Закон Франции о защитнике прав

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН N 2011-333
О ЗАЩИТНИКЕ ПРАВ
(29 МАРТА 2011 ГОДА)
(Извлечение)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Защитник прав назначается декретом в Совете министров после применения процедуры, предусмотренной в последнем абзаце ст. 13 Конституции.
Он может прекратить исполнение своих обязанностей только по своей просьбе или в случае возникновения препятствий при соблюдении условий, предусмотренных декретом, рассмотренным Государственным советом.
Статья 2
Защитник прав – независимый конституционный орган власти – при осуществлении своих полномочий не получает никаких указаний.
Защитник прав и его заместители не могут подвергаться преследованию, розыску, задержанию, аресту или преданию суду за высказанные мнения или за действия при выполнении ими своих обязанностей.
Статья 3
Функции Защитника прав и функции его заместителей несовместимы с функциями члена Правительства, Конституционного совета, Высшего совета магистратуры и Экономического, социального и экологического совета, а также с каким-либо выборным мандатом.
Члены Правительства, Конституционного совета, Высшего совета магистратуры, Экономического, социального и экологического совета или обладатели какого-либо выборного мандата, назначенные Защитником прав или его заместителями, обязаны отказаться от названных должностей, если они не выразили противоположного мнения в течение восьми дней, следующих за публикацией в «Journal officiel» об их назначении.
Функции Защитника прав и функции его заместителей несовместимы, кроме того, с любой другой функцией или публичной должностью и любой профессиональной деятельностью, а также с любой функцией председателя или члена административного совета, председателя и члена дирекции, председателя и члена наблюдательного совета и уполномоченного администратора (administrateur ) в любом обществе, предприятии или учреждении.
В месячный срок, следующий за опубликованием о назначении в качестве Защитника прав или в качестве его заместителей, назначенное лицо должно прекратить любую деятельность, несовместимую с его новыми обязанностями. Если это лицо является аттестованным государственным служащим или магистратом, то оно переходит в положение временно откомандированного по полному праву на срок его функций и в течение этого времени оно не может получать какого-либо продвижения по выбору (aucune promotion au choix).
РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЯ О КОМПЕТЕНЦИИ
И ОБРАЩЕНИИ К ЗАЩИТНИКУ ПРАВ
Статья 4
На Защитника прав возлагается:
1) Защита прав и свобод в связи с отношениями с органами государственного управления, территориальными коллективами, публичными учреждениями и органами, выполняющими функции публичной службы;
2) Защита и содействие высшим интересам и правам ребенка, закрепленным законами или международными соглашениями, надлежащим образом ратифицированными или одобренными Францией;
3) Борьба против дискриминации, прямой или косвенной, запрещенной законом или международными соглашениями, надлежащим образом ратифицированными или одобренными Францией, а также способствование реализации принципа равенства;
4) Наблюдение за соблюдением профессиональной этики лицами, занимающимися деятельностью по обеспечению безопасности на территории Республики.
Статья 5
Защитник прав может быть запрошен:
1) Любым физическим или юридическим лицом, считающим себя ущемленным в своих правах и свободах деятельностью какого-либо органа государственного управления, территориального коллектива, публичного учреждения или органа, выполняющего функции публичной службы;
2) В отношении ребенка, который призывает к защите своих прав или находящегося в положении, затрагивающем его интересы, его законными представителями, членами его семьи, медицинскими или социальными службами или правомерно существующими ассоциациями, по крайней мере в течение пяти лет со времени имевших место фактов, заявляющих об этом в соответствии с их статусами, обязывающими бороться за права ребенка;
3) Любым лицом, которое посчитает себя пострадавшим от какой-либо дискриминации, прямой или косвенной, запрещаемой законом или международным соглашением, надлежащим образом ратифицированным или одобренным Францией, или любой правомерно существующей ассоциацией, по крайней мере, в течение пяти лет со времени имевших место фактов, заявляющей об этом в соответствии с ее статусом, обязывающим бороться с дискриминацией или оказывать помощь пострадавшим от дискриминации, совместно с лицом, считающим себя потерпевшим от дискриминации или с его согласия;
4) Любым лицом, который был потерпевшим или свидетелем каких-либо фактов, которые он рассматривает как нарушение правил профессиональной этики в области безопасности.
