Проект Основного закона, 1905 г.

ПРОЕКТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ИЗМЕНЕННЫЙ ЗЕМСКИМ БЮРО
РАЗДЕЛ I. О ЗАКОНАХ.
1. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, издаваемых в порядке, сим основным законом установленном.
2. Законы Империи суть общие, когда действие их распространяется на все пространство Империи, и местные, когда действие оных ограничивается пределами отдельных местностей. Законы местные новым общим законом не отменяются, если в нем именно таковой отмены не постановлено.
3. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме того случая, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее.
4. Все издаваемые законы не должны противоречить положениям сего основного закона.
5. Проекты законов исходят от Императорской власти или от Государственной Думы и не иначе получают силу закона, как по одобрении Государственной Думы и по утверждении Императором за собственноручным Его Величества подписанием.
6. Законы обнародуются во всеобщее сведение правительствующим сенатом посредством напечатания в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.
7. Законодательный постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сего основного закона, или когда таковые постановления нарушают в чем-либо точный смысл сего основного закона (ст. 4).
8. Судебные установления отказывают в применении законодательных постановлений, хотя бы обнародованных в виде законов, когда таковые постановления нарушают своим содержанием точный смысл сего основного закона (ст. 4).
9. По обнародовании закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при не установлении же такового—по истечении двух месяцев со дня напечатания закона (ст. 6).
10. Сила закона равно для всех обязательна.
11. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона.
12. Указы и другие акты Императора, последовавшие в порядке верховного управления, обращаются к исполнению не иначе, как по скрепе государственного канцлера или одного из министров, которые своею скрепою принимают на себя за них ответственность.
13. Образ исполнения законов, поскольку не предопределен в самом закон, может быть устанавливаем указами Императора. Указы, дополняющие закон, могут быть издаваемы лишь в случае, если издание их предусмотрено теми самыми законами, которые означенными указами дополняются.
Таковые указы подлежать обнародованию в порядке, для законов определенном (ст. 6 и 7).
14. Нарушающее законы распоряжение правительственного места или лица не имеет ни для кого обязательной силы. Не приемлется ссылка должностного лица на то, что действие его, нарушившее закон или право отдельных лиц, совершено им по приказанию начальства.
РАЗДЕЛ II. О ПРАВАХ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН.
15. Условия и порядок приобретения и утраты прав российского гражданства определяются законом.
16. Все российские граждане, не взирая на различие их племенного происхождения, веры, или сословного положения, в отношении их политических и гражданских прав равны пред законом.
17. Все российские граждане свободны в исповедании веры. Никто не может быть преследуем за исповедуемые им верования или убеждения, ни понуждаем к соблюдению религиозных обрядов; никому не возбраняется выход и оставление исповедуемой им веры.
18. Отправление богослужения и религиозных обрядов и распространение исповедуемого каждым вероучения свободно, поскольку совершаемый при этом действия не нарушают общих законов.
19. Никто не может подлежать преследованию иначе, как в порядке, законом определенном.
20. Никто не может быть задержан иначе, как по основаниям, определенным в законе.
21. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24-х часов, а в прочих местностях империи не позднее как в течение трех суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти, которая, по немедленном рассмотрении обстоятельств задержания, или освобождает задержанного, или постановляет, с объявлением оснований, о дальнейшем его задержании. Для отдаленных сельских местностей, где соблюдение вышеуказанного срока представится невозможным, он может быть продлен особым законом.
22. Каждый, кому станет известно о задержании кого-либо другого, имеет право заявить с том ближайшему судье, который по такому заявлению исследует наличность законных оснований к задержанию или его продолжению.
23. Никто не может быть судим иным судом, кроме того, которому его деяние во время учинения было по закону подсудно, и подвергнут другому наказанию, кроме того, которое за его деяние во время учинения было законом установлено.
24. Никакие кары, взыскания или ограничения в пользовании правами не могут быть налагаемы на частных лиц какою-либо иною властью, кроме судебной.
25. Без согласия хозяина помещения вход в оное, а равно производство в нем обыска или выемки, допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных.
26. Частная переписка и иная всякого рода корреспонденция не подлежит задержанию, вскрытию и прочтению иначе; как по постановлению судебной власти в случаях и порядке, законом определенных.
