Конституция Доминиканской Республики, 2002 г.
КОНСТИТУЦИЯ ДОМИНИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 ГОДА
ГЛАВА I
РАЗДЕЛ I. НАЦИЯ, ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ И ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Статья 1
Доминиканский народ конституируется в свободное и независимое государство, называемое Доминиканской Республикой.
Статья 2
Национальный суверенитет принадлежит народу, от которого исходят все государственные власти, осуществляемые посредством представительства.
Статья 3
Независимость Доминиканской нации как свободного и независимого государства ненарушима. Республика является и будет всегда свободной и независимой от любой иностранной власти; никакая публичная власть, установленная настоящей Конституцией, не может совершать или позволять совершать действия, представляющие собой либо прямое или косвенное вмешательство во внутренние и внешние дела Доминиканской Республики, либо покушение на единство и целостность государства, на его символы, признаваемые и освященные настоящей Конституцией. Принцип невмешательства есть неизменный принцип международной политики Доминиканской Республики.
Доминиканская Республика признает и применяет с одобрения публичных властей нормы общего международного и американского права, выступает за экономическую солидарность американских государств и поддерживает любую инициативу, направленную на защиту своих производственных и сырьевых ресурсов.
Статья 4
Система правления Республики по существу своему является гражданской, республиканской, демократической и представительной.
Верховная власть Республики делится для своего осуществления на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, несут ответственность за свои действия и не могут передавать свои полномочия, которые точно определены настоящей Конституцией и законами.
РАЗДЕЛ II. ТЕРРИТОРИЯ
Статья 5
Территория Доминиканской Республики есть и будет всегда неотчуждаема. В нее входит восточная часть острова Санто-Доминго и прилегающие острова. Не подлежащие изменению границы по суше установлены Соглашением о границах от 1929 года и Протоколом о пересмотре этого Соглашения от 1936 года.
В политическом плане территория Доминиканской Республики делится на национальный округ, в котором находится столица Республики, и определяемые законом провинции, которые, в свою очередь, делятся на муниципии.
Частями национальной территории являются также воды территориального моря, соответствующая зона морского дна, а также воздушное пространство над ними. Протяженность территориальных морских вод, воздушного пространства, прилегающей территории и вопросы их защиты, а также протяженность зоны морского дна и вопросы ее использования устанавливаются и регулируются законом.
Закон устанавливает число провинций, определяет их наименования, а также границы национального округа, провинций и муниципий; закон может создавать под новыми наименованиями новые политические территориальные единицы.
Статья 6
Столицей Республики и резиденцией национального Правительства является город Санто-Доминго.
РАЗДЕЛ III. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПРИГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ
Статья 7
Экономическое и социальное развитие территории Республики в приграничной зоне, распространение в ней культурных и религиозных традиций доминиканского народа представляет собой высший и постоянный национальный интерес.
Сельскохозяйственное и промышленное использование пограничных рек регулируется священными принципами статьи 6 Протокола о пересмотре Соглашения о границах от 1936 года и статьей 40 Соглашения о мире, дружбе и арбитраже от 1929 года.
ГЛАВА II.
РАЗДЕЛ I. ЛИЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА
Статья 8
Главной целью государства является действительная защита прав человека и поддержание условий, позволяющих человеку постоянно совершенствоваться в рамках личной свободы и социальной справедливости, не противоречащих общественному порядку, всеобщему благоденствию, правам всех. Чтобы гарантировать реализацию этих целей, устанавливаются следующие нормы.
- Неприкосновенность жизни.
Ни в коем случае не может быть установлена, вынесена или применена смертная казнь, пытки, любое другое наказание или процедура, унижающие человеческое достоинство либо влекущие за собой нарушение физической неприкосновенности личности и ее здоровья. - Личная безопасность.
a) Запрещается применять меры наказания за неуплату долгов, которые не связаны с нарушением уголовных законов.
b) Никто не может быть подвергнут тюремному заключению или ограничению свободы без письменного мотивированного предписания компетентного лица, за исключением случаев задержания на месте преступления.
c) Всякое лицо, лишенное свободы без оснований или без соблюдения соответствующей процедуры либо в случаях, не предусмотренных законом, по собственному требованию или по требованию любого другого лица должно быть немедленно освобождено.
d) Всякое лишенное свободы лицо должно предстать перед компетентными органами судебной власти не позднее чем через сорок восемь часов после задержания либо должно быть освобождено.
e) Всякий арест либо теряет силу, либо не позднее чем через сорок восемь часов после того, как арестованный предстал перед компетентными органами судебной власти, он подвергается тюремному заключению; в тот же срок арестованный должен быть уведомлен о решении, которое состоялось относительно его.
f) Категорически запрещается перевод задержанного из одного места предварительного заключения в другое без письменного мотивированного предписания компетентных органов судебной власти.
g) Содержащееся под стражей задержанное лицо должно быть представлено по требованию компетентного органа власти немедленно.
Habeas corpus определяет в общем виде процедуру исполнения положений, содержащихся в пунктах «а», «Ь», «с», «d», «е», «f», «g», и устанавливает соответствующие санкции за их нарушение.
h) Никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление.
i) Никто не обязан свидетельствовать против самого себя.
j) Никто не может быть судим, не будучи предварительно заслушан в публичном заседании или не будучи вызван на судебное заседание, а также без уведомления о процедурах, предписываемых законом для обеспечения беспристрастного судебного разбирательства и осуществления права на защиту. Судебные заседания должны носить открытый характер, за исключением установленных законом случаев, когда публичность слушаний может привести к нарушению общественного порядка или задевает общественную мораль. - Неприкосновенность жилища.
Любое проникновение в жилище может иметь место только в случаях, установленных законом, и только с соблюдением формальностей, предписанных законом. - Свобода передвижения, за исключением ограничений, связанных с отбыванием наказания, установленного в судебном порядке, или с предписаниями органов полиции, здравоохранения и иммиграционной службы.
- Никто не может быть принужден делать то, чего не требует закон; никому нельзя воспрепятствовать делать то, что не запрещено законом.
- Все равны перед законом.
Закон не может требовать больше того, что справедливо и полезно для общества, и запрещать больше того, что наносит ему вред.
Любое лицо может свободно без предварительной цензуры выражать свои мысли в письменной или любой другой форме, графической или устной. Если выраженное мнение затрагивает человеческое достоинство и мораль, общественный порядок, общественную мораль, применяются санкции, предписанные законом.
Запрещается любая пропаганда подрывного характера, проводимая анонимно или в любой другой форме, целью которой является спровоцировать нарушение любого закона; при этом не должно допускаться ограничение права на анализ и критику законных предписаний. - Свобода ассоциаций и собраний без наличия оружия с политическими, экономическими, социальными, культурными или любыми другими мирными целями, которые не противоречат или не затрагивают общественный порядок, национальную безопасность и общественную мораль.
- Свобода совести и осуществления любых религиозных культов при условии соблюдения общественного порядка и уважения общественной морали.
- Неприкосновенность переписки и других частных документов, которые могут быть изъяты или проверены только в связи с делом, рассматриваемым в судебном порядке, и в соответствии с установленным законом порядком. Равным образом неприкосновенна тайна телеграфных и телефонных сообщений, а также сообщений путем кабельной связи.
- Все средства информации имеют свободный доступ к официальным и частным источникам информации при условии, что они не нарушают общественный порядок и не угрожают интересам национальной безопасности.
- Свобода труда.
Закон устанавливает во имя общих интересов максимальную продолжительность рабочего дня, дни отдыха и отпуска, минимальную заработную плату и жалованье и формы их выплаты, социальное обеспечение, обеспечивает преимущественное участие доминиканцев во всех видах труда, а также все меры защиты и содействия со стороны государства, необходимые для пользы всех групп трудящихся.