Защитник прав может быть запрошен в отношении действий каких-либо (des agissements) юридических и частных лиц.
Кроме того, он может рассматривать на основании своих должностных полномочий или быть запрошенным управомоченными лицами в отношении прав лица, права и свободы которого были нарушены.
Будучи запрошенным, Защитник прав направляет жалобы своим заместителям.
Статья 6
Обращение к Защитнику прав является бесплатным.
Предшествующее обращение к юридическим лицам публичного права или органам прилагаются, за исключением случая, когда обращение делается в порядке исполнения компетенции, предусмотренной в пунктах со второго по четвертый статьи 4.
Обращение к Защитнику прав ни прерывает, не приостанавливает течение сроков исковой давности по искам в гражданской, административной или уголовной области, как и в отношении жалоб административного или судебного порядка.
Статья 7
Жалоба может быть направлена депутату, сенатору или французскому представителю в Европейском парламенте, которые ее передают Защитнику прав, если они считают, что жалоба заслуживает его вмешательства.
Защитник прав информирует депутата, сенатора или французского представителя в Европейском парламенте о последствиях передачи ему этой жалобы.
Члены Парламента могут по собственной инициативе запросить Защитника прав по вопросу, который, по их мнению, заслуживает его вмешательства.
По требованию одной из постоянных комиссий палат Парламента председатель Национального собрания или председатель Сената также могут передать Защитнику прав любую петицию, которая поступила в их палату и которая относится к компетенции Защитника.
В равной мере Защитник прав может уведомляться о жалобах, которые ему направляют Европейский посредник или лица, занимающие подобные посты за границей, которые, как им представляется, относятся к компетенции Защитника прав и заслуживают его вмешательства.
Статья 8
Если Защитник прав рассматривает дело на основании своих должностных полномочий, или он запрошен иными способами, чем по инициативе лица, считающего себя затронутым, или, когда речь идет о правах ребенка, запрошен его законными представителями, то Защитник прав может вмешиваться только при условиях, что лицо или, в случае необходимости, управомоченное лицо были об этом уведомлены и они не препятствуют такому вмешательству. Однако Защитник прав всегда может быть запрошен в случае, когда затрагиваются высшие интересы ребенка, а также в случаях в отношении лиц, которые не были идентифицированы или от которых не может быть получено согласие.
Статья 9
Если Защитник прав передает жалобу другому независимому органу власти, наделенному правами защиты прав и свобод, то он может сопроводить названную передачу своими замечаниями и потребовать быть информированным о последствиях этой передачи.
Защитнику прав, по его требованию, оказывает помощь в его деятельности Национальная комиссия по делам информации и свобод и Комиссия по обеспечению доступа к административным документам.
Статья 10
Защитник прав не может быть запрошен, а также не может действовать на основе своих должностных полномочий в отношении споров, возникающих между юридическими лицами публичного права и органами, перечисленными в пункте 1 статьи 4.
Защитник прав не может быть запрошен и не может действовать на основе своих должностных полномочий, за исключением своей компетенции, указанной в пункте 3 той же статьи 4, в отношении споров, возникающих, с одной стороны, между юридическими лицами публичного права и органами и, с другой стороны, их служащими в связи с выполнением ими своих функций.
РАЗДЕЛ III. ПОЛОЖЕНИЯ О ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ ЗАЩИТНИКА ПРАВ
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЯ О КОЛЛЕГИЯХ
Статья 11
I. Защитник прав председательствует в коллегиях, которые ему помогают в осуществлении его полномочий в сфере защиты и содействия правам ребенка, борьбе против дискриминации и содействию равенству, а также соблюдения норм в сфере профессиональной этики при обеспечении безопасности.
По предложению Защитника прав Премьер-министр назначает заместителей Защитника прав, в числе которых:
– Защитник детей, вице-председатель коллегии, ответственной за защиту и содействие правам ребенка, подбираемый из числа знающих эти права или имеющих опыт в этой области;
– заместитель, вице-председатель коллегии, ответственной за соблюдение профессиональной этики в сфере безопасности, подбираемый из числа знающих эти проблемы или имеющих опыт в этой области;
– заместитель, вице-председатель коллегии, ответственной за борьбу против дискриминации и содействие равенству, подбираемый из числа знающих эти проблемы или имеющих опыт в этой области.
