Закон Аргентины habeas corpus

ЗАКОН АРГЕНТИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ № 23.098:
ПРОЦЕДУРА HABEAS CORPUS
Глава первая. Общие положения
Статья 1 .
Настоящий закон применяется с момента его опубликования.
Положения Главы первой действуют на всей территории Республики, независимо от того, какой суд их применяет. Это не препятствует применению норм конституций и законов провинций, если они предоставляют более действенную защиту прав, предусмотренных настоящим законом.
Статья 2.
Компетенцией по применению настоящего закона обладают национальные и провинциальные суды в зависимости от того, каким органом власти совершено обжалуемое действие, наносящее ущерб правам. Когда это действие совершено частным лицом, применяются нормы соответствующих законов .
Если субъект, совершивший обжалуемое действие, неизвестен, компетенцией обладает один из вышеуказанных судов в соответствии с правилами территориальной подсудности до тех пор, пока не будут выяснены обстоятельства, необходимые для применения нормы предшествующего абзаца.
Статья 3.
Процедура habeas corpus применяется, когда обжалуется действие или бездействие органа публичной власти, влекущее:
1 Ограничение личной свободы или реальную угрозу такого ограничения без наличия письменного приказа компетентного субъекта власти .
2. Незаконное ухудшение условий содержания под стражей. При этом подача жалобы не ограничивает полномочий судьи, ведущего соответствующее уголовное дело (если таковой имеется).
Статья 4.
Когда свобода личности ограничивается в связи с введением осадного положения в соответствии со статьей 23 Конституции, процедура habeas corpus может применяться для установления в каждом конкретном случае:
1. Законности объявления осадного положения.
2. Имела ли место и какой была связь между приказом о заключении под стражу и обстоятельствами, послужившими основанием для объявления осадного положения.
3. Имел ли место факт незаконного ухудшения условий содержания под стражей. Задержанное лицо ни при каких обстоятельствах не должно содержаться в учреждениях, предназначенных для исполнения наказаний .
4. Было ли обеспечено право выбора, предусмотренное в последнем предложении статьи 23 Конституции.
Статья 5.
Жалоба о habeas corpus может быть подана лицом, которое считает, что оно оказалось в ситуации, предусмотренной статьями 3 и 4, либо иным лицом, действующим в его интересах.
Статья 6.
В каждом конкретном случае судья может de oficio объявить неконституционным законоположение, на котором основан письменный приказ субъекта власти, в силу которого была ограничена личная свобода, если данное положение противоречит Конституции.
Статья 7.
Решения, которые принимают вышестоящие суды в рамках процедуры habeas corpus, считаются окончательными для целей обращения в Верховный Суд с жалобой о неконституционности. Жалоба подается в случаях и в порядке, установленном действующими законами.
Глава вторая. Процедура
Статья 8.
Когда обжалуемое действие совершено национальным органом власти, компетенцией по применению процедуры habeas corpus обладают:
1. В Федеральной столице – судьи первой инстанции по уголовным делам,
2. На национальной территории или в провинциях – окружные судьи согласно правилам, определяющим их территориальную подсудность.
Статья 9.
Жалоба о habeas corpus должна содержать следующие данные:
1. Имя и фактическое место жительство заявителя.
2. Имя, фактическое место жительства и другие сведения о лице, в интересах которого подана жалоба.
3. Субъект власти, совершивший обжалуемое действие.
4. Причина или повод для совершения указанного действия, если они известны заявителю.
5. Мотивировка вывода о незаконности совершенного действия.
Если заявителю не известны какие-либо обстоятельства, указанные в пунктах 2, 3 и 4, он предоставляет информацию, которая позволяет наилучшим образом их выяснить.
Жалоба может быть подана в любое время суток письменно или устно (в последнем случае судебный секретарь заносит ее в протокол). Незамедлительно устанавливается личность заявителя, а если это невозможно, суд принимает все необходимые меры, чтобы это сделать, не останавливая производства по делу.