27. Каждый волен, не снабжая себя паспортом или иным удостоверением личности, в общих пределах, установленных законом, свободно избирать и менять свое местожительство и занятие, приобретать повсюду имущество, движимое и недвижимое, беспрепятственно перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы.
Законом может быть ограничено право выезда за границу только в видах предупреждения уклонения от отбывания воинской повинности или от суда и следствия.
28. Каждый волен, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иными способами.
29. Никакая цензура не допускается.
30. Все российские граждане вольны собираться как в закрытых помещениях, так и под открытым небом, мирно и без оружия, не испрашивая на то предварительного разрешения.
Условия предуведомления местных властей о предстоящих собраниях, присутствия сих властей на собраниях и обязательного закрытия сих последних, а также ограничения мест для собраний под открытым небом, определяются не иначе, как законом.
31. Все российские граждане вольны составлять общества и союзы в целях, не противных уголовным законам, не испрашивая на то предварительного разрешения.
Условия осведомления власти о составлении обществ и их обязательного, в случаях нарушения ими уголовного закона, закрытия определяются не иначе, как законом.
32. Условия и порядок сообщения обществам и союзам прав юридического лица определяются законом.
33. Все российские граждане имеют право обращаться к государственным властям с ходатайствами по предметам общественных и государственных нужд.
34. Иностранцы пользуются правами, предоставленными российским гражданам, с соблюдением ограничений, установленных в законах.
35. Законом могут быть установлены изъятия из действия статей 21, 27, 28, 30, 31-й настоящего основного закона для лиц, состоящих на действительной военной службе, и для местностей, объявленных на военном положении.
Вне района военных действий военное положение каждый раз может быть вводимо лишь посредством издания о том особого закона на срок не более шести месяцев.
РАЗДЕЛ III. УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
Глава 1. О составе и порядке образования Государственной Думы.
36. Государственная Дума образуется собраниями доверием народа облеченных, избранных от населения лиц, призываемых сим избранием к участию в осуществлении законодательной власти и в делах высшего государственного управления.
37. Государственная Дума разделяется на две палаты: земскую палату и палату народных представителей.
38. Земская палата состоять из государственных гласных, избираемых губернскими земскими или областными собраниями и городскими Думами городов, с населением свыше 100 000 жителей.
39. От губерний и областей с населением до 1 000 000 жителей избирается по два государственных гласных, с населением от 1 000 000 до 2 000 000 – по три, от 2-3-х мил. – по четыре, свыше 3-х мил. – по пяти. От городов с населением от 100 до 200 тыс. жителей избирается по одному государственному гласному; от 200 до 400 тыс. – по два, от 400 тыс. до 1 мил. – по три, свыше 1 мил. – по четыре. Население городов с особым представительством в земской палате выключается из общего счета населения губернии.
40. Государственные гласные избираются из числа лиц, могущих быть народными представителями (ст. 45).
41. Избрание государственных гласных производится в земских собраниях в течение первой очередной их сессии и в городских Думах в одном из первых трех заседаний после обновления их состава; с последовавшим избранием государственных гласных нового состава прекращаются полномочия государственных гласных прежнего состава. В случае выбытия государственного гласного из состава земской палаты земское собрание или городская Дума избирает на его место нового на остающийся срок. Избрание государственных гласных производится закрытою подачею голосов; губернские гласные от городов с особым представительством в земской палате не участвуют в выборе государственных гласных, производимом в земских собраниях; в остальном порядок выборов определяется избирающими собраниями.
42. Палата народных представителей избирается населением посредством всеобщего, равного, прямого и закрытого голосования.
43. Право участия в выборах народных представителей принадлежит каждому российскому гражданину мужского пола, достигшему 25-летняго возраста, за исключением:
1) лиц, состоящих под опекой или попечительством;
2) лиц, объявленных несостоятельными должниками, кроме признанных не частными;
3) лиц, лишенных прав по судебным приговорам, на срок такового лишения;
4) лиц, призреваемых в благотворительных заведениях;
5) лиц, состоящих на действительной военной службе;
6) лиц, занимающих должности губернаторов и вице-губернаторов, чинов прокурорского надзора и полиции.
44. Порядок составления избирательных списков и производства выборов в палату народных представителей определяется избирательные законом.
45 В народные представители могут быть избираемы те же лица, коим принадлежит право участия в выборах, хотя бы они не были занесены в избирательные списки данного округа.
46. Срок полномочий палаты народных представителей каждого состава четырехлетний, считая со дня открытия первого собрания палаты после ее избрания.