II. Заместители находятся при Защитнике прав и в его подчинении.
Защитник прав может делегировать свои полномочия своим заместителям в сфере их компетенции, за исключением полномочий, указанных в статьях 19, 29, 31, 36 и в последнем абзаце статей 18 и 25.
Каждый заместитель может замещать Защитника прав в качестве председательствующего на собраниях коллегии, в которой они являются вице-председателями, и представлять Защитника прав в сфере своей компетенции в организациях, обладающих независимой властью в третьих странах, ответственных за защиту прав и свобод.
Статья 12
Защитник прав может созывать совместные заседания нескольких коллегий и заседания своих заместителей с тем, чтобы проводить консультации по жалобам или вопросам, затрагивающим несколько областей его компетенции, или по вопросам, представляющим особую трудность.
Статья 13
Когда рассматривается дело о профессиональной этике в сфере безопасности, Защитник прав проводит консультации по любому новому вопросу в коллегии, в которой он председательствует и которая включает, кроме его заместителя в качестве вице-председателя:
– трех квалифицированных лиц, назначаемых председателем Сената;
– трех квалифицированных лиц, назначаемых председателем Национального собрания;
– одного члена или бывшего члена Государственного совета, назначаемого вице-председателем этого Совета;
– одного члена или бывшего члена Кассационного суда, назначаемого совместно первым председателем Кассационного суда и генеральным прокурором при этом Суде.
Члены коллегии назначаются на основании их знаний или их опыта в области профессиональной этики в сфере безопасности.
Назначения председателем Сената и председателем Национального собрания должны включать равное представительство мужчин и женщин.
Если Защитник прав председательствует на заседаниях коллегии, то его заместитель не принимает участия в голосовании.
При разделении голосов поровну, голос председателя дает перевес.
Статья 14
Когда рассматривается дело о защите и содействии правам ребенка, Защитник прав проводит консультации по любому новому вопросу в коллегии, в которой он председательствует и которая включает, кроме его заместителя в качестве вице-председателя:
– двух квалифицированных лиц, назначаемых председателем Сената;
– двух квалифицированных лиц, назначаемых председателем Национального собрания;
– одного квалифицированного члена, назначаемого председателем Экономического, социального и экологического совета;
– одного члена или бывшего члена Кассационного суда, назначаемого совместно первым председателем Кассационного суда и генеральным прокурором при этом Суде.
Члены коллегии назначаются на основании их знаний или их опыта в области защиты и содействия правам ребенка.
Назначения председателем Сената и председателем Национального собрания в каждом случае должны включать равное представительство мужчин и женщин.
Если Защитник прав председательствует на заседаниях коллегии, то его заместитель не принимает участия в голосовании.
При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес.

Статья 15
Когда рассматривается дело о борьбе с дискриминацией и содействии равенству, Защитник прав проводит консультации по любому новому вопросу в коллегии в которой он председательствует и которая включает, кроме его заместителя в качестве вице-председателя:
– трех квалифицированных лиц, назначаемых председателем Сената;
– трех квалифицированных лиц, назначаемых председателем Национального собрания;
– одного квалифицированного члена, назначаемого вице-председателем Государственного совета;
– одного квалифицированного члена, назначаемого первым председателем Кассационного суда.
Члены коллегии назначаются на основании их знаний или их опыта в сфере борьбы против дискриминации и содействия равенству.
Назначения председателем Сената и председателем Национального собрания должны включать равное представительство мужчин и женщин.
Если Защитник прав председательствует на заседаниях коллегии, то его заместитель не принимает участия в голосовании.
При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес.
Статья 16
Мандат заместителей Защитника прав и мандат членов коллегий, указанных в статьях 13, 14 и 15, прекращаются вместе с прекращением мандата Защитника прав. Мандат заместителей Защитника прав не возобновляем.