Статья 10.
Судья отклоняет жалобу, если она не относится к случаям, указанным в статьях 3 и 4 настоящего закона. Если судья считает, что дело ему не подсудно, он объявляет об этом.
В обоих случаях судья немедленно направляет свое решение в порядке надзора в Апелляционную палату, которая принимает решение в течение 24 часов. Если эта инстанция подтвердит вывод о неподсудности, она должна передать дело компетентному судье.
Если суд первой инстанции и Апелляционная палата находятся в разных местах, то в Апелляционную палату направляются только заверенные копии документов, для чего используются наиболее оперативные способы передачи информации. В свою очередь Апелляционная палата, если она отменит решение суда первой инстанции, извещает его об этом телеграммой, при этом судья должен немедленно возобновить производство по делу.
Судья не может отклонить жалобу по причине ее ненадлежащего оформления и должен незамедлительно принять меры по устранению соответствующих недостатков. Это не лишает его права применить санкции (статья 24).
Статья 11.
Если лицо, подавшее жалобу, было заключено под стражу, судья немедленно отдает приказ соответствующему субъекту власти доставить к нему задержанного и представить подробные объяснения причин применения данной меры, а также проинформировать об условиях ее исполнения. Если задержание было осуществлено по письменному приказу компетентного органа, этот приказ также должен быть представлен. Если задержанный был передан в распоряжение другого органа, судья обращается с требованием представить объяснения, на каком основании, и по какой причине была осуществлена передача.
Если речь идет о реальной угрозе лишения свободы, судья требует от соответствующего органа объяснения, указанные в предшествующем абзаце.
Если субъект, принявший решение о задержании или совершивший иное обжалуемое действие, неизвестен, судья направляет приказ в орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому ведомству, которое указано в жалобе.
Приказ издается в письменной форме с указанием даты и времени, кроме случая, когда судья сочтет необходимым лично прибыть туда, где находится задержанный, о чем он может принять устное решение, подлежащее занесению в протокол.
Если до сведения компетентного суда (судьи) дойдет надлежащим образом удостоверенная информация о том, что некое лицо было задержано, заключено под стражу или под арест должностным лицом административного, политического или военного ведомства, подпадающего под юрисдикцию этого или нижестоящего суда, и есть основания полагать, что указанное лицо будет вывезено за пределы территории его юрисдикции или что оно понесет невосполнимый ущерб, прежде чем сможет получить защиту в порядке приказа habeas corpus, суд (судья) может издать его de oficio, приказав тому, кто удерживает у себя данное лицо, либо любому начальнику полицейского участка, сотруднику полиции, другому служащему доставить это лицо в распоряжение суда для последующего вынесения решения в соответствии с нормами права.
Статья 12.
Соответствующий субъект власти, которому судья направил приказ, должен исполнить его немедленно или в срок, установленный судьей с учетом обстоятельств дела.
Если в силу своего физического состояния задержанный не может быть Доставлен к судье, соответствующий субъект должен в тот же срок представить дополнительную информацию о причинах, препятствующих исполнению приказа, указав срок, в который он может быть исполнен. Судья принимает по этому поводу специальное решение и может лично прибыть в то место, где находится задержанное лицо, чтобы осуществить там необходимые процессуальные действия. Он может также вызвать близкого родственника или Доверенное лицо задержанного и осуществить эти действия в его присутствии.
После того, как судья отдаст приказ, задержанный находится в его Распоряжении для проведения судебного разбирательства.
Статья 13.
Приказ означает, что соответствующий орган власти должен направить для участия в судебном заседании, указанном в следующей статье, должностное лицо, наделенное достаточными полномочиями. Для этого указанный орган может воспользоваться услугами юрисконсульта.
Если лицо, в пользу которого подана жалоба о habeas corpus, не лишено свободы, судья немедленно вызывает его в заседание, сообщив, что в случае неявки его будет представлять официальный защитник.