47. Указом Императора палата народных представителей может быть распущена и ранее назначенного в ст. 46 четырехлетнего срока.
48. Выборы народных представителей, как общие, так и дополнительные, для замещения отдельных открывшихся в составе палаты народных представителей вакансий, назначаются Императорскими указами на один для всей империи воскресный день. День выборов должен следовать не ранее трех месяцев и не позже шести месяцев по обнародовании указа. В случае досрочного роспуске палаты (ст. 47) в указе о роспуске должен быть назначен вместе с тем и день новых общих выборов, с соблюдением вышеозначенных сроков.
49. В течение трех месяцев пред сроком выборов публичное выставление и распространение составленных в целях предвыборной деятельности от имени лиц, ищущих избрания, или от избирателей, и за подписью сих лиц, программ, обращений и воззваний не подлежит в пределах избирательного округа никаким иным ограничительным условиям, кроме обязательства доставить до приступа к означенному выставлению и распространению местному представителю прокурорского надзора три экземпляра выставляемого или распространяемого произведения.
50. Отведенные палатам за счет государственной казны для занятий здания с прилегающею к ним местностью в черте, установленной особым законом, состоят в исключительном распоряжении самих палат по принадлежности.
Глава 2. О членах Государственной Думы.
51. Звания государственного гласного и народного представителя присваиваются избранным лицам с момента оглашения результатов выборов в место их производства.
52. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих палат. Кто, состоя членом одной из палат, принимает избрание в состав другой палаты, тот тем самым слагает с себя прежние полномочия.
53. По заключении выборов, отказы от званий государственного гласного и народного представителя заявляются письменно председателю подлежащей палаты.
54. Уклонение от отправления обязанностей члена Государственной Думы по званию государственного гласного или народного представителя без прямого отказа от сих званий подлежит рассмотрению и распоряжению каждой из палат по принадлежности.
55. Состоящие на государственной службе, будучи избраны в члены Государственной Думы, не нуждаются в разрешении своего начальства для вступления в ее состав и для явки в ее собрания.
56. Члены Государственной Думы не могут быть жалуемы чинами, орденами или придворными званиями, а также арендами или какими-либо иными имущественными выдачами.
57. Члены Государственной Думы утрачивают свое звание, если, не состоя на Государственной службе, вступают в оную на должность, сопряженную с чинопроизводством или получением от казны какого-либо оклада содержания, или, если, состоя уже на государственной службе, назначаются на должность высшую по классу, либо сопряженную с получением от казны высшего оклада содержания.
Правило настоящей статьи не распространяется на случай назначения члена Государственной Думы министром.
58. Лица, выбывшие из состава Государственной Думы на основании статьи 57, могут восстановить свое положение путем нового избрания их.
59. Кроме смерти и случаев, предусмотренных в ст. 52, 53 и 57, члены Государственной Думы почитаются также выбывшими при наступлении условий, препятствующих избранию (ст. 40, 43 и 45).
60. В своих суждениях и решениях член Государственной Думы не может быть связан наказами или указаниями своих избирателей.
61. Нарушения должного порядка членами Государственной Думы при отправлении ими своих обязанностей в составе ее собраний подлежат рассмотрению и распоряжению каждой из палат по принадлежности.
62. Вне Государственной Думы члены ее не подлежат никакому преследованию или ответственности за поданный при отправлении обязанностей члена Государственной Думы голос, или за выраженные при отправления сих обязанностей суждения.
63. Во время собраний Государственной Думы члены ее не могут быть, без предварительного разрешения подлежащей Палаты, ни привлечены к уголовному следствию и суду, ни подвергнуты домашнему аресту или взятию под стражу по подозрению в совершении преступного деяния, или личному задержанию по несостоятельности, ни вызваны в какой либо суд или иное место в качестве свидетеля или сведущего лица. Из сего исключается лишь тот случай, когда член Государственной Думы будет застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения (п. 1 й ст. 257 уст. угол, суд.), или когда в течение суток по обнаружении признаков преступного деяния (ст. 250 уст. угол, суд.) возникнет против члена Государственной Думы подозрение и основание для принятия против него мер к пресечению способов уклоняться от следствия (ст. 257 уст. угол. суд.). Но и в этих случаях подлежащая палата Государственной Думы должна быть немедленно уведомлена о последовавшем, причем от Палаты, к составу которой принадлежит задержанный член Государственной Думы, зависит утвердить или, наоборот, отменить сделанное распоряжение о задержании.
