Римское право в архаическую эпоху (Коптев)

Коптев А. В.
РИМСКОЕ ПРАВО В АРХАИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
Архаическая эпоха в истории древнего Рима начинается с возникновением самого города. В римской традиции классической эпохи для обозначения этого исторического рубежа утвердилась датировка, принятая М.Теренцием Варроном – 753 г. до н.э. Современные археологи указывают на 8-7 вв. до н.э. Безусловно, корни правовой практики формирующегося городского общества уходили в догородскую древность. Исследователи вслед за Дж. Дюмезилем подчас указывают на общность отдельных римских норм с правовыми принципами других древних индо-европейских народов.
Завершается архаический период в истории Рима с началом формирования гражданского общества. Среди исследователей нет единства мнений по поводу датировки этого рубежа. Многие из них, следуя периодизации, созданной античными авторами, связывают начало гражданского общества с реформой шестого римского царя Сервия Туллия, датируемой серединой 6 в. до н.э. Другие полагают, что эта реформа явилась результатом длительного исторического развития и в первых своих формах была оформлена не раньше второй половины – конца 5 в. до н.э. Действительно, длительный период так называемой сословной борьбы патрициев и плебеев, датируемый в соответствии с римской традицией 494 – 287 гг. до н.э., описан в источниках слишком уж похожим на борьбу оптиматов и популяров 133 – 30 гг. до н.э. Это, и многое другое, заставляет сомневаться в истинности раннеримской хронологии, включающей царский период и эпоху ранней республики. Более достоверные данные относятся к 4 в. до н.э. Законы Лициния и Секстия 367 г. до н.э. окончательно утвердили власть двух консулов во главе римской республики, причем один должен был избираться из патрициев, а другой из плебеев. Это означало по крайней мере формальное признание равенства обоих сословий, хотя до полного допуска плебеев ко всем инструментам управления обществом потребовалось еще три поколения, до 300-287 гг. до н.э. Но с 367 г. римская община уже функционирует как единый гражданский механизм, в котором деления на трибы племенного происхождения (Рамны, Тиции и Луцеры) уже несущественно. Другим законом Лициния и Секстия было признание земельного максимума, которым могла распоряжаться отдельная римская фамилия – патриархальная агнатическая семья. Это означало, что фамилия окончательно была признана ячейкой римского общества, безотносительно к патрицианскому или плебейскому происхождению. До этого на роль общественной ячейки претендовали родовые коллективы или их подразделения – gentes (линиджи).
Таким образом, условным рубежом окончания архаического периода (периода господства родо-племенного строя) можно считать 367 г. до н.э., хотя реальный процесс перехода от родового общества к гражданскому затянулся с 367 по 287 гг. до н.э., а можно сказать и вплоть до Пунических войн.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ
Складывание римского городского общества приходится на царский период и период ранней республики. Римское общество в этот длительный период имело еще догосударственный характер. В его основе была племенная и родовая организация. Общество делилось на три трибы – Рамны, Тиции и Луцеры, которые по всей видимости вошли в состав римского общества не одновременно, а постепенно. Поэтому римский народ (populus Romanus Quiritium) сложился постепенно на основе включения в единое городское сообщество различных социальных и этнических групп. В его складывании принимали участие италики (латины и умбро-сабелы), этруски (пеласги и тиррены) и вероятно в небольшом количестве греки. Преобладающим элементом были латины, давшие Риму латинский язык. Положение Лация в средней части Италии делало его сферой влияния различных культурных народов, в особенности греков, этруссков и карфагенян. Сложность этно-социальной обстановки затрудняет установление соотношения между тремя трибами и сословиями патриции и плебеи, по вопросу о происхождении которых существует множество теорий. Возможно, плебеями считались представители одной из триб, Луцеров, включенных в состав римского народа только в период перехода от древней монархии к республике.
Подразделениями триб были курии – трем трибам соответствовали 30 курий. Курии были соседскими общинами на первоначальной городской территории. Каждая курия имела общий центр притяжения в виде общинного дома (курия), общего культа, жрецов и должностных лиц (курионы). По-видимому первоначально курии выставляли куриатное войско из своей молодежи, группировавшейся вокруг мужского дома курии. Общинный характер курии делал ее важнейшей общественной ячейкой формирующегося общества. Первоначальные народные собрания граждан собирались по куриям – куриатные комиции (comitia curiata). В них принимало участие все совершеннолетнее мужское население курии. Поэтому одним из вариантов этимологии слова «курия» считается латинское co-viria = сообщество мужчин. Позднейшее обозначение словом «курия» помещения для римского сената указывает на то, что куриатная организация явилась прообразом для формирования структуры гражданской общины.
Наиболее типичная организация общества позднепервобытной эпохи, родовая, представлена 300 gentes, которые одни исследователи трактуют как роды, а другие как родовые подразделения – линиджи. Их образование римская традиция относит ко времени правления основателя города Ромула. Первоначальные главы этих подразделений – отцы (patres) – были старшими мужчинами в коллективе. Их положение в структуре агнатического родства (по мужской линии) делало не только их личный авторитет незыблемым, но и давало им право на распоряжение всеми делами и имуществом своих младших сородичей. Пока такое состояние общества было нерушимым, в нем господствовал гентильно-родовой строй. Собрание «отцов» заправляло всеми делами городской общины и контролировало жреческие должности, судопроизводство и отправление власти. «Отцы» по праву могут рассматриваться как элита раннеримского общества и такой их статус соответствует отношению к ним источников. Потомками «отцов» (patres), то есть связанными с ними агнатическим родством в качестве сородичей, считались патриции (patricii). Сородичи – гентилы – носили одинаковое гентильное имя (nomen). Гентильный коллектив был последней, а первоначально и решающей инстанцией в области наследования и установления опеки. Кроме «отцов» и патрициев (старших и младших сородичей) в состав гентильных коллективов входили клиенты. Связь клиентов с патрициями не считалась родственной, но напоминала ее внешними признаками. «Отцы» были обязаны покровительствовать клиентам в общественной жизни, за что клиенты в свою очередь были обязаны почитанием и определенными услугами в пользу своих патронов. Право, закреплявшее отношения патроната – клиентелы, носило сакральный характер.
Зачастую считается, что ячейкой раннеримского общества была большая, состоявшая из трех-четырех поколений, патриархальная семья – фамилия. Ее глава – домовладыка (pater familias) – представлял членов семьи в генеалогической цепи предков-потомков. Его власть и авторитет был основан на том же принципе агнатического родства, что и авторитет родовладыки (pater gentis) в гентильном коллективе, – оба были старшими по возрасту в своих коллективах. Агнатическое родство, а не экономическая власть домовладыки, которая образовалась во вторую очередь, было организующим началом фамилии. Большую роль играл фамильный культ предков, посмертные маски, жертвоприношения душам предков, культ семейного очага (ларов). После смерти отца власть наследовали сыновья, становившиеся домовладыками. Домовладыка обладал ничем не ограниченной «отцовской властью» (patria potestas) над своей фамилией. Поэтому это слово – фамилия – в не меньшей степени обозначало имущество, чем входивших в ее состав членов семьи. Дети, жена, которая условно считалась на положении дочери домовладыки (filiae loco), рабы – все они были лицами, подвластными домовладыке. Домовладыка был единственным представителем семейного коллектива в сфере частного права, он один имел право на семейное имущество, право заключать сделки, вести дела, право продажи, право жизни и смерти по отношению к членам фамилии. На этой основе формировалось представление о юридической persona римского гражданина – ее имел только домохозяин. Остальные члены семьи не имели юридических сношений с внешним миром. Только по поручению главы семьи и от его имени (не своего) они могли вести какие-то дела.
