О правах на дворянское достоинство

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 27 МАРТА 1840 Г., ОПУБЛИКОВАННОЕ 3 МАЯ, О ПРАВАХ ГРЕКОВ И МАГОМЕТАН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, НА ДВОРЯНСКОЕ ДОСТОИНСТВО.1
Правительствующий Сенат в Общем Собрании первых трех Департаментов слушал предложенный Управляющим Министерством юстиции2 список мнения Государственного Совета следующего содержания. Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление бывшего Министра юстиции3 о правах Магометан и Греков на дворянское достоинство и доклад Общего Собрания первых трех Департаментов Правительствующего Сената по сему же предмету, постановил следующее. В дополнение к существующим статьям Свода Законов постановить следующие правила:
1) Из числа обитающих в России греков признавать дворянами с их потомством:
а) тех, чьи предки или они сами, вступив в подданство России и находясь на службе, приобрели или приобретут чины или ордена, приносящие на основании общих законов дворянское достоинство. Исключение составляют лица купеческого сословия, т.к. они по времени пожалования им орденов подходят под действие ст. 28 Свода, Т.9;
б) тех, кто до издания указа от 29 января 1805 года переселились в Россию и уже были признаны по представленным от них доказательствам дворянами вследствие определения Депутатских Собраний, а в сем качестве приобрели законной образом или через наследство недвижимые дворянские имения и ныне оными владеют, хотя чинов и орденов не имели. С прочими же поступать на том основании, что и с иностранцами, как постановлено в ст. 22 Свода, Т.9.
2) Магометанам, обитающим на Крымском полуострове, предоставить права, какие выше (в п. 1) присвоены Грекам, а также признавать дворянами и тех Магометан, которые при покорении Крыма владели землями и находились на службе по выборам дворянства.
Происхождение же их потомков и дворянское их состояние должно быть доказано метрическими свидетельствами Магометанского Духовного Правления (со времени введения у Магометан метрических книг) или документами о владении наследственными дворянскими имениями, доставшимися от предков, или основано на достоверных сведениях родословной за подписью Предводителя рода и ближайших родственников просителей, состоящих уже в дворянском достоинстве.
К сим доказательствам должно быть присовокуплено:
а) свидетельство дворян, не менее двенадцати, и предводителя о том, что образование и род жизни просителей достоин благородного звания;
б) удостоверение присутственного места, что ни сами просители, ни отец, ни дед их не состояли и не состоят в подушном окладе и не были лишены прав дворянских силою закона.
3) Сими же правилами (пун. 2) руководствоваться и в порядке возведения в дворянское достоинство потомков Бейских фамилий в Крыму.
4) Именующимся Казанским Мурзам и Литовским Татарам предоставляются равные с Греками права и преимущества (п. 1-а) с условием, чтобы тем из них, чьи отцы, деды или прадеды состояли в подушном окладе, когда и сами они в нем состоят, возвращать утраченное дворянское достоинство согласно ст. 172 (Т.9) Свода на правах однодворцев, если они о дворянстве предков своих представят доказательства, предписанные ст. 40 того же тома. Происхождение свое должны удостоверить пунктом 2 настоящих правил, требуемых от крымских татар. В отношении литовских татар постановляется, чтобы признавать дворянами тех из них, чьи предки, служа в бывших польских войсках, владели земскими поместьями и по сей службе и владению пользовались дворянскими правами и преимуществами на основании Конституции 1677 и 1726 годов. Тех, кто при поступлении на службу имел дворянские недвижимые имения, также причислять к дворянскому сословию. В удостоверение своего владения они должны представить на сии имения надлежащие акты или другие неподлежащие никакому сомнению доказательства владения оными в то время, а на чины и звания предков.4
5) Так как дети, рожденные в законном браке, должны пользоваться всеми правами их отцов, то правило сие следует распространить и на детей Магометан, прижитых ими от законных жен, по особому удостоверению Магометанского Духовного Правления.
6) Дворянским Депутатским Собраниям вменить в обязанность все дела о дворянстве Греков и Магометан, как уже решенные, так и состоящие еще на рассмотрении, а также вновь поступающие и те, которые находятся неразрешенными в Герольдии, соотнести с настоящими правилами. Заключение свое внести в ту же Герольдию, которая обязана уже будет каждое дело особо представлять в установленном порядке Правительствующему Сенату. На подлинном мнении собственной Его Императорского Величества рукой написано: «Быть по сему».
Приказали: Во исполнение Высочайше утвержденного Его Императорским Величеством мнения Государственного Совета учинить следующее:
1) Поручить Герольдии все дела о дворянстве Греков и Магометан, находящиеся у нее, препроводить по принадлежности в Дворянские Депутатские Собрания.
2) Всем Дворянским Депутатским Собраниям через Губернские и Областные Правления предписать, чтобы все находящиеся в их ведении дела о дворянстве Греков и Магометан, как уже решенные, так и состоящие еще на рассмотрении, а также вновь поступающие и те, которые препровождены будут из Герольдии, соотнеся с настоящими правилами и учинив свое заключение, внести в ту же Герольдию, о чем и послать указы.
3) После получения таких дел в Герольдии, ее обязанностью будет каждое дело с мнением своим представлять в установленном порядке Правительствующему Сенату.
4) Об Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета уведомить указами всех Министров, Военных Генерал-губернаторов, Генерал-губернаторов, Военных Губернаторов, управляющих и гражданской частью, Гражданских Губернаторов и Градоначальников.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1840». – СПб, 1841, Т. 15, Отделение 2, с. 193-194 (№ 13304).
1. См. выше, документ № 31.
2. Панин Виктор Никитич (1801-1874) – граф, русский государственный деятель. С 1838 г. – управляющий Министерством юстиции, с апреля 1841 г. по октябрь 1862 г. – министр юстиции. С 1864 г. по 1867 г. являлся Главноуправляющим II отделением (кодификационным) Собственной Е.И.В. Канцелярии, исполнял должность председателя департамента законов Государственного Совета.
3. Неясно о ком из бывших министров юстиции идет речь – о Д.Н. Блудове или о Д.В. Дашкове.
4. См. ниже, документ № 67.