Возникшее до открытия собрания уголовное производство против члена Государственной Думы, равно как всякого рода лишение его свободы, прерываются на все время собрания, если того потребует подлежащая палата.
64. Члены Государственной Думы получают вознаграждение в размере, определенном законом. Отказ от вознаграждения не приемлется.
Глава 3. О собраниях Государственной Думы.
65. Собрания (сессии) обеих палат открываются, прерываются и закрываются одновременно.
66. Собрания Государственной Думы созываются и закрываются Императорскими приказами.
67. Собрания Государственной Думы созываются ежегодно на третий понедельник октября месяца, если не будет усмотрена надобность в более раннем, в тот год, созыве палат.
После досрочного роспуска палаты народных представителей (ст. 47) собрание Государственной Думы созывается не позднее, как спустя два месяца после срока выборов.
68. Чрезвычайный собрания Государственной Думы созываются по мере надобности.
69. Для открытия и закрытия собрания члены обеих палат соединяются вместе в помещении палаты народных представителей.
70. Если открытие или закрытие собрания не воспоследует в личном присутствии Императора, то собрание открывается и закрывается от имени Его Величества Государственным канцлером.
71. Перерывы в занятиях собрания не могут воспоследовать без согласного постановления о том обеих палат; такие перерывы не могут быть продолжительнее одного месяца.
Палаты не могут постановить о перерыве своих занятий более чем на десять дней, если министрами будет заявлено против того возражение.
Прекращение занятий, обусловленное соблюдением воскресных, праздничных и иных неприсутственных дней, не почитается перерывом собрания.
72. Когда на рассмотрение собрания правительством внесены: роспись государственных доходов и расходов, сметные предположения и отчеты по выполнению росписи или смет, то до полного рассмотрения сих актов палаты не могут представлять Императору о закрытии собрания.
73. Помимо согласного представления обеих палат собрание Государственной Думы, до разрешения всех находящихся на рассмотрении палат дел, может быть закрыто лишь путем роспуска палаты представителей в порядке, указанном в статье 35 сего закона.
Глава 4. О внутреннем устройстве и порядке занятий Государственной Думы.
74. Каждая из палат избирает из своей среды закрытою подачею голосов, на сроки по своему усмотрению, своего председателя, одного или нескольких товарищей председателя и потребное число секретарей. В первом созванном после новых общих выборов собрании, по состоявшемся открытии его, в каждой из палат председательствует, впредь до выбора, член ее, старейший по возрасту; обязанности секретарей, впредь до избрания таковых, отправляются шестью членами, младшими по возрасту.
75. Палатам предоставляется для предварительной разработки подлежащих их рассмотрению дел образовать в своей среде отделы и подготовительные комиссии.
76. Заседания обеих палат происходят публично; но, по предложению председательствующего или десяти присутствующих членов, заседание объявляется тайным, после чего палате сообщаются основания, побуждающие требовать тайного продолжения заседания, о чем палата и постановляет свое решение.
77. Никто не несет ответственности за согласное с действительностью оглашение в печати происходившего в публичном заседании палат.
78. Решения палат постановляются по простому большинству голосов, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 95 и 96. Для действительности постановленного решения необходимо участие в голосовании по крайней мере половины законного числа членов палаты.
Соблюдение этих правил необязательно при выборах должностных лиц палаты (ст. 79) и при распоряжениях, касающихся внутреннего распорядка в палате.
79. Министры, хотя бы они не состояли членами палаты, имеют, по их должности, право присутствовать во всех заседаниях ее и участвовать в обсуждении всех рассматриваемых ею вопросов.
До приступа к голосованию, министру, желающему дать объяснение по содержанию обсуждаемого предмета, не может быть отказано в слове.
80. Высшее заведывание охраною порядка внутри принадлежащих палатам зданий и в прилегающей местности (ст. 50) принадлежит председателям подлежащих палат или, в случае пребывания обеих палат в черте одной и той же местности, одному из председателей по очереди, на время каждого собрания. В распоряжении председателей состоит для сего в потребном числе особая стража, им исключительно подчиненная.
81. Составляемые палатами, каждою в отдельности, наказы определяют дальнейшие подробности их внутреннего устройства и порядка занятий и правила их дисциплинарного устава (ст. 54 и 61).
