в порядке, указанном в Законе о государственном пенсионном страховании, если настоящий закон не утверждает иначе.
(2) Должностная пенсия и пенсия при потере кормильца, за исключением пенсии, рассчитанной на основе заработной платы текущего года, индексируется к 1 апреля каждого года на основании статьи 26 Закона о пенсионном страховании с пенсионным индексом, утвержденным постановлением Правительства Республики.
(3) Должностная пенсия и пенсия при потере кормильца в той части, которая превышает пенсию по старости или пенсию при потере кормильца, рассчитываемых на основании Закона о государственном пенсионном страховании, выплачивается из государственного бюджета посредством бюджета Канцелярии канцлера юстиции.
(4) Во время получения должностной пенсии и пенсии при потере кормильца лицо не имеет права получать иные государственные пенсии. Должностная пенсия не увеличивается на основании статьи 113 Закона о публичной службе. Если лицо имеет право получать несколько государственных пенсий, ему назначается одна пенсия на его выбор.
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(5) Должностная пенсия не выплачивается в случае работы канцлера юстиции и заместителя канцлера юстиции-советника в должности, дающей право на должностную пенсию, или членом Рийгикогу, Президентом Республики, членом Правительства, председателем или членом Государственного суда, Командующим Сил обороны, государственным контролером или Президентом Банка Эстонии.
(6) Должностная пенсия не выплачивается при уходе с должности канцлера юстиции или при освобождении с должности заместителя канцлера юстиции-советника на основании статей 91, 92, 94 и 95 Закона о публичной службе, за исключением обстоятельств, изложенных в пункте 4 статьи 15 Закона о публичной службе или в связи со вступлением в силу обвинительного приговора суда.
[RT I, 06.07.2012, 1 – в силе с 01.04.2013]
(7) Лицо, которое было признано виновным за виновное деяние, предусмотренное разделом 2 главы 17 и главой 15 Пенитенциарного кодекса и за которое Пенитенциарный кодекс предусматривает не менее пяти лет тюремного заключения, теряет свое право на должностную пенсию.
(8) Если лицу выплачивалась должностная пенсия, указанная в настоящем законе, выплата пенсии прекращается на следующий месяц после вступления в силу приговора суда. В случае потери права на должностную пенсию, указанную в этой статье, лицо сохраняет за собой право ходатайствовать о получении пенсии на общих основаниях .
(9) Суд обязан за десять рабочих дней до вступления в силу приговора суда письменно уведомить Департамент социального страхования об обстоятельствах, по которым лицо теряет право на получение должностной пенсии канцлера юстиции или заместителя канцлера юстиции-советника.
(10) Изложенное в пункте 7 настоящей статьи применяется к лицу, в отношении которого обвинительный приговор суда вступил в силу после 10 марта 2009 года.
[RT I, 29.03.2012, 3 – в силе с 01.01.2013]
Статья 44. Вступление закона в силу
(1) Настоящий Закон вступает в силу 1 июня 1999 года, с того же дня признается недействительным Закон об организации деятельности канцлера юстиции.
(2) Производство по заявлениям, поданным канцлеру юстиции до вступления настоящего Закона в силу, завершается в ранее действовавшем порядке.
Председатель Рийгикогу Тоомас Сави