Закон Германии о финансовой взаимопомощи
ЗАКОН О ФИНАНСОВОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ ФЕДЕРАЦИИ И ЗЕМЕЛЬ
ОТ 28 АВГУСТА 1969 Г.
РАЗДЕЛ I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЗЕМЛЯМИ, А ТАКЖЕ МЕЖДУ ЗЕМЛЯМИ
§ 1. Отчисления в доход Федерации и земель от налога с оборота
Доля доходов от налога с оборота в 1986, 1987, 1988, 1989 и 1990 годы для Федерации составит 65 %, для земель – 35%.
§ 2. Распределение доходов от налога с оборота между землями
- Доля земель в поступлениях от налога с оборота на 75 % определяется численностью жителей и на 25 % – положениями, измененными в абзацах 2-4.
- Если доходная часть бюджета земель, складывающаяся из подоходного и промыслового налогов, налога на корпорации, а также налога с каждого жителя земли на местные нужды, исчисляемого в соответствии с нормами § 7 (абзац 1), не достигает среднего для всех земель уровня, то эти земли за счет доли земель в доходах от налога с оборота получают дополнительные выплаты в пределах суммы, составляющей разницу между 92 % среднего для всех земель уровня бюджетных поступлений и уровнем, достигнутым каждой землей. Однако эта сумма должна быть не менее суммы, которая могла бы составить долю бюджетных поступлений, зависящих от числа жителей. В случае, если дополнительные выплаты превысят в общей сложности четвертую часть всех доходов от налога с оборота, то выплаты, превысившие размер наименьших налоговых поступлений, полученных в зависимости от числа жителей, следует соответственно уменьшать.
- Если доходная часть бюджета земель, складывающаяся из подоходного и промыслового налогов, налога на корпорации, а также налога с каждого жителя земли на местные нужды, исчисляемого в соответствии с нормами § 7 (абзац 1), достигает или превышает средний для всех земель уровень, то эти земли распределяют между собой, в зависимости от числа жителей, оставшуюся часть доходов от налога с оборота, приходящихся на долю всех земель. Если при этом доходы какой-либо земли от подоходного и промыслового налогов, налога на корпорации, налога с оборота и налога с каждого жителя на местные нужды не достигнут среднего для всех земель уровня, то доля этой земли в доходах от налога с оборота должна быть увеличена на недостающую сумму, а доли других земель, подпадающих под условия предложения 1, соответственно уменьшены.
- Доля земли Берлин в доходах от налога с оборота определяется в зависимости от числа жителей прежде, чем исчисляются размеры поступлений в пользу других земель.
- При исчислении доходов от налога с оборота относительно отдельных земель определяющим является число жителей, зафиксированное Федеральным статистическим ведомством на 30 июня данного финансового года.
§ 3. Распределение промыслового налога между землями
В распределении промыслового налога все земли принимают участие в той мере, в какой этот налог взимается на их территории.
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВАЯ ВЗАИМОПОМОЩЬ ЗЕМЕЛЬ
§ 4. Денежные выплаты в целях взаимопомощи
Для оказания финансовой взаимопомощи на межземельном уровне из взносов земель, имеющих обязательства по таким отношениям (взносы на цели взаимопомощи), выплачиваются дотации землям, имеющим право на получение помощи (дотации в целях взаимопомощи).
§ 5. Земли, имеющие обязательства по оказанию помощи, и земли, имеющие право на помощь - Если показатель финансового потенциала земель в финансовом году, в котором осуществляется финансовая взаимопомощь (год финансовой взаимопомощи), превышает показатель, определяющий их участие в системе взаимопомощи, то эти земли должны выполнять обязательства по оказанию финансовой помощи.
- Если показатель финансового потенциала земель в течение года финансовой взаимопомощи не достигает показателя, определяющего их участие в системе взаимопомощи, то эти земли имеют право на получение финансовой помощи.
§ 6. Показатель финансового потенциала и показатель,
определяющий участие в системе взаимопомощи - Показатель финансового потенциала земли определяется налоговыми поступлениями и поступлениями от налога на разработку недр в бюджет земли согласно § 7, а также налоговыми поступлениями в бюджет ее общин согласно § 8.
- Показатель, определяющий участие каждой земли в системе взаимопомощи, составляют суммы показателей, устанавливаемых раздельно и определяющих размер компенсационных выплат в целях взаимопомощи, осуществляемых землями (§ 7) и общинами (§ 8). Показатели устанавливаются путем умножения среднего для Федерации размера компенсационных выплат на число жителей земли в целях взаимопомощи на душу населения. За основу при этом берутся нормы § 9.