Глава 5. О предметах ведомства и пространстве власти Государственной Думы.
82. Проекты законов, прежде представления их на усмотрение Императора (ст. 84), предлагаются на обсуждение обеих палат Государственной Думы (ст. 5).
83. Означенные проекты предлагаются Государственной Думе путем внесения их в одну из палат министрами, от имени Императора, или же возникают в среде которой либо из палат по предложению не менее чем 30 членов в палате народных представителей или 15 членов в земской палате. Проект в том виде, в каком он принят в одной из палат, передается в другую. В случае предложения этою последнею поправок он возвращается на рассмотрение палаты, обсуждавшей его первоначально.
84. Одобренные обеими палатами проекты представляются государственным канцлером Императору, располагающему их утверждением.
85. Проекты законов, отклоненные одною из палат Государственной Думы или Императором, не могут быть предлагаемы вновь в течение того же собрания Государственной Думы.
86. Государственные договоры, мирные и торговые, а равно все те, которые сопряжены с установлением для государственной казны обязательств, с изменением границ государственной территории, или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не прежде, как по одобрении их Государственной Думой в законодательном порядке (ст. 82-84).
87. Государственная роспись устанавливается не более, чем на годичный срок, особым законом. Но сумма, отпускаемая из государственной казны в личное распоряжение Императора и на содержание Императорского двора, определяется Государственной Думой в начале каждого царствования и в течение его не может быть изменяема без согласия Императора.
88. Проект государственной росписи предлагается скачала палате народных представителей, от которой, будучи одобрен, передается в земскую палату. Проект росписи, одобренный обеими палатами, представляется Императору (ст. 84).
89. Установление податей, налогов, пошлин и иных сборов, государственных займов, принятие государством гарантий, установление штатов, разрешение государственных сооружений, отчуждение отдельных государственных имуществ или доходов, сложение недоимок и казенных взысканий и вообще, установление всякого рода государственных доходов и расходов, если не предусмотрено государственной росписью, может последовать не иначе, как путем издания особого о том закона.
90. Палатам Государственной Думы предлагаются на их рассмотрение и утверждение все отчеты по исполнению государственной росписи.
91. Палаты Государственной Думы принимают письменные ходатайства; личное представление таковых ходатайств возбраняется.
92. Во время собраний Государственной Думы члены ее имеют право обращаться с запросами как к отдельным министрам, так и к совету министров в целом по предмету образа действий правительства или отдельных правительственных учреждений и должностных лиц. Объяснения по таковым запросам представляются министрами лично подлежащей палате в одном из ее заседаний не позднее определенного палатою срока.
93. Каждая из палат имеет право производить повсеместно расследование чрез посредство избранных ею для того из своей среды комиссий.
94. Учреждение об Императорской фамилии (ст. 82-179 ч. 1 т. I Св. Зак. изд. 1892) в частях своих о степенях родства в Доме Императорском (ст. 82-90), о рождении и кончине членов Императорского Дома (ст. 91-99), о титулах, гербах и прочих внешних преимуществах (ст. 100-199), о гражданских правах членов Императорского Дома (ст. 139-174) и об обязанностях к Императору (ст. 175-179) может быть предметом пересмотра в законодательном порядке не иначе, как по указанию Императора.
Глава 6. Особенные правила.
95. Если проект закона, принятый одною из палат, будет отклонен другою, или если после возвращения проекта в палату, рассматривавшую его первоначально, с поправками другой палаты и после нового обсуждения такого проекта закона в обеих палатах, не последует согласия решений большинства обеих палат, то каждая из палат имеет право решить о передаче проекта на обсуждение общего заседания Государственной Думы. Такое решение считается состоявшимся, если за него будет по дано не менее двух третей законного числа голосов.
96. Исполнение по решению о созыве общего заседания Государственной Думы приостанавливается впредь до возобновления полномочий народных представителей. После сего в течение трех месяцев по открытии собраний палат вопрос о созыве общего заседания Государственной Думы вторично обсуждается палатою, его возбудившей. Если палата большинством двух третей законного числа голосов одобрит прежнее решение, проект закона передается на обсуждение общего заседания Государственной Думы. День общего заседания Государственной Думы назначается по соглашению председателей обеих палат и канцлера. Общие заседания Государственной Думы происходят под председательством одного из председателей палат, что определяется по жребию. Заседание Государственной Думы открывается старейшим по возрасту членом Государственной Думы, который и определяет жребием постоянного председателя и передает ему обязанности. Секретарями общего заседания Государственной Думы состоят секретари обеих палат. Рассмотрению Государственной Думы подлежать лишь вопросы, внесенные в указанном порядке, (ст. 95 и 96) и по решении их заседание объявляется закрытым. Решения общего заседания Государственной Думы принимаются простым большинством голосов и почитаются равносильными согласному решению большинства обеих палат.