Но в политическом отношении взрослые сыновья, способные носить оружие, были самостоятельными – участвовали в народном собрании наравне с домовладыками, несли общественные повинности и выполняли поручения общества. Гентильные принципы агнатического родства и общинная организация римского общества находились в диалектическом противоречии. В этом была заложена предпосылка разделения римского права на частную и публичную сферы.
Первоначально, по-видимому, фамилия формировалась как минимальная родственная ячейка (линидж) внутри гентильного коллектива. В этом смысле домовладыки образовывали определенную иерархию по отношению к формальному лидеру гентильного коллектива. Функции родо- и домовладык, видимо, стали дифференцироваться достаточно рано, еще в период ранней монархии. Фамилия укреплялась как потребительская и производственная ячейка, однако полностью самостоятельной экономической ячейкой римского общества она стала не сразу. Стимулировало этот процесс обособления фамилий развитие частной собственности, которая формировалась как первоначально фамильная собственность. Родовой собственности не существовало. Однако главный объект собственности – земля – долгое время находился в распоряжении всей общины и под контролем гентильных «отцов». Первоначально наделение осуществлялось не на домовладыку, а на каждого взрослого мужчину (по 2 югера (=0,5 га), принимавшего участие в общественной жизни. То есть распределение земли принадлежало к сфере публичного, а не частного права. По этой причине, видимо, у римлян на долгие времена сохранился так называемый ager publicus – земля, принадлежавшая всей общине. Когда право оказалось способным определить понятие частной собственности, она стала называться dominium ex iure Quiritium – собственность по праву принадлежности к сообществу квиритов. И тогда собственником стал считаться только домовладыка, его сыновья, получая от общины надел, не имели на него права собственности, поскольку были подчинены отцовской власти. Передача участка по наследству называлась heredium (heres – наследник).
Второй по значимости объект собственности – скот (pecus) – начал обособляться в качестве принадлежности фамилий гораздо раньше, чем земля. Как и у многих народов, у римлян слово, обозначавшее движимое имущество, а еще позднее деньги, – pecunia – было производно от слова «скот». Роль древнейших денег выполняли также слитки меди (aes rude), поэтому торговая сделка – negotia per aes et libram – носила характер взвешивания кусков меди на весах специальным весовщиком (libripens). Фамилия была той ячейкой общества, в которой осуществлялось накопление движимого имущества, поэтому она доминировала в экономической области, тесно связанной с частноправовой. Домовладыки обладали полной автономией в частном праве. Поэтому при переходе к гражданскому обществу именно фамилия, а не гентильный коллектив, стал ячейкой римского общества. В архаический период существовало подвижное равновесие между фамильными коллективами и более высокой родственной инстанцией – gentes.
Таким образом, общество, построенное на основе родовых и племенных отношений, еще не может считаться государственным образованием. В нем причудливо переплетались правовые принципы, основывавшиеся на этно-культурной (римские трибы своим латинским, сабинским и этрусским происхождением были тесно связаны со священными союзами городов Лация и Этрурии) или территориальной (курии и паги) принадлежности, с принципами линейного родства, отводившими важнейшую роль связи «предки – потомки», культу предков и месту личности в генеалогической цепочке: род – бессмертен. Сферы частного и публичного права еще не полностью обособились друг от друга. Gentes и курии явно доминировали в публичной сфере, следовательно, чем древнее эпоха, тем большее их преобладание и в частноправовой сфере следует предполагать. Публичный характер первоначальных римских завещаний показывает, что некогда «завещание по закону» не было им известно. Римское общество состояло из мужчин-квиритов, в среде которых домовладыка, делая объявление о завещании, вычленял своих потомков и ближайших агнатов. Вне этого объявления они еще не были достаточно структурированы.
Органами управления первоначальной римской общины были царь, сенат и комиции.
Царь (латинское rex – родственное индийскому «раджа») имел прежде всего сакральные полномочия. Как представитель богов (Юпитер, Марс, Квирин) он выступал блюстителем внутреннего порядка на земле. Поэтому он имел право суда и наказания вплоть до права жизни и смерти, а также право издания законов. Он совершал жертвоприношения богам от имени всего народа и был военным предводителем, которому народное собрание вручало империй (imperium) – высшую военную власть. В последнем проявляется функция царя в качестве посредника между богами и людьми. Монархия не была наследственной, царя выбирали. После его смерти наступало междуцарствие – interregnum – в течение которого правили по очереди 10 сенаторов по 5 дней (interreges). Вступление царя в должность оформлялось двумя обрядами: принятием lex curiata de imperio, который вручал царю военные полномочия, и inauguratio, дававшей ему сакральные полномочия. Помощниками царя были: tribuni militum – военные трибуны, предводители триб, tribunus celerum – трибун конницы, praefectus urbi – префект города, duoviri perduellionis – судьи по уголовным делам, quaestores parricidii и ликторы – телохранители и носители фасций.
Сенат состоял из patres – представителей гентильных коллективов. Отсюда их традиционное обозначение «отцы-сенаторы». Первоначально сенаторов было 100, а с включением в состав римского народа всех трех триб их стало 300. Сенаторы уже с начала республики делились на patres et conscripti (отцы и приписанные). По-видимому, представители одной из триб – Луцеров – не получили статуса отцов. Поэтому традиция стремится принизить их общественный статус, называя их плебеями. Формально сенат играл совещательную роль – его заключения назывались сенатусконсульты (senatusconsulta). Фактически сенат контролировал всю жизнь римской общины – сенаторы были хранителями заветов предков, контролировали жизнь общества в соответствиями с обычаями, наблюдали за тем, чтобы царь не отступал от принятых норм и ритуалов. По отношению к народу сенат выступал в роли опекуна – это тем более легко было делать, что народ первоначально состоял из патрициев – младших гентилов по отношению к отцам-сенаторам и клиентов – подчиненных отцом-сенаторам как гентильным патронам. Всякое решение народного собрания, чтобы стать законом для общества, должно было пройти утверждение сената – эта власть сената называлась их «отцовским авторитетом (auctoritas patrum).
Народные собрания – comitia curiata – созывалось по инициативе царя, царь вносил предложения. Предложения не дебатировались, а лишь принимались или отвергались устным голосованием – каждая курия имела один голос. По-видимому, обсуждения вопросов происходили внутри курий под руководством куриона, когда мужчины каждой курии собирались вместе в своем мужском доме. В компетенцию куриатных комиций входили вопросы – заключение мира, объявление войны, принятие в общину, принятие в патриции (= в гентильный коллектив), усыновление – принятие в фамилию, объявление завещаний. Постановления собрания считались приказами народа (iussus populi), то есть законами – lex. Законы мог издавать и сам царь, однако его законы действовали только в течение его правления, а законы, принятые народом, действовали до тех пор, пока их не отменяли.