§ 7. Поступления в бюджет земель, включая налог на разработку недр - Поступления в бюджет земли в течение года финансовой взаимопомощи складываются из:
1) ее доли в подоходном налоге и в налоге на корпорации;
2) ее доли при распределении промыслового налога согласно § 6 Закона о реформе общинных финансов;
3) налогов на имущество, наследство, транспортные средства, пиво, игры на бегах; доходов от лотерей, за исключением налога на тотализатор, а также средств от налога, уплачиваемого при покупке земельного участка, налога на содержание пожарной охраны и пошлины на казино за вычетом специальных выплат и отчислений на общественные нужды.
Поступления в бюджет земли включают в себя также поступления от налога с оборота, определенные на данный год финансовой взаимопомощи на основании § 2. - Поступления в бюджет земель, определенные в абзаце 1, дополняются за счет поступлений от налога на разработку недр в соответствии с § 31 Федерального горного закона.
- В целях компенсации особых затрат земель Бремен, Гамбург и Нижняя Саксония на содержание и ремонт морских портов Бремен, Бремерхафен, Гамбург и Эмден, в соответствии с абзацами 1 и 2 не засчитываются в качестве налоговых поступлений следующие суммы: для земли Бремен – 90 000 000, земли Гамбург – 142 000 000 и земли Нижняя Саксония – 18 000 000 западногерманских марок.
§ 8. Налоговые поступления в бюджет общин - Налоговыми поступлениями в бюджет общин каждой земли с учетом сокращения сумм согласно предписания абзаца 5 считаются:
1) доли общин в поступлениях от подоходного налога в данном году финансовой взаимопомощи;
2) налоговый потенциал, образованный поземельным налогом и промысловым налогом с прибыли и капитала, установленными для календарного года, предшествовавшего году финансовой взаимопомощи, за вычетом денежных выплат в связи с перераспределением промыслового налога в год финансовой взаимопомощи.
Доля общин в подоходном налоге и доля денежных выплат, осуществляемых ими в рамках перераспределения промыслового налога, определяются на основании сведений, полученных от земель. - В качестве данных о налоговом потенциале рассматриваются:
1) основные поступления от поземельного налога с сельскохозяйственных и лесных предприятий – в размере 180 %;
2) основные поступления от налогов с земельных участков: первые 100 000 западногерманских марок, принадлежащих общине, – в размере 180%, следующие 200 000 западногерманских марок – в размере 200 %, следующие 500 000 западногерманских марок – в размере 225 %, и суммы, превышающие 800 000 западногерманских марок, принадлежащих общине, – в размере 250 %;
3) основные поступления от промыслового налога с прибыли и капитала – в размере 250 %.
Основным доходом считается сумма поступлений за календарный год, предшествовавший году финансовой взаимопомощи, деленная на налоговые ставки, действовавшие в этом календарном году. - Фактический налоговый потенциал каждой земли определяется суммой основных доходов, установленных Федеральным статистическим ведомством на основании финансовых отчетов общин. При определении налога с земельных участков для общин, входящих в одну из следующих групп, применяется средняя ставка для каждой общины данной группы. Общины образуют следующие группы по числу жителей: менее 10 000, с 10 000 до 20 000, с 20 000 до 50 000, с 50 000 до 100 000, с 100 000 до 200 000, с 200 000 до 500 000, свыше 500 000 жителей.
- Предписанием федерального министра финансов, одобренным Бундесратом, могут быть:
1) нивелированы в процессе исчисления налогового потенциала различия, возникающие в результате разного подхода к оценке отдельных земельных наделов на территории Федерации;
2) изменены процентные данные, указанные в абзаце 2, в той мере, в какой подобного изменения требует усреднение реальных налоговых ставок. - Определенные в соответствии с нормами абзацев 2-4 данные о налоговом потенциале, исчисляемом на основе поземельного налога с сельскохозяйственных и лесных предприятий, налога с земельных участков и промыслового налога с прибыли и капитала, сокращаются согласно единым для всех земель процентным ставкам на половину суммы, которую получили общины в год финансовой взаимопомощи от поземельного налога с сельскохозяйственных и лесных предприятий, налога с земельных участков и промыслового налога с прибыли и капитала, включая налог с фонда заработной платы. Доля общин в подоходном налоге и в перераспределении промыслового налога снижается вдвое против сумм, установленных на данный год финансовой взаимопомощи.
§ 9. Число жителей - При определении нормы участия каждой земли в системе взаимопомощи за основу берется число жителей (население, проживающее в земле), установленное Федеральным статистическим ведомством на 30 июня данного года финансовой взаимопомощи.