Указанное лицо может назначить защитника либо лично защищать свои интересы, если нет угрозы, что это нанесет им вред. В последнем случае назначается официальный защитник.
В рамках процедуры habeas corpus не допускаются какие-либо отводы. Однако в случае, когда судья сочтет себя неправомочным рассмотреть дело в связи с опасениями быть небеспристрастным, он объявляет об этом и поручает провести слушание дела судье, следующему по очередности принятия дел к производству, либо, соответственно, судье, который должен замещать его в установленном порядке.
Статья 14.
Слушание дела проводится в присутствии лиц, вызванных в заседание, если они явились. Лицо, которое лишено свободы, должно присутствовать обязательно. В случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 13, обязательным является присутствие официального защитника.
В начале заседания зачитываются жалоба и объяснения ответчика.
Далее судья допрашивает лицо, в интересах которого подана жалоба, обеспечив, при необходимости, проведение соответствующего освидетельствования. Затем выступают представитель ответчика и вновь лицо, в пользу которого подана жалоба, либо его адвокат (официальный защитник).

Статья 15.
Если судья de oficio или по ходатайству кого-либо из участников слушания признает необходимым исследование доказательств, он определяет их допустимость и относимость в данном деле и может отклонить их по этим соображениям. Доказательства рассматриваются и приобщаются к делу в том же заседании, а если это невозможно, судья принимает необходимые меры, чтобы продолжить заседание не позднее чем через 24 часа.
Закончив исследование доказательств, суд заслушивает стороны в соответствии с положениями предшествующей статьи.
Статья 16.
При проведении слушания, предусмотренного статьями 14 и 15, секретарь ведет протокол, в котором указываются:
1. Имена судьи и участников слушания.
2. Процессуальные действия, которые осуществлялись при проведении слушания, с указанием имен и места жительства экспертов, переводчиков, свидетелей, которые принимали участие.
3. Если представлялись доказательства, указывается, были ли они допущены или нет и основания для такого решения.
4. По ходатайству участников слушания – резюме показаний и заключений, которые были заслушаны (рассмотрены).
5. Дата и время проведения слушания, подписи судьи, секретаря и участников слушания, которые пожелали сделать это.
Статья 17.
После завершения слушания дела, судья немедленно выносит решение, которое должно содержать:
1. Дату и время принятия.
2. Информацию об обжалуемом действии, субъекте, который его совершил, и лице, в отношении которого оно было совершено.
3. Мотивировочная часть решения.
4. Резолютивная часть, в которой должно быть сказано об удовлетворении или об отклонении жалобы. В первом случае отдается приказ о немедленном освобождении лица из-под стражи или о прекращении правонарушающего действия.
5. Судебные расходы и санкции, предусмотренные статьями 23 и 24.
6. Подпись судьи.
Если возникнет предположение о совершении уголовного преступления, судья отдает приказ о проверке соответствующих улик, обеспечив передачу дела в прокуратуру.

Статья 18.
Решение оглашается судьей немедленно в присутствии участников слушания и считается нотифицированным, даже если кто-то из них удалился из зала заседания. Официальный защитник, который принимал участие в деле в соответствии с абзацами вторым и третьим статьи 13, не вправе удаляться из зала заседания до оглашения решения.
Статья 19.
На решение суда может быть подана апелляция в Апелляционную палату. Жалоба подается в течение 24 часов в письменной или устной форме и в последнем случае заносится в протокол судебным секретарем.
Абзац не приводится.
Подача жалобы приостанавливает действие решения, кроме той его части, которая касается освобождения лица (статья 17, пункт 4). В этой части решение подлежит исполнению.
Против решения о признании жалобы недопустимой может быть подана жалоба в Апелляционную палату, которая принимает решение в течение 24 часов. Если она удовлетворяет жалобу, то должна осуществить вызовы в суд, предусмотренные в первом абзаце следующей статьи.