97. Если разногласие решений обеих палат последует при обсуждении государственной росписи, и если после вторичного рассмотрения вопроса, возбудившего разногласие, согласие решений большинства палат не будет достигнуто, спорные вопросы вносятся на обсуждение общего заседания Государственной Думы, не выжидая возобновления полномочий народных представителей и без постановления о сем палат. В остальном при решении таких вопросов соблюдается порядок, установленный в ст. 96.
РАЗДЕЛ IV. О МИНИСТРАХ.
98. Государственный канцлер и, по его представлению, прочие министры назначаются указами Императора.
Таковыми же указами означенные лица увольняются от должности.
99. Государственный канцлер председательствует в совещаниях министров; звание государственного канцлера совместимо с управлением одним из министерств.
100. Каждый министр в отдельности ответствует:
1) за свои личные действия или распоряжения;
2) за действия и распоряжения подчиненных ему властей, основанные на его указаниях;
3) за скрепленные его подписью указы и иные акты Императора.
101. Государственный канцлер и прочие министры в совокупности ответствуют перед палатами государственной Думы за общий ход государственного управления.
102. За совершенные при отправлении должности нарушения законов или прав граждан министры подлежать гражданской и уголовной ответственности.
За умышленные нарушения постановлений сего основного закона и за нанесение тяжкого ущерба интересам государства превышением, бездействием или злоупотреблением власти министры могут быть привлекаемы каждою из палат Государственной Думы к ответственности, с преданием суду общего собрания первого и кассационных департаментов правительствующего сената.
103. Помилование осужденного министра может последовать не иначе, как по ходатайству той палаты, постановлением которой он предан суду.
РАЗДЕЛ V. ОБ ОСНОВАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
104. Области, губернии, уезды и волости или соответствующие им деления образуют самоуправляющиеся союзы, именуемые земствами. Города образуют самоуправляющиеся общины.
105. Границы областей, губерний, уездов и городов изменяются в законодательном порядке; границы волостей изменяются земскими, областными и губернскими собраниями.
Города выделяются из волостей в самостоятельные общины; города, имеющие население свыше 100 000 жителей, выделяются из уездов.
106. Местное самоуправление низших союзов имеет быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании. Каждое лицо, имеющее право участия в выборах в палату народных представителей, имеет право такого же участия в местных выборах, если оно прожило в данном месте – уезде или городе – не менее одного года, или в течение того же срока уплачивало местные земские или городские сборы. Собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть избираемы собраниями низших таковых же союзов.
107. Устройства и пределы ведомства земских и городских учреждений определяются законом и, в пределах последнего, постановлениями областных! и губернских земских собраний.
108. Областные и губернские земства могут вступать в соглашения между собой для совместного ведения дел, общих для нескольких губерний. Подобные соглашения могут заключаться на определенный срок, либо без обозначения срока. Устройстве органов для заведывания такими делами предоставляется усмотрению и соглашению земств.
РАЗДЕЛ VI. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.
109. Места и лица, отправляющие правительственную (административную) власть, не могут быть облекаемы судебного властью.
110. Судебный установления не могут быть в подчинении иной власти, кроме судебной.
111. Судьи не могут быть, против своего желания, ни увольняемы, ни перемещаемы, ни устраняемы от исполнения должности, иначе как по постановлению подлежащего суда и по основаниям, в законе определенным.
112. Никакие изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, по роду преступлений, не допускаются, исключая случая, предусмотренного в статье 102-й настоящего закона. Должностные лица за нарушения законов и прав граждан, совершенные при отправлении служебных обязанностей, подлежат судебной гражданской и уголовной ответственности на общем с прочими гражданами основании; для привлечения должностных лиц к суду не требуется ни заключения, ни предварительного согласия их начальства.
113. Никто не устраняется от внесения в списки присяжных заседателей на основании своего имущественного или общественного положения.