а) Образование профсоюзов свободно при условии, что по статусу и характеру деятельности это демократические организации, созданные исключительно с мирными целями для решения вопросов трудового характера и полностью отвечающие священным принципам настоящей Конституции.
b) Государство должно использовать все возможные способы того, чтобы обеспечить трудящихся необходимыми для работы средствами труда.
c) Доступ и форма участия трудящихся, работающих на основе любого постоянного контракта, в прибыли любого аграрного, промышленного, торгового или добывающего предприятия, устанавливаются законом соответственно типу предприятия и с учетом законных интересов как предпринимателя, так и рабочего.
d) Право трудящихся на забастовку и право собственников предприятий на приостановление их работы при условии, что названные действия не нарушают закон и направлены на решение конфликтов исключительно трудового характера. Запрещается препятствовать, задерживать, парализовать деятельность как государственных, так и частных предприятий, преднамеренно снижать их производительность. Любое из перечисленных действий, наносящее вред администрации, публичным службам или предприятиям общественного пользования, является незаконным. Закон устанавливает меры, гарантирующие соблюдение этих норм. - Свобода предпринимательской деятельности, торговли и промышленности.
Монополия устанавливается только в интересах государства или государственных предприятий. Создание и организация монополий регулируются законами. - Право собственности.
Никто не может быть лишен собственности за исключением случаев, связанных с общей пользой или интересами общества; при этом обязательна предварительная выплата ее истинной стоимости, определяемой решением компетентного органа. В случаях национальных бедствий компенсация может быть предоставлена и после экспроприации.
Запрещается применять наказание в форме конфискации имущества по политическим мотивам.
a) Использование земли в практических целях и постепенная ликвидация латифундий отвечает интересам общества. Аграрная реформа распространяется на земли, которые принадлежат государству или которые постепенно либо путем экспроприации в форме, предписанной настоящей Конституцией, переходят в его собственность при условии, что эти земли не имеют другого предназначения. В качестве одного из важнейших направлений социальной политики государства декларируется также эффективное включение в национальную жизнь крестьянского населения путем повышения его культурного и технологического уровня и обновления методов сельскохозяйственного производства.
b) Государство может передавать свои предприятия в кооперативную собственность разных видов. - Исключительное право собственности на изобретения и открытия, а также на научные, художественные и литературные произведения на срок и в форме, определенные законом.
- С целью укрепления стабильности семьи, ее моральных и религиозных устоев, а также повышения ее благосостояния и культурного уровня государство оказывает семье максимально возможную помощь.
a) Материнство, независимо от состояния и положения женщины, находится под покровительством публичной власти, в случае отсутствия помощи имеет право на официальную поддержку. Государство принимает все необходимые меры, чтобы исключить детскую смертность и обеспечить здоровое развитие ребенка.
Установление института семейного имущества также отвечает высшим социальным интересам. Государство стимулирует семейные накопления и способствует созданию кооперативов разных типов – кредитных, производственных, распределительных, потребительских, любых других, служащих этим целям.
b) Одной из важнейших целей общества является создание для каждой семьи собственного жилья, для чего государство выделяет землю, а при наличии земли – оказывает помощь в ее освоении. С этой целью государство стимулирует развитие государственной кредитной системы на социально благоприятных условиях, чтобы все доминиканцы имели достойное жилище.
c) Брак является законным основанием семьи.
d) Замужняя женщина пользуется всеми гражданскими правами. Закон защищает имущественные права замужней женщины при любых обстоятельствах. - Свобода обучения.
Начальное образование обязательно. Государство обязано распространять базовое образование среди всех слоев населения страны и принимать меры, необходимые для ликвидации неграмотности. Как начальное и среднее образование, так и обучение в сельскохозяйственных, художественных и коммерческих школах, в ремесленных училищах и школах домашнего хозяйства осуществляется бесплатно.
Государство должно способствовать максимально широкому распространению достижений науки и культуры, с тем чтобы результатами научного и общественного прогресса пользовалось все население страны. - Государство стимулирует развитие системы социального страхования, с тем чтобы каждый человек был адекватно защищен в случае безработицы, болезни, неспособности трудиться, старости.
Престарелые пользуются защитой, а также медицинской и материальной помощью со стороны государства в форме, определяемой законом.
Государство оказывает социальную помощь бедным. Эта помощь включает продукты питания, одежду и в тех случаях, когда это возможно, соответствующее жилище.
Государство обязано прилагать усилия для улучшения питания населения и гигиенических условий жизни, для совершенствования санитарных служб, обязано заботиться о способах предотвращения и лечения эпидемических, эндемических и других типов заболеваний, а также оказывать бесплатную медицинскую помощь, в том числе в условиях стационара, тем, кто в этом нуждается по экономическим причинам.
Государство обязано вести борьбу с социальными пороками адекватными методами, путем убеждения и с помощью международных организаций. Для борьбы с ними должны создаваться специальные центры и организации.
РАЗДЕЛ II. ОБЯЗАННОСТИ
Статья 9
С учетом того, что признанные и гарантированные настоящей Конституцией права предполагают наличие общественного порядка, который связан с юридической и моральной ответственностью каждого человека перед обществом, основными обязанностями доминиканцев признаются следующие.
a) Каждый гражданин должен чтить и соблюдать Конституцию и законы Республики, уважать и подчиняться учрежденным ими властям.
b) Каждый правоспособный доминиканец обязан нести гражданскую и военную службу, необходимую для защиты Родины и сохранения ее целостности.
c) Все жители страны должны воздерживаться от участия в любом акте, который мог бы нанести вред стабильности, независимости или суверенитету Республики, в случае стихийных бедствий обязаны оказывать всю возможную помощь.
d) Каждый гражданин Доминиканской Республики, имеющий по закону право голоса, должен участвовать в голосовании.
e) Каждый доминиканец должен способствовать в меру своих возможностей деятельности публичных служб.
f) Каждый человек обязан трудиться, выбрав соответствующую сферу деятельности, с тем чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, совершенствоваться и способствовать прогрессу и благосостоянию общества.
g) Все лица, проживающие на территории Доминиканской Республики, обязаны посещать национальные учебные центры, с тем чтобы получить как минимум начальное образование.
h) Каждый человек обязан сотрудничать с государством в сфере социальной помощи и общественного порядка.
i) Иностранцы должны воздерживаться от участия в политической деятельности на территории Доминиканской Республики.
Статья 10
Перечисление прав и обязанностей в статьях 8 и 9 не носит ограничительного характера и поэтому не исключает других прав и обязанностей подобного рода.
ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
РАЗДЕЛ I. О НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Статья 11
Доминиканцами являются:
1) все лица, родившиеся на территории Республики, за исключением законных детей иностранцев, находящихся в стране на дипломатической службе, а также детей тех, кто находится в стране проездом;
2) лица, имеющие это качество в настоящее время в силу ранее действовавших конституций и законов;
3) все лица, родившиеся за границей от отца доминиканца или матери доминиканки, если в соответствии с законами страны рождения они не приобрели другую национальность или если, приобретя другую национальность, достигнув восемнадцатилетнего возраста, они выбирают доминиканскую национальность, о чем заявляют в документе, представленном в органы исполнительной власти.
Натурализация осуществляется с учетом обстоятельств и формальностей, перечисленных в законе.
§ I. Доминиканцы имеют право на приобретение другой национальности.
§ II. Доминиканка, вступившая в брак с иностранцем, может приобрести национальность своего мужа.
§ III. Иностранка, вступившая в брак с доминиканцем, приобретает национальность мужа, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами своей страны она может сохранить свою национальность; в этом случае она имеет право заявить в документе о заключении брака об отказе от доминиканской национальности.
§ IV. Приобретение другой национальности не влечет за собой потерю доминиканской национальности. Однако доминиканцы, которые приобрели другую национальность, не могут претендовать на должность Президента или Вице-президента Республики.
РАЗДЕЛ II. ГРАЖДАНСТВО
Статья 12
Гражданами являются все доминиканцы мужского и женского пола, достигшие восемнадцати лет, а также лица, вступившие в брак, хотя и не достигшие этого возраста.
Статья 13
Граждане обладают следующими правами:
1) избирать должностных лиц, указанных в статье 90 настоящей Конституции;
2) быть избранными на выборные должности, перечисленные в статье 9 настоящей Конституции.