Согласно традиции, в середине 6 в. до н.э. царь Сервий Туллий провел реформу военной организации общества, введя новый принцип комплектования войска – по имущественному принципу. Общество было разделено на пять имущественных классов, каждый из которых выставлял определенное количество сотен (центурий) воинов. Первый класс выставлял 80 центурий, второй – 20, третий – 20, четвертый – 20, пятый – 30. Неимущие именовались пролетариями, то есть, как понимали это слово римляне классической эпохи, лицами, богатыми (одним лишь) потомством. Кроме центурий, составлявших классы – были созданы 18 центурий всадников – из граждан первого класса, а также 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов, 1 центурия пролетариев. Одновременно центурия стала единицей голосования, поэтому центуриатная реформа Сервия Туллия ввела и новый вид народного собрания – по центуриям. Всего центурий – 193: первый класс выставлял – 98, остальные – 95. Каждые пять лет проводилась оценка имущественного состояния граждан – ценз. Одновременно совершались очистительные обряды, символически обновлявшие гражданский коллектив, – lustratio. Поэтому пятилетний цикл назывался – lustrum. Первоначально люстрацию и ценз осуществляли понтифики, заведовавшие правовыми вопросами, но со временем выделилось выборное специальное лицо для проведения ценза – цензор. Цензором выбирался самый авторитетный из сенаторов.
В научной литературе считается, что рост римской территории и населения к 6 в. до н.э. потребовал реорганизации общественного строя. Новое население, выросшее в Риме после завоеваний царя Анка Марция, образовало особую группу населения – плебс. Плебеи были лишены прав на общественную землю (ager publicus), они не входили в курии и не участвовали, следовательно, в куриатных комициях, не считались квиритами, их представителей не было в сенате. Практически они были исключены из общественной жизни и сферы публичного права. Поэтому, чтобы уравнять плебеев с прежним населением города, царь Сервий Туллий обратился к введению имущественного ценза, создав новый критерий организации общества взамен гентильно-племенного. Критерий принадлежности к имущественным классам в точности неизвестен. Античные авторы дают денежное исчисление доходов индивида, однако серебряный сестерций был введен в Риме только в начале 3 в. до н.э. Исследователи предполагают, что таким критерием могли быть либо деньги в старинной медной монете (aes grave), либо земля или доход с земли. Кроме того, структура римского общества предполагала, что собственниками (частное право) могли быть только домовладыки, а политическими правами, связанными с воинскими обязанностями (публичное право), обладали все взрослые граждане мужского пола.
Ко всему прочему, реформа Сервия Туллия подозрительно напоминает реформу Солона, вводившую имущественный ценз в Афинах, и приблизительно совпадает с ней по времени. Одни исследователи считают это обстоятельство доказательством сходства путей развития греческих полисов и римской гражданской общины, другие же видят в этом зависимость римской исторической традиции от греческой исторической литературы, откуда черпались образцы для описания римских «событий». При этом все согласны, что в описанном виде центуриатная реформа вряд ли может быть датирована серединой 6 в. до н.э. Введение имущественного критерия знаменовало завершение архаического периода в развитии римского общества и начало складывания гражданской общины. Однако плебеи были интегрированы в состав римского гражданства только в 4 – начале 3 вв. до н.э. Должность цензора, согласно традиции, была введена только в 443 г. до н.э. Суммируя эти и другие обстоятельства, многие исследователи склоняются к мысли, что реформа Сервия Туллия может быть датирована второй половиной или концом 5 в. до н.э., временем, близким завершающему периоду войн с этрусским городом Вейи. Именно в это время напряжения военных сил римлянам потребовалась реформа, заимствовавшая греческие принципы гоплитского войска и гоплитское вооружение. Однако и в 6 в. до н.э. мог иметь место какой-то более ранний вариант реформы прото-государственного строя, может быть, вводивший не пять классов, а деливший мужское население Рима на воинов (classis) и не принимавших участия в военном деле (infra classem).
Введение центуриатных комиций не отменяло куриатных, а лишь сокращало круг вопросов, принимавшихся на них. Центурии стали местом, где голосовались все военные, внутриполитические и международные вопросы. Однако их введение не означало развития государственного строя в Риме, который связан с утверждением на первом плане территориального деления населения и связанных с ним трибутных комиций. Трибутные комиции стали господствующим видом народного собрания только после 300 г. до н.э.

САКРАЛЬНОЕ ПРАВО
Древние люди мыслили себя частью существующего мира – космоса, природы, а космическими или природными законами управляли боги. Поэтому религия и религиозные нормы играли большую роль в эпоху архаики. Первоначальное, естественно выработанное поколениями людей право мыслилось ими как право божественное – священное, оно было тесно связано с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь. Лишь образование более крупных коллективов, чем родовая или соседская община, повело к образованию светского права, устанавливавшегося народом. В римской истории считалось, что разделение на право божественное (ius divinum) и право человеческое (ius humanum) произошло после Ромула, то есть с момента основания города. Естественно, что первоначально и долгое время человеческое право не было свободно от влияния божественного. Поэтому оно носило название священного или сакрального права (ius sacrum). В архаическом Риме всякое договорное отношение сопровождалось ритуалом умилостивительных жертвоприношений и сакральных клятв. Первоначальные договоры делились на две группы: 1) обязательства общины, представлявшего ее должностного лица или частного человека непосредственно с богом; 2) обязательства между частными лицами, сопровождавшиеся сакральными клятвами. Римляне согласовывали с волей божества всякое общественное или частное мероприятие, будь то военный поход, сражение, строительство здания или покупка земли, арендный договор или судебное разбирательство. При этом они давали обет богу в случае удачного завершения предприятия поделиться долей дохода с божеством. Обет-обязательство давали либо в устной, либо в письменной форме – на вотивных табличках. В таких условиях особую роль в обществе выполняли жрецы, как толкователи воли богов. По представлениям древних именно жрецы имели исключительное право на заключение обязательства с богом, а следовательно, право регулировать общественную жизнь общины, руководствуясь божественным правом – то есть правом, предоставленным самими богами.
В качестве хранителей права жрецы объединялись в коллегии:
1. Понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что понтифики были связаны со всей совокупностью римских богов. Фактически они осуществляли контроль за частной жизнью римлян.
2. Авгуры как гадатели по полету птиц (ауспиции) были тесно связаны с должностными лицами и публичным правом.
3. Гаруспики, этрусского происхождения, были жрецами, гадавшими по печени жертвенных животных.
4. Фециалы ведали отношениями с соседями, то есть международным правом. Они хранили формулы заключения межобщинных договоров, объявления войны и заключения мира.
Все первоначальные обязательства покоились на клятве, приносившейся богам, согласно которой поклявшийся был обязан что-либо дать или сделать. Эта клятва приносилась в специально установленной форме. Каждому случаю соответствовала определенная формула обязательства. Такая формула называлась nuncupatio. На языке формул можно было разговаривать с богами. Знание этих формул принадлежало жрецам. Без соблюдения формулы обязательство считалось недействительным, а следовательно – сделка незаключенной. Фактически в архаическую эпоху не существовало различия между молитвой богам и юридическим обязательством.