Избирательный закон.
1. Настоящий закон применяется ко всей Империи за исключением Печорского уезда Архангельской губернии, Туруханского края Енисейской губернии, Анадырского, Командорского, Петропавловского, Гижигинского и Охотского округов Приморской области, Сахалинского отдела, Березовского и Сургутского округов Тобольской губернии, Памирского участка Ошского уезда Ферганской области и Верхоянского и Колымского округов Якутской области.
2. Избрание народных представителей производится по избирательным округам, по одному представителю на каждый округ.
3. В каждой губернии или области, за выключением в них городов с населением по переписи 1897 года в 50 000 и более жителей, избираются по одному народному представителю, приблизительно на 150 000 лиц наличного населения по переписи 1897 года. Излишек населения в 96 000 и более при исчислении населения губернии или области приравнивается при этом полным 150 000. В губернии или области с населением ниже 150 000 избираете один народный представитель. Каждый город с населением в 50 000 и более составляет самостоятельную избирательную территорию. В таких городах один представитель избирается приблизительно на 100 000 наличного населения по переписи 1897 года. Излишек в 64 000 и более при исчислении народонаселения города приравнивается полным 100 000. В городах с населением менее 100 000 избирается один народный представитель.
Согласно сему общее число народных представителей составляет 840, распределяемых по губерниям, областям и городам, согласно расписанию, приложенному к настоящей статье.
4. Распределение округов производится в законодательном порядке. Каждый избирательный округ не позднее, как за два месяца до выборов, делится для подачи голосов на участки. Разделение округов на участки производится: в губерниях и областях губернскими и областными земскими управами, а в городах, составляющих самостоятельные избирательные территории,—городскими управами.
5. Производством выборов в округах и избирательных участках заведуют комитеты, состоящие из председателя, секретаря и не менее двух членов. Лица эти имеют в комитетах равный голос и назначаются из числа избирателей округа: в городах – городскими управами, в прочих местностях для округов – губернскими земскими управами, а для участков – уездными земскими управами. Обязанности лиц, составляющих комитеты, почетны и бесплатны.
6. В каждом участке составляются для выборов участковыми комитетами при посредстве волостных, уездных и городских управ списки, в которые вносятся лица, имеющие местожительство в участке и права избирателей. В список вносятся: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий и местожительство избирателей. Списки выставляются для обозрения по крайней мере за четыре недели до дня, назначенного для выборов, о чем и публикуется во всеобщее сведение с указанием срока для заявлений об исправлении списков. Заявления об исправлении списков принимаются участковыми комитетами в течение восьми дней по выставлении списков для обозрения. Все такие заявления должны быть рассмотрены комитетом в течение последующих 14 дней, после чего списки заключаются. Правом участия в выборах пользуются лишь лица, занесенный в списки.
При дополнительных выборах, если они имеют место в течение года после последних общих выборов, не требуется ни нового составления, ни выставления для обозрения избирательных списков.
7. Не менее как за неделю до выборов избирателям предоставляется право заявлять письменно имена кандидатов, предлагаемых ими в народные представители. Действительными считаются заявления, подписанные десятью и более избирателями. Заявления подаются или присылаются председателю окружного комитета. На основании этих заявлений составляется список кандидатов, каковой и сообщается окружным комитетом участковым комитетам. Список кандидатов в день выборов должен быть вывешен при входе в помещение для выборов и в самом помещении на видных местах. Лица, не занесенные в этот список, не могут подлежать избранию в народные представители.
8. Выборы и подсчет голосов производится публично. Во все время производства выборов и подсчета голосов в помещении для выборов должно быть на лицо не менее трех членов комитета, в том числе председатель и секретарь, или члены, их заменяющие. О ходе выборов ведется протокол, куда заносятся и все замечания избирателей по поводу выборов.
9. Подача голосов в избирательных участках начинается в 10 час. утра и оканчивается в 8 час. вечера.
10. Перед началом выборов председатель осматривает ящик, предназначенный для опускания избирательных записок, предъявляет его присутствующим для удостоверения в том, что в нем не имеется никаких записок, и затем запирает его и опечатывает печатью избирательного комитета.
11. Выборы производятся каждым избирателем лично опусканием в прорез избирательного ящика закрытого пакета, с вложенным в него листком с именем одного кандидата, за которого подает голос избиратель, но без подписи последнего.