Заместители Защитника прав и члены коллегий, которые прекращают свои функции, замещаются на продолжительность остающегося срока мандата. Если остающийся срок – менее двух лет, то мандат заместителя Защитника прав возобновляем.
Статус члена коллегии, указанной в статье 13, несовместим с осуществлением по основной должности (titre principial) деятельности в сфере безопасности.
Могут быть прекращены обязанности членов коллегии до истечения срока их мандата только по основанию их отставки или невозможности исполнять ими свои обязанности. Однако любой член коллегии, назначенный при соблюдении условий, предусмотренных в статьях 13, 14 и 15, который неоправданно не посещал три последовательных заседания, может быть объявлен ушедшим в отставку в официальном порядке своей коллегией, принимающей решение двумя третями голосов членов, после того как виновному члену были сделаны замечания. Защитник прав информирует орган, назначивший члена, ушедшего в официальную отставку.
Статья 17
Ни один член коллегии не может:
– участвовать в рассмотрении дела, относящегося к органу, в котором он имеет какую-либо непосредственную или косвенную заинтересованность, выполняет какие-либо функции или имеет мандат;
– участвовать в рассмотрении дела, относящегося к органу, в котором он имеет или имел в течение предыдущих трех лет, предшествующих рассмотрению, какую-либо непосредственную или косвенную заинтересованность, осуществлял функции или имел мандат;
Члены коллегий информируют Защитника прав о своей непосредственной или косвенной заинтересованности, которой они обладают или обладали, о функциях, которые они осуществляют или осуществляли, и о любом мандате, которым они обладают или обладали в каком-либо юридическом лице.
Защитник прав следит за соблюдением этих обязанностей.
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ИНФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНИКА ПРАВ
Статья 18
Защитник прав имеет право требовать объяснений от любого физического или юридического лица по делу, находящемуся в его производстве. Для этого он может заслушивать любое лицо, которое посчитает необходимым.
Физические или юридические лица, причастные к делу, должны облегчать выполнение задач Защитника.
Эти лица обязаны разрешать своим служащим и подчиненным отвечать на требования Защитника прав. Они должны отвечать на требования дать объяснения, которые им направляются, и передавать его приглашения. В приглашении должны указываться предметы собеседования.
Если у Защитника имеется запрос, то лица, от которых он требует объяснения, могут пользоваться помощью со стороны советников по их выбору. Протокол составляется с участием заинтересованных в заслушивании сторон и предоставляется выслушанному лицу.
Если Защитник прав того потребует, то министры должны давать предписания о выполнении его требований в пределах его компетенции и проведении всех проверок и расследований.
Статья 19
Защитник прав может требовать от вице-председателя Государственного совета или первого председателя Счетной палаты проведения всех необходимых исследований.
Статья 20
Физические или юридические лица, привлекаемые к участию в деле, сообщают Защитнику прав по его мотивированному требованию, всю информацию и передают документы, необходимые для выполнения его задачи.
Защитник прав может собирать о фактах, им рассматриваемых, всю информацию, которая покажется ему необходимой, независимо от того, носит ли она секретный или конфиденциальный характер, за исключением секретности, относящейся к национальной обороне, безопасности государства или внешней политике. Секретность расследования и следствия не могут ему препятствовать. Информация, содержащая секреты медицинского или профессионального характера в отношениях адвоката и его клиента, может сообщаться Защитнику прав только по точно выраженному требованию, относящемуся к соответствующему лицу. Однако секретная информация медицинского характера может ему сообщаться без согласия соответствующего лица, когда эта информация связана с физическими, сексуальными и психическими лишениями, жестоким обращением и насилием в отношении несовершеннолетних или лиц, не способных себя защищать вследствие возраста или физической или психической неспособности.
Лица, обладающие профессиональными секретами, не могут быть преследуемы на основании статьи 226-13 Уголовного кодекса за информацию секретного характера, которую они сообщат Защитнику прав, если только эта информация относится к компетенции Защитника прав, как это предусмотрено в статье 4 настоящего Органического закона.
Статья 21
Если требования, указанные в статье 18, за исключением последнего абзаца, или в статье 20 не выполняются, то Защитник прав может потребовать от соответствующих лиц ответить ему в срок, который им будет установлен.