Договорные отношения между частными лицами также имели чисто сакральную форму. Царь Нума Помпилий построил храм богини Верности (Fides), в котором римляне могли скреплять религиозной клятвой заключаемые между собой контракты. Клятва также носила название – fides. Жертвенное возлияние во время заключения обязательства называлось – spondeum.
Нарушение клятвы или присяги, поскольку клялись богами, первоначально влекло за собой посвящение человека богам. Он объявлялся homo sacer. Такой нарушитель клятвы верности должен был приноситься в жертву тому богу, которого обманул. Позднее, с отменой человеческих жертвоприношений, homo sacer мог быть просто безнаказанно убит любым лицом. Чтобы избежать смерти, нарушитель клятвы отправлялся в изгнание (=непризнание отеческими богами) до тех пор, пока над ним не производился обряд очищения. Этот обряд был связан с освобождением от клятвы – consecratio и производился жрецами-понтификами.
Название «санкция» по-видимому, произошло от имени римского бога Санк (Sancus). В классическое время он уже не входил в пантеон крупнейших римских богов, но в архаическое время он был одной из ипостасей могущественного бога Януса. Янус, в классическую эпоху бог входа и выхода, бог дверей, с течением времени отошел на второй план, уступив первенство сначала Сатурну, а затем Юпитеру. В догородскую эпоху Янус, по-видимому, был главным божеством, контролировавшим начала и завершения всех дел мира. Одним из его имен, в состав которого входило понятие верности (fides), было Dius Fidius.
Образцом сакрального права было наказание патрона в случае, если он обманет клиента. Он объявлялся посвященным богам, то есть объявлялся вне закона, так как подлежал мщению богов. Весталки, если нарушали обет целомудрия, посвящались подземным богам – живыми их замуровывали в специальном подземном помещении. Обряд заключения брака – confarreatio – имел форму религиозного ритуала. Семейный очаг считался священным, поэтому женщину из чужого коллектива можно было допустить к нему только после совершения имевших магическую форму обрядов. В обряде, который был не только религиозным ритуалом, но и юридическим соглашением между двумя семейными коллективами, принимал участие верховный понтифик и весталки.
Общественная земля и скот обычно сдавались в аренду – первоначально аренда заключалась на один год. Арендный договор заключался в начале марта, когда начинался римский год. Его заключение было связано с особым религиозным ритуалом. Понтифики обращались к богу с мольбой о процветании достояния римлян. В сакральной клятве они обещали за это обильные жертвоприношения. Затем фиксировался сам арендный договор, в состав которого входило назначение специальных лиц для кормления зерном священных гусей Юноны и окрашивания статуи Юпитера красной охрой. Зерно символизировало арендную плату, а красная краска – кровь жертв Юпитеру. В конце года в праздник Сатурналии (17-23 декабря) в казну-эрарий, которая находилась в храме Сатурна, вносился налог-арендная плата в размере 1/10 части урожая и приплода скота. Эта десятина (decima) было формой жертвоприношения богам.
Первоначально выплата частных долгов осуществлялась римлянами в ноябре. Несостоятельный должник, нарушивший свое обязательство, во время декабрьских Сатурналий приносился в жертву на алтаре Сатурна. Позднее его жертвоприношение было заменено продажей в рабство. Сатурн – древнейшее божество Лация, требовавшее человеческих жертвоприношений. Во время праздника человеческие жертвы символизировали посланцев каждого гентильного коллектива к Сатурну. По преданию, Геркулес заменил человеческие жертвы принесением Сатурну восковых свечей, которые символизировали души римлян. Искупительная жертва осталась одна: на время праздника избирался царь Сатурналий, который в конце праздничной недели ритуально убивался.
Общественная и экономическая жизнь римлян, как и других народов на стадии догосударственного развития, подчинялись естественному годовому циклу, но его оформление в календарь было сакрализовано, поскольку годовой цикл был частью природы – сферы богов. Дни делились на dies fasti et nefasti. Это деление было связано с понятием fas – право, связывавшее людей с богами. Dies fasti – это дни, в которые можно было обращаться к богам и одновременно вести публичные дела. Dies nefasti – в которые нельзя было совершать публичные акты, собирать народное собрание. Заведовали календарем жрецы – понтифики. Они же хранили записи правовых норм, занимались их толкованием и объяснением непосвященным. Рядовым римлянам весь комплекс правовых норм не был доступен, поскольку они не были опубликованы. Вследствие этого роль понтификов была очень велика – их коллегия была главной хранительницей права в архаическом Риме. Верховный понтифик, видимо, был не только главным жрецом Рима, но и высшим авторитетом в юридических вопросах.
Как сообщали Цицерон и Иоанн Лид, в царскую эпоху понтифики были не только жрецами, но и исполняли управленческие функции, такие, которые впоследствии при республике стали исполнять выборные магистраты. Этимология слова pontifices = «строители моста». Античные авторы, а вслед за ними и многие современные, понимают это выражение в том смысле, что понтифики отвечали за содержание в порядке древнейшего Свайного моста через Тибр. Однако логичнее видеть в этом мосте – мост между двумя мирами, миром римской общины и миром богов, в котором обитали и предки. Понтифики – это те, кто поддерживал связь (мост) с богами, кто хранил fas.
Практически вся жизнь первоначальной римской общины регулировалась сакральным правом. Это сакральное право выражалось в так называемых «священных законах» (leges sacratae). Священные законы были самыми разнообразными по содержанию юридическими нормами, объединенными лишь одной общей чертой – сакральной санкцией. Это были своего рода религиозные запреты, регламентировавшие не только порядок совершения богослужения, но и самые разнообразные стороны частной и общественной жизни. Нарушение этих запретов (табу) вело либо к человеческим жертвоприношениям, либо к обильным искупительным жертвам, приносившимся разгневанным богам. За соблюдением этих религиозных запретов следили понтифики, имевшие власть судить и казнить. Священные законы представляли ту стадию в развитии права, когда оно еще не вполне отделилось от религиозных институтов.
ОРГАНИЗАЦИЯ СУДА
Судебный процесс у римлян в древнейшей известной форме осуществлялся посредством legis actiones. Эта формула производна от выражения lege agere, которое обычно понимается в смысле: действовать в соответствии с законом, законным образом в противовес незаконному насилию. Однако слово lex имело у римлян вполне определенное значение – постановление народа. Поэтому legis actio в известной по источникам форме вошло в употребление только тогда, когда воля народного собрания возобладала над сакральным правом. Это произошло в период формирования гражданской общины. В архаический же период происходило только складывание этой формы судопроизводства. Ее основные черты были обусловлены особенностями общественного устройства и права архаического общества.
Для начала процесса было обязательно присутствие истца и ответчика. Поскольку органов исполнительной власти не существовало, доставкой в суд ответчика занимался сам истец. Для этого ему давалось право требовать от ответчика явки в суд (in ius vocatio) в любом месте, где он его встретит (только в дом его истец вторгаться не мог). Застигнутый формульным обращением истца ответчик должен был немедленно подчиниться. Если он отказывался, истец должен был опротестовать отказ перед свидетелями и получал право задержать ответчика силой. В случае сопротивления или попытки к бегству ответчик подлежал ритуалу «наложения руки» (manus iniectio), в результате которого он оказывался во власти истца.