12. От комитета выдаются избирателям пакеты с печатью комитета. Избирательные листки должны быть из белой бумаги и не носить никаких наружных знаков, надписей, замечаний и отметок. В записках должно стоять лишь имя кандидата, написанное или воспроизведенное одним из множительных способов. Одно имя может быть зачеркнуто и заменено другим. Избирательную записку избиратель может изготовить или вне помещения выборов, или в самом помещении. Помещение для выборов должно быть устроено таким образом, чтобы избирателям была предоставлена действительная возможность положить избирательный листок в пакет тайно от комитета и присутствующих при выборах.
13. В 8 час. вечера председатель объявляет подачу голосов законченной. После этого опускание в ящик избирательных листков более не допускается, и комитет приступает к подсчету голосов, причем предварительно подсчитывается число конвертов и сверяется по избирательному списку с числом лиц, подавших голоса и отмеченных на списке, а затем комитет вынимает избирательные листки из пакетов и делает подсчет записанным в них именам.
14. Признаются недействительными и подсчитываются особо:
а) избирательные листки, вложенные в пакет без печати комитета или в пакет, снабженный какой-либо отметкой;
б) избирательные листки не из белой бумаги;
в) избирательные листки с наружными знаками, замечаниями, надписями и отметками;
г) избирательные листки, не заключающие никакого имени или имя, прочесть которое нельзя;
д) избирательные записки, на основании которых нельзя точно установить личность избираемого;
е) избирательные записки, в которых голос подается за лицо, не подлежащее избранию;
ж) избирательные записки, заключенные в один пакет и указывающие на несколько лиц.
Несколько записок, указывающих на одно и то же лицо и заключенные в один пакет, считаются за один голос.
Недействительные листки нумеруются и прилагаются к протоколу.
15. По окончании подсчета голосов и подписаны протокола наличными членами комитета, комитет отсылает в окружной комитет протокол, выборный лист, избирательный список с отметками о лицах, подавших голос, письменные заявления об исправлении списков, письменные протесты по поводу выборов, избирательные листки, против которых заявлен протест, избирательные листки, признанные недействительными.
Примечание. Избирательные листки, не отосланные в окружной комитет, хранятся комитетом запечатанными до признания выборов действительными.
16. Подсчет голосов, поданных по участкам, производится окружным комитетом не позднее как на третий день по получении изо всех участков избирательных протоколов со всеми приложениями (ст. 15).
Для окружного комитета обязательны правила, изложенные в ст. 8 настоящего закона.
17. Избранным считается лицо, за которое подано больше половины всех избирательных листков, признанных действительными окружным комитетом. Если ни одно лицо не сосредоточит на себе простого большинства законно поданных голосов, то выборы признаются несостоявшимися и комитетом назначается перебаллотировка в одно из воскресений, но не позднее, как в третье после объявления результатов выборов в комитете.
18. Результаты выборов провозглашаются председателем комитета в самом заседании. Об избрании комитет письменно уведомляет избранного, отбирая от него письменное заявление о согласии на принятие избрания или об отказе от такового. В случае согласия избранного, выборы почитаются заключенными. В случае отказа производятся новые выборы по прежним избирательным спискам и на тех же основаниях, как первые выборы, в одно из воскресений, но не позднее, как в третье воскресенье после получения отказа. Лицо, принявшее избрание в одном округе почитается отказавшимся от избрания в других округах, где оно избрано.
19. К перебаллотировкам применяются правила, изложенные в ст. 5-18 включительно, причем избранным на перебаллотировки признается лицо, получившее простое большинство голосов, а если такового не окажется, то лицо, получившее относительное большинство законно поданных голосов.
20. Протокол заседания окружного избирательного комитета, со всем выборным производством и приложениями, препровождается в канцелярию палаты народных представителей.
21. Поверка выборов и рассмотрение жалоб на действия избирательных комитетов и признание выборов законно произведенными или подлежащими отмене принадлежит палате народных представителей. Жалобы на действия комитетов и просьбы об отмене выборов приносятся на имя палаты народных представителей в течение семи дней со дня заключения выборов.
22. В развитие правил, изложенных в настоящем законе, издается в законодательном порядке наказ о производстве выборов.
23. Все издержки по производству выборов падают на города и областные и губернские земства по принадлежности, но изготовление и рассылка бланков для избирательных списков и протоколов лежит на обязанности министерства внутренних дел.