Если его требование не повлекло последствий, то Защитник прав может запросить судью, выносящего решения по срочным вопросам, путем представления мотивированного требования в целях принятия любой меры, которую судья сочтет необходимой.
Статья 22
I. Защитник прав может производить:
1) Проверки на месте в административных или частных помещениях лиц, в отношении которых рассматривается дело;
2) Проверки на месте в помещениях, средствах транспорта, местах доступных для публики и местах профессионального характера, исключительно применяемых для такого использования.
При проверках на месте Защитник прав может заслушивать любое лицо, обладающее какой-либо информацией.
II. Компетентный орган власти может противиться какой-либо проверке на месте в административных помещениях юридического лица публичного права при применении компетенции, предусмотренной в пунктах с первого по третий статьи 4, по серьезным мотивам, связанным с национальной обороной или государственной безопасностью.
Компетентный орган должен в таком случае представить Защитнику прав объяснения по поводу нежелания проверки на месте.
Защитник прав может запросить судью по срочным делам своим мотивированным требованием по поводу разрешения провести проверку на месте. В таком случае проверка производится с применением власти и контролем судьи, который разрешил такую проверку. Проверка может производиться в административных помещениях в течение времени рассмотрения дела. В любое время может быть принято решение о прекращении или приостановке проверки.
III. Лицо, несущее ответственность за частные помещения, в предварительном порядке информируется о его праве возражать в отношении посещения и проверки на месте. Когда осуществляется это право, то посещение или проверка на месте может производиться только после разрешения судьи, рассматривающего дело о свободах и содержании под стражей, входящего в состав трибунала большой инстанции, в судебный округ которого входят административные помещения, которые должны быть посещены; судья выносит решение при соблюдении условий, установленных декретом, рассмотренным Государственным советом. Однако когда срочность, серьезность фактов, положенных в основу контроля, или имеющийся риск уничтожения или сокрытия документов оправдывают действия, то посещение может быть произведено без информирования лица, ответственного за помещения при предварительном решении судьи, рассматривающего дела о свободах и содержании под стражей. В таком случае ответственное за помещения лицо не может возражать против посещения.
Визит производится с применением власти (sous ) и под контролем судьи, рассматривающего дело о свободах и содержании под стражей, в присутствии съемщика (l’occupant des lieux) помещений или его представителя, который может оказывать помощь по своему желанию, или, при его отсутствии, – в присутствии двух свидетелей, которые не подчиняются лицам, производящим контроль.
Ордонансом могут быть разрешены посещения для изучения подлинников документов. Ордонанс указывает, что судья, разрешивший посещение, может быть запрошен в любое время о приостановке или прекращении такого посещения. Ордонанс указывает сроки и способы обжалования. Он может назвать предметы, в отношении которых в соответствии с правилами Гражданско-процессуального кодекса может быть принесена апелляционная жалоба первому председателю апелляционного суда. В равной мере Ордонанс указывает способы возражения в отношении производства операций при посещении.
Статья 23
Если Защитник прав, будучи запрошенным или начавший дело на основании своих обязанностей в отношении фактов, дающих повод для предварительного расследования, или вследствие очевидности преступления или в отношении фактов, по которым начато предварительное следствие или судебное преследование, то он должен получить предварительное согласие соответствующих судебных органов или прокурора республики, в зависимости от обстоятельств, для применения статьи 18, за исключением последнего абзаца, статей 20 и 22. Если Защитник прав вступает в дело на основании своей компетенции, предусмотренной в пунктах 3 и 4, то он также должен получить предварительное согласие:
– у соответствующего судебного органа или прокурора республики для применения статьи 26 и параграфа I статьи 28, если имеются факты, дающие право на предварительное расследование, или вследствие существующей очевидности преступления или наличия какой-либо информации судебного характера, или когда производится судебное преследование;
– у прокурора республики для применения параграфа II статьи 28, если имеются факты, дающие право на предварительное расследование, или существует очевидность преступления.

ГЛАВА III. ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛНОМОЧИЯХ ЗАЩИТНИКА ПРАВ
Статья 24
Защитник прав производит оценку, когда факты содержатся в жалобе или они установлены в результате его действий.