Если ответчику было неудобно немедленно следовать за истцом, он мог просить отсрочки, подкрепив свое обещание предоставлением поручителя. Поручитель носил название vas, а поручительство – vadimonium.
Сам процесс делился на две части, также как его наследник – легисакционный процесс на «установление права» (ius) и собственно судопроизводство (iudicium). Одной из его распространенных форм была legis actio sacramentum, имевшая архаические корни.
«Установление права» (ius) осуществлялась перед собранием «отцов» – сенатом. Первоначальное число сенаторов было 100, и видимо его наследницей стала коллегия центумвиров, выбранных из сенаторов. Придя в суд, стороны в торжественных формулах, подсказанных жрецами, высказывали свои претензии и назначали в залог своей правоты какую-либо ценность (первоначально, как установил Ромул, это был скот – быки и овцы, позднее – деньги). Этот залог назывался sacramentum, он сопровождался религиозной клятвой богами, возможно, первоначально богиней Фидес, а потом – Юпитером. Слова торжественной клятвы могли быть подобными следующим: «я утверждаю, что по праву Квиритов эта вещь является моей, и как я сказал, так и налагаю на тебя виндикту». Одновременно он накладывал на вещь особую палку, которая называлась vindicta (festuca) – этот акт носил название виндикация (vindicatio). Ответчик со своей стороны говорил то же самое и также накладывал свою виндикту. После этого выступал представитель сената и приказывал: «оставьте оба вещь». Стороны снимали палки и истец обращался к ответчику с вопросом: «Не скажешь ли, на каком основании ты виндицируешь?». Ответчик либо давал объяснение, либо просто заявлял: «таково мое право». Тогда истец обращался с предложением установить залог – sacramentum. Ответчик отвечал аналогичным предложением.
Залог первоначально поступал к понтификам, задачей которых было установление права (ius), по которому решается данное дело. Они, видимо, обращались по этому поводу к богам и залог в виде скота служил умилостивительной жертвой им. Молитвы и жертвоприношение занимали некоторое время, на которое процесс прерывался. Вероятно, жертвоприношение заканчивалось совместным потреблением мяса жертвы присутствующими – пир или обед. В более позднее время, когда записи понтификов накопили достаточное количество прецедентов, потребность в немедленном жертвоприношении отпала и залог стал поступать в казну. Теперь он взимался в виде денег.
Вторая стадия процесса (iudicium) происходила сразу после жертвоприношения и «обеда». Понтифики, видимо, доводили смысл права до сведения отцов-сенаторов. Затем из числа сенаторов выбирался один представитель, который в соответствии с уясненным правом излагал судебное решение. По всей видимости, первоначально этот представитель сената, выполнявший роль судьи, был гентильным главой один из сторон – истца или ответчика. Который из двух «отцов» будет формулировать решение, видимо, под контролем жрецов и сенаторов согласовывали между собой истец и ответчик. В крайнем случае несогласия вопрос всегда мог быть решен обращением к воле богов путем жребия.
Деление процесса на две части (in iure и in iudicium) отражало различавшиеся в первоначальном праве сферу божественного суда и людского судоговорения. Зачастую считается, что первоначальное право было основано на уходящем в глубины поколений обычае и поэтому носит название обычного права. Это обычное право не было случайным собранием эмпирически найденных в течение длительного времени поведенческих образцов (моделей-казусов). Обычное право имело свою разработанную систему, организующую его именно в право. Жрецы связывали в единую мифологическую картину оба порядка – в мире богов (то есть в природе) и в мире людей. Обычаи предков у римлян назывались – mores maiorum. Первоначально они не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности. Все они объединялись понтификальным правом (т.е. священными законами). Поэтому правовая практика была ритуализирована в такой же степени как и религиозно-магическая.
РИТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ
В разработанной понтификами системе земное право людей рассматривалось как отражение и копия небесного права богов. Жизнь богов проявлялась в явлениях природы, организующее начало которой фиксировались в календаре. Календарь был законами природного мира богов. Поэтому формирующееся право римской общины также во многих своих проявлениях было ориентировано на природные циклы в качестве правового прототипа. Сведения о жизни богов и природы были зафиксированы в мифах, хранителями которых были жрецы. Они же изучали законы жизни природы и интерпретировали их применительно к жизни людей. Таким способом формировался один из основных источников права – fas, свод религиозных правил. Их приспособление к жизни Римской общины и правам и обязанностям граждан создавало ius – светское право. Накопление в руках жрецов материалов fas и ius создавало традицию, которая интерпретировалась ими как обычаи предков (mores maiorum). Поэтому обычно выделяют три источника первоначального римского права: mos, fas, ius. Фактически все они были производны от первоначального сакрального права.
Считается, что первоначально ius выступал в форме царских законов – leges regiae. А цари архаического Рима были такими же представителями богов на земле, как и жрецы-понтифики. По одним данным, 50 царских законов были собраны Сервием Туллием, по другим, все царские законы собрал и записал некий Папирий в правление последнего царя Тарквиния Гордого. Есть сведения, что священные законы царя Нумы Помпилия были записаны в правление его внука Анка Марция. Содержание царских законов в точности неизвестно. Преступления – деликты – уже делились на затрагивавшие интересы всего общества (delicta publica) и затрагивавшие интересы отдельных лиц (delicta privata). Первоначальное ius, вероятно, специализировалось на «публичных делах». Duoviri perduelliones расследовали дела о преступлениях против общества. К их числу относились убийства, особенно тяжким считалось убийство родственника – parricidium – как, например, убийство Горацием сестры, или измена общественным интересам, как в случае с сыновьями первого консула Брута. Наказанием за такие преступления была смерть как посвящение богам в жертву лиц, объявляемых sacer esto.
Частноправовые случаи также подлежали сакральному праву и обычаям. За умышленный поджог сжигали. За нарушение межевых знаков (посвященных богам) виновник и его быки, на которых пахали, посвящались богам – т.е. приносились в жертву. Всякая граница – terminus – находилась под охраной бога Термина, в частности, подобного рода правовая база может быть подведена под убийство Рема, перепрыгнувшего строящуюся стену города. Воровство, затаптывание посевов или колдовство над ними влекло за собой принесение в жертву Церере – богине посевов и подземного мира. Позднее схваченный на месте преступления вор подвергался наказанию розгами и передавался во власть того, у кого пытался украсть – то есть в рабство. За членовредительство – принцип талиона. Нарушитель долга – отвечал своим телом перед тем, кому был обязан: его рассматривали как нарушителя доверия – fides, связанного клятвой. Такого человека, вероятно, первоначально также приносили в жертву, затем должников посвящали семейным ларам, держа их в домашних тюрьмах или продавая за границу.
Латинское выражение «смертная казнь» – poena capite = букв. «наказание головой» = «усекновение головы» – в переносном смысле означало «обращение в рабство». Рабство военнопленных было заменой их смерти, которая в древнейшее время осуществлялась во время триумфа победителей в форме жертвоприношения пленников Юпитеру – главному божеству общины. Поэтому слово servus, обозначавшее раба, имело значение «сохраненный», то есть тот, кто должен был быть убит, но ему сохранили жизнь. Однако сохранение рабу его биологической жизни не означало сохранения его юридической жизни: для права раб умирал. Поэтому возникло юридическое выражение – «у раба нет головы» (servus nullum caput habuit).