Статья 14
Гражданские права утрачиваются при вынесении окончательного приговора суда по делу об измене Родине, шпионаже или участии в заговоре против Республики, а также в следующих случаях: выступление с оружием в руках, оказание помощи или участие в любых действиях против Республики.
Статья 15
Гражданские права приостанавливаются в следующих случаях:
a) вынесение окончательного приговора за преступные деяния вплоть до восстановления в гражданских правах;
b) лишение прав по закону на период отбытия наказания;
c) поступление на официальную службу иностранного правительства на территории Доминиканской Республики без предварительного разрешения исполнительной власти.
ГЛАВА IV
РАЗДЕЛ I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 16
Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из двух палат – Сената и Палаты депутатов.
Статья 17
Сенаторы и депутаты избираются посредством прямых выборов.
Статья 18
Должность сенатора и депутата не совместима ни с какой службой или должностью в органах публичной администрации.
Статья 19
При открытии вакансии в Сенате или Палате депутатов соответствующая палата выбирает кандидатуру из трех человек, представленных центральным органом партии, в которую входил освободивший место сенатор или депутат.
Статья 20
Список из трех человек представляется на рассмотрение палаты, в которой образовалась вакансия, не позднее чем через тридцать дней после того, как это произошло, если Конгресс заседает; в противном случае – через тридцать дней после начала сессии. В случае, если список не представлен в указанный срок, соответствующая Палата избирает кандидатуру по своему усмотрению.
РАЗДЕЛ II. СЕНАТ
Статья 21
В состав Сената входят по два сенатора от каждой провинции и один от Национального округа, избираемые на четыре года.
Статья 22
Для избрания сенатором необходимо удовлетворять следующим условиям: быть доминиканцем по рождению, обладающим всеми гражданскими и политическими правами; достичь ко дню выборов двадцати пяти лет; быть уроженцем территориальной единицы, в которой проводятся выборы, либо фактически проживать там в течение не менее пяти лет, предшествующих дню выборов.
Доминиканцы по натурализации могут быть избраны сенаторами не ранее чем через десять лет после приобретения доминиканской национальности при условии, что они фактически проживали на территории, где проводятся выборы, в течение не менее пяти лет, предшествующих дню выборов.
Статья 23
Сенат полномочен:
1) избирать Президента, членов Центральной избирательной комиссии и их заместителей;
2) избирать членов Счетной палаты;
3) одобрять или отклонять назначения на дипломатическую службу, произведенные исполнительной властью;
4) рассматривать обвинения, предъявляемые Палатой депутатов избранным на определенный период публичным должностным лицам в связи с недостойным поведением или совершением серьезных должностных проступков. В случае принятия обвинительного заключения Сенат может применять единственную меру наказания – отстранение от должности. Отстраненное от должности лицо после предъявления обвинения может быть подвергнуто судебному преследованию. Сенат принимает решение об отстранении от должности не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Сената.
РАЗДЕЛ III. ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ
Статья 24
Палата депутатов состоит из представителей нации, избираемых каждые четыре года населением провинций и национального округа из расчета один представитель от каждых пятидесяти тысяч жителей или от остатка, превышающего двадцать пять тысяч. Каждая из провинций должна иметь не менее двух представителей.
Статья 25
Для того чтобы быть депутатом Палаты, необходимо удовлетворять тем же условиям, которые установлены для сенаторов. Доминиканцы по натурализации могут быть избраны депутатами не ранее чем через десять лет после приобретения доминиканской национальности при условии, что они фактически проживали на территории, где проводятся выборы, не менее пяти лет, предшествующих дню выборов.
Статья 26
К исключительной компетенции Палаты депутатов относится право предъявлять обвинение в Сенате публичным должностным лицам в случаях, определенных в статье 23.
Обвинение выносится двумя третями голосов от общего числа членов Палаты.
РАЗДЕЛ IV. ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЕИХ ПАЛАТ
Статья 27
В случаях, предписываемых Конституцией, палаты объединяются в Национальную ассамблею, причем необходимо присутствие более половины членов каждой палаты. Решения принимаются абсолютным большинством голосов.
Статья 28
Каждая палата устанавливает свои правила внутреннего распорядка и ведения дел и может в дисциплинарном порядке определять наказания для своих членов в зависимости от совершенных ими проступков.
Статья 29
Сенат и Палата депутатов проводят сессии раздельно, собираясь вместе только для проведения заседаний Национальной ассамблеи.
Согласно части 22 статьи 55 палаты собираются вместе также при представлении послания Президента Республики и отчетов государственных секретарей; кроме этого, для проведения торжественных и других актов, не связанных с осуществлением законодательных полномочий, отнесенных настоящей Конституцией к сфере исключительной компетенции каждой из них.
Статья 30
Решение любой из палат носит законный характер только при кворуме, составляющем более половины ее членов. Решения принимаются абсолютным большинством голосов, за исключением вопросов, предварительно объявленных срочными, которые решаются двумя третями голосов при втором чтении.
Статья 31
Сенаторы и депутаты пользуются неприкосновенностью в отношении высказанных ими во время заседаний мнений.
Статья 32
Ни один сенатор или депутат не может быть лишен свободы в течение срока своих полномочий без разрешения Палаты, членом которой он является, за исключением случаев задержания на месте преступления.
И Сенат, и Палата депутатов, а в период между сессиями либо при отсутствии кворума любой член любой из палат имеет право потребовать освободить на весь срок или на любую часть срока от полномочий сенатора либо депутата, который был задержан, арестован, заключен в тюрьму или лишен свободы в любой другой форме. С этой целью председатель любой палаты либо сенатор или депутат направляет соответствующее требование Генеральному прокурору Республики, а в случае необходимости непосредственно отдает распоряжение об освобождении, для чего он может обратиться за содействием в любой орган государственной власти, который обязан оказать это содействие.
Статья 33
Палаты собираются на очередную сессию 27 февраля и 16 августа каждого года; сессия продолжается девяносто дней, этот срок может быть продлен не более чем на шестьдесят дней.
На внеочередную сессию палаты собираются исполнительной властью.
Статья 34
Ежегодно 16 августа Сенат и Палата депутатов избирают свои директивные органы, в состав каждого из которых входят председатель, вице-председатель и два секретаря.
§ I Каждая палата назначает свой вспомогательный персонал.
§ II. Председатель Сената и председатель Палаты депутатов во время сессии имеют право дисциплинарного воздействия; во время официальных визитов каждый из них представляет свою палату.
Статья 35
Во время заседаний Национальной ассамблеи и совместных заседаний палат председательствует Председатель Сената, вице-председателем является председатель Палаты депутатов, в Секретариат входят секретари обеих палат.
§ I. В случае отсутствия председателя Сената на заседаниях Национальной ассамблеи и совместных заседаниях Палат вплоть до избрания нового председателя Сената председательствует Председатель Палаты депутатов.
§ II. В случае отсутствия председателя Сената и председателя Палаты депутатов на заседаниях Национальной ассамблеи и совместных заседаниях палат председательствует вице-председатель Сената, а в его отсутствие – вице-председатель Палаты депутатов.
Статья 36
Национальная ассамблея рассматривает результаты выборов Президента и Вице-президента Республики, объявляет их, принимает присягу Президента и Вице-президента Республики, принимает либо отклоняет их прошения об отставке, осуществляет иные предписанные настоящей Конституцией полномочия.
РАЗДЕЛ V. КОНГРЕСС
Статья 37
Конгресс полномочен: - Устанавливать общегосударственные пошлины и налоги, определять порядок их сбора и использования.
- Одобрять или отклонять после рассмотрения сообщения Счетной палаты отчет о сборе и использовании доходов, представленный исполнительной властью.
- Рассматривать замечания исполнительной власти по поводу законов.
- Принимать решения о сохранении и использовании национальных богатств и об отчуждении имущества, находящегося в частной собственности государства, за исключением случаев, указанных в части 10 статьи 55 и в статье 110.
- Делать все необходимое для сохранения памятников и предметов старины, способствовать приобретению последних.
- Образовывать либо ликвидировать провинции, муниципии и другие территориально-политические единицы, решать все вопросы, связанные с их границами и организацией, а также с рассмотрением данных, свидетельствующих о социальной, политической и экономической целесообразности каких-либо изменений.