Защитник прав указывает мотивы, по которым он принимает решение не рассматривать поступивший запрос.
Статья 25
Защитник прав может предложить любую рекомендацию, которая, как ему представляется, по своему характеру гарантирует соблюдение прав и свобод соответствующих потерпевших лиц, и устраняет трудности, возникающие у них, или предотвращает их повторение.
Защитник прав может рекомендовать урегулирование на равной основе лицу, которым он был запрошен.
Заинтересованные органы власти и лица информируют Защитника прав в сроки, которые он установит, о последствиях сделанных им рекомендаций.
При отсутствии информации в сроки, им установленные, или если он посчитает по рассмотрении полученной информации, что рекомендация не привела к предполагаемым последствиям, Защитник прав может предписать лицу, в отношении которого рассматривается дело, принять в определенные сроки необходимые меры.
Если не были предприняты какие-либо последствия на основании его приказаний (son ingonction), то Защитник прав представляет специальный доклад, который сообщается лицу, в отношении которого рассматривается дело. Защитник прав придает гласности этот доклад и, в необходимом случае, предоставляет ответ лица, в отношении которого рассматривается дело, в соответствии с условиями, им установленными.
Статья 26
Защитник прав может предложить по взаимной договоренности (amiable) резолюцию о разногласиях, доведенных до его сведения, представляемую им в порядке посредничества.
Произведенные констатации разногласий и декларации, полученные в порядке посредничества, не могут давать повод для представления в ссылках гражданских или административных органах без согласия заинтересованных лиц, за исключением случаев, когда обнародование соглашения необходимо для его приведения в жизнь или того требуют соображения общественного порядка.
Статья 27
Если Защитник прав посчитает, что при соблюдении условий, установленных в статье 24, жалоба лица, считающего что оно стало жертвой дискриминации или призывающего к защите прав и свобод, требует вмешательства с его стороны, то он оказывает помощь в составлении досье этого лица и в оказании помощи по установлению процедур, применяемых к этому случаю, включая процедуры международного характера.

Статья 28
I. Защитник прав может предложить автору жалобы и лицу, в отношении которого имеется дело, заключить мировое соглашение, к которому он может рекомендовать условия.
II. Если констатируется существование фактов, составляющих дискриминацию, предусмотренную статьями 225-2 и 432-7 Уголовного кодекса и статьями L. 1146-1 и L. 2146-2 Трудового кодекса, то Защитник прав может, если названные факты еще не были использованы для возбуждения уголовного дела, предложить автору указанных фактов мировое соглашение, включающее уплату штрафа, размер которого не превышает 3000 евро, если речь идет о физическом лице, и 15000 евро – когда речь идет о юридическом лице, и, если необходимо, выплату компенсации потерпевшему. Размер штрафа устанавливается в зависимости от серьезности фактов, а также от материального положения и состояния (des charges) совершившего деяние (l’auteur des facts).
Мировое соглашение, предложенное Защитником прав, и принятое лицом, совершившим деяние, а также, если это необходимо, то потерпевшим, должно быть засвидетельствовано прокурором республики.
Лицо, которому предложено названное мировое соглашение, информируется о том, что оно может пользоваться услугами адвоката до того, как дать свое согласие на предложение Защитника прав.
III. В случаях, указанных в параграфе II, Защитник прав также может предложить, чтобы мировое соглашение включало:
1) афиширование сообщения в местах, которые он укажет, на продолжительность времени, не превышающую двух месяцев;
2) направление сообщения в комитет предприятия или делегатам персонала;
3) распространение сообщения посредством его опубликования в «Journal officiel» или в одном или нескольких других средствах печати, или посредством электронных сообщений, исключая, что эти публикаторы или электронные службы могут этому противодействовать;
4) обязательство опубликовать решение на предприятии.
Расходы по афишированию или распространению относятся за счет совершившего деяние, но без превышения максимального размера штрафа, указанного в параграфе II.
IV. Акты, ведущие к применению или исполнению мирового соглашения, указанного в том же параграфе II, приостанавливаются за давностью уголовного преследования.