Разделение фактического положения и юридического его осмысления было связано с разделением сакрального и человеческого права, с осознанием человеческим коллективом себя как особой общности, с выделением этой общности из мира природы (космоса), в котором прежде люди были как бы растворены, руководствуясь едиными священными законами для природы и общества.
Спонсия и стипуляция – способы заключения обязательств с помощью торжественных клятв. Магическая формула при совершении спонсии сопровождалась жертвенным возлиянием богу, к которому обращалась клятва. При совершении стипуляции стороны произносили определенные слова в форме вопроса – ответа. Например: «Обещаешь дать 100?» – «Обещаю!». Клятвенное обещание фиксировалось свидетелями. В этих условиях большую роль играло доверие сторон друг другу, зависевшее от морального состояния общества. Римляне классической эпохи, обращаясь взором ко временам своих предков, единодушно подчеркивали высокий уровень их моральной стойкости и честности. Обществу, которое строило свою жизнь по законам, предписанным богами, не требовалось принуждение, чтобы соблюдать их. Одним из обозначений главного божества римлян догородского периода, предшественника Юпитера, было Диус Фидиус (Dius Fidius), что можно понять как Бог Доверия. В период первых царей возник культ богини Фидес – Верности (Fides), именем которой скреплялись многие клятвы.
Виндикация – понятие, образованное от слова «виндикта» – палка, напоминающая копье. Копье в свою50; очередь символизировало военную силу, которая признавалась римлянами источником приобретения собственности. Вещь как бы «убивалась» копьем. Немецкий ученый К.Торман назвал виндикацию «правом копья». Виндикация была формой распределения вещей, захваченных у врагов, и поэтому прежде не входивших в состав собственности по квиритскому праву. Видимо, чтобы вещь могла получить возможность стать собственностью римлянина, первоначально она должна была заколота копьем, то есть символически умереть для ее прежнего собственника – врага римлян. Затем эта форма была перенесена и на другие способы приобретения вещей. В частности, в судебном процессе стороны, спорившие о праве собственности на вещь, имитировали древнюю виндикацию. Они приносили в судебное собрание спорную вещь или ее часть, если вещь была слишком большой либо принадлежала к объектам недвижимости. В момент выяснения права истец и ответчик накладывали на вещь виндикту и произносили ритуальную фразу: «заявляю, что по праву квиритов эта вещь является моей». Иск такого рода носил название виндикационного.
Манципация – была другой архаической формой передачи вещей, но таких, которые входили уже в состав собственности по квиритскому праву. Манципация – это продажа вещей, которая имела ритуальную форму, приближавшую ее к форме судебного процесса. Варрон говорил, что «манципием называется то, что берется рукой» (manu capio). Manus – древнейшее обозначение власти (например, власть мужа над женой). Власть через mancipium осуществлялась с помощью особого ритуала «наложения руки» (manus iniectio), сопровождавшегося определенными словами посвящения. Иногда власть, устанавливавшуюся через ритуал манципации рассматривают как древнейшее обозначение собственности. Ею могло обладать только то лицо, которое имело право на manus, то есть домовладыка.
Возможно, в архаическую эпоху после установления собственности на захваченные у врага вещи с помощью виндикации, римляне с помощью манципации (наложения руки) распределяли собственность между собой. Отсюда следует объяснение происхождения манципации – среди отнятых у врага вещей часто оказывались те, которые противник, разграбив римские поля, пытался увезти с собой. Полководец устраивал аукцион в виде судебного разбирательства, во время которого хозяином вещи становился тот, кто, наложив на нее руку, называл своей по квиритскому праву. Связь манципации с виндикацией проявлялась и в том, что при осуществлении ритуала манципации приобретатель должен был окрасить специальной красной краской лицо статуи Юпитера. Это символизировало жертвоприношение Юпитеру, который первоначально омывался кровью жертвы. Точно также во время триумфа победоносный полководец приносил Юпитеру жертву и умывал его кровью. Может быть, поэтому одно из названий рабов – mancipia.
Эти ритуальные действия затем стали формальной основой первоначальных судебных процессов, связанных с перераспределением собственности. Известно, что в римском праве все вещи делились на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res nec mancipi). Манципируемые вещи – это такие, отчуждение которых могло производиться только с помощью обряда манципации. Для передачи неманципируемых вещей использовалась менее формальная передача (традиция). Вероятно, что в архаическую эпоху все вещи были манципируемыми. Их передача другому лицу также называлась манципацией. Римский юрист классического периода Гай сообщает нам, что «Манципация состоит… в некой воображаемой продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна римским гражданам и совершается так. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках межные весы, и называвшееся весовщиком, тот, кто получает манципий, держа медь, говорил так: «Я утверждаю, что этот человек принадлежит мне по квиритскому праву и что он должен считаться купленным мною за эту медь и посредством этих весов». Затем он ударяет этой медью об весы и передает ее как бы в качестве покупной цены тому, от кого получил манципий». То, что в классическую эпоху было лишь ритуалом, в эпоху архаики выступало живым необходимым действием – манципация была формой продажи, в которой роль денег выполняла взвешивавшаяся медь.
Близость манципации судебному процессу была обусловлена тем, что и в ней, как и при виндикации, речь шла о собственности на вещь, которую устанавливали заново. Но в отличие от виндикации манципации подлежали вещи, квиритская собственность на которые была уже установлена и, поэтому, она не выяснялась судьей, а лишь фиксировалась свидетелями и посредником.
Манципация подвластных – могла осуществляться не только в отношении вещей, но и подвластных людей. Она основывалась на том принципе, что для общества домовладыка выступал в роли собственника своей фамилии. В классическое время его власть над подвластными людьми дифференцировалась в зависимости от качества их лица – рабы были у домовладыки in mancipio, жена – in manu, дети – in potestate. В архаическую же эпоху эта дифференциация была не столь четкой. Достаточно понятна манципация рабов, которые часто называются в источниках термином «манципии», – рабы могли рассматриваться как категория вещей. Но домовладыка мог манципировать и подвластного сына. Этим он передавал сына во временное пользование другому лицу. Согласно установившемуся правилу, только троекратная манципация отцом сына вела к его эмансипации, то есть освобождению от власти домовладыки. Ограничения этого принципа стали появляться еще в царскую эпоху: Нуме Помпилию приписывается закон, запрещающий манципировать женатого сына. К 4 в. до н.э. манципация сыновей домовладыкой из формы реального распоряжения ими превратилась в способ освобождения их от отцовской власти с помощью троекратной продажи.