- В случае нарушения мирного положения или общественных беспорядков либо вводить осадное положение либо на территории, где происходят названные действия, приостанавливать на время этих действий осуществление личных прав, установленных настоящей Конституцией в части 2 (пункты «Ь», «с», «d», «е», «f», «g», «h»), частях 3, 4, 6, 7 и 9 статьи 8.
- В случае нависшей серьезной и реальной угрозы национальному суверенитету Республики объявлять чрезвычайное положение, приостанавливая осуществление личных прав, за исключением права на неприкосновенность жизни, провозглашаемого частью 1 статьи 8 настоящей Конституции. В каникулярное время чрезвычайное положение объявляет Президент Республики с последующим созывом Конгресса для предоставления информации о событиях и принятых решениях.
- Быть полностью в курсе дел, связанных с миграцией в стране.
- Увеличивать или сокращать число апелляционных судов, создавать или упразднять обычные и особые суды.
- Создавать либо упразднять суды, рассматривающие дела по административным спорам, решать вопросы, связанные с их организацией и компетенцией.
- Ставить на голосование смету доходов и закон о государственных расходах, поддерживать либо отклонять чрезвычайные государственные расходы, с прошением о кредите для погашения которых обращается исполнительная власть.
- Разрешать или отказывать в предоставлении займов из государственных фондов через органы исполнительной власти.
- Одобрять или отказывать в одобрении заключенных исполнительной властью международных договоров и соглашений.
- Издавать законодательные акты относительно национального долга.
- Декларировать посредством закона необходимость проведения конституционной реформы.
- Представлять Президенту Республики разрешение на выезд за границу на срок более пятнадцати дней.
- Ежегодно рассматривать все акты исполнительной власти и в случае их соответствия настоящей Конституции и законам утверждать их.
- Одобрять или отказывать в одобрении контрактов, представляемых Президентом в соответствии с частью 10 статьи 55 и статьей 110.
- Издавать постановление о переводе Сената или Палаты депутатов из столицы Республики по причине высшей целесообразности или по решению Президента Республики.
- Объявлять амнистию по политическим преступлениям.
- По ходатайству одного или нескольких членов какой-либо палаты, поддержанному двумя третями голосов от числа присутствующих членов этой палаты, обращаться с запросами к государственным секретарям, директорам или администраторам государственных автономных органов по предметам их компетенции.
- Издавать законодательные акты по всем вопросам, за исключением тех, что составляют компетенцию других властей государства либо противоречат настоящей Конституции.
РАЗДЕЛ VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья 38
Право законодательной инициативы принадлежит:
a) сенаторам и депутатам;
b) Президенту Республики;
c) по судебным вопросам Верховному суду;
d) по вопросам выборов – Центральной избирательной комиссии.
Тот, кто осуществляет это право согласно пункту «а» настоящей статьи, может поддержать свое предложение в другой палате; согласно любому другому пункту – через своего представителя в обеих палатах.
Статья 39
Законопроект, внесенный в одну из палат, проходит два раздельных обсуждения с интервалом между ними по меньшей мере в один день.
В случае дела чрезвычайной срочности, о чем объявляется заранее, законопроект обсуждается на двух заседаниях, следующих друг за другом.
Статья 40
Законопроект, одобренный одной из палат, направляется для обсуждения с соблюдением тех же формальностей в другую палату. В случае, если в законопроект вносятся поправки, он возвращается с соответствующими замечаниями в палату, из которой исходил. Если предлагаемые поправки принимаются, закон направляется исполнительной власти, в случае же, если они отвергаются, законопроект возвращается во вторую палату с ответными замечаниями; если эта палата их принимает, закон направляется исполнительной власти, если отвергает – законопроект отклоняется.
Статья 41
Закон, одобренный обеими палатами, направляется исполнительной власти, которая в случае отсутствия возражений промульгирует закон не позднее чем через восемь дней после его поступления, а не позднее чем через пятнадцать дней после промульгации – публикует закон. Законопроект с замечаниями возвращается в палату, из которой исходил, не позднее чем через восемь дней, включая день отправки; если законопроект объявляется срочным, замечания представляются в течение трех дней. Палата, получившая замечания исполнительной власти, включает вопрос в повестку дня очередной сессии и вновь обсуждает закон. Если после обсуждения закон вторично принимается двумя третями голосов, он направляется в другую палату для нового рассмотрения. Если последняя его одобряет таким же большинством голосов, закон окончательно принимается. Президент Республики обязан промульгировать и опубликовать закон в установленные сроки.
§ I. Законопроект, обсуждение которого в одной из палат не закончилось к моменту истечения срока полномочий Конгресса, рассматривается соответственно установленной настоящей Конституцией процедуре в Конгрессе следующего созыва вплоть до того, как законопроект станет законом либо будет отклонен. В случае, если не было принято ни одно из этих решений, законопроект считается не вносившимся.
§ II. Законопроект, поступивший в одну из палат, после одобрения другой палатой включается в повестку дня.
Статья 42
Если закон направляется Президенту Республики для промульгации, а до истечения срока законодательных полномочий остается меньше времени для представления возражений, чем предписывает предыдущая статья, Конгресс продолжает свою деятельность, чтобы иметь возможность ознакомиться с замечаниями Президента, вплоть до истечения сроков и завершения процедуры, установленной статьей 41. Законы после их опубликования обязательны для всех жителей Республики, если установленное законом время для ознакомления с ними истекло.
Статья 43
Законопроект, отклоненный одной из палат, не может быть внесен в другую палату, а также не может быть повторно внесен ни в одну из палат; он может заново представляться только в следующий законодательный период.
Статья 44
Текст законов начинается следующими словами: «Национальный конгресс именем Республики».
Статья 45
После промульгации законы публикуются в предписанной законом форме и по истечении установленного законом времени, необходимого для ознакомления с ними на всей территории Республики, обязательны для всех.
Статья 46
Любой закон, декрет, резолюция, регламент или акт, противоречащий настоящей Конституции, не имеет юридической силы.
Статья 47
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он может быть истолкован в пользу человека, отбывающего наказание или находящегося под судом. Ни в коем случае закон или какаялибо публичная власть не могут отменить либо ухудшить судебные гарантии, установленные соответственно прежнему законодательству.
Статья 48
Законы об общественном порядке, полиции, безопасности и общественной морали обязательны для всех жителей территории Республики и не могут быть отменены путем частных соглашений.
ГЛАВА V
РАЗДЕЛ I. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 49
Верховная исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, избираемым каждые четыре года прямым голосованием. Президент Республики может претендовать только еще на один срок, непосредственно следующий за первым; в дальнейшем никогда не может занимать ни эту должность, ни должность Вице-президента Республики.
Статья 50
Для того чтобы быть Президентом Республики, требуется:
1) быть доминиканцем по рождению или происхождению;
2) достичь к моменту выборов тридцати лет;
3) обладать всеми гражданскими и политическими правами;
4) не состоять на действительной военной или полицейской службе как минимум в течение года до дня выборов.
Статья 51
Вице-президент Республики избирается вместе с Президентом в том же порядке и на тот же срок. Для того чтобы быть Вице-президентом Республики, необходимо удовлетворять тем же условиям, которые установлены для Президента.
Статья 52
Избранные на очередных выборах Президент и Вице-президент Республики приносят присягу 16 августа, следующего за датой их избрания; в этот день заканчивается срок полномочий их предшественников. Если избранный Президент не может сделать этого ввиду отсутствия в стране, в связи с болезнью или по какой-либо другой серьезной причине, обязанности Президента Республики временно исполняет избранный Вице-президент Республики, а в случае отсутствия Вице-президента Республики – председатель Верховного суда.
Статья 53
Если временная неспособность избранного Президента Республики, не принесшего присягу, исполнять обязанности переходит в постоянную, его обязанности исполняет избранный Вице-президент Республики, а в случае его отсутствия имеет место процедура, предписываемая статьей 60.