- При установлении норм компенсационных выплат в налоговые поступления земель число жителей земель Гамбург и Бремен принимается за 135 %, а всех остальных земель – за 100%.
- При установлении норм компенсационных выплат в налоговые поступления общин число жителей общин определяется в следующих процентах:
первые 5 000 жителей общины принимаются за 100%,
следующие 15 000 – за 110 %,
следующие 80 000 – за 115 %,
следующие 400 000 – за 120 %,
следующие 500 000 – за 125 %,
остальные жители общины – за 130 %.
Для общин с числом жителей свыше 500 000 земле дополнительно засчитываются:
при плотности населения от 1 500 до 2 000 человек на 1 км2 – 2 % числа жителей,
при плотности от 2 000 до 3 000 – 4 %,
при плотности населения свыше 3 000 человек на 1 км2 – 6 % числа жителей. - Общинами по смыслу абзаца 3 являются союзы общин в Рейнланд-Пфальце и объединенные общины в Нижней Саксонии.
§ 10. Определение размеров дотаций в целях взаимопомощи и взносов на цели взаимопомощи - Размеры дотаций землям, имеющим право на финансовую помощь, определяются на основе сложных процентов от сумм, составляющих разницу между показателем их финансового потенциала и показателем, определяющим участие этих земель в системе взаимопомощи.
В качестве дотаций в целях взаимопомощи устанавливаются:
1) 100 % суммы, недостающей до 92 % показателя, определяющего участие в системе взаимопомощи;
2) 37,5 % суммы, составляющей разницу между 92 и 100 % показателя, определяющего участие в системе взаимопомощи. - Взносы земель, обязанных оказывать финансовую помощь в целях взаимопомощи, отчисляются на эти цели на основании единой процентной ставки от сумм, на которые показатель финансового потенциала этих земель превышает показатель, определяющий их участие в системе взаимопомощи. За исключением случаев, указанных в предложениях 5 и 6, отчисления с финансовых поступлений, равных 100-102 % показателя, определяющего участие в системе взаимопомощи, не производятся. С финансовых поступлений, равных 102-110 % этого показателя, отчисления производятся в размере 70 %. С финансовых поступлений, превышающих 110 % показателя, определяющего участие в системе взаимопомощи, отчисления производятся в полном объеме. Процентные ставки от сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, устанавливаются таким образом, чтобы суммы взносов на цели взаимопомощи и суммы получаемых дотаций совпадали. Если сумма дотаций превышает сумму взносов на цели взаимопомощи по нормам, указанным в предложениях 2 и 3, то размер отчислений с финансовых поступлений, равных 102-110% показателя, определяющего участие в системе взаимопомощи, соответственно должен превысить установленные 70 %. Если сумма полных отчислений от финансовых поступлений, равных 102-110 % этого показателя, оказывается недостаточной, обязанность компенсации распространяется и на финансовые поступления, равные 100-102 % показателя, определяющего участие в системе взаимопомощи.
- Если земля имеет право на финансовую помощь, а ее налоговые поступления по нормам, указанным в § 7 (абзацы 1 и 2), и выручка от налога на разработку недр, а также дотации по нормам, указанным в абзаце 1, не достигают в расчете на каждого жителя 95 % общей для всех земель средней величины налоговых поступлений, компенсационные выплаты этой земле следует увеличить в размере недостающей суммы и соответственно скорректировать компенсационные взносы земель, обязанных оказывать финансовую поддержку. Если налоговые поступления и поступления от налога на разработку недр одной из земель, обязанных оказывать финансовую помощь, в результате вычета взносов на цели взаимопомощи в расчете на каждого жителя не достигают общей для всех земель средней величины поступлений в бюджет земель, включая налог на разработку недр, то недостающая сумма покрывается за счет других земель, обязанных оказывать финансовую помощь, в соответствии с размерами их взносов на цели взаимопомощи.
§ 11. Сфера действия принципов финансовой взаимопомощи - Земля Берлин не принимает пока участия в системе взаимопомощи.
- Пока земля Берлин не принимает участия в системе финансовой взаимопомощи на межземельном уровне, она получает дотацию из средств Федерации на основании § 16 Третьего закона от 4 января 1952 года, регулирующего вопросы, возникшие в связи с капитуляцией Германии, в редакции Третьего закона от 11 мая 1956 года об изменении Третьего закона, регулирующего вопросы, возникшие в связи с капитуляцией Германии.