Одна из римских форм заключения брака – коэмпция – фактически имитировала продажу невесты в жены. Ритуал требовал присутствия весовщика с весами, куска меди и произнесения соответствующей формулы. Проведение ритуала манципации имело целью передачи невесты из-под власти одного домовладыки (ее отца или деда) под власть другого в новую семью (мужу или его отцу). К концу архаической эпохи, однако, уже возникло ограничение в прямой трактовке женщины в качестве имущества. Законы 12 Таблиц зафиксировали так называемое «право трех ночей» (trinoctium). Согласно этому правилу, чтобы избежать установления над собой власти (manus) мужа или его домовладыки, женщина должна была три ночи в году проводить в доме своего отца. Таким способом прерывался годовой срок давности пользования ею со стороны фамилии мужа (в 12 Таблицах – срок давности на движимые вещи устанавливался в один год). Таким образом, манципация невесты уже не превращала ее автоматически в собственность новой фамилии, но давала возможность течь сроку давности. Древнее правило, не различавшее в женщине лицо и вещь, формально сохранялось, но в его рамках появлялась возможность маневрирования. Использование права трех ночей оставляло женщину во власти ее прежнего домовладыки, а отказ от его использования передавал по истечении года ее во власть мужа или его отца.
Архаическое право, допускавшее трактовку свободных людей в качестве категории вещей, проявлялось и в применимости к выдававшимся замуж женщинам такого принципа как сервитут. Сервитут, как известно, это категория вещного права, означавшая право пользования чужими вещами. В данном контексте нас интересуют личные сервитуты, наиболее известными из которых были узуфрукт и узус. Как представляется, в эпоху архаики оба они применялись в отношении женщин. Современные романисты не сомневаются относительно применимости узуса, дававшего мужу ограниченные права на его жену, и считают его одной из форм заключения брака или установления власти над женой. Как категория вещного права, узус сохранял право собственности на вещь за ее хозяином, но передавал владельцу законное право пользования ею, но не ее плодами. В области семейных отношений это могло означать, что женщина оставалась под властью своего отца, но ее муж получал пожизненное право пользования ею. Однако дети, рожденные от такого брака, принадлежали власти собственника, то есть отца их матери, и были свободны от власти своего отца. Узуфрукт, напротив, позволял узуфруктуарию использовать плоды вещи в своих интересах. В браке это означало, что хотя мать детей и оставалась под властью своего отца, ее дети находились под властью ее своего собственного отца и в той фамилии, где они родились. В современной литературе, правда, ничего не пишется о применении узуфрукта к семейно-брачным отношениям. Однако один пример из середины 1 в. до н.э. позволяет предполагать его наличие. Известный поборник старины Катон Утический как-то уступил свою жену Марцию своему другу Квинту Гортензию для рождения детей. После того как Марция родила Гортензию сыновей, она вернулась в дом Катона. Уже век спустя такие порядки были настолько непредставимы для римлян, что авторы начала империи оставляют этот случай без комментариев, конфузясь даже передавать его.
Nexum – это долговое обязательство, совершавшееся в форме манципации, то есть с помощью меди и весов в присутствии пяти свидетелей и весовщика. Предоставление займа как бы принимало форму фиктивной продажи.
Во время заключения сделки манципации могла возникнуть такая ситуация, когда манципируемая (продававшаяся) вещь передавалась покупателю, обряд удара медью по весам совершался, покупатель давал обязательство, подкрепленное клятвой и жертвоприношением, уплатить стоимость полученной вещи, однако деньги или их эквивалент не отдавал сразу. Такой покупатель становился должником – nexus, то есть «связанный обязательством» уплатить деньги, которые должен. В качестве заема выступали только манципируемые вещи – то есть средства производства, необходимые в хозяйстве. Путем манципации неманципируемые вещи не передавались.
Заключение сделки nexum сопровождалось клятвой и предоставлением залога – pignus. Древнейшей формой залога была личность самого должника, который давал клятву расплатиться либо вернуть взятое. Существовали специальные клятвенные формулы заявлений кредитора и должника, называвшиеся нункупацией (nuncupatio). Нарушение клятвы делало должника homo sacer – «посвященным богам» и вело к жертвоприношению должника оскорбленным богам. Некоторые романисты считают, что в более позднее время жертвоприношение было заменено посвящением богам, то есть превращением в рабов бога. Из источников, однако, известно, что ритуальное убийство неоплатных должников было заменено продажей их за пределы римской территории (trans Tiberim). В соответствии с нормами, типичными для первобытных общин, римляне первоначально не могли и не стремились использовать неоплатных должников в качестве рабов или кабальных. Римлянин мог стать рабом только за пределами своей общины, отсюда следовала неминуемая продажа за Тибр.
Первоначально, в Риме ежегодно во время декабрьского праздника Сатурналий производилось ритуальное прощение долговых обязательств, не погашенных до конца года. Те должники, которые по каким-то причинам не подлежали прощению, по прошествии еще 60 дней – то есть в конце февраля, когда заканчивался 12-месячный годовой цикл – продавались за границу. В течение двух зимних месяцев они содержались в подземных эргастулах, как бы имитируя ритуальную смерть, которая совпадала с зимним «мертвым периодом» вегетационного цикла. Позднее кассация долгов стала производиться раз в пять лет – во время очередного lustrum. А еще позднее (в традиции это 399 г. до н.э.) был введен праздник лектистернии – раз в 15 лет, во время которого производилось освобождение должников от обязательств, которые оказались для них слишком обременительными. Только тогда, в конце архаического периода появляется формальная возможность использовать труд должников в хозяйствах кредиторов, которые теперь вместо прежних 60 дней вынуждены были содержать их пять или пятнадцать лет. Это создавало напряженность в отношениях кредиторов и должников, которая периодически прорывалась в насилиях кредиторов над личностью должников и бегстве последних от своих истязателей. Причем должники бежали на Форум и требовали защиты у народа. Ликвидация древней формы nexum, отдававшей личность (а не труд) должника в распоряжение кредитора, произошла по закону Петелия 326 (или 313) г. до н.э. Почти одновременно, в 300 г. до н.э., был принят закон Валерия, запрещавший насилие над личностью римского гражданина без согласия всей римской общины, выраженного в ее решении. С этого времени каждый римский гражданин законным образом приобретал право апеллировать к народному собранию с жалобой на злоупотребления, грозившие его личности.
ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ
Законы 12 Таблиц стали вершиной правового творчества архаической эпохи. Согласно римской исторической традиции, они были записаны в ходе сословной борьбы двумя комиссиями Децемвиров в 451 и 450 гг. до н.э. Записи законов предшествовало посольство римлян в Афины, где они ознакомились с аналогичными законами Солона, принятыми затем за основу. Исследователи отмечают определенную близость ряда положений 12 Таблиц и законодательства Солона 594 г. до н.э. Первые децемвиры записали вначале десять таблиц законов, но затем этого показалось недостаточно и вторая коллегия на следующий год записала еще две таблицы. В традиции эти две таблицы и создавшие их децемвиры описываются в несколько негативном духе. Законы были вырезаны и выставлены на обозрение то ли на медных, то ли на деревянных, то ли из слоновой кости досках. Однако их существование было недолгим. В 390 г. до н.э. во время нашествия галлов, захвативших Рим, доски с законами погибли в огне пожарища, хотя другие святыни римского народа были благополучно укрыты в соседнем городе Цере. Тем не менее, считается, что их текст был восстановлен и, как сообщает Цицерон, даже в его время дети в школе заучивали наизусть эти древние положения. Римские юристы всегда обращались к 12 Таблицам как к высшему авторитету. В классическую и постклассическую эпохи продолжали комментировать сам текст XII таблиц, обращая внимание на различного рода архаизмы и древнейшие значения слов в децемвиральном своде. Даже в эпоху Юстиниана, когда в 534 г. н.э. создавался новый свод римского права, структура Кодекса Юстиниана из 12 книг имитировала структуру Законов 12 Таблиц.