Статья 54
Вступая в должность, Президент и Вице-президент Республики приносят перед Национальной ассамблеей, публичным или перед каким-либо должностным лицом или служащим следующую присягу: «Клянусь Всевышним, моей Родиной и собственной честью, что буду соблюдать и требовать соблюдения Конституции Доминиканской Республики и ее законов, поддерживать и защищать независимость страны, уважать ее права и добросовестно выполнять обязанности Президента Республики».
Статья 55
Президент Республики является главой публичной администрации и Верховным главнокомандующим всеми Вооруженными силами Республики и полицейским корпусом страны.
Полномочия и обязанности Президента Республики: - Назначать и смещать с должности государственных секретарей, их заместителей и других публичных должностных лиц и служащих, чье назначение согласно настоящей Конституции не входит в компетенцию никакой другой власти или автономного органа, признаваемого настоящей Конституцией, принимать их отставку.
- Промульгировать и давать распоряжения об опубликовании законов и резолюций Национального конгресса, обеспечивать их надлежащее исполнение. В случае необходимости издавать регламенты, декреты, инструкции.
- Наблюдать за правильностью взимания и расходования национальных доходов.
- Назначать с одобрения Сената членов дипломатического корпуса, смещать их с должности, принимать отставки.
- Принимать глав иностранных государств и их представителей.
- Председательствовать на всех торжественных национальных мероприятиях, руководить дипломатическими переговорами, заключать договоры с иностранными государствами и международными организациями с обязательным их представлением для одобрения Конгрессу, без чего они не имеют законной силы и не являются для Республики обязательными.
- В случае нарушения общественного порядка в период между сессиями Национального конгресса объявлять на соответствующей территории осадное положение и приостанавливать действие прав, которые могут быть приостановлены согласно части 7 статьи 37; в случае серьезной угрозы национальной безопасности Республики объявлять чрезвычайное положение с последствиями и в соответствии с требованиями, указанными в части 8 той же статьи. В случае стихийного бедствия Президент Республики объявляет зоной бедствия территорию, пострадавшую от наводнения, землетрясения, метеоров или любого другого природного явления, а также вследствие эпидемии.
- В случае нарушения положений, содержащихся в пунктах «а» и «Ь» части 10 статьи 8 настоящей Конституции, что ведет к нарушению или содержит угрозу нарушения общественного порядка, национальной безопасности или регулярного функционирования публичных служб и предприятий общественного пользования либо препятствует развитию экономики страны, Президент Республики, дабы предотвратить опасность, принимает необходимые полицейские меры и меры безопасности временного характера, о чем обязательно уведомляет Конгресс.
- Во время каникул Конгресса осуществлять временные назначения на вакансии, образовавшиеся в Верховном суде, в апелляционных и земельном судах, в судах первой инстанции, а также среди мировых судей и судей-следователей, среди членов Центральной избирательной комиссии и Счетной палаты, с обязательным условием во время следующей законодательной сессии уведомлять Сенат о состоявшихся назначениях, с тем чтобы вопрос о назначениях был решен окончательно.
- Заключать соглашения, направляя их в Национальный конгресс для получения одобрения в соответствии со статьей 110 в тех случаях, когда в соглашениях содержатся положения, затрагивающие национальные доходы или связанные с отчуждением недвижимого имущества, стоимость которого превышает двадцать тысяч золотого песо, с выпуском займов либо общим освобождением от налогов; во всех других случаях одобрение Конгресса не требуется.
- Если открывается вакансия на должность муниципального советника (рехидора) или рехидора национального округа, или муниципального синдика, или синдика национального округа, а число избранных заместителей исчерпано, исполнительная власть выбирает кандидатуру из списка в три человека, представляемого партией, которая ранее выдвигала выбывшего советника или синдика. Список должен быть представлен исполнительной власти через пятнадцать дней после того, как открылась вакансия; в случае, если список в указанный срок не представлен, соответствующее назначение исполнительная власть производит по своему усмотрению.
- Выдавать или отказывать в выдаче навигационных патентов.
- Регламентировать по мере целесообразности таможенную службу.
- Распоряжаться национальными Вооруженными силами как в мирное время, так и в военное время, командовать или лично или через назначенное с этой целью лицо либо лиц, сохраняя при этом свой статус Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Республики; устанавливать численность Вооруженных сил армии и флота и распоряжаться ими в интересах государства.
- Принимать меры, необходимые для обеспечения законной защиты Республики, в случае вооруженного нападения или нависшей угрозы такого нападения со стороны иностранного государства с обязательным уведомлением Конгресса о принятых мерах.
- Распоряжаться об аресте или выдворении из страны иностранных граждан, чья деятельность нарушает или может нарушить общественный порядок или общественную мораль.
- Назначать или отзывать членов верховных советов Вооруженных сил и национальной полиции.
- Регулировать вопросы, связанные с воздушными, морскими, речными и военными зонами.
- Регулировать вопросы, связанные с использованием портов и морского побережья.
- Запрещать иностранным гражданам въезд в страну в случае, если это, по усмотрению Президента, соответствует национальным интересам.
- Менять местопребывание своей официальной резиденции, когда он сочтет это необходимым.
- Ежегодно 27 февраля, в день открытия очередной сессии Национального конгресса, представлять ему послание с отчетом о деятельности администрации за истекший год, сопровождаемое докладами, а также отчетами государственных секретарей.
- Представлять Конгрессу во время второй очередной сессии проект сметы доходов и закон о государственных расходах на следующий год.
- Разрешать или отказывать в разрешении доминиканским гражданам, проживающим на территории Доминиканской Республики, находиться на службе иностранного государства или международной организации, а также принимать награды и титулы, жалуемые иностранным правительством.
- Аннулировать посредством декрета, содержащего обоснование решения, нормы и правила, установленные муниципальными советами.
- Разрешать или отказывать в разрешении муниципальным советам отчуждать недвижимое имущество, одобрять или отказывать в одобрении контрактов, если в качестве гарантии используется муниципальная недвижимость либо муниципальные доходы.
- Ежегодно 27 февраля, 16 августа и 23 декабря объявлять помилование – всеобщее либо частичное, условное либо безусловное.
Статья 56
Президент Республики может покидать пределы национальной территории без разрешения Конгресса не более чем на пятнадцать дней.
Статья 57
Президент и Вицепрезидент Республики обращаются с прошением об отставке только к Национальной ассамблее.
Статья 58
В случае временного отсутствия Президента Республики после того, как присяга уже была принесена, на время его отсутствия исполнительная власть переходит к Вицепрезиденту Республики, а в случае отсутствия Вицепрезидента Республики – к председателю Верховного суда.
Статья 59
В случае постоянной неспособности Президента Республики исполнять свои обязанности после того как присяга уже была принесена, полномочия Президента Республики на время, оставшееся до окончания их срока, переходят к Вицепрезиденту Республики.
Статья 60
В случае постоянной неспособности Вицепрезидента Республики исполнять обязанности Президента высшая исполнительная власть временно переходит к председателю Верховного суда, который через пятнадцать дней после принятия им этих функций созывает Национальную ассамблею. Национальная ассамблея собирается через пятнадцать дней после объявления ее созыва на сессию, которая не может ни закрыться, ни прерваться на каникулы до тех пор, пока не будет избран постоянный заместитель. В случае, если Национальная ассамблея в силу какихлибо причин не созывается, она собирается по собственной инициативе для проведения выборов в предписанном выше порядке.
Раздел II
Государственные секретари
Статья 61
Для ведения дел публичной администрации законом учреждаются государственные секретариаты; в случае необходимости законом учреждаются также должности заместителей государственных секретарей, которые подчиняются соответствующему государственному секретарю.
Для того чтобы стать государственным секретарем или его заместителем, необходимо быть доминиканцем, обладать всеми гражданскими и политическими правами, достичь к моменту назначения двадцатипятилетнего возраста. Доминиканец по натурализации может стать государственным секретарем или его заместителем не ранее чем через десять лет после приобретения национальности.
Статья 62
Полномочия государственных секретарей определяются законом.
Глава VI
Раздел I
Судебная власть
Статья 63
Судебная власть осуществляется Верховным судом и другими судами, учрежденными настоящей Конституцией и законами. Судебная власть пользуется административной и финансовой независимостью.