§ 11 а. Дополнительные ассигнования со стороны Федерации
- Федерация предоставляет землям с недостаточными доходами ассигнования из собственных средств (дополнительные ассигнования) для покрытия их потребностей. В 1987 году размер ассигнований составил 1 775 000 000 западногерманских марок, а в 1988-1993 гг. – 2 % поступлений от налога с оборота согласно нормам, указанным в абзацах 2-4, ежегодно. В 1989-1991 гг. размер дополнительных ассигнований, указанный в абзаце 1, будет ежегодно возрастать на 50 000 000 западногерманских марок.
- Для возмещения убытков, понесенных землями Бремен и Северный Рейн-Вестфалия в результате того, что Федерация в течение 1983-1986 бюджетных годов не предоставляла им дополнительных ассигнований, будет выплачено из общей суммы ассигнований, указанной в абзаце 1: Бремену в 1987 и 1988 гг. – 100 000 000 западногерманских марок ежегодно, а Северному Рейну-Вестфалии в 1987 году – 75 000 000 западногерманских марок.
- Из общей суммы ассигнований, указанной в абзаце 1, нижеперечисленные земли получают ежегодно следующие авансовые суммы:
Бремен – 100 000 000,
Северный Рейн-Вестфалия – 20 000 000,
Саар – 175 000 000,
Шлезвиг-Гольштейн – 50 000 000 западногерманских марок.
Размер авансовой суммы, выплачиваемой земле Саар, с 1991 года снизится до 100 000 000 западногерманских марок. Размер суммы, выплачиваемой земле Бремен, с 1992 года снизится до 50 000 000 западногерманских марок. - Ассигнования, указанные в абзаце 1, за вычетом ассигнований на основании абзацев 2 и 3, предоставляются экономически слабым землям в размере суммы, составляющей разницу между показателем их финансового потенциала и показателем, определяющим их участие в системе взаимопомощи, не покрытой в результате мер по взаимопомощи. При этом 99 % недостающей суммы выплачивается полностью, а остальные – в размере 33⅓ % средств, подлежащих выплате. Определяющим при расчетах является состояние финансового потенциала земель за 2 последних года, предшествовавших году выплаты дополнительных ассигнований. Относительно года, предшествовавшего году выплаты дополнительных ассигнований, определяющими являются предварительно подведенные итоги выплат по взаимопомощи, осуществленных в течение этого года. Для определения размеров недостающих выплат в отчетный период принимаются во внимание показатель финансового потенциала, показатель, определяющий участие в системе взаимопомощи, а также выплаты в рамках этой системы за оба прошедших года. В целях перехода на новый порядок выплаты дополнительных ассигнований вопреки положениям, сформулированным в предложениях 1-5, наряду с суммами, указанными в абзацах 2 и 3, в 1987 году будут выплачены следующие суммы:
Баварии – 30 000 000,
Бремену – 73 000 000,
Нижней Саксонии – 558 000 000,
Северному Рейну-Вестфалии – 49 000 000,
Саару – 88 000 000,
Рейнланд-Пфальцу – 282 000 000,
Шлезвиг-Гольштейну – 225 000 000 западногерманских марок.
На 1988 год вместо двухлетнего периода, установленного в предложении 3, определяющим фактором является состояние финансового потенциала, который устанавливается предварительным подведением итогов деятельности по применению мер финансовой взаимопомощи в 1987 году. - Выплата ассигнований, указанных в абзацах 1-4, производится ежеквартально – 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря – в размере четверти всей суммы ассигнований. В эти сроки в период с 1988 по 1993 год в счет ассигнований выплачиваются авансы в размере 2 % поступлений от налога с оборота, полученных в предыдущем квартале, с добавлением в 1989-1991 годах суммы в 12 500 000 западногерманских марок. Одновременно производится перерасчет сумм, выплаченных в качестве аванса в предыдущий срок, если они превысили размер причитающихся выплат или не достигли его. Федеральный министр финансов к началу каждого платежного года устанавливает принципы определения размеров дополнительных ассигнований, получаемых землями на основании абзаца 4.
- Дополнительные ассигнования, выплачиваемые Федерацией в соответствии с абзацем 1, следует учитывать в качестве доходов вопреки нормам § 10 (абзац 3) и § 12 (абзацы 1-4) Закона о принципах формирования бюджета от 19 августа 1969 года, измененного на основании статьи 38 Закона от 21 декабря 1974 года, а также § 13 (абзац 3), § 15 (абзац 1) и § 17 (абзац 1) Положения о федеральном бюджете от 19 августа 1969 года, измененного в последний раз на основании Закона от 6 августа 1986 года.