К сожалению, традиция о создании 12 Таблиц была столь сильно модернизирована в 1 в. до н.э., что многое в ней выглядит сомнительным. Как известно, понтифики до конца 4 в. до н.э. не выносили на всеобщее обозрение нормы права, на чем и держался их авторитет в обществе. В 304 г. до н.э. Гней Флавий, помощник знаменитого цензора Аппия Клавдия Цека, опубликовал понтификальные записи dies fasti et nefasti, то есть календаря, в соответствии с которым планировалась общественная жизнь Рима. Этот текст получил название ius Flavianum. Его обнародование вызвало бурю негодования у римской знати против обоих политических деятелей и, вероятно, отразилось на негативном портрете децемвира Аппия Клавдия, предка Цека. Логично предполагать, что первая настоящая публикация древних законов имела место одновременно с публикацией древнего календаря (Фаст), поскольку в записях понтификов они были тесно связаны друг с другом. Вероятно, это произошло между 304 г. и серединой 3 в. до н.э., когда великим понтификом Тиберием Корунканием были опубликованы комментарии к законам. В начале 2 в. до н.э., одновременно с обнародованием первой Римской истории, написанной самими римлянами (Фабий Пиктор), вышла книга римского юриста Элия Пета, содержавшая в себе сами законы XII таблиц, комментарии понтификов к ним и иски. Эта книга была названа Tripertita и стала основой для изучения архаического права последующими поколениями.
Таким образом, использовавшийся в классическую и постклассическую эпохи сборник Законов 12 Таблиц реально восходит приблизительно к 3 в. до н.э. Римская же историческая традиция о записи законов в 451-450 гг. до н.э. была явно обусловлена греческим влиянием, поскольку именно в это время осуществлялась запись афинского гражданского права коллегией 10 стратегов (афинские децемвиры) под руководством Перикла. Традиционное посольство римлян в Афины 454 г. почему-то не обратило внимания на эти законы, а исследовало в качестве образца древние афинские законы Солона, принятые в 594 г до н.э. (то есть за 150 лет до посольства) и существенно устаревшие. Однако один из наиболее известных законов Перикла о гражданстве, признававший гражданами только тех афинян, которые имели гражданами обоих родителей, слишком уж явно напоминает закон 12 Таблиц, запрещавший браки между патрициями и плебеями. Согласно традиции, этот закон был отменен в результате рогации плебейского трибуна Канулея в 445 г. до н.э., именно тогда, когда в Афинах разгорелась ожесточенная борьба, связанная с применением Периклова закона о гражданстве (только граждане были в числе получателей хлеба, присланного из Египта Псамметихом).
Однако в римской традиции о записи 12 таблиц имеется и некое рациональное зерно, существенно, однако, модернизированное в римской исторической литературе 2-1 вв. до н.э. Так, известно несколько вариантов традиции о реформе древнейшего римского календаря. Одни авторы относят реформу ко времени царя Нумы Помпилия, другие – Тарквиния Приска, а третьи – датируют ее временем вторых децемвиров 450 г. , указывая, что она была частью записанного законодательства. Вторые децемвиры, как известно, создали 12 Таблиц законов, а реформа Нумы Помпилия как раз вводила календарь, основанный на 12-месячном годовом цикле (со вставным 13-м месяцем). Первые же децемвиры записали только 10 Таблиц законов, и это известие коррелируется с господством в их правление 10-месячного Ромулова календаря. Таким образом, древнейший римский календарь действительно был тесно связан с архаическим законодательством. Сами децемвиры в архаическую эпоху не могли быть демократическим путем выбранными политическими деятелями, такое их описание в традиции является явным анахронизмом, внесенным авторами после-Гракханской эпохи. Архаические же римские децемвиры – это, скорее всего, руководители 10 курий одной трибы (курионы), имевшие сакральные полномочия и отношение к праву. Поэтому Первый Децемвират по-видимому мог существовать тогда, когда еще не все три трибы вошли в состав римского народа. Вторая триба была создана, как известно, царем Тарквинием Приском, которому приписывается и реформа календаря. Но эта же реформа приписывается и Нуме Помпилию, а многие намеки в традиции можно понимать как указание, что вторая триба состояла из сабинян Тита Тация, которые стали действительной частью римского народа благодаря мудрой политике Нумы Помпилия.
Таким образом, данные о реформе календаря и децемвирах (курионах) группируются вокруг двух условных рубежей в раннеримской истории – 1) возникновения города при царях Ромуле и Нуме и 2) превращении Рима в развитый городской центр при основателе этрусской династии Тарквинии Приске. Вероятно, и запись Законов 12 Таблиц может быть датирована одним из этих рубежей. Какова же его датировка в абсолютных цифрах хронологии – это еще более неясная проблема. Согласно традиции, Нума Помпилий правил в 716 – 673 гг. до н.э., Тарквиний Приск – в 616 – 578 гг. до н.э., а коллегия вторых децемвиров в 450 – 449 гг. до н.э. О причинах появления датировки серединой 5 в. до н.э. мы уже говорили. Правление Нумы Помпилия многими своими чертами напоминает правление Тарквиния Приска и ряд исследователей склоняются к мысли, что история всех первых римских царей была выстроена по аналогии с ранее написанной историей царей этрусской династии. Если согласовывать Законы 12 Таблиц с законодательством Солона, то наиболее подходящей датировкой их может быть правление Тарквиния Приска.
Однако сама ориентация на уподобление римских дат афинским служит предостережением против их принятия за истинные. Влияние греческой историографии на римскую, кроме оценки его в общекультурном аспекте, имело несколько достаточно четко прослеживающихся опорных точек. Одна из них – это творчество сицилийского историка Тимея из Тавромения, который первым написал Римскую историю от основания города до начала Первой Пунической войны. А.Альфельди назвал как-то Тимея «прародителем римской историографии». Перед этим Тимей 50 лет прожил в Афинах, культурное значение которых не могло не отразиться в его труде. Исследователи отмечают в римской традиции о ранних временах Рима серьезные следы заимствований исторических сюжетов из Геродота и Фукидида. Возможно, они восходили уже к творчеству Тимея. Однако и первый римский историк Квинт Фабий Пиктор, написавший Римскую историю (на греческом языке) по прямому поручению Сената, также ориентировался на греческие образцы. Победив Ганнибала, римляне стали самой мощной военной силой в Западном Средиземноморье. Но в то же время они оказались под мощным культурным воздействием греков Кампании, Южной Италии и Сицилии. Более того, они обнаружили, что эти греки имели очень древнюю и славную культуру и историю, которая еще более блестяща у городов Балканской Греции. Естественно, что прямой целью Фабия Пиктора было создание Риму не менее блестящего прошлого. Вероятно, Фабий использовал для выполнения этой задачи отечественные предания и другие источники, но каркас этой истории, ее хронологический хребет (периодизацию) он явно заимствовал из самой блестящей модели – Афинской истории. Вопрос лишь в том, сам он это сделал, или использовал более раннее сочинение Тимея.