§ I. Продвижение по службе судей и служащих судебных органов, вопросы их выхода на пенсию, размер пенсии определяются законом.
§ II. Служащие органов Судебной власти не могут занимать никакие другие посты или публичные должности за исключением случаев, указанных в статье 108.
§ III. Судьи не могут быть сменены либо уволены в отставку, за исключением случаев, указанных в части 5 статьи 67.
§ IV. По истечении срока полномочий судья остается в должности вплоть до избрания его преемника.
Раздел II
Верховный суд
Статья 64
Верховный суд состоит как минимум из одиннадцати судей; Верховный суд заседает, рассматривает дела и принимает решения, имеющие законную силу, при кворуме, который определен законом, регламентирующим организацию суда.
§ I. Судьи Верховного суда избираются Национальным советом магистров, возглавляемым Президентом Республики, а в его отсутствие – Вице президентом Республики; в отсутствие Президента и Вицепрезидента Республики эти функции осуществляет Генеральный прокурор Республики. В Совет также входят:
1) председатель Сената и избранный Сенатом сенатор при условии, что он не принадлежит к партии, членом которой является председатель Сената;
2) председатель Палаты депутатов и избранный палатой депутат при условии, что он не принадлежит к партии, членом которой является председатель Палаты депутатов;
3) председатель Верховного суда;
4) избранный Верховным судом один из его членов. Он выполняет функции секретаря Совета.
§ II. После того как избраны судьи Верховного суда, Национальный совет магистров назначает из числа его членов председателя и его первого и второго заместителей, которые осуществляют функции председателя Верховного суда в случае его отсутствия или неспособности выполнять свои обязанности.
§ III. В случае прекращения деятельности судьи, осуществляющего какуюлибо из выше названных функций, Национальный совет магистров избирает нового судью, возлагая на него эти функции, либо передает их одному из членов Верховного суда.
Статья 65
Для того чтобы быть судьей Верховного суда, необходимо отвечать следующим требованиям:
1) быть доминиканцем по рождению или происхождению; к моменту избрания быть не моложе тридцати пяти лет;
2) обладать всеми гражданскими и политическими правами;
3) быть лиценциатом или доктором права;
4) иметь как минимум двенадцать лет стажа работы адвокатом, либо в течение этого срока занимать должности судьи апелляционного или земельного суда, суда первой инстанции, либо быть представителем прокуратуры в названных судах. Время работы адвокатом и судьей может быть объединено.
Статья 66
Генеральный прокурор Республики представляет прокуратуру в Верховном суде лично или через своих заместителей, определенных законом. Статус Генерального прокурора по уровню соответствует статусу председателя Верховного суда, его полномочия устанавливаются законами.
Для того чтобы быть Генеральным прокурором Республики, необходимо отвечать тем же условиям, которые предъявляются к судьям Верховного суда.
Статья 67
К исключительной компетенции Верховного суда помимо полномочий, возложенных на него законом, относится:
1) рассмотрение в качестве первой и последней инстанции обвинения против Президента и Вицепрезидента Республики, сенаторов, депутатов, государственных секретарей, заместителей государственных секретарей, судей Верховного суда, Генерального прокурора Республики, судей и генеральных прокуроров апелляционных судов, Государственного адвоката в земельном суде, судей Высшего земельного суда, членов национального дипломатического корпуса, Центральной избирательной комиссии и Счетной палаты, а также членов суда по налоговым спорам; рассмотрение вопрос о соответствии Конституции законов по запросу исполнительной власти, председателя одной из палат Национального конгресса;
2) рассмотрение кассационных жалоб в соответствии с законом;
3) рассмотрение в качестве последней инстанции дел, первой инстанцией, для которых являются апелляционные суды;
4) избрание судей апелляционных и земельного судов, судов первой инстанции, следственных и мировых судей и их заместителей, членов суда по налоговым спорам и любого другого суда, учрежденного законом в соответствии с положениями Закона о судейской службе;
5) осуществление высшей дисциплинарной власти в отношении всех служащих судебных органов вплоть до приостановления их деятельности или отстранения от должности в установленной законом форме;
6) перевод (временно или постоянно), когда он сочтет это целесообразным, из одного судебного округа в другой судей апелляционных судов, судей первой инстанции, членов земельного суда первой инстанции, следственных и мировых судей, а также членов других судов, учрежденных законом;
7) создание административных должностей, необходимых для точного осуществления судебной властью полномочий, предписываемых настоящей Конституцией и законами;
8) назначение должностных лиц и служащих органов судебной власти;
9) установление жалования и других форм вознаграждения судьям и административному персоналу органов судебной власти.
Раздел III
Апелляционные суды
Статья 68
На территории Республики образуются как минимум девять апелляционных судов. Численность входящих в их состав судей, как и судебные округа, соответствующие конкретному суду, определяются законом.
§ I. После выборов судей апелляционных судов Верховный суд назначает из их числа председателя, а также первого и второго заместителей, которые осуществляют функции председателя Апелляционного суда в случае его отсутствия либо неспособности выполнять свои обязанности.
§ II. В случае прекращения деятельности судьи, осуществляющего какуюлибо из выше названных функций, Верховный суд избирает нового судью, возлагая на него эти функции, либо передает их другому судье.
Статья 69
Для того чтобы быть судьей Апелляционного суда, необходимо отвечать следующим требованиям:
1) быть доминиканцем;
2) обладать всеми гражданскими и политическими правами;
3) быть лиценциатом или доктором права;
4) иметь четыре года стажа работы адвокатом либо в течение этого срока занимать должность судьи суда первой инстанции, представителя прокуратуры в судебных органах или судьи земельного суда первой инстанции. Время работы адвокатом и судьей может быть объединено.
Статья 70
Прокуратуру в каждом апелляционном суде представляет Генеральный прокурор лично либо через своих заместителей, установленных законом, каждый из которых должен отвечать тем же условиям, которые предъявляются к судьям апелляционных судов.
Статья 71
К компетенции апелляционных судов относится:
1) рассмотрение апелляций на приговоры, вынесенные судами первой инстанции;
2) рассмотрение в качестве первой инстанции дел, возбужденных против судей судов первой инстанции;
3) рассмотрение всех остальных дел, определенных законом.
Раздел IV
Земельный суд
Статья 72
Полномочия земельного суда определяются законом.
Для того чтобы быть председателем или судьей Высшего земельного суда, необходимо отвечать тем же условиям, которые предъявляются к судье Апелляционного суда, а для того чтобы быть судьей, необходимо отвечать тем же условиям, которые предъявляются к судьям судов первой инстанции.
Раздел V
Суды первой инстанции
Статья 73
В каждом судебном округе учреждаются суды первой инстанции с полномочиями, установленными законом.
Закон устанавливает число судебных округов, численность судей, являющихся членами судов первой инстанции, а также число палат, из которых состоят эти суды.
Статья 74
Для того чтобы быть судьей суда первой инстанции, требуется быть доминиканцем, обладать всеми гражданскими и политическими правами, быть лиценциатом или доктором права, иметь два года стажа работы адвокатом либо в течение этого срока занимать должность мирового судьи или прокурораобвинителя.
Статья 75
Для того чтобы быть прокурором провинции или следственным судьей, необходимо отвечать тем же условиям, которые предъявляются к судьям суда первой инстанции.
Раздел VI
Мировые суды
Статья 76
В национальном округе и в каждой муниципии в соответствии с законом действуют мировые суды.
Статья 77
Для того чтобы быть мировым судьей или прокуроромобвинителем либо заместителем одного или другого, требуется быть доминиканцем, иметь квалификацию адвоката, обладать всеми гражданскими и политическими правами. Полномочия мирового судьи устанавливаются законом.
Квалификация адвоката не является обязательным условием для занятия выше названных должностей в муниципиях, где нет возможности назначить или избрать на эту должность адвоката; исключение составляют национальный округ и главные муниципии провинций, где квалификация адвоката для занятия этих должностей является обязательным условием.
Глава VII
Счетная палата
Статья 78
Учреждается Счетная палата – постоянный орган, который состоит как минимум из пяти человек, избираемых Сенатом из списков по три человека, представляемых исполнительной властью.
Счетная палата осуществляет в основном технические функции.
Статья 79
К полномочиям Счетной палаты, помимо указанных в законе, относятся:
1) проверка общих и специальных счетов Республики;
2) ежегодное представление Конгрессу во время первой очередной сессии доклада о счетах истекшего года.
Статья 80
Срок пребывания членов Счетной палаты в должности – четыре года.
Статья 81
Для того чтобы быть членом Счетной палаты, необходимо быть доминиканцем, обладать всеми гражданскими и политическими правами, достичь к моменту избрания двадцатипятилетнего возраста, быть доктором или лиценциатом права, лиценциатом в области финансов либо лицензированным бухгалтером.
Закон устанавливает и другие требования, предъявляемые к членам Счетной палаты.
Глава VIII
Национальный округ и муниципии
Статья 82
Управление национальным округом и муниципиями осуществляют муниципалитеты. Численность советников муниципалитетов и их заместителей определяется согласно закону пропорционально числу жителей соответствующей политикотерриториальной единицы, но ни в коем случае их не может быть меньше пяти. Советники муниципальных советов и их заместители, синдик национального округа, муниципальные синдики и их заместители избираются жителями соответственно национального округа либо муниципий согласно процедуре, установленной настоящей Конституцией и законами, каждые четыре года из числа кандидатов, выдвигаемых политическими партиями или объединениями – политическими, региональными, провинциальными, муниципальными.
Статья 83
Муниципалитеты, как и синдики, независимы при осуществлении своих функций с учетом ограничений, накладываемых настоящей Конституцией и законами, которые определяют их полномочия, права и обязанности.
Статья 84
Закон определяет требования, которым необходимо отвечать, чтобы занимать должности, названные в статьях 82 и 83. Совершеннолетние иностранные граждане, отвечающие этим требованиям, могут занимать эти должности при условии, что к этому моменту они проживали в округе, в котором избираются, более десяти лет.
Статья 85
Как при составлении, так и при исполнении бюджета муниципалитеты обязаны поддерживать действия, направленные на улучшение обслуживания населения.
Муниципалитеты могут с одобрения, требуемого законом, принимать чрезвычайные меры при условии, что эти меры не затрагивают национальные доходы, муниципальную торговлю, экспорт, а также настоящую Конституцию и существующие законы.
Глава IX
Управление провинциями
Статья 86
Каждая провинция управляется гражданским губернатором, назначенным исполнительной властью.
Для того чтобы занимать должность губернатора, необходимо быть доминиканцем, достигшим к моменту назначения двадцати пяти лет, пользоваться всеми гражданскими и политическими правами.
Статья 87
Организация провинций и управление ими, полномочия и обязанности гражданских губернаторов определяются законом.
Глава X
Избирательные ассамблеи
Статья 88
Все граждане Республики обязаны участвовать в выборах. Голосование осуществляется лично, свободно, тайно.
В выборах не участвуют:
1) лица, утратившие гражданские права, а также лица, чьи гражданские права приостановлены в соответствии со статьями 14 и 15 настоящей Конституции;
2) служащие Вооруженных сил и полицейских частей.
Статья 89
Каждые четыре года 16 мая избирательные ассамблеи собираются по собственной инициативе для избрания Президента и Вицепрезидента Республики; каждые два года избираются другие должностные лица. В случае экстренного созыва избирательные ассамблеи собираются не позднее чем через шестьдесят дней после опубликования соответствующего закона.
Статья 90
К ведению избирательных ассамблей относятся выборы Президента и Вицепрезидента Республики, сенаторов и депутатов, советников муниципальных советов и их заместителей, синдика национального округа, муниципальных синдиков и их заместителей, а также всех других должностных лиц, определенных законом.
В случае, если на выборах Президента и Вицепрезидента Республики ни одна из кандидатур не получила абсолютного большинства голосов от числа бюллетеней, признанных действительными, через сорок пять дней после первого тура выборов проводится второй тур, в котором принимают участие только два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре.
Статья 91
Согласно нормам, установленным законом, голосование на выборах является прямым и тайным; представительство меньшинства обеспечивается в тех случаях, когда избираются два или больше кандидатов.
Статья 92
Ответственность за подготовку и проведение выборов, а также контроль за их проведением осуществляет Центральная избирательная комиссия и местные избирательные комиссии, действующие в соответствии с законом.
Для исполнения настоящей статьи Центральная избирательная комиссия принимает на себя руководство и командование органами общественного порядка на территории, где есть необходимость контролировать прохождение выборов.
Глава XI
Вооруженные силы
Статья 93
Вооруженные силы по существу своему являются подчиненным органом и ни в коем случае не имеют права обсуждать приказы. Вооруженные силы призваны защищать независимость и целостность Республики, поддерживать общественный порядок, стоять на страже соблюдения Конституции и законов; по решению органов исполнительной власти могут принимать участие в программах и планах, направленных на социальное и экономическое развитие страны.
Статья 94
Условия, необходимые для поступления на службу в Вооруженные силы, предписываются законом об их создании.
Глава XII
Общие положения
Статья 95
Цвета национального флага – ультрамариновый и яркокрасный. Флаг состоит из чередующихся квадратов этих цветов, при этом ультрамариновый цвет находится ближе к верхней части древка; квадраты разделены белым крестом шириной в половину квадрата. В центре находится герб Республики. Торговый флаг – это национальный флаг, но без герба.
Статья 96
Герб Республики имеет цвета национального флага, расположены они таким же способом. В центре герба открытое Евангелие, сверху крест, по обеим сторонам трофейные копья и национальные флаги без герба; с левой стороны лавровая ветвь, с правой – пальмовая ветвь. Сверху герб обрамлен лентой ультрамаринового цвета, на которой начертано: «Бог, Родина, Свобода»; у основания лента яркокрасного цвета, на ней начертано: «Доминиканская Республика». Национальный герб имеет форму прямоугольника с выступающими верхними углами и закругленными нижними, расположенными так, что если провести горизонтальную линию, соединяющую две вертикали, исходящие из нижних углов, получится правильный квадрат.
Закон регламентирует порядок использования и размеры национального флага и национального герба.
Статья 97
Национальный гимн, утвержденный Законом № 700 от 30 мая, не подлежит изменениям, един на все времена.
Статья 98
Национальными праздниками являются: 27 февраля – годовщина Независимости Республики и 16 августа – годовщина Реставрации Республики.
Статья 99
Узурпированная власть недейственна, ее акты ничтожны. Любое решение, принятое под давлением вооруженной силы, не имеет законной силы.
Статья 100
Республика выступает против любых привилегий, против любой ситуации, которая способствует нарушению равенства доминиканцев, различия между которыми могут быть связаны только со способностями человека и его личными качествами. Соответственно никакая организация не может жаловать почетные титулы, а также награждать наследуемыми знаками отличия.
Статья 101
Все художественные и исторические ценности, находящиеся на территории Республики, независимо от их принадлежности, являются национальным достоянием и находятся под охраной государства. Их сохранение и защита регулируются законом.
Статья 102
Всякий, кто использует общественные фонды в личных целях либо, используя свое положение в государственных органах или автономных структурах, извлекает для себя экономическую выгоду, подвергается санкциям в соответствии с законом. Санкциям подвергается также любое лицо, способствующее в получении выгоды своим компаньонам, родственникам, свойственникам, друзьям и близким знакомым. Никто не отвечает в уголовном порядке за деяния другого лица ни в этих, ни в каких других случаях.
Статья 103
Полезные ископаемые составляют собственность государства, они могут эксплуатироваться частными лицами только на основании концессии или контракта, предоставляемых в соответствии с законом.
Статья 104
В соответствии с законом граждане могут свободно организовываться в политические партии и политические ассоциации при условии, что их программы соответствуют основополагающим принципам, установленным настоящей Конституцией.
Статья 105
Избранные либо действующие Президент и Вицепрезидент Республики не могут быть лишены свободы до начала или в период срока их полномочий, что не противоречит положениям статьи 23.
Статья 106
Лицо, назначенное на государственную должность, приносит присягу верности Конституции и законам и обязуется честно выполнять свои обязанности. Присяга приносится перед любым публичным должностным лицом или служащим.
Статья 107
Срок пребывания в должности всех выборных должностных лиц, независимо от даты их избрания, прекращается 16 августа каждого четвертого года. В этот день начинается новый конституционный период.
§ I. Если выборное должностное лицо прекращает выполнение своих функций в связи со смертью, отставкой, отстранением от должности, неспособностью выполнять свои обязанности или по какойлибо другой причине, тот, кто его замещает, пребывает в должности до истечения срока полномочий по этой должности.
§ II. По окончании срока полномочий члены Счетной палаты, председатель и члены Центральной избирательной комиссии пребывают в должности вплоть до того, как Сенат произведет новые назначения на эти должности на начинающийся конституционный период.
Статья 108
Никакие публичные должности или посты, названые в настоящей Конституции и законах, несовместимы с почетными должностями и преподавательской деятельностью; это положение не противоречит статье 18.
Статья 109
Правосудие по всей территории Республики осуществляется безвозмездно.
Статья 110
Любые льготы частному лицу, предоставление освобождения, уменьшения или ограничения налогов, контрибуций либо налоговых или муниципальных сборов в пользу частных лиц признаются только в случае их соответствия закону. Частное лицо на основе разрешенной законом концессии или одобренного Национальным конгрессом контракта может получить неотъемлемое право пользоваться на время определенной концессией или контрактом при условии выполнения налагаемых ими обязательств, льготами, освобождением, уменьшением либо ограничением налогов, контрибуций, налоговых или муниципальных сборов в определенных общественно полезных видах деятельности и предприятиях, а также в тех видах деятельности и предприятиях, которые в целях укрепления национальной экономики или по другим социально значимым причинам нуждаются в привлечении новых капиталовложений.
Статья 111
Национальная денежная единица – золотой песо.
§ I. Законное обращение и законную силу имеют только денежные знаки, выпущенные единственным автономным эмиссионным органом, капитал которого является собственностью государства, при условии, что эти знаки полностью гарантируются золотыми запасами и другими реальными и действительными ценностями в пропорции и на условиях, установленных законом, и при безусловной гарантии государства.
§ II. Деньги в форме монет от имени государства выпускает тот же самый эмиссионный орган, они пускаются в обращение только путем замены денежных знаков равной ценности. Ценность металлических денег, которые находятся в обращении в настоящее время, и тех, которые будут выпущены в будущем, определяет закон.
§ III. Монетную и банковскую системы Республики регулирует эмиссионный орган, которым руководит Валютный комитет, состоящий из членов, назначаемых и освобождаемых от должности только в силу закона; они ответственны за точное выполнение своих функций в соответствии с нормами, установленными законом.
§ IV. Эмиссия и использование бумажных денег, а также других денежных знаков, не разрешенных настоящей Конституцией, запрещается как государству, так и любому публичному или частному лицу, любой организации.
Статья 112
Любые изменения в установленной законом денежной или банковской системе возможны с согласия двух третей голосов от общего числа членов обеих палат при условии, что изменения инициирует исполнительная власть по предложению или с одобрения Валютного комитета.
Статья 113
Любые расходы государственных фондов должны быть разрешены законом и должны осуществляться по распоряжению компетентного должностного лица.
Статья 114
Ежегодно в апреле публикуется общий отчет о государственных доходах и расходах за истекший год.
Статья 115
Закон о государственных расходах состоит из глав по различным административным отраслям; перевод денежных сумм из одной главы в другую, из одной бюджетной статьи в другую осуществляется только на основании закона. Этот закон, если он не инициирован исполнительной властью, принимается двумя третями голосов от общего числа членов обеих палат.
§ I. Закон, предписывающий или определяющий государственные расходы либо накладывающий на государство определенные финансовые обязательства, имеет силу только в случае, если согласно этому закону создаются специальные фонды для его исполнения либо дается распоряжение о соответствующих выплатах в счет запланированных поступлений этого финансового года при условии, что к моменту опубликования закона имеется сумма, достаточная для этой цели.
§ II. Голосование в Конгрессе о государственных расходах имеет законную силу в случае, если закон, санкционирующий определенные ассигнования, принимается двумя третями голосов от общего числа членов обеих палат, а также в случае, если эти расходы включены в законопроект о государственных расходах, представленный исполнительной властью на основании статьи 55 настоящей Конституции, или если они испрашиваются исполнительной властью после того, как законопроект уже представлен. Нарушение общего правила, установленного в первом параграфе настоящей статьи, не допускается.
§ III. Конгресс санкционирует изменения статей законопроекта о распределении фондов или закона о государственных расходах, представленных исполнительной властью, с согласия двух третей голосов от общего числа членов обеих палат при соблюдении положений первого параграфа настоящей статьи.
Если инициатива исходит от исполнительной власти, Конгресс принимает решение обычным большинством голосов.
§ IV. Если в силу какихлибо обстоятельств очередная сессия Конгресса закрывается до того, как была утверждена смета доходов и был принят закон о государственных расходах, остается в силе закон о государственных расходах за предыдущий год.
§ V. В период между сессиями Конгресса исполнительная власть может отдавать распоряжение посредством декрета о перераспределении средств в рамках закона о государственных расходах, если этого требуют неотложные нужды административной службы, а также в связи с созданием либо упразднением административных должностей либо предприятий общественного пользования, имеющих отношение к этому закону, с обязательным условием представить Конгрессу для одобрения принятые решения во время очередной сессии. В случае, предусмотренном настоящим параграфом, исполнительная власть может таким же образом использовать фонды, необходимые для покрытия расходов публичной администрации, с условием представить Конгрессу отчет во время очередной сессии.
Глава XIII
Реформа Конституции
Статья 116
Изменения в настоящую Конституцию вносятся либо по представлению исполнительной власти, либо на основании предложения об изменении Конституции, поступившего в Национальный конгресс и одобренного одной третью голосов от общего числа членов обеих палат.
Статья 117
Необходимость реформирования Конституции декларируется законом.
Этот закон, который не может быть предметом возражений со стороны исполнительной власти, объявляет о созыве Национальной ассамблеи, определяет цель реформирования и указывает статьи Конституции, подлежащие обсуждению на предмет их изменения.
Статья 118
Для решения вопроса о реформировании Конституции Национальная ассамблея собирается через пятнадцать дней после опубликования закона о необходимости реформирования Конституции при кворуме, составляющем более половины членов каждой палаты. После того как Национальная ассамблея проголосовала и обнародовала изменения, Конституция подлежит немедленному опубликованию целиком с принятыми изменениями.
В порядке исключения, вопреки статье 27, в этом случае решение принимается двумя третями голосов.
Статья 119
Изменения не могут затрагивать форму правления, которая есть и должна быть всегда гражданской, республиканской, демократической, представительной.
Статья 120
Реформирование Конституции осуществляется только в соответствии с предписаниями настоящей Конституции. Действие Конституции не может быть приостановлено или отменено никакой властью и никакой силой, в том числе и по требованиям народа.
Глава XIV
Переходные положения
Статья 121
Президентский период, который начинается 16 августа 1994 года, завершается в порядке исключения 16 августа 1996 года.
Статья 122
Следующие выборы Президента и Вицепрезидента Республики состоятся 16 мая 1996 года. Избранные Президент и Вицепрезидент Республики приступают к исполнению своих обязанностей 16 августа 1996 года.
Следующие выборы в Национальный конгресс и муниципальные выборы состоятся 16 мая 1998 года; избранные сенаторы, депутаты и государственные служащие приступают к исполнению своих обязанностей 16 августа 1998 года.
Дано и провозглашено в Санто-Доминго де Гусман, столице Доминиканской Республики, во Дворце Национального конгресса, расположенном на Площади имени героев Констансы, Маймона и Эстеро Ондо, 25 июля 2002 года, в 159ю годовщину Независимости Республики и 139ю годовщину Реставрации.