РАЗДЕЛ III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ РАСЧЕТЫ
§ 12. Определение размеров выплат по финансовой взаимопомощи
Федеральный министр финансов своим предписанием, требующим согласия Бундесрата, по истечении года финансовой взаимопомощи устанавливает окончательный размер доли участия земель в налоге с оборота в соответствии с § 2 и окончательный размер дотаций в целях взаимопомощи и взносов на цели взаимопомощи в соответствии с § 10.
§ 13. Осуществление финансовой взаимопомощи в течение платежного года
Финансовая взаимопомощь осуществляется на протяжении года финансовой взаимопомощи на основе предварительных расчетов. Предварительные размеры дополнительных долей участия определяются в соответствии с § 2, предварительные размеры дотаций в целях взаимопомощи и взносов на цели взаимопомощи устанавливаются на основании § 4-10, однако за основу берутся:
1) поступления в бюджет земель, включая налог на разработку недр (§ 7), а также доли общин в поступлениях от подоходного и промыслового налогов (§ 3) за период до 30 сентября предыдущего года;
2) реальный налоговый потенциал общин (§ 8, абзац 1, предложение 1) в соответствии с последними данными Федерального статистического ведомства об их основных доходах;
3) число жителей (§ 9, абзац 1), установленное Федеральным статистическим ведомством на 30 июня года, предшествовавшего году финансовой взаимопомощи.
§ 14. Оборот платежных средств в течение года финансовой взаимопомощи - Оборот платежных средств в течение года финансовой взаимопомощи осуществляется таким образом, чтобы доля Федерации в налоге с оборота, которым распоряжаются земельные финансовые органы, возрастала или снижалась на суммы, которые следует перечислять землям после предварительного определения размеров их доли в доходах от налога с оборота (§ 2), а также предварительного определения размеров взносов на цели взаимопомощи и выплат в этих целях в течение данного года финансовой взаимопомощи. Если в результате этих расчетов не происходит полного удовлетворения финансовых запросов одной из земель за счет доли Федерации в налоге с оборота, федеральный министр финансов перечисляет этой земле недостающие средства частями в виде ежемесячных сумм.
- Доли земель в налоге с оборота по импорту, которым распоряжаются финансовые органы Федерации, определяются в зависимости от числа жителей и перечисляются частями в виде ежемесячных сумм.
- Конкретные детали определяет федеральный министр финансов посредством своих предписаний, требующих согласия Бундесрата.
§ 15. Окончательные расчеты
Различия между предварительными и окончательными выплатами в целях взаимопомощи уточняются путем перечислений, которые осуществляются с момента вступления в силу предписания, предусмотренного § 12. Федеральный министр финансов дает необходимые распоряжения о перечислениях.
§ 16. Обязанность отчетности
Компетентные органы земель обязаны предоставлять федеральному министру финансов сведения, необходимые для выполнения настоящего Закона, и подтверждать их подлинность свидетельствами высших ревизионных органов земель.
РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 17. Переходные предписания - Установленное § 1 настоящего Закона распределение доходов от налога с оборота касается всех сумм, которые взимаются на протяжении всего периода участия сторон в отношениях взаимопомощи.
- Поступления от налога с оборота капитала, страхового и вексельного налогов, взимаемых после 31 декабря 1969 года, получает Федерация.
- Поступления от налога на перевозки и денежные ассигнования в рамках «Экстренной помощи Берлину», получаемые после 31 декабря 1969 года, принадлежат Федерации.
§ 18. Отмена предписаний
Третий закон о распределении поступлений от подоходного налога и налога на корпорации от 3 марта 1969 года и Закон о взаимной финансовой поддержке земель от 7 октября 1965 года, измененный на основании Закона от 6 марта 1969 года, отменяются.
§ 19. Действие Закона в Берлине
Настоящий Закон действует также в отношении земли Берлин согласно § 12 (абзац 1) и § 13 (абзац 1) Третьего закона от 4 января 1952 года, регулирующего вопросы, возникшие в связи с капитуляцией Германии. Предписания на основании настоящего Закона действуют в земле Берлин в соответствии с § 14 Третьего закона, регулирующего вопросы, возникшие в связи с капитуляцией Германии.
§ 20. Вступление в силу
Настоящий Закон вступает в силу 1 января 1970 года.
Bundesgesetzblatt, - S. 1432; 1971. S. 187;
1972, S. 2049, 1974, S. 1045;
1976, S. 173; 1978, S. 409;
1980, S. 560; 1982, S. 1857;
1983, S. 1583; 1985, S. 2354;
1987, S. 2764; 1990, S. 821