Исполнение мирового соглашения прекращается с прекращением уголовного дела. Это исполнение, однако, не мешает воспользоваться правом обращения в отношении гражданской части этого соглашения в исправительный трибунал. Трибунал, включающий одного магистрата, выполняет обязанности, предоставленные ему председателем, только в отношении гражданской части соглашения.
В случае отказа от предложенного мирового соглашения или неисполнения одобренного соглашения и засвидетельствованного прокурором республики, Защитник прав в соответствии со статьей 1 Уголовно-процессуального кодекса, может возбудить уголовное преследование путем вызова в суд (par voit de citation direct).
V. Декрет установит особенности применения положений параграфов с II по IV.
Статья 29
Защитник прав может запросить орган власти, наделенный полномочиями дисциплинарного преследования, в отношении фактов, которые ему стали известны и которые по своему характеру оправдывают применение санкций.
Этот орган власти информирует Защитника прав о последствиях, вызванных его запросом, и если этот орган не применяет дисциплинарную процедуру, то он сообщает о мотивах своего решения.
При отсутствии информации в срок, который устанавливает Защитник прав, или если он посчитает, что в полученной информации не были предприняты необходимые меры по его запросу, Защитник прав может представить специальный доклад, который он направляет указанному в первом абзаце органу власти. Он также может опубликовать названный доклад и, в случае необходимости, ответ этого органа власти в соответствии с условиями, которые Защитник прав установит.
Положения предыдущего абзаца не применяются к лицу, в отношении которого может быть сделан запрос в Высший совет магистратуры, предусмотренный в предпоследнем абзаце статьи 65 Конституции.
Статья 30
Защитник прав, когда он установит прямую или косвенную дискриминацию, указанную в п. 3 статьи 4, в профессиональной деятельности физического или юридического лица, предлагает заключить соглашение (agrement) или предлагает дать согласие органа публичной власти на такое соглашение, или, когда такой орган обладает властью принять меры к исполнению или наложению санкций за несоблюдение законодательства о дискриминации, или для достижения целей обеспечения порядка и публичных свобод, он может рекомендовать этому органу публичной власти использовать полномочия по приостановке дискриминации или применить санкции, которыми этот орган обладает.
Защитник прав должен быть проинформирован о последствиях своих рекомендаций.
Статья 31
Если Защитник прав, запрошен какой-либо жалобой, поступившей не от органа судебной власти, которая затрагивает вопрос об интерпретации или значении законодательного или регламентарного положения, он может проконсультироваться с Государственным советом. Защитник прав может придать гласности заключение этого Совета. Заключение представляется при соблюдении условий, установленных декретом, рассмотренным Государственным советом.
Статья 32
Защитник прав может рекомендовать произвести законодательные и регламентарные изменения, которые ему представляются необходимыми.
С Защитником прав может консультироваться Премьер-министр по любому законопроекту в областях, входящих в его компетенцию.
В равной мере с Защитником прав могут консультироваться Премьер-министр, председатель Национального собрания или председатель Сената по любому вопросу, входящему в его компетенцию.
Защитник прав по просьбе Премьер-министра участвует в подготовке и установлении французской позиции в международных переговорах в областях, относящихся к его компетенции.
В случаях, предусмотренных во втором и третьем абзацах, Защитник прав представляет свое заключение в месячный срок.
Статья 33
Защитник прав не может ставить на обсуждение решение судебного органа.
Гражданские, административные и уголовные судебные органы могут на основании своих полномочий или по требованию сторон в процессе пригласить Защитника прав представить свои письменные или устные замечания. Защитник прав сам может требовать представления письменных замечаний или быть выслушанным в этих судебных органах. В этом случае его заслушивание является правом.
Независимо от применения параграфа II статьи 28, когда Защитнику прав представляется, что факты, которые ему были сообщены, образуют состав преступления или деликта, то он об этом информирует прокурора республики. Он доводит до сведения прокурора республики, в случае необходимости, о своей задаче по посредничеству, которая была им инициирована на основании статьи 26.
Прокурор республики информирует Защитника прав о последствиях его сообщения.
Защитник прав доводит до сведения судебного органа информацию о делах, относящихся к несовершеннолетнему с тем, чтобы были предприняты меры помощи образовательного характера, предусмотренные в статье 375 Уголовного кодекса, а также сообщает любую информацию, выявленную при рассмотрении запроса от несовершеннолетнего и при рассмотрении его дела.