Статья 20.
В случае признания жалобы допустимой, осуществляется вызов участников слушания в течение 24 часов в вышестоящий суд. Задержанное лицо передается в его распоряжение. Если Апелляционная палата находится в другом месте, она вызывает участников дела в срок, который сочтет разумным, с учетом расстояния.
В течение срока, установленного для явки участников дела, они могут представить дополнительные материалы, обосновывающие жалобу или оспариваемое решение.
Апелляционная палата может повторно провести слушание дела в соответствии со статьями 13-16, исключив при этом ошибки и упущения, сделанные судьей первой инстанции. Апелляционная палата выносит решение в соответствии со статьями 17 и 18.
Статья 21.
О том, что была подана жалоба о habeas corpus, извещается прокуратура. Извещение производится письменно или устно, с занесением информации об этом в протокол [последующая часть предложения не приводится].
Она вправе подавать ходатайства, которые сочтет необходимыми, и обжаловать решение, независимо от того, будет ли им удовлетворена или отклонена жалоба.
Статья 22.
Заявитель вправе принимать участие в деле, в том числе посредством адвоката, и имеет процессуальные права, предоставленные иным его участникам, кроме права, предусмотренного абзацем вторым статьи 19. При этом не является обязательным применение в отношении него положений о вызовах и извещениях.
Статья 23.
Если жалоба о habeas corpus будет удовлетворена, судебные расходы оплачивает должностное лицо, ответственное за совершение правонарушающего действия [следует отсылка].
Если жалоба отклонена, судебные издержки относятся на счет того лица, которое стало причиной соответствующих расходов, кроме случая, когда жалоба будет признана неправомерной , о чем должно быть объявлено в решении. В последнем случае судебные издержки возлагаются на заявителя или лицо, в интересах которого была подана жалоба, либо на них обоих, соответственно тому, кто из них несет ответственность за ее подачу.
Статья 24.
Когда жалоба подана со злым умыслом, который выражается в утаивании фактов или их искажении , о чем должно быть объявлено в вынесенном по делу решении, заявитель подвергается штрафу в размере от 50 до 1 000 аргентинских песо либо аресту на срок от 1 до 5 дней. Арест исполняется судом или учреждением, которое определит судья. Размер штрафа (срок ареста) определяется с учетом степени тяжести проступка. Предложение не приводится.
Наказание в виде штрафа исполняется в соответствии с положениями Уголовного кодекса. Наказание может быть заменено из расчета 200 песо штрафа за один день ареста.
Судья или должностное лицо, участвующее в деле, за неправомерное нарушение установленных законом процессуальных сроков несут наказание в виде штрафа, который определяется в соответствии с предшествующей частью. Если речь идет о должностных лицах, такое наказание налагает судья в своем решении. Когда речь идет о судьях, наказание налагает вышестоящий судья. Это не исключает применения положений статьи 45 Конституции.
Глава третья. Применяемые правила
Статья 25.
Для реализации положений настоящего закона в Федеральной столице организуются 24-часовые судебные смены в порядке, определяемом рациональной апелляционной палатой по уголовным делам и малозначительным преступлениям.
На национальной территории и в провинциях организуются такие же смены, которые создаются соответствующими Апелляционными палатами. При этом судьи и их помощники не обязаны постоянно находиться в резиденции суда, однако должно быть доведено до сведения населения о месте, в котором может быть подана жалоба дежурному судье согласно статье 9.
Сведения о смене, действующей в соответствующий день, должны публиковаться в периодических изданиях, а также размещаться в виде объявлений в зданиях, где находятся суд и полиция, в местах, открытых для доступа граждан.
Абзац не приводится.
Статья 26.
Национальные органы власти и органы безопасности оказывают содействие реализации положений настоящего закона, а также предоставляют в распоряжение соответствующих судебных органов средства, которые будут для этого необходимы.
Статьи 27-29.
Не приводятся.