Статья 34
Защитник прав предпринимает все действия по сообщению и информированию, признаваемые своевременными в различных областях своей компетенции.
В этих целях Защитник прав предлагает образовательные программы. Он проводит и координирует исследовательские работы. Он вносит и поддерживает инициативы всех публичных или частных органов в том, что относится к выработке и принятию обязательств, ведущих к содействию защите прав и равенству. Он выявляет и способствует реализации любой надлежащей практике в этой области.
Статья 35
Защитник прав запрашивает компетентные местные органы власти по любому вопросу, относящемуся к деятельности служб, ответственных за социальную помощь детям.
Статья 36
I. Защитник прав может после информирования лица, в отношение которого рассматривается дело, принять решение опубликовать заключения, рекомендации и решения, в случае необходимости, с ответами, сделанными этим лицом, в соответствии с условиями, установленными Защитником.
II. Ежегодно Защитник прав представляет Президенту Республики, председателю Национального собрания и председателю Сената:
1) Доклад, который содержит отчет об общей деятельности и включает тематические предложения по каждой из областей своей компетенции, перечисленных в статье 4;
2) Доклад, посвященный правам ребенка по случаю Международного дня прав ребенка.
Доклады, указанные в пп. 1 и 2, опубликовываются и могут стать предметом сообщения Защитника прав в каждой палате Парламента.
III. В равной мере Защитник прав может представить любой другой доклад Президенту Республики, председателю Национального собрания и председателю Сената. Этот доклад опубликовывается.
РАЗДЕЛ IV. ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЩИТНИКА ПРАВ
Статья 37
Защитник прав руководит службами, находящимися в его подчинении, которые могут включать только аттестованных гражданских и военных служащих, аттестованных служащих палат Парламента, магистров и лиц, работающих в государственных учреждениях на договорных началах.
Защитник прав может назначить в целом для всей территории, а также для французов, проживающих за границей, своих представителей, ему подчиняющихся, которые могут в своем географическом округе уведомляться о жалобах и принимать участие в урегулировании возникающих трудностей, а также в действиях, перечисленных в первом абзаце статьи 34. Для того чтобы позволить лицам, содержащимся под стражей, воспользоваться положениями настоящего Органического закона, Защитник прав назначает одного или нескольких представителей в каждое пенитенциарное учреждение.
Защитник прав также может делегировать одному из своих служащих полномочия, перечисленные в статье 18, за исключением последнего абзаца, и полномочия, указанные в статьях 20 и 22. Для использования полномочий, перечисленных в той же статье 22, эти представители и служащие уполномочиваются генеральным прокурором при апелляционном суде по месту нахождения.
Служащие, подчиняющиеся Защитнику прав, приводимые к присяге специально уполномоченным прокурором республики, могут констатировать путем составления протокола случаи деликтов о дискриминации, в частности, случаи, когда применяются положения статьи 225-3-1 Уголовного кодекса.
Наделение правами, указанное в третьем и четвертом абзацах настоящей статьи, производится при соблюдении условий и согласно правилам, установленным декретом, рассмотренным Государственным советом.
Статья 38
Защитник прав, его заместители, другие члены коллегий, представители и служащие, находящиеся в подчинении Защитника прав, обязаны хранить профессиональную тайну в отношении фактов, актов или сведений, которые им стали известны при исполнении ими своих обязанностей, исключая элементы, необходимые при составлении заключений, рекомендаций, распоряжений и докладов, предусмотренных настоящим Органическим законом.
Защитник прав, однако, может, когда он был запрошен ребенком, информировать его законных представителей, а также органы власти, обязанных вмешаться для реализации интересов ребенка.
Без согласия заинтересованных лиц никакое упоминание, позволяющее идентифицировать физических лиц, не может быть указано в документах, публикуемых под надзором Защитника прав.
Статья 39
Защитник прав подготавливает и опубликовывает внутренний регламент и Кодекс профессиональной этики, который он применяет, также как и его заместители и другие члены коллегий, его представители и все подчиняющиеся ему служащие.
